Более 60 километров федеральной дороги «Колыма» Якутск – Магадан на территории Магаданской области в этом году отремонтируют и заасфальтируют. Всего же ремонт идет на участках общей протяженностью в 141 км.
Как рассказали EastRussia в правительстве Магаданской области, основные ремонтные работы сейчас ведутся на двух самых тяжелых участках: в районе поселка Ягодное, где автодорога проходит вдоль реки Дебин, и на отрезке 1392-1402 км, который проходит через Сусуман - участок здесь долгое время находился в неудовлетворительном состоянии, чем вызывал недовольство жителей. Также будут открыты два моста через реку Ола и ручей Спорный и сделаны шесть водопропускных труб.
На ремонт ФАД «Колыма» в этом году из федерального бюджета выделается 5,5 млрд рублей, что на 2 млрд. больше, чем в 2021 году.
С объявлением нового поворота на восток, реляции об экономических успехах в ДФО стали в СМИ регулярной повесткой. За пределами всеобщего внимания при этом осталась социальная жизнь небольших поселений, не до конца пришедших в себя после лихих 90-х. Особенно тяжело пришлось северным окраинам – после свёртывания коммунистической доктрины развития страны многие посёлки оставили на произвол судьбы. Но люди там продолжают жить своей обычной жизнью, преодолевают климатические сложности, бытовые трудности и до слёз радуются возрождению авиаперелетов в областной центр.
Отрицательный рост
Один из самых северных регионов Дальнего Востока — Магаданская область — продолжает терять население. По данным местных властей каждый год регион покидает примерно 2500 человек, среди них порядка одной тысячи — люди в возрасте от 14 до 30 лет. Больше всего уезжают из отдалённых посёлков.
Один из таких – Синегорье. Это посёлок городского типа в Ягоднинском районе Магаданской области. История Синегорья началась 12 февраля 1971 года, в 1972-м он получил статус посёлка городского типа.
Посёлок был рассчитан на 10 тысяч жителей и имел благоустроенные (по северным меркам) жилые дома, спортивный комплекс с бассейном, игровым тренажёрным залом, больницу, поликлинику, профилакторий, детский сад, школу и даже аэропорт. Градообразующие предприятия поселка – ПАО «Колымаэнерго» и Восточные электрические сети ПАО «Магаданэнерго», ещё в конце восьмидесятых здесь проживали 11 тысяч человек, но с каждым годом синегорцев становилось всё меньше.
8 июня 2000 года закрылся аэропорт «Синегорье». Сейчас из-за убыли населения, в посёлке заброшено около 2/3 зданий. В 2021 году в Синегорье проживало чуть менее двух тысяч жителей.
Две трети зданий в Синегорье заброшены
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
«Мой друг уехал в Магадан»
Недавно посёлок стал одним из главных героев документального фильма ростовского режиссёра Анны Барсуковой. Сама Анна из Украины, но в России живёт более двадцати лет, снимает документалки, нередко посвящённые социальным проблемам – например, про отношение общества к ВИЧ-инфицированным людям или детям-сиротам.
Режиссёр давно искала повод снять кино на севере: на Камчатке долгое время служил её брат, а фотографии бескрайних территорий, засыпанных толстыми слоями снега, будоражили воображение кинематографиста. Закон жанра: для того, чтобы попасть на территорию, нужно обязательно найти к ней ключ, а в случае Анны – главного героя для будущего фильма о севере. И герой нашёлся.
Руслан Крысенко, житель Синегорья
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
На видеохостинге режиссёр увидела блог одного из северян – «Русик Бука». Его вёл коренной житель Синегорья Руслан Крысенко. Связавшись с ним Анна подробно расспросила о посёлке и жизни Руслана, через него нашла других героев будущей картины – многие из них работали в доме-интернате.
«Изначально у нас были планы показать в фильме дом инвалидов – одно из предприятий, которое функционирует в Синегорье. Если снимать одну разруху, стоящую в посёлке, то из этого не получилось бы полноценного фильма, да и не было задачи делать чернуху про север. Планировалась следующая история – мама Руслана находилась в доме инвалидов и весь сюжет был завязан на том, что сын навещает там мать, ухаживает за ней. Но перед моим приездом Ларисы Павловны не стало, сюжет картины скорректировался. Но Руслан всё равно оказал нам большую помощь при съёмках – провёл по всем местам, благодаря чему мы отсняли много материала вне интерната», - вспоминает Анна.
Спаси и сохрани
Первые кадры фильма запечатлевают общую картину для многих северных поселений Дальнего Востока страны. Кардинальное отличие только одно – на въезде людей встречает огромный православный крест, на котором написано: «Господи, спаси и сохрани Россию». Сразу за ним виднеется дорога в посёлок и множество пустых домов. Для неподготовленного зрителя такая картина выглядит пугающе. Сам режиссёр признается, что изначально не было понятно, жилое ли это место или люди давно покинули его. Однако на следующих кадрах зритель видит храм Пресвятой Богородицы, центр посёлка, дом-интернат, чуть поодаль видны строения градообразующих энергетических предприятий. Жизнь здесь, несмотря на трудности и суровый климат, определённо продолжается – люди идут на работу, водят детей в детский сад и школу. Но густой туман, горные пейзажи и пустые дома, занесённые снегом, всё равно придают пространству мистическую окраску, что в фильме особо драматически усиливается закадровой музыкой композитора Гюли Камбаровой. По словам Анны, ей, как человеку, живущему на юге, никогда не доводилось видеть такого большого белого безмолвия, окружающего когда-то очень зажиточный посёлок.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
«Больше всего меня поразило, как человек, родившийся и выросший в Синегорье, рассказывал про советское время. При СССР в посёлке выращивали в теплицах тюльпаны, помидоры и огурцы, разводили коров и свиней, поселок процветал. Потом в одночасье всё рухнуло. Руслан – очень эмоциональный рассказчик и было безумно жаль, что он жил в совсем другом посёлке, а теперь вынужден наблюдать его разрушенное состояние. Во время общения, я видела в глазах моего героя скорбь, горечь, сожаление. Приезжие впечатляются только тем, что видят вокруг себя, рожденному здесь человеку приходится гораздо сложнее. Через какой время Руслан произнес фразу, которая выбила у меня почву из-под ног – «Я думаю, что мое будущее связано не с этим регионом и, наверное, я когда-нибудь уеду», - рассказывает автор фильма.
Другие люди
Несмотря на общее впечатление запущенности посёлка, душевность оставшегося населения с лихвой искупает зияющие инфраструктурные пустоты. Основной локацией для съёмок выступил дом-интернат. Решение об открытии в Синегорье филиала Магаданского областного дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов было принято властями Магадана в 2012 году. Он находится на первом этаже городской больницы. Медицинский персонал и социальные работники ухаживают за колымчанами в преклонном возрасте. После открытия, кроме жителей Синегорья, нуждающихся в постоянном уходе сюда переселили пожилых жителей Ягоднинского, Сусуманского и Среднеканского районов.
«Работники дома-интерната – люди с большой буквы. Я не знаю, откуда они берут свои силы и душевную глубину для ежедневной поддержки своих подопечных, почему этим занимаются. Я бы не смогла стать соцработником, для меня это психологически сложно. Но люди делают свою работу искренне и деньги для них не самый главный фактор. Кстати, сразу после нашего отъезда в доме-интернате сделали хороший ремонт», - рассказывает Анна.
По ее словам, отзывчивость жителей Синегорья стала для неё самым главным откровением. Во время съёмок Анна случайно свернула с протоптанной дороги и ушла в сугроб по грудь. Ситуация усугублялась тем, что в руках у режиссёра была камера и тяжёлый рюкзак. На улице вечерело, температура воздуха опустилась до минус 35 градусов. На помощь Анне пришли прохожие, подсказавшие, как правильно выбраться обратно на дорогу – лечь на снег пластом и ползти.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
Безотказность, бескорыстие, доброта, невероятное искреннее безвозмездное желание помочь – поразили Анну до глубины души. Она считает, что на Севере люди отзывчивее и сплочённее, чем на юге страны и всегда готовы подать руку помощи каждому нуждающемуся. Режиссёр старалась снимать работу дома-интерната максимально бережно, чтобы не навредить его обитателям, поскольку жизнь внутри из-за преклонного возраста его обитателей психологически непроста.
От отчаяния к надежде
Сюжетная линия фильма, показывающая искренних и бескорыстных работников дома-интерната, готовых помогать пожилым магаданцам достойно прожить оставшиеся годы, в фильме идеально зарифмовалась с мыслью о том, что брошенные населённые пункты необходимо по мере возможности возрождать.
«В картине много разных посылов, но основной заключается в том, что мы хозяева своей Родины. Если у нас есть сто комнат, то мы должны следить за всеми. Нельзя халатно относиться к тем или иным регионам. От малой Родины рождается Большая. Мне бы хотелось, чтобы зрители после финальных титров осознали – необходимо ухаживать за глубинкой. Север очень жаль, он пострадал больше всех. Нельзя больше такого допустить», - уверена Анна.
В финале фильма есть очень яркий эпизод – прибытие в посёлок первого за очень долгое время самолёта. После закрытия аэропорта у жителей посёлка была всего одна возможность попасть на большую землю – восемь часов на автобусе, при хороших погодных условиях ходившем всего два раза в неделю. Искренность эмоций в глазах северян подделать невозможно – на кадрах фильма они машут руками самолёту, смахивают слёзы из глаз и широко улыбаются. По словам Анны, синегорцы с нетерпением ждут лета, мечтая, что самолёт будет летать к ним чаще, а значит они будут ближе к своим родным.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
Она добавляет, что многие синегорцы остаются на месте в силу привычки, но всё же не оставляют мысли о переезде из посёлка. Им очень нравятся здешняя природа, чистый воздух, тишина. И если когда-то синегорцам придётся оставить родной край, то они предпочтут небольшие населённые пункты, где нет много машин, а есть тишина и свобода.
«Я сняла всё, что хотела, но не против вернуться и сделать вторую серию с совершенно другими результатами. Я надеюсь, что положительные перемены в жизни посёлка должны наступить и уде практически сижу на чемоданах», – отмечает Анна.
Сейчас, по её словам, фильм будут предлагать региональному прокату – это показы в школах, вузах, различные киноуроки, на которых зрители знакомятся с большой Россией и малой Родиной. А уже после фестивального продвижения и показа на телевидении у фильма состоится релиз на цифровых площадках. И тогда любой желающий сможет увидеть и узнать, как живётся в одном из самых холодных, но душевно тёплых посёлков Магаданской области Дальнего Востока России.
В экономическом плане 2022-й год для Магаданской области стал в целом успешным, хотя добиться этого было сложно. Если в первом полугодии введенные против страны санкции еще не проявились для региона в полной мере, то во втором проблемы проявили себя весьма ощутимо: главным образом из-за ограничений на экспорт российского золота. Добыча драгметалла на Колыме – это бюджетообразующая отрасль, и от ее успехов зависит благополучие региона.
По итогам минувшего сезона Колыма золота недобрала. По информации министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, в 2022 году в регионе добыто 51,43 т золота и 745,9 т серебра. По отношению к аналогичному периоду прошлого года золота извлечено на 680 кг меньше, а серебра больше – на 67,8 т. План добычи драгоценных металлов на 2022 год составляли: золото – 52 тонны, серебро – 740 тонн.
Это пришлось учесть при обсуждении областного бюджета на 2023 год. Его доходы утверждены в объеме около 44,2 млрд. руб., расходы – около 44,5 млрд. руб., дефицит - 328,8 млн. рублей.
- Бюджет сформирован объемом немного ниже начального плана на 1,3 млрд рублей, но мы надеемся, что он будет увеличиваться. Добыча золота растет, но есть сложности в части его реализации при том, что это основная часть доходов региона. Цифры оптимистичны, но нужна подстраховка. Основные статьи связаны с социальными обязательствами, особенно с тем, что касается поддержки воинов, участвующих в специальной военной операции и их семей, а это не только льготы, но и прямые выплаты. Все, что касается образования, медицины, развития спорта, остается, - пояснил по итогам принятия бюджета области на 2023 год депутат Игорь Донцов.
- Основные налогоплательщики в Магаданской области – это недропользователи, и от исполнения ими производственных планов зависит, в том числе, наполняемость бюджета, - дополнил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов. - В бюджете региона основным налогом является налог на прибыль. Он определяет состояние промышленности в целом, но базовая сфера – это недропользование и энергетика.
План добычи золота на Колыме составляет на 2023 год более 56 тонн. Но не ясны цепочки, связанные с его реализацией. Товар есть, золото произведено, его надо продать по нормальной цене, чтобы затраты как минимум окупали производство.
Есть риск, что часть добывающих компаний не выйдет на новый сезон: у одних может не хватить оборотных средств из-за сложностей кредитования и невозможности продать золото, у других – проблемы с подготовкой или покупкой техники. В этих условиях выжить могут те, у кого есть запас денег, оборудования и топлива. Те, кто работал от сезона к сезону, скорее всего не справятся.
Напомним, Минфин США ввел 24 марта 2022 года санкции на сделки с золотом, имеющим отношение к Центробанку РФ, а затем и на добычу драгметалла. Ранее – 9 марта 2022-го – российские аффинажные заводы были лишены статуса «надежного поставщика» (Good Delivery), добывающие компании и банки, которые тоже оказались под санкциями, не смогли продавать золото на биржах в недружественных странах. Те, у кого есть генеральные экспортные лицензии, начали искать новых партнеров, но далеко не у всех это получилось.
Помочь со сбытом могло бы правительство за счет внутренних закупок. В апреле вышло распоряжение Центробанка о заключении сделок с золотом по договорной цене, но банки стали применять значительный дисконт. Если в начале 2022 года грамм золота в среднем стоил 4450 рублей и выше, то осенью - 3100 рублей. Банки брали и по 2900, и по 2800 рублей за грамм.
Для многих, особенно россыпников, уже только поэтому прибыль перестала окупать добычу. Если добавить рост стоимости ГСМ, селитры, материалов и оборудования, геологоразведки, вероятность вхождения в новый сезон приближается к нулю. Соответственно, упадет уровень и добычи, и капитальных затрат, и объем геологоразведочных работ, а значит, упадет производство в будущем, а в настоящем уже грозит сокращение количества предприятий, рабочих мест и уровня налогов.
Магаданская областная Дума в июле 2022 года направила обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости корректировки механизмов регулирования оборота золота, предложив сделать из него товар, который бы был в собственности недропользователей, чтобы они сами искали источник реализации.
В зоне особого риска – малые и средние компании с уровнем годовой добычи до 100 кг. В регионе 147 таких предприятий – почти половина. Для них получение генеральной лицензии на экспорт и заключение договоров с зарубежными покупателями стало практически невозможным. Некоторые мелкие артели в 2022 году уже недоработали сезон, поскольку оборотных средств от реализации металла не хватило.
– Во время заявочной кампании беседовали с представителями 356 предприятий. В конце сезона 72 предприятия не собирались начинать следующий. 151 предприятие не вело вскрышу и подготовку. Из крупных – 18 сомневались. Некоторые сократили добычу в 2022 году, - рассказал генеральный директор одного из крупнейших на Дальнем Востоке поставщиков техники и запасных частей – компании «Модерн Машинери Фар Ист» Даниил Шафеев.
Колымские недропользователи предложили Банку России покупать золото напрямую у золотодобытчиков по рыночной или мировой цене.
Свои рекомендации в текст обращения внесли первый заместитель Председателя областной Думы, председатель Ассоциации недропользователей Магаданской области Александр Басанский и депутат заксобрания, руководитель золоторудной компании «Видное» Игорь Розинов.
– Раньше мы продавали золото банкам, они – за рубеж и получали доллары, которые после конвертировались в рубли, и эта денежная масса шла на развитие отечественной экономики. Сейчас предлагаем, чтобы золото покупал Банк России. При этом цена должна быть экономически обоснованная, – пояснил Александр Басанский.
Магаданская областная Дума предлагает разрешить золотопромышленникам продавать физическим лицам слитки, произведенных на аффинажных заводах из добытого ими золота, без начисления налога на добавленную стоимость, по аналогии с положениями Налогового кодекса РФ, по которым с 1 марта 2022 года от НДС освобождены операции по реализации банками драгметаллов в слитках физлицам независимо от их помещения в хранилища банков.
Также колымчане предлагают разрешить недропользователям продавать слитки гражданам без регистрации договора купли-продажи в Гохране России или при условии регистрации договора в уведомительном порядке. Прозрачность сделок со слитками должна обеспечить Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Депутаты инициировали возобновление закупки золота в Госфонд России по рыночной (мировой) цене Центробанка России с отменой дисконта.
На 2023 год банки практически не заключали договоры купли-продажи золота с недропользователями, а если и заключали, то на кабальных условиях — с дисконтом на 5-20%, пояснил Александр Басанский. Сейчас все ищут возможность реализовывать металл по оптимальным ценам, некоторые предприятия стараются получать лицензии и продавать на экспорт в дружественные страны, некоторые продают российским банкам, у которых есть лицензии. Но из-за низкой цены у части золотопромышленников появился дефицит оборотных средств. Поэтому многие считают, что золото должно стать обычным товаром без специальных условий регулирования его продажи.
– Ситуация с продажей золота сложная. Нужен стабильный сбыт. Если будет принято решение о создании золотых резервов, и государство будет покупать металл по рыночным ценам, будет хорошо, - поделился Александр Басанский. – Золото мы продаем коммерческим банкам. Но, когда становится трудно, они меняют процент. Золото можно продавать на зарубежных рынках, получать генеральные экспортные лицензии. Большим компаниям легче договариваться, чем маленьким.
Есть риск, что бюджет области недополучит часть запланированных доходов, считает он. Казна формируется в зависимости от реализации золота: из налога на добычу полезных ископаемых, на прибыль и на имущество, а они прямо зависят от цены на золото. Цена на золото в начале года была 4900-5000 рублей за грамм, а в сезон у многих она отходила от 2900 до 3400 тысяч, в зависимости банка.
Часть крупных предприятий, у которых есть резервы, вообще решила не продавать золото, и ждать более выгодной цены.
Еще одна проблема – санкции на поставки техники. Сложности начались летом 2022 года, из Японии импорт был приостановлен с 21 сентября. Чтобы продолжить работу в условиях санкций, поставщикам пришлось переформатировать логистические цепочки, найти обходные пути оплаты экспортируемого товара. Ситуация выправляется, но выросла цена.
В Магадане действует сервисный центр «Реман» – единственный в ДФО центр по восстановлению компонентов техники Komatsu до состояния новых. На технику этого производителя в 2021 году пришлось 64% продаж. Ещё один крупный игрок на рынке не только Колымы, но и всего Дальнего Востока – «Модерн Машинери Фар Ист» на его долю приходятся поставки половины бульдозеров, четверти грейдеров, практически всех самосвалы.
Ключевые заказчики компании – колымские и сахалинские, в числе которых концерн «Арбат», «Сусуманзолото», ГДК «Берелех», «Полиметалл», «Полюс», «Павлик».
В 2021 году компания поставила 566 единиц техники, это был рекорд. На 2022 годы план составлял 643 единицы, в январе грамм золота доходил в цене до 7,5 тысяч рублей, ожидали всплеска продаж. Но в течение года снизилась платежеспособность заказчиков из-за падения цены золота.
Теперь расчеты компания ведет через Китай, там открыли предприятие, оттуда и работают. В регион стали завозить не только оригинальные запчасти, но и качественную альтернативу из Турции, Италии, Китая. «Модерн Машинери» дает гарантию на эту технику.
В Магадан в конце 2022 года приезжали представители китайского производителя двигателей Cummins Dong feng, для совместной работы нужно поставить цех для ремонта двигателей - их используют и «Газели», и КАМАЗы.
Главной задачей сейчас остается продление ресурса имеющейся техники, и обеспечение её ремонта, пока идет переход на российские или китайские аналоги. Активно идут переговоры между КАМАЗом и Yuchai, а также с российскими производителями тяжелой техники.
– Мы рассматриваем несколько вариантов: бывшая в употреблении техника, российская (компания ЧЕТРА, «ДСТ-Урал»), китайские аналоги, и некая «кривая» возможность возить американскую или японскую. Если говорить о б/у технике, то встаёт проблема высокого утилизационного сбора, в том числе за бульдозеры типа Komatsu D375A-5, аналогов которому в данной отрасли нет. Первые машины ЧЕТРА Т-40 будут собраны в январе, мы купили четыре машины, будем тестировать, – поясняет гендиректор «Модерн Машинери Фар Ист» Даниил Шафеев.
По мнению председателя облдумы Сергея Абрамова, нужно объединить усилия законодателей, недропользователей и поставщиков тяжелой техники, чтобы повлиять на ситуацию с утилизационным налогом, определить группу техники, чтобы исключения касались не только Магаданской области, но и других регионов и всех видов добычи полезных ископаемых. Тогда по видам техники, которую в стране не производят, можно будет поставить нулевую ставку утилизационного сбора.
Традиционно Россия занимает второе место в мире по объему золотодобычи. Эта отрасль развита в 25 регионах страны, в основном на Дальнем Востоке. Александр Басанский считает, что необходимо формировать золотой резерв России.
— Во времена Великой Отечественной войны Союз рассчитывался золотом за поставки по лендлизу. Иран, который живет под санкциями несколько десятков лет, рассчитывается золотом.
Лично мое мнение, что нужно создавать золотые запасы. Не золотовалютные, а золотые. Валюта дружественных стран — хорошо, но она очень зависима от многих факторов — сегодня может подняться, а завтра опуститься. А золото, если оно и опускается в цене, после все равно идет в определенный рост. Если посмотрим динамику цен на золото за последние 10–15 лет— это стабильный металл, который всегда имеет перспективу реализации и роста.
Бакалдыдяк - одна из древнейших эвенских традиций. В советское время его не отмечали, возродили праздник в 1992 году и празднуют раз в два года. За это время он превратился в один из самых любимых колымчанами и гостями региона.
В переводе с эвенского языка «Бакылдыдяк» значит «встреча». Это радость встречи друг с другом и с первой рыбой, которая подходит в июле. Так народы тунгусо-манжурской языковой группы отмечали начало путины.
Традиционно праздник проходит на Нюклинской косе вблизи устья реки Олы. Это место очень любят местные жители и магаданцы – тут в хорошую погоду можно загорать. А еще здесь высадилась Первая Колымская экспедиция Юрия Билибина и Валентина Цареградского - с неё началось освоение сурового края.
фото: Филипп Жаров
Кроме того, в старину эвены-оленеводы с началом лососевой путины шли сюда, на Охотское побережье, чтобы заготовить вяленую рыбу - юколу. Они договаривались о встрече заранее. Когда наступала пора, эвены покидали стойбища, оставляя несколько человек следить за оленями, и перебирались к морю, где и добывали горбушу, кижуча, кету и морзверя, помогая друг другу, а особенно тем, кто не может позаботиться о себе: старикам, вдовам, сиротам. Этот обычай называется «нимат», и так людям удавалось выжить. Тут же они обменивали шкуры, кожу, прочие товары, пели и танцевали, рассказывали предания, сватали невест из других родов. Заранее девушки шили на Бакылыдяк праздничные наряды, юноши готовились к состязаниям в беге, борьбе, прыжках, поднятию тяжестей, метании маута (аркана – прим.ред).
фото: Ольга Лопатникова
Теперь Бакылдыдяк проходит на Ольском побережье в том же самом месте. На берегу ставят юрты гости из разных округов региона, в каждом из которых есть родовые общины коренных народов Севера и Ассоциации КМНС. Это еще одна возможность сородичам из разных поселений, - а расстояния тут измеряются сотнями километров, - встретиться и пообщаться без телефона, обняться, поделиться новостями. Они готовят уху и таежный чай, жарят рыбу и всех угощают.
фото: Ольга Лопатникова
До наших дней дошли некоторые обычаи, которые составляют основу праздника. Первым старейшины совершают обряд «Встреча гостей». Они окуривают гостей можжевельником или багульником. Те проходят через импровизированные ворота из связанных молодых деревьев, и между двух костров. Дым от веток, по поверьям, не только полезен, но и отпугивает злых духов.
фото: Ольга Лопатникова
Затем зажигают и «кормят» священный огонь. Костер – обязательный элемент всех праздников северных народов, так как он – хранитель очага, защитник от нечисти. Раньше под звуки бубна ритуальный танец - камлание вокруг костра исполнял шаман, изгоняя из собравшихся злых духов и благословляя на удачную рыбалку. Сейчас танец исполняют артисты из местного ансамбля коренных малочисленных народов Севера.
фото: Ольга Лопатникова
После этого старейшины делают подношение родовому костру, бросая в него кусочки рыбы. Кормят огонь и гости. А затем идут кормить и сети, чтобы в них попалось много рыбы.
фото: Ольга Лопатникова
Коряки из Омсукчанского округа провели обряд заманивания рыбы в реки. А потом все желающие присоединились к ритуалу поклонения духу моря. Для этого нужно отпустить в воду «кораблики» из древесной коры, наполненные бисером. При этом стоит загадать желание.
фото: Ольга Лопатникова
Одна из самых важных частей праздника - корякский ритуал разделки нерпы «Нимат». Не всем современным зрителям это нравится, но присутствовать на нем не обязательно, а традиции есть традиции. Как встарь, старейшины просили прощения у морзверя за отнятую жизнь, благодарили за пищу, и, разделав тушу, раздали мясо старикам, вдовам и тем, кто сам не охотится. Тут же на берегу готовили из нерпы шашлык и рассказывали о пользе жира морзверя и его питательных свойствах мяса.
фото: Ольга Лопатникова
Заканчивается праздник обрядовым танцем хэде (переводится как «друг»). Раньше криком: «Хэде!» молодые люди зазывали девушек танцевать. Теперь хэде завершает и Бакылдыдяк, и другие национальные праздники народов Севера. На Колыме это стало хороводом дружбы.
Но зрители не просто наблюдают за происходящим. Кроме ритуалов, они могли участвовать в конкурсе разделки рыбы на юколу. Традиционно сильнейших спортсменов определяют в национальной борьбе, перетягивании палки, метании маута: «Северное многоборье» - это обязательный элемент колымских фольклорных праздников.
фото: Ольга Лопатникова
Два десятка мастеров декоративно-прикладного творчества на выставке-ярмарке «Унили» показали свои изделия из меха, кожи и бисера в манере традиционных ремесел народов Севера. Такие изделия очень хороши в подарок и как сувенир для друзей на «материке», но и для себя иметь такую игрушку или глиняную кружку хотят многие.
фото: Ольга Лопатникова
Весь день со сцены задавали настроение празднику солисты и коллективы Магаданской области: «Энер», «Нэлкэни», «Авландя», а также гости из Камчатского края – фольклорная группа «Легенда».
фото: Ольга Лопатникова
Любителя краеведения и просто любопытным организаторы праздника устроили экскурсию «На край света за золотой мечтой», на которой рассказывали о коренных жителях поселка Ола, их культуре и быте, об участниках Первой Колымской экспедиции и ее вкладе в становление золотопромышленности на Колыме. Учитывая окружающие звуки и запахи погружение получилось достоверным на все 100%!
Увидимся на следующем Бакылдыдяке, хэде!
«Фарта» не было два года. Не проводили из-за пандемии ковида. И вот в зоне отдыха «Горняк» собрались тысячи зрителей, чтобы посмотреть, как за победу будут бороться 60 охотников за золотом из Москвы, Московской и Новосибирской областей, Чукотки, Башкортостана, Карелии, Молдовы, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Кемеровской, Иркутской, Орловской, Тульской, Челябинской областей. В «миру» это люди разных профессий: рыбаки, строители, кладовщики, госслужащие, учителя, продавцы, и, конечно, геологи. Гендерная принадлежность не ограничивалась лишь сильным полом – женщины моют наравне с мужчинами с самого первого фестиваля. Вышли на старт и семейные пары.
Когда руки не только в золоте
фото: Ольга Лопатникова
Все претенденты прошли строгий отбор, имеющих судимость просили не беспокоится. В приоритете «перворазники», причём половина мест отводится гостям региона, потому что «Старательский фарт» — это туристический магнит для приезжих, и не только для дальневосточников, но и жителей всей России. Событие уникальное. Никаких «понарошку» - тут моют настоящее золото.
Инструменты у всех одинаковые, сноровка и фарт - индивидуальные
фото: Ольга Лопатникова
За 15 минут здесь можно заработать миллион рублей — это размер первого приза. Второй результат «стоит» 700 тысяч рублей, третье место – 300 тысяч рублей. Кроме ловкости и умения, большое значение имеет тот самый фарт, ведь никто не знает, попадет ли в лоток заветная тяжелая золотая песчинка. Грунт предоставила артель «Полевая», конкурсанты промывают его по «дедовской» технологии, с помощью лотка, скребка и консервной банки для отбивки намытого драгметалла.
В 2015 году, в ходе первого фестиваля, участников было 34. Время промывки составляло 30 минут, за это время сообща они намыли 50 граммов золота. Через год конкурсантов было уже 80, и время каждого тура сократили вдвое.
«Где ты, моя прелесть?!»
фото: Ольга Лопатникова
- Мы рады приветствовать вас на берегу Охотского моря у реки Дукча. Магадан, как и вся Магаданская область, меняется. Два года перерыва позволили нам внести коррективы в подготовку. У нас есть возможность расширить географию фестиваля, повышать его престиж. Магадан распахивает двери для гостей региона. Пусть победит сильнейший, - напутствовал участников губернатор Магаданской области Сергей Носов.
«Старателей на час» поделили на три группы по двадцать человек. В зоне промывки каждому полагаются своя полубочка, деревянный лоток сибирского образца, скребок, ведро и металлическая баночка.
фото: Ольга Лопатникова
Алгоритм действий довольно простой: берем ведро, набираем песок, бежим к своей полубочке, нагребаем в лоток и с помощью скребка промываем. То, что показалось золотом, аккуратно сливаем в баночку. Чем больше воды, тем сложнее сушить золотоносный песок, и тем сложнее работать отдувщикам. На промывку, просушку и отдувку (отделение золотых частиц - прим. ред.) отводится по 15 минут. После – процедура взвешивания. Побеждает тот, кто намыл наибольшее количество золота.
Есть такая работа - золото отдувать
фото: Ольга Лопатникова
Промывка вручную старым старательским способом - это экзотика, которая позволяет почувствовать себя первопроходцем Колымы. Кстати азам мастерства можно научиться вполне официально - в СВКНИИ ДВО РАН в «Школе промывки».
Но Золотой фестиваль - это не только конкурс старателей. С утра стартовал велопробег «Золотой велосипед», любители походов отправились по экотропе, о добыче драгоценных металлов рассказывали на экскурсии, посвящённой истории колымских недр. В зоне отдыха шли соревнования по пляжному волейболу, тут же приглашали на показательные тренировки на байдарках и катамаранах – в этом сезоне популярный вид спортивного туризма.
Впервые работала арт-зона «Живые статуи», мастер-класс по росписи по камню проводили члены Союза художников России, тут же организовали интерактивную экспозицию «История геологических исследований». Председатель регионального отделения «РОСГЕО» Юрий Прусс, легенда колымской геологии, проводил мастер-класс по промывке.
Озолотились
фото: Ольга Лопатникова
Полевая кухня угощала ухой, кашей и таежным чаем, на выставке народно-прикладного творчества можно было купить сувениры из глины, меха, дерева, кости, бисера. Детей и взрослых со сцены развлекали викторинами, и самым удачливым достались ювелирные изделия в подарок.
Артисты Магаданской области и гости из Камчатского края подготовили концерт, где самой красивой частью стали выступления фольклорных ансамблей коренных народов Севера.
Болельщики на фестивале всегда очень активны. Они приходят группами, рисуют плакаты, придумывают кричалки, аплодируют, дают советы, в общем, полностью вовлекаются в процесс. Их тоже ждали призы: больше двух тысяч человек приняло участие в лотерее «Счастливый зритель», одному достался автомобиль, еще двум - мощные снегоболотоходы.
фото: Филипп Жаров
При подведении итогов фестиваля не обошлось и без «сюрпризов». Два участника принесли золото с собой и подбросили его в свои баночки. Но так фарт не работает. Всю правду о лжестарателях рассказал их же металл.
— Это не наше золото, - пояснил генеральный спонсор соревнований председатель конкурсной комиссии, председатель Совета директоров концерна «Арбат» - председатель Ассоциации недропользователей Магаданской области Александр Басанский. – Что такое пески, которые промывают? Берется обычный песок и заряжается богатым содержанием золота. Мы добавляли мелкодисперсное. Один непорядочный человек подбросил самородок, какой мы точно не добавляли. Мы знаем пробность нашего золота, не надо себя позорить. У нас все по-честному. Жюри у нас профессиональное, и эксперты – дай Бог каждому. Надо с честью участвовать, как это сделали все остальные ребята.
Чемпионом VI Всероссийских соревнований по промывке золота «Старательский фарт» стал гость из Владивостока Иван Саенко. Он намыл 1.89 г золота.
- Насколько я знаю, самородки попались не только мне. Это все-таки больше фарт. Самое тяжелое золото остаётся в лотке, чем тяжелее крупица золота, тем больше шансов, что она останется и не смоется. Так что самородок тоже какой-то плюс дал. Тренировался я накануне на Празднике первой рыбы, промыл четыре или пять лотков с дробинками, понял, что, если золото крупное, то его поймать просто. Перед тем посмотрел видео, как чемпион, который ранее несколько раз занимал первые места, мыл: он делал это быстро, тонкое золото не извлекал, а работал на объём. Я решил делать так же. Промыл два ведра, шесть лотков. Если бы на обдувку время не уменьшили, то результат был бы лучше. Раньше с золотом я не работал, я рыбник с Приморского края, работают продажником-логистом в рыбной компании во Владивостоке.
Фартовые парни - победители
фото: Ольга Лопатникова
Второе место занял оперативный дежурный ГУ МЧС России по Магаданской области магаданец Александр Быць, его результат - 1.65 г золота. Ему достался приз в 700 тысяч рублей. На третьем месте – житель Читы - участковый геолог карьера АО «Полюс Магадан» Сергей Ковалев, он намыл 1,2 г золотого песка. Остальные получили дипломы и памятные подарки и собираются прокачать свой фарт, чтобы испытать его в следующем году.
фото: Филипп Жаров
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
Большинство дачников отправится к своим участкам, в том числе, и на новых электричках, введенных в строй в марте этого года. Парк техники пополнили четыре поезда серии ЭП3Д, полностью из комплектующих отечественного производства: три в Приморском крае, и один – в Хабаровском. Это не первые, но и далеко не последние вестники масштабного развития сети пригородных железнодорожных маршрутов.
У-дачные электрички
В компании-перевозчике АО «Экспресс Приморья» отмечают, что последние несколько лет популярность пригородного сообщения растет не только летом. Этому, считают в компании, способствует обновление парка электропоездов.
«Активное обновление подвижного состава началось в 2018 году. Сейчас из 28 электропоездов, работающих на Дальнем Востоке, 14 — новые — серии ЭП3Д. К концу года их количество увеличится до 19, — отметил генеральный директор АО «Экспресс Приморья» Константин Шелухин. — Согласно нашей статистике, именно обновление парка приносит около 10% дополнительного пассажиропотока».
Все новые электропоезда оснащены системами микроклимата, обеззараживания воздуха. В салонах создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья – работают подъемники для маломобильных пассажиров, установлены таблички с тактильным шрифтом Брайля. Для контроля общественного порядка, безопасной посадки и высадки пассажиров на остановках на пульт управления машиниста выведена система видеонаблюдения в салонах и тамбурах. Кроме того, в новых электропоездах есть возможность заряжать мобильные телефоны, устройства для этого установлены в пассажирских креслах.
К обновлению подвижного состава приморцы, между тем, относятся неоднозначно. При обсуждении новостей об этом в социальных сетях мнения разделяются. Кому-то не нравится, что нет первого и второго класса как в старых электричках, кто-то ждет появления новых электричек на своем направлении, но и благодарность за более комфортные условия проезда перевозчик все же получает.
В компании уточнили, что новые электропоезда курсируют по всем пригородным маршрутам Приморья, вопрос организации 1, 2 класса комфортности также прорабатывается.
Полигон обслуживания «Экспресс Приморья»: Приморский и Хабаровский края, Амурская и Еврейская автономная области. Ежедневно пригородным транспортом пользуются около 19 тыс. человек.
При этом 65% из общего объема перевозок выполняется на территории Приморья. По данным регионального Минстранса, в 2023 году электричками воспользовались почти 5,5 млн жителей края, что на 11% больше, чем в 2022 году. Это максимальный показатель за последнее десятилетие.
В Приморье крупнейшие города и муниципальные округа связаны железной дорогой. Маршрутная сеть пригородных сообщений охватывает 19 муниципальных образований из 34, – почти везде, где проходит железная дорога, а общая длина всех 85 маршрутов, часть из которых является сезонными, более семи тыс. км. Ряд пригородных маршрутов имеют особую социальную значимость, так как обеспечивают транспортную доступность населения не обслуживаемых поездами дальнего следования участков (Новочугуевка, Хасан).
Самый дальний маршрут пригородного сообщения из Владивостока в Лесозаводск (Ружино) протяженностью 357 км. Дальше сообщение обеспечивается уже поездами дальнего следования.
Компания-перевозчик, учредителями которой являются ОАО «РЖД» и Приморский край, для выполнения перевозок использует 18 электропоездов и три плацкартных вагона. Плацкартные вагоны обновили в 2023 году, а парк пригородных поездов сейчас насчитывает десять новых электричек серии ЭП3Д.
Планов громадье
Задачи развития пассажирских железнодорожных сообщений поставлены на федеральном уровне. Правительством Российской Федерации утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития городов до 2030 года. Наиболее остро стоят вопросы развития железнодорожных внутригородских и региональных сообщений по Владивостокской агломерации, Большому Камню (промышленный кластер), Арсеньеву (горнолыжный курорт), Хасанскому округу (федеральный круглогодичный морской курорт). Необходимо улучшение транспортной доступности между Владивостоком и Уссурийском, Находкой, другими территориями края, а также в направлении Хабаровска.
Поручения по вопросам развития пассажирских перевозок по этим и другим направлениям поставлены губернатором Приморского края. Региональным правительством сформирована рабочая группа, в которую также вошли представители администрации города Владивостока и Дальневосточной железной дороги.
«На данном этапе ведется предварительная проработка вопросов организации сообщений, обследование перспективных маршрутов, вариантов обустройства железнодорожной и городской инфраструктуры, проводятся социологические исследования (опросы населения)», — сказал заместитель министра транспорта Приморского края Сергей Цыбулин.
В числе проектов, направленных на комплексное развитие Владивостока — создание в дальневосточной столице «легкого метро». Проект вошел в мастер-план города и впервые был представлен губернатору Приморского края Олегу Кожемяко летом 2023 года. Позже мастер-план презентовали на ВЭФ-2023. Он был также одобрен президентом РФ Владимиром Путиным.
До 2030 года властям предстоит решить непростую задачу — снизить загруженность владивостокских автодорог за счет расширения сети маршрутов пригородных поездов, продления маршрутов в районы города, ранее не охваченные железнодорожным сообщением, к новым жилым кварталам. Вместе с этим рассматриваются вопросы размещения «перехватывающих» парковок для личных автомобилей, установления единого тарифа на поездку в поездах в пределах города и сквозного тарифа на поездки несколькими видами транспорта, оптимизации связанных автобусных маршрутов.
Ключевые этапы и мероприятия проекта будут установлены дорожной картой, которая разрабатывается и будет сформирована в течение 2024 года.
Уже известно, что во Владивостоке появится 11 станций системы «легкое метро». Станции проектируются таким образом, чтобы комфортно связать городские окраины с центром.
Как отметил первый заместитель начальника Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава Андрей Гамков, наряду с обновлением подвижного состава и обустройством новых остановочных пунктов в комплекс мероприятий, необходимых для создания «легкого метро», также входят увеличение частоты курсирования пригородных поездов, развитие путевой инфраструктуры железной дороги, сокращение времени следования в пути.
По мнению урбаниста, депутата городской думы Владивостока Антона Савенко, создание «легкого метро» во Владивостоке вполне реально, но что самое главное, необходимо.
«И, хотя сложностей хватает, необходимо искать возможности, — считает Антон Савенко. — Значительное преимущество рельсового транспорта в его большой провозимости и соответственно экономичности. "Легкое метро" должно стать магистральным транспортом, который перевозит большое количество горожан, из района в район, быстро и без пробок. Это снимет нагрузку с остальных видов транспорта, передвигаться на нем будет комфортнее. Маршрутную сеть автобусов можно будет оптимизировать, сделать ее более плотной, внутри районов. На мой взгляд, важнее даже не обновление подвижного состава, а удобные ритмы движения "легкого метро". Только это позволит сделать этот вид транспорта востребованным и действительно эффективным инструментом».
«Объемы грузовых перевозок в восточном направлении постоянно растут. Увеличиваются мощности приморских портов. В краевом Минтрансе отмечают, что это позитивно для экономики страны, развития региона, но одновременно с этим в условиях использования общей путевой инфраструктуры сдерживает возможности развития пассажирских сообщений в Приморье, — говорит Сергей Цыбулин. — Для увеличения частоты курсирования поездов, организации скоростных сообщений и запуска поездов по новым маршрутам требуется модернизация существующих и строительство новых железнодорожных путей, использование поездов с автономной тягой. Рассматривается возможность участия региона в обустройстве пассажирских платформ и терминалов. Проработка оптимальных решений сейчас проводится совместно с ОАО "РЖД" и федеральными властями».
Редкая «Ласточка» долетит до берегов Амура
Вопросы развития общественного транспорта и железнодорожного сообщения в числе приоритетных и в Хабаровском крае. К 2026 году на маршрут Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань должен выйти скоростной поезд «Ласточка». Такое обещание в 2021 году сделал губернатор региона.
Расстояние от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре — второго по величине города в крае — около 400 км, по прямой — около 270 км, по рельсам — 388 км. Время в пути по железной дороге на обычном поезде занимает девять часов, «Ласточка» могла бы преодолеть этот путь раза в полтора-два раза быстрее, в зависимости от количества остановок и среднепутевой скорости. Так, поезд «Юность» делает на пути своего следования из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре 23 остановки, а его среднепутевая скорость — 44 км/ч, у «Ласточек» этот показатель обычно выше 70 км/ч.
Главным препятствием для запуска скоростных поездов между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре является отсутствие электрификации пути. В 2023 году Главное управление государственной экспертизы выдало положительные заключения на проекты электрификации железной дороги на территории Хабаровского края от станции Волочаевка II (ЕАО) до Комсомольска-на-Амуре и далее к порту Ванино. Сейчас на этих участках ездят тепловозы. Предполагается, что электрификация вместе с прокладкой второго пути увеличит пропускную способность в два раза.
Для электрификации этого направления необходимо смонтировать 1,2 тыс. км контактной сети, а для его энергообеспечения и обслуживания построить 17 тяговых подстанций.
Также для подключения железнодорожного пути к электричеству предстоит проложить множество новых инженерных сетей, построить автомобильные дороги и новые железнодорожные подъезды к будущим тяговым подстанциям. От решения всех этих непростых задачи и зависит, когда полетит «Ласточка» вдоль Амура.