Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Золото Явы

Торгово-промышленное сотрудничество России и Индонезии

Золото Явы

EastRussia.ru продолжает публиковать серию материалов об экономических взаимоотношениях России и ее соседей по Тихоокеанскому региону. На очереди – Индонезия.

Индонезия уже давно является одним из ключевых игроков региона. Страна в сравнении со своими региональными соседями уступает по численности населения (более 245 млн человек) и площади (почти два млн кв. км) только Китаю. Если учесть, что политически она остается более-менее стабильной довольно долгое время, подобное позиционирование страны-архипелага не будет казаться неожиданным. Кроме того, Индонезия имеет девятый ВВП в мире по данным Всемирного Банка (2,388 триллиона долларов в 2013 году; Россия на шестом месте, ее ВВП составляет 3,461 триллиона долларов).

Безусловно, сотрудничество с таким гигантом, к тому же входящим в АСЕАН, не может не интересовать Россию. Каковы основные отрасли сотрудничества?

В первую очередь, российско-индонезийские торговые отношения концентрируются вокруг оружейных контрактов. В этой сфере сотрудничество продолжается уже долгое время – с 2003 года. Индонезия покупала у РФ истребители СУ-27 и СУ-30, вертолеты МИ-35 и МИ-17, а также боевые машины пехоты, бронетранспортеры, автоматическое оружие и боеприпасы, так что структуру оружейного экспорта нельзя назвать однобокой и сконцентрированной только на авиации. В противном случае это могло бы представлять проблему в силу того, что продукция российских авиастроительных заводов сталкивается со все большой конкуренцией, даже на таком вроде бы традиционном для России рынке, как Индия. Вся эта активность на рынке вооружений приправлена соусом из антитеррористического сотрудничества (пускай и в многосторонних договорах) в рамках АСЕАН.

Совершенно однозначно, что продажи вооружений в Индонезию сохранят свою долю в общем объеме российско-индонезийской торговли. Важность этого взаимодействия подчеркивает существование такого органа, как Деловой совет по сотрудничеству с Индонезией, осуществляющего деятельность с 2009 года. В 2011 году общий объем торговли составлял 1.8 млрд долларов, 2.8 млрд в 2012 году, а недавно было принято обоюдное решение довести товарооборот до пяти млрд долларов к 2015 году. В связи с долгожданным вступлением России в ВТО эта цифра кажется вполне реальной,  в том числе из-за того что количество таможенных процедур будет двигаться в сторону уменьшения.

К концу же текущего года торговый баланс должен достичь отметки в три млрд долларов. В рамках тенденций российско-индонезийской торговли это соглашение выглядит весьма оправданным и своевременным. Так, по словам российского посла в Индонезии Михаила Галузина, в 2013 году объем торговли вырос на 13 процентов только за первые семь месяцев (в сравнении с предыдущим годом). «За последние пять лет в среднем товарооборот увеличивался каждый год почти на 30 процентов», – сказал индонезийский министр экономики Хатта Раджаса.

В контексте этого расширения решения и контракты, достигнутые при недавнем визите в Индонезию большой делегации российских чиновников и представителей крупных государственных и частных компаний в рамках двустороннего форума по инвестиционным стратегиям, представляют серьезный интерес и дают ответ на вопрос, в каких еще сферах будет развиваться сотрудничество между двумя странами, и, соответственно, раскрывают перед нами всю широту перспектив, которые мы и хотим рассмотреть в данном материале.

Сам факт проведения таких консультаций говорит о том, что сотрудничество планируется именно в долгосрочной перспективе. Во взаимоотношениях между странами задействованы действительно стратегически важные компании – своих представителей в Джакарту прислали КАМАЗ, РУСАЛ, РЖД, «Норильский никель». Также во встрече участвовал вице-премьер Дмитрий Рогозин, заявивший, что Россия видит большой потенциал в расширении товарооборота и экономического сотрудничества с Индонезией. С индонезийской стороны одним из партнеров выступит «Arbaya Energi», которая является частью бизнес-группы, подконтрольной главе индонезийской Палаты торговли и индустрии, так что можно с полной уверенностью говорить, что российскому бизнесу обеспечен режим наибольшего благоприятствования.

Очевидно, российские компании прекрасно чувствуют твердую почву под ногами – РЖД готова инвестировать до двух млрд долларов в строительство железной дороги на Восточном Калимантане, КАМАЗ – до трех, включая постройку собственного завода на территории страны, а общий объем инвестиций в нынешнем году может составить до шести млрд долларов.

Сотрудничество не ограничивается машиностроением и экспортом вооружений. Активно осваивают индонезийский рынок «Норникель» и РУСАЛ. Главной победой за последнее время стало принятие нового закона, в соответствии с которым будет запрещен экспорт боксита и никелевой руды – закон был пролоббирован именно российскими компаниями, которые разыграли карту отказа от инвестирования. Это привело к росту цен на алюминий и никель, что, само собой, сыграло на руку «Норильскому никелю» и РУСАЛу.

Это подводит к двум соображениям. Во-первых, в силу крупных инвестиций, сотрудничество России и Индонезии видится не только перспективным, но и долгосрочным. Такой большой рынок, особенно при потенциальном сужении экономического пространства для российских компаний в связи с санкциями, не может оставаться без внимания, и, безусловно, объем торговли и инвестиций будет только расти. Во-вторых, история с непосредственным влиянием российских компаний на законодательство страны в выгодном для себя ключе говорит о том, что на этом рынке Россия уже является одним из важнейших игроков и в будущем это присутствие будет расширяться, расти и приносить серьезные доходы.

Предыдущий материал серии – "Трудовые резервы"  – посвящен КНДР.