Новый электропоезд ЭП-3Д запустили в Хабаровском крае, он свяжет краевую столицу с южными районами края. Это уже второй поезд данного типа, пополнивший парк ДВЖД. Подвижной состав поступил в рамках договоренностей с РЖД об обновлении поездов региона.
Как рассказали EastRussia в правительстве Хабаровского края, шестивагонный электропоезд отличается повышенной комфортабельностью: здесь установлены трехместные сидения, предусмотрена возможность перевозки маломобильных граждан, установлены информационные табло, светодиодное освещение, видеонаблюдение, есть крепления для велосипедов, вагоны оснащены системой микроклимата и обеззараживания воздуха, повышенной тепло- и звукоизоляцией.
Между тем, ранее речь шла о появлении
cкоростного поезда между Хабаровском и Владивостоком. С соответствующим предложением выступал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в рамках концепции создания агломерации Хабаровска и Владивостока.
Дальневосточная магистраль среди всех 16 железных дорог ОАО «РЖД» занимает второе место по объемам вкладываемых инвестиций. В этом году в развитие ДВЖД планируется вложить 143 млрд руб. Начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде рассказал EastRussia, как инвестиционные вливания сказываются на возможностях инфраструктуры.
Уроженец Швейцарии 53-летний Лукас Акерманн объездил полмира: искал место, где будет счастлив и где может заняться новым, интересным делом. И именно в далекой и непривычно холодной для иностранца Бурятии он вдруг почувствовал себя дома. За несколько лет жизни в республике он успел построить большой дом, обзавестись новыми друзьями и построить успешный бизнес.
Впервые приехав на Дальний Восток, Лукас изучил Бурятию досконально. Далеко не каждый местный житель знает ее также хорошо, как приезжий из Швейцарим:
— Я начинал изучать республику с немецким путеводителем, исследовал все достопримечательности, побывал в каждом районе. Все туристы предпочитают ездить на Байкал, и я его тоже очень люблю. Но также мне очень нравится бывать в Баргузинской долине. Нравятся Бичурский, Кяхтинский, Джидинский районы. Там много красивых пейзажей и много исторических мест. К примеру, места, где бывал Чингисхан. Есть много интересных зданий.
Я хорошо изучил этот регион. И как-то раз подумал, что хочу здесь жить. А еще мне так понравилась Бурятия, что я бы хотел рассказать о ней всему миру и показать всем. Потому что про эту республику не знают ни в Европе, ни в Москве. Я оформил все документы, организовал турфирму. Теперь занимаюсь экологическим туризмом, являюсь личным гидом-водителем для моих гостей, — рассказывает иностранец.
Параллельно с туризмом Лукас поначалу хотел заняться еще и фермерством. Закупил поросят, чтобы делать для жителей республики вкусные, натуральные мясопродукты. Но вскоре понял, что такую идею осуществить будет сложно. Делать такие продукты очень затратно, а значит и цены нужно сделать высокими. Но потребители платить двойную цену пусть и за хороший продукт не захотели. Дело пришлось свернуть.
А вот с туристическим бизнесом все в порядке. Круглый год Лукас возит туристов по Бурятии, показывает и рассказывает все то, что сам недавно узнал об этом крае. Многие клиенты появляются у него благодаря сарафанному радио. Удивительно, что большая часть его туристов — это сами жители республики, которые только вместе со швейцарским гидом впервые посещают те места малой родины, где ни разу раньше не бывали.
Швейцарцу часто задают вопрос — почему он уехал из благополучной европейской страны в небогатую Бурятию, в то время как многие стремятся покинуть республику в поисках лучшей жизни и зарплаты.
— Я жил в Люцерне, был заместителем управляющего мастерской в известном транспортном предприятии, работал и механиком тоже. Ремонтировал большие грузовики. Получал 6 тысяч долларов в месяц. Но вы зря думаете, что это большая сумма. Большая часть уходит на аренду квартиры, налоги, страховки, еду. В Швейцарии все очень дорого. Да, многие там становятся зацикленными на деньгах, стараются, как можно больше заработать. Для меня богатство и счастье заключается в других вещах. В Бурятии жизнь намного спокойнее, размереннее, мне это нравится. Много свободного пространства, много воздуха, красивая природа, приятные люди. Вот это богатство, — уверен иностранец.
Но есть вещи, к которым привыкнуть иностранцу было сложно. Так, например, в его пригородном поселке Тулунжа часто отключают свет. Для швейцарца поначалу это было шоком, он признался, что не помнит, чтобы в его родном Люцерне электричества не было хотя бы пары минут. Отдельная проблема – ностальгия по настоящему швейцарскому сыру. Вопрос удалось решить с помощью друзей, которые регулярно посылают ему сыр в посылках. Да и на местном рынке он нашел точку, где есть сыр более или менее хорошего качества.
Решилась сама собой и проблема непростых российских дорог. Его компания «Поехали-Тур» даже имеет свой девиз «Мы едем туда, куда другие не смогут». Лукас помогает доставлять туристов в самые дикие, непроходимые места республики. Помогает в этом огромный грузопассажирский КАМАЗ, в котором есть 33 удобных места.
— Я уже привык к дорогам. С КАМАЗом это комфортно. Я еду туда, куда другие не могут. Тем более, что много желающих попасть в дикие, непроходимые места по лесной дороге. Есть много локаций, куда обычные автобусы или «микрики» проехать не смогут. А я могу ездить везде и в любой сезон, — уверяет бизнесмен. — Ночуем мы в отелях или кемпингах, как пожелают туристы.
Давнюю мечту о покупке дома на колесах пришлось оставить в прошлом — покупать такую машину сейчас дорого и невыгодно. После всем известных политических событий иностранцев, желающих приехать к Лукасу, заметно поубавилось. Но даже несмотря на то, что теперь прямых рейсов нет и добираться иностранцам приходится намного дольше и дороже, отдельные смельчаки все-таки есть.
— Недавно на швейцарском телевидении прошел репортаж про меня. Люди стали звонить, интересоваться. В этом году ко мне приедут две группы из Швейцарии — в августе и сентябре. Самая большая проблема сейчас, что больше нет прямых рейсов. У людей уходит больше времени и денег на дорогу. Жаль, конечно. Но зато теперь я стал заниматься внутренним туризмом: возить в туры россиян и самих жителей Бурятии. Мне это нравится, — улыбается Лукас.
По словам иностранца, до сих пор он не перестает удивляться и открывать для себя новые и новые уголки республики, которые его восхищают:
— Каждый год новые открытия. Еще много мест есть здесь, которые я не знаю. Я узнал многие достопримечательности, места силы, это все очень интересно. Мне кажется, здесь находится сильная часть мира. Мои туристы говорят, что тоже чувствуют в местах силы что-то необыкновенное. Недавно у меня был тур в Гусиху, это недалеко от посёлка Усть-Баргузин, мы там ночевали. Там есть горячий источник, это тайное место в тайге, остров. Замечательное место, где не ловит связь, нет суеты. Там очень мирно, тихо и очень красиво.
Зимой собрать в тур желающих намного сложнее, чем летом. Но швейцарец уверяет, что доходов ему на жизнь хватает:
— Мне хватает, нормально. Мне мало надо, я не хочу быть олигархом. Поэтому я доволен тем, что у меня есть.
Судя по отзывам, многие туристы ценят гида-иностранца не только за интересные туры, но и за умение создавать дружескую, теплую атмосферу. Люди признаются, что создается впечатление, что они едут в путешествие с давно знакомым другом. Бизнесмен о жителях Бурятии тоже отзывается тепло:
— Мне кажется, что люди здесь более открытые, теплые, доброжелательные, чем в Швейцарии. Жители республики очень приятные в общении, всегда готовы помочь. Мне это очень нравится. Я уже решил, что никуда отсюда не уеду, Бурятия — это теперь моя вторая родина, — заключает Лукас.
Прямые рейсы из Владивостока в Пекин набирают популярность среди дальневосточников, а с 16 мая, помимо «Аэрофлота» и «Авроры», выполнять их будут «Уральские авиалинии» и S7. Корреспондент EastRussia посетил столицу Поднебесной в четвертый раз и впервые — после ковида и принятия санкций. Своим опытом он делится в этой статье.
Как платить
Первый вопрос, который волнует путешественника — это способы оплаты в Китае. Сразу скажем, что «русский» UnionPay работает. Во всяком случае, не возникало проблем с картами от Примсоцбанка и Россельхозбанка.
Для расчетов в КНР по карте нужно вводить шестизначный код. У Россельхозбанка (рублёвая карта, тарифный план «Амурский тигр») он четырёхзначный, но к четырем цифрам вы просто добавляете два ноля и совершаете операцию. При этом за снятие наличных в банкомате взимается комиссия 1% от суммы, но не менее 199 рублей. Для карты в юанях комиссия составила бы уже 3%.
У разных банков разные условия в части тарифов, обслуживания и кешбэка, так что стоит внимательно изучить предложения от нескольких кредитных организаций.
Но в любом случае, UnionPay примут у вас не везде, а только там, где поддерживаются операции с помощью этой платежной системы, например, в крупных сетевых магазинах, поэтому стоит запастись старой-доброй наличкой. Вопреки широко распространенным слухам — дескать весь Китай рассчитывается безналом — её у автора статьи принимали везде: в автобусах, такси, кафе и ресторанах, маленьких и больших магазинах. Хотя сами китайцы обычно расплачиваются по QR-коду и наличные используют не так часто.
Виза и билеты
Визы в Китай подорожали со времен ковида. Туристическая однократная виза категории L обойдется порядка восьми тыс. рублей. Подавать документы лучше заранее, желательно месяца за два — теперь их оформляют дольше, рассказывают турагенты.
За четыре месяца до поездки авиабилеты с багажом туда-обратно стоили автору 44 тыс. рублей. Чем ближе к дате вылета, тем дороже. Следите за акциями – они дают реальную возможность сэкономить.
И к сожалению, в апреле это будет не самый приятный перелет в вашей жизни. Время в пути составит примерно 2 часа 40 минут (обратно можно долететь за 2 часа 5 минут). Но дело в том, что прямые рейсы из Владивостока в Пекин обычно ночные, как и в обратном направлении. На конец марта путешественники выбирали из двух ночных рейсов. Автор вылетел рейсом SU 6611 «Аэрофлота» в 02:10. Разница во времени Владивостока с Пекином составляет два часа, так что прилетите вы в 02:45 по местному времени. Пока пройдёте таможенный контроль и получите багаж, уйдет еще час. Плюс дорога до Пекина минут 50-60. В лучшем случае, окажетесь в гостинице в начале шестого.
Однако если собираетесь лететь в мае, есть хорошие новости. С 16 мая «Уральские авиалинии» запускают прямой рейс из Владивостока в Пекин по понедельникам, четвергам и субботам. Из дальневосточной столицы он отправляется в 09:15 утра. Обратно из Пекина вылет так же ночной. Со 2 апреля свои рейсы запустил и S7, но тоже ночью: вылет из столицы Приморья в 01:10, прилёт в Пекин в 01:50 (время местное). Вылет из Пекина в 02:50, прибытие в аэропорт Владивосток – в 07:15 (время местное).
Вы прибываете в новый крупнейший в мире пекинский аэропорт Дасин в 46 км к югу от центра Пекина. Первый российский рейс он принял только в 2023 году. Общий объем инвестиций в строительство этого гиганта составил 80 млрд юаней — рекордная сумма для китайской гражданской авиации. Но несмотря на то, что Дасин — огромный хаб, поражающий своим исполинским размахом, там достаточно удобная навигация для путешественников.
Добраться в центр Пекина можно на автобусе, поезде или метро. Однако многие туристы, утомлённые ночным перелётом, предпочитают такси.
При выходе из аэропорта через дорогу есть указатели. Выбирайте стрелочку с надписью Beijing. Рядом дежурит сонный работник такси-сервиса — поездка с учетом ночного тарифа обойдётся примерно в 260 юаней или 3 400 рублей. К слову, туроператор за ночной трансфер просил 13 (!) тыс. рублей.
Итак, вы в Пекине. Первое, что поражает — достаточно плотный трафик даже в такой предрассветный час. За несколько лет столица Поднебесной изменилась: появились новые дороги, развязки, выросли целые кварталы. Но центр остался прежним, и особенно он прекрасен в обрамлении цветущей вишни и магнолий, которые распускаются уже в конце марта.
Жизнь здесь бьёт ключом. Со своими широкими проспектами и современной архитектурой Пекин напоминает Нью-Йорк или Москву. В его архитектурном ансамбле смешались фасады из стекла и металла и строго-изысканный китайский ампир, а откуда-нибудь из-за поворота выглядывают традиционные домики с наклонными черепичными крышами и красными воротами.
Автор останавливается в четырехзвездочном отеле рядом с главной торговой улицей Ванфуцзин в районе Дунчэн. Кстати, не самый лучший вариант. Номер убитый и очень холодный, несмотря на кондиционер с функцией обогрева.
Транспорт
Передвигаться по городу можно относительно недорого. Поездка в автобусе стоит всего два юаня (26 рублей). Для оплаты наличными установлены специальные ящики, куда вы кидаете деньги, вот только сдачи никто не даст, о чем предупреждают надписи на английском. Лучше разменять крупные купюры заранее. Или приобрести транспортную карту Пекина на одной из станций метро.
Поездка в метрополитене стоит от двух юаней. Такси обойдтеся примерно 25 юаней (330 рублей) за несколько км. Наличные принимают везде. Можно попросить вызвать автомобиль сотрудника отеля или, например, торгового центра, куда вы отправились на шопинг. Тот же Uber в Китае не работает. В Поднебесной свои такси-сервисы, и для китайского приложения didi нужна привязка китайской банковской карты.
Автор часто пользовался одной из стоянок такси возле культового торгового центра Oriental Plaza в конце улицы Ванфуцзин, где практически всегда есть свободный транспорт. А по большей части передвигался на автобусах. Это действительно очень удобно и абсолютно безопасно. На автобусных остановках написаны номера маршрутов, которые там останавливаются, каждая остановка объявляется по-английски и высвечивается на электронном табло.
Если будете в центре Пекина, рекомендуем запомнить номер маршрута 52. Он проходит по прямой от знаменитой площади Тяньаньмэнь перед Императорским дворцом, затем останавливается в районе Ванфуцзин и сворачивает к железнодорожному вокзалу Пекина. Дальше без необходимости ехать не нужно, там уже ничего интересного.
По схожему маршруту идёт автобус №1, только не сворачивает к вокзалу, а продолжает свой путь по прямой и останавливается возле шоппинг-молла China World.
Пекин — отличное место для шопинга. Если это цель вашей поездки, то обязательно стоит посетить торговый комплекс The Place, расположенный практически в самом центре, в районе Чаоян. Узнаете его по огромному экрану и обилию розового цвета на фасадах. Здесь, пожалуй, самый «русский» шопинг в Пекине, потому что The Place — это средоточие покинувших Россию массовых мировых брендов. Рядом расположены один из самых больших магазинов Zara, H&M, Massimo Dutti, Victoria's Secret, а UNIQLO занимает едва ли не целое крыло большого здания и радует вещами отличного качества за 100-200 юаней (1 300 - 2 600 рублей).
Выйдя из «Зары», стоит спуститься ниже этажом на фудкорт — по нашим субъективным оценкам, один из лучших в Пекине. Всего за 20 юаней (260 рублей) там вы отведаете жареную лапшу с мясом и овощами или пибимбап, какого не предложат в лучших ресторанах Владивостока.
Для ориентира: The Place расположен в шаговой доступности от торгового центра Parkview Green, построенного в виде огромной стеклянной пирамиды. Это культовое место сочетает в себе шопинг и музей современного искусства с картинами, инсталляциями, скульптурами и небольшой галереей. Здесь уже продаются бренды подороже, включая тяжёлый люкс. Но даже если вы не собираетесь покупать себе «Ролекс», стоит насладиться шедеврами таких авторов, как Сальвадор Дали, Энди Уорхол и Цзэн Фаньчжи.
Вообще в Пекине огромное количество торговых центров: блошиные и уличные рынки Pearl Market, магазины Qianmen Main, Street Mall, Yandai Xie Street и множество других.
О культурном
Что касается исторических достопримечательностей, «маст хэв» для туриста — площадь Тяньаньмэнь, где находятся Памятник народным героям и Мавзолей Мао Цзэдуна. В нескольких минутах ходьбы от нее раскинулся красивейший дворцовый комплекс — «Запретный город». Рядом расположился национальный музей, известный своей африканской коллекцией.
Конечно, обязательный пункт культурной программы — экскурсия на Великую китайскую стену. Внимания заслуживают также Храм Неба, ботанический сад и зоопарк Пекина.
Поклонников современного искусства впечатлит квартал художников 798 Art Zone — микс из старых заводских зданий, труб и лестниц, граффити, лозунгов со времен Культурной Революции и хипстерских кафе.
Только учитывайте, что многие музеи нельзя посетить без предварительной записи или гида — к сожалению, эта практика распространилась после ковида.
А если хотите ещё глубже погрузиться в национальную культуру, добро пожаловать на шоу «Легенда о кунг-фу», водное шоу «Золотая маска», в Императорский Пекинский Цирк или китайскую оперу — с билетами подороже во время представления вы будете сидеть за столом и пить зеленый чай. Удивительно, но храм искусства не требует полной тишины и выключенных телефонов. Пока выступают артисты, китайцы могут разговаривать довольно громко.
Интернет
В Китае все пользуются социальным сервисом WeChat. Twitter, YouTube, Google, WhatsApp, Skype, Telegram недоступны жителям Поднебесной. Они работают только с VPN. Однако, приехав в гостиницу, автор обнаружил, что VPN-сервисы, которые он использовал в Пекине несколько лет назад, уже заблокированы. Прогресс не стоит на месте.
Важно
Китайцы подавляющим большинством не говорят по-английски. Начиная с аэропорта, стоит запастись адресом своей гостиницы на китайском и в дальнейшем всегда носить с собой визитку отеля. А таксистам, например, показывать скрины на смартфоне с китайскими названиями и фотографиями пункта назначения.
Также проблемы коммуникации решает самый простой онлайн-переводчик.
И не повторяйте ошибок автора, который в 2019 году был обманут таксистом-мошенником. Водитель вернул купюру в 100 юаней, жестами изобразив, что она «не годится» и попросил другую, которая тоже его не удовлетворила. Лишь выйдя из такси, автор понял, что мошенник брал настоящие банкноты, а возвращал фальшивые, что позже подтвердилось в ближайшем магазине. Причем на подобный трюк попадались и его знакомые.
Резюмируя: со времен ковида Пекин, конечно, изменился, но остаётся таким же гостеприимным и всё ещё дешёвым, хотя уже не настолько, как в 2019 году. Здесь, как нигде, ощущается мощь великого китайского дракона, и не может не радовать, что к российским туристам он настроен крайне доброжелательно.
В части традиционно востребованных в качестве туристических направлений регионов Дальнего Востока наблюдается возобновление роста туристического потока. К допандемийному уровню туристического потока возвращается Приморский край. В текущем году регион рассчитывает принять 3,5 млн туристов. Для сравнения: в 2018 г. регион посетили 4 млн человек, а в 2019 г. – 5 млн. В 2022 г. турпоток превысил 3 млн туристов. С января по сентябрь текущего года край посетили 3,1 млн человек, что на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В том числе к середине октября Приморский край принял 56 тыс. иностранных туристов, что в десять раз больше, чем за весь 2022 г. Восстанавливается турпоток из Китая – после возобновления с 1 августа взаимного безвизового режима[1] (для туристических групп в составе более пяти человек) Приморье посетили более 15 тыс. туристов из КНР. Также Амурскую область посетили 5 тыс. китайских туристов. Меньше всего туристов из КНР посетило Хабаровский край – чуть более 100 человек.
Турпоток с российской стороны значительно превышает китайский. С начала августа по конец октября в КНР въехало около 70 тыс. российских туристов (общее количество посетивших Россию в рамках безвизового режима китайских туристов составляет 25 тыс. человек). При этом губернатор Приморского края О.Кожемяко выступал в октябре с предложением об увеличении срока действия единой электронной визы для увеличения турпотока.
Иркутскую область за летний туристический сезон текущего года посетили более 500 тыс. человек, что сопоставимо с данными за лето прошлого года. В целом в 2023 г. регион рассчитывает принять 1,8 млн туристов (в 2022 г. регион посетили 1,7 млн человек).
В регионах предполагается уделять больше внимания модернизации и развитию современных музейных площадок. На эти цели в том числе выделяются федеральные средства. В 2024 г. новое оборудование должны получить шесть региональных и муниципальных музеев Хабаровского края в рамках национального проекта «Культура». Общая сумма, выделенная из федерального бюджета на данные цели, составляет более 15,6 млн рублей. В частности, новая техническая база должна появиться в Вяземском краеведческом музее им. Н.В. Усенко, Дальневосточном художественном музее, Музее истории Хабаровска, межпоселенческом информационном библиотечно-музейном центре им. П.Осипенко, краеведческих музеях Нанайского и им. Лазо районов.
Музеи планируют оснастить оборудованием и техническими средствами для экспозиций и выставок, для обеспечения хранения музейных предметов (фондовое оборудование), а также специализированным оборудованием для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. В текущем году среди региональных музеев государственную поддержку в рамках нацпроекта для технического оснащения в размере 7 млн рублей получили музеи в Ванинском, Аяно-Майском, Бикинском, Нанайском и Николаевском районах, а также Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова.
Напомним также, что в Хабаровске планируется построить новое здание Дальневосточного художественного музея (ДВХМ)[2] на берегу Амура в рамках реализации мастер-плана развития города. Под строительство планируется отвести более 3 га. Прилегающие территории предполагается в перспективе обустроить как историко-культурный парк. Площадь будущего музея должна составить около 17 тыс. кв. метров – ее займут выставочные павильоны, а также мастерские реставрации и консервации, арт-залы и концертные залы. В настоящее время из-за недостатка места одновременно выставляется только 5% всей коллекции ДВХМ. Концессионером выступит компания «Бамтоннельстрой-Мост» Р.Байсарова.
К 2026 г. предполагается построить новое здание Национального музея Бурятии в Улан-Удэ. Его стоимость составит 3,7 млрд рублей, включая 1,7 млрд рублей средств из федерального бюджета. Остальные средства должны быть получены в рамках концессии Минвостокразвития. Концессионером выступит московская компания «Инфратех Концессии». Общая площадь здания должна составить 15 тыс. кв. м. В здании будут расположены выставочное пространство, конференц-зал и визит-центр, экскурсионное бюро, галерея и кафе. Также в музее планируется разместить детский центр, помещения для занятий, летнюю террасу, библиотеку, музейное хранилище.
Между тем власти Камчатского края занимаются разработкой проекта Музея Камчатки. Его планируется открыть на площади более 7 тыс. кв. м, где ранее располагались кинотеатр «Камчатка» (был снесен) и гостиница «Октябрьская» (ныне не действует). В рамках музея предполагается открыть ряд экспозиций с диорамами, панорамами и инсталляциями, посвященными истории Камчатского края, исследовательский центр, конференц-зал, научную библиотеку, сувенирный магазин и кафе.
Стоит отметить, что в порту Петропавловска-Камчатского пешеходные зоны предполагается оборудовать на базе причалов ФГУП «Нацрыбресурс» (на берегу Авачинской бухты). По согласованию с Росрыболовством причалы будут переданы в собственность региона. При этом предполагается, что для нужд «Нацрыбресурса» будут использоваться причалы в северной части Петропавловска-Камчатского, где в настоящее время ведутся ремонтные работы.
В Бурятии, в Улан-Удэ, запланировано строительство театрально-культурного центра «Байкал» на площади 19 тыс. кв. м. Объем инвестиций в проект оценивается в 4,7 млрд рублей. Строительство предполагается осуществлять на условиях концессии – правительство республики подписало соглашение с той же компанией «Инфратех Концессии». Центр планируется построить к 2026 г. – он будет включать театрально-концертный зал на 1 тыс. мест, малый зал, четыре балетных зала, оркестровый репетиционный зал, хоровой репетиционный зал, вокальные классы и кабинеты, студии звукозаписи, студию видеозаписи, фотостудию, школы танца и музыки. Кроме того, планы включают обустройство театральной площади и летней фестивальной площадки. Новый центр должен стать постоянной концертной площадкой для Бурятского государственного театра песни и танца «Байкал» (в настоящее время у коллектива нет собственной площадки).
Среди межрегиональных туристических проектов предполагается развивать проект «БАМ туристический» - меморандум на полях ВЭФ в сентябре текущего года заключили пять регионов: Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Якутия и Бурятия. Предполагается создать единый бренд магистрали, систематизировать информацию по Байкало-Амурской магистрали, проработать новые маршруты с улучшением железнодорожной инфраструктуры и усилить взаимодействие с промышленными предприятиями. В качестве ключевых точек притяжения для туристов на БАМе рассматриваются Норский заповедник (Амурская область), природные достопримечательности Северного Байкала (Бурятия), Чарские пески (Забайкальский край), природные комплексы хребта Мяо-Чан (Хабаровский край), крупные промышленные объекты (ГМК «Удокан» USM Holdings в Забайкалье, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод «Объединенной авиастроительной корпорации» в Хабаровском крае, угледобывающее предприятие «Ургалуголь» СУЭК в Хабаровском крае, золотой прииск «Соловьевский» и космодром «Восточный» в Амурской области).
Что касается реализации крупных спортивно-туристических проектов, то в октябре началось строительство всесезонного горнолыжного комплекса в приморском Арсеньеве, на территории базы краевой спортивной школы олимпийского резерва и центра «Салют». Комплекс рассчитан на одновременное посещение более чем 3 тыс. человек. Первый этап проекта должен быть реализован к 2025 г. Он включает обустройство горнолыжных трасс и канатных дорог. Второй этап с расширением трасс, строительством гостиницы, ресторанов, водно-оздоровительного центра и детских площадок предполагается реализовать к 2026 г. Кроме того, на территории планируется оборудовать маршруты для беговых лыж, трассы для санок и тюбинга, тропы для пешего туризма и скандинавской ходьбы, веломаршруты и веревочный парк.
Тем временем в Хабаровском крае продолжается строительство круглогодичного спортивно-туристического комплекса «Хехцир» (инвестор – АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска») на площади 360 га. Его выход на проектные показатели намечен на 2028 г. Пропускная способность курорта должна составить 200 тыс. человек в год. Объем инвестиций в первый этап проекта оценивается в 1 млрд рублей. В рамках него уже построены кресельная канатная дорога с подогревом сидений, модульное здание проката, новая линия ЛЭП мощностью 10 кВ, расширены горнолыжные трассы до 50 м, подготовлена площадка для автотранспорта на 330 машиномест, оборудован пруд-накопитель системы оснежения. К концу года ожидается получение разрешения на ввод канатной дороги в эксплуатацию. Запуск первой очереди курорта должен состояться в зимний сезон 2023-24 гг.
Наконец, в рамках преференциальных экономических режимов продолжается строительство новых отелей. Резидент СПВ ООО СЗ «Аура Апартментс» возвел во Владивостоке, вблизи Амурского залива, 16-этажный комплекс апартаментов, инвестировав свыше 400 млн рублей. Также во Владивостоке в сентябре в тестовом режиме заработал пятизвездочный апарт-отель RODINA Residences Vladivostok, расположенный на четырех этажах многофункционального комплекса «Бурный». Отель включает 104 апартамента с видом на Амурский залив и исторический центр города. Между тем корпорация «Синергия» планирует до 2027 г. построить в Приморском и Камчатском краях, Якутии и Бурятии сеть глэмпинг-парков «Экспедиция» (рассчитанные на 100 человек каждый). Объем инвестиций в компании оценивают в 2 млрд рублей. Соглашение с КРДВ было подписано инвестором на полях ВЭФ в сентябре.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Безвизовое соглашение для групповых туристических поездок между РФ и КНР действовало с 2000 г., в 2020 г. действие соглашения было временно приостановлено из-за пандемии.
[2] Пока музей расположен в старом здании 1887 года постройки (Военное собрание, перестраивалось в 1914-16 гг.), относящемся к памятникам архитектуры федерального значения. Его планируется оставить за ДВХМ.
Меньше месяца осталось до закрытия навигации, а значит и туристического сезона между Хабаровском и приграничными китайскими городами, которые в этом году впервые открылись для россиян после пандемии. До весны остановится речное сообщение с Фуюанем, временно – пока не встанет лёд на Уссури – отменят поездки через пункт пропуска Покровка в Жаохэ. Зимой здесь обычно обустраивают понтонную переправу по льду, но перерыв в сообщении составит не меньше месяца. Гулять по провинциальным китайским городкам зимой занятие на любителя, поэтому пока тепло ещё не ушло из региона наш корреспондент с семьёй отправился на выходные в Жаохэ.
Почему Жаохэ? Да потому что среди туров в приграничный Китай поездки из Хабаровска туда самые дешёвые. Раньше хабаровчане, как правило, выбирали Фуюань: приехал на речной вокзал, погрузился на теплоход – и через полтора часа ты на месте. Жаохэ до пандемии пользовался спросом всё больше у жителей Бикина и приморского Лучегорска – у них переход Покровка под боком, а из Хабаровска почти четыре часа на автобусе. Но сейчас тур выходного дня в Жаохэ на три дня/две ночи у всех фирм стоит 6 500 рублей. В цену входит проезд на автобусе от Хабаровска до Покровки, проживание, страховка. Питание самостоятельно. Такая же поездка через Амур в Фуюань обойдётся нынче не меньше, чем в 12 тысяч, при том, что на линию сейчас поставили медленные теплоходы, которые плетутся 4 часа в одну сторону.
К слову: стоимость туров из Благовещенска в Хэйхэ, или из Владивостока в Суйфэньхэ тоже начинаются от 10-11 тысяч рублей за три дня-две ночи, причем по факту полностью свободен у туриста один только день. Большая часть первого уходит на дорогу «туда», а в третий день ранний выезд домой.
Итак, «ключ на старт». Выезжает транспорт от гостиницы «Турист» в пять утра, в 10 уже на таможне в Покровке, переход, семь минут паром через Уссури, и ты в Китае. Все погранично-таможенные процедуры на обеих сторонах заняли около двух часов. Путешествие начинается.
Наш руководитель группы Наталья во всех подробностях расписала куда пойти, где деньги поменять, чего делать не стоит. Слова подкрепила авторским путеводителем в ТГ-группе: с фотографиями и надписями на китайском, советами, где шопиться, где есть, где гулять. Среди туристов – и бывалые: те, что сюда постоянно ездили в шоп-туры до пандемии, и новички как мы: объездили весь приграничный Китай, а в сторону Жаохэ почему-то никогда не смотрели. Первая ценная информация: любой таксист за 6 юаней днём и 10 вечером готов отвезти тебя по адресу из путеводителя в любую точку Жаохэ.
Пока русских туристов в основном селят в гостиницу «Сюшуи». Говорят, там когда-то останавливались представители правительства КНР и крупного бизнеса. Интерьеры номеров для приграничного Китай очень и очень приличные. До центра – главной площади города – площади Лилии – всего пять минут пешком. Цветок установлен прямо в центре площади, мимо не пройдешь. Вокруг универмаги, магазинчики, несколько кафе.
Что сразу бросается в глаза: бывшая рыбацкая китайская деревушка таковой и осталась. В отличие от того же Фуюаня, который с каждым годом всё современнее, здесь по-прежнему много грязи, старых китайских лачуг, среди которых возводят новые дома. Звуки строительства слышны повсюду. Видно, что и уровень благосостояния жителей не слишком высок. Здесь мало говорят по-русски, почти не встретишь вывесок типа «Шубы Миша», «Сумки Оля» и «Постельное белье Лёша» и других забавных названий магазинов и ресторанов – мы насчитали не больше 5.
Ресторанов, ориентированных чисто на русских тоже немного. Что скорее в плюс для нас. На первом этаже гостиницы, в которой мы остановились – ресторан «Максим». Сходили туда один раз, не вкусно. В хабаровских «китайках» правда лучше готовят! И не слишком клиентоориентированно: заказ приняли быстро, но на наш вопрос – а что это за блюдо, немного говорящий по-русски официант не очень охотно обронил: «Ну, баклажаны…», а когда мы спросили во сколько открываются, рассчитывая, что сможем позавтракать перед отъездом, сказал: «Может быть в 9 утра…». Нам, стартующим рано, это. конечно же, не подходило.
Что же касается остальной кухни в Жаохэ – это рай для любителей «очень по-китайски». «Малатан» – это когда зашел, взял таз (хорошо тазик) и начинается гастрономический раздрай: что же в него положить?! Глаза разбегаются: здесь и зелень, и грибы разных видов, мясо, какие-то пельмешки, фрикадельки, морепродукты, опять грибы и лапша, лапша, лапша – серая, белая, черная, желтая. Набрал тазик всего этого добра – будь добр тазик на весы: оплата по весу. У нас в среднем вышло от 9 до 11 юаней (курс юаня к рублю 13.30-13.50, брали в Хабаровске, в Китае менять не выгодно). Дальше закидываешь содержимое тазиков в кипящий бульон, кастрюльки кипят, слюни текут и через каких-то 10 минут тебе приносят тарелки, аромат с которых доносится до конца зала. Вкусно! Нет! Очень вкусно!
Еще из гастро – много лапшичных, самоваров, барбекю и «саможаров». В очень приличном месте, где жаришь сам или китаянка-помощница с обилием мяса и морепродуктов, средний чек на троих порядка двух тысяч рублей. Ну и главное –пельмени. Их предлагают видов 15 не меньше. Начинок на любой вкус, главное сказать – «тебе мягко» или «поострее».
Эксперимент с завтраком. Прогулявшись в пять утра по китайскому времени от гостиницы на 500 метров вглубь китайского квартала, мы оказываемся в чисто китайской совсем нетуристической столовой. Внутри не сказать, чтоб сильно опрятно, но терпимо: столы обшарпанные, но чистые, публика потрепанная, но не настолько, чтобы развернуться. Все на нас воззрились, как на неведомых зверюшек, но нас это не смутило – перед глазами маячил китайский (а какой ещё может быть в Китае!) шведский стол. Оплата по тарелкам. Сами тарелки небольшие, но кто запрещает строить пирамиду? Складываешь, что хочешь, а хочешь много и всё – мы взяли омлет, салат, колбаски, китайские пирожки с начинкой. Кофе не рискнули – в термосе была подозрительная жижа. И обошелся завтрак всего в 23 юаня, т.е. 310 рублей за троих. Рекомендую!
Языковой барьер здесь легко преодолевается с помощью переводчика, его надо заранее скачать на телефон. Потому что в Жаохэ в отличие от Фуюаня, Хэйхэ и Суйфеньхэ по-русски почти не говорят. Максимальный набор фраз у местных – «Привет», «Не остро», пожалуй, и всё. Даже привычное по Фуюаню «Привет, друга!» нигде не услышишь.
Шопинг. Его нет, совсем нет! Бывалые туристы, кто был в Жаохэ до пандемии тоже сильно разочаровались. Городок и раньше не сильно славился ассортиментом, сейчас совсем всё плохо. Но кто ищет, тот найдет. С пустой сумкой уехать из Китая невозможно. В магазинах «Всё по 1 юаню» и «Всё по 2 юаня» вдруг всё то, что тебе было не нужно от слова «совсем не нужно!», становится почему-то очень неплохим и нужным.
Итог. Мы довольны. Не обещаем вернуться, но как альтернатива неоправданно дорогому Фуюаню и иже с ним Жаохэ вполне себе. Эдакий тур выходного гастродня и «так развеяться».
В «допандемийные» времена попасть в соседний Китай жителям юга Дальнего Востока было проще простого: достаточно было прийти на речной вокзал в Хабаровске или Благовещенске, или на автовокзал в Уссурийске, взять билет и через пару часов, а то и быстрее уже вкушать утку по-пекински или гобаожоу в какой-нибудь «Сковородке» или «У Тани». Для хождения «за речку» (так дальневосточники называют поездки в близлежащие города Китая) достаточно было только загранпаспорта – благодаря межправительственному соглашению о безвизовом обмене поездки в Китай не сильно отличались от путешествия в соседний райцентр. COVID-19 внес свои коррективы: границы закрылись, межправсоглашение было приостановлено и дальневосточники лишились привилегии в виде «ближнего дальнего зарубежья». Как оказалось, запустить договор между двумя странами снова – дело весьма хлопотное.
1 августа в 11:54 по московскому времени на официальном сайте Минэкономразвития РФ была опубликована долгожданная новость о запуске групповых туристических поездок в рамках реализации соглашения о безвизовых туристических обменах с Китаем. Так как на Дальнем Востоке это был уже конец рабочего дня, то событие «переваривали» на следующий день – в Приморье власти поспешили обрадовать жителей о возвращении упрощенного въезда, в Хабаровском крае министр по развитию туризма анонсировала первый речной рейс в Фуюань «по спискам» уже до конца недели, но, как оказалось, не все так просто и быстро.
Визовые хлопоты
После открытия границ попасть в Китай можно двумя способами: если у вас на руках есть действующая виза, что доступно далеко не всем (надо обращаться в консульство, бронировать гостиницу, иметь приглашение и т.п.), либо оформлять так называемую «визу по прибытию». Второй вариант проще, но дороже в отличии от поездок «по спискам» на 180 юаней (примерно 2400 руб.) – именно столько необходимо заплатить китайской стороне после пересечения границы. При этом вы также должны быть в составе группы (в роли группы, к примеру, может выступить ваша семья) и направляться в КНР прямым рейсом.
«Благодаря этому, мы получили значительный приток туристов из западных регионов нашей страны: люди прилетают в Хабаровск из Иркутска, Санкт-Петербурга, других городов, чтобы из Хабаровска прямым авиарейсом вылететь в Харбин или Пекин как раз при помощи визы, которая оформляется на границе», –рассказала EastRussia Валентина Асеева, представитель Российского союза туриндустрии в Хабаровске.
О возвращении «старого доброго безвиза», Валентина Асеева, как и многие, узнала вечером 1 августа из сообщений информагентств – никаких разъяснений от курирующих структур не было ни во вторник, ни в среду (если не считать преждевременных радостных постов в Telegram-каналах).«Это не такой уж быстрый процесс, – говорит Валентина Асеева, – Необходимо определить порядок действий, список аккредитованных туркомпаний, которые могут возить группы «по спискам», согласовать свой действия с пограничной службой».
Бумажный тигр
«Для введения безвизового туристического обмена была проделана большая работа разных ведомств обоих государств. Недавно завершились все процедуры, и уже сегодня мы ждем первых гостей из Китая по безвизу. Такой механизм позволит привлечь еще больше иностранных гостей в регион», – такую цитату руководителя агентства по туризму Арсения Крепского опубликовали 1 августа на официальном сайте правительства Приморского края.
На самом деле – нет. Поспешили в Приморье. По прогнозам специалистов, «безвиз» на практике начнет действовать к середине августа. Правда, позже появились сообщения федеральных новостных агентств о том, что самый реальный срок – середина сентября, когда межправсоглашением сможет воспользоваться и китайская сторона.
Дело в том, что безвизовый обмен начал (хоть и на бумаге) действовать пока только в одну сторону – для россиян. Китайцы же в Россию едут исключительно по визам, причем, оформленным заранее, в российских консульских центрах в КНР. Кстати, именно этим объясняется, что 80% пассажиров теплоходов «Лунке-202», которые работают на международной речной линии «Хабаровск – Фуюань» – россияне.
В Приморье насчитывается 40 аккредитованных туроператоров, которые могут принимать туристов. Из них – лишь 13 компаний, имеющие право отправлять россиян в Китай. В Хабаровском крае аккредитованных туроператоров 22.
«В группе должно быть не менее пяти и не более 50 человек. Срок поездки – от одних суток до 15. Туристы должны следовать строго по маршруту и проживать в указанной гостинице», – рассказала заместитель начальника отдела развития туризма приморского краевого агентства Юлия Корсак.
О том, что «безвиз» заработал пока только «на бумаге», подтвердили и в турфирмах. В «Золотом драконе» (Владивосток) предлагают поездки на автобусе в Суйфэньхэ через пункт пропуска «Пограничный». Цена на путевки с одной ночевкой стартует от 7,7 тыс. рублей. Поездка осуществляется с оформлением визы на границе, стоимость включена в общий ценник. Все туры как минимум до конца августа расписаны именно по такой схеме. Кстати, с 7 августа стоимость путевки увеличивается на 500 рублей из-за растущего курса юаня.
С оформлением визы «по прибытии» отправляют туристов и в Фуюань из Хабаровска. К примеру, в туркомпании «Талисман» с вас попросят от 10 тысяч рублей за поездку с двумя ночевками и дополнительно 180 юаней для оплаты визы.
До введения «виз на границе» проще всего было попасть в Китай из Благовещенска. Летом в соседний Хэйхэ – ходит на пароход, зимой – автобус, в период ледостава или ледохода – судно на воздушной подушке. Билеты приобретались индивидуально в кассах речного флота и даже никакие списки были не нужны. Сейчас в благовещенские турфирмы поездки «за речку» предлагают лишь по выходным в составе организованной группы с обязательным оформлением визы на границе. Стоимость тура на выходные – около 16 тыс. рублей.
Дался вам этот «безвиз!»
Почему дальневосточники так ждут безвизового режима? С одной стороны – по инерции. Ведь ездили же раньше без всяких формальностей – пограничный контроль и таможенный досмотр не в счёт. Вот и сейчас хочется «как раньше», хотя оформление визы по прибытии не бог весть какой длительный процесс – это совсем не то же самое, что поход в консульство, сбор документов, заполнение анкет, стояние в очереди…
Основной мотив вернуть «безвиз» всё же материальный: поездка в Китай по списку будет дешевле на те самые 180 юаней (2 403 рубля по нынешнему курсу), которые сейчас приходится платить при оформлении визы на границе. Вопрос цены тем более актуален, что из-за слабого рубля цена поездки «за речку» подскочила – в Суйфэньхэ минимальная путевка с одной ночевкой из Уссурийска обойдется в шесть тысяч рублей, в Фуюань из Хабаровска – от 10. А ведь были времена, когда туркомпании платили туристу за поездку в обмен на провоз беспошлинных 50 килограммов, так называемых «баулов» (синие полосатые сумки огромного размера).
«Люди часто жалуются, что путевки дорогие, но ведь китайская сторона цены не увеличивала, это юань подрос. В путевку сейчас «зашита» не только стоимость визы на границе, но и, к примеру, сбор за пользование дебаркадером в Хабаровске, а это 1,8 тыс. рублей», – рассказывает представитель туристической компании из Хабаровска.
Поездки из Хабаровска в Фуюань в числе самых популярных направлений: китайский город расположен в 60 километрах от Хабаровска выше по течению Амура, на его правом берегу. Добраться туда можно на теплоходе. Туры туда возобновились 10 июня после трехлетнего перерыва из-за пандемии. За первые два месяца вновь открытой речной линии российско-китайскую границу в этом направлении пересекли 7,5 тысяч граждан РФ и КНР.
При этом росийская сторона не торопится заманивать туристов, а вот мэр Фуюаня пообещал бесплатные экскурсионные маршруты на китайскую часть острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзы-Дао), шесть бутылок пива в подарок, а также компенсацию трат на теплоход – порядка 1700 руб. каждому прибывшему водным транспортом в будние дни: с понедельника по четверг.
В надежде на скорое достижение допандемийных масштабов туризма власти Фуюаня наращивают и перевозные мощности. На днях сюда в дополнение к двум имеющимся пригнали три новых теплохода, которые встанут на международную линию: «Лунхан 001» вместимостью 50 человек, «Лунхан 101», рассчитанный на 99 человек, и «Лункэ 202» - он берет на борт 160 человек. Таким образом в день можно перевозить до 500 туристов, что даже больше, чем в «допандемийные» времена, когда общая вместимость теплоходов составляла 385 человек.