Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Золотые руки» просто так не вырастают

Позиция АСИ: конкурсы молодых профессионалов и детские технопарки призваны стимулировать рост кадровых ресурсов в Приморье и на Дальнем Востоке в целом

Развитию экономики в Приморском крае серьезно препятствует невостребованность местным промышленным бизнесом тех кадров, что поставляют региональные учреждения профессионального образования. Почему? На этот вопрос попытались ответить участники «круглого стола», состоявшегося 31 марта во Владивостоке по инициативе Дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ).

«Золотые руки» просто так не вырастают
Мероприятие специально было приурочено к региональному финальному чемпионату (российскому полуфиналу)

рабочих профессий по стандартам WorldSkillsRussia (WorldSkills — международное некоммерческое движение, нацеленное на повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем проведения соответствующих чемпионатов в странах и регионах, где молодые специалисты разных отраслей соревнуются между собой в профессиональных навыках).

Почему приморский бизнес холоден к WorldSkills?

«Дальневосточный WorldSkills пройдет в Хабаровске с 21 по 24 апреля. В нем в общей сложности примут участие не менее 500 человек. Более двухсот учащихся технических колледжей и профессиональных училищ продемонстрируют свои навыки по 42 компетенциям. И с помощью круглого стола во Владивостоке — объединяющего представителей бизнеса, власти и образовательных учреждений — мы хотим максимально анонсировать данный чемпионат, привлечь к нему внимание бизнесменов Приморья. Чтобы они поехали и посмотрели, какие золотые руки и светлые головы могли бы у них работать.

Увы, за исключением нескольких крупных промышленных предприятий края, другие, менее крупные, не являются активными заказчиками кадров, выпускаемых нашей системой профессионального образования. Между тем, среди этих ребят есть настоящие виртоузы своего дела. Например, сварщики (Приморье традиционно сильно сварочной школой). И когда представители иностранных компаний видят уровень их мастерства — на тех же чемпионатах WorldSkills — они с руками-ногами отрывают их для работы в международных корпорациях с мировым именем», — заметила перед самым началом «круглого стола» в беседе с корр. ER Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в Дальневосточном федеральном округе.

Само обсуждение вылилось в крайне оживленную дискуссию, в ходе которой прозвучало несколько интересных и весьма полезных (с точки зрения рекомендаций краевому руководству и бизнесу) тезисов.

Так, по утверждению заместителя директора департамента образования и науки Приморского края Екатерины Черновицкой участие в конкурсах WorldSkills — весьма дорогое для краевого бюджета мероприятие (несмотря на то, что власти Приморья поддерживают эти чемпионаты и признают их необходимость как на федеральном, так и региональном уровнях).

«Но у нас в крае сложилась такая ситуация, что, как правило, все затраты (а они очень немаленькие), связанные с оборудованием конкурсных мест и прочее — несет край, а не предприятия, которые вроде бы должны выступать наиболее заинтересованной стороной.

Край — в лице нашего департамента — вкладывается в создание учебных и сертификационных центров, центров по повышению квалификации, тщательную подготовку участников WorldSkills и других профессиональных конкурсов. Но ряд предприятий часто отказываются от молодых специалистов, выпускаемых нашими учреждениями профессионального образования. Дескать, ваши молодые люди выходят с дипломом третьего разряда, а нам нужны специалисты пятого-шестого. Или: они, дескать, не готовы работать на нашем современном оборудовании и т.п.», — посетовала Екатерина Черновицкая.

В ответ на это некоторые представители бизнеса возразили в том духе, что у них налажена внутрикорпоративная система подготовки кадров, которая отлаживалась годами и было бы неразумно ее менять на государственную.

А директор группы компаний «Эколос» (производство очистных сооружений) Алексей Бурдюк аргументировано заметил, что в Приморье размещать производство вообще не выгодно: «Энергетические, транспортные, производственные издержки здесь в среднем на 20% выше, чем в средней полосе России. Оттого и кадры производственные здесь не особенно востребованы. Вся местная экономика ориентирована, в-основном, на торговлю».

Позитивный пример оптимального сочетания корпоративной и государственной системы подготовки технических кадров привел заместитель управляющего директора Арсеньевской авиастроительной компании «Прогресс» Евгений Макаров: «У нас в городе действует филиал Дальневосточного федерального университета, при нем Авиационный колледж. И на этой базе мы готовим как инженерных специалистов для нашего предприятия, так и специалистов среднего звена. Плюс внутри самого предприятия успешно работает учебный центр и такой институт как наставничество, когда опытные мастера передают свои навыки ученикам...».



От техноигрушек до технооткрытий

Другой оживленной темой для дискуссии стала такая инициатива АСИ, как «Новая модель дополнительного образования детей» (цель — вовлечь как можно больше детей в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность, чтобы, став взрослыми, они связали с ней свое профессиональное будущее ). Модель уже начала воплощаться в жизнь в ряде субъектов РФ — в частности, в Хабаровском крае — в виде так называемых детских технопарков. В чем-то они — аналоги Центров детского творчества или Домов пионеров во времена СССР, но акцент сделан на техническую составляющую. В таких техноцентрах школьник может получить (за счет государства и заинтересованных предприятий) дополнительное образование по таким направлениям как: киберфизика, авто-, космо-, аэромоделирование, нейро-, биотехнологии, программирование и др.

Ольга Курилова и Екатерина Черновицкая в рамках «круглого стола» выступили за скорейшее внедрение этой практики в Приморье.

Им, отчасти возразил, Дмитрий Алексеев, генеральный директор сети цифровых магазинов DNS (кстати, при его холдинге уже более двух лет действует детский Центр развития робототехники). Он признался, что название «технопарки» ему не очень нравится. И он бы предпочел, чтобы это были школы по интересам, причем не только технически ориентированные, но и прочие: балетные, музыкальные, художественные, экономические и т.д. К тому же Алексеев не видит пока, каким образом технопарки могли бы снять проблему отъезда из края талантливой и подкованной в инженерном плане молодежи. Скорее, наоборот.

А директор НОУ «Азиатско-Тихоокеанская школа» Елена Новикова в целом поставила под сомнение необходимость с ранних лет заталкивать ребенка в рамки какой-то специализации. По ее мнению, в детские годы необходимо заложить в него основы гуманитарного воспитания, умения выстраивать социальные связи. А все профессиональное приложится в более старшем возрасте.

Профообразование: есть, куда расти...

Несмотря на вполне объяснимые разногласия, участники дискуссии пришли к общему выводу, что такой аспект, как индустриально-техническое образование играет исключительно важную роль на современном этапе развития России. И Приморью в этом плане есть куда расти. Так, по итогам прошлого года краевая доля выпускников в промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи от общего числа занятых в этих секторах оказалось одной из самых низких по стране — всего 1,64%.

Вместе с тем региональная политика в сфере профобразования строится на основе «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2020 года» и предусматривает создание инновационных кластеров в аграрном секторе, машиностроении и судостроении, нефтехимии, энергетике. Кластерный подход в профессиональном образовании в Приморье реализуется в рамках договоров о социальном партнерстве.

Так, налажено весьма эффективное сотрудничество с предприятиями Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (дочерний холдинг Объединенной судостроительной корпорации). При профориентационной работе во главе угла стоит предприятие, — подчеркивает Екатерина Черновицкая, — для которого Дальневосточный судостроительный колледж готовит рабочие кадры и специалистов среднего звена. Школьникам и их семьям предоставляется полная информация о возможности получения востребованного образования при поддержке работодателя и последующего трудоустройства на предприятие.

Такая же практика взаимодействия колледжей сложилась и с сетевыми энергетическими компаниями, с «Почтой России», Тихоокеанской мостостроительной компанией, Примснабконтрактом и предприятиями «Роснефти».

Кроме того, в крае действуют: крупный многоуровневый колледж (готовит квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена), а также Автономный энергетический колледж с двумя уровнями подготовки кадров. Оба оснащены самым современным учебным оборудованием и базами практик.

Всего в краевой системе профобразования на начало 2016 года значатся 30 учреждений, из них 26 — технического направления. В них обучаются около 40 тысяч молодых людей.