фото: пресс-служба АО «Восточный Порт»
Команда морского буксира «Александр Козицын» завоевала «Кубок Управляющей организации». Торжественное награждение состоялось накануне 50-летнего юбилея АО «Восточный Порт». Чествование лучших коллективов предприятия прошло в Доме культуры микрорайона Врангель.
Конкурс на «Кубок Управляющей организации» среди работников АО «Восточный Порт» проводится уже 11 год подряд. Награждение лучших бригад по итогам года — это дань уважения к трудовым заслугам и профессионализму портовиков. Это традиция, подчеркивающая ценность вклада каждого сотрудника в развитие и процветание предприятия.
В прошлом году победителем конкурса стал коллектив «Специализированного угольного комплекса» (стивидор-начальник смены Алексей Кайсин и бригадир Денис Шулаков). Как и в предыдущие годы, определение лучших трудовых коллективов подразделений Порта проходило в два этапа.
По итогам первого этапа жюри выбрало троих финалистов:
Стивидор-начальник смены № 1 Надежда Данилова, бригадир Сергей Лопатин — лучшая смена Универсального перегрузочного комплекса;
Стивидор-начальник смены № 4 Алексей Кайсин, бригадир Денис Шулаков — лучшая смена Специализированного Угольного Комплекса;
Капитан морского буксира «Александр Козицын» Андрей Литвинов и его команда — лучший экипаж портофлота.
Управляющий директор АО «Восточный Порт» Вадим Байбак обратился к победителям первого этапа конкурса с приветственным словом. Он поздравил восточников с 50-летним юбилеем Порта и поблагодарил коллег за ударный труд, сплоченность и верность своему делу. Начальник управления по персоналу и общим вопросам ООО «Универсальная логистика» Ольга Каушан огласила результаты второго этапа конкурса и назвал лучший коллектив по итогам 2023 года.
Им стал экипаж морского буксира «Александр Козицын» под командованием Андрея Литвинова. Ему вручили переходящий «Кубок Управляющей организации».
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
Какао бобы из африканского Кот-д’Ивуа́ра проделывают долгий путь, чтобы превратиться в нежный и натуральный хабаровский шоколад. Супруги Дмитрий и Ольга Меховщиковы сначала готовили лакомство для себя, потом решили – продукт пользуется спросом у друзей и знакомых – надо наладить массовое производство. Сегодня сладкий «Амурский бульвар» знают и в Москве – хабаровский шоколад недавно представили на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
— Процесс изготовления такого шоколада не быстрый, — говорит Дмитрий Меховщиков. — На одну партию уходит до 2-х суток. Сначала какао-бобы тщательно перемалывают в течение 10 часов, через 4 часа уже начинает формироваться суспензия. Потом масса коншируется еще 11 часов – перемешивается в специальном аппарате. К особой рецептуре, без химикатов и улучшителей вкуса, мы шли несколько лет. Субстанция, которая получается в итоге, напоминает по плотности свинец. Именно поэтому натуральный шоколад не выпускают большими партиями – мы его льём в формы вручную, ведь без эмульгаторов и заменителей какао-масла, которые обычно используются в массовом производстве, масса быстро кристаллизуется и забивает все патрубки машины, которые потом просто невозможно очистить. Кстати, у нас вы не встретите так называемого «горького» шоколада. Ведь его горький вкус у компаний-фабрикантов обусловлен тем, что какао-бобы довольно быстро портятся – из 10 тонн примерно треть плесневеет. Если их сортировать и выбрасывать – представляете, какой тогда будет цена за плитку? Поэтому большие производители просто пережигают бобы чуть ли не до состояния золы – вот вам и фирменная горечь.
Для хабаровского шоколада, который выпускают под брендом «Амурский бульвар», производители используют только натуральные ингредиенты: российские сливки, тростниковый сахар, настоящее какао-масло и ваниль. Многие компании используют в составе лецитины, полученные из сои или семян подсолнечника с помощью ацетона, для придания шоколаду текучести. Но Меховщиковы принципиально против химии.
— Эти добавки являются сильными аллергенами, а мы хотим, чтобы наш шоколад был не только вкусным, но и полезным, — добавляет Дмитрий. — Делаем его по классической технологии 19-го века, с применением современных технических новинок. Искренне хотим, чтобы хабаровчане гордились тем, что у нас в городе делают такой продукт, хотим продвигать свой бренд, и думаем, что конкурс «Знай наших» поможет нам в продвижении. Сейчас мы загружены примерно на треть, а можем делать порядка тонны шоколада каждый месяц.
Увеличить объемы производства с помощью конкурса отечественных брендов планирует и другой местный производитель. ООО «Цех» выпускает сыровяленые деликатесы под маркой «Амурро». Предприятие довольно молодое, но о его продукции знают уже по всему Дальнему Востоку. Началось все с того, что компания поставляла сторонние деликатесы для ресторанов, но со временем заметили, что качество продуктов стало падать, а в пандемию еще и неприлично выросла цена. Тогда возникла идея – запустить собственный цех по изготовлению сыровяленых колбас.
— Мы открылись в 2021 году, — говорит Иван Сушков, коммерческий директор компании «Цех». — Основное сырье - это свинина, закупаем ее в «РусАгро». К сожалению, у местных фермеров нет ни объемов, которые нам нужны, ни способов заготовки, ни возможности правильно разделывать мясо. В производство идет отвисевшееся 5-7 дней. Хорошее качество у бренда «Мираторг» - иногда покупаем свинину у них. Делаем немного, чуть ли не штучно, но наши холодильники стоят практически по всему Дальнему Востоку, и есть один в Москве. Производим 5 наименований колбас: классические итальянские, испанские варианты, адаптированные под Хабаровск, 5 цельномускулов – это продукция, которая вялится цельным куском: утка, брезаола, говядина, вырезка, шея сыровяленая свиная - коппа, окорок целый, который вялится от 6 месяцев до 1,5 лет - кулателло называется в Италии, и сейчас мы еще делаем панчетту - это бекон сыровяленый, который проводит в камере 3 месяца.
От идеи до реализации прошло почти 5 лет. Иван вместе с единомышленниками пересмотрел массу видео в интернете. Ориентировались на небольшие итальянские производства, где делают прошутто и хамон. В Италии, Испании и Польше заказали такое же оборудование, консультировались с российскими специалистами, которые делают сыровяленые деликатесы для себя. В России подобного днем с огнем не найти, признается Иван. Поэтому прежде чем запускать массовое производство, долго экспериментировали: в качестве тестовой камеры созревания приобрели обычный торговый холодильник, в котором отстраивали температуру, влажность, скорость обдува.
— Мы выкинули несколько килограммов мяса, прежде чем получили хороший результат, — признается Иван Сушков. — Оно просто начинало портиться, и так раз за разом. На эксперименты ушло примерно полгода. Потом, когда получилось, как нужно, мы построили на основании этого холодильника промышленную камеру созревания, ее тоже отстраивали больше года. К сожалению, в России пока нет нужных по качеству специй, стартовых культур, поэтому их покупаем за рубежом. Как и испанское красное сухое вино темпранильо, которое добавляется в колбасу. Но вот с вином проще, в дальнейшем мы можем попробовать перейти на российские аналоги. Для защиты колбасы и придания ей специфического вкуса мы используем благородную белую плесень, окунаем в нее продукцию и потом она в камере вызревает, как на сыре.
Производитель намерен расширяться до 4-5 тонн в месяц – этому может поспособствовать победа в конкурсе брендов. В ближайшее время планируют построить еще один цех – поставки колбас и других деликатесов «Амурро» расписаны на 3 месяца вперед.
К сыровяленому мясу хорошо подходит продукцию другого местного производителя. Компания «Густо фэмели» делает около 2-х десятков джемов и варенья. Лимонник на березовом соке, мармелад из пива ИПА, грушевые дольки с розмарином или лавандой – это лишь малая доля изысканных вкусов. Для предпринимателя Дарьи Лимановой джемы и варенье – это радость родом из детства.
— У нас был большой сад, и мы всегда варили варенье, — вспоминает Дарья. — У всех в семье были свои рецепты, даже у папы. Особенно нравилось мне так называемое королевское варенье – из малины, крыжовника и смородины. Но джемы и конфитюры – это же не только сладость к чаю. Они прекрасно дополняют сыры и мясную тарелку. А если к оригинальным вкусам добавить еще и крафтовую упаковку – получится интересный и полезный бренд, который не стыдно и друзьям в подарок в другой город отвезти.
Конкурс отечественных брендов «Знай наших» проходит в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», организованного по поручению Владимира Путина. Он призван поддержать местных производителей, которые могут не только заменить, но и превзойти по качеству и ассортименту импортную продукцию. Для компаний-производителей в каждом регионе разрабатывают свои меры поддержки. В Хабаровском крае готовится целая программа, куда войдет продвижение компаний на маркетплейсы, проведение обучающих лекций, семинаров и бизнес-тренингов. Предприятиям также помогут принимать участие в выставках, как на территории края, так и за его пределами. Для узнавания местных производителей все товары будут маркировать единым товарным знаком в виде тигра, в правительстве края как раз завершается его регистрация.
1000 идей со всей России отберут на федеральном уровне. 100 лучших презентуют на форуме «Сильные идеи для нового времени», который пройдет 19-20 февраля в Москве. 10 лучших позиций представят в рамках пленарного заседания президенту страны Владимиру Путину.
Конкурс «Знай наших» проводится в рамках форума «Сильные идеи для нашего времени». Его основные цели — найти и «подсветить» отечественные бренды, помочь российским компаниям занять освободившиеся рыночные ниши, помочь масштабировать производство востребованных отечественных продуктов. Корреспондент EastRussia посетил два хабаровских предприятия, чтобы познакомиться с выпускаемой продукцией и оценить шансы на победу в конкурсе.
От мультфильмов до моющих средств
«В прошлом году компаний-участников от Хабаровского края было меньше», — не без гордости рассказывает начальник управления развития предпринимательской и инновационной деятельности регионального минэкономразвития Александр Климкин.
По его словам, предприниматели увидели в конкурсе возможность рассказать о себе широкой публике. Для того, чтобы принять участие, достаточно лишь заполнить анкету. Критериев, которые предъявляются к номинантам, не так уж и много: это должен быть субъект МСП, производство локализовано на территории региона, ещё одно условие — рост выручки.
От Хабаровского края заявились по всем номинациям: от продуктов питания, до креативных индустрий. Среди участников производители одежды, предметов интерьера, сувенирной продукции, а также известная далеко за пределами Хабаровского края мультипликационная студия «Мечталет».
Ловись, рыбка!
Среди конкурсантов известная в регионе компания «ДВ ареал», которая уже четверть века производит рыбную продукцию. Это пресервы, салаты, филе – всего около 300 наименований. Помимо традиционных для Дальнего Востока кеты, горбуши и сельди работают и с малознакомой рыбой для дальневосточников, постоянно придумывают что-то новое — в год до 30 позиций.
«В год мы выпускаем до 500 тонн готовой продукции, сырье используем исключительно местное — с нижнего Амура и из Приморья. Продукцию отправляем по всему региону», — рассказывает коммерческий директор ООО «ДВ-Ареал» Оксана Боглевская.
Продукцию «ДВ-Ареал» на Дальнем Востоке действительно знают и любят. А вот закрепиться в западных регионах России пока не получается — открыли пять торговых точек в Москве, но столкнулись с тем, что возить готовую продукцию в столицу очень дорого. Сейчас разрабатывают альтернативные варианты «рыбного десанта» в первопрестольной. Не исключено, что откроют производство — везти замороженное сырьё не так накладно.
Для расширения рынков сбыта «ДВ-Ареал», собственно, и заявляется на конкурс. В прошлом году, кстати, тоже принимали участие — даже прошли в финал, но победить не удалось. В этот раз надеются, что получится. И это в дальнейшем поможет выйти на рынки Китая — ведь под «боком» такой огромный рынок сбыта.
Хотят поставлять свою продукцию в Китай и в научно производственной компании «Нимфа». Это предприятие с 2010 года разрабатывает и производит различную бытовую химию и товары народного потребления: всего свыше 100 наименований чистящих и моющих средств, а также ведут работу по разработке собственной линейки средств по уходу за телом и косметики — гелей, кондиционеров, шампуней.
«Фишка» «Нимфы» в том, что для косметики здесь используют различные травы и ягоду, в том числе дальневосточные эндемики – лимонник, аралию, липу, бруснику. Сырьё берут только у проверенных поставщиков, тех же, кто снабжает местный завод по производству лекарственных средств и травяных сборов. К работе привлекли учёных — чтобы максимально использовать полезные свойства местных дикоросов. После сертификации продукцию хабаровского предприятия планируют использовать в санаториях и здравницах России.
Порка же «Нимфа» отгружает свои моющие средства — а это и жидкое мыло для рук, и жидкое хозяйственное мыло, и средства для мытья посуды, по всему Дальнем Востоку — крупным клиентам в Якутии, к примеру, отправляют сразу бочками. Там его местные предприниматели расфасовывают и реализуют в рознице.
«Мы готовы выпускать свою продукцию под торговой маркой любого предпринимателя, который хочет «встать» на полки магазинов или маркетплейсов», — рассказывает директор НПО «Нимфа» Ольга Луценко.
Пока что мощность предприятия задействована лишь на треть — в месяц здесь выпускают до 30 тонн продукции. Чтобы повысить свою узнаваемость и расширить клиентскую базу, в «Нимфе» также решили поучаствовать в конкурсе «Знай наших». Свободных средств на рекламную компанию в НПО нет, а подстегнуть спрос необходимо. Для этого нужно зайти в торговые сети, выйти на маркетплейсы и поставлять продукцию по всей стране и в Китай.
«В Китае большой спрос на подобную продукцию, так как она экологически чистая», — говорит Ольга Луценко.
Выход на маркетплейсы — одна из предлагаемых мер поддержки для местных производителей — участников конкурса. Также призеров ожидают обучающие программы и бесплатное участие в профильных мероприятиях.
В Хабаровском крае после прошлогоднего «Знай наших» решили разнообразить и расширить программу поддержку местных производителей: сейчас формируется краевая программа поддержки брендов. Она будет включать обучающие мероприятия, участие в выставках в крае и за его пределами.
«Полное сопровождение бренда — от идеи до продвижения. В этом году запустим», — делится Александр Климкин.
Также в Хабаровском крае решили сделать реестр брендов и разработать единый для всех местных производителей. Когда-то им был истребитель, производимый в Комсомольске-на-Амуре, ему на смену после народного голосования пришёл тигр. В ближайшее время — после того, как завершатся все необходимые процедуры в Роспатенте, «хабаровский знак качества» начнет появляться на товарах, сделанных в регионе.
Всего на конкурс, цель которого — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация Камчатки как региона, комфортного для жизни и работы, зарегистрировались 102 человека из 19 городов страны.
Участники конкурса — студенты, обучающиеся в вузах по специальностям «Гостиничное дело», «Ресторанный бизнес» и «Туризм» высших и средних учебных заведений России Первым них стало профильное тестирование — 15 вопросов на знание профессии. Прошедшие этот фильтр решали задания от специалистов туристической отрасли
«Те 36 студентов, кто набрал проходной балл, получили по две индивидуальные кейс-задачи. Например, первая, стандартная для их направления задача: пришел пьяный турист в автобус — что делать? Сработала система пожарной безопасности в отеле — что делать? Слетели брони — что делать? Вторая кейс-задача — уже с региональным флером: участники должны были ответить на вопросы – началось цунами, землетрясение, турист отбился от группы — что делать? Были и практические задания: приготовить блюдо из предоставленных продуктов», — рассказала Анастасия Король, директор проектов по туризму коммуникационного агентства PressPass, секретарь экспертной комиссии конкурса.
И только каждый десятый из стартовавших получил возможность блеснуть своими знаниями и эрудицией перед жюри на стенде Камчатского края в рамках Международной выставки-форума «Россия» 24 января. В «судейскую коллегию» вошли представители АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Ассоциации рестораторов и отельеров «Федерация Рестораторов и Отельеров», ведущих туристических операторов России, а также доктора и кандидаты наук, доценты, преподаватели высших учебных заведений страны. Долго ждать стажировки счастливчикам не придётся — она начнётся уже 11 февраля. Бонусом к практике в красивейшем регионе Дальнего Востока для них станет участие в Форуме устойчивого развития туризма в Петропавловске-Камчатском.
«Я никогда не летал на самолете, так уж получилось, — рассказывает Борис Волколовский, студент РГУТИС. — Это будет мой первый полет. Конкурс дал мне возможность не только повысить свой уровень профессионализма, но и исполнить мечту детства. Мой дедушка служил на Камчатке и очень много рассказывал про ее красоту и невероятную природу. Совсем скоро я увижу вулканы и океан, а самое главное смогу понаблюдать за сивучами»
«Камчатка – такая далекая, совсем скоро станет для меня близкой. Еще немного и я смогу изучить ее гастрономические специалитеты и возможно создать рецепт своего собственного камчатского блюда», — делится ожиданиями от грядущей стажировки Роман Ефимов, Колледж кулинарного искусства из Санкт-Петербурга.
Сидеть сложа руки победители вряд ли будут — по предварительным оценкам поток туристов в Камчатский край по итогам 2023 года вырос примерно на четверть по сравнению с прошлым 2022-м и составил ориентировочно 350 000 человек. В целом по Дальнему Востоку рост ещё выше: министр экономического развития РФ Максим Решетников на совещании Президента России с членами правительства рассказал, что турпоток на Дальний Восток и Арктику по итогам прошлого года вырос на 40%. За 11 месяцев 2023 года в гостиницах остановились на 1,8 млн человек больше, чем в предыдущий год. Максим Орешкин уточнил также, что доля туристических поездок в эти регионы в общем числе путешествий по России составила 8,6% (в 2022 году — 7,4%).
В ДФО повсеместно идет реализация новых проектов и развитие инфраструктуры, в том числе гостиничной, а также расширение предложения туристических маршрутов. По оценкам Росстата, туристический поток за 2022 год на Дальнем Востоке достиг 4,83 млн человек, что на 25% больше, чем в 2021 году. Лидерами по объему турпотока стали Приморский край, Бурятия, Камчатка и Хабаровский край.
Туризм на Дальнем Востоке развивается активно, но кадров в индустрии пока не хватает. Такие конкурсы, подразумевающие профориентацию на ранних стадиях обучения, вносят весомый вклад в уничтожение кадрового голода в сфере туризма.
Об этом говорит и руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анна Степанина: «Такие конкурсы — это прекрасный шанс для тех специалистов, которые выбрали делом своей жизни туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, получить хороший старт. Студенты, которые только начинают получать первые практические знания, имеют возможность благодаря конкурсу побывать на Камчатке и узнать нечто новое о своей родине, и реализовать себя».
Дополнительный стимул переехать на Камчатку — меры федеральной и региональной поддержки, среди которых северная надбавка и районный коэффициент, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготные программы «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», программа повышения трудовой мобильности, в рамках которой предоставляется жилье, оплачивается переезд, обустройство на новом месте и многое другое.
Анна Степанина также рассказала о пока не очень развитом, но потенциально интересном направлении на Камчатке — промышленном туризме, который с 2021 года АСИ активно продвигает совместно с Минпромтогром РФ. В настоящее время по России в этой программе участвуют более 70 регионов, а в начале проекта их было около 30.
«Сейчас на Камчатке пять предприятий запускают туристов на свое производство. Бывают такие ситуации, когда такой тур необходим — например, если погода помешала вылететь на какой-то туробъект — что бывает часто — тогда мы предлагаем альтернативные виды туристических нестандартных программ. Например, есть стеклодувная мастерская, где сотрудник может выдуть любую форму из стекла, показывает, как это сделать, и дает попробовать самому. Есть завод по производству минеральной воды ЗАО “Малкинское”, где покажут весь технологический процесс — от добывания воды до упаковки в бутылку. «Мильковский» мармелад ЮНЕТ демонстрирует производственный процесс, как и сыроварня “Аристель”… В планах — подключить к этой программе Русгидро и рыбоперерабатывающую промышленность Камчатки», — рассказала руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО АСИ Анна Степанина.
Десять финалистов из городов Москва, Санкт-Петербург, Новочеркасск, Красноярск и Иркутск:
1. Анна Карпова – SPA-отель «Лагуна»
2. Роман Ефимов – SPA-отель «Лагуна»
3. Артем Докин – SPA-отель «Лагуна»
4. Надежда Курочкина SPA-отель «Лагуна»
5. Полина Логинова – SPA-отель «Лагуна»
6. Виктория Гордеева – гостиница «Авача»
7. Артем Смирнов – гостиница «Авача»
8. Алевтина Яковлева – гостиница «Авача»
9. Борис Волколовский – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
10. Анастасия Харизоминова – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
Грантовый конкурс «Приморский старт» проводится во Владивостоке в четвёртый раз. В 2023 году участники подали 112 заявок, из которых 74 были допущены к участию. Отобранные проекты получили экспертную оценку учёных ДВФУ и ДВО РАН, представителей бизнеса и кредитных организаций. В результате 35 проектов прошли в финальный этап, 15 из них получили возможность презентовать свои инновации в суперфинале.
Представленные на завершающей стадии конкурса проекты имели самую различную направленность – от городского маркетплейса одежды до завода переработки золошлаков. Одним из наиболее зрелищных получилось выступление директора ООО «Силикрон» Андрея Михалко. Он презентовал собственную разработку – навесной двигатель для инвалидных колясок.
Во время презентации предприниматель не только рассказал о своей идее, но и продемонстрировал работающий прототип: сел в инвалидную коляску, сделал несколько оборотов на месте и прокатился по подуму под аплодисменты публики.
Идея проекта пришла Андрею в конце 2022 года, когда он одновременно сломал левую руку и ногу и три месяца не мог передвигаться. Созданный учёным и его командой электрический прибор с помощью переходников крепится на обычные коляски с ручным приводом, превращая их в моторизированные устройства.
Навесной двигатель способен перемещать коляску, в которой сидит человек весом до 120 килограмм, со скоростью до 15 километров в час. Одного заряда аккумулятора хватает на 12 километров пути. Себестоимость устройства составляет 47 тысяч рублей, в то время как цена самого дешёвого серийного аналога – не менее 109 тысяч. Андрей отметил, что грантовая поддержка позволит его команде наладить производственный процесс, сократить затраты на материалы и логистику. В частности, учёные планируют использовать комплектующие от б/у самокатов и гироскутеров.
Особое внимание экспертов вызвал проект рыбного маркетплейса ООО «Мой Фиш Плэйс». «Наша платформа представляет собой В2В-сервис для оптовой торговли рыбой с функцией подбора продукции и бронирования складов, – рассказывает руководитель компании Юлия Беликова. – Мы аккумулируем информацию о рыбных складах и товарных остатках на них по всей стране. В результате каждый предприниматель, вплоть до самого мелкого оптовика, получает возможность приобрести необходимый для него объём рыбы. Сегодня крупные торговые компании держат целый штат логистов, которые в течение двух недель обзванивают потенциальных поставщиков рыбопродукции. С нашим же приложением данная работа сократится до нескольких кликов мышкой».
Победителем конкурса стал проект производства смазочных материалов для предприятий пищевой индустрии, представленный ООО «Владфорум». «Наш основной потребитель – это крупные производители продуктов питания, которые сегодня сталкиваются с дефицитом смазочных материалов, – рассказал руководитель компании Дмитрий Кугут. – Мы же разработали конкурентную продукцию, выпускаем её в том числе и в форме спрея. Таких производителей в России сегодня единицы. Грантовые средства мы направим на замену лабораторного оборудования на промышленное, тем самым полностью локализуем наше производство во Владивостоке».
Ещё до оглашения победителей ООО «Владфорум» получило специальный приз от Приморского регионального филиала Россельхозбанка. «Сегодняшние проблемы пищевой промышленности мне хорошо известны, - отметил входивший в состав жюри заместитель директора филиала Михаил Тимашев. - Многие производители работают на зарубежных комплектующих и материалах. Наша миссия – поддерживать практические кейсы по импортозамещению в агропромышленном комплексе, к которым относится и проект команды Дмитрия Кугута».
Помимо компании «Владфорум», грантовую поддержку в размере 10 миллионов рублей получили следующие проекты:
ООО «Мой Фиш Плейс» (Юлия Беликова) - В2В-сервис для оптовой торговли рыбой;
ООО «Силикрон» (Андрей Михалко) - производство навесных двигателей для инвалидных колясок;
ООО «Беспилотные аппараты» (Лев Давыденко) – программное обеспечение для автоматизации управления беспилотными летательными аппаратами;
ООО «Ларимед» (Олеся Белозёрова) – производство голосовых протезов;
ООО «Витрина» (Дмитрий Шульга) – городской маркетплейс продажи одежды;
ООО «Старт» (Николай Чигарёв) – программное обеспечение для проектирования детских площадок и малых архитектурных форм на местности;
ООО «Леон» (Александр Ожерельев) – программное обеспечение с технологией дополненной реальности для обучения хирургическим операциям;ООО «Титанум» (Евгений Москаев) – инновационное производство диоксида титана;
ООО «Восточный ИКЦ «Востокинком» (Игорь Терещенко) – производство диафрагменных промышленных насосов.
Комментируя итог мероприятия, заведующий сектором развития и инноваций ДВО РАН Екатерина Соколова рассказала EastRussia, что победителями «Приморского старта» стали компании перспективные с точки зрения промышленного внедрения или создания доступной цифровой среды. Вместе с тем, она подчеркнула, что предпринимателям стоит задуматься о долгосрочных перспективах реализации своих проектов. «Существует вероятность, что через 5-7 лет многие из представленных сегодня продуктов уже устареют и уровень их конкуренции возрастёт в разы» - прокомментировала член жюри. – «Если участники конкурса в дальнейшем рассчитывают на привлечение «длинных» инвестиций, им следует уже сейчас задуматься о возможности технологической модернизации, либо о расширении ассортиментной линейки».
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.