Эксперты высказывают опасения по поводу достижения прогнозного показателя грузопотока по Севморпути. В 2022 году транзитный грузопоток упал на 90% — до 200 тыс. тонн.
Как сообщает «Деловой Петербург» со ссылкой на спецпредставителя «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимира Панова, в 2021 году объем транзитных грузоперевозок по СМП составил два млн тонн, в 2023 году достиг 2,1 млн тонн, что является рекордом для маршрута.
Основной грузовой базой транзита по СМП является нефть, на транспортировку которой приходится около 1,5 млн тонн. Перевозки железорудного концентрата в текущем году составили 350 тыс. тонн, также через маршрут идут небольшие партии СПГ.
Общий грузопоток по Севморпути (каботаж, транзит и отгрузки с портов Арктики), с января по октябрь превысил 30 млн тонн, что на 6,3% выше результата аналогичного прошлогоднего периода.
Панов считает, что, исходя из темпов прироста, ожидать выполнения прогноза по грузопотоку на этот год в 46,82 млн тонн не приходится. Выполнение целевого показателю в 80 млн тонн в 2024 году возможно только с началом отгрузок с проектов «Восток Ойл» и «Арктик СПГ–2».
По словам основателя N. TransLab Марии Никитиной, перспективам Севморпути угрожают испортившиеся отношения России с другими государствами, претендующими на Север. Влияет и сокращение возможности привлечения кредитных денег и сторонних инвестиций.
Завкафедрой логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ Владимир Щербаков считает не слишком реалистичными долгосрочные прогнозы кабмина по грузопотоку Севморпути. Такие объемы, указывает он, для начала нужно где-то найти. В этом ключе необходимо выстраивание эффективного партнерства.
План развития Севморпути на период до 2035 года предполагает повышение объемов грузоперевозок, на которые ориентировал президент РФ Владимир Путин 80 млн тонн к 2024 году, к 2030 году – не менее 150 млн тонн, в сегодняшней редакции плана – 90 млн тонн и более 200 млн тонн соответственно.
Северный морской путь – альтернатива Суэцкому или Панамскому каналу. Например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, Северным морским путем – 5 770 морских миль.
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.
Круглогодичная навигация по СМП – одна из тех старых идей, которые столетиями «витает» вокруг судоходства по Северному Ледовитому океану. Таких удивительно устойчивых идей несколько, и при этом ни одна из них не адекватна реалиям, если брать эту идею в абсолютном варианте, без оговорок и допущений. И прежде чем перейти к идее собственно круглогодичного судоходства, рассмотрим два крайних варианта: «возможно все» и «невозможно ничего».
Первая вековая идея, мечта - миф о замещении Северным морским путем южного пути через Суэцкий канал. Еще в 19 в. о ней мечтали буквально в стихах: «И побежден Суэцкий путь, и Альбиону не уснуть…». С тех пор Альбион относительно СМП спит достаточно спокойно: нужно понимать, что путь через Север нужно мерить не в километрах, а в днях пути с поправкой на ледовую обстановку: обычная скорость движения судна - 15 узлов, а следующее за ледоколом судно идет со скоростью 10, иногда 5 и менее узлов в зависимости от ситуации. Легко увидеть, что все преимущества в километраже в суровых ледовых условиях разбиваются о понижение скорости – и это, не считая повышенных затрат на оплату ледокольной проводки и сопутствующие сервисы. Сегодня весь рекордный транзит по СМП в лучший год примерно сопоставим с дневным объемом транзита через Суэц. Образно представить ситуацию можно так: вы предпочтете проехать 100 км по ровной асфальтированной дороге или 50 км по картофельному полю? Вот примерно так и с Северным морским путем.
Тут уместно вспомнить прямо противоположную точку зрения – о том, что невозможно ничего. Эта идея была выражена в резолюции, наложенной генерал-адъютантом Н.В. Зиновьевым на записку сибиряка, купца Михаила Сидорова «О средствах вырвать Север России из его бедственного положения». Текст резолюции широко цитируется в контексте советских успехов освоения Арктики: «Там, на Севере, постоянные льды и хлебопашество невозможно и никакие другие промысла немыслимы. По моему мнению и мнению моих приятелей, необходимо народ удалить с Севера во внутрь страны, государства, а вы хлопочете напротив, объясняете о каком-то Гольфштреме, которого на Севере быть не может. Такие идеи могут проводить только помешанные»[1]. Именно эту резолюцию цитировал и знаменитый полярник И.Д. Папанин в своем докладе на XVIII съезде ВКП (б) в 1939 году, говоря о том, что «тупоголовые царские чиновники не видели всей жизненной необходимости освоить Северный морской путь».
На фоне Зиновьева было особенно выгодно показать, что только советские полярники – разумеется, под руководством мудрого тов. Сталина, – сумели запустить по Северному морскому пути регулярное судоходство. И уже в 1930-е грезилось стабильная навигация по Севморпути: «Армия полярников обещает товарищу Сталину, обещает партии и Советскому Правительству к концу третьей пятилетки сделать Северный морской путь нормально действующей магистралью, обеспечивающей планомерную связь с Дальним Востоком». Впрочем, только годом раньше в Главном управлении Севморпути были расстреляны многие руководители за то, что вмерзло в лёд несколько судов, не успев пройти рейс по чистой воде. Любопытно, что похожая ситуация повторилась в 2021 году –когда в ноябре вмерзли в лед и были спасены более 20 судов (Певекский кризис). Тогда упраздненное Главное управление Севморпути было воссоздано под эгидой Росатома.
Однако послушаем товарища Папанина дальше – со всей большевистской прямотой, объяснившего смысл Северного морского пути как «нормально действующей магистрали» - актуальный и сегодня:
«Северный морской путь имеет огромное оборонное значение. Этот кратчайший путь лежит по нашим внутренним морям, на которых мы сами хозяева и ни от кого не зависим. В случае нужды, если враг посмеет напасть на нас с Запада или с Востока, мы беспрепятственно и в кратчайший срок сумеем перевести боевые корабли с одной морской границы нашего великого Советского Союза на другую. … В русско-японскую империалистическую войну царская Россия жестоко расплачивалась за свою отсталость и консерватизм, за отсутствие хорошо оборудованных баз и военных путей на Север. После Цусимского боя знаменитый русский ученый Менделеев писал: “Если бы хотя бы десятая доля того, что потеряно при Цусиме, было затрачено на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму”. Времена Цусимы никогда не повторятся. И если потребуется, наши военные эскадры пройдут Северным морским путем, пройдут, чтобы уничтожить врага на его территории, на его землях и в его водах».
Вот примерно такими, сугубо стратегическими соображениями и обосновывается целесообразность развития СМП, и здесь со времен тов. Папанина, по большому счету, мало что изменилось. Строго говоря, Транссиб и следующая параллельно ему автодорога до сих пор служат безальтернативной линией связи между западными и восточными частями страны, и действительно только СМП и морской путь вокруг всей Евразии может рассматриваться как страховочный. Всякого рода дублеры Транссиба вроде Трансполярной магистрали пока не реализованы, и едва ли будут в силу исключительно сложных условий их сооружения; при этом Байкало-Амурская магистраль дублирует Транссиб лишь частично.
Ради стратегических интересов Севморпуть развивался, и, очевидно, планируется к развитию далее. Это основной его смысл, и в этом контексте и нужно рассматривать успехи по продлению навигации. Экономика здесь на втором плане – хотя, конечно, тоже присутствует.
Помимо роли запасного хода на свой же Дальний Восток, СМП выполняет еще одну важную функцию – он служит своего рода форточкой, обеспечивающей выход в большой мир из изолированных пространств внутренней России. Изолированных в различных смыслах – в первую очередь речь должна идти о расстоянии: для внутренних районов страны вывоз продукции через Северный Ледовитый океан при определенных условиях оказывается проще и дешевле, чем через железные дороги и трубопроводы (которые в случае новых месторождений еще нужно построить).
Заметим: при определенных условиях. В 1920-е оказалось проще возить морем сибирский лес, сплавляя его плотами по Енисею до Игарки - места погрузки на морские суда. В 1990-е вариант вывоза леса морем оказался нерентабельным – и лес уже не столько востребованный товар, и вместо экономных плотов требуются современные речные суда. Для некоторых месторождений проще и дешевле оказалось проложить трубопровод до моря, чем на тысячи километров на Запад, в Европу, или на Восток, но только для некоторых. Так, Ванкор привязали к «трубе» на Запад, хотя была идея вывести трубопровод к порту Диксон, на сотни километров севернее.
Изоляция расстоянием – мощнейший экономический фактор, и выход на СМП зачастую оказывается проще, чем через тысячи километров тайги и тундры поперек страны. Это выгодно для конкретных нишевых продуктов, для открытия миру сибирской экономики в обход перегруженной и дорогой логистики европейской части страны и слабой инфраструктуры дальневосточной (речь о низкой пропускной способности восточного полигона РЖД).
Здесь уместно вспомнить легендарного норвежского предпринимателя, Йонаса Лида, пробивавшего проект Севморпути на протяжении многих лет, и перед Николаем II, и перед Лениным, и перед Колчаком. Речь шла о «форточке» коммерческого северного мореплавания для вывода на внешний рынок товаров Сибири, например, масла - одного из наиболее высокомаржинальных сибирских товаров того времени.
«…Наши газеты с восхищением писали о трудовом героизме экипажей, западная пресса – изумлялась фантастической стоимости транспортировки. Старого друга Игарки Йонаса Лида настолько встревожила поистине «золотая» январская перевозка досок через Арктику при помощи трех атомоходов, что он даже предложил советскому правительству проект использования для енисейских рейсов грузовых подводных лодок».
Ростислав Горчаков. «Удивительная Игарка». Стр. 169.
Мораль: ледокольные проводки могут окупиться только для ограниченного количества товаров с высокой стоимостью. 1990-е годы показали коммерческую правоту старого коммерсанта: на Севморпути тогда остался только медно-никелевый концентрат «Норникеля», позже к нему добавились морские перевозки нефти и СПГ. Заметим, выгодные только при высоких ценах на них, иначе стоимость перевозки уронит проект ниже себестоимости. Это, конечно, если мы думаем в экономическом ключе. Но есть еще и ключ политический.
Второй случай изоляции, для которой СМП служит «форточкой» – это изоляция политическая. Не секрет, что много для развития СМП сделало правительство Колчака, и это более чем оправдано: для запертого в глубине Сибири режима выход на Севморпуть был единственным шансом на связь с внешним миром, например, в целях поставок оружия и прочих связей с Антантой. Продолжим метафору с проездом по картофельному полю: для «правителя Сибири» Колчака Северный Ледовитый океан был выходом на волю через задний двор пока неприятель блокировал фасад – в борьбе за жизнь, разумеется, побежишь и по картофельному полю. Колчак сам был полярным мореплавателем и знал, о чем речь.
Современный интерес к СМП отчасти обусловлен ситуацией «новой запертости» - санкционного давления над страной. Речь идет даже об обеспечении проводок судов в конце зимы – начале весны, когда Севмпорпуть обычно закрыт даже для ледоколов: условия в это время самые суровые, а доля покрытого льдами пути максимальна.
Совершенно очевидно, что это будут разовые проходы – поначалу скорее экспериментальные, чем коммерческие. Почему это не массовая история? Высокая стоимость ледокольной проводки, тем более, в экстремальных условиях, высокая стоимость самого флота ледового класса, плюс масса сопутствующих сервисов – только прогноз ледовой обстановки стоит миллионы в месяц. К тому же, не каждый экипаж может пройти по СМП – все это сильно ограничивает возможности круглогодичных коммерческих грузоперевозок.
Здесь уместно вспомнить еще один миф – идет потепление, льды растают, пройти СМП будет проще. Однако именно трудные ледовые условия обеспечивают России права на установку правил судоходства по Севморпути – в противном случае акватория Севморпути за пределами территориальных вод подразумевала бы свободный проход судов разных стран, во всяком случае, по действующим международным нормам.
В Конвенции по морскому праву есть особая статья 234 «Покрытые льдом районы». Она юридические нормы, направленные на недопущение загрязнения морской среды с судов в суровых климатических условиях: «Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В таких законах и правилах должным образом принимаются во внимание судоходство и защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных».
Именно это положение международного права обычно используется как нормативная база выделения Северного морского пути. Этим объясняются странные, на первый взгляд, границы СМП – на западе он начинается от Карских ворот и Новой Земли, а вовсе не от Мурманска, откуда фактически начинается путь следования судов, проходящих по Северному морскому пути. Севморпуть – это акватория, судоходство в которой Россия может регулировать именно потому, что она попадает в категорию «покрытые льдом районы». Незамерзающие морские пути Баренцева моря за пределами территориальных вод России потому и не считаются Севморпутем – они не замерзают.
В российских нормативных актах, регулирующих особенности использования Северного морского пути, ссылки на условие «покрытые льдом районы» отсутствуют – но тем не менее даны прямые отсылки к нормам Конвенции по морскому праву: «Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов»[2].
Таким образом, Севморпуть «наш» именно потому, что тяжел и ледовит, а судоходство по нему требует особого внимания и огромных затрат на обеспечение.
Резюме идеи о круглогодичном СМП в контексте всей этой истории: да, планируется провести по Севморпути отдельные суда в зимне-весенний период, когда еще никто и никогда по нему не ходил. Экономически это мера, которая может быть оправдана только при отсутствии альтернатив с множеством дополнительных условий: так, арктические нефть и газ имеют выгодно экспортировать только при высоких на них ценах. С точки зрения международного транзита «вместо Суэца» сегодня практически не о чем разговаривать. Технически это практически подвиг. Круглогодичная навигация по СМП – один из сюжетов длительной «драмы» соперничества российской истории и географии.
[1] Здесь и далее цитируется речь тов. Папанина на 18 съезде ВКП(б) 1939 г. по стенограмме: XVIII съезда Всесоюзной коммунистической партии (б) 10—21 марта 1939 г. Стенографический отчет. Государственное изд-во политической литературы, М.: 1939. Стр. 330—332.
[2] Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».
С лета прошлого года по поручению Президента РФ Росатом получил все полномочия по организации судоходства по СМП. Для того чтобы увязать воедино все стороны, работающие в Арктике, было решено воссоздать Главсевморпуть, чтобы за движение всех участников на Севморпути отвечала одна структура. А участников будет много – для достижения целевого показателя развития СМП в 220 млн тонн к 2035 году потребуется кооперация сотен игроков.
На пике своего развития в 1987 году в СССР по Севморпути перевезли рекордные для того времени 6,5 млн тонн грузов. В прошлом году по СМП прошло 35 млн тонн. В планах на ближайшее будущее достичь цифры в 80 млн тонн. И это только речь про внутренние перевозки.
Интерес к Севморпути со стороны иностранных государств велик. Этой весной Си Цзиньпин на встрече с Владимиром Путиным поднял вопрос о расширении транзита по СМП, о перспективе пути говорил и присутствующий на дискуссии главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед Бин Сулайем.
По словам помощника Президента РФ Игоря Левитина, у СМП большие перспективы стать международным транзитным коридором, ведь между Европой и Азией существует большой контейнерный трафик и главная задача, которая стоит перед Россией – обеспечить выход железнодорожных и внутренних водных путей к СМП. Без дополнительных точек входа-выхода маршрут будет не интересен грузоотправителям, работающим с контейнерами, а именно этот грузопоток максимально востребован и обладает мощным потенциалом развития.
«Северный морской путь — это, в первую очередь, маршрут на азиатские рынки, часть мировой логистики. Расстояние от Мурманска до Шанхая составляет 7 тыс. миль, в обратную сторону, через Гибралтар и Суэцкий пролив — 12,5 тыс. миль. Безопасность, технологичность и устойчивость Севморпути с каждым днем становится все более очевидными все большему количеству партнеров. Это новый маршрут мировой логистики и коридор будущего. При этом есть и минусы: лед и продолжительность открытой навигации. Но мы научились ходить во льдах безопасно и эффективно», — сообщил специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Владимир Панов.
Надеяться только на Транссиб и БАМ недальновидно – магистрали даже с учетом расшивки узких мест и строительства дополнительных путей не справятся с ношей СМП – планируемая пропускная способность Восточного полигона к 2035 году должна составить 240 млн тонн в год. И в этой связи Севморпуть становится глобальным инфраструктурным проектом мирового значения.
По словам главы Минвостокразвития России Алексея Чекункова, сегодня в Арктику уже вложены триллионы рублей, чтобы реально сформировалась новая экономика не просто северных территорий, а всей России.
«Чтобы ходить интенсивнее в 5-6 раз, необходимо проделать огромную работу.
Тут уже есть два главных решения, принятых Правительством – создание Главсевморпути и принятие единого плана развития СМП», - отметил Алексей Чекунков.
Минвостокразвития совместно с Росатомом по поручению Президента РФ подписали с основными грузоотправителями соглашение до 2035 года, в которых прописан объем грузов. Согласно им, к 2031 году компании заявляют к перевозке по СМП те самые 230 млн грузов в год.
Чтобы это случилось, был утвержден план развития СМП до 2035 года. Его стержень составляют 155 мероприятий, которые покрывают все аспекты: развитие ледокольного флота, базы, аварийно-спасательной инфраструктуры.
Примерно подсчитано, что на все это потребуется 1,8 трлн рублей, из которых 620 млрд – средства федерального бюджета (они уже предусмотрены) и чуть больше 400 млрд – внебюджетные средства. Таким образом, 40% планируемых средств еще предстоит изыскать. И по мнению Алексея Чекункова, это будет частный капитал и внебюджетные источники, ГЧП.
Участники сессии согласились, что Севморпуть - большой бизнес, и поэтому здесь должны присутствовать частные игроки. Более того, представители крупного бизнеса это понимают и готовы к большой совместной работе. Но для этого нужны понятные четкие правила игры, также бизнес рассчитывает на научное сопровождение – необходимо понимать, какие природные процессы происходят в Арктике. При этом подчеркнули, что бизнес в Арктике – непростой, и государство должно взять на себя часть рисков.
По словам председателя совета участников судоходства по СМП Сергея Франка, чтобы повысить доверие к СПМ, государство взяло на себя обязательства по обеспечению регулярной грузовой линии. Пока она субсидируется из федерального бюджета, но значительный рост уже наметился: в прошлом году состоялся первый рейс лихтеровоза «Севморпуть», заполняемость тогда составила лишь 15%. Второй рейс был загружен уже на 90%, на днях лихтеровоз выйдет в свой третий поход по Северному морскому пути. На восток идут генеральные грузы: северный завоз, грузы для крупных федеральных проектов, в обратном направлении – дальневосточная рыба.
Присутствующие на сессии главы двух арктических субъектов – Мурманской области и Чукотки – подтвердили: СМП – реальный механизм связывания территорий и решение многих проблем отдаленных северных территорий. К примеру, на Чукотку 90% грузов завозят морем, а для крупных проектов, которые реализуются в ЧАО, необходима устойчивая логистика. В этой связи врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов назвал СМП «ледовым Транссибом».
Учитывая перспективы Севморпути, уже появляются новые крупные проекты. Так, компания «Новатэк» этим летом сформирует два крупнейших газовых хаба – в Мурманске и Петропавловске-Камчатском суммарной мощностью 30 млн тонн. Уже и названия им придумали - Саам и Коряк.
Глава Росатома Алексей Лихачев подтвердил также, что корпорация в ближайшее десятилетие займется продвижением атома на восток. Так, во второй половине 20-х годов Росатом поставит в арктическую зону Дальнего Востока еще четыре плавучих атомных элекстростанции (ПАТЭС), опыт использования такой в Певеке признан успешным.
В процессе и строительство грузового ледокольного флота. Которому будет чем заняться – в арктической зоне сосредоточено 75% запасов российского газа, 29% – нефти, 95% – платиноидов, 74% – никеля.
«Реализация проекта Ленского моста окажет положительное влияние на динамику экономики Якутии. В первую очередь, в связи со значительным повышением транспортной доступности всей территории республики снизится стоимость ввозимых товаров и продуктов. В том числе уменьшится объем предметов первой необходимости, который сейчас доставляют по «северному завозу». Это можно назвать своеобразным «эффектом высвобождения». Средства, которые сэкономит потребитель, будут направлены на покупку дополнительного объема товаров и услуг, что подстегнет развитие малого и среднего предпринимательства. Региональный бюджет также избавится от части трат на доставку грузов, которые ему приходится субсидировать. По сути, это дополнительные денежные ресурсы, которые правительство Якутии может направить на развитие инфраструктуры, социальные проекты и решение проблем в той же энергетике.
По этим же причинам наибольший эффект от строительства Ленского моста получит сельское хозяйство и промышленность республики. Товаропроизводители будут расходовать меньше средств на доставку своей продукции до потребителей, а вырученные средства позволят наращивать бизнес. Ровно тем же будут заниматься промышленники, только с одной поправкой. Во многом уровень добычи полезных ископаемых в республике ограничивается логистическими сложностями региона. Поэтому, как только откроются новые пути для вывоза природных ресурсов на рынки, произойдет резкий рост объёмов экспорта. А это – опять же дополнительный источник пополнения казны, в которую будут поступать налоги. Что немаловажно, мост даст стимул для прихода на рынки новых компаний и инвесторов, которые раньше видели сложности в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
Если смотреть в макрорегиональном разрезе, то сразу несколько субъектов страны будут заинтересованы в использовании моста через Лену. Фактически это ключевой элемент по маршруту Якутск–Магадан. Объект свяжет два крупнейших округа России – Сибирский и Дальневосточный. Благодаря этому увеличится грузопоток – как автомобильный, так и железнодорожный. К примеру, путь для перевозчиков из Красноярского края сократится как минимум на тысячу километров – это экономия времени, денег, снижение расходов на топливо. Таким образом, торговля в этой части страны оживится.
Это естественным образом увеличит экспортный потенциал регионов Сибири и Дальнего Востока. Экономика Китая, которая сегодня нуждается в большом количестве энергоресурсов, чтобы продолжать рост, расширит объем закупок. Повысится спрос со стороны других азиатских стран. Все это органично сочетается с политическим и экономическим курсом, который проводит руководство России в рамках «разворота на Восток». Наличие логистической инфраструктуры в виде Ленского моста и подъездных путей к нему подтолкнет инвесторов вкладываться в новые неосвоенные месторождения в России. В конечном счете это приведет к росту занятости в регионах Дальнего Востока и Сибири, появлению новых и развитию уже имеющихся инфраструктурных объектов, что положительно скажется на социальном самочувствии жителей, приведет к демографическому росту и снизит отток трудоспособного населения оттуда».
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.