Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Golden hands" just do not grow so

Position ASI: competitions of young professionals and children's technoparks are designed to stimulate the growth of human resources in Primorye and the Far East in general

The development of the economy in Primorsky Krai is seriously hampered by the lack of demand by the local industrial business of those personnel that are supplied by regional vocational education institutions. Why? The participants of the “round table” that took place on March 31 in Vladivostok on the initiative of the Far Eastern Representation of the Agency for Strategic Initiatives (ASI) tried to answer this question.

"Golden hands" just do not grow so
The event was specially timed to the regional final championship (Russian semifinal)

WorldSkillsRussia standards (WorldSkills is an international non-profit movement aimed at enhancing the prestige of working professions and developing vocational education by holding relevant championships in countries and regions where young professionals from different industries compete in professional skills).

Why seaside business is cold to WorldSkills?

“Far Eastern WorldSkills will be held in Khabarovsk from 21 to 24 in April. A total of at least 500 people will participate. More than two hundred students at technical colleges and vocational schools will demonstrate their skills in 42 competencies. And with the help of a round table in Vladivostok - bringing together representatives of business, government and educational institutions - we want to maximally announce this championship, to attract the attention of Primorye businessmen to it. So they go and see what kind of golden hands and bright heads could work for them.

Alas, with the exception of a few large industrial enterprises of the region, others, smaller ones, are not active customers of the personnel graduated from our system of professional education. Meanwhile, among these guys there are real virtouzi of the business. For example, welders (Primorye traditionally strongly welding school). And when representatives of foreign companies see their level of excellence - on the same WorldSkills championships - they tear off their arms and legs to work in international corporations of world renown, ”she noted just before the start of the round table in an interview with the correspondent. ER Olga Kurilova, Head of ASI Representative Office in the Far Eastern Federal District.

The discussion itself resulted in a very lively discussion, during which several interesting and very useful theses (from the point of view of recommendations to the regional leadership and business) were heard.

Thus, according to the deputy director of the Primorsky Territory Education and Science Department, Ekaterina Chernivtskaya, taking part in the WorldSkills contests is very expensive for the regional budget (despite the fact that Primorye authorities support these championships and recognize their need both at the federal and regional levels).

“But in our region there is such a situation that, as a rule, all costs (and they are very big) associated with the equipment of competitive places and so on - are borne by the region, and not companies that seem to be the most interested party.

The region, represented by our department, invests in the creation of training and certification centers, centers for advanced training, thorough training of WorldSkills participants and other professional competitions. But a number of enterprises often refuse young specialists graduated from our professional education institutions. Say, your young people come out with a third degree diploma, and we need specialists of the fifth and sixth. Or: they, they say, are not ready to work on our modern equipment, etc., ”complained Yekaterina Chernovitskaya.

In response, some business representatives argued in the spirit that they have an internal corporate training system that has been debugged for years and it would be unreasonable to change it to a state system.

And the director of the Ekolos group of companies (production of sewage treatment plants), Alexey Burdyuk, argued that it was not profitable to place production in Primorye: “Energy, transport, production costs are on average 20% higher here than in central Russia. That's why production personnel is not particularly in demand here. The entire local economy is focused mainly on trade. ”

Evgeny Makarov, Deputy Managing Director of the Arsenyev Aircraft Manufacturing Company Progress, presented a positive example of the optimal combination of corporate and state system for the training of technical personnel: “We have a branch of the Far Eastern Federal University in the city, with the Aviation College. And on this basis we are preparing both engineering specialists for our company and mid-level specialists. Plus, within the enterprise itself, a training center and an institute such as mentoring successfully work when experienced masters pass on their skills to students ... ”.



From techno toys to techno-discoveries

Another lively topic for discussion was the ASI initiative, such as the “New model of additional education for children” (the goal is to involve as many children as possible in engineering and research activities so that, as adults, they link their professional future with it). The model has already begun to be implemented in a number of subjects of the Russian Federation - in particular, in the Khabarovsk Territory - in the form of so-called children's technology parks. In some ways, they are counterparts of Children's Art Centers or Pioneer Houses during Soviet times, but the emphasis is on the technical component. In such technology centers, a schoolchild can receive (at the expense of the state and interested enterprises) additional education in such areas as: cyberphysics, auto-, cosmo-, aero-modeling, neuro-, biotechnology, programming, etc.

Olga Kurilova and Ekaterina Chernovitskaya, in the framework of the “round table”, called for the earliest possible introduction of this practice in Primorye.

Dmitri Alekseev, the general director of the network of digital DNS stores (partly, with his holding company the Children's Center for Robotics Development has been operating for more than two years) partially objected to them. He admitted that he did not like the name of the "technopark". And he would prefer that these were schools of interest, not only technically oriented, but also other: ballet, musical, artistic, economic, etc. In addition, Alekseev does not yet see how the technoparks could have removed the problem of leaving the land of talented and engineer-educated youth. Rather, on the contrary.

And Elena Novikova, the director of the NOU "Asia-Pacific School", as a whole, questioned the need to push the child into the framework of some specialization from an early age. In her opinion, in childhood it is necessary to lay the foundations of humanitarian education in it, the ability to build social ties. And all professional will follow at an older age.

Profession: there is where to grow ...

Despite quite understandable disagreements, the participants in the discussion came to the general conclusion that such an aspect as industrial and technical education plays an extremely important role at the present stage of Russia's development. And Primorye has a lot to grow in this regard. So, last year the regional share of graduates in industrial production, agriculture, construction, transport and communications from the total number of employed in these sectors turned out to be one of the lowest in the country - only 1,64%.

At the same time, the regional policy in the sphere of vocational education is built on the basis of the "Strategy for the socio-economic development of Primorsky Krai to the year of 2020" and provides for the creation of innovative clusters in the agrarian sector, engineering and shipbuilding, petrochemistry, and energy. The cluster approach in vocational education in Primorye is implemented within the framework of the agreements on social partnership.

Thus, a very effective cooperation with the enterprises of the Far Eastern Shipbuilding and Shiprepairing Center (a subsidiary holding of the United Shipbuilding Corporation) has been established. In vocational guidance work, the enterprise is at the forefront, - Ekaterina Chernovitskaya stresses, - for which the Far Eastern Shipbuilding College trains working cadres and middle-level specialists. Schoolchildren and their families are provided with complete information on the possibility of obtaining a demanded education with the support of the employer and subsequent employment with the enterprise.

The same practice of interaction between colleges has developed with the network of energy companies, with the "Post of Russia", the Pacific Bridge-Building Company, the Primsncontract and the enterprises of Rosneft.

In addition, there are a large multi-level college in the region (it trains qualified workers and middle-level specialists), as well as an autonomous energy college with two levels of personnel training. Both are equipped with the most modern training equipment and practice bases.

In total, in the regional vocational education system at the beginning of 2016, there are 30 institutions, of which 26 is of a technical direction. About 40 of thousands of young people study there.
What happened in the Far East in a week and who benefits?
Exclusive analytics from EastRussia - every Tuesday in your inbox

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Золотые руки» просто так не вырастают

Позиция АСИ: конкурсы молодых профессионалов и детские технопарки призваны стимулировать рост кадровых ресурсов в Приморье и на Дальнем Востоке в целом

Развитию экономики в Приморском крае серьезно препятствует невостребованность местным промышленным бизнесом тех кадров, что поставляют региональные учреждения профессионального образования. Почему? На этот вопрос попытались ответить участники «круглого стола», состоявшегося 31 марта во Владивостоке по инициативе Дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ).

«Золотые руки» просто так не вырастают
Мероприятие специально было приурочено к региональному финальному чемпионату (российскому полуфиналу)

рабочих профессий по стандартам WorldSkillsRussia (WorldSkills — международное некоммерческое движение, нацеленное на повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем проведения соответствующих чемпионатов в странах и регионах, где молодые специалисты разных отраслей соревнуются между собой в профессиональных навыках).

Почему приморский бизнес холоден к WorldSkills?

«Дальневосточный WorldSkills пройдет в Хабаровске с 21 по 24 апреля. В нем в общей сложности примут участие не менее 500 человек. Более двухсот учащихся технических колледжей и профессиональных училищ продемонстрируют свои навыки по 42 компетенциям. И с помощью круглого стола во Владивостоке — объединяющего представителей бизнеса, власти и образовательных учреждений — мы хотим максимально анонсировать данный чемпионат, привлечь к нему внимание бизнесменов Приморья. Чтобы они поехали и посмотрели, какие золотые руки и светлые головы могли бы у них работать.

Увы, за исключением нескольких крупных промышленных предприятий края, другие, менее крупные, не являются активными заказчиками кадров, выпускаемых нашей системой профессионального образования. Между тем, среди этих ребят есть настоящие виртоузы своего дела. Например, сварщики (Приморье традиционно сильно сварочной школой). И когда представители иностранных компаний видят уровень их мастерства — на тех же чемпионатах WorldSkills — они с руками-ногами отрывают их для работы в международных корпорациях с мировым именем», — заметила перед самым началом «круглого стола» в беседе с корр. ER Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в Дальневосточном федеральном округе.

Само обсуждение вылилось в крайне оживленную дискуссию, в ходе которой прозвучало несколько интересных и весьма полезных (с точки зрения рекомендаций краевому руководству и бизнесу) тезисов.

Так, по утверждению заместителя директора департамента образования и науки Приморского края Екатерины Черновицкой участие в конкурсах WorldSkills — весьма дорогое для краевого бюджета мероприятие (несмотря на то, что власти Приморья поддерживают эти чемпионаты и признают их необходимость как на федеральном, так и региональном уровнях).

«Но у нас в крае сложилась такая ситуация, что, как правило, все затраты (а они очень немаленькие), связанные с оборудованием конкурсных мест и прочее — несет край, а не предприятия, которые вроде бы должны выступать наиболее заинтересованной стороной.

Край — в лице нашего департамента — вкладывается в создание учебных и сертификационных центров, центров по повышению квалификации, тщательную подготовку участников WorldSkills и других профессиональных конкурсов. Но ряд предприятий часто отказываются от молодых специалистов, выпускаемых нашими учреждениями профессионального образования. Дескать, ваши молодые люди выходят с дипломом третьего разряда, а нам нужны специалисты пятого-шестого. Или: они, дескать, не готовы работать на нашем современном оборудовании и т.п.», — посетовала Екатерина Черновицкая.

В ответ на это некоторые представители бизнеса возразили в том духе, что у них налажена внутрикорпоративная система подготовки кадров, которая отлаживалась годами и было бы неразумно ее менять на государственную.

А директор группы компаний «Эколос» (производство очистных сооружений) Алексей Бурдюк аргументировано заметил, что в Приморье размещать производство вообще не выгодно: «Энергетические, транспортные, производственные издержки здесь в среднем на 20% выше, чем в средней полосе России. Оттого и кадры производственные здесь не особенно востребованы. Вся местная экономика ориентирована, в-основном, на торговлю».

Позитивный пример оптимального сочетания корпоративной и государственной системы подготовки технических кадров привел заместитель управляющего директора Арсеньевской авиастроительной компании «Прогресс» Евгений Макаров: «У нас в городе действует филиал Дальневосточного федерального университета, при нем Авиационный колледж. И на этой базе мы готовим как инженерных специалистов для нашего предприятия, так и специалистов среднего звена. Плюс внутри самого предприятия успешно работает учебный центр и такой институт как наставничество, когда опытные мастера передают свои навыки ученикам...».



От техноигрушек до технооткрытий

Другой оживленной темой для дискуссии стала такая инициатива АСИ, как «Новая модель дополнительного образования детей» (цель — вовлечь как можно больше детей в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность, чтобы, став взрослыми, они связали с ней свое профессиональное будущее ). Модель уже начала воплощаться в жизнь в ряде субъектов РФ — в частности, в Хабаровском крае — в виде так называемых детских технопарков. В чем-то они — аналоги Центров детского творчества или Домов пионеров во времена СССР, но акцент сделан на техническую составляющую. В таких техноцентрах школьник может получить (за счет государства и заинтересованных предприятий) дополнительное образование по таким направлениям как: киберфизика, авто-, космо-, аэромоделирование, нейро-, биотехнологии, программирование и др.

Ольга Курилова и Екатерина Черновицкая в рамках «круглого стола» выступили за скорейшее внедрение этой практики в Приморье.

Им, отчасти возразил, Дмитрий Алексеев, генеральный директор сети цифровых магазинов DNS (кстати, при его холдинге уже более двух лет действует детский Центр развития робототехники). Он признался, что название «технопарки» ему не очень нравится. И он бы предпочел, чтобы это были школы по интересам, причем не только технически ориентированные, но и прочие: балетные, музыкальные, художественные, экономические и т.д. К тому же Алексеев не видит пока, каким образом технопарки могли бы снять проблему отъезда из края талантливой и подкованной в инженерном плане молодежи. Скорее, наоборот.

А директор НОУ «Азиатско-Тихоокеанская школа» Елена Новикова в целом поставила под сомнение необходимость с ранних лет заталкивать ребенка в рамки какой-то специализации. По ее мнению, в детские годы необходимо заложить в него основы гуманитарного воспитания, умения выстраивать социальные связи. А все профессиональное приложится в более старшем возрасте.

Профообразование: есть, куда расти...

Несмотря на вполне объяснимые разногласия, участники дискуссии пришли к общему выводу, что такой аспект, как индустриально-техническое образование играет исключительно важную роль на современном этапе развития России. И Приморью в этом плане есть куда расти. Так, по итогам прошлого года краевая доля выпускников в промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи от общего числа занятых в этих секторах оказалось одной из самых низких по стране — всего 1,64%.

Вместе с тем региональная политика в сфере профобразования строится на основе «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2020 года» и предусматривает создание инновационных кластеров в аграрном секторе, машиностроении и судостроении, нефтехимии, энергетике. Кластерный подход в профессиональном образовании в Приморье реализуется в рамках договоров о социальном партнерстве.

Так, налажено весьма эффективное сотрудничество с предприятиями Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (дочерний холдинг Объединенной судостроительной корпорации). При профориентационной работе во главе угла стоит предприятие, — подчеркивает Екатерина Черновицкая, — для которого Дальневосточный судостроительный колледж готовит рабочие кадры и специалистов среднего звена. Школьникам и их семьям предоставляется полная информация о возможности получения востребованного образования при поддержке работодателя и последующего трудоустройства на предприятие.

Такая же практика взаимодействия колледжей сложилась и с сетевыми энергетическими компаниями, с «Почтой России», Тихоокеанской мостостроительной компанией, Примснабконтрактом и предприятиями «Роснефти».

Кроме того, в крае действуют: крупный многоуровневый колледж (готовит квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена), а также Автономный энергетический колледж с двумя уровнями подготовки кадров. Оба оснащены самым современным учебным оборудованием и базами практик.

Всего в краевой системе профобразования на начало 2016 года значатся 30 учреждений, из них 26 — технического направления. В них обучаются около 40 тысяч молодых людей.