Заявление о назначение пенсии теперь можно подать через приложение СберБанк Онлайн. Также возможно рассчитать размер будущей пенсии, пройти процедуру назначения и передать в социальный фонд РФ реквизиты для ее получения.
Сбер запустил новую услугу под названием «Назначение пенсии», для этого на одной вкладке в приложении СберБанк Онлайн собрано все необходимое для оформления страховой пенсии по возрасту. За счет этого пенсионер теперь самостоятельно может подготовить и направить в СФР заявку на назначение страховой пенсии по возрасту, а также на получение пенсии на карту или счет в Сбере.
По словам директора дивизиона «Социальные и зарплатные решения» Сбербанка Екатерины Гарцевой, с начала следующего года потребность в оформлении пенсии возникнет у граждан, достигших пенсионного возраста — у мужчин в 63 года и у женщин в 58 лет. Подать документы необходимо за месяц до наступления пенсионного возраста, так что сервис запускается сейчас, чтобы клиенты могли заранее им воспользоваться.
Получить услугу также можно в любом офисе Сбера.
Практически за любой услугой Социального фонда России жители Хабаровского края и ЕАО могут обратиться не только в клиентские службы регионального Отделения СФР, но и через портал Госуслуг. А за многими услугами обращаться вообще не требуется, поскольку они будут оформлены автоматически. Как повышается качество социальных услуг Социального фонда, какие преимущества появились у их получателей, и что теперь назначают беззаявительно? Об этом EastRussia рассказала управляющий Отделением Социального фонда России по Хабаровскому краю и ЕАО Ирина Звержеева.
— Ирина Гаврииловна, в чем заключаются основные итоги деятельности регионального Отделения Соцфонда, и на что сейчас нацелена ваша работа?
— Социальный фонд создавался для того, чтобы сделать предоставление услуг и сервисов более удобным и качественным. Объединение двух фондов в один позволило жителям Хабаровского края и Еврейской автономной области получать услуги доступно, удобно и бесшовно в режиме 24/7 в рамках «одного окна» по любому каналу связи: по телефону единого контакт-центра, по привычным адресам в единых клиентских службах, МФЦ и на портале Госуслуг. Специалисты клиентского обслуживания фонда всегда помогут и ответят на все вопросы, связанные с предоставлением мер поддержки по линии СФР.
Мы заботимся о своих клиентах, поэтому сохранили прежние даты получения назначенных выплат. Наряду с совершенствованием привычного, мы начали оформление новых мер поддержки, оптимизировали процессы предоставления по уже существующим сервисам, приняли новые функции, а также сократили сроки принятие решений по назначению и выплате по большинству услуг.
В год семьи в социальной сфере много задач, требующих нашего внимания и клиентоцентричности. Мы постоянно совершенствуем качество оказания государственных услуг и клиентского обслуживания. Сегодня самый быстрый и максимально удобный формат получения наших услуг — это беззаявительный. Он подразумевает, что человеку вообще не требуется обращаться в фонд.
Совершенствуются электронные сервисы. Благодаря им, все, что надо оформить в Социальном фонде, люди могут получить, не выходя из дома.
Так решается важнейшая задача, которая стоит перед Отделением СФР это — предоставление жителям края и автономии помощи от государства в простой и удобной форме. На это нацелено сегодня предоставление услуг по принципу социального казначейства.
— Что входит в это понятие?
— Предоставление услуг по принципу социального казначейства это — назначение мер поддержки в проактивном режиме, то есть в беззаявительном порядке при наступлении у граждан жизненных обстоятельств. И к этому же принципу относится предоставление услуг только по одному заявлению от граждан без необходимости для них представлять подтверждающие документы. Все это позволяет в кратчайшие сроки оказывать финансовую поддержку нашим землякам, в том числе семьям с детьми.
— За какими услугами жителям края и ЕАО вообще не нужно обращаться, потому что Социальный фонд их оформляет сам, без их участия? И как это происходит практически?
— Таких услуг уже значительное количество. В инициативном порядке Отделение СФР оформляет страховые номера индивидуальных лицевых счетов (СНИЛСы) на новорожденных, выдает сертификаты на материнский (семейный) капитал. За этими услугами не нужно обращаться. От родителей ничего не требуется. По факту регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС, Отделение СФР проактивно открывает на него индивидуальный лицевой счет (ИЛС) и отправляет его СНИЛС в личный кабинет мамы на портале госуслуг. С этим электронным документом ребенка семье доступно оформление детских пособий, получение медицинской помощи и др.
Также беззаявительно и автоматически в течение 5 рабочих дней после поступления в Социальный фонд сведений из ЗАГС мы оформляем материнский капитал и направляем электронные сертификаты в личные кабинеты мам на портале госуслуг. Напомню, что материнский капитал семьи получают на первенцев в размере 630 тыс. руб., а при рождении второго ребенка, сумма его увеличивается до 833 тыс. руб.
Благодаря такому подходу родители избавлены от необходимости сбора документов и визитов в МФЦ или клиентскую службу СФР, и могут больше времени уделить новорожденному.
В инициативном порядке Отделение устанавливает выплаты людям с инвалидностью: пенсию и ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Для демобилизованных ветеранов специальной военной операции, получивших инвалидность, мы проактивно выпускаем электронные сертификаты на всю номенклатуру технических средств реабилитации (ТСР), указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации. Сегодня электронный сертификат является самым оперативным вариантом получения ТСР. Он позволяет приобрести нужное изделие в короткие сроки и учесть пожелания человека с инвалидностью по всем параметрам изделия.
Кроме того, традиционно в проактивном режиме проводятся перерасчеты пенсий в связи с индексациями, прекращением трудовой деятельности пенсионеров, а также лицам, достигшим 80-летнего возраста.
Наиболее массовая услуга это — выплата в проактивном режиме пособия по временной нетрудоспособности. Ранее для его получения работнику необходимо было сообщить работодателю номер листка нетрудоспособности и предоставить заявление. Затем работодатель отправлял сведения для назначения и выплаты пособий. Сегодня на основании сведений из информационной системы выплаты пособий по нетрудоспособности Отделение СФР производит проактивно. Поэтому, для получения пособия работникам не нужно обращаться с заявлением на его установление. С начала текущего года в таком порядке Отделение оплатило жителям Хабаровского края и ЕАО свыше 180 тысяч листков по временной нетрудоспособности.
Проактивно проходит информирование граждан, достигших 40- 45 лет, об их стаже и пенсионных коэффициентах. Эти сведения необходимы им для понимания, как формируется их будущая пенсия. Уведомления поступают в личный кабинет на портале госуслуг.
Также в текущем году мы начали беззаявительно назначать пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетним. Отделение получает все необходимые сведения из государственных информационных систем в рамках межведомственного взаимодействия и назначает выплату в течение 5 рабочих дней. Поэтому теперь законному представителю ребенка не нужно лично обращаться за установлением такого вида пенсии. Извещение ему направляется в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении пенсии. Доставка пенсии происходит тем же способом, что и ранее назначенные Отделением выплаты. Если пенсия устанавливается впервые, тогда нужно подать заявление о способе доставки. Для этого есть удобный электронный сервис на портале Госуслуг. Но при желании можно обратиться с заявлением в клиентскую службу СФР или в МФЦ. С начала года в Хабаровском крае и автономии беззаявительно назначены пенсии по потере кормильца 350 детям, не достигшим возраста 18 лет.
С этого года также беззаявительно проводим перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и по инвалидности за работу на Севере.
Но по большинству услуг СФР от граждан пока ещё требуется подать заявление. При этом самые массовые оформляем без каких-либо документов. Их мы запрашиваем сами в порядке межведомственного взаимодействия.
— К их числу, наверное, относится единое пособие? Сколько жителей края и области его уже получает?
— В крае и автономии единое пособие получают 1 500 беременных и родители на более 115 тыс. детей до 17 лет. Пособие назначается по принципу социального казначейства. В подавляющем большинстве случаев заявителю достаточно подать только электронное заявление. Наши специалисты сами проверяют сведения через межведомственные запросы.
Это пособие объединило существовавшие ранее меры поддержки семей с детьми и было трансформировано в современную выплату, которая теперь предоставляется в более простом удобном формате. Первое, что появилось с его введением – это непрерывная поддержка семьи с момента беременности и до окончания школы. Ни одно детское пособие в России раньше не захватывало такой длительный период. К тому же с появлением единого оператора у семей есть ряд преимуществ, которых не было прежде. Теперь им удобно обращаться в «одно окно». Действуют единые условия оформления. Есть возможность указать всех детей в одном заявлении и оформить выплату сразу на каждого ребенка на одинаковый срок. Процесс установления пособия прозрачен, т.к. заявитель оперативно получает обратную связь в виде уведомлений о статусе заявления. Рассмотрение заявлений проходит быстро — не более 10 дней, получение первой выплаты через 5 дней после решения. К тому же установлен единый день доставки пособий для получателей через банк: 3 числа каждого месяца.
— Помогает ли принцип социального казначейства семьям, которые хотят распорядиться материнским капиталом?
— Да. Этот принцип успешно работает и для владельцев маткапитала. Мы договорились с банками, что при оформлении кредита они сразу принимают документы о распоряжении материнским капиталом. Поэтому при оформлении ипотечного кредита владельцу сертификата на материнский капитал достаточно подать только одно соответствующее заявление в банке. В некоторых банках это можно сделать даже в мобильном приложении.
Если кредит оформлен до приобретения права на материнский капитал, родители также могут обратиться в свой банк или же подать заявление о распоряжении маткапиталом на портале госуслуг.
Удобнее стало родителям при оплате материнским капиталом образования детей.
Раньше семьям требовалось представить в фонд копию договора об оказании платных образовательных услуг из учебного заведения. Теперь, родителям достаточно подать только заявление о распоряжении. Информацию о договоре на обучение Отделение запрашивает у учебной организации самостоятельно. Для этого Отделение заключило соглашение с более 500 образовательными организациями, в их числе - вузы, средние специальные, дошкольные учебные организации.
Также для оформления ежемесячной выплаты из материнского капитала семье достаточно подать только одно заявление в Социальный фонд на портале Госуслуг.
— Какие электронные услуги наиболее востребованы у людей старшего поколения?
— Заметно, что наше старшее поколение активно осваивает электронные сервисы Социального фонда. Например, популярен сервис на портале госуслуг «О доставке пенсии». Пенсионер в любой момент может подать электронное заявление и изменить способ доставки пенсии, выбрав для себя наиболее удобный. Этот же сервис помогает пенсионеру сообщить об изменении реквизитов счета.
Бывают ситуации, когда пенсионеру нужно уточнить размер пенсии, например, после индексации или после прекращения трудовой деятельности. Для этого достаточно заказать электронную справку о размере пенсии или о выплатах за определённый период.
Кроме того, жители края и ЕАО могут оформить пенсию в один клик на портале Госуслуг. Но при условии, что сведения в индивидуальном лицевом счете будущего пенсионера содержатся в полном объеме. Чтобы в этом убедиться, ему нужно заранее изучить информацию из индивидуального лицевого счета. Он содержит сведения о заработанном стаже и пенсионных коэффициентах. Это те параметры, от которых зависит право на страховую пенсию по старости и её размер. Если все сведения отражены в полном объеме, остается только направить в региональное отделение Социального фонда России электронное заявление о назначении пенсии. А о сборе документов и визите в клиентскую службу можно не беспокоиться.
Справка
Отделение СФР по Хабаровскому краю и ЕАО в 2024 году проактивно оплатило
180 тысяч листков по временной нетрудоспособности работникам предприятий Хабаровского края и ЕАО,
3,6 тысяч пособий по беременности и родам,
2,1 тысячи единовременных пособий при рождении ребенка жителям края и автономии,
назначило более 1,7 тысячи ежемесячных денежных выплат,
350 детям пенсию по потере кормильца,
сформировало более 1,8 тысячи государственных сертификатов на материнский капитал.
Пенсионные продукты НПФ предназначены именно для того, чтобы формировать накопления в течение длительного срока. На пенсии-то мы рассчитываем жить долго, соответственно откладывать на этот период нужно не один или два года, а 10-15 лет. Сегодня накопления на пенсию надежно защищены – застрахованы Агентством по страхованию вкладов по аналогии с банковскими вкладами, но на более крупную сумму - 2,8 млн рублей.
Исторический опыт показывает, что доходность, которую получают НПФ, инвестируя накопления в надежные ценные бумаги, на длинном горизонте обгоняет инфляцию. То есть, накопления не обесцениваются и даже, напротив, прирастают, хоть и не большими темпами. Отсюда можно сделать вывод, что копить в негосударственном фонде выгодно.
С другой стороны, популярность НПФ среди населения остается пока невысокой, в том числе из-за практики незаконных переводов между разными фондами в прошлом. Совсем недавно еще одна жительница Магадана подала иск о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от 2018 года.
Подобные истории о незаконных переводах пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ или из одного частного фонда в другой были характерны для 2016-2018 годов. Недобросовестные пенсионные агенты пользовались пробелами в законодательстве, чтобы зарабатывать комиссионное вознаграждение за каждого нового клиента – ведь НПФ, принимающий клиента, не был осведомлен об отсутствии его согласия на перевод.
Проблема незаконных переводов была решена на государственном уровне еще 5 лет назад, что позволило сделать рынок более прозрачным:
– с начала 2019 года НПФ стали получать информацию о клиентах, решивших сменить фонд. Это позволило выяснять у клиента действительность его намерений;
– НПФ, привлекающий клиента, стал обязан информировать его о возможных потерях инвестдохода при досрочном переходе (речь идет о том, что менять страховщика без потери инвестдохода можно не чаще, чем раз в 5 лет);
– заявление о намерении перейти из НПФ в НПФ или СФР застрахованный должен подавать до 1 декабря текущего года в территориальный орган СФР лично либо в электронной форме через портал «Госуслуги»;
– привлечение агентов для перевода средств пенсионных накоплений теперь запрещено на законодательном уровне;
– с 11 декабря 2023 года обращения в связи с незаконными переводами пенсионных накоплений можно урегулировать в досудебном порядке – с помощью финансового уполномоченного. Его решения обязательны для исполнения фондами.
В результате принятых государством мер на пенсионном рынке остались только проверенные и надежные участники. Они нацелены на то, чтобы добиться доверия граждан. Например, один из крупнейших в России частных пенсионных фондов «Будущее» ещё до радикальных законодательных изменений изменил бизнес-стратегию, фокусируясь на оздоровлении инвестиционного портфеля, повышение его доходности, а также полностью отказался от работы с посредниками.
«В 2014-2018 годы незаконные переводы были проблемой. Пострадали не только граждане, но и пенсионные фонды, репутации которых был нанесен ущерб. С тех пор в России изменились законодательные требования к деятельности НПФ, рынок претерпел серьезные изменения, и фактически на нём сегодня работают только надежные участники. Очень важно донести это до граждан – формировать свои сбережения в негосударственных пенсионных фондах можно выгодно и безопасно», – рассказали в НПФ «Будущее», который входит в ТОП-10 крупнейших НПФ России. Сегодня клиентами фонда являются более 4 млн граждан, из них 20 тысяч человек уже получают дополнительную негосударственную пенсию.
По данным ЦБ, более 36 млн человек доверяют НПФ свои пенсионные накопления в рамках ОПС (обязательное пенсионное страхование) и 6 млн человек являются клиентами по НПО (негосударственное пенсионное обеспечение, т.е. делают самостоятельные отчисления на специальный пенсионный счет или принимают участие в корпоративных пенсионных программах работодателей).
У пенсионных продуктов НПФ есть свои преимущества, о которых мы упоминали выше: они нацелены именно на долгосрочные накопления к какому-то событию в жизни, в том числе к выходу на пенсию, и застрахованы государством. По информации Банк России, доходность вложений пенсионных накоплений в НПФ за девять месяцев 2023 года составила 10,9% годовых. Она третий квартал подряд в этом году опережает показатели инвестирования пенсионных накоплений СФР. Это связано с наличием в портфелях НПФ акций, которые оказались более прибыльными в этот период. Доходность размещения пенсионных резервов НПФ — 10,1% годовых. Инфляция в этот период была на уровне 6,2% годовых.
В добровольных накоплениях более гибкие и условия для клиентов: формировать сбережения можно, начиная с любого возраста старше 18 лет, сумма и частота регулярных взносов определяется клиентом самостоятельно, как и срок выплат накопленных средств.
С 2024 года НПФ будут реализовывать программу долгосрочных сбережений (ПДС). В новом сберегательном продукте помимо вышеперечисленных преимуществ заложены еще и уникальные для финансового рынка преференции – например, софинансирование государством взносов участника программы.
Словом, инструментов для того, чтобы создать для себя финансовый запас на будущее, хватает, главное, не принимать скоропалительных решений, изучить продукты, почитать отзывы и сделать правильный выбор.
– Ирина Гаврииловна, во сколько лет женщины выходят на пенсию?
– Основной вид пенсии, которую назначают большинству граждан – это СП по старости.
Хочу напомнить, что ранее женщинам устанавливалась пенсия в 55 лет. С 2019 года происходит поэтапное повышение пенсионного возраста (ежегодно на 1 год). Например, в 2023, 2024 годах право на пенсию будут иметь женщины не моложе 58 лет, в 2025, 2026 годах – женщины не моложе 59 лет. С 2028 года женщины будут выходит на пенсию в 60 лет.
– Если у женщины двое детей, сможет ли она выйти на пенсию не в 60 лет, а раньше? И какое количество детей дает маме такую возможность?
– Только жительницы севера могут выйти на пенсию досрочно, в 50 лет, при наличии 2 детей. При этом им необходимо выработать 20 лет страхового стажа, из которых 12 лет - на Крайнем Севере или 17 лет - в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
На досрочное назначение пенсии имеют право женщины с тремя, четырьмя, пятью и более детьми.
Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию в 57 лет (на 3 года раньше общеустановленного пенсионного возраста). Если у женщины четыре ребенка – в 56 лет (на четыре года раньше). Женщины, имеющие пять и более детей, могут выйти на пенсию в 50 лет.
При этом многодетным женщинам, чтобы претендовать на досрочное назначение пенсии необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.
– Если у женщины с северным стажем только один ребенок, она уже не может претендовать на пенсию в 50 лет?
– Нет. В этом случае (опять же при соблюдении требований к выработанному стажу) женщина выйдет на пенсию в 55 лет. Для северян по-прежнему возраст выхода на пенсию на 5 лет раньше, чем общеустановленный.
Минимальный северный стаж для досрочного назначения пенсии не поменялся и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах КС и 20 календарных лет в МКС. Требования по общему страховому стажу аналогично сохранились и составляют 20 лет для женщин.
– Что в пенсионном законодательстве предусмотрено для женщин, воспитывающих детей-инвалидов?
– Мама ребенка-инвалида имеет право на досрочное назначение пенсии в 50 лет. При этом для мамы необходимо не менее 15 лет страхового стажа. Даже если у ребенка со временем будет снята инвалидность, право на досрочную пенсию сохраняется.
– Если у женщины очень большой трудовой стаж. Может ли она выйти на пенсию досрочно?
– Да, в законодательстве предусмотрена досрочная пенсия за длительный стаж.
У женщин с длительным трудовым стажем есть возможность назначить досрочную пенсию по старости. Для того чтобы воспользоваться этой нормой закона, стаж, женщины должен составлять 37 лет. Это позволит выйти на пенсию на 2 года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет.
Необходимо отметить, что в длительный стаж (37 лет) не включается уход за ребенком. В такой стаж засчитываются только периоды трудовой деятельности, которые выполнялись на территории России, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
140 женщин в Хабаровском крае такой возможностью уже воспользовались.
– Входит ли в стаж период, когда женщина ухаживает за ребенком?
– Да. Периоды ухода за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет учитываются в стаж при установлении пенсии (но не более 6 лет). Кроме учета в стаж, за данные периоды начисляются пенсионные коэффициенты.
– Правда ли, что время ухода за вторым и третьим ребенком выгоднее для пенсии, чем уход за первым?
– Да, размер индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), который формирует пенсионные права мамы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, зависит от количества детей. Уход за первым ребенком составляет 1,8 ИПК за год, за вторым ребёнком - 3,6 за год, за третьим и четвертым - 5,4. Таким образом, при наличии 4 детей величина ИПК за периоды ухода за ними составит 24,3.
– Бывают случаи, что женщины во время отпуска по уходу за ребенком выходят на работу. Как это отразится на их будущей пенсии?
– Если несколько периодов совпадают по времени, то при назначении пенсии учитывается только один из них – наиболее выгодный. При этом у женщины есть выбор: или учесть периоды работы или периоды ухода (независимо от того, что в это время женщина работала). При расчете пенсии выбирается наиболее выгодный вариант.
– Если семья примет решение, что мама выйдет на работу, а папа оформит отпуск по уходу за ребенком. Будет ли ему засчитано в стаж это время? Или это актуально только для мам?
– Для пап это тоже актуально. Семья вправе решать, кому идти в отпуск по уходу за ребенком: отцу или матери. От этого будет зависеть, кому из родителей полагаются коэффициенты к пенсии. Периоды ухода за детьми засчитываются в стаж одному из родителей: или маме или папе.
– Если женщине пенсия уже назначена, но младшие дети ещё учатся, полагается ли в этом случае прибавка к пенсии?
– Да, мамы, получающие пенсию, имеют право на повышенную фиксированную выплату к СП на детей не старше 23 лет.
На детей до 18 лет увеличенная фиксированная выплата к пенсии устанавливается без каких-либо условий, в том числе независимо от факта учебы. Для ее получения необходимо подать заявление через электронные сервисы (сайт СФР, ЕПГУ) либо в клиентскую службу Отделения СФР.
В том случае, если ребенок достиг 18-летия, повышенная фиксированная выплата устанавливается при условии, что он обучается по очной форме в образовательном учреждении. При этом тип и вид учебного заведения, в котором обучается ребенок, не имеет значения. Это может быть государственное или коммерческое учебное заведение, на платной или бесплатной основе.
– Что нужно сделать, чтобы получать такую добавку?
– Для установления повышения фиксированной выплаты на детей старше 18 лет следует обратиться в клиентскую службу с заявлением и подтвердить факт обучения справкой из учебного заведения об очной форме обучения.
– Еще один вопрос от женщины, которой недавно исполнилось 55 лет, но она была вынуждена оставить работу, чтобы ухаживать за больной мамой. Потеряет ли она стаж при назначении пенсии?
– Нет, не потеряет. По пенсионному законодательству периоды ухода трудоспособного лица за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом и престарелым в возрасте 80 лет и старше включаются в стаж при определении права на пенсию и при исчислении ее размера.
– Чтобы вы посоветовали женщинам, которые только формируют свои пенсионные права? На что обратить особое внимание?
– Я хотела бы им посоветовать контролировать состояние своего ИЛС. Они будут знать всё о своих пенсионных правах: сколько заработали стажа и ИПК. Это те параметры, от которых зависит право на СП по старости и её размер.
Ознакомление с ИЛС поможет вовремя принять меры, если какие-то периоды трудовой деятельности не учтены. При этом ознакомиться с ИЛС можно не выходя из дома на портале госуслуг. Для этого нужно заказать справку (выписку) о состоянии ИЛС.
– Куда можно обратиться с вопросом по назначению пенсии?
– Заявление на назначение пенсии можно подать в СФР, не выходя из дома, на портале госуслуг. Можно по предварительной записи обратиться в КС СФР или в МФЦ.
– Как можно задать свой вопрос в СФР?
– Для оперативного ответа с вопросом общего характера можно обратиться в аккаунт отделения в соцсетях: Вконтакте, Одноклассники или Телеграм, можно позвонить по телефону единого контакт-центра: 8 800 100 00 01. Консультацию, требующую погружения в персональные сведения, также дадут операторы единого контакт-центра, если у клиента есть секретное «кодовое слово». Также можно написать в онлайн-приемную на сайте СФР.
– Надо ли приносить документы, если подал заявление на назначение пенсии на госуслугах?
– Не надо, если вы ознакомились со своим индивидуальным лицевым счетом (ИЛС), проверили полноту сведений о стаже и заработке и проставили отметку о согласии с назначением пенсии по сведениям персонифицированного учета.
Если на ИЛС отсутствуют какие-либо сведения, тогда отметку ставить в заявлении не надо и следует принести подтверждающие документы в клиентскую службу СФР. После этого сведения будут учтены на ИЛС и войдут в расчет пенсии.
– Повысится ли надбавка к пенсии за детей для работающих пенсионеров в 2023 году?
– Надбавка за иждивенцев устанавливается к фиксированной выплате, которая входит в страховую пенсию. Пенсия ежегодно индексируется у всех пенсионеров, но в увеличенном размере выплачивается только неработающим. Поэтому надбавка за иждивенцев у работающих пенсионеров увеличена не будет.
– Если есть 30 лет северного стажа и 1 ребёнок, а в этом году исполнится 51 год, когда будет назначена пенсия?
– По «старому» законодательству право на пенсию за работу на «севере» наступило бы в 50 лет, но с учетом изменений и переходного периода право на пенсию у вас будет в 54 года.
– Если дочь - студентка очного отделения работала один месяц в лагере, могут ли в таком случае убрать надбавку к пенсии за иждивенца? Ведь ребенок пенсионера работает не на постоянной основе, а всего несколько недель в год?
– Да, в этом случае выплата надбавки прекратится. На период работы иждивенца надбавка не полагается. О факте его работы необходимо сообщить в Социальный фонд. Но после прекращения трудовой деятельности, можно снова подать заявление на установление надбавки.
– Ещё такой вопрос пришел в редакцию «С 2020 года я являюсь мамой ребёнка-инвалида. По этой причине я работаю на 0,5 ставки. Сказывается ли мой неполный рабочий день на набор пенсионных баллов, на мою будущую пенсию и т.д.»?
– Да, скажется. В этом случае будет сформировано меньше пенсионных коэффициентов, чем, если бы вы работали полный рабочий день. От ИПК зависит размер пенсии. При этом страховой стаж формируется в полном объеме. Вы, как мама ребенка инвалида, сможете выйти на пенсию досрочно, если у вас будет выработано 15 лет страхового стажа и не менее 30 пенсионных коэффициентов.
– И последний вопрос от читателей: «Я получаю пенсию 4 года, на иждивении - несовершеннолетний сын. В январе следующего года ему исполнится 18 лет, но он ещё будет школьником. Будет ли мне сохранена эта доплата к пенсии или нет? И будет ли вновь назначена при его поступлении на очное отделение вуза»?
– Надбавка положена на весь период обучения. Когда ребенку исполнится 18 лет, нужно представить справку, что он учится в школе. Выплата будет продлена по 31 августа. При поступлении в вуз, нужно будет представить справку об очном обучении ребенка. В этом случае доплата сохранится.
Внеочередное повышение ключевой ставки стимулирует банки снова увеличить доходность по вкладам, причем значительно. Наши эксперты считают, что корректировка доходности составит в среднем 70-80% от размера повышения ключевой ставки, наиболее привлекательными будут ставки по долгосрочным депозитам. Это даст возможность зафиксировать максимально выгодные условия на длительный срок.
На этом фоне сберегательные настроения дальневосточников укрепятся: люди будут стремиться защитить средства от инфляции, а рублевый депозит остается надежным и самым популярным инструментом для этой цели в России.
Сегодня сбережения есть почти у половины (44%) российских семей, говорят данные ВЦИОМ. Доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза. Главные мотивы сберегательного поведения — отложить на покупку/ремонт недвижимости, отдых/лечение и на старость. Мужчины более активны в вопросах сбережения, чем женщины (50% vs. 38%), чаще сберегают россияне, имеющие одно высшее образование или два (54-50%). Интересно, что начиная примерно с 2018 года, лидер по доле имеющих сбережения изменился - теперь это молодежь до 30 лет.
Дальневосточники гибко реагируют на конъюнктуру и оперативно корректируют модели управления сбережениями: мы видим это по своим клиентам. Давайте проследим, как менялись предпочтения в выборе сроков размещения средств: в прошлом году по мере расширения горизонта планирования и снижения ставок у жителей округа вырос спрос на вклады до 6 месяцев, а впоследствии – до года. По нашей статистике, сегодня каждый второй дальневосточник открывает вклад на полгода, еще треть – на три месяца, остальную часть занимают вклады от 1 года.
У дальневосточника каждый рубль на счету и в дело: любые свободные средства он заставит работать. Мы посчитали, размер сбережений в округе не очень большой – средняя сумма одного депозита составляет 475 тысяч рублей. Самый большой размер этого показателя – в Камчатском крае (620 тысяч), наименьший – в Бурятии (350 тысяч).
Мы также наблюдаем, что у жителей округа растет интерес к альтернативным валютам – включение их в сберегательный портфель позволяет получить оптимальную доходность. В первую очередь спросом пользуется, конечно, юань.
По данным исследований НАФИ, открытие сберегательного счета или вклада в банке в настоящее время является самым популярным среди россиян способом сбережения и инвестирования. Наши цифры показывают, что в ДФО чаще всего этот инструмент используют жители Хабаровского края, Приморья и Якутии. В топ-5 регионов округа по количеству открытых депозитов входят также Амурская область и Забайкалье.
В целом россиянам сегодня важнее сохранить, чем преумножить, говорит НАФИ. При выборе способа вложения денег главными критериями являются: возможность забрать деньги в случае необходимости и гарантия сохранности вложений. Только третье место в рейтинге занимает критерий уровня доходности выбранного финансового инструмента.
Сегодня много внимания уделяется программам повышения финансовой грамотности. Вместе с тем, учитывая наш российский «анамнез», этой работы нужно еще больше, особенно среди молодежи и старшего поколения – это позволит снизить необоснованную тревогу за сохранность сбережений и даст дальневосточникам возможность более осознанно, с большей пользой распоряжаться своими деньгами.
– Инна, наш разговор хотелось бы начать с вас. С чего начался ваш Сбер?
– Моя карьера в банковской сфере началась с небольшого регионального коммерческого банка. А в ноябре 2013 как раз на день рождение Сбербанка, пришла в компанию клиентским менеджером малого бизнеса.
После клиентской службы развивалась в области кредитования. Ведь, несмотря на большое количество появляющихся продуктов, кредитование остается основным флагманом взаимоотношений клиента с Банком. Бизнес постоянно развивается, чтобы успевать за растущей конкуренцией, а для этого нужны финансы собственные или заемные.
Я понимала, что важно понять не только условия: сроки, ставки, а важно погрузиться в процесс, в кредитную экспертизу.
Дальше работала в разных направлениях банка. Затем было предложение поехать начальником управления малого бизнеса Камчатского головного отделения Сбербанка. Приняла его. Семья поддержала моё решение.
Очень плотно работали с правительством Камчатского края по реализации государственных программ поддержки предпринимателей. В 2020 была пандемия, Сбер был на передовой в части оказания поддержки бизнесу. Несмотря на определенные ограничения, связанные с карантинными мероприятиями, мы реализовали множество проектов, значимые для развития края и были отмечены благодарностью правительства.
В 2021 поступило предложение вернуться обратно в Хабаровск и в 2022 я возглавила управление продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка.
– Вы хорошо знаете Дальний Восток. Практически побывали во всех регионах территории. На Ваш взгляд, дальневосточный малый бизнес отличается от бизнеса центральной и западно-европейской части России?
– Однозначно отличается. Наши предприниматели более гибкие, быстро адаптируются к изменениям, постоянно анализируют информацию. Здоровый дух авантюризма в дальневосточниках есть. В текущей ситуации, как и в пандемию, наши предприниматели очень быстро приспособились к условиям новой экономической реальности. Нашли новые логистические пути, не боялись идти в омут с головой, даже в сотрудничестве с теми странами, с которыми нам было весьма сложно работать.
Хотя изначально мы опасались, что многие инвестроекты будут заморожены. Но нет. Уже за текущий год мы реализовали множество крупных сделок по строительству торговых центров, спортивных и туристических объектов. Работали над проектом по переоборудованию завода по утилизации ТБО, помогали наладить производства, нацеленные на импортозамещение, логистику.
– Последние несколько лет сложился устойчивый тренд на цифровизацию во всех сферах деятельности человека, в том числе и в бизнесе. В этом плане какой запрос у дальневосточных предпринимателей?
– В настоящее время даже у представителей микро-бизнеса, который только начинает вставать на ноги, есть понимание, что самое основное в бизнесе - это найти свою целевую аудиторию. Потому что, если ты знаешь, что продавать, но не знаешь кому, то это большая проблема. А для того, чтобы найти свою целевую аудиторию, прежде, чем ты начнешь развиваться и масштабировать свой бизнес, тебе нужна аналитика, какие-то данные, учет, понимание возвращаемости клиентов, средний чек и так далее.
Некоторые предприниматели по привычке ведут учет через администратора, который записывает все отчеты, фиксирует дни рождения клиентов и т.д. Только представьте, какое количество времени тратится на ручную обработку этих данных.
И здесь Сбер предлагает уникальное отраслевое решение, которое отлично подстраивается под текущую потребность наших клиентов. Это не какая-то отдельная программа, все встроено в личный кабинет СберБизнес. Сервис представляет аналитику для управления любой розничной сетью в одном окне, позволяет вовремя узнать о важных событиях в бизнесе, рисках и трендах развития, выручку и средний чек, сравнение с конкурентами, портрет покупателя его возвращение и многое другое. Сервис доступен каждому предпринимателю и предоставляется бесплатно. Та же СRМ-система, те же отчетности, которые они могли бы вести вручную или платно, но зачем, если у нас есть эта статистика и данные в СберБизнес.
Дополнительно мы предлагаем нашим клиентам сервисы, которые помогают исключить риск блокировки в рамках 115 ФЗ, так называемые «Светофоры». Сервис ежедневно анализирует операции по счету. В режиме светофора подсказывает, на какой тип операции нужно обратить внимание и предоставляет рекомендации по ведению безопасного бизнеса.
Для каждой сферы бизнеса у нас есть индивидуальные, не имеющие аналогов отраслевые решения. Сервисы, которые действительно работают и помогают развиваться и вести свой бизнес безопасно.
– В условиях нестабильности очень важно разрабатывать программы поддержки бизнеса. В настоящий момент, какие меры поддержки действуют в Сбере?
– Работает программа Минэкономразвития РФ по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки МСП. По этой программе мы можем выдавать предпринимателям кредиты под льготную ставку. Она зависит от ключевой процентной ставки Центробанка. За 2022 год мы профинансировали дальневосточных предпринимателей на сумму более 8,8 млрд. руб., за 2023 год заключено договоров на 3 млрд. руб.
Согласно Постановления Правительства №1570 также действует программа Промипотека, которая направлена на финансирование инвестиционных проектов юридических лиц для приобретения объектов недвижимого имущества в целях осуществления промышленного производства. Льготная процентная ставка по программе составляет от 3 - 5% годовых.
Сбер активно оказывает меры поддержки бизнесу в рамках государственных программ. На сайте банка размещен конструктор по подбору подходящей программы с указанием первоначальных требований и процентной ставки, с возможностью подать заявку онлайн.
Дополнительно, своим клиентам мы предлагаем быстрые решения в кредитовании, возможность самим управлять кредитной ставкой, снижение до 2% при соблюдении определенных критериев. Все критерии, простые не требующие усилий и выхода из зоны комфорта при ведении бизнеса. Сами клиенты отмечают, что решение удобное и понятное.
Для тех клиентов, кто только планирует кредитование или хочет оценить свои реальные возможности, Сбер предлагает воспользоваться сервисом «Кредитный потенциал для бизнеса», в течение нескольких минут сервис позволяет узнать предварительно возможную сумму кредита.
Клиент сам в режиме онлайн может выбрать программу и направить заявку на одобрение. Сроки рассмотрения заявки в зависимости от вида кредита и текущей потребности занимают от 15 минут. Выдача возможна в режиме онлайн в зависимости от выбранных кредитных условий.
– Ваши рекомендации начинающим предпринимателям и тем, кто уже работают с нами.
– Всем предпринимателям Дальнего Востока рекомендую принимать новую реальность и адаптироваться к текущим условиям. В современном мире происходит большое количество изменений, под которые важно оперативно подстроить свой бизнес для успешного развития.
Начинающим предпринимателям желаю найти свою нишу и целевую аудиторию, верить в себя и свои проекты, верить в свою причастность. Для меня это важно - верить в свой проект, продукт, услугу и максимально делать это лучше всех и превосходить ожидания клиента. Тем, кто с нами уже не первый год, благодарю за доверие, верю в плодотворное сотрудничество. Мы тот банк, который превосходит ожидания.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.