Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Chayanda's "fatty" gas

Construction of the "Siberia Power" gas pipeline is an occasion for discussion of the national gas plans

Chayanda's "fatty" gas

The construction of the "Power of Siberia" has begun. Gazprom transgaz Tomsk LLC, which operates gas pipelines and is a construction customer, brought about 60 thousand tons of cargo to Yakutia, some of which will be used for housing construction for builders and production sites. Linear departments of the company were established in Lensky, Olekminsky, Neryungri and Aldan districts.

According to Anatoly Titov, General Director of Gazprom Transgaz Tomsk, in 2015 it is planned to deliver from 400 to 500 thousand tons of cargo - equipment and materials. Particular work will begin on the construction of the gas pipeline, and in four years the first stage will be completed. Drilling geological exploration work continues on Chayanda for many years. In a word, the process is going on - and enough about this.

As for Yakutia as a whole, let's talk about the above two areas of development of the gas industry. The agreement on gasification of settlements Yakut authorities signed with Gazprom in 2008, and in 2009 approved the General scheme of gas supply and gasification of the republic. The essence is simple: Gazprom is building the main outlets from the Siberia Force to populated areas, and the republic is building in-house networks on its own. The gasification will cover Lensky, Olekminsky, Aldansky and Neryungrinsky regions of the republic, the list of settlements is basically coordinated (planned 42 settlements, where more than 135 thousand people live). And it was gasification that became one of the arguments of the government of Yakutia in favor of the need to build a gas processing plant.

Chayandinsky gas, as they say - “fat” - in addition to natural gas contains many components. Thus, if gasification implies that a gas stove with burners will appear in the settlements in each apartment, then from “Power of Siberia” not prepared dried natural gas will go to these cookers, which, for security reasons, will give at least some smell, it is necessary to odor, and the “fat” Chaddish mixture. By the way, having a fairly pronounced own smell. In order for a consumer to get clean dried gas, it is necessary either to build a whole network of plants for drying and preparation, that is, to reduce the already low doubtful profitability to negative values, or to create a large gas-chemical production directly at the outlet from the field.

From this point of view it would be optimal to create gas processing facilities immediately at the outlet from Chayanda in the city of Lensk. The gas pipeline would then have been replaced by pure natural gas, and Yakutia would have acquired gas processing, but it would have been very far from consumers. Lensk is located on the banks of the Lena. Nevertheless, seasonal river delivery of products is carried out to the Ust-Kut transport hub in the Irkutsk region and only then by land routes, primarily railroads, to the end user is a too long shoulder, which lowers the economic efficiency of the project. Therefore, when the signing of the Shanghai contract, it was announced the construction of a gas processing complex in the town of Svobodny in the Amur Region, closer to the customs and the main potential consumer, no questions, no objections and proposals arose. However, in the "fat" Chayandinsk gas there is one more component, according to which everything was not so unambiguous - helium.

Helium Reasons

The government of the republic set forth its arguments in favor of creating helium production in Yakutia both during various meetings with the leadership of the Russian Federation and Gazprom, and, in particular, at the Helium-2014 conference held in October 2014 in Moscow.

What is the point? The Chayandinskoye field is rich in helium, reserves are estimated at over 8 billion cubic meters. Actually, initially the gas-chemical complex in Svobodny should produce commercial helium as well. But the content of this component in Chadinskaya gas is redundant for today's market opportunities. Therefore, an excess of helium will be extracted by membrane technology directly at the field and pumped back into the reservoir.

This is the reasoning of Yakutia. First, as mentioned above, this approach will burn multi-component gas in the gasified settlements of Yakutia and the Amur Region, including a certain amount of helium. Secondly, this puts helium production in dependence on the volatility of the market: where should the commodity helium from the Free market be if the market falls and the storage conditions for helium have their own specifics? Third, with the constant re-injection of helium into the reservoir, its content in the produced "fatty" gas will grow, and accordingly, costs will increase in cost. Proceeding from this, the authorities of Yakutia proposed to locate the helium plant in Lensk and underground storage of helium - under salt deposits, within the Monulakh and Murbay license areas, which are located at 50 km from the city. As for storage facilities, salt covers guarantee the reliability of storage, and the storage itself allows you to make stocks during periods of market downturn, that is, not to stop production, and generally to work for the future. It is not excluded also the option of creating a storage facility in a depleted exhaust gas field, in the future it could become Otradninskoe.



Another argument in favor of the Helium plant in Lensk: in 2015, the immediate implementation of the project "Timir" begins - the creation of a mining and metallurgical complex in the south of Yakutia (the EVRAZ group). On the basis of iron ore deposits "Taezhnoe" and "Desovskoye" a metallurgical plant will be built, which, in turn, will become a consumer of helium, used in metallurgy as a protective inert gas for the smelting of pure metals.

In addition, Lensk is a river port, and in the case of helium, which has specific requirements for transportation, it provides more convenient conditions for its export, including taking into account the development prospects of the Northern Sea Route. At the same time, in the long term up to 2030, the development of highways is planned, which will connect Lensk with the federal network for the shortest distance through the Irkutsk region.

For Yakutia - not yet a point

Anatoly Titov, Director General of Gazprom Transgaz Tomsk, answering journalists ’questions in Yakutsk in December 2014, where an agreement was signed between the republic’s government and the company, said that all processing of Chajdinsky gas going through Power of Siberia would be located in Amur region. Excess helium is planned to be extracted using membrane technology with reverse injection.

Does this answer set a decisive point in the issue of creating Yakut gas processing? Concerning Chayandinskogo gas - it is possible. Although, at least, the proposal to create a helium storage of its relevance still does not lose, and this topic can still be returned later.

It is also necessary to understand that the development of Chayanda and the construction of the "Power of Siberia", of course, opened a large window of opportunity for Yakutia. However, for the republic, it was the Chainda raw materials that didn’t have a wedge in gas processing. As Industry Minister of Yakutia Andrei Panov said, he sees the main prospects for the development of the gas industry in the republic in the capacity utilization of the central gas region based on the Srednevilyuiskoye field.

The Srednevilyuyskoye field began to be developed in the 60s of the last century, Yakutsk became the main consumer of its gas, which is home to a third of the population of the republic, located YGRES, CHP and other industrial consumers, including the cement plant 100 kilometers from Yakutsk.

With the extensive gasification program of the past decade, the length of the gas transportation system that is isolated has significantly increased, but the gasified small villages did not bring a large increase in consumption, that is, the growth in consumption was disproportionately shortened in the length of the gas pipelines, the profitability of gas transportation fell significantly. Thus, for today, gas consumption from the Srednevilyuiskoye field is about 1.5 billion cubic meters per year, but it can be increased at least by half. This requires a large industrial consumer, in other words - a gas processing plant, there are no other prospects for such a serious increase in consumption.

Plans for the creation of gas processing in central Yakutia have long been hatched, projects have been proposed and offered different. The most relevant for today is connected with TSEER "Zarechie", and this is already a separate interesting question, which we will talk about next time.

July 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Жирный» газ Чаянды

Строительство газопровода «Сила Сибири» - повод для обсуждения республиканских газовых планов

«Жирный» газ Чаянды

Строительство «Силы Сибири» начато. ООО «Газпром трансгаз Томск», занимающееся эксплуатацией газопроводов и являющееся заказчиком строительства, завезло в Якутию порядка 60 тыс. тонн грузов, часть из которых пойдет на обустройство жилья для строителей и производственных участков. Созданы линейные управления компании в Ленском, Олекминском, Нерюнгринском и Алданском районах.

Как сообщил генеральный директор «Газпром трансгаз Томск» Анатолий Титов, в 2015 году планируется завезти от 400 до 500 тыс. тонн грузов - оборудования и материалов. Начнутся конкретные работы по строительству газопровода, и через четыре года будет завершен первый этап. Буровые геолого-разведочные работы продолжаются на Чаянде далеко не первый год. Одним словом, процесс идет - и хватит об этом.

Что касается Якутии в целом, поговорим об обозначенных выше двух направлениях развития газовой отрасли. Договор о газификации населенных пунктов якутские власти подписали с «Газпромом» еще в 2008 году, а в 2009-м была утверждена Генеральная схема газоснабжения и газификации республики. Суть проста - «Газпром» строит магистральные отводы от «Силы Сибири» до населенных пунктов, а республика своими силами строит внутрипоселковые сети. Газификация охватит Ленский, Олекминский, Алданский и Нерюнгринский районы республики, список населенных пунктов в основном согласован (планируется 42 населенных пункта, где проживает свыше 135 тыс. человек). И именно газификация стала одним из аргументов правительства Якутии в пользу необходимости строительства газоперерабатывающего завода.

Чаяндинский газ, что называется - «жирный» - помимо природного газа содержит много компонентов. Таким образом, если газификация подразумевает, что в населенных пунктах в каждой квартире появится газовая плита с конфорками, то из «Силы Сибири» в эти плиты пойдет не подготовленный осушенный природный газ, который, чтобы придать ему в целях безопасности хоть какой-то запах, приходится одорировать, а «жирная» чаяндинская смесь. К слову сказать, имеющая достаточно выраженный собственный запах. Чтобы потребителю шел чистый осушенный газ, надо либо строить целую сеть заводов для осушки и подготовки, то есть сводить и так невысокую сомнительную рентабельность к отрицательным значениям, либо создавать большое газохимическое производство прямо на выходе с месторождения.

С этой точки зрения было бы оптимальным создать газоперерабатывающие мощности сразу на выходе с Чаянды в городе Ленске. В газопровод тогда бы пошел уже чистый природный газ, а Якутия обзавелась бы газопереработкой, но она была бы очень далеко от потребителей. Ленск расположен на берегу Лены. Тем не менее, сезонная речная доставка продукции осуществляется до Усть-Кутского транспортного узла в Иркутской области и только потом наземными путями, в первую очередь железнодорожными, до конечного потребителя - это слишком длинное плечо, понижающее экономическую эффективность проекта. Поэтому, когда после подписания шанхайского контракта, было заявлено о строительстве газоперерабатывающего комплекса в городе Свободный Амурской области, поближе к таможне и основному потенциальному потребителю, ни у кого вопросов, возражений и предложений не возникло. Однако в «жирном» чаяндинском газе есть еще один компонент, по которому все было не так однозначно, - гелий.

Гелиевые доводы

Свои доводы в пользу создания в Якутии гелиевого производства правительство республики излагало как в ходе разнообразных совещаний с руководством РФ и «Газпрома», так, в частности, и на конференции «Гелий-2014», прошедшей в октябре 2014 года в Москве.

В чем суть? Чаяндинское месторождение богато гелием, оценка запасов - свыше 8 млрд кубометров. Собственно, изначально газохимический комплекс в Свободном должен производить в том числе и товарный гелий. Но содержание этого компонента в чаяндинском газе избыточно для сегодняшних возможностей рыночной реализации. Поэтому избыток гелия будет по мембранной технологии извлекаться прямо на месторождении и закачиваться обратно в пласт.

Вот на этом и строилась аргументация Якутии. Во-первых, как уже говорилось выше, при таком подходе в газифицированных населенных пунктах Якутии и Амурской области будет сжигаться многокомпонентный газ, включающий определенное количество гелия. Во-вторых, это ставит гелиевое производство в зависимость от волатильности рынка: куда девать товарный гелий из Свободного, если рынок упадет, а условия хранения гелия имеют свою специфику? В-третьих, при постоянной обратной закачке гелия в пласт его содержание в добываемом «жирном» газе будет расти, соответственно, будут нарастать издержки в себестоимости. Исходя из этого, власти Якутии предложили расположить гелиевый завод в Ленске и подземные хранилища гелия - под соляными отложениями, в пределах Монулахского и Мурбайского лицензионных участков, которые расположены в 50 км от города. Что касается хранилищ, то солевые крышки гарантируют надежность хранения, а само хранилище позволяет делать запасы в периоды спада рынка, то есть не останавливать производство, да и вообще работать на будущее. Не исключается также вариант создания хранилища в истощенном отработанном газовом месторождении, в будущем им могло бы стать Отраднинское.

Еще один аргумент в пользу гелиевого завода в Ленске: в 2015 году начинается непосредственная реализация проекта «Тимир» - создание горнометаллургического комплекса на юге Якутии (группа «ЕВРАЗ»). На базе железорудных месторождений «Таежное» и «Десовское» будет построен металлургический комбинат, который, в свою очередь, станет потребителем гелия, используемого в металлургии в качестве защитного инертного газа для выплавки чистых металлов.

Кроме того, Ленск - речной порт, и в случае с гелием, у которого специфические требования к перевозке, это дает более удобные условия для его вывоза, в том числе с учетом перспективы развития Северного морского пути. При этом в перспективе до 2030 года предполагается развитие автомобильных дорог, которые свяжут Ленск с федеральной сетью по кратчайшему расстоянию через Иркутскую область.

Для Якутии — еще не точка

Генеральный директор «Газпром трансгаз Томск» Анатолий Титов, отвечая на вопросы журналистов в Якутске в декабре 2014-го, где было подписано соглашение между правительством республики и компанией, сказал, что вся переработка чаяндинского газа, идущего по «Силе Сибири», будет расположена в Амурской области. Излишки гелия планируется извлекать по мембранной технологии с обратной закачкой.

Ставит ли этот ответ решительную точку в вопросе создания якутской газопереработки? Относительно чаяндинского газа - возможно. Хотя, как минимум, предложения относительно создания гелиевого хранилища своей актуальности все равно не теряют, и к этой теме еще можно будет вернуться позднее.

Необходимо также понимать, что разработка Чаянды и строительство «Силы Сибири», конечно, открыли большое окно возможностей для Якутии. Однако для республики на газопереработке именно чаяндинского сырья свет клином не сошелся. Как сказал министр промышленности Якутии Андрей Панов, основные перспективы развития газовой отрасли республики он видит в загрузке мощностей центрального газового района на базе Средневилюйского месторождения.

Средневилюйского месторождение начали разрабатывать в 60-х годах прошлого века, основным потребителем его газа стал Якутск, в котором проживает треть населения республики, расположены ЯГРЭС, ТЭЦ и другие промышленные потребители, к которым можно отнести и цементный завод в ста километрах от Якутска.

С обширной программой газификации прошлого десятилетия значительно увеличилась протяженность газотранспортной системы, которая является изолированной, но при этом газифицированные небольшие села не принесли большого увеличения потребления, то есть рост потребления был непропорционально мал увеличению протяженности газопроводов, рентабельность газотранспортировки существенно упала. Таким образом, на сегодня потребление газа с Средневилюйского месторождения составляет порядка полутора млрд кубометров в год, но его можно увеличить, по крайней мере, вдвое. Для этого нужен крупный промышленный потребитель, проще говоря — газоперерабатывающий завод, других перспектив такого серьезного наращивания потребления не видно.

Планы по созданию газопереработки в центральной Якутии вынашиваются давно, проекты предлагались и предлагаются разные. Наиболее актуальный на сегодняшний день связан с ТОСЭР «Заречье», а это уже отдельный интересный вопрос, о котором мы поговорим в следующий раз.