Депутаты Государственной думы разработают механизмы для предотвращения фиктивной регистрации граждан в северных районах России ради получения повышенных детских пособий. Проблема стала актуальной, поскольку все больше россиян прибегают к этим махинациям для получения дополнительных социальных выплат.
По данным «Парламентской газеты», вопрос был поднят на заседании Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики 4 июля. Парламентарии решили запросить информацию у профильных министерств и глав северных регионов, чтобы предложить действенные методы борьбы с незаконными выплатами. Одним из возможных решений может стать обязательное предъявление справок о месте работы или учебы детей для получения пособий.
Зампредседателя комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский отметил, что существует множество случаев, когда люди регистрируются в районах Крайнего Севера для получения повышенных социальных пособий. Жители южных регионов через портал госуслуг оформляют документы о регистрации на Севере и затем подают заявки на получение пособий, не переезжая туда на самом деле, а лишь стремясь к большим выплатам.
Сообщается, что МВД в 2023 году досрочно сняло с регистрационного учета 590 граждан, а также возбудило не менее 22 уголовных дел по фактам попыток незаконного получения детских пособий, что привело к ущербу государству в размере 9 миллионов рублей. Кроме того, зарегистрировано 9 уголовных дел по фактам фиктивной регистрации.
Антон Басанский считает, что для борьбы с незаконными льготами в северных районах необходимы специальные механизмы контроля за обоснованностью социальных выплат. Он подчеркнул, что размеры пособий варьируются в зависимости от социально-экономических и климатических условий регионов. Например, в Магаданской области единое пособие на детей до 17 лет достигает 29,5 тысячи рублей, тогда как в Дагестане максимальная выплата составляет 13,7 тысячи рублей.
Одним из предложений для борьбы с незаконными выплатами является обязательное предоставление справок о месте работы или учебы детей, считает политик. Это позволит проверять соответствие фактического места пребывания гражданина и его детей.
Комитет согласился с этой позицией и поручил Антону Басанскому координацию данной работы. Депутаты также планируют запросить информацию у Минтруда и МВД, а также обсудить проблему с властями северных регионов. Басанский отметил, что проблема фиктивной регистрации существует в таких регионах, как Магадан, Чукотка и Якутия.
Член Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Дмитрий Погорелый добавил, что необходимо запросить информацию у Минцифры, так как ведомство доработало механизм регистрации на «Госуслугах», который вступит в силу с 1 августа. Погорелый подчеркнул важность решения проблемы с фиктивной регистрацией без создания дополнительных бюрократических препятствий.
Действующие в дальневосточном макрорегионе программы социальной поддержки, направленные на снижение оттока населения и рост занятости, подвергаются корректировкам, в том числе распространяются на новых участников, также предполагается упрощать прохождение бюрократических процедур. Регионы вводят дополнительные меры поддержки семей с детьми. Увеличиваются сроки газификации субъектов.
Занятость и зарплаты
Уровень безработицы в дальневосточных регионах (таблица 3) по-прежнему выше среднероссийского (2,9% против 2,6% в апреле-июне 2024 г.). Наиболее высоким он сохраняется в Бурятии (5,2%), Якутии (4,9%) и Забайкальском крае (4,6%). Выше, чем в среднем по стране безработица в Иркутской (3,2%) и Сахалинской областях (2,7%). Самый низкий уровень безработицы – в Хабаровском крае (1,4%), Чукотском АО (1,4%) и Амурской области (1,6%).
Таблица «Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, апрель-июнь 2024 г.»
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,6 |
75 986,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 143,3 |
Республика Бурятия |
5,2 |
437,9 |
Республика Саха (Якутия) |
4,9 |
523,9 |
Забайкальский край |
4,6 |
462,3 |
Сахалинская область |
2,7 |
267,9 |
Еврейская авт. область |
2,6 |
76,5 |
Магаданская область |
2,5 |
78,2 |
Камчатский край |
2,3 |
168,8 |
Приморский край |
2,1 |
977,0 |
Амурская область |
1,6 |
405,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,5 |
Хабаровский край |
1,4 |
715,2 |
При этом во всех регионах продолжается рост среднемесячной зарплаты работников организаций (таблица 2) – в семи регионах он превышает среднероссийский (+17,1% в мае) – в Забайкальском крае (+23,4%), Камчатском крае (+21,4%), Бурятии (+19,7%), Амурской области (+18,6%), Иркутской области (+18,7%), Еврейской АО (+18,4%), Приморском крае (+18%). Наименьший рост зарплат фиксируется в Хабаровском крае (+11,6%) и Магаданской области (+12,5%).
Таблица «Среднемесячная заработная плата работников организаций, май 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.»
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
117,8 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
116,6 |
|
Забайкальский край |
123,4 |
|
Камчатский край |
121,4 |
|
Республика Бурятия |
119,7 |
|
Амурская область |
118,6 |
|
Еврейская авт. область |
118,4 |
|
Приморский край |
118,0 |
|
Сахалинская область |
117,8 |
|
Чукотский авт. округ |
117,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,5 |
|
Магаданская область |
112,5 |
|
Хабаровский край |
111,6 |
|
Впрочем, во всех субъектах позитивная динамика зарплаты сопровождается также и ростом потребительских цен. Рост не является существенно превышающим характерные для страны в целом показатели (в июне 2024 г., таблица 1), но в Бурятии и Камчатском крае он выше среднего по РФ уровня.
Таблица «Потребительские цены на товары и услуги, июнь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.»
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,2 |
Камчатский край |
104,2 |
Республика Бурятия |
104,0 |
Республика Саха (Якутия) |
103,9 |
Магаданская область |
103,5 |
Еврейская авт. область |
103,2 |
Приморский край |
103,2 |
Забайкальский край |
102,8 |
Хабаровский край |
102,7 |
Амурская область |
102,6 |
Сахалинская область |
102,4 |
Чукотский авт. округ |
101,4 |
Текущие меры поддержки в рамках борьбы с оттоком населения требуют дополнительных изменений, в том числе направленных на упрощение процедур и повышение их эффективности. Действующая программа «Дальневосточный гектар» подверглась критике со стороны генпрокурора РФ И.Краснова, который заявлял, что ей присущи такие проблемы, как большая удаленность предоставляемых участков от существующей инфраструктуры, в том числе транспортной. На текущий момент программа корректируется на законодательном уровне, в том числе в части устранения правовых неопределенностей.
В начале августа Совет Федерации одобрил закон о порядке подачи заявлений на получение гектара. Речь идет о случаях, когда заявитель, подав заявление, запросил позднее другой участок. Заявление на гектар будет возвращено, если подавший его гражданин ранее уже подавал заявление о предоставлении другой территории и в отношении него не был дан отказ. Ранее отсутствие в законе четко регламентированных процедур для данных случаев замедляло работу с заявлениями и приносило дополнительные временные затраты.
Документ также устанавливает обязанность уполномоченного органа приостановить рассмотрение о предоставлении земельного участка, если в отношении него уже подано заявление другим лицом, и закрепляет порядок действий Росреестра в случае необходимости изменения сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность к иной категории земель. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
По состоянию на май текущего года возможностью получить земельный участок в безвозмездное пользование на Дальнем Востоке воспользовались около 140 тыс. граждан, в большинстве своем они используются участниками программы для сельскохозяйственных целей и индивидуального жилищного строительства. В Приморском крае, Якутии и Камчатском крае также востребованы гектары для организации отдыха и создания объектов рекреации. Следует отметить, что в последние годы количество выданных гектаров росло незначительными темпами, при этом увеличение было стабильным. Так, по итогам 2020 г. правом на получение гектара воспользовались 85 тыс. человек, в 2021 г. число пользователей составило 97 тыс. человек, в 2022 г. – 110 тыс. человек, а в 2023 г. – 122 тыс. человек.
Тем временем в июле принято решение правительства о выделении дополнительных лимитов для дальневосточных регионов в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО». В том числе 400 квартир дополнительно выделено Сахалинской области (всего в регионе, таким образом, будет построена 1 721 такая квартира), 262 квартиры выделено Забайкальскому краю (всего – 1 089). Лимиты распределены с учетом наличия в данных регионах проектов жилищного строительства, в рамках которых разрешения на строительство должны быть получены до 1 сентября 2024 г., для ускорения сроков заселения в готовые квартиры.
Напомним, что на Дальнем Востоке в рамках программы при участии ДОМ.РФ предполагается построить не менее 10 тыс. арендных квартир. На данные цели из федерального бюджета выделено 87 млрд рублей. Арендная плата будет обеспечиваться на доступном уровне (около одной четвертой от среднерыночной цены) за счет субсидирования ставок из федерального и регионального бюджетов. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир общей площадью около 350 тыс. кв. м (полностью освоены лимиты в Сахалинской области и Хабаровском крае). Первые арендные квартиры (с отделкой и мебелью) сданы в Приморском крае (42 квартиры в ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), Чукотском АО (40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре) и Якутии (24 квартиры в микрорайоне «Марха» в Якутске).
К концу июля объем выделенных кредитов по «Дальневосточной ипотеке» превысил 540 млрд рублей, всего выдано 111,7 тыс. кредитов. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край (30,1 тыс. кредитов), Якутия (24,5 тыс. кредитов), Хабаровский край (15,1 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 60% всех выданных в ДФО ипотечных займов. В мае текущего года на фоне пересмотра всех ипотечных программ в Минфине сообщали о возможном поэтапном повышении ставки по «Дальневосточной ипотеке» (текущая ставка не превышает 2%). В ведомстве предлагают повышать ставку на 1% каждый год, начиная с 2025 г. Против повышения ставки выступил вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев, заявивший, что рассчитывает на неизменность программы. Каких-либо конкретных решений по данному вопросу еще не было принято.
Стоит отметить, что регионом ДФО, в котором наиболее остро сохраняется проблема обманутых участников долевого строительства, является Хабаровский край. По состоянию на 2023 г. в данном регионе насчитывалось 14 проблемных объектов незавершенного долевого строительства (самый высокий показатель в ДФО и один из самых больших в РФ). Такие объекты также сохраняются в Бурятии (семь в 2023 г.), Приморском крае (пять объектов), Якутии (три объекта) и Амурской области (два объекта).
Газификация
Что касается газификации регионов, то уровень газификации Дальнего Востока на сегодняшний день существенно отстает от среднероссийского показателя (24% против 75% в РФ на конец 2023 г.). При этом если в нескольких дальневосточных регионах газификация превысила 50% или приближается к данному показателю, например в Хабаровском крае (63%), Сахалинской области (55%), Якутии (43%), то в ряде субъектов макрорегиона уровень остается критически низким – в Еврейской АО не превышает 2%, в Забайкальском крае находится на уровне 1%, на нулевом уровне – в Бурятии и Магаданской области. Уровень подключения потребителей к природному газу в Камчатском крае не превышает 33%, в Чукотском АО – 22%.
Основными проектами для увеличения уровня газификации ДФО являются строительство регазификационного комплекса в Камчатском крае, строительство газопровода, соединяющего газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» к 2032 г., подведение газотранспортной инфраструктуры на территорию Бурятии и Забайкальского края до 2032 г. При этом сроки проекта по обеспечению СПГ Камчатского края сдвигаются на более позднее время.
В июле правительство РФ актуализировало дорожную карту газификации Камчатки с помощью СПГ с проекта «Сахалин-2», в соответствии с которой ключевые ее мероприятия перенесены на год. В частности, ввод в эксплуатацию объектов береговой инфраструктуры (причал, объекты приема регазифицированного природного газа и выдачи его в сеть газораспределения, объекты налива СПГ в цистерны, газопровод) отложен на конец 2025 г. вместо начала 2025 г., тогда как их передача «Газпрому» по концессионному соглашению с камчатским правительством должна состояться в начале 2026 г. (а не до конца 2025 г.). При этом для данных объектов еще предстоит определить застройщика и вести строительство, которое потребует дополнительных 4 млрд рублей ассигнований из федерального бюджета в 2025 г., в дополнение к ранее уже выделенным на данные цели 12 млрд рублей.
Одним из основных проблемных вопросов проекта является строительство плавучей регазификационной установки (ПРГУ) и танкеров-челноков, которое было осложнено санкциями. Так, строительство регазификационного терминала должно завершиться в третьем квартале 2025 г. Сроки строительства судов и их передача «Газпрому» перемещены на третий квартал 2026 г. (для первого судна) и на четвертый квартал 2026 г. (для второго танкера), тогда как ранее их планировалось сдать одновременно с терминалом. В апреле сообщалось, что газовозы уже заказаны, подробности не уточнялись. Вариант использования уже построенных газовозов осложнен санкциями, а также тем, что большинство подобных судов активно эксплуатируются.
Поддержка семьи
В сфере поддержки рождаемости на Дальнем Востоке региональные меры поддержки связаны главным образом с финансовыми выплатами многодетным семьям. В июне гордума Владивостока приняла решение об увеличении размера выплат, выдаваемых многодетным семьям города в качестве альтернативы предусмотренным для них земельным участкам. Размер выплаты увеличен с 382 тыс. рублей до 602 тыс. рублей. Данная выплата будет софинансироваться на 50% из краевого бюджета. Повышение компенсационных выплат в том числе связано с дефицитом свободной земли для распределения в материковой части города (нераспределенные участки остались только на островных территориях и в отдаленном поселке Береговое).
Продолжается принятие субъектами региональных законопроектов в соответствии с данным ранее поручением президента о выплате многодетным семьям средств на погашение ипотечного кредита. В июле депутаты Магаданской областной думы приняли законопроект о выплате до 1 млн рублей многодетным семьям на закрытие ипотеки. 450 тыс. рублей из данной выплаты будет обеспечивать федеральный бюджет, 550 тыс. рублей – региональный. Закон распространяется на семьи, у которых с января 2024 г. по 31 декабря 2030 г. родится третий и последующие дети. При этом ипотечный кредит для погашения должен быть взят на приобретение или возведение жилой недвижимости только в Магаданской области. Семьи смогут частично или полностью погасить задолженность только по одному ипотечному кредиту.
Депутаты Заксобрания Камчатского края в июле продлили программу выдачи краевого материнского капитала до конца 2030 г. Программа действует в регионе с 2011 г. Региональный маткапитал предоставляется проживающим в регионе не менее трех лет до момента обращения за выплатой. В 2024 г. его размер составляет до 439 тыс. рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Под эгидой правительства края создана структура, которая помогает жителям объединяться в ТОСы и выигрывать гранты. Финансирование краевого конкурса проектов увеличилось в несколько раз, до 280 млн рублей в 2023 году. На втором форуме общественников «Живем в Приморье. Решаем вместе» губернатор края Олег Кожемяко озвучил впечатляющие цифры – с мая прошлого года количества ТОСов региона увеличилось со 135 до 225. EastRussia анализирует успешный опыт Приморья по развитию гражданских инициатив вместе с экспертами.
Бум благоустройства
В 2022 году в Приморье впервые прошёл форум общественников по вопросам благоустройства и территориального самоуправления «Живём в Приморье. Решаем вместе». Палитра инициатив высветила запрос активистов – нужна информационная поддержка. Результат – по инициативе губернатора открылся Центра гражданских инициатив, где жители могут получить поддержку в любых вопросах, касающихся ТОСов. Как создать ТОС и организовать инициативную группу, в каких проектах и конкурсах можно поучаствовать, как пройти путь от идеи до её воплощения в виде новых благоустроенных детских площадок, дорог, стадионов, лестниц и общественных пространств, где найти на всё это деньги – специалисты Центра знают ответы на эти вопросы.
Одним из главных источников финансирования гражданских инициатив стал региональный конкурс проектов ТОС, стартовавший в 2019 году. Для общественников это отличная возможность привлечь средства из краевого бюджета на проекты по благоустройству. Причём одобрение конкурсной комиссии получают большинство участников. В 2023 году решением правительства Приморья финансирование в рамках конкурса было увеличено до 280 млн рублей. Каждый победитель может получить до 1,5 млн рублей.
Как показала практика, созданная инфраструктура поддержки гражданских инициатив эффективно работает. Если в мае 2022 года в Приморье было зарегистрировано 135 ТОСов, сегодня их уже 225. Активисты подали 341 заявку на благоустройство дворов и улиц. Стартовавший в июне конкурс проектов привлёк рекордное количество участников.
Ребята с нашего двора
Выросла и популярность главного событийного мероприятия в сфере территориального общественного самоуправления. Второй форум «Живём в Приморье. Решаем вместе» собрал больше тысячи приморцев в большом зале правительства края. Среди них – представители ТОСов, управляющих компаний, общественных организаций и все, кого интересует реализация гражданских инициатив. Их ожидания и настроение отразились в словах губернатора Приморского края.
«Сегодня мы видим полный зал общественников, которые неравнодушны к судьбе своего города, посёлка, своего двора. Эти люди хотят своими руками сделать наш край лучше, потому что из маленьких дворов создаются хорошие кварталы, а из кварталов - населенные пункты. И если в мае, когда проходил первый форум, в крае было 135 ТОСов, сейчас их уже 225. То есть за короткие полтора месяца появились новые люди, которые поверили, что могут создавать комфортную среду вокруг себя. На краевой конкурс проектов поступило 150 заявок от ТОСов и 190 – от инициативных гражданских групп – это тоже будущие ТОСы. Итого у нас в Приморье 341 общественная организация, среди них представители практически всех населённых пунктов. Безусловно, мы сделали большой шаг вперед в реализации гражданских инициатив», – сказал Олег Кожемяко.
Куратор проекта «Школа грамотного потребителя», депутат Людмила Таран отметила взрывной рост ТОСов в Приморье, начиная с 2019 года. По её словам, это результат грамотной политики администрации Олега Кожемяко. Территориальному общественному самоуправлению в Приморье оказывается комплексная поддержка – от организационной до информационной и «человеческой».
«Очень радует, что у жителей Приморского края есть возможность напрямую взаимодействовать и работать с властью по вопросам реализации гражданских инициатив. И правительство края, и администрация города, и депутатский корпус идут навстречу общественникам, меры поддержки абсолютно доступны, и сделано всё, чтобы новые ТОСы создавались и успешно работали», - комментирует она.
В ходе форума лучших активистов ТОСов наградили почётными грамотами от правительства Приморского края. Но форум – это не только время подводить итоги. Это ещё и площадка для обмена лучшими практиками, где можно пообщаться с экспертами, представителями органов власти и пройти обучающий интенсив «активного гражданина».
В центре поддержки
Центр гражданских инициатив представляла его руководитель Елена Порубова. Организация создана решением губернатора края и открыла свои двери по адресу улица Фонтанная, 47 в мае 2023, но её услуги уже пользуются большим спросом. На форуме Елена Порубова поделилась полезной информацией и ответила на вопросы участников.
«С людьми, которые к нам приходят, мы говорим о том, как создать инициативную группу, рассказываем о программах, в которых можно поучаствовать, разъясняем, как правильно оформить заявку. Здесь возникает очень много вопросов, потому что инициатива обрастает определённым документооборотом - пишется проект, считаются сметы, и часто необходима помощь специалистов, которые помогут довести её до логического конца», - пояснила она.
Важно: консолидированная работа по развитию территориального общественного самоуправления в Приморье ведётся и на региональном, и на муниципальном уровне. Так, в администрации Владивостока для этого выделено отдельное управление. Оно оказывает методическую, консультативную помощь гражданам, заинтересованным в создании ТОСов, и сопровождает их на всех этапах, когда ТОС уже учреждён и обозначен границами. Деятельность общественных территориальных самоуправлений во Владивостоке регламентирует муниципальный нормативно-правовой акт №157. Также создан общественный совет при администрации, куда входят представители городской власти, Думы города и руководители ТОСов.
«Работа приносит свои плоды. Если в прошлом году ТОСы Владивостока подали 37 заявок на конкурс проектов, из них 34 победили, то в этом году количество участников увеличилось в два раза, до 70 проектов – на мой взгляд, очень конкурентоспособных. Ждём, когда организатор конкурса – департамент внутренней политики Приморского края – объявит результаты», - рассказал руководитель управления Сергей Язев.
После объявления победителей средства из краевого бюджета выделяют муниципалитетам, и те передают их в профильные управления для реализации проектов, объясняет он механику процесса. Сроки могут занимать несколько месяцев. При этом все гражданские инициативы во Владивостоке, победившие в конкурсе в прошлом году, уже реализованы.
Поверили в себя
Конечно, в рамках форума активисты делились лучшими практиками. Председатель ТОСа «Сабанеева, 13» Светлана Живалюкова рассказала о том, как жители района реализовали проект «Умные ступени». В прошлом году они создали инициативную группу, оформили заявку на конкурс проектов и получили 1 млн рублей. Эти средства помогли заменить старую разрушенную лестницу, ведущую к детскому саду. Теперь вместо неё появилась новая, «интерактивная», с разноцветными ступенями и буквами алфавита для малышей.
Представитель ТОС «Грин Парк» Вячеслав Плут рассказал о реализации проекта «Озеро-Парк GreenPark». Общественников вдохновил опыт соседнего ТОС «Спутник», который на средства гранта благоустроил набережную в районе Фанзавода.
Жители решили организовать собственный ТОС, чтобы облагородить территорию возле озера, где гнездятся утки-мандаринки. Подали заявку и победили. Инициатива имела успех, большое количество семей подключились к реализации проекта. В результате на месте заброшенного пустыря появились аллея с освещением, смотровая площадка и ограждение.
Как отметил по итогам форума Олег Кожемяко, опыт Приморья и других регионов, где развивается институт территориального общественного самоуправления, доказывает – жители готовы и хотят участвовать в создании комфортной среды в своих городах и посёлках.
«Жители нашего региона, воплотившие свои проекты, поверили в себя и окружающих. Возможно, завтра несколько ТОСов объединятся и предложат сделать что-то общее в определённом районе, а мы поможем со строительством инфраструктуры. Правительство Приморского края продолжит увеличивать сумму поддержки по этому направлению, потому что наши жители – главные помощники в создании комфортной среды для жизни, никто не знает свои дворы и улицы так, как они», - заключил Олег Кожемяко.
Число ТОСов в России растёт. На сегодняшний день их число около 39 тысяч. Причины такого роста понятны: у ТОСов есть реальная возможность развивать территории, на которых они ведут свою деятельность. Для этого органы ТОС сегодня имеют все необходимые ресурсы, в том числе финансовые. Руководители регионов и муниципалитетов, думающие о создании на своих территориях опорных точек эффективного взаимодействия с населением, активно помогают ТОСам.
Почему надо поддерживать ТОСы? В их развитии заинтересованы все: граждане, желающие сделать свою жизнь на локальной территории более комфортной; власти, взаимодействующие с населением по решению вопросов местного значения. Я подсчитал, что таких форм взаимоотношений властей и ТОС более 50. И ещё один аргумент: каждый рубль, вложенный сегодня в ТОС, возвращается в бюджет пятью.
Наблюдая за ТОСами Приморья, могу сказать, что мне очень нравятся истории, которые они реализуют. И особенно приятно, что этот инструмент работает по всему краю.
Сейчас очень активно занимаемся ТОСами в Ольгинском муниципальном округе, где наш ресурсный центр помог написать 6 проектов. Представьте: маленькое северное село на 240 жителей, и люди находят в себе силы, чтобы объединяться и решать какие-то проблемы. Например, администрация установила в селе детскую площадку, но ей не хватает ограждения, так как животные заходят на территорию. Люди объединяются и пишут проект. Получают грант, и на площадке появляются освещение, дополнительные лавочки, ограждение, она становится точкой притяжения для жителей села, где не так много общественных пространств.
Как только в Приморье в 2019 году появилась информация о ТОСах, мы изучаем этот механизм и знакомимся с лучшими практиками. Наш центр заинтересован в том, чтобы на территориях формировались новые точки активных социальных групп, ведь ТОСы занимаются тем, чем не занимаются НКО, - помимо социальных, решают ещё и бытовые проблемы, которые мешают развиваться территориям и не лучшим образом влияют на их жителей. Людям важно благополучное окружение, не только социальное, а ТОСы – именно тот рычаг, который помогает его создавать. Кроме того, ТОСы объединяют людей на территориальном уровне и сплачивают наше общество.
165 идей представили жители Хабаровского края на всероссийский конкурс «Сильные идеи для нового времени» в этом году. Эксперты отобрали шесть лучших – они попадут в общероссийскую копилку инициатив. Из 1000 перспективных идей со всей страны в шорт-лист пройдут 100 – их представят на итоговом мероприятии форума в Москве 28 – 29 июня. В рамках пленарного заседания авторы презентуют десять проектов и пять брендов инициатив президенту Владимиру Путину.
От экскурсий по закулисью аэропорта до образовательных программ в колледжах и университетах – таков охват идеи, которую представил заместитель исполнительного директора по коммерции, качеству и сервису АО «Хабаровский аэропорт» Юрий Кондратчик, внук первого в мире летчика-космонавта Юрия Гагарина.
Производственные экскурсии по аэропорту должны разбудить в подростках и детворе тягу к небу. Во время такого визита можно будет проделать весь путь от зала регистрации до момента посадки в самолет, узнать как проходит предполетная подготовка, познакомиться с техникой и специалистами, работающими в аэропорту, увидеть, как организован досмотр пассажиров и даже побывать в кабине пилота.
«Именно Хабаровск является историческим центром авиации на Дальнем Востоке. Благодаря стратегии России разворота на восток возникают новые перспективы и новые вызовы, реализуются масштабные проекты развития аэропортовой инфраструктуры, осваивается выпуск новых воздушных судов, идет освоение беспилотников – все это требует кадрового обеспечения. Наш проект и призван частично решить эту проблему. Последние пару лет занимаемся активным взаимодействием с учебными учреждениями, с прошлого года организованы экскурсии в рамках профориентационных программ, привлекаем учащихся к разным мероприятиям на территории аэропорта, и уже видим результаты работы – ребята принимают решение о трудоустройстве», – сообщил Юрий Кондратчик.
Автор идеи – проректор КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» Андрей Ковалевский.
Полигон креативных компетенций – это образовательно-производственный кластер, который объединит местные креативные площадки, заинтересованную молодежь, существующие сообщества и создаст необходимую коммуникацию с внешними партнерами и бизнесом. Полигон призван стать творческой базой по направлениям - полнометражная анимация, кинопроизводство, создание медиаконтента.
«Проект способен в сжатые сроки подготовить специалистов и профессиональные команды для креативной экономики края. В рамках совместной работы с образовательными учреждениями Хабаровского края будут проходить производственные практики, стажировки, соревнования профессионального мастерства. Обучающиеся полигона научатся создавать продукты российского и международного уровня. После открытие полигона планируется создание колледжа креативных индустрий – таким образом, получится полноценная система подготовки специалистов для экономики региона», – рассказал Андрей Ковалевский.
Автор идеи – начальник отдела согласований технических условий, заключений и НИОКР ФБУ «Администрация Амурводпуть» Альвина Кейпан.
Настольная игра-викторина о судоходстве по Амуру. Рассчитана на возраст участников от шести лет, сделана на основе реального участка реки, с реальными условиями плавания. Помимо знакомства с навигационными знаками и основами судовождения, участники игры попутно узнают интересные факты о регионе.
«Игра помогает на раннем этапе профориентирования детей, а также привить любовь к родному краю. Планируем серию подобных игр, посвященных рекам Дальнего Востока – например, Зее и Лене», – уточнила автор идеи.
Автор идеи – предприниматель, член общины КМНС «Хотон Меу» Екатерина Кай.
Хагдун андахасал переводится как «дом друзей». Цель проекта – создать единое пространство для знакомства с традициями, культурой, особенностями быта, родными языками коренных малочисленных народов Севера. В деревне будут построены восемь дворов в стиле различных коренных и малочисленных народностей, проживающих в Хабаровском крае. В каждом дворе вместе с традиционными постройками предусмотрены помещения для мастер-классов, спортплощадки. Здесь можно будет попробовать национальные блюда, пострелять из лука, покататься на оленьих и собачьих упряжках. Все дворы соединят одним туристическим маршрутом.
«На Дальнем Востоке нет подобных объектов, где бы на одной площадке были собраны все народы, проживающие в одном регионе. Это популяризация быта и культуры КМНС для нас и потомков. Хотим в будущем нарастить количество дворов до 40 дворов – это все КМНС Дальнего Востока», – рассказала Екатерина Кай.
Автор идеи – руководитель отдела продаж ООО «Авантелеком» Ольга Олешко.
Голосовой ассистент на базе ИИ должен стать единым первым рубежом обработки обратной связи от граждан по вопросам работы органов власти на федеральном и региональном уровне. Обратившийся на линию может рассказать о проблеме в свободной форме, а голосовой ассистент передаст запрос в соответствующую инстанцию. Эффект от внедрения – минимизация потерь обращений, снижение нагрузки на специалистов колл-центра, получение оперативной обратной связи от населения, для граждан – это уменьшение времени ожидания, получение информации более удобным способом, повышение лояльности.
«По статистике Росстата за прошлый год, лишь 56% людей старше 50 лет могут активно использовать интернет-сервисы, в том числе государственные. Наш голосовой помощник поможет записаться на прием к врачу или вызвать врача на дом, получить консультацию или пожаловаться на некачественную услугу. Не нужно личное присутствие, не нужен интернет для подачи обращения для включения в эту систему – надо один раз позвонить. Это удобно и населению, и властям», – уверена автор идеи.
Автор идеи – директор АНО «Агенство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края Андрей Дымченко. Соавтор идеи – замдиректора по развитию инноваций АНО Агентство привлечения инвестиций и развитию инновация Хабаровского края Дмитрий Симон.
Проект «Цифровой кампус» – это интеграция науки и бизнеса, это единая информационная среда вузов, кампусов, школ и учреждений дополнительного образования. Всё, что необходимо студенту, ученику для получения знаний и организации досуга, можно будет сделать в одном приложении.
«Создание единого студенческого пропуска для бронирования площадок, лабораторий, спортзалов, библиотек дает возможность пользоваться благами более сильных институтов для всех, кто в системе. Это еще и механизм монетизации – сдача в аренду пустующих площадей. На выходе вузы сокращают расходы на содержание инфраструктуры. Объединение системы создает конкуренцию не только между студентами, но и для бизнеса – можно закидывать на платформу небольшие заказы для студентов. На выходе студенты знают, что такое бизнес. В пилотном проекте уже дал согласие участвовать Тихоокеанский государственный университет и Дальневосточный государственный университет путей сообщеия, – объяснил Дмитрий Симон.
Команда, разрабатывающая идею цифрового кампуса, в прошлом году тоже участвовала в конкурсе «Сильные идеи для нового времени» с проектом «Госпартнер». По итогам конкурса эта идея вошла в топ-100 по России. И пусть в первую десятку проект не выбился, он реально работает и развивается, принося пользу. На данный момент проект запущен на стадии пилотирования.
Проект «Госпартнер» – это альтернативный механизм по получению в аренду государственной недвижимости для ведения бизнеса за счет применения инновационных технологий. Идея проекта предполагает начисление арендной платы за использование имущества в режиме «онлайн», что позволит сократить сроки проведения процедур по получению имущества в аренду.
«Проект “Госпартнер” – это когда люди платят не фиксированную ставку, а процент с выручки. Запустили пилот: в рамках одного из госучреждений помогли сдать площадь в аренду, поставили вендинговый аппарат и с бизнесом договорились, что он полностью передает нам данные, сколько у него выручка на этой территории. Теперь мы сможем определить, сколько бы он платил за аренду, если б он платил процент от выручки. Сейчас законодательство запрещает использовать такой механизм, поэтому пока мы теоретизируем, но мы на финальной стадии подачи заявки в Минэк РФ для получения статуса экспериментально-правового режима. Главное – не останавливаться и продолжать развивать проект, главное, чтобы инициаторы горели своей идеей», – добавляет Симон.
С объявлением нового поворота на восток, реляции об экономических успехах в ДФО стали в СМИ регулярной повесткой. За пределами всеобщего внимания при этом осталась социальная жизнь небольших поселений, не до конца пришедших в себя после лихих 90-х. Особенно тяжело пришлось северным окраинам – после свёртывания коммунистической доктрины развития страны многие посёлки оставили на произвол судьбы. Но люди там продолжают жить своей обычной жизнью, преодолевают климатические сложности, бытовые трудности и до слёз радуются возрождению авиаперелетов в областной центр.
Отрицательный рост
Один из самых северных регионов Дальнего Востока — Магаданская область — продолжает терять население. По данным местных властей каждый год регион покидает примерно 2500 человек, среди них порядка одной тысячи — люди в возрасте от 14 до 30 лет. Больше всего уезжают из отдалённых посёлков.
Один из таких – Синегорье. Это посёлок городского типа в Ягоднинском районе Магаданской области. История Синегорья началась 12 февраля 1971 года, в 1972-м он получил статус посёлка городского типа.
Посёлок был рассчитан на 10 тысяч жителей и имел благоустроенные (по северным меркам) жилые дома, спортивный комплекс с бассейном, игровым тренажёрным залом, больницу, поликлинику, профилакторий, детский сад, школу и даже аэропорт. Градообразующие предприятия поселка – ПАО «Колымаэнерго» и Восточные электрические сети ПАО «Магаданэнерго», ещё в конце восьмидесятых здесь проживали 11 тысяч человек, но с каждым годом синегорцев становилось всё меньше.
8 июня 2000 года закрылся аэропорт «Синегорье». Сейчас из-за убыли населения, в посёлке заброшено около 2/3 зданий. В 2021 году в Синегорье проживало чуть менее двух тысяч жителей.
Две трети зданий в Синегорье заброшены
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
«Мой друг уехал в Магадан»
Недавно посёлок стал одним из главных героев документального фильма ростовского режиссёра Анны Барсуковой. Сама Анна из Украины, но в России живёт более двадцати лет, снимает документалки, нередко посвящённые социальным проблемам – например, про отношение общества к ВИЧ-инфицированным людям или детям-сиротам.
Режиссёр давно искала повод снять кино на севере: на Камчатке долгое время служил её брат, а фотографии бескрайних территорий, засыпанных толстыми слоями снега, будоражили воображение кинематографиста. Закон жанра: для того, чтобы попасть на территорию, нужно обязательно найти к ней ключ, а в случае Анны – главного героя для будущего фильма о севере. И герой нашёлся.
Руслан Крысенко, житель Синегорья
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
На видеохостинге режиссёр увидела блог одного из северян – «Русик Бука». Его вёл коренной житель Синегорья Руслан Крысенко. Связавшись с ним Анна подробно расспросила о посёлке и жизни Руслана, через него нашла других героев будущей картины – многие из них работали в доме-интернате.
«Изначально у нас были планы показать в фильме дом инвалидов – одно из предприятий, которое функционирует в Синегорье. Если снимать одну разруху, стоящую в посёлке, то из этого не получилось бы полноценного фильма, да и не было задачи делать чернуху про север. Планировалась следующая история – мама Руслана находилась в доме инвалидов и весь сюжет был завязан на том, что сын навещает там мать, ухаживает за ней. Но перед моим приездом Ларисы Павловны не стало, сюжет картины скорректировался. Но Руслан всё равно оказал нам большую помощь при съёмках – провёл по всем местам, благодаря чему мы отсняли много материала вне интерната», - вспоминает Анна.
Спаси и сохрани
Первые кадры фильма запечатлевают общую картину для многих северных поселений Дальнего Востока страны. Кардинальное отличие только одно – на въезде людей встречает огромный православный крест, на котором написано: «Господи, спаси и сохрани Россию». Сразу за ним виднеется дорога в посёлок и множество пустых домов. Для неподготовленного зрителя такая картина выглядит пугающе. Сам режиссёр признается, что изначально не было понятно, жилое ли это место или люди давно покинули его. Однако на следующих кадрах зритель видит храм Пресвятой Богородицы, центр посёлка, дом-интернат, чуть поодаль видны строения градообразующих энергетических предприятий. Жизнь здесь, несмотря на трудности и суровый климат, определённо продолжается – люди идут на работу, водят детей в детский сад и школу. Но густой туман, горные пейзажи и пустые дома, занесённые снегом, всё равно придают пространству мистическую окраску, что в фильме особо драматически усиливается закадровой музыкой композитора Гюли Камбаровой. По словам Анны, ей, как человеку, живущему на юге, никогда не доводилось видеть такого большого белого безмолвия, окружающего когда-то очень зажиточный посёлок.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
«Больше всего меня поразило, как человек, родившийся и выросший в Синегорье, рассказывал про советское время. При СССР в посёлке выращивали в теплицах тюльпаны, помидоры и огурцы, разводили коров и свиней, поселок процветал. Потом в одночасье всё рухнуло. Руслан – очень эмоциональный рассказчик и было безумно жаль, что он жил в совсем другом посёлке, а теперь вынужден наблюдать его разрушенное состояние. Во время общения, я видела в глазах моего героя скорбь, горечь, сожаление. Приезжие впечатляются только тем, что видят вокруг себя, рожденному здесь человеку приходится гораздо сложнее. Через какой время Руслан произнес фразу, которая выбила у меня почву из-под ног – «Я думаю, что мое будущее связано не с этим регионом и, наверное, я когда-нибудь уеду», - рассказывает автор фильма.
Другие люди
Несмотря на общее впечатление запущенности посёлка, душевность оставшегося населения с лихвой искупает зияющие инфраструктурные пустоты. Основной локацией для съёмок выступил дом-интернат. Решение об открытии в Синегорье филиала Магаданского областного дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов было принято властями Магадана в 2012 году. Он находится на первом этаже городской больницы. Медицинский персонал и социальные работники ухаживают за колымчанами в преклонном возрасте. После открытия, кроме жителей Синегорья, нуждающихся в постоянном уходе сюда переселили пожилых жителей Ягоднинского, Сусуманского и Среднеканского районов.
«Работники дома-интерната – люди с большой буквы. Я не знаю, откуда они берут свои силы и душевную глубину для ежедневной поддержки своих подопечных, почему этим занимаются. Я бы не смогла стать соцработником, для меня это психологически сложно. Но люди делают свою работу искренне и деньги для них не самый главный фактор. Кстати, сразу после нашего отъезда в доме-интернате сделали хороший ремонт», - рассказывает Анна.
По ее словам, отзывчивость жителей Синегорья стала для неё самым главным откровением. Во время съёмок Анна случайно свернула с протоптанной дороги и ушла в сугроб по грудь. Ситуация усугублялась тем, что в руках у режиссёра была камера и тяжёлый рюкзак. На улице вечерело, температура воздуха опустилась до минус 35 градусов. На помощь Анне пришли прохожие, подсказавшие, как правильно выбраться обратно на дорогу – лечь на снег пластом и ползти.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
Безотказность, бескорыстие, доброта, невероятное искреннее безвозмездное желание помочь – поразили Анну до глубины души. Она считает, что на Севере люди отзывчивее и сплочённее, чем на юге страны и всегда готовы подать руку помощи каждому нуждающемуся. Режиссёр старалась снимать работу дома-интерната максимально бережно, чтобы не навредить его обитателям, поскольку жизнь внутри из-за преклонного возраста его обитателей психологически непроста.
От отчаяния к надежде
Сюжетная линия фильма, показывающая искренних и бескорыстных работников дома-интерната, готовых помогать пожилым магаданцам достойно прожить оставшиеся годы, в фильме идеально зарифмовалась с мыслью о том, что брошенные населённые пункты необходимо по мере возможности возрождать.
«В картине много разных посылов, но основной заключается в том, что мы хозяева своей Родины. Если у нас есть сто комнат, то мы должны следить за всеми. Нельзя халатно относиться к тем или иным регионам. От малой Родины рождается Большая. Мне бы хотелось, чтобы зрители после финальных титров осознали – необходимо ухаживать за глубинкой. Север очень жаль, он пострадал больше всех. Нельзя больше такого допустить», - уверена Анна.
В финале фильма есть очень яркий эпизод – прибытие в посёлок первого за очень долгое время самолёта. После закрытия аэропорта у жителей посёлка была всего одна возможность попасть на большую землю – восемь часов на автобусе, при хороших погодных условиях ходившем всего два раза в неделю. Искренность эмоций в глазах северян подделать невозможно – на кадрах фильма они машут руками самолёту, смахивают слёзы из глаз и широко улыбаются. По словам Анны, синегорцы с нетерпением ждут лета, мечтая, что самолёт будет летать к ним чаще, а значит они будут ближе к своим родным.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
Она добавляет, что многие синегорцы остаются на месте в силу привычки, но всё же не оставляют мысли о переезде из посёлка. Им очень нравятся здешняя природа, чистый воздух, тишина. И если когда-то синегорцам придётся оставить родной край, то они предпочтут небольшие населённые пункты, где нет много машин, а есть тишина и свобода.
«Я сняла всё, что хотела, но не против вернуться и сделать вторую серию с совершенно другими результатами. Я надеюсь, что положительные перемены в жизни посёлка должны наступить и уде практически сижу на чемоданах», – отмечает Анна.
Сейчас, по её словам, фильм будут предлагать региональному прокату – это показы в школах, вузах, различные киноуроки, на которых зрители знакомятся с большой Россией и малой Родиной. А уже после фестивального продвижения и показа на телевидении у фильма состоится релиз на цифровых площадках. И тогда любой желающий сможет увидеть и узнать, как живётся в одном из самых холодных, но душевно тёплых посёлков Магаданской области Дальнего Востока России.
Развитие импортозамещающих производств в усложнившихся экономических условиях приобрело стратегическое значение. ЕastRussia наблюдает за работой дальневосточных предприятий, стремящихся восполнить дефицит и наполнить рынок отечественной продукцией.
Предприятие «Союзкомпозит» за счет реализации нового инвестпроекта сможет увеличить производство ДКП до 1000 тонн ежегодно (рост производственных мощностей составит 250 тонн), будет создано пять новых рабочих мест (штат сотрудников увеличится до 30 человек). Налоговые отчисления в бюджет края составят 17,5 млн рублей за пять лет, выручка увеличится на 58 млн рублей в год.
Линия по производству террасной доски
фото: EastRussia
Древесно-полимерный композит торговой марки SEQUOIA по сравнению с натуральной древесиной имеет более высокую прочность и долговечность, водонепроницаемость, огнестойкость, устойчивость к плесени и насекомым. Новая продукция поможет сократить потребления сырья. При производстве главным образом используется натуральная древесная мука и высокоплотный полиэтилен. В производстве композитного материала на предприятии практически не используются импортные материалы. Новая линейка материалов будет более атмосферостойкая и иметь значительное сходство с натуральным деревом по тактильным и визуальным ощущениям.
Как рассказал главный инженер компании «Союзкомпозит» Александр Ковалев, продукцию в основном производят из опилков лиственницы, поставляемых из Комсомольска-на-Амуре, пластик получают также от предприятий края – уже очищенный. Добавку, защищающую производимый материал от вредного воздействия солнечных лучей, заказывают в Китае. Это – единственный импортный компонент.
«Ультрафиолетовая защита – это очень дорого, и некоторые недобросовестные производители экономят на этом. Раньше мы все ввозили из Китая, а теперь производим сами – под брендом “Секвойя”. Древесно-полимерный композит может прослужить 50 лет в теории, но так как его выпускаем относительно недавно, реально это еще не проверено. Гарантию даем 25 лет, потом материал можно направить на переработку и вторичное использование», – рассказывает он, добавляя, что на Дальнем Востоке конкурентов у компании нет, а продукция предприятия поставляется потребителям из соседних регионов, а также по всей России, где пользуется большим спросом.
фото: EastRussia
Из древесно-полимерного композита ООО «Союзкомпозит» производит террасную доску и лаги, перила, столбы и балясины для ограждений, доски для заборов, ступени для лестниц, фасадные системы. Чаще всего эту продукцию используют для благоустройства придомовой территории.
Увеличить количество поставок изделий из композитного материала компания сможет за счет расширения производства: в рамках софинансирования 50/50 будет получен льготный пятилетний заем 20 млн рублей на более современное оборудование для выпуска новой линейки продукции из древесно-полимерного композита.
Как отметила и.о. директора Фонда развития промышленности Хабаровского края Татьяна Веретенникова, «Союзкомплекту» не сложно получить поддержку – это действующее производство, зарекомендовавшее себя на рынке.
«Мы не финансируем стартапы и убыточные предприятия, текущее финансовое состояние предприятия должно быть стабильным – мы должны быть уверены, что предприятие вернет полученные средства. Деньги будут выделены из регионального бюджета – 20 млн рублей на покупку технологического оборудования, также 20 млн рублей предприятие вкладывает самостоятельно на развитие своего производства. Займ сроком до пяти лет под 5% годовых с возможностью досрочного погашения. Первые три года предприятие выплачивает только проценты, основное тело займа погашается в последние два года», – уточнила Веретенникова.
фото: EastRussia
Краевой Фонд развития промышленности уже пять лет оказывает поддержку предприятиям обрабатывающего производства. Компании получают льготные займы на развитие и модернизацию производства, покупку и реконструкцию технологического оборудования. Минимальная сумма – пять млн рублей, максимальная – пять млрд рублей (выдается федеральным Фондом развития промышленности при содействии регионального).
В 2022 году в региональный фонд было подано 16 заявок, деньги получили четыре компании, прошли согласование восемь – вскоре они получат средства. По словам Татьяны Веретенниковой, от подачи заявки до получения средств может пройти до полугода, региональные займы выдают быстрее – тут срок до двух месяцев.
«Сроки стараемся не затягивать. Мы продолжаем выдавать предприятиям льготные займы для реализации проектов по приоритетным направлениям российской промышленности. Предприятия могут рассчитывать на займы в сумме от пяти до 100 млн рублей с процентной ставкой 1-5%. И сейчас они как никогда более привлекательны для предприятий», – отметила Татьяна Веретенникова.
В 2022-2023 годах из краевого и федерального бюджетов выделено 268,5 млн рублей на финансирование деятельности регионального Фонда развития промышленности.
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.