Поделиться
Государство профинансирует обновление устаревшего флота Амура
Поделиться

Грузовой речной порт в Хабаровске. Автор/источник фото: Алексей Збарский/EastRussia

Почти весь речной флот Амурского бассейна требует обновления: из 838 зарегистрированных судов лишь 73 моложе 24 лет, при среднем возрасте около 46 лет. По данным комитета Совета Федерации по экономической политике, износ флота стал одной из причин снижения объемов перевозок — с более чем 33 млн тонн в конце 1980-х до 2,2 млн тонн в 2024 году.

По поручению вице-премьера Юрия Трутнева, Минтранс и Минпромторг разрабатывают федеральную программу модернизации флота и портовой инфраструктуры бассейна. Предполагается, что на базе Хабаровского судостроительного завода, входящего в Объединенную судостроительную корпорацию, может быть размещен крупный государственный заказ на строительство новых речных судов.

Река Амур, связывающая Амурскую и Еврейскую автономную области, Хабаровский край и китайскую провинцию Хэйлунцзян, рассматривается как стратегически важная транспортная артерия Дальнего Востока. Эксперты отмечают, что восстановление судоходства на ней приобретает особое значение на фоне роста товарооборота с Китаем, пишут пишут «Известия».

В августе в правительстве обсуждалась необходимость расширения программы водного лизинга и ограничения допуска в российские порты судов старше 40 лет. Минтранс сообщил, что под замену в рамках федеральной программы подпадает около 1,7 тыс. судов.

По оценке Государственной транспортной лизинговой компании, средний возраст пассажирских речных судов в России в 2023 году составлял около 40 лет, а круизных — более 50 лет. В ГТЛК отмечают, что свыше 65% пассажирского речного флота страны превышает нормативный срок эксплуатации.

Одной из предлагаемых мер поддержки является льготный лизинг для перевозчиков Амурского бассейна. По предварительным расчетам, на первые шесть лет реализации программы потребуется около 36 млрд рублей. Также рассматривается возможность запуска международных речных круизов, в том числе по маршруту Харбин — Благовещенск и к Шантарским островам.

В ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» сообщили, что подготовлена концепция развития Амурского бассейна. Ключевые цели программы — увеличение объемов грузоперевозок к 2040 году до 7 млн тонн и пассажирских — до 1,3 млн человек, а также строительство не менее трех портов и двух пунктов пропуска.

Эксперты отмечают, что реализация программы может потребовать значительно больше средств, чем заявленные 30–40 млрд рублей. По оценке специалистов, общая потребность в финансировании может быть в десять раз выше. Основными источниками инвестиций рассматриваются федеральный бюджет, льготные лизинговые механизмы и региональные программы поддержки.

Кроме того, аналитики подчеркивают, что модернизация флота возможна лишь при расширении производственных мощностей судостроительных предприятий. В Объединенной судостроительной корпорации сообщили о планах к 2036 году увеличить объем выпуска гражданских судов до 1 тыс. единиц — в два–три раза больше нынешнего уровня.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дальнобойщик должен знать границу

Опубликованное в начале ноября по итогам 30-й регулярной встречи глав правительств России и КНР совместное коммюнике декларирует дальнейшее развитие российско-китайских автоперевозок, упрощение их административных процедур и расширение номенклатуры перемещаемой через границу продукции. О том, что внешнеторговые направления крайне востребованы экономикой, свидетельствует динамика работы автомобильных пунктов пропуска. В то же время российская сторона опасается экспансии китайских перевозчиков. Чтобы предупредить негативные последствия, отрасль формирует предложения по защите отечественного рынка.

Читать полностью
Поделиться
Аэропорты меряются крыльями

С начала 2025 года международный пассажиропоток через дальневосточные аэропорты вырос к прошлогоднему уровню почти на треть. Основной прирост перевозок дает китайское направление. В то же время за полеты с Китаем готовы бороться аэропорты Владивостока и Хабаровска, международный терминал которого в отличие от первого пока испытывает нехватку пассажиров в данном виде сообщении.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточное такси: в правом руле нет больше смысла?

Уже в следующем году возить пассажиров таксисты в России смогут на машинах лишь определенных марок. Их 22, и большая часть из них — отечественного производства. Сделано это, как заявляется, из благих целей — повышения качества пассажирских перевозок.
Отдельной строкой в документе, который родился в недрах Минпромторга РФ, прописан Дальний Восток, где, с учетом доминирования праворульных японских машин, вводится своего рода отсрочка — до 1 марта 2030 года. Корреспондент EastRussia пообщался с участниками рынка из разных регионов ДФО, чтобы выяснить, готовы ли местные таксисты пересаживаться справа налево.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
Контейнеры вернутся? Дальний Восток с надеждой на подъем грузооборота

Несмотря на продолжающееся сокращение контейнерных перевозок, со следующего года участники транспортного рынка ожидают поступательного роста. В то же время успех в логистике будет зависеть от сопутствующих факторов. В их числе – не только макроэкономические тренды, но также аспекты тарифной политики и инфраструктурного развития.   

Читать полностью
Поделиться
Контейнерный маятник качнулся

Тема развития логистики – один из лейтмотивов Восточного экономического форума и фактически каждый раз перед очередным ВЭФ происходящие события в отрасли дают пищу для новых обсуждений. В нынешнем случае тональность дискуссии может задать проблематика, связанная с падением внешнеторгового трафика. Контейнерооборот портов Дальнего Востока после бурного роста предыдущих лет пошел на спад: с начала 2025 года трафик через них сократился почти на 11% к прошлогоднему уровню. Одна из причин – снижение активности российских импортеров. Именно ввоз контейнеров с импортом был главным драйвером роста морских перевозок в Дальневосточном бассейне в последние несколько лет.

Читать полностью
Поделиться
Находкинский морской рыбный порт — ключ к успешным морским и железнодорожным перевозкам

Находкинский морской рыбный порт — это спектр возможностей для тех, кто стремится к успеху в области морских, железнодорожных перевозок и торговли скоропортящейся продукции.

Читать полностью
Поделиться
Риски логистики на Дальнем Востоке

Дальний Восток сегодня — это главный логистический коридор между Китаем и Россией. Регион обладает стратегическим географическим положением, портовой и транспортной инфраструктурой и большими перспективами роста. Однако вместе с возможностями дальневосточные маршруты несут ряд существенных рисков: от перегрузок и задержек в портах до климатических вызовов и проблем с безопасностью грузов. Какие факторы на пути грузов помогут компаниям рассчитать риски и выстроить более устойчивые цепочки поставок, рассказал Александр Гаврилов, руководитель развития партнерской сети «Яндекс Магистрали».

Читать полностью
Больше материалов