Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Арктический газовоз завершает первый рейс по Севморпути

Арктический газовоз завершает первый рейс по Севморпути
Фото: пресс-служба аппарата полпреда президента РФ в ДФО

Арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» завершает экспериментальный рейс по Северному морскому пути. Судоходная компания «Совкомфлот» в интересах «НОВАТЭК» при участии госкорпорации «Росатом» 5 января начала самый поздний в истории арктической навигации высокоширотный рейс.

Как сообщает пресс-служба аппарата полпреда президента РФ на Дальнем Востоке, традиционно транзитная навигация в восточном секторе Арктики завершается в ноябре и вновь открывается только в июле. В рамках экспериментального кругового рейса по маршруту Сабетта (ЯНАО) – Цзянсу (КНР) – Сабетта танкер сейчас движется под проводкой атомохода «50 лет Победы» к западу от мыса Дежнева.

Полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел совещание о ходе выполнения рейса. По его словам, за последние пять лет грузопоток по Севморпути возрос почти в пять раз, но потенциал пути гораздо выше. В прошлом году было транспортировано почти 33 млн тонн грузов, в том числе более 18 млн тонн сжиженного природного газа. По указу президента России, к 2024 году грузопоток по Северному морскому пути должен быть увеличен до 80 млн тонн в год.

На совещании было отмечено, что этот поздний экспериментальный грузовой рейс стал возможен благодаря многолетней работе ПАО «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК». С 2010 года компании совместно с ФГУП «Атомфлот» реализуют программу экспериментальных грузовых рейсов в акватории Севморпути для развития судоходства в сложных климатических условиях Арктики.

Как отметил председатель правления «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, существенный вклад в развитие круглогодичного судоходства по Севморпути внесет ввод в эксплуатацию 15 судов-газовозов, которые сейчас строятся на российской верфи «Звезда» для проекта «Арктик СПГ 2». Эти суда будут иметь более высокие ледокольные характеристики по сравнению с газовозами проекта «Ямал СПГ». До конца 2022 года должны быть сданы в эксплуатацию два новых атомных ледокола типа ЛК-60. Это позволит обеспечить круглогодичную транспортировку СПГ по восточному сектору Северного морского пути с проекта «Арктик СПГ 2», запуск первой технологической линии которого запланирован на начало 2023 года.

Генеральный директор-председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов считает, исходя из предварительных итогов перехода, что навигационное окно в восточной части Арктики может быть существенно расширено – при соблюдении высоких стандартов безопасности мореплавания, использовании транспортных судов арктического ледового класса и наличии эффективной ледокольной проводки.

С 2023 по 2025 годы «Совкомфлот» планирует принять в эксплуатацию 18 новых ледокольных газовозов для проекта «Арктике СПГ 2», что позволит создать более одной тыс. новых рабочих мест для российских моряков.

Кроме атомного ледокола, информационно-навигационное сопровождение по маршруту плавания газовозов осуществлял также Штаб морских операций «Атомфлота». Как сообщил заместитель генерального директора – директора Дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, в прошлом году заработала автоматизированная система управления Штаба морских операций, где круглосуточно ведется сбор и анализ информации о гидрометеорологической, навигационной и ледовой обстановке в акватории Северного морского пути. В режиме онлайн судоводителям поступают рекомендации и самая актуальная информация обо всех навигационных опасностях на пути следования судов.

В настоящее время ФГУП «Атомфлот» завершило разработку техзадания на создание на базе АСУ Штаба Единого диспетчерского центра управления плаванием судов на Севморпути. Он позволит оптимизировать маршруты движения судов и расстановку атомных ледоколов. Конечной целью внедрения продукта будет переход на автоматическую маршрутизацию в Арктическом регионе.

По словам Юрия Трутнева, этот рейс еще на шаг приблизил к реализации планов руководства страны по наращиванию навигации и увеличению грузопотока Северного морского пути. Севморпуть будет более востребован, а количество транзитного транспорта будет увеличиваться, что поможет развитию экономики страны.

 

23 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика