Правительство России разработало план действий для стабилизации экономики в условиях усиления санкций.
Об этом в ходе заседания кабмина сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. Он заявил о выделении дополнительно 25 млрд рублей на субсидирование льготных кредитов для сельхозпроизводителей, а также 2,5 млрд для компенсации части затрат производителям хлеба и хлебобулочных изделий. Также предложено освободить граждан с банковскими вкладами более одного млн рублей от НДФЛ с процентов по ним за текущий и прошлый годы, а также повысить планку налога на роскошь для владельцев автомобилей стоимостью от трех до десяти млн рублей.
Михаил Мишустин также упомянул меры поддержки строительной отрасли.
«В текущих условиях наша главная задача — не дать стройке остановиться. Это важно прежде всего для миллионов наших граждан, которым нужны новые дома, квартиры, а также для профильного бизнеса», — сказал он.
Меры по стабилизации экономики затронут и таможенную сферу – предлагается упростить регулирование импорта. Кабмин осуществит и ответные санкции в транспортной отрасли для недружественных стран, в том числе по сохранению авиаперевозчиками парка иностранных самолетов. На создание качественной дорожной инфраструктуры во всех регионах страны из федерального бюджета дополнительно будет выделено более 160 млрд рублей.
В части гостиничного бизнеса правительство предлагает поддержку через снижение некоторых платежей государству. Мишустин заверил, что план поддержки российской экономики будет пополняться. Разрабатываются меры поддержки предпринимательства, либерализация норм Уголовно-процессуального и Налогового кодексов и ряд других.
Сводки из затопленного региона на слуху все лето, и кому-то может быть «приелись», но последняя - третья по счету - волна паводка разрушила то немногое, что еще держалось. 12 тысяч человек в списках пострадавших. Какая нужна помощь и каков масштаб разрушений - в докладе губернатора региона на совещании у Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. EastRussia публикует его без купюр.
Доклад на совещание под председательством Председателя Правительства РФ М.В.Мишустина
«О ликвидации последствий паводка на территории Забайкальского края»
У нас есть радостное событие при этом: сегодня полностью восстановлено транспортное сообщение по Транссибу. Олег Валентинович Белозеров тоже находится в крае, мы сегодня рано утром с ним осмотрели движение. Менее чем за четверо суток полностью восстановлены четные и нечетные пути и движение по ним. Работа велась практически в воздухе, потому что река по-прежнему разлившаяся, берега раскисшие и подтопленные. Поэтому большой пакет этих сложных технических инженерных работ проводился реально в труднейших условиях. Есть все основания руководству, в том числе Правительству, отметить сотрудников «РЖД».
Михаил Владимирович, у нас ситуация развивалась следующим образом. Три волны осадков – 1 июня, 16 июня и 23 июня – образовали три удара стихии по Забайкальскому краю. Я хотел бы поблагодарить Евгения Николаевича (Зиничева). Силы главного управления МЧС, группировка, укрепленная федеральными силами, нашими соседями, практически беспрерывно два месяца действует в режиме чрезвычайной ситуации. Снимали с крыш сотни людей, вывозили их на лодках, авиационным сообщением. Вывозили больных из отрезанных от транспортного сообщения населенных пунктов, их 44 было. Доставляли продовольствие, медикаменты, проводили срочные аварийно-восстановительные работы.
В целом на территории края более 130 тыс. кв. км попали под эти наводнения. Для сравнения, это 2,5 Московской области. На всей этой территории сейчас развернуты спасательные и аварийно-восстановительные работы. К сожалению, нам для этого пришлось снять многие силы и средства, в том числе с объектов национальных проектов, объектов государственной программы развития Дальнего Востока. Два месяца уже мы не можем пока вернуть силы к дорожному строительству и строительству социальных объектов, выполнению ремонтов.
Признаны пострадавшими почти 12 тысяч человек в почти 50 населенных пунктах в 13 районах края. 2600 домов, 4000 приусадебных участков, 555 км автомобильных дорог, 56 автомобильных мостов, водопропускных труб, почти 130 социальных объектов (школ, детских садов, детских школ искусств, домов культуры и прочих), более 60 гидротехнических объектов – защитных дамб и других сооружений понесли ущерб. Из-за разрушения полотна федеральной автомобильной дороги Владивосток – Москва на 11 часов были ограничения по движению. Уже двое суток как движение восстановлено.
Сейчас ведутся аварийно-восстановительные работы. Главным ограничением для них является финансирование. Михаил Владимирович, у нас такая ситуация. Мы обратились 2 июля к Вам в связи с первой и второй волной паводков, подсчитали все размеры ущерба.
В целом его общий объем по всем уже трем волнам составляет 3,7 млрд рублей.
В первую очередь мы сосредоточили деньги на социальные выплаты. По первой волне паводка необходимо было 104 млн рублей, мы их нашли. По второй волне паводка на социальные выплаты необходимо 250 млн рублей. Мы пока наскребли 74 млн рублей, сняли с декабря месяца. К сожалению, ситуация бюджетная здесь осложняется тем, что у нас еще весной были штормы, ураганы, которые снесли почти 300 крыш социальных объектов и многоквартирных домов. Мы вынуждены были 140 млн рублей направить на это еще в мае – июне. Поэтому сейчас критический характер носит выделение средств. Я напомню, о чем идет речь. Нам надо около 1,3 млрд на автомобильные дороги, около 500 млн рублей на социальные объекты, 390 млн рублей – на дамбы и другие гидротехнические сооружения.
Еще не закончено обследование всех жилых домов, еще не из всех домов вода ушла, но по предварительным подсчетам около 844 млн рублей необходимо на их капитальный и восстановительный ремонт и на замену жилья.
Есть предложение в этой связи. Как правило, последние масштабные пожары и паводки ликвидировались по отдельным указам Президента, в ходе которых федеральные органы разрабатывали особые порядки. Я напомню, у нас сельскохозяйственный край – более 70% населения живет в сельской местности, поэтому каждый раз страдает сельское население. Дмитрий Николаевич Патрушев в 2019–2020 годах активно нам помогал ликвидировать последствия, сам приезжал. Тогда, например, был разработан специальный порядок по линии Минсельхоза, когда за счет средств резервного фонда весь практически ущерб и убытки, которые понесли люди и по урожаям, которые у них сгорели, и по животным, которых потеряли, и по животноводческим стоянкам, которые были утеряны, – полностью все было восстановлено, и население было нам благодарно.
Если мы таких решений не примем и пойдем по стандартному пути, то там ситуация с оформлением затянется, будут очень длительные сроки выделения средств, согласований и подтверждений. И, к сожалению, те порядки оформления нас заставляют очень мелочно торговаться с населением. Получается ситуация, когда сначала комиссии районные, руководство с этими документами (а они очень уж витиеватые), с людьми начинают торг, потом специалисты на краевом уровне, потом на федеральном уровне.
Поэтому мы предложили бы просто скопировать документы либо по ликвидации масштабного наводнения в Иркутской области, Бурятии и так далее (осень 2019 года), Указ Президента №316 – правительственные акты, которые были в его исполнение разработаны, либо по Указу Президента №198. И таким образом ускоренно провести выделение средств для начала финансирования всех аварийно-восстановительных работ.
Есть также альтернативное предложение. Мы можем все делать по своим краевым порядкам. Тогда просим выделить нам целевую субсидию на бюджетную сбалансированность, на ликвидацию этих последствий из средств резервного фонда Правительства, и мы после этого разработаем и согласуем с федеральными органами порядок осуществления финансирования всех аварийно-восстановительных работ, компенсацию всего ущерба, остатки при необходимости возвратим.
Михаил Владимирович, также просил бы обратить Ваше внимание. Мы должны выплачивать 100 тыс. рублей на человека, если он потерял все имущество. Мне кажется, каждый, если приложит это к себе, поймет, что 100 тыс. рублей заплатить человеку при полной утере имущества – это явно недостаточная сумма. Такой размер суммы существует уже более 10 лет. Мы предложили бы пересмотреть ее в соответствии с инфляцией, которая была за эти годы, и увеличить минимум в два раза.
По Минсельхозу мы просили бы обратить внимание на то, что у нас почти 4 тысячи человек потеряли урожай, это сельское население. Картофель, капуста, морковка, лук, перец, которые они собирались вырастить, – очень важная часть их реального рациона. Многие из них не имеют официальной работы, да и вообще никакой работы. Необходимо восстановить им соответствующий урожай. При этом мы понимаем, что на территории края эту продукцию сейчас не закупить. Нам нужно как можно быстрее рассчитать. Мы предлагаем осуществить расчеты исходя из 900 рублей на одну сотку потерянного урожая, довести нам эти средства, мы закупили бы соответствующий урожай и возместили бы пострадавшим людям его потерю.
Если не будет принято решение Вами о том, чтобы выделить нам субсидию на бюджетную сбалансированность, то мы просили бы скорректировать существующий порядок для восстановления социальных объектов. У нас пострадало 130 социальных объектов. Для того чтобы провести в них срочный ремонт, а где-то и замену объекта, необходим соответствующий порядок выделения средств. Это по министерствам здравоохранения, образования, культуры и спорта.
И по линии Министерства природных ресурсов. Большое количество гидротехнических сооружений было повреждено, требует восстановления. Нынешний порядок предусматривает выделение средств после того, как мы уже профинансируем восстановление. Мы просили бы тогда Вашего поручения или решения Александра Александровича Козлова о том, что финансирование это выделяется предварительно, мы финансируем восстановление и отчитываемся соответствующими документами.
И отдельно хотел бы обратить внимание. Все четыре года, которые я работаю здесь, были чрезвычайные ситуации. И практически каждый год у нас либо масштабные подтопления, либо широкомасштабные наводнения. В этой связи, мне кажется, явно назрела – по регионам Дальнего Востока точно, по Забайкальскому краю – необходимость работы по серьезному обследованию всех гидротехнических сооружений, как для защиты населенных пунктов, так и гидротехнических сооружений и русел рек в створах мостов железнодорожных и автомобильных, и проведение соответствующих мероприятий, где необходимо, по их укреплению, усилению, строительству новых и так далее. Просили бы Вашего поручения на эту тему.
После прекращения сотрудничества зарубежного авиапрома с РФ российские перевозчики начинают сталкиваться с проблемами в дальнейшей эксплуатации авиапарка иностранного производства. Не стали исключением дальневосточные авиакомпании. Регионы совместно с федеральными органами власти планируют оказать финансовую поддержку перевозчикам, но насколько в данной ситуации помогут деньги, разбиралась EastRussia.
Незаменимые компоненты
О том, что западные санкции не проходят бесследно, сообщили несколько авиаперевозчиков ДФО. В частности, представитель авиакомпании АЛРОСА рассказал о сложностях с дальнемагистральными лайнерами Boeing 737-800 (в парке авиапредприятия насчитывается пять машин данной серии). Он уточнил, что пока сохраняются все заявленные объемы перевозок, но тревожит сохранение ресурсов самолетов и поставка запчастей, так как воздушные суда находятся в лизинге.
Проблемы есть и с воздушными судами малого класса. В «Полярных авиалиниях», проинформировал источник, близкий к компании, столкнулись с трудностями с обслуживанием двигателей у легких одномоторных самолетов Diamond DA40 и с капремонтом воздушного судна L-410 (пассажировместимость - до 19 человек), который выполняется на авиазаводе в Чехии. Также перевозчик планировал вывести на регулярные маршруты два 50-местных самолета Bombardier DHC-8-Q300, полученных от японского лизингодателя.
Как информируют в «Полярных авиалиниях», сейчас ведутся активные переговоры по поставке авиационных запчастей по ранее заключенным договорам из Азии и России, что должно обеспечить летную годность иностранной техники.
Самолеты L-410 используются и в Хабаровском крае. В краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства не дали разъяснения относительно нынешней ситуации. Но как отметил источник в авиаотрасли, для эксплуатантов этих судов возникают риски, поскольку Чехия присоединилась к антироссийским санкциям. При этом, не исключил он, может приостановиться действующее с 2018 года сборочное производство L-410 на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), куда поступали из-за рубежа главные компоненты.
Отметим, что единая дальневосточная авиакомпания, создаваемая на базе «Авроры», намеривалась до 2026 года приобрести восемь самолетов L-410. УЗГА не ответил на запрос относительно этого воздушного судна. Ранее на предприятии отмечали, что степень локализации по нему приближается к 70%. Причем планировалось и дальше замещать зарубежные узлы и агрегаты отечественными. В частности, в планах завода - начать выпуск самолетов с двигателями ВК-800С (пока на L-410 используется Walter M601).
Запчасти идут в расход
У дальневосточных перевозчиков, входящих в объединенную авиакомпанию (помимо «Авроры», это «ЧукотАвиа», «Хабаровские авиалинии», «Авиакомпания «Якутия», «Полярные авиалинии», «Камчатское авиапредприятие»), в текущем парке насчитывается 152 самолета основных серий, в том числе 53 иностранного производства. Наибольшее количество такого флота у «Авроры» - 20 единиц. В том числе девять среднемагистральных Airbus А319, восемь DHC-8-Q400 и три DHC-6.
Перевозчики официально не комментируют ситуацию с импортной техникой. В недавнем сообщении «Авроры» о новом летнем расписании говорится, что компания продолжит полеты на Airbus A319, DHC-8 Q300/400, DHC-6.
В настоящее время многие авиапредприятия РФ переводят суда иностранного производства в российский регистр с получением разрешения на выполнение линейно- технического обслуживания в рамках расширенного сертификата ФАП-285. Вопрос в том, как долго лайнеры смогут летать без поддержки производителей и дефицита деталей и узлов, ресурс которых не безграничен.
Собеседник в авиаотрасли не исключает, что через три-четыре месяца проблема отчетливо заявит о себе, если ее не решить системно. «Будут использовать MEL (перечень минимально исправного оборудования самолета – Прим. ред.) на всю катушку, но потом любой техник скажет, извините, форму не подпишу», - предупреждает он.
Речь идет даже вроде о такой мелочи, как тормозные колодки или резина для колес, требующих периодической замены. До 24 февраля действовала отлаженная система с зарубежными поставщиками – практически в течение нескольких дней доставлялись необходимые запчасти. Поэтому никаких запасов впрок российские перевозчики, как правило, не делали.
Рассчитывать на содействие азиатских, в частности, китайских эксплуатантов аналогичных воздушных судов не приходится, подчеркивает собеседник EastRussia. «Завод выпускает самолет, ему присваивается серийный номер. Пока он не будет списан, отслеживается вся его жизнь: документируется, сколько он налетал, когда и где ему менялись компоненты, - рассказывает эксперт. - И когда ты заказываешь деталь, фиксируется, для какого конкретно воздушного судна она необходима. Будет ли этот порядок обходить Китай? Ну еще в единичных случаях можно что-то подобное допустить. Но обеспечивать нелегально запчастями примерно 750 самолетов иностранного производства (это Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier), эксплуатируемых в России, и чтобы такой объем запчастей не был замечен, не могу представить».
Пока что главным решением являются намерения авиакомпаний отставлять от полетов часть зарубежного парка, используя его в качестве доноров запчастей для флота, обслуживающего перевозки.
Невозвращенцы
Инфляция, волатильность валютного курса, сложная ситуация с получением кредитных средств заставляют власти субъектов ДФО совместно с федеральным центром открыть резервное финансирование на первоочередные нужды авиации. В частности, сообщил первый зампред правительства Якутии Кирилл Бычков, необходимо изыскать сумму по возмещению части расходов для региональных перевозчиков по договорам лизинга (2,2 млрд руб.), созданию резерва запасных частей и компонентов воздушных судов отечественного производства (830 млн руб.), субсидированию транспортных затрат по доставке авиакеросина до аэропортов, находящихся в арктической зоне (500 млн руб.)
Что касается республиканских мер поддержки, то авиакомпаниям предусматриваются бюджетные кредиты на закупку топлива на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Кроме того, регионом предусмотрены дополнительные ассигнования на субсидирование авиаперевозок внутри региона.
Также известно, что власти Республики Саха проводят переговоры с федеральным центром о выделении 1,3 млрд руб. на восстановление самолетов SSJ, приписанных к авиакомпании «Якутия». В свое время у лайнеров этого типа были проблемы с надежностью по причине дефектов силовой установки SaM146. Как отмечали тогда в авиакомпании, на рынке отсутствовали подменные двигатели, которые могли бы предотвратить срыв выполнения перевозок в летний сезон.
Однако на волне новых санкций французский партнер по производству силовой установки прекратил техподдержку и обслуживание агрегатов у SSJ-100. Правда, на сборочном заводе в Комсомольске имеется определенное количество двигателей для данных самолетов. Всего, по данным Минпромторга РФ, иностранные комплектующие есть для выпуска 19 лайнеров Superjet.
Как будут распределяться заказы, не ясно. Согласно прежним планам, только единая дальневосточная авиакомпания в 2022 году должна получить четыре SSJ-100, в 2023-м и 2024-м – еще по два. Причем выйти на полное импортозамещение по этому лайнеру теперь предполагается в конце следующего года. Важнейшим этапом в этой работе должна стать успешная замена двигателя SaM146 на российский ПД-8 (о ситуации с выпуском Superjet см. материал EastRussia).
Источник EastRussia в авиаотрасли напомнил, что Россия собирается задействовать самолеты Superjet больше на международных направлениях, тогда как Boeing и Airbus - на внутренних линиях во избежание их ареста за границей.
Европейские лизинговые компании (лессоры) с началом боевых действий в Украине уведомили российских эксплуатантов о возврате флота. На конец марта было известно о 78 арестованных за рубежом лайнеров, которые находились у перевозчиков в лизинге.
«Арестовывают и, как сегодня принято говорить, в дружественных странах. Например, в Армении. Потому что приходит от лизингодателя уведомление с просьбой задержать такой-то самолет. И этот аэропорт не может отказать, поскольку в противном случае с него могут взыскать сумму по иску лизинговой компании. Такова мировая практика», - рассказал эксперт.
Однако, добавил он, и с SSJ может произойти подобное, если будет решение международного арбитражного суда о взыскании с России средств в пользу лизингодателя в случае невозврата иностранного судна. Сами перевозчики в ответе на требования лессоров могут сослаться на распоряжение российских властей о запрете возвращать взятые в лизинг лайнеры.
EastRussia выясняет, как работается дальневосточным предприятиям в условиях антироссийских санкций. Сегодня – рассказываем о производстве компании «Арника», размещенном в Приморском крае.
Предприятие «Кормбиосинтез», резидент приморской ТОР «Надеждинская», выпускает сырье для производства кормов для свиноводства, птицеводства и крупного рогатого скота: кормовые аминокислоты, витамины, пробиотики и белки, ветеринарные антибиотики биотехнологического синтеза и продукции на их основе. В мире подобных высокотехнологичных производств не больше десятка, в основном – в Европе и Китае.
«Мы хорошо понимали, с кем мы конкурируем, когда принимали решение о реализации инвестпроекта, - говорит гендиректор группы компаний «Арника» Людмила Текутьева, - сейчас мы работаем, вытесняя известные мировые аналоги – в связи с санкциями часть производителей ушла с российского рынка, нам легче, чем в прошлом году. Мы фиксируем увеличение спроса на продукцию, в сегодняшних условиях работать стало проще».
Сейчас завод работает круглосуточно, в три смены. В этом году «Кормбиосинтез» планирует выпустить десять тыс. тонн кормового сырья и будет наращивать производство. Контракты с российскими агрохолдингами подписаны на три месяца вперед. Основные потребители кормовых добавок находятся за пределами ДФО - в Южном, Центральном округах России и в Сибири. До запуска производства «Арники» по ряду позиций витаминов импортозависимость составляла 100%. Теперь «Кормбиосинтез» обеспечивает по отдельным группам витаминов 100% рынка, по некоторым – до 50%.
Основные мощности ГК «Арника» расположены в Приморском крае. В первую очередь, из-за близости к рынку Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь удобная логистика и с точки зрения основного бизнеса группы компаний, и с точки зрения поставщиков фармацевтического сырья химического происхождения, которого в России практически нет – это Индия и Китай. Также привлекательно выглядят преференции ТОР «Надеждинская» – налоговая поддержка, обеспеченность инфраструктурой. Кроме того, играет на руку и близость к портам, основным узлам железной дороги и ВКАДу.
Управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Сергей Скалий рассказал, что ГК «Арника» – одно из первых и самых крупных предприятий, работающих на ТОР «Надеждинская». Компании предоставили полный пакет льгот и преференций, что позволило создать предприятие с нуля.
«Мы предоставили земельный участок без аукциона на той площади и той конфигурации, которые были нужны компании, предоставили подключение и всю необходимую для запуска завода инфраструктуру. Льготы и преференции позволяют предприятию экономить существенные средства на всех этапах и инвестировать получаемую прибыль в дальнейшее развитие предприятия».
Статус резидента ТОР дает целый ряд преимуществ:
- 0% налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет
- 0% ввозные и вывозные таможенные пошлины
- 0% НДС на импорт для переработки
- 7,6% страховых взносов вместо 30% для инвестора первые 10 лет
- бесплатно получение земли и готовой инфраструктуры
- ускоренный порядок возврата НДС экспортера
- нет проверок без согласия Минвостокразвития
- «одно окно» для инвестора
- свободная таможенная зона
- упрощенный государственный контроль
- ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождения таможни.
Сергей Скалий отметил, что несмотря на то, что ряд предприятий в настоящее время сталкивается с трудностями в связи геополитическими событиями, приток инвесторов в преференциальные режимы Дальнего Востока не прекращается. В Приморье продолжают работать и иностранные инвесторы, и почти каждую неделю проходят встречи с потенциальными резидентами, преимущественно из АТР.
«Текущие условия являются и новым окном возможностей, особенно в ДФО – потому что нигде в России таких преференций и льгот нет. А для того, чтобы поддержать действующие компании, постоянно внедряются новые меры поддержки. Например одна из последних, внедренных правительством и Центробанком – льготное кредитование для субъектов МСП. На Дальнем Востоке уже выданы первые кредиты под 15% в рамках этой программы. Общая сумма господдержки, которая направляется на субсидирование процентных ставок – более 670 млрд рублей».
Новые меры, разработанные Банком России совместно с правительством РФ, позволяют предоставлять малому и среднему бизнесу кредиты по ставке от 13,5% годовых. В рамках программы оборотного льготного кредитования малые предприятия смогут получить до 300 млн рублей, а средние – до одного млрд рублей. Ставки не превысят 15% и 13,5% годовых соответственно.
Инвесторам, реализующим проекты на Дальнем Востоке и в Арктике, предоставлена отсрочка по исполнению обязательств до конца 2022 года. КРДВ не будет расторгать соглашения с резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, АЗРФ в случае нарушения сроков выполнения и других обязательств по соглашениям.
С декабря 2021 года правительство РФ снизило минимальный порог капвложений для получения статуса резидента СПВ в десять раз – с пяти млн до 500 тыс. рублей.