Поделиться
Новых мер по выравниванию тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока не будет
Поделиться

Рефрижераторный поезд. фото: РЖД

Правительство России не планирует вводить дополнительные меры по выравниванию тарифов на железнодорожную перевозку рыбной продукции со станций Дальнего Востока.

Как пишет «Коммерсант», соответствующее письмо направил президенту Владимиру Путину вице-премьер Виталий Савельев, предложив считать указания по этому вопросу выполненными и снять их с контроля.

Савельев отметил, что уже принятые решения обеспечивают баланс тарифных условий. Так, с 1 января 2025 года на 5% не была проиндексирована стоимость перевозки грузов в термоконтейнерах, платформах-контейнерах и приравненных к ним специализированных контейнерах. Кроме того, предусмотрено субсидирование на 50% перевозки таких видов рыбы, как минтай, лосось и сардина иваси. Также ОАО «РЖД» вправе самостоятельно устанавливать скидки до 50% от тарифов.

Проблема тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока остается актуальной. По данным Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС), транспортировка в рефрижераторных контейнерах обходится в два-три раза дороже, чем в универсальных, что представители отрасли считают необоснованным. В АСОРПС отмечают, что тарифы на рефконтейнеры формируются, исходя из логистики в изотермическом подвижном составе, хотя в реальности речь идет лишь о предоставлении инфраструктуры.

При этом 76% российской рыбы добывается именно на Дальнем Востоке, что делает вопрос логистики особенно важным. В Рыбном союзе уточнили, что за 2024 год в другие регионы России было поставлено 785 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что на 10% меньше, чем годом ранее. Доля железнодорожных перевозок составила 26%, а автотранспорт обеспечил 72% объема.

По оценкам отраслевых экспертов, в январе 2025 года средняя стоимость железнодорожной перевозки рыбы в 40-футовом рефконтейнере до Санкт-Петербурга составила 27,9 тыс. рублей за тонну, до Москвы — 27 тыс. рублей, до Новосибирска — 17,7 тыс. рублей. За год эти показатели выросли на 22,5%, 22,4% и 16,5% соответственно. В РЖД подчеркивают, что тариф компании составляет не более 5% от розничной цены морепродуктов.

По расчетам Рыбного союза, в первом квартале 2025 года доставка рыбы до Москвы без субсидий обходилась в 9,3% от розничной цены на мороженую неразделанную рыбу и в 4,5% от стоимости филе. За год первое значение снизилось на 0,1 процентного пункта, второе — увеличилось на 0,4 п. п. Управляющий директор ГК «Доброфлот» Александр Ефремов объяснил, что такие колебания связаны с сезонной активностью промысла и мировой конъюнктурой. В текущем году, по его данным, доля логистики в оптовой цене горбуши составляет около 7%, а у сельди и сардины — до 25%.

Эксперты отмечают, что высокие тарифы особенно критично для недорогих видов рыбы — таких как минтай и горбуша. Даже небольшое изменение стоимости доставки влияет на розничную цену. Для повышения доступности рыбы в центральной части России необходимо расширять парк рефконтейнеров и развивать альтернативные маршруты, включая Северный морской путь.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Санитарную авиацию приземляет бюджет

Не менее половины бюджетных средств, предусмотренных для поддержки санитарной авиации страны, сегодня направляется на Дальний Восток. Между тем ситуация с оказанием медицинской помощи, когда требуется воздушный транспорт, в отдельных регионах остается сложной. В числе основных проблем – недофинансирование услуг авиаперевозки, что создает риски при оказании экстренной медицинской помощи на фоне растущих издержек авиакомпаний.

Читать полностью
Поделиться
Дальнобойщик должен знать границу

Опубликованное в начале ноября по итогам 30-й регулярной встречи глав правительств России и КНР совместное коммюнике декларирует дальнейшее развитие российско-китайских автоперевозок, упрощение их административных процедур и расширение номенклатуры перемещаемой через границу продукции. О том, что внешнеторговые направления крайне востребованы экономикой, свидетельствует динамика работы автомобильных пунктов пропуска. В то же время российская сторона опасается экспансии китайских перевозчиков. Чтобы предупредить негативные последствия, отрасль формирует предложения по защите отечественного рынка.

Читать полностью
Поделиться
Аэропорты меряются крыльями

С начала 2025 года международный пассажиропоток через дальневосточные аэропорты вырос к прошлогоднему уровню почти на треть. Основной прирост перевозок дает китайское направление. В то же время за полеты с Китаем готовы бороться аэропорты Владивостока и Хабаровска, международный терминал которого в отличие от первого пока испытывает нехватку пассажиров в данном виде сообщении.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточное такси: в правом руле нет больше смысла?

Уже в следующем году возить пассажиров таксисты в России смогут на машинах лишь определенных марок. Их 22, и большая часть из них — отечественного производства. Сделано это, как заявляется, из благих целей — повышения качества пассажирских перевозок.
Отдельной строкой в документе, который родился в недрах Минпромторга РФ, прописан Дальний Восток, где, с учетом доминирования праворульных японских машин, вводится своего рода отсрочка — до 1 марта 2030 года. Корреспондент EastRussia пообщался с участниками рынка из разных регионов ДФО, чтобы выяснить, готовы ли местные таксисты пересаживаться справа налево.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
Контейнеры вернутся? Дальний Восток с надеждой на подъем грузооборота

Несмотря на продолжающееся сокращение контейнерных перевозок, со следующего года участники транспортного рынка ожидают поступательного роста. В то же время успех в логистике будет зависеть от сопутствующих факторов. В их числе – не только макроэкономические тренды, но также аспекты тарифной политики и инфраструктурного развития.   

Читать полностью
Поделиться
Контейнерный маятник качнулся

Тема развития логистики – один из лейтмотивов Восточного экономического форума и фактически каждый раз перед очередным ВЭФ происходящие события в отрасли дают пищу для новых обсуждений. В нынешнем случае тональность дискуссии может задать проблематика, связанная с падением внешнеторгового трафика. Контейнерооборот портов Дальнего Востока после бурного роста предыдущих лет пошел на спад: с начала 2025 года трафик через них сократился почти на 11% к прошлогоднему уровню. Одна из причин – снижение активности российских импортеров. Именно ввоз контейнеров с импортом был главным драйвером роста морских перевозок в Дальневосточном бассейне в последние несколько лет.

Читать полностью
Поделиться
Находкинский морской рыбный порт — ключ к успешным морским и железнодорожным перевозкам

Находкинский морской рыбный порт — это спектр возможностей для тех, кто стремится к успеху в области морских, железнодорожных перевозок и торговли скоропортящейся продукции.

Читать полностью
Больше материалов