Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Зона особого внимания

Магаданская ОЭЗ будет работать по новым правилам

Зона особого внимания

Корреспондент EastRussia.ru ознакомился с новой редакцией ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и разобрался, что изменится с внесением корректировок в закон.

Подбили баланс

По данным фонда исследований «Петербургская политика», в рейтингах устойчивости российских регионов Магаданская область стабильно занимает одно из первых мест. Так, в одном из недавних рейтингов регион набрал 8,3 балла из 10 возможных. Эксперты связали высокие результаты с работой областного правительства по продлению режима Особой экономической зоны до 2025 года, а как следствие — улучшением экономической конъюнктуры, привлечением инвесторов, реализацией новых масштабных проектов и т.д. Сами за себя говорят и такие цифры: с 2000 года (ОЭЗ создана в 1999 году) по 2013 год объем промышленной продукции, произведенной участниками ОЭЗ, вырос с 6,4 до 47,9 млрд руб.лей. Впечатляют и результаты прошлого года.

«По состоянию на 1 января 2014 года в ОЭЗ было зарегистрировано 139 компаний, - рассказал EastRussia.ru директор администрации Магаданской ОЭЗ Сергей Гребенюк. - 50% из них (или 69 участников) представляют сферу торговли, далее по убывающей идут промышленность, строительство, транспорт, сфера услуг. Хочу отметить, что именно на предприятия – участников ОЭЗ - приходится основной объем промышленной продукции, выпускаемой в регионе (более 70%). И именно за счет средств ОЭЗ, по сути говоря, и была обеспечена энергетическая безопасность Магаданской области – на модернизацию, реконструкцию, строительство энергетической инфраструктуры было направлено 2,6 млрд рублей. Финансовый результат участников ОЭЗ в действующих ценах составил 7,5 млрд руб. прибыли. Основная его часть приходится на добывающие предприятия».

Несмотря на это, продление действия Особой экономической зоны в конце 2013 года оказалось небесспорным. На уровне федерального Минфина встал вопрос: насколько целесообразно продолжать работу в таком режиме? Сомнения были вызваны выпадающими из бюджета доходами – а происходило это в результате предоставления налоговых льгот участникам ОЭЗ.

«В 2013 году мы работали в условиях прекращения действия экономической зоны, что приводило в уныние, - поделился губернатор Магаданской области Владимир Печеный. - В условиях, когда не все понимают эффективность ее действия, изменения в законодательстве, в частности Закон № 267-ФЗ, который сформулировал одну из льгот для всех дальневосточных регионов - нулевую ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов, - даже не давал нам возможности надеяться на то, что режим особой экономической зоны на территории области будет продлен. Но если говорить о законе, он точечный и распространяется не на всех. Поэтому на первой встрече с Президентом Владимиром Путиным я сформулировал необходимость продолжения работы ОЭЗ в новом формате, который бы отвечал новому действующему законодательству. При этом учитывая, что Магаданская область имеет свои особенности и не все общие подходы здесь можно применять. Наша настойчивая работа привела к тому, что появилось поручение Президента, благодаря которому режим ОЭЗ (не без компромиссов) продолжит свое действие. И сегодня наша задача — привлечь как можно больше участников. К сожалению, за те годы, что действует режим ОЭЗ, ряд крупных предприятий, реализующих здесь инвестиционные проекты, в больших объемах завозили сюда технику, оборудование общей стоимостью десятки миллионов долларов, но по определенным причинам не воспользовались льготами зоны. В будущем таких ситуаций надо постараться избежать».

Что касается сомнений в необходимости существования ОЭЗ, у экспертов на этот счет мнение единодушное: смотреть в данном случае нужно на перспективу.

«Когда Минфин начинает рассказывать нам, что мы не можем позволить себе подобный режим — режим ОЭЗ, потому что последуют выпадающие доходы в федеральный бюджет, то мы попадаем в некий замкнутый круг. Ведь если не будет производства, то не будет вообще никаких доходов. Минфин преследует абсолютно бухгалтерскую политику, которая никак не коррелируется с экономикой развития, - заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Олег Еремеев. - Я считаю, что продление режима ОЭЗ для Магаданской области - это необходимость, причем это касается и других субъектов РФ. На сегодняшний день в стране имеется два вида решений, принимаемых по ОЭЗ. Есть на федеральном уровне принятые решения о создании ОЭЗ и есть региональные. Понятно, что последние могут использовать всевозможные преимущества только в той части бюджета, которая идет в субъекты. Соответственно, федеральные могут пользоваться льготными налоговыми привилегиями, касающимися и федерального бюджета. Это и часть налога на прибыль, и НДС, и так далее. Поскольку сегодня мы еще только нащупываем эти пути, как нам отойти от сырьевой экономики, экспортно-ориентированной, то ни в коем случае нельзя отказываться от таких инструментов развития, как промышленно-производственные, туристическо-рекреационные, высокотехнологичные особые экономические зоны. Не нужно бояться давать какие-то льготы, потому как это является стимулом для резидентов этих зон, для потенциальных инвесторов».

Итак, решение о продлении действия Магаданской ОЭЗ все-таки было принято. Каковы же новые правила, по которым она будет работать?

Пошли вширь

Одно из главных нововведений связано с расширением территории ОЭЗ. До сих пор она действовала преимущественно в столице региона, но теперь распространится на всю Магаданскую область, ведь, как отметил губернатор В. Печеный, самые крупные инвестиционные проекты реализуются все-таки за пределами столицы области. Среди них – освоение Яно-Колымской золоторудной провинции, разработка Примагаданского шельфа, освоение Ороекской металлогенической зоны в Среднеканском районе Магаданской области и строительство Ороекского медеплавильного завода, строительство Южно-Омолонского металлургического комбината, строительство горно-обогатительного комбината и добыча железной руды Южно-Омолонского рудного узла, промышленное освоение Ланковского и Мелководнинского буроугольных месторождений, освоение Таскано-Встреченского месторождения цементного сырья и строительство там комбината по добыче известковых пород.

И второй важнейший момент – расширение перечня льгот, которые в первую очередь коснутся именно компаний, ведущих проекты такого масштаба.

«Изменений, которые мы предложили внести в новую редакцию закона об Особой экономической зоне в Магаданской области, несколько. Сейчас участников для нее будет отбирать недавно созданное Минвостокразвития – только после одобрения министерством компания может стать участником ОЭЗ, - уточнила корреспонденту EastRussia.ru заместитель руководителя администрации ОЭЗ Магаданской области Анна Чумакова. - Далее, более четко в новой редакции прописаны условия, при которых участники ОЭЗ могут рассчитывать на льготы. Для этого компании должны осуществлять капитальные вложения в инфраструктурные проекты, развитие производства или развитие социальной сферы. В принципе, такой порядок в целом существовал и прежде, однако документально четкие критерии предоставления льгот все-таки не были закреплены. Хочу сказать, что и льготы для таких участников предусмотрены более существенные, чем раньше. Так, они полностью будут освобождены от налогов, поступающих в федеральный бюджет, а на региональном уровне – от земельного налога и налога на имущество. Согласно предыдущей редакции закона, они освобождались только от налога на прибыль от ведения деятельности по развитию инфраструктурной и социальной сфер».

Кроме того, как сообщили EastRussia.ru в администрации ОЭЗ Магаданской области, поскольку к настоящему времени утратил силу ряд постановлений правительства РФ, перечисленными льготами смогут воспользоваться и предприятия ключевой для региона горнодобывающей отрасли, что до сих пор было невозможно. В целом порядок и условия осуществления инвестиций, закрепленные в Соглашении между администрацией ОЭЗ и предприятием - участником Особой экономической зоны, останутся практически неизменными.

«Хочу обратить внимание на то, что данное соглашение не может быть направлено на добычу сырой нефти и природного газа, производство и переработку подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), оптовую и розничную торговлю и оказание бытовых услуг», - сказала А.Чумакова.

Впрочем, для участников ОЭЗ, зарегистрированных до 31 декабря 2014 г., будет вплоть до 2020 г. продлено освобождение от уплаты налога на прибыль организаций и действие процедуры свободной таможенной зоны. Относится это и к тем предприятиям, которые не попадают в «льготный список», предусмотренный новой редакцией закона.

«Данные положения включены в качестве компромиссного решения в отношении предприятий торговли. Принципиальная позиция Министерства экономического развития РФ такова, что потенциал особой экономической зоны в дальнейшем не смогут использовать торговые предприятия», - такое пояснение дали корреспонденту EastRussia.ru в пресс-службе правительства Магаданской области, сославшись на слова губернатора региона В. Печеного. При этом в руководстве региона пояснили: то, что на данный момент обозначен некий «переходный период» для предприятий торговли, не означает, что к вопросу о предоставлении им льгот в правительстве больше не вернутся – тут, как говорится, не без вариантов.

С «игрой по новым правилам» в регионе связывают надежды на то, что обновленный льготный режим ОЭЗ привлечет на территорию Магаданской области, помимо уже действующих, новых инвесторов, прежде всего тех, кто готов развивать промышленность. «Мы ожидаем увеличения количества участников Особой экономической зоны, подъема промышленности, роста экономики и роста платежей во внебюджетный фонд. Последний расходуется исключительно на важные социальные и коммунальные объекты региона, так что польза для Магаданской области будет ощутимой. Действующий на территории Магаданской области режим ОЭЗ при условии внесения в него ряда изменений является прекрасным механизмом для оперативной реализации новых подходов к развитию экономики Дальнего Востока. С его помощью возможно без промедлений, в уже выстроенном правовом пространстве, осуществлять реализацию государственной политики по превращению Дальнего Востока в современный конкурентоспособный регион», - заявил В. Печеный.

Как отмечают эксперты, Магаданская область – это именно тот регион, в котором режим ОЭЗ необходим для развития, привлечения инвесторов.

«Это необходимая мера для тех, кто собирается инвестировать в Магаданскую область, - уверен глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский. - Это логический шаг, чтобы показать инвесторам, что у государства есть определенные намерения, и вселить уверенность, что вложенные средства окупятся и вернутся, и, соответственно, их инвестиции будут защищены. Регион достаточно отдаленный, и для привлечения инвесторов просто необходимы преференции. Это как раз тот случай, когда все эти льготы и поощрения оправданы».

Справка EastRussia.ru:

За 9 лет, прошедших со вступления в силу Федерального закона об ОЭЗ, в России было создано 28 особых экономических зон. Шесть из них — это индустриальные парки (ОЭЗ промышленно-производственного типа), 14 — туристические зоны (ОЭЗ туристско-рекреационного типа), 3 — портовые зоны (транспортно-логистические ОЭЗ) , 5 — технопарки (ОЭЗ технико-внедренческого типа).

На 1 января 2014 года количество инвесторов, вложивших деньги в российские ОЭЗ, достигло 370 (год назад их было всего 80), а заявленный инвесторами объем вложений составил на эту же дату 430,5 млрд рублей.

При этом, отмечают эксперты, об эффективности ОЭЗ можно говорить только по истечении 10-15 лет.