Холодильные мощности рыбных портов Приморья готовы к приему рыбопродукции, их загрузка составляет 30%. В настоящее время на хранении находятся 34,2 тыс. тонн.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Росрыболовства, рыба с Дальнего Востока поступает в регионы России без задержки на хранение. Несмотря на перерыв между минтаевой и лососевой путинами, суда продолжают подходить с новым уловом. К началу мая на подходе находилось 33 судна с 16 тыс. тонн рыбопродукции.
На Дальнем Востоке с начала года подешевела продукция из основных объектов промысла в оптовом сегменте. Треска стала дешевле на 4,3 % (до 220 рублей за килограмм), минтай — на 19,6 % (до 90 рублей за кг), сельдь — на 5,6 % (до 84 рублей за кг), а камбала — на 12,7 % (до 89 рублей за кг).
В центральных регионах цена на минтай упала на 13,4 % (до 116 рублей), а на мойву — на 21,5% (до 73 рублей).
В рыбопромышленных регионах Дальневосточного ФО фиксируется рост добычи водных биоресурсов. По итогам лососевой путины 2023 г. объем вылова к концу октября на Дальнем Востоке составил 608 тыс. тонн, что в 2,2 раза превысило показатель прошлого года и на 13% больше, чем в нечетном 2021 г. В том числе Камчатский край обеспечил 491 тыс. тонн лососевых (около 84% дальневосточного вылова), в Сахалинской области вылов превысил 69 тыс. тонн, в Хабаровском крае было добыто свыше 28 тыс. тонн лососевых (рекордный показатель за последние 20 лет), в Магаданской области – около 15 тыс. тонн, в Приморском крае – более 1,7 тыс. тонн.
Следует также отметить, что дальневосточные филиалы ФГБУ «Главрыбвод» в январе-сентябре на 13% перевыполнили план по выпуску лососевых – за отчетный период для воспроизведения в водоемы было выпущено свыше 201,7 млн экземпляров лососевых видов рыб (план – 177,97 млн). Больше всего лососевых выпущено в Сахалинской области – свыше 110 млн штук. Сотрудники Амурского филиала выпустили более 46,4 млн мальков (на 23% больше плана). Приморский филиал завершил выпуски лососевых в объеме 8 млн экземпляров. Сотрудники Охотского филиала (Магаданская область) перевыполнили план на 27%, направив в водные объекты более 12,6 млн мальков лососевых. Значительный объем в общем выпуске составляет кета и горбуша.
В дальневосточных регионах растет объем вылова пелагических видов рыб. По данным на начало ноября, вылов сардины иваси превысил показатель аналогичного периода 2022 г. на 92%, составив 354 тыс. тонн. При этом в связи с активным промыслом в Южно-Курильской зоне был скорректирован рекомендованный объем иваси – на 400 тыс. тонн (до 884 тыс. тонн). Вылов скумбрии в Дальневосточном бассейне составил 8,7 тыс. тонн.
В текущем году о росте экспорта рыбной продукции отчитались Хабаровский край, Еврейская АО и Магаданская область. В январе-октябре данные регионы направили на экспорт 6,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в КНР было направлено 3,5 тыс. тонн, в Республику Корея – 1,7 тыс. тонн, в Японию – 1,4 тыс. тонн. За январь-август экспорт рыбы и рыбопродукции Камчатского края и Чукотского АО вырос на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г., на экспорт было оформлено 2 104 партии рыбы и морепродуктов общим весом 84 270,1 тонн.
Стартовал второй этап распределения инвестиционных квот. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в октябре продало права на добычу краба на 214,27 млрд рублей на аукционах, прошедших в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот (16-18 октября). На участие в аукционах было подано 160 заявок, реализовано 27 лотов, победителями стали 13 компаний. Ни одна из компаний после получения новых квот не превысила установленный антимонопольным законодательством порог доминирования в 35%. Доля квоты закрепляется за компаниями на 15 лет. В зависимости от лота победители должны построить в РФ краболовные суда длиной более 50 м или логистические комплексы.
Самым крупным добытчиком краба на Дальнем Востоке остается ГК «Русский краб» (в аукционах участвовала дочерняя компания «Владкраб»), ей с учетом новых квот будет принадлежать 24,1% (18,3 тыс. тонн) от общей квоты на добычу краба в Дальневосточном бассейне. Прежде доля группы в общем объеме крабовых квот составляла 15,6% (11,8 тыс. тонн). Компания приобрела семь лотов стоимостью 57,1 млрд рублей. Годовой объем добычи крабов по данным лотам может превысить 6,3 тыс. тонн.
ООО «Островной краб» (подконтрольно УК «ДВ Рыбак» (Владивосток), в числе акционеров – А.Байгужин, А.Галкин, О.Симчук, ООО «Сбербанк инвестиции») приобрело четыре лота стоимостью 33,55 млрд рублей с объемом добычи в 3,66 тыс. тонн крабов в год. Также в число победителей аукционов вошли ООО «Восток» (принадлежит Н.Кожемяко, сыну губернатора Приморского края О.Кожемяко), структуры ГК «Антей» И.Михнова, ООО «Север» (Хабаровский край, подконтрольно М.Петрушину – владельцу «Сигма Марин Технолоджи»), «Феникс» (Камчатский край, подконтролен владельцам «Океанрыбфлота» В.Пономарёву и И.Евтушку), «Тихрыбком» М.Котова (Магадан), «Амуррыбпром» (подконтролен хабаровскому предпринимателю А.Ро).
С учетом новоприобретенных квот лидерами крабового рынка, помимо ГК «Русский краб», являются «Сигма Марин Технолоджи» (11,8%, 8,9 тыс. тонн) и «Антей» (10,8%, 8,2 тыс. тонн). Итоговая цена продажи квот в рамках второго этапа крабовых аукционов превысила доходы от аукционов первого этапа распределения инвестиционных квот в полтора раза – в 2019 г. объем поступлений в бюджет от реализации квот составил свыше 142 млрд рублей.
Тем временем Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк предлагают Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов, в связи с тем, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, пока остаются на стадии реализации и могут не завершиться в отведенный 8-летний срок (максимальные временные рамки) в связи с необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования и дефицитом финансовых средств для достройки. Сбербанк и ВАРПЭ выступают за разработку механизма увеличения срока пользования инвестиционными квотами для инвесторов, готовых к значительному пересмотру условий судостроительных контрактов в части стоимости.
Стоит отметить, что Минпромторг доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В него вошли более 360 наименований продукции (оборудование разной степени сложности, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции). Это позволяет доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, где установлены баллы локализации для различного оборудования, в том числе необходимые для участия в госзакупках или получения субсидий) в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники.
Важным требованием к судам является их соответствие уровню локализации строительства, но прежде оно распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются со сложностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Доработка постановления №719 также предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В частности, в действующей версии до 30 июня 2023 г. требовалось не менее 2300 баллов локализации, с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов.
Проект изменений в постановление предполагает возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Сходное смещение предусмотрено и для рефрижераторных судов – требование к достижению 3200 и 3750 баллов предлагается сдвинуть с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно на два года, сохранив действующий норматив в 2500 баллов. Данные изменения направлены на избежание риска расторжения договоров на инвестквоты в связи с неисполнением требования по локализации.
Рыбопромышленники обеспокоены ростом экспортных пошлин. ВАРПЭ в октябре попросила Минсельхоз инициировать изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин. Изменения предлагается внести в постановление правительства № 1637 от 5 октября, которым был скорректирован подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. На вывоз судового топлива из РФ должен применяться повышающий коэффициент – 50 тыс. рублей за тонну.
Рыбопромышленники опасаются, что введение пошлины приведет к удорожанию промысла и увеличению себестоимости производства российской рыбной продукции. Причина заключается в том, что при ведении промысла в удаленных от морских портов районах (в Охотском, Беринговом, Баренцевом морях и др.) суда обычно не возвращаются в порт до окончания рейса, который может длиться до полугода. Так происходит в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, когда добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Судовые запасы доставляются в районы промысла, и в море же производится заправка судов топливом. Воды исключительной экономической зоны РФ не относятся к таможенной территории страны. Прежде вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, а постановление распространило на данную категорию действие экспортной пошлины.
В связи с этим в ВАРПЭ ожидают повышения стоимости бункеровки российскими танкерами на 50 тыс. рублей за тонну. При этом на долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции. Сильнее всего увеличение затрат угрожает промыслу социально значимых и доступных видов рыбы (минтай, сельдь, сардина иваси, путассу, мойва). С позицией ВАРПЭ согласны в Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак), где полагают, что рост стоимости топлива отразится на финансовом состоянии предприятий.
До введения пошлины стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла 565-600 долларов США за тонну. Бункеровку рыбопромысловых судов на Дальнем Востоке также осуществляют южнокорейские, японские и китайские компании. Ранее цена на такую бункеровку была более высокой – 622-685 долларов за тонну. После введения пошлины с 5 октября цена на российское судовое топливо выросла не менее чем на 515 долларов, и российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, японской и китайской.
Кроме того, вступление в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL) предполагает запрет на использование судового топлива, массовая доля серы в котором превышает 0,5%. В случае отсутствия решения о продлении отсрочки данного требования, с 1 января 2024 г. рыболовные судна на Дальнем Востоке должны будут переходить на низкосернистое топливо, стоимость которого выше на 15-20%.
Между тем в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев, нередко лоббирует интересы «Русской рыбопромышленной компании») не разделяют опасений по поводу негативных последствий от введения пошлины. В Ассоциации указывают, что большинство судов бункеруются в режиме открытой границы[1]. На этом фоне в Росрыболовстве признают наличие рисков дополнительной финансовой нагрузки на промысловые компании из-за пошлины, предлагая более детально изучить возможности нивелировать возможное негативное влияние.
Что касается развития инфраструктуры для рыбной торговли, то в Приморском крае приморская рыбодобывающая компания «Тройка»[2] запустила цифровую платформу для оптовой продажи рыбы Fishplace. На платформе зарегистрировались 150 предприятий – рыбные компании и холодильные склады Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области. Платформа позволяет работать со складами, вести учет продукции и размещать рыбу на продажу.
Резидент СПВ, компания «Дельта-сервис» (принадлежит совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку), в приморском Артёме построила склад-холодильник для хранения пищевой продукции мощностью 95 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей. Тем временем в камчатском поселке Авача (в составе Петропавловска-Камчатского) после капитальной реконструкции в конце октября были введены в эксплуатацию два причала на побережье бухты Моховая (ФГУП «Нацрыбресурс») в рамках развития портовой рыбохозяйственной инфраструктуры в порту Петропавловск-Камчатский. Объем капитальных вложений составил около 1 млрд рублей. Глубина причалов позволяет принимать все типы рыбопромысловых судов. В целом перевалка рыбной продукции в порту Петропавловск-Камчатский по итогам трех кварталов текущего года выросла на 3,5% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года, составив порядка 91 тыс. тонн.
Наконец, сахалинская ТОР «Южная» в октябре была расширена в целях реализации в Корсакове проекта строительства рыбоперерабатывающего комплекса крупной сахалинской компании «Гидрострой» мощностью до 500 тонн в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тыс. тонн продукции. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2024 г. Объем инвестиций оценивается в более чем 5,4 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Постановлением правительства России от 5 сентября 2007 г. № 560 утвержден порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами выдается пограничным органом в порту, где зарегистрировано судно. Для его получения владельцу судна необходимо представить в пограничный орган письменное заявление о выдаче разрешения с приложением пакета необходимых документов.
[2] Учредители – П.Маркин, Ю.Беликова, В.Каханова.
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.
Январь и февраль — особенные месяцы для всех жителей Сахалинской области, которые имеют хоть какое-то отношение к рыбалке. Именно на этот период в островном регионе приходится наважья путина. За бюджетной рыбой охотятся не только рыбопромышленники, но и любители, которые каждый день выезжают на замерзшие водоемы, чтобы пробурить заветную лунку и выудить хотя бы десяток хвостов. А финалом путины и частной ловли становится ежегодный фестиваль «Сахалинский лед», где уже команды островитян соревнуются в объемах и размерах улова. Редакция EastRussia узнала о том, как на Сахалине обстоят дела с добычей наваги в начале 2023 года.
Навага в Сахалинской области столь же любима и обожаема, как и корюшка. Традиционную для островной зимы рыбу жарят, тушат, сушат и коптят, маринуют по-корейски со специями и варят. Для любителей зимней ловли сам процесс добычи хвостов куда важнее, чем результат на обеденном столе. Сахалинцы, которые еще недавно выходили на лед ради «зубаря» (корюшки зубатки - наиболее крупного представителя корюшковых, отдельные особи могут достигать длины 40-36 см, массы 500-430 г – прим.ред.), теперь каждое утро бурят лунки на замерзшем припае, чтобы удить навагу. Именно для таких поклонников зимней рыбалки в островном регионе уже несколько лет кряду проходит фестиваль «Сахалинский лед», ставший туристическим брендом региона. На льду реки Найба в Долинском районе собираются сотни рыбаков, которые соревнуются в командах и сольно, добывая как можно больше наваги. Так выглядит «Рыбацкий биатлон» — истинно сахалинская спортивная дисциплина, где от удачного расположения лунки, правильной наживки и скорости зависит победа.
«Невероятный драйв и веселье — вот то, за чем стоит приезжать на этот фестиваль. Нигде я не встречал такой атмосферы, такого азарта в погоне за навагой, как тут, на Сахалине. Уже три года сюда приезжаю, чтобы бурить эти лунки, удить рыбу, поддерживать друзей, которые рядом со мной так же рыбачат. Участвую не ради приза, а ради этих эмоций», — поделился с EastRussia житель Владивостока Александр И.
«Сахалинский лед» — это традиция, которая дает участникам возможность сплотиться в любимом хобби, которое объединяет и нас, и наших ближайших соседей, и людей по всей стране. Я, конечно, говорю о рыбалке. Организаторам всегда радостно знакомиться с новыми командами, которые приезжают из других уголков нашей большой страны. Но не менее радостно видеть и постоянных участников нашего веселья на Найбе. Не так важно, опытный вы рыбак или же впервые берете в руки бур и удочку. Главная цель фестиваля — подарить людям радость, удовольствие и веселье. И я надеюсь, что решить эту задачу нам вновь удалось», — рассказала организатор фестиваля «Сахалинский лед» Любовь Стримжа.
Непременной частью фестиваля «Сахалинский лед» всегда становится конкурс на самую яркую команду.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Общий наградной фонд в этом году составил полмиллиона рублей, а главным трофеем стал снегоболотоход — его по итогам индивидуальной рыбалки получил житель Южно-Сахалинска Михаил Хан. Его команда «Удача» в этот раз получила медаль за первую пойманную рыбу, а сам островитянин уже становился победителем фестиваля в 2013 году.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
На фоне триумфов любительского лова рыбопромышленникам региона тоже есть чем похвастать — ежегодная наважья путина показывает хорошие результаты. Залив Терпения в северо-западной части острова Сахалин — основная зона добычи этой рыбы. Предприятия, которые участвуют в путине, сгружают выловленные дары моря в порту Поронайска. Там происходит перевалка хвостов с сейнеров на открытые ледовые площадки. В январе и феврале в этой части островного региона довольно морозно — до -30 градусов, поэтому навага замораживается естественным способом за считанные мгновения. А для того, чтобы тушки промерзли равномерно, сгруженный улов перемешивают особыми граблями — из-за этого сахалинцы называют зимнюю навагу «ворошенкой».
Ворошенка - навага замороженная естественным путем
фото: Анастасия Красова / Sakh.online
После заморозки рыбу пакуют в мешки и развозят в районы, где она поступает в розничные магазины — от Охи до Южно-Сахалинска. Свежемороженая навага продается по социальной цене от 55 до 70 рублей за килограмм. Низкую стоимость удается сохранять благодаря региональному проекту «Доступная рыба». Помимо продажи, навагу отправляют и на акции бесплатной раздачи — ее безвозмездно привозят пожилым людям в том числе ветеранам, и малообеспеченным семьям.
«Благодаря поддержке правительства Сахалинской области рыбодобывающие предприятия могут отгружать рыбу по максимально доступным ценам, с минимальной надбавкой, для поставки населению. Проект “доступная рыба“ работает круглый год — в зависимости от сезона, граждане могут приобрести навагу и корюшку, мойву, селедку, лососевых, треску, камбалу. Наша задача — обеспечить людей дешевой свежей рыбой», — отметил министр по рыболовству Сахалинской области Иван Радченко.
В 2023 году наважья путина на северо-западе Сахалинской области продлилась с 9 января по 7 февраля, чуть меньше календарного месяца. За это время местные рыбколхозы сумели добыть в заливе Терпения почти 4,4 тысячи тонн наваги — 98% от намеченного плана. Но ловля наваги не заканчивается: основное направление работы местных промышленников сместилось южнее. В 2023 году, по данным ученых, на Сахалине и Курилах прогнозный вылов этого вида рыбы должен составить около 16,9 тысячи тонн.
В рыбопромышленной отрасли не прекращаются дискуссии вокруг реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Второй этап предполагает изъятие в 2023 г. у действующих рыбопромышленных предприятий и дальнейшее перераспределение через аукцион оставшихся 50% квот на добычу краба, 24% квот на рыбу (минтай, палтус, сельдь), 100% квот на добычу морских гребешков, трубачей, морских ежей, трепангов и последующую реализацию данных квот через аукционы. Старые квоты были закреплены за предприятиями до 2033 г. Они предоставляют право на добычу более чем 62 тыс. тонн водных биоресурсов ежегодно.
В целях компенсации потерь инвесторам первого этапа инвестиционных квот предполагается дополнительно наделить их 4% общих допустимых уловов (ОДУ) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
Законопроект, вызывающий разногласия в отрасли, был подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Ю.Трутнева и В.Абрамченко и внесен в Госдуму правительством в конце июля текущего года. В случае принятия он должен вступить в силу с 1 января 2023 г.
В июле Сахалинская областная дума направила обращение председателю Совета Федерации В.Матвиенко с просьбой поддержать предложение о доработке законопроекта по реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Депутаты указали на опасения представителей рыбопромышленной отрасли Сахалинской области в том, что реализация второго этапа программы приведет к сокращению количества рыбоперерабатывающих предприятий в регионе (в том числе градообразующих), сокращению количества рабочих мест и налоговых поступлений в областной бюджет.
В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО, руководитель – М.Козлов) наибольшую проблему видят в изъятии 100% квот на добычу гребешка и трубача, которые составляют основу промысла на Курильских островах. В АРСО настаивают на доработке законопроекта.
Координационный совет общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока ранее также обратился в администрацию президента РФ с предложением учесть позицию дальневосточных рыбопромышленных предприятий при рассмотрении законопроекта. В Совете предложили отложить проведение крабовых аукционов до 2035 г., исключить из инвестквот добычу моллюсков. Также отраслевые организации ДФО настаивали на рассмотрении законопроекта только после проведения Счетной палатой РФ анализа результатов реализации первого этапа программы.
В июле с открытым письмом к президенту В.Путину обращалась Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП), прося не принимать законопроект о реализации второго этапа программы инвестквот без проведения оценки результатов первого этапа. В АРПП отмечали, что решение должно быть основано на долгосрочном научном прогнозировании состояния запасов водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Также в ассоциации настаивают на безусловном исполнении государством обязательств по ранее заключенным на пятнадцатилетний период договорам о закреплении за пользователями долей квот.
Обращение в администрацию президента также направляла «Опора России» - с просьбой провести детальный анализ влияния запланированного второго этапа программы на малые и средние предприятия. Глава организации А.Калинин указывал на то, что действующие пользователи квот лишатся права на ежегодный вылов 25,8 тыс. тонн моллюсков и 58,8 тыс. тонн крабов, а в целом ресурса могут лишиться 116 предприятий, из которых 74 относятся к малому и среднему бизнесу (в том числе 17 – к градообразующим предприятиям).
Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) общие затраты бизнеса в рамках второго этапа программы оценили в 471 млрд рублей. В ВАРПЭ продолжали высказываться о необходимости отложить второй этап в текущих условиях, отмечая, что законопроект был разработан без учета влияния на отрасль санкций. Несоответствие законопроекта текущим экономическим реалиям также отмечали в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
В августе ВАРПЭ и губернатор Магаданской области С.Носов направили председателю Госдумы В.Володину письма с просьбами отложить принятие законопроекта и провести по нему широкую отраслевую дискуссию с участием представителей всех прибрежных регионов Дальнего Востока.
С.Носов подчеркнул, что магаданские власти неоднократно направляли в федеральное правительство отрицательные отзывы на законопроект. Он отметил, что очередное перераспределение части водных биоресурсов приведет к снижению сырьевой обеспеченности большинства хозяйствующих субъектов Колымы, в то время как для участия в новых аукционах и инвестпроектах у магаданских компаний зачастую отсутствуют свободные финансовые ресурсы из-за значительной закредитованности.
Власти Магаданской области заявляли о фактическом ограничении конкуренции из-за нового этапа программы, поскольку сырьевые ресурсы будут перераспределены в пользу крупных игроков. По расчетам областного правительства, на втором этапе программы уменьшение исторической части квот минтая, сельди, крабов и трубачей, закрепленных за магаданскими предприятиями, составит свыше 26% от действующих в настоящее время, в пересчете на рыночную стоимость продукции потери оцениваются в более чем 7 млрд рублей. Также из-за недозагруженности производственных мощностей на 300 единиц сократится количество рабочих мест.
Кроме того, высказывались опасения по поводу затруднений при реализации магаданскими предприятиями инвестиционных проектов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот. К В.Володину с просьбой об организации отраслевой дискуссии по законопроекту также обратились губернатор Хабаровского края М.Дегтярев, губернатор Камчатского края В.Солодов и губернатор Сахалинской области В.Лимаренко.
В то же время с таким мнением солидарны не все участники рынка. За скорейшую реализацию второго этапа программы выступают в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев). В ассоциации полагают, что отказ от реализации программы лишит отрасль стимула к развитию перерабатывающих мощностей и обновлению флота, а тем самым будет дано преимущество основному конкуренту РФ в промысле минтая – США (в США перерабатывается порядка 85% собственного улова в продукцию с высокой добавленной стоимостью). Законопроект также поддерживают в Росрыболовстве, где оценивают в 300 млрд рублей объем инвестиций в строительство порядка 30 рыбопромысловых судов, 35 краболовов и 10 перерабатывающих заводов.
В связи с запретом в 2022 г. на промысел камчатского краба в США (Аляска) квоты на его добычу распределяются только в РФ (27,5 тыс. тонн, или 94% мирового объема) и Норвегии (1,8 тыс. тонн). В условиях ограниченности ресурса компании готовы платить более высокую цену за квоты, учитывая также перспективу увеличения ресурса за счет миграции или роста популяции. Так, в августе ООО «Восход» Н.Кожемяко приобрело на аукционе квоту на ежегодный (до 2037 г.) вылов в Западно-Сахалинской подзоне 150 тонн краба за 1,65 млрд рублей (стартовая цена – 78,22 млн рублей, конечная цена лота превысила начальную в 21 раз).
В ВАРПЭ в целях повышения налоговой отдачи добычи краба предложили повысить ставки сборов за пользование водными биоресурсами в отношении крабов. В случае внесения таких изменений в Налоговый кодекс, суммарная годовая ставка сборов на крабов составит 13,5 млрд рублей в год. Таким образом, всего за оставшийся срок действия квотных договоров (до 2033 г.) в консолидированный бюджет РФ будет перечислено не менее 202 млрд рублей[1]. Кроме того, в ВАРПЭ предлагают возможность введения «инвестиционного налога» - законодательно закрепленного обязательства компаний, добывающих более 1 тыс. тонн краба, за период до 2033 г. построить новые суда на российских верфях (из расчета одно судно на каждую тысячу тонн краба).
Тем временем добытчики краба видят новые риски для экспорта живого камчатского краба. Сезон активной добычи данного ресурса начался в сентябре, основной экспорт осуществляется в КНР, через таможенный пункт «Краскино» в Приморском крае. При этом пропускная способность данного пункта ограничена – действуют четыре линии контроля, но инфраструктура изношена, и в связи с постоянными ремонтами стабильно работает только одна линия. В связи с этим в июле текущего года очередь на пункте пропуска достигала 110 автомобилей (примерно пять дней ожидания), с началом активного экспорта она может увеличиться до 150 грузовых автомобилей.
Дополнительную нагрузку создадут отгрузки через данный пункт продукции краболовов из Северного бассейна, столкнувшихся с проблемой сбыта после запрета поставок морепродуктов в США и страны ЕС в рамках санкций. В ФТС заявляют, что в настоящее время через пункт пропуска «Краскино» в среднем оформляется свыше 80 грузовых транспортных средств в оба направления.
Живой краб главным образом пользуется спросом в КНР. «Краскино» является для данной продукции приоритетным пунктом пропуска, поскольку он расположен вблизи приморских портов, после поставки через которые на китайской стороне продукция может в максимально короткие сроки быть доставлена в приемные пункты со свежей морской водой.
Каждый день простоя влечет снижение товарной ценности продукта, оно может достигать 50% (в зависимости от вида крабов и температурных условий). В 2021 г. через «Краскино» было перевезено 13,6 тыс. тонн живого краба (общий экспорт живых и мороженых крабов из РФ за год оценивался в 75 тыс. тонн). После закрытия рынков США и ЕС сопоставимыми по объемам потребления и платежеспособности покупателями краба остаются Китай, Япония и Республика Корея. На рынке к тому же может возникнуть конкуренция из-за планов по поставке крабов из Северного бассейна.
При этом экспорт живого краба морским путем стал почти невозможным после введения Китаем ограничений, связанных с COVID-19. Кроме того, для осуществления таких поставок необходимо отвлекать суда от промысла на срок до 10-12 дней. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (президент – Г.Мартынов) полагают, что складывающаяся ситуация ведет к снижению прибыли участников рынка.
Президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков предполагает, что решению проблемы может способствовать строительство нового пограничного перехода, рассчитанного на потенциальный рост грузопотока. Ранее крупные краболовные компании выражали готовность взять на себя строительство дополнительной инфраструктуры в рамках перехода и построить отдельную полосу для скоропортящейся продукции с применением механизма государственно-частного партнерства. Однако идея не встретила поддержки правительства.
Неудачная путина
В Камчатском крае 20 сентября завершилась лососевая путина. В текущем году было выловлено порядка 133 тыс. тонн лососей, что составляет только 67% от первоначального прогноза. Путина в регионе оказалась самой неудачной за последние десять лет. Высокие показатели вылова были зафиксированы только на восточном побережье полуострова - в Камчатском заливе и реке Камчатке, где подходы нерки превысили ожидаемые в два раза. Общий вылов лососей на этих участках превысил 61 тыс. тонн. На западе Камчатки улов составил 67,5 тыс. тонн, что на 86 тыс. тонн ниже показателей предыдущего (четного) года. При этом по объемам вылова тихоокеанских лососей Камчатка традиционно является лидером среди регионов.
Следует отметить, что в июле президентом был подписан законопроект об ограничении вывоза авиатранспортом немаркированной лососевой икры из Камчатского края, что предпринято с целью сокращения незаконного оборота водных биоресурсов и браконьерской деятельности на реках полуострова. Норма начнет действовать с 1 ноября текущего года и предусматривает запрет на перемещение гражданами с территории края более 10 кг икры непромышленного изготовления (без заводской упаковки, содержащей маркировку и данные об изготовителе, импортере) в личном багаже и в ручной клади. До конца текущего года также может быть введена цифровая маркировка[2] лососевой икры и осетровых рыб.
Более удачными оказались результаты путины на Сахалине. В регионе уловы лосося выросли на 70% по отношению к 2020 г. Было выловлено около 73 тыс. тонн красной рыбы. По состоянию на 13 сентября текущего года вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 247 тыс. тонн. Положительная динамика добычи зафиксирована в Магаданской области, где добыто 4,42 тыс. тонн (рост на 90% к уровню аналогичного периода 2020 г.). Рост на 8% зафиксирован в Хабаровском крае – до 32 тыс. тонн, и в Чукотском АО (на 80%, до 3,4 тыс. тонн). 703 тонны лососевых добыто в Приморском крае.
Между тем предполагается создание новых рыбоперерабатывающих производств и модернизация предприятий. Летом текущего года АФК «Система» приобрела 75% долей в капитале ООО «Кристалл Фиш» и 10% долей в ООО «Хангар», специализирующихся на добыче и переработке красной рыбы (покупателем выступила структура АФК «Система» - ООО УК «Камчатка проект»[3]). В компании намерены сформировать в Камчатском крае крупный рыбопромышленный холдинг.
Обе компании расположены на западном побережье Камчатки, вблизи активов ООО «Заря», приобретенного «Системой» в 2021 г. Рыбопромышленной холдинг «Восход» с собственной добычей, переработкой, хранением и трейдингом должен быть создан на базе трех данных предприятий. Общий объем вылова оценивается в 27-35 тыс. тонн в год. В настоящее время в пользовании у компании «Кристалл Фиш» находятся четыре рыболовных участка, а также ей принадлежат четыре промысловых судна. Компании «Хангар» принадлежат четыре рыболовных участка, пять судов, новый перерабатывающий завод мощностью 180 тонн в сутки (запуск намечен на текущий год). Следует отметить, что «Система» рассчитывает нарастить долю в «Хангаре» выше контрольной.
В компании «Заря» «Системе» принадлежит 90% (были приобретены за 6,2 млрд рублей). «Заря» специализируется на вылове красной рыбы – объем вылова составляет свыше 20 тыс. тонн в год. При этом на рынке лососевых «Заря» занимает порядка 10% на Камчатке и 5% - в РФ. В 2021 г. выручка компании составила 4,43 млрд рублей, а чистая прибыль – 1,92 млрд рублей. В ООО «Хангар» в прошлом году выручка составила 348,45 млн рублей, чистая прибыль – 60,05 млн рублей. Наконец, компания «Кристалл Фиш» получила выручку за 2021 г. в 591,79 млн рублей, чистая прибыль составила 341,28 млн рублей.
Новый рыбоперерабатывающий завод «Командор» был открыт в поселке Октябрьский Камчатского края. Объем инвестиций в создание производства составил 1,9 млрд рублей. Завод является дочерним предприятием «Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина» и был построен в рамках программы инвестиционных квот. Мощность нового предприятия составляет 223 тонны продукции из минтая, 40 тонн рыбной муки и 30 тонн рыбьего жира.
Кроме того, компания «Корякморепродукт» в рамках ТОР «Камчатка» намерена модернизировать существующий рыбоперерабатывающий завод вблизи устья реки Хайлюля в районе села Ивашки (Карагинский район). Объем инвестиций в проект составляет порядка 190 млн рублей. Мощности предприятия должны быть увеличены на 120 тонн в сутки, благодаря новому оборудованию будет производиться глубокая переработка нерки, кеты и горбуши. Проект планируется реализовать к 1 июля 2023 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По действующим ставкам сборы составляют только 458,6 млн рублей в год или 6,9 млрд рублей за 15 лет.
[2] Национальная система цифровой маркировки была введена в РФ с 2019 г. Она распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты.
[3] Сумма сделки не раскрывается (доли были приобретены у физических лиц).
Приморские пчеловоды до сих пор оправляются от последствий прошлогодних проблем — массового заболевания и падежа пчел. При этом с оптимизмом смотрят в будущее — рассчитывают на хороший медосбор от липы. Об ожиданиях от нового сезона, проблемных вопросах отрасли и способах их решения рассуждает председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.
Уже с конца прошлого года Союз пчеловодов Приморского края вместе с нашей наукой начал работу по выяснению причин произошедшего. Вместе с Приморским аграрным университетом и НИИ Роспотребнадзора им. Сомова провели и проводим исследования на выявление вирусных заболеваний. Мне пришлось слетать в Москву, включиться в работу ветеринарной секции РАН. Организовали учёбу для наших ветеринарных специалистов с помощью лучших российских учёных.
Ситуацию взял на контроль заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко и министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц. Учитывая, что пчеловодство является одной из важных отраслей в регионе, губернатором Олегом Кожемяко было принято решение о создании АНО "Агентство по развитию пчеловодства Приморского края". На данный момент проходит его регистрация в органах юстиции. Эта организация и будет работать над тем, чтобы устранить причины произошедшего коллапса.
В этом году прогнозируется неплохой медосбор с липы, при условии что погода "не подкачает". Но главная задача – это восстановление поголовья пчёл. Некоторые пчеловоды, потерявшие полностью пасеки, решили оставить это занятие. Увы, но у нас до сих пор нет ни одного племенного хозяйства по Дальневосточной породе пчелы, и приходится искать различные варианты восстановления пасек. Но, наши депутаты сейчас разрабатывают меры поддержки для пчеловодов, которые смогут помочь пережить этот период.
Мы категорически против завоза в регион пчёл других пород, тем более, что выжившие пчёлы – это наиболее сильный материал в плане иммунитета и жизнестойкости. Скажу также, что такие кризисные ситуации случаются в пчеловодстве с определённой цикличностью — примерно раз в 25-30 лет.
Между тем, к сожалению, не спадает накал напряжения и в вопросе сохранения главного нашего медоноса – липы. Погода устоялась, пчеловоды выезжают "на разведку" в тайгу и видят печальную картину: пеньки на месте лип, которые росли и были кормовой базой для их пчёл на протяжении нескольких лет. Уже поступает информация из нескольких районов, будем работать с ней. Единственное правильное решение, по мнению жителей таёжных поселков, пчеловодов, учёных – ограничение заготовки древесины липы, по примеру нашего кедра (сосны Корейской).
Прогнозируем, что цены на мёд в новом сезоне останутся на уровне прошлого года. Всё зависит от липового медосбора. Надеемся ,что он будет неплохим. Два года подряд без липового нектара – мы такое не заслужили.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!