Эксперимент по внедрению сервиса по открытию бизнеса онлайн запустят в России с 1 марта 2024 года по 1 марта 2025 года. Правительство работает над созданием комплексной дистанционной услуги «Старт бизнеса онлайн».
Согласно соглашению, подписанному главой кабмина Михаилом Мишустиным, предприниматель сможет зарегистрировать бизнес, получить электронную подпись без личного обращения ФНС и открыть счет в банке. Для подтверждения личности будет использоваться единая биометрическая система.
Эксперимент пройдет при участии Центробанка, Минфина, Росфинмониторинга при содействии АО «Центр биометрических технологий». Координатором эксперимента выступает Федеральная налоговая служба.
По аналогии с преференциальными режимами ТОР и СПВ федеральная сеть разливного пива «Пив&Ко» разработала для предпринимателей из Дальневосточного федерального округа собственное предложение по открытию и развитию бизнеса. Для этого достаточно жить и работать на Дальнем Востоке.
Предложение заключается в том, что любой желающий может открыть магазин разливных напитков по франшизе от «Пив&Ко», вложив 2,5 млн рублей. Это на миллион рублей меньше, чем вложения в франшизу STANDART. Условие одно: магазин должен быть открыт в одном из 11 субъектов ДФО.
Перспективная территория
Казалось бы: Дальний Восток – самый дорогой макрорегион России. Сложная логистика и удаленность от основных экономических центров страны делают любой реализуемый на этой территории проект более дорогостоящим в сравнении с аналогичными в европейской части страны. Впрочем, отмечают менеджеры «Пив&Ко», именно дальневосточные предприниматели проявляют большую решительность при ведении бизнеса.
«Сначала все было спонтанно: заявки оставляли люди из разных уголков нашей страны, но предприниматели с Дальнего Востока всегда были более решительными, они поверили в наш проект. Это сыграло важную роль в успешности «Пив&Ко» на Дальнем Востоке и в достижении высоких показателей чистой прибыли», - рассказывает руководитель отдела продаж «Пив&Ко» Константин Рябенко.
Сегодня в макрорегионе работают 83 торговые точки, все они открыты по франшизе. Еще четыре на стадии открытия. Первый магазин в Дальневосточном федеральном округе открылся в конце 2017 года во Владивостоке, сейчас у этого первого партнера уже восемь магазинов.
В 2019 году открылся магазин в Благовещенске, затем «волна» пошла дальше: Бурятия, Якутия, Забайкалье, Хабаровский край, Приморье, Камчатка, Еврейская автономная область, Сахалин. Показателен пример Петропавловска-Камчатского, где долгое время не удавалось найти партнера. В итоге им стала девушка, для которой этот магазин стал первым.
«У нас в бизнесе около 80% франшизы – мужчины. Но наш партнер-девушка на Камчатке подошла к делу ответственно, приезжала к нам в Екатеринбург на обучение», – отмечает Константин Рябенко.
Дальневосточная специфика
Менеджеры «Пив&Ко» отмечают, что в каждом дальневосточном регионе своя специфика. К примеру, в Чите запрещен розлив пива в потребительской таре в помещениях, находящихся в многоквартирных домах — это первые этажи жилых домов и прилегающие к ним территории.
«То есть, если ты хочешь открыть магазин с пивными напитками, тебе нужно искать отдельно стоящее здание. Для бизнеса это дополнительные сложности, многие магазины закрываются. Но, с другой стороны, это дает толчок развитию коммерческой недвижимости и сокращает число конкурентов. Что касается «Пив&Ко», мы с самого начала думали стратегически и не брали помещения на первых этажах жилых домов», - рассказывает представитель отдела аренды «Пив&Ко» Денис Латыпов.
Тут положительную роль также сыграл приход на Дальний Восток таких крупных федеральных ретейлеров, как «Пятерочка» и «Магнит».
«С прошлого года на Дальний Восток начали экспансию и другие федеральные сети. И для нас это плюс, потому что с федералами об аренде помещений договориться проще, чем с региональными компаниями. Более того, к нам прислушиваются, поскольку мы пришли на этот рынок раньше», - отмечает Денис Латыпов.
При этом у «Пив&Ко» есть собственные внутренние критерии отбора помещений, основанные на аналитике.
«Есть жесткие запреты: например, даже несмотря на нехватку помещений, мы никогда не дадим партнерам открыться в цокольном этаже здания. Только первая линия. Плюс желательно наличие рядом крупных федеральных ретейлеров, для создания дополнительного трафика».
Далекий Дальний
Из-за географической отдаленности на Дальнем Востоке есть сложности с ассортиментом продукции, причем, это касается не только пивных напитков. У местных покупателей, как правило, очень маленький выбор, который в основном состоит из местных поставщиков и производителей. «Пив&Ко» привезло уникальный ассортимент,
«Когда мы только заходили, работали лишь с местными компаниями, кропотливо подбирали пул поставщиков и посредников. Сейчас эта цепочка полностью отстроена. Все этапы по подбору и поиску помещений, по строительству, составлению ассортиментной матрицы происходят дистанционно, так как компетенции за время присутствия у нас уже наработаны. Партнер получает готовый пул поставщиков, готовую бизнес-модель, готовых партнеров в плане вывески, мебели, оборудования», - рассказывает Денис Латыпов.
Парадоксально, но при отсутствии должного ассортимента, дальневосточники избалованы… изобилием, это тоже необходимо учитывать. К примеру,
«Грубо говоря, если на Урале наши посетители считают изобилием 25 кранов с пивом, то в восточных регионах нужно 150 кранов. Вместо небольшой витрины с рыбой – огромный холодильник. Сказывается близость моря. В наших магазинах присутствуют как сорта местных производителей, ориентированные на консервативных покупателей, так и уникальные сорта пива, которые создают только для магазинов «Пив&Ко» и которые так полюбились местным покупателям», - отмечает руководитель отдела Сопровождение Лион Моргунов.
Поработать пришлось и с ценой, ведь на Дальнем Востоке все дороже, чем во многих других регионах страны в несетевых магазинах.
«Недавно читал исследование о том, сколько стоит самая дешевая бутылка пива в разных регионах страны. В среднем по Свердловской области этот показатель составил 77 рублей. А в Якутии этот же товар обходится розничному покупателю в среднем в 135 рублей. Причины – дорогая логистика и неразвитость рынка. Но мы смотрим на это позитивно: это большие перспективы для развития», - отмечает Лион Моргунов.
Главная особенность и главное преимущество развития бизнеса в регионах Дальнего Востока — эксклюзивность предложения на розничном рынке: у «Пив&Ко» построена прямая отгрузка эксклюзивных товаров в каждую торговую точку, что позволяет активно развивать бизнес и иметь преимущество. Основной закуп товаров происходит на местном рынке, в итоге получается максимально рентабельная матрица товаров, но при этом отличная от всех конкурентов.
Все это порой приводит к неожиданным результатам. К примеру, лидером среди всех по продажам стала столица БАМа – Тында.
Все учтено
Все эти моменты и особенности были учтены при составлении уникального предложения для дальневосточных предпринимателей. К примеру, торговые точки запускаются на общей площади до 50 кв метров, это меньшие затраты на открытие, чем при франшизе STANDART. При этом чистая прибыль сохраняется за счет меньших операционных затрат. Также в «дальневосточных» магазинах присутствует ограниченный, лишь самый популярный ассортимент, за счет которого рентабельность остается на высоком уровне.
«Эксклюзивный формат франшизы в ДФО мы активно презентуем с июня 2024 года. Раньше мы давали возможность работать в этом формате лишь нашим опытным франчайзи. Сейчас, когда уже есть большой опыт и понимание, как действовать наиболее эффективно, мы открыли его для всех партнеров – действующих и новых, кто только хочет работать с «Пив&Ко» на территории Дальневосточного федерального округа», - рассказал руководитель отдела продаж «Пив&Ко» Константин Рябенко.
В данном формате учтено даже большое расстояние между Дальним Востоком и Екатеринбургом, где находится головной офис «Пив&Ко». К примеру, отпала необходимость приезжать менеджерам на Дальний Восток - в регионах есть свои мастера франшизы, удаленно происходит и взаимодействие с партнерами: они сначала проходят обучение в компании, где получают полный пул знаний, стандартов работы, знакомятся со всеми особенностями ведения бизнеса в сфере разливных напитков, а после обучения сопровождение, контроль за стандартами работы происходит путем предоставления видео и фото отчета от партнера, которые подвергаются анализу и дается обратная связь.
Даешь 100!
До конца текущего года «Пив&Ко» планирует преодолеть отметку в 100 магазинов в Дальневосточном федеральном округе. Для этого осталось запустить 17 магазинов, то есть по 2-3 в месяц, что, по оценке менеджеров компании, более чем реально.
Николай и Алина Хроменко — пчеловоды с современным подходом к делу. Кроме пасеки и хозяйства в Облученском районе ЕАО у четы есть раскрученный бренд BeeDzen, линейка фасованных медов и других продуктов под этим брендом, столярное производство, сувенирная продукция. Всё это обеспечено грамотным маркетингом, имеет 100% сбыт и приносит прибыль. Глава семейства рассказал EastRussia о том, как шли к успеху, о делах текущих и планах на будущее.
— Николай, как перезимовали ваши пчелки, как начали сезон?
— К счастью, хорошо. В отличие от Приморья, где по некоторым данным до 70 000 пчелосемей погибли из-за вируса, который завезли с породами пчёл, несвойственными Дальнему Востоку. А у нас в ЕАО, наоборот, взяток (взя́ток — количество нектара и пыльцы, собираемое пчелиной семьёй за определённый период времени — прим. автора) в прошлом сезоне был хороший. Пчёлы нашей дальневосточной породы сильные, и зимовка прошла благополучно. Они приспособлены к местному климату и нашим специфичным взяткам – активным, обильным и краткосрочным. У нас не как на западе, где взяток растянут во времени и пчела потихоньку собирает урожай, у нас ловить момент нужно. К счастью, наш Облученский район, да и вся ЕАО, богаты на медофлору. По сопкам есть липа, бархат, клен, аралиевые, сирень амурская, а в поле благодатное обилие цветов. Для пчеловодов Еврейская автономная область вообще жемчужина, потому что расстояния маленькие, всё сконцентрировано, и кочёвка если даже и есть, то кочуешь, ну на 30-60 километров максимум.
— Николай, сейчас нахвалишь, и твои конкуренты ринутся в ЕАО!
— И это было бы даже хорошо. Я испытываю горечь за профессию, она стала считаться устаревающей. Нет притока энтузиастов, молодёжи. С каждым годом пчеловодов всё меньше. Знакомые распродают пасеки, уезжают. А надо, я считаю, вести рекламную кампанию — пожалуйста, приезжайте из Москвы, и других Русских градов, берите Дальневосточный гектар, а мы, кстати, его взяли, стройте свои дома здесь и занимайтесь пчеловодством, при грамотном подходе это выгодно!
— Когда-то не так уж и давно, вы с женой Алиной именно так и поступили. Каковы результаты сегодня?
— Да, начинали с пяти ульев. Сейчас, по принятым меркам у нас среднее, профессиональное хозяйство. Есть все необходимые постройки, цех по откачке мёда, оборудование, техника. В прошлом сезоне было 150 пчелосемей, сейчас 80. Сократилось лишь потому, что я продал в Приморье около 200 пакетов пчелосемей для восполнения их популяции, пострадавшей от клеща и вируса. Так что этой весной я осознал, что можно делать бизнес еще и на этом — на продаже пчелосемей.
— С зимовкой пчёл всё понятно. А чем занимались зимой вы с Алиной?
— Осенью завершили сезон, поставили пчёл в омшаник и уехали в Москву. Там занимались развитием нашего бренда «BeeDzen», продвижением продукции, продажами. Добавили к нашей медовой линейке чай. Сейчас этот чай и мёд пакуем в красивые деревяные шкатулки и набором продаём. Под ещё одним брендом стали работать, есть у нас торговая марка — «Сугрев». В данный момент собираемся на разведку в Гуаньчжоу. Хотим найти заводы, которые производят жестяные банки для чая, чтобы снизить себестоимость своего продукта. Участвовали в выставке «Россия» на ВДНХ. Это было очень полезно, расторговались хорошо и с покупателями напрямую пообщались. Если Москва зовёт, то надо на этот зов откликаться. И даже сейчас, в Облучье, параллельно с работой на пасеке эти московские вопросы не отпускаем, дел очень много.
— Многие подумают, неужели хочется из Москвы приезжать в Облучье?
— Да, хочется. Дальний Восток зовёт нас всё время. В это трудно поверить, но это так. Жена моя из Москвы, у неё была престижная работа переводчицы в иностранном посольстве. Но Алина избрала жизнь со мной здесь. Ей сейчас в Москву надо поехать, а она не хочет, говорит, что сидела бы и сидела в этих сопках. Хотя без дела она, конечно, не сидит, составляет чаи из сборов, льёт восковые свечи и сувениры, это тоже продаётся, даёт мастер-классы местной детворе по декоративному творчеству, развивает линейку одежды для дальневосточников. Ну и весь наш стиль, брендинг, маркетинг, PR, это всё на ней.
— За время ваших зимних мероприятий удалось ли найти новые рынки и покупателей?
— Конечно. С фасованным мёдом можно зайти хоть куда. К нам есть даже интерес из Саудовской Аравии и Омана. Но мы вот прямо сейчас не готовы работать на экспорт. Нужны большие объёмы качественного мёда. И на этом пути большие риски, мёд ведь продукт сложный, и к его качеству на международных площадках очень строгие требования. Могут оштрафовать за малейшее отклонение от норм и заставить утилизировать партию.
— Вы можете обеспечить хорошее качество?
— Да, вот что-что, а это можем, Облученский мёд очень хорош. Можем и уликов настрогать и количество пчелосемей нарастить. Но как уследить за всем, от столярки и до маркетинга? Для этого уже нужна команда, надо приглашать специалистов, нанимать людей и это момент, который сложно перешагнуть. Есть местные трудности с кадрами. Сейчас я готов платить столяру 60 тысяч в месяц, но не могу найти такого человека. Так что мы «аккуратничаем» в масштабировании, и не рискуем расширяться до промышленных объёмов. Хотя хотим. Который год убеждаемся, что Облучье хорошее место, чтобы производить мёд и продавать туда, где его хорошо кушают.
— Чувствуете ли вы внимание власти?
— В этом плане всё очень здорово. Мы очень благодарны и за гектар, и за соц.контракт и другие меры поддержки. Прямо говоря, система поддержки малого бизнеса — центр «Мой Бизнес» и Инвестиционное агентство ЕАО — нас и вырастила, создала. Без них бы не было ничего. Мы бы не пошли в эту тему, если бы не было оттуда реальной помощи. Я скорее всего уже лет десять назад переехал в Москву и строил жизнь там. Мы нашлись на радарах таких людей, как Михаил Юркин, руководитель Инвест агентства ЕАО, которые занимались поиском предпринимателей вроде нас. Они возили нас на крупные производства, в бизнес-миссии. И эти поездки нам давали понять, что всё возможно. Нас вдохновило это всё. В такой поездке мы и продали свои первые две тонны мёда! Они свозили нас на выставку WorldFood Moscow, там мы нашли нашего основного партнёра, который и сегодня покупает у нас почти весь мёд. В ЕАО с поддержкой всё классно, точечно и доступно.
— То есть механизм этот действующий?
— Это супермеханизм! И он создаёт небывалую мотивацию для предпринимательства в России. Государство для этого делает всё возможное. Вопрос только в том, как люди этим воспользуются. Можно ведь дать топор и храм построить, а можно дать топор и головы рубить. Мы строим. Время заниматься бизнесом!
Макса Восьмого — Максима Александровича Кассапа — на Камчатке знают если не все, то почти все. 48-летний шоумен, музыкант, радиоведущий с семнадцатилетним стажем, душа компании, счастливый муж и отец двоих детей, йог, вегетарианец и пропагандист здорового образа жизни в 2016 году вместе с супругой открыл экопекарню «Вегетория». Продукция быстро завоевала камчатского потребителя, и каждый год выпускает вкусные новинки, которые быстро залетают в топ. Предприниматель рассказал EastRussia, как пришёл к своему делу, чего достиг, к чему стремится.
— Максим, почему, имея богатый опыт в масс-медиа, ты решил стать пекарем? Несомненно, это весьма достойное занятие, но интересно как ты к этому пришел.
— После ухода с работы в медиахолдинге мы вместе с женой открыли магазин здорового питания. Мы вегетарианцы, нашли свою аудиторию, и именно от них получили запрос на «здоровый» хлеб. У наших друзей в Новокузнецке есть маленькая пекарня, где пекут бездрожжевой хлеб, они дали нам первые рецепты и раскрыли секреты производства. Региональный фонд поддержки предпринимательства, просмотрев наш бизнес-план, на удивление очень быстро выдал грант на развитие пекарни. Никто не имел ни малейшего опыта в производстве хлеба, но мы просто были уверены, что на Камчатке нужен такой хлеб — без дрожжей, консервантов, стабилизаторов и улучшителей — на ржаной и пшеничной живой закваске.
— Какой хлеб любят на Камчатке и что еще в ассортименте «Вегетории»?
— У нас более 50 наименований продукции. Помимо разных видов хлеба, это и печенье, и хлебцы, и пирожки, круассаны, крекеры, сухарики. Отличная намазка для хлеба – песто из черемши. Его мы тоже производим по собственным рецептам. Наш первый хлеб — «Чешский», родоначальник нашей пекарни, этот рецепт серого хлеба с добавлением семян подсолнечника и кориандра мы оставили в первоначальном виде, а все остальные привезенные рецепты видоизменили, плюс разработали собственные. В каждом регионе свои предпочтения по хлебу. У нас на Камчатке любят темный ржаной хлеб.
— Хлеб с черемшой – звучит заманчиво. Расскажи, пожалуйста, подробнее о локальных продуктах, которые входят в ваши рецептуры.
— Вывели темный ржаной хлеб с добавлением черемши, назвали «Берингийский». Именно этот хлеб берут с собой в гонку каюры, он мягкий, с душком черемши, хорошо хранится, всем понравился. Это один из наших самых популярных сортов. А первый хлеб, который мы испекли с использованием местного продукта, — это хлеб «Камчатский» с морской капустой. Он быстро понравился камчатцам. Ламинария – колоссально полезный продукт. Также в сотрудничестве с камчатскими учеными делаем хлеб «Морской» с добавлением альгинатного геля – это продукт переработки камчатских бурых водорослей. Польза невероятная! На вид этот гель неприглядный, и применять его в пищевой промышленности было сложно, однако в хлебе он нашел свое место. В каждую ржано-пшеничную булку мы добавляем 50 граммов альгинатного геля. Хотим сертифицировать его для школьного и дошкольного питания.
Также мы прорабатываем идею использования наших камчатских ягод. Так, в сотрудничестве с компанией «Юнет», которая создала термостабильный джем из жимолости, выпускаем круассаны. Они тоже сразу попал в топ, выиграли кучу наград. Нас интересует и шикша, и голубика, и другие камчатские дикоросы. Вот с папоротником тоже делаем начинку для пирожков – папоротник тушеный с тофу.
— Часто ли участвуете в конкурсах, какие есть награды?
— С первого года открытия принимаем участие в конкурсе «Лидер качества Камчатского края». Ежегодно представляем свои новинки. Комиссия проверяет сертификацию, оценивает органолептику, упаковку, и для нас само участие — показатель того, что мы делаем все правильно. А когда дают награду, мы понимаем, что все делаем еще и хорошо! Также принимаем участие в премии «Лидер качества XXI века». Почти все наши хлеба имеют медали. Есть и экологический сертификат. Никаких вредных добавок, смесей для выпечки не используем, у нас все натуральное без дрожжей. Все честно: закваска, мука, вода, дикоросы.
— «Вегетория» – это в первую очередь бизнес или продвижение идеи здорового питания?
— Для нас это в первую очередь идея, которая больше похоже на служение, чем на бизнес. Идея в том, чтобы дать камчатцам питаться правильными полезными продуктами. Мы маленькая пекарня в маленьком городе и всегда готовы идти навстречу своим покупателям. Это не суперликвидный бизнес, но в целом окупается. Главное, что это хорошее, правильное дело.
— Масштабироваться пока не собираетесь?
— Выходить в другие города России пока не хотим. Мы планируем остаться уникальной пекарней, камчатской фишкой и достопримечательностью. Но технологиями и рецептами делимся: по нашим рецептурам делают хлеб во Владивостоке, в Хабаровске заинтересовались.
— Есть какая-то глобальная идея на будущее развитие?
— Наши планы — продолжать делать вкусный и полезный хлеб. Хочется обновить техническую базу, оборудование, запустить новые виды хлеба, безглютеновую продукцию, развивать линейку продуктов без сахара. Расширяемся вглубь! Чай начали делать с ягодами. Магазины здорового питания есть. Хочется кафе вегетарианского питания открыть. Но это в долгосрочных планах.
Парализованный Дмитрий Сычёв управляет инвалидной коляской с помощью подбородка. Чтобы не ездить на Запад России в реабилитационные центры, он открыл свой собственный в Хабаровске. Первый в своём роде для тяжелобольных пациентов после черепно-мозговых травм, инсультов и травм позвоночника.
Стремиться к высшим достижениям Дмитрия Сычёва научило небо — 18 лет он строил самолёты. Родился и жил Дмитрий в Комсомольске-на-Амуре, работал на авиационном заводе. Пришёл на предприятие учеником монтажника, доработал до мастера в цехе сборке самолётов военного назначения, затем перешёл на проект «Sukhoi Superjet 100» в отдел управления производством, строил планы на будущее, а потом настал день, поделивший жизнь на «до» и «после» — суббота 27 июня 2020-го.
Выходной выдался солнечным, в самый раз для отдыха на берегу реки. Компания друзей отправилась на песчаную косу. Сразу бросились купаться и нырять возле лодок — было глубоко. Уже собрались было домой, и Дмитрий решил окунуться напоследок — прыгнул, но к несчастью, рядом с глубиной было мелководье — удар, потеря сознания, паралич. На берег его вынесли уже на руках.
Лёжа на больничной кровати, Дмитрий вспоминал любимую работу, спортивные хобби, активный отдых с женой и двумя маленькими дочерями. Диагноз: перелом четвёртого позвонка: не двигались руки и ноги, работала только голова. Это был разгар пандемии коронавируса. Из-за ограничительных мер в палату реанимации не допускали реабилитологов и инструкторов ЛФК. Он уверен, что отсрочка в 4,5 месяца повлияла на дальнейшую возможность эффективно реабилитироваться.
«Даже спортсмен, получивший травму, сразу приступает к разминке мышц, реабилитации — чтобы скорее восстановиться, — говорит Дмитрий. — А при такой тяжёлой травме необходимо было приступать к реабилитации незамедлительно после операции: хотя бы к суставной гимнастике в кровати. Так как у меня были парализованы руки и ноги — надо было налаживать связь между мозгом и телом».
Уже оказавшись дома, Дмитрий начал искать возможности для восстановления. И обнаружил, что ни одно учреждение ни Хабаровского края, ни даже Дальнего Востока не готово принять пациента в таком состоянии как он. В одних — не было условий проживания, в других — некому было помочь пересаживать человека в лежачем состоянии. Тогда семья Дмитрия приняла решение лететь на Запад страны.
В реабилитационных центрах он проводил по несколько месяцев подряд. Оплачивать длительное лечение и частные центры помогал завод, которому инженер отдал почти двадцать лет труда.
Рекламу московского центра «Нейрофит» родственники нашли в интернете.
«Это был первый реабилитационный центр, где я получил первую своего рода квалифицированную грамотную помощь. Через 2,5 месяца тренировок, я стал крепче, чем когда приехал. Там я сменил коляску: приехал туда почти лежачим, а после тренировок в центре я уже смог сидеть», — вспоминает комсомольчанин.
Идея открыть филиал на Дальнем Востоке возникла сразу. В регионе такого рода учреждений нет, а дорога к московскому филиалу «Нейрофита» из Комсомольска занимала для Дмитрия около суток — сначала надо преодолеть 400 километров до Хабаровска, затем 8-часовой перелёт — это и для здорового испытание. Очень быстро идея превратилась в цель, а страх перед препятствиями отступил, когда появился план действий.
«Страх порождает сомнения. Не надо сомневаться, надо делать. Надо ставить маленькие цели и выполнять их изо дня в день. Причём не надо сразу грандиозных целей: я хочу открыть центр. Готовим бизнес-план, потом формулируем цели, и затем как лесенка выстраивается: от действия к действию идём к заветной мечте», — рассказывает Дмитрий.
Инженерное мышление помогло одновременно видеть большую цель и разложить путь к ней на задачи и шаги по их выполнению. Сложности были везде: хотя Дмитрий уже сидел, передвигаться самостоятельно ему было сложно. А дел было невпроворот: найти подходящее помещение, решить вопросы со строителями, оформить бизнес. В итоге — в конце 2023 года в Хабаровске открылся реабилитационный центр «Нейрофит» для тяжёлых больных. Почти сразу он заполнился пациентами — людьми после инсульта, черепно-мозговых травм и с такими же, как у хозяина учреждения, травмами позвоночника.
Центр «Нейрофит» в Хабаровске — стал четвёртым филиалом сети (первые три — в Москве, Краснодаре и Астане). Несмотря на расстояния сюда приезжают пациенты со всего Дальнего Востока и даже Запада страны. Жители Москвы, не желая ждать полугодовой очереди в столичном филиале, тоже прилетают на реабилитацию в Хабаровск.
Центр занимает двухэтажное здание, оборудованное лифтом. На первом — тренажёрный зал и массажный кабинет, на втором — жилые помещения, где пациенты из других городов могут жить вместе с сопровождающими или самостоятельно. Жить там могут семеро, но одновременно тренировки и процедуры могут получать 12 человек. В тренерском составе пока только два специалиста — оба прошли обучение методу работы на тренажёрах собственной разработки в столичном филиале.
«Наш центр помогает. Авторские тренажеры и методика восстановления дают результаты в плане укрепления. И пациенты, которые приходят сюда действительно ощущают себя лучше, крепче. Меняется техника ходьбы, меняется физическое состояние пациента. Некоторые пациенты после инсульта, уходя от нас, полностью отказываются от ходунков и от трости».
В региональный центр Дмитрий переехал вместе с мамой — она помогает ему в ведении бизнеса и бытовых вопросах. Как и дома в Комсомольске, он почти сразу настроил голосовые помощники, чтобы хотя бы частично восстановить автономность. От звука его голоса включаются телевизор, чайник и пылесос.
Маленькая комнатка на первом этаже — это и спальня, и кабинет, теперь уже директора, Дмитрия Сычёва. Здесь он занимается всем — от оформления поставок воды до дизайна рекламных объявлений. Всё делает с помощью планшета, закреплённого на коляске, и стилуса, зажатого в зубах.
Сам Дмитрий регулярно занимается в построенном им центре: не меньше двух часов в день работает над укреплением мышц на тренажёрах.
«Не стоит отчаиваться. Я своим примером хотел бы показать, что всё в жизни возможно. Можно прийти к цели, неважно, в каком ты находишься состоянии. Была бы цель и стремление идти к ней. Надо просто поставить себе чёткие рамки, и двигаться к желанному результату».
— Как бы вы представились незнакомому человеку на деловом форуме?
— Меня зовут Луценко Ольга, я предприниматель — руководитель группы компании которые занимаются научно-производственной деятельностью (разработкой) продукта и его реализацией.
Мы производим бытовую химию и уникальную линейку товаров по уходу за телом на основе эндемиков Дальнего Востока, благотворно влияющих на здоровье человека по средствам воздействия на кожные покровы и дыхательные пути.
Также разработали и реализуем эмали на основе латекса: водно-дисперсионные краски и гидроизоляционные материалы для покрытия фундамента и крыш, эмали и пропитки по дереву, которые являются антисептиком и сохраняют целостность и цвет древесины.
— Вы преуспевающий предприниматель, вы считаете себя богатой?
— Смотря, что вкладывать в это слово? Для меня, например, нету людей бедных. Потому что, если смотреть с финансовой стороны — это один аспект, а если с духовного плана — это другой аспект.
Я считаю, что я на уровне, но мне есть к чему стремиться.
— Как вы пришли в бизнес? На кого учились?
—Я закончила Хабаровский индустриальный техникум по специализации бухучет и аудит. Далее продолжила обучение в Академии экономики и права, получила высшее образование по специальности – я экономист.
Прошла обучение по президентской программе и получила ещё одно высшее образование —по специализации инновационный менеджер.
Работала в финансовом отделе районной администрации Хабаровска, налоговой Инспекции, в финансовом отделении министерства обороны. Там я поняла, что бюджет —это не совсем моё и ушла в бизнес, потому что в бюджете от тебя мало что зависит, ты просто должен быть винтиком в механизме. Ты не влияешь на ход движения, а мне очень нравится создавать бизнес, строить его по кирпичику.
У меня более 20 лет опыта в руководящей должности, накоплен большой практический опыт. Сейчас я периодически консультирую людей как создать бизнес или как спасти бизнес в роли антикризисного менеджера.
— Когда вы пришли в предпринимательство, вы ведь понимали, что это риски?
— Любой предприниматель этим и отличается от простого сотрудника: он готов рисковать, брать ответственность, создавать и строить.
Вот я, наверное, из тех ванек-встанек или неваляшек, которые независимо от количества кризисов и рисков двигаются вперед. Если спросить: «Почему?» — потому что я не одна, у меня есть команда, люди за каждым из которым, стоит его семья, его дети – ответственность перед людьми и вера в общее дело придает силы двигаться вперёд.
Я сама мама, у меня две дочери. Поэтому всё людское мне не чуждо. Они у меня обе спортсменки, занимаются активно, выигрывают медали. Именно в спорте нет слова «хочу-не хочу», есть слово «надо», и неважно девочка или мальчик. Я считаю, что это направляющая для формирования характера. Личность, которая будет строить лучший мир.
— Как начинали?
— Сначала мы возили бытовую химию, потом я посмотрела, подумала: «А зачем нам её возить, когда мы можем ее сами делать?». Мы решили попробовать сами сделать, у нас получилось. Дальше пошли, начали оформлять торговый знак, стали оформлять сертификацию, разработали свою линейку.
— Предположу, что переход от «купи-продай» к производству был непростым.
— Любое производство — это игра в долгую. Производство — это станки, оборудование, сырьевые компоненты, тарные и упаковочные материалы. Но обретут они ценность только, когда ты их преобразуют в полезный продукт. Все, кто принимают участие в производстве — создатели.
За счет того, что мы выстраивали долгосрочные отношения со всеми нашими партнерами, я лично со всеми знакомилась, ездила по стране, потому что мне важно не только слышать голос в телефоне и документами обмениваться, мне важно понимать, с кем я работаю.
Бизнес прежде всего не про деньги – бизнес про отношения.
— Если сравнивать западные регионы страны и Дальний Восток — где проще вести бизнес? Смогли бы Вы открыть подобный бизнес в европейской части России или на юге?
—Я считаю, что вообще Россия начинается с Востока. Здесь, на этих рубежах тоже кто-то здесь должен жить и созидать. Во-вторых, тут такая своеобразная конгломерация очень интересных людей, и я считаю, что здесь можно пробовать разные проекты на жизнеспособность. И если они хорошо отрабатываются, их можно тиражировать на всю Россию. У меня эта идея есть, поэтому я вошла в совет при мэрии Хабаровска, потому что я очень хочу, чтобы наш бизнес выходил на экспорт, ближайшими странами, в частности, Китай, Индия, Африка. Я думаю, что отношения рано или поздно наладятся и с другими странами, будем максимально со всеми общаться и развивать здоровый бизнес. А что касается открыть бизнес на западе — думаю, что смогла бы, хотя там риски выше, потому что там таких компаний очень много, там очень большая конкуренция.
— Выстраивая бизнес опирались только на собственные силы или пользовались мерами поддержками?
— Пользовалась. Центр «Мой бизнес» помог с рекламой на телевидении, «АПИРИ» — это агентство привлечения инвестиций и развития инноваций — с ними взаимодействуем. У них есть прекрасный инжиниринг, его можно провести с софинансированием государства, процедура не дешевая, благодаря софинансированию это доступно малым предприятиям. Имея на руках официальное заключение, что предприятию требуется автоматизация можно получить государственный грант. Либо на свои средства, либо с помощью лизингового продукта банка.
Центр поддержки экспорта, мы с ними тоже взаимодействуем, на встречах с экспортерами или теми, кто только задумался выходить на экспорт, рассказываю, что в принципе, не надо им строить свой завод, есть наше производство. Обращайтесь к нам, я мы сделать продукцию под ваш СТМ (собственная торговая марка).
Кроме того, мы пользовались Гарантийным фондом при взятии кредита.
Если брать, например, местные региональные поддержки, они какие-то немножечко несуразные. Я пытаюсь этот вопрос сейчас решать в совете предпринимателей, потому что у них есть субсидии, например, отдельно на перевозки, отдельно на рекламу, отдельно на электроэнергию. И на получение каждой нужен отдельный пакет документов — на электроэнергию, на рекламу… Считаю, что должен быть комплексный подход, всё должно быть централизовано, «Одно окно» как говорится. Пакет документов должен быть минимален.
— Подводя итог, что нужно, чтобы разбогатеть на Дальнем Востоке? Вот человек, какой-то у него есть план, идея, ему что-то нравится делать. Очень часто люди начинают бизнес строить, думая так: «Я классный парикмахер, я организую парикмахерскую и буду зарабатывать». Начинают и прогорают…
— Из десяти предприятий остается одно-два. Это статистика. А статистика такая, потому что человек не взвешивает свои возможности. Финансовая грамота обязательно нужна. Идейность нужна. Стрессовая устойчивость нужна. Неваляшество нужно — упал-поднялся! И очень часто вместо рассуждений надо брать и делать.
Камчатский мастер по изготовлению свечей и по совместительству мыловар Татьяна Гусева вносит свой вклад в развитие бренда полуострова. Она придумала шарообразную сувенирную свечу, которая создаёт иллюзию лавы, кипящей в жерле вулкана, а также различные варианты мыла из камчатских ингредиентов.
Татьяна Гусева (с недавних пор Степанова) со своей свечой «Лавовый шар» в 2022 году стала победителем Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» в номинации «Сувенир региона». Свеча представляет собой довольно крупный шар с углублением сверху, с внешней текстурой серо-бурого цвета, испещренной характерными бороздками. Когда свеча горит, они светятся оранжево-красным и создается ощущение, что внутри шара находится раскаленная лава. Свеча резная: рельеф создается при помощи ножа или специальной металлической петли. Все делается исключительно вручную – никакой штамповки, каждая – уникальна. До сих пор Татьяна – единственная, кто занимается таким на Камчатке.
Татьяне 43 года, замужем, в прошлом юрист, но сейчас полностью отдает себя творчеству. Рассказывает, что заниматься изготовлением свечей было ее детской мечтой: ещё подростком в 90-е годы в телепередаче «До 16 и старше» увидела сюжет о девочке, которая изготавливала резные свечи, и тут же загорелась этой идеей. Свою мечту исполнила через много лет — в 2019 году.
— Татьяна, насколько трудоемкий процесс изготовления резных свечей?
— Во-первых, оборудование довольно дорогостоящее, установка представляет собой специальные баки, в которых плавится парафин и поддерживается постоянная определенная температура, плюс-минус два градуса —и весь процесс насмарку. В каждом из 12 баков свой цвет парафина. На бесцветную основу — шести- или восьмигранный цилиндр — путем обмакивания наращиваются разные оттенки цветов толщиной примерно в полмиллиметра. На срезе видны все эти цветные слои.
Резные свечи – это полет фантазии. Помимо лавовых шаров я делаю в этой же технике свечи-шишки. Изначально я думала их назвать «яйцо дракона», но все в один голос твердят, что это шишка. Пусть так. Помимо резных свечей, которые не заливаются в формы, а создаются вручную, я изготавливаю формовые свечи — есть камчатская серия: кутхи, пеликены, волки, медведи, вулканы. Есть свечи с морской тематикой.
Прежде чем заняться свечным делом, Татьяна стала профессиональным мыловаром. В 2017 открыла первую мастерскую «Мыльная мануфактура Татьяны Гу».
– Татьяна, с 2017 года вы успели очень хорошо раскрутить свое творчество. Что вам для этого пришлось делать?
– Конечно, я много работала. А до этого прошла несколько крупных дорогостоящих обучающих курсов. Всегда участвовала в ярмарках, которые устраивала администрация на каждый городской праздник. То был этап становления, сейчас больше идут продажи через свой магазин-мастерскую, маркетплейсы. Региональный Центр поддержки экспорта мне помог создать страницу на «Ярмарке мастеров» – оттуда несколько работ уехало в Белоруссию, несмотря на большую стоимость доставки. Экспорт планирую тоже развивать, очень хочу выйти на рынок Китая. Хочу масштабироваться, а для этого надо оформить торговую марку. Кстати, первые шаги в этом направлении мы сделали: в прошлом месяце прошел ребрендинг и «Мыльная мануфактура Татьяны Гу» стала называться магазином-мастерской «Тарья». Тарья – это бывшее стойбище ительменов, располагавшееся на территории маленького поселка за Рыбачий в Вилючинске. Там прошло мое детство.
– Расскажите поподробнее, что особенного в вашем мыле?
– Я работаю и с готовой мыльной основой, и варю натуральное мыло «с нуля», причем из камчатских ингредиентов. Использую морскую воду, родниковую, талую, добавляя туда сок из местных ягод, крапивы. Пользуется популярностью и мыло на кокосовом молоке, и на шампанском. Добавляю разные смеси масел. Натуральному мылу требуется вызревание около месяца – сразу после приготовления им пользоваться нельзя (в отличие от мыла на готовой основе) – нужно, чтобы прошли процессы омыления и испарилась лишняя жидкость. По тактильным ощущениям натуральное мыло очень отличается от обычного. Сейчас делаю акцент на изготовлении именно натурального мыла – это самодостаточный вид творчества. Форма мыла есть в виде вулканов, ездила с ним на ВЭФ в 2022 и 2023 годах, чтобы оценить реакцию на мою продукцию некамчатской публики – разобрали все до последнего кусочка. Там покупали китайцы, филиппинцы, мои свечи улетели во Францию, Новую Зеландию и Австралию. Есть большая серия камчатской тематики – опять же медведи, кутхи, пеликены, коренные жители – всего 18 разных фигурок.
– Как вы считаете, в чем ваша особенность, фишка?
– За эти годы я наработала уровень мастерства. Плюс я использую не покупные, а авторские формы для мыла, мне все лепили из полимерной глины на заказ, по моим размерам и эскизам, а силиконовые формы я делала сама. Тут по максимуму ручная работа.
– Сколько мыла вы производите в месяц?
– С каждым годом объемы производства растут. Многое зависит и от сезонности: к Новому году, 8 марта и 23 февраля спрос сильно увеличивается и приходится варить больше. В среднем в месяц натурального мыла готовлю около 15-20 кг. С открытием магазина, думаю, объемы вырастут в 2-3 раза. Стоимость одного куска 550 рублей. Так как не все готовы потрать на кусок мыла такие деньги, и я делаю мини-наборы, они дешевле. Люди пробуют и часто возвращаются уже за полновесным куском.
– Мыловарение – довольно распространенное занятие. Как вы относитесь к конкурентам?
– В начале своей карьеры я очень ревностно и болезненно воспринимала новых мастеров, которые появлялись. Сейчас, пройдя множество обучений, мое мировоззрение поменялось и теперь с несколькими мыловарами мы даже сотрудничаем. Они в моем магазине выставляют свои товары, сейчас я их воспринимаю больше как помощников.
– Ваша продукция востребована больше туристами или местные тоже активно приобретают?
– И туристам, и местным жителям нравится. Турпоток на Камчатку в последнее время значительно вырос, в магазин заходят все больше и больше приезжих. Им хочется увезти с собой напоминание о Камчатке. Я изготавливаю свечи и мыло с камчатской тематикой и под реализацию – мою продукцию можно найти в аэропорту, на разных базах отдыха.
– Есть планы на развитие мастерской?
– Планирую активнее развивать обучающую деятельность. Мы регулярно проводим мастер-классы для взрослых и детей. Хочу начать сотрудничество с местными турфирмами, чтобы и гости приходили с пользой проводить время, пробовать что-то новое и иметь возможность забрать с собой результат своего творчества. В сувенирной мастерской будет разделение на магазин и на помещение для мастер-классов по изготовлению мыла и свечей. Также я начала заниматься гальванопластикой, буду и это развивать, разрабатывать мастер-классы. Будем изготавливать броши, заколки, шпильки, брелоки – путем омеднения природных материалов. В наш век цифровизации, когда люди привыкли лишь водить пальцем по гладкому экрану и не чувствовать других текстур, я уверена, что это направление будет очень востребовано. В будущем хочу открыть мастерские в других городах – уже есть предложения из Владивостока и Ульяновска. Добавлю, что я также изготавливаю серию парфюма для авто с камчатскими названиями, а к августу выпущу серию камчатских духов.