Поделиться
Минэнерго: существует высокий риск массовых банкротств угольных предприятий в России
Поделиться

Кризис отрасли может привести к потере до 40 миллионов тонн добычи угля в год, а также снижению объемов экспорта на 15%. В настоящее время 27 угольных компаний находятся в предбанкротном состоянии, общая добыча которых составляет 40 миллионов тонн в год.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы Минэнерго, подготовленные для антикризисной программы угольной отрасли, дополнительно еще 62 предприятия с суммарной добычей 126 миллионов тонн в год испытывают убытки выше среднего по отрасли.

По данным Минэнерго, в 2024 году объем добычи угля в России составил 438,6 миллиона тонн, что на 0,2% меньше, чем в 2023 году. Из этого числа компании, находящиеся на грани банкротства, обеспечивают около 9% общего объема добычи, а еще 29% предприятий находятся в зоне риска.

Основные причины кризиса в угольной отрасли включают снижение цен на уголь на внешнем рынке и рост расходов на транспортировку. Согласно отчетам Минэнерго, в 2024 году около половины угольных компаний стали убыточными. Выручка отрасли снизилась на 19%, достигнув 1,8 триллиона рублей, а убытки угольных предприятий до налогообложения составили 129 миллиардов рублей. В то время как в 2023 году сектор еще демонстрировал положительный финансовый результат, составлявший 357 миллиардов рублей.

Наибольшие проблемы наблюдаются в Кемеровской области, где доля убыточных предприятий в 2024 году увеличилась до 57,3% по сравнению с 34,8% в 2023 году. В Хакасии, где ранее не было убыточных компаний, в прошлом году 50% угольных предприятий оказались убыточными. В результате этого доходы угольных компаний в Кузбассе и Хакасии значительно снизились, что привело к остановке работы ряда предприятий в этих регионах. В Кузбассе доходы сократились втрое, а в Хакасии — в 12 раз. Местные власти Хакасии подтверждают актуальность этих цифр.

Представитель крупной угольной компании отметил, что в этих регионах многие предприятия вынуждены сокращать производственные планы и «консервировать» части своего производства.

Сергей Сокол, председатель Верховного совета Хакасии, сообщил, что республика планирует заключить новое соглашение с РЖД по вывозу угля и обеспечить скидки на тарифы перевозок, что, по его словам, поможет улучшить экономическую ситуацию, хотя эффект будет заметен только во второй половине 2025 года.

В 2025 году Кузбасс стал единственным регионом, с которым РЖД подписала соглашение о гарантированном вывозе 54,1 миллиона тонн угля на экспорт в восточном направлении. В январе-феврале 2025 года в этом направлении было отправлено 18,6 миллиона тонн угля, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако некоторые объемы угля перераспределяются на другие экспортные направления и на внутренний рынок. В Хакасии в этом же периоде увеличили погрузку на 8,1%, до 4 миллионов тонн, при этом экспортные поставки на восток снизились на 0,4 миллиона тонн, компенсировавшись ростом поставок на запад на 28,1%.

Минэнерго предложило ряд мер для поддержки угольной отрасли, включая сохранение объемов экспорта на уровне 2024 года и улучшение условий для вывоза угля. Ключевыми мерами являются мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 года, отмена 10%-ной индексации тарифа за порожний пробег вагонов и предоставление скидок на перевозки угля на запад. Стоимость поддержки экспорта угля в западном направлении, по оценкам Минэнерго, составит 34,9 миллиарда рублей.

 

Кроме того, министерство предложило финансовую помощь угольным компаниям через льготные кредиты, отсрочки по налогам и взносам, а также компенсацию процентов по инвесткредитам. Общий объем поддержки на 2025 год может составить 178 миллиардов рублей.

Без государственной помощи, по прогнозам Минэнерго, добыча угля в России в 2025 году может снизиться на 9% по сравнению с 2024 годом, до 399,6 миллиона тонн, а экспорт упадет на 15%, до 166,5 миллиона тонн. Экспорт угля из России в 2024 году сократился на 8%, составив 195,9 миллиона тонн.

Минэнерго продолжает доработку антикризисной программы, и одной из ключевых задач является улучшение логистики и снижение затрат на транспортировку угля. Программа уже поступила на рассмотрение в Минфин.

Аналитики отмечают, что, несмотря на предлагаемые меры, улучшения ситуации на угольном рынке в ближайшее время маловероятны. Фьючерсные цены на австралийский уголь, который является эталоном для азиатского рынка, в марте снизились до минимальных значений за последние четыре года. Без поддержки со стороны государства добыча угля в 2025 году может уменьшиться на 4-6,5%, но также есть мнение, что сокращение составит около 2%. Положительные факторы, такие как рост добычи на отдельных месторождениях и ввод в эксплуатацию новой железнодорожной линии, могут несколько смягчить падение объемов.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор сельского хозяйства ДФО — зима 2025

На Дальнем Востоке в большинстве регионов отмечается спад сельскохозяйственного производства. В то же время в отдельных субъектах в текущем году наблюдается рост объемов сбора урожая зерновых и зернобобовых, в том числе за счет расширения посевных площадей, а также увеличение объемов выпуска продукции в сфере животноводства и рост экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Перспективы построения карьеры в промышленном секторе Хабаровского края

Несмотря на эпоху цифровизации, именно промышленность сегодня открывает тысячи перспективных вакансий. О ключевых возможностях трудоустройства рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор горнодобычи ДФО — зима 2025

В ряде дальневосточных регионов наблюдается рост золотодобычи. В перспективе на увеличение показателей производства драгметалла могут повлиять новые проекты и развитие действующих предприятий. В отрасли правительством готовится к введению ряд ограничений, которые, в первую очередь, коснутся добычи на россыпях. Дополнительное внимание предполагается уделять разработке месторождений редких и редкоземельных металлов, которые требуют существенных затрат, в том числе на инфраструктуру.

Читать полностью
Поделиться
Судостроение расправит паруса

На Дальнем Востоке сегодня сосредоточено 12% судоремонтных мощностей страны, и на макрорегион, по сведениям Минпромторга России, приходится порядка 8% от общего объема отраслевого производства. В условиях острой потребности страны в новом флоте различного назначения и класса у ДФО есть возможность увеличить если не долю, то физический объем исполняемых заказов. Однако успех в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будет задействован потенциал судостроительных предприятий, сегодня имеющих разную загрузку, и поставлена на экономические рельсы межрегиональная кооперация.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор рыбной промышленности ДФО — осень 2025

Итоги вылова лососевых рыб на Дальнем Востоке в текущем году превышают прошлогодние показатели и прогнозные значения, но все же являются меньшими по сравнению с предшествующими рекордными по объемам добычи годами. Представителей отрасли беспокоит ряд проблем, для решения которых рыбопромышленники рассчитывают на поддержку государства. На этом фоне происходят крупные судебные разбирательства и смена собственников важных предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточную энергетику подводят к новой генерации

В этом году новые исторические максимумы потребления электрической мощности достигнуты в энергосистемах Амурской области, Приморья, Забайкалья, Бурятии, Хабаровского края. Экономическое развитие региона сопровождается ростом спроса на электроэнергию, который к 2031 году может возрасти на 30%. При этом энергетикам предстоит вывести часть старых энергомощностей из эксплуатации. С учетом тренда стоит задача построить нужное количество генерирующих объектов, для чего важно мотивировать инвесторов, усматривающих сегодня немало рисков при создании новой генерации.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор сельского хозяйства ДФО — осень 2025

Основные агропромышленные регионы Дальнего Востока по итогам текущего года рассчитывают нарастить урожаи сельскохозяйственных культур, в том числе благодаря увеличившимся площадям посевов. Планируется расширять предприятия в сфере животноводства и овощеводства, повышая уровень самообеспеченности дальневосточных субъектов собственной продукцией.

Читать полностью
Поделиться
Со своей целлюлозой

В ходе парламентских слушаний об актуализации стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года от правительства Хабаровского края поступило предложение о создании на Дальнем Востоке целлюлозно-бумажного комбината. По мысли региона, сегодня это может рассматриваться как антикризисная мера с учетом накопившихся производственно-экономических проблем в отрасли. Однако идея не нашла отклика у федеральных органов власти, а сами представители целлюлозно-бумажной промышленности указывают на то, что сегодня им приходится работать в убыток.

Читать полностью
Больше материалов