На Дальнем Востоке в оптовом сегменте снизились цены на минтай, мойву и лосось. При этом розничные цены снижения не показали.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Росрыболовства, в ДФО с начала года минтай подешевел на 3,6% (до 108 рублей за кг), камбала снизилась в цене на 2% (до 100 рублей за кг). Цена на треску осталась прежней — на уровне 230 рублей. В опте на Дальнем Востоке горбуша подешевела в полтора раза — до 150 рублей за кг, кета — на 4,2% (345 рублей).
В центральной России стоимость горбуши снизилась более чем на 40% — до 190 рублей за кг, кеты — на 2,5% (390 рублей).
В целом в России оптовые цены на мороженую рыбу стабилизировались, а по большинству позиций снизились. Однако розничные цены пока не снизились. По сравнению с началом года потребительские цены выросли на 0,85%.
Цифровизация проникает в различные сферы экономики. Торговля, промышленное производство, логистика — далеко не полный список отраслей, где наличие цифровых сервисов уже никого не удивляет. Однако рыбная отрасль не отличается глубоким проникновением современных организационных решений. О государственных мерах «оцифровки» рыбохозяйственного комплекса, проблемах и перспективах этого процесса — в материале эксперта EastRussia Юлии Беликовой.
О достижениях и трудностях
Рыбная отрасль — важный сектор российской экономики. В 2022 году отечественные промысловики добыли 4,8 % мирового улова водно-биологических ресурсов (ВБР), что в абсолютных цифрах составило 4,5 млн тонн. В 2023 году улов российских рыбаков достиг рекордных за 30 лет 5,3 млн тонн. Отрасль находится в фокусе постоянного внимания руководства страны. Только в текущем году президент РФ провёл не менее десяти мероприятий, касавшихся проблем рыбохозяйственного комплекса. Глава государства встретился с руководителями Росрыболовства, Минсельхоза и Росприродназора, принял доклады губернаторов Сахалина и Чукотки, пообщался с предпринимателями Дальневосточного федерального округа, представителями агропромышленного комплекса и студентами Калининградской области.
Рыбная отрасль уверенно развивается, хотя и не без проблем. Сложности, в основном, вызваны низкой экономической эффективностью рыбопромысловых компаний. Проблема особенно характерна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, где по состоянию на май 2023 года у 90 % рыбопромысловых судов были превышены нормативные сроки эксплуатации. По сути, в рыбной отрасли ДФО сегодня сложился «идеальный шторм». С одной стороны, растущие затраты на содержание и обновление флота и перерабатывающих мощностей приводят к закредитованности компаний и увеличению себестоимости продукции. С другой, потеря части международных рынков ужесточает конкуренцию за внутренних и внешних клиентов, вынуждая промысловиков и переработчиков снижать отпускные цены.
Стратегия цифровой трансформации
Одним из путей преодоления проблем рыбной отрасли представляется её всеохватная цифровизация. Положительным примером здесь может служить Китай. В 2012-2020 годах КНР во многом благодаря цифровым технологиям превратилась из главного нетто-экспортёра морепродуктов в крупнейшего нетто-импортёра и переработчика ВБР. Важно, что наше государство видит данный тренд и интегрирует «цифру» в отрасль. Новый этап цифровизации рыбного хозяйства начался с принятием в ноябре прошлого года доработанного варианта «Стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Пожалуй, основной новеллой документа является внедрение искусственного интеллекта в сельское хозяйство. Кроме того, к марту 2025 года правительство планирует запустить единую цифровую платформу, которая интегрирует информационные ресурсы Минсельхоза и Росрыболовства с электронными системами других ведомств.
Удивительно, что столь важный для рыбного хозяйства нормативный акт практически не обсуждался профессиональным сообществом, равно как и не нашёл отражения в профильной прессе. Вероятно, недостаток внимания к вопросам цифровизации вызван сложившимися в рыбной отрасли обычаями делового оборота. Промысловики и переработчики привыкли жить «по-старому», избегая новаций и перемен. Для отрасли считается нормальным скрывать информацию о контрагентах, суммах и объёмах сделок. В результате цены на рынке диктуют крупные покупатели, а не производители. Добытчики и переработчики вынуждены снижать себестоимость товара, предпочитая в некоторых случаях экономить на его качестве.
Из «красного» в «голубой» океан
Экономисты Рене Моборн и Чан Ким описывают сложившуюся в рыбной отрасли ситуацию как «красный океан», признаками которого являются ограниченность и закрытость рынка сбыта. Жизненный пример «красного океана» — небольшой посёлок с несколькими продуктовыми магазинами, где представлен схожий ассортимент товаров. Именно таким «посёлком» сегодня является отечественный рыбопромышленный комплекс.
Цифровизация же рыбной отрасли сформирует в рыбохозяйственном секторе так называемый «голубой океан», который, согласно концепции Моборна и Кима, характеризуется неограниченным рынком сбыта и возможностью продавца предлагать качественный продукт по подходящей для массового потребителя цене. Жизненным примером «голубого океана» является поездка сельского фермера на ярмарку в столицу, где его товар «разлетается» за несколько часов. Создание цифрового «голубого океана» в рыбной отрасли позволит промысловикам и переработчикам выйти на широкий круг клиентов и более не зависеть от цены, навязанной узким кругом постоянных покупателей. Преимуществом данной стратегии является возможность производителя прогнозировать выручку от продаж и эффективно выстраивать бизнес. Кроме того, избавившись от постоянной конкурентной борьбы промысловики и переработчики смогут сконцентрировать усилия на создании нового растущего спроса.
Цифровизация: взгляд бизнеса и государства
Российское государство уже разработало и внедрило комплекс цифровых инструментов для построения новой модели рыбохозяйственного сектора. Это и система «Меркурий», и электронные рыболовные журналы, и сервисы мониторинга судов и ресурсов. Однако вектор государственной цифровизации по большей части направлен на «обеление» добычи, перемещения и продажи ВБР. Внедряемые сервисы облегчают осуществление контрольно-надзорных функций государства, но не оптимизируют доступ промысловиков к рынкам, чего недостаточно для перехода из «красного» в «голубой океан».
Качественные изменения в рыбохозяйственном секторе возможны лишь за счёт профильных «рыбных маркетплейсов», которые создадут единое цифровое пространство для всех участников рынка. Для сравнения можно вспомнить историю Wildberries и Ozon, сделавших революцию в сфере потребительской розницы. В рыбной отрасли сегодня уже функционируют такие интернет-ресурсы b2b-торговли как Фишери, FishNet, FishStat, fishplace.ru. Однако государственный регулятор видит цифровую трансформацию в первую очередь как способ контроля за транзакциями и складским учётом рыбной продукции. Из перечисленных интернет-сервисов на сегодня только fishplace.ru является полноценной площадкой, решающей задачи и бизнеса, и государства. Остальные же сайты на данный момент имеют функционал схожий с досками объявлений.
Трансграничные цифровые рынки
Дополнительным аргументом в пользу развития отраслевых электронных экосистем является возможность освоения новых международных рынков. Когда «недружественные» страны отказались от работы с российскими промысловиками, онлайн площадки позволят подключить новые иностранные компании, а значит помогут отечественным предприятиям найти зарубежных контрагентов. К слову, в текущем году российские промысловики намерены начать добычу ВБР в Африке. Новые правила малоизвестных рынков неизбежно повлекут за собой и новые трудности. Создание же трансграничного цифрового рынка сделает сопряжение российского и африканского рыбных хозяйств более плавным и бесшовным.
Таким образом, цифровизация рыбной отрасли представляется не только естественным процессом, но и жизненной необходимостью. Российское государство в данном процессе идёт в ногу со временем, демонстрируя гораздо более прогрессивные взгляды, нежели большая часть участников рынка. Требуется лишь более широкий взгляд регулятора на проблему. Что касается промысловиков, то лидерами отрасли в средне- и долгосрочной перспективе станут компании, которые начнут осваивать «цифру» уже сегодня.
Дальневосточные рыбопромышленники обеспечивают более 80% рыбного улова в стране. В начале текущего года росли показатели вылова, но в то же время зафиксировано сокращение экспорта. При этом в отрасли выступают за отмену экспортных пошлин в целях поддержки промысла. Ряд отраслевых предприятий находятся в процессе судебных разбирательств.
Добыча и экспорт
С января по начало апреля 2024 г. российские рыбопромышленники добыли около 1,5 млн тонн водных биоресурсов, что на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Большая часть улова (83%) приходится на Дальний Восток. Основу улова составляют минтай (963,3 тыс. тонн), объемы добычи которого по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 5%, а также тихоокеанская сельдь (160,9 тыс. тонн), добыча которой увеличилась на 25,2%. Объем добычи трески составил 108,9 тыс. тонн (сокращение на 7,3%).
Следует отметить, что за первый квартал года объем поставок минтая на внутренний рынок вырос на 36% относительно аналогичного периода прошлого года, до более чем 100 тыс. тонн. Напомним, что в 2023 г. вылов минтая в стране превысил 1,9 млн тонн, став самым высоким в стране за последние 25 лет.
Между тем «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) договорилась с федеральной торговой сетью «Перекресток» (входит в X5 Group) о прямых поставках произведенного в море дальневосточного минтая шоковой заморозки в объеме 1,2 тыс. тонн до конца 2026 г. Ранее торговые компании работали при поставках с производителями готовой продукции и дистрибьюторами, но не напрямую с рыбодобытчиками, по этой причине соглашение при сравнительно небольших объемах поставки стало первым на рынке. Соглашение было подписано при участии рыбоперерабатывающей компании «Агама Истра»[1]. Прямые поставки минтая будут осуществляться из Берингова и Охотского морей.
Что касается экспорта, то с начала текущего года (январь-март) из Приморского края и Сахалинской области оформлено на экспорт 225,5 тыс. тонн рыбной продукции, что на 25% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Товар был направлен в 14 стран. Наиболее значительно сократился экспорт в Республику Корея – на 51%, до 73,3 тыс. тонн. В КНР направлено 146 тыс. тонн рыбопродукции, в Японию – 3,9 тыс. тонн. Также небольшие партии поставлены в ОАЭ, ЮАР, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Польшу и Израиль. Наиболее востребованной экспортной продукцией является минтай, треска и живой краб. В частности, ожидается, что экспорт живого краба в КНР в текущем году вырастет на 7-10% относительно 2023 г.[2] За прошлый год экспорт краба и крабовой продукции из Приморья в Китай уже вырос на 69% относительно 2022 г., до 35 тыс. тонн. В январе-феврале 2024 г. из Приморья в КНР было экспортировано 5,5 тыс. тонн дальневосточного краба, что на 52,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Напомним, что по итогам 2023 г. экспорт рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока в страны АТР составил 1,8 млн тонн, на 10% превысив показатель 2022 г. В денежном эквиваленте объем экспорта составил 4 млрд долларов.
В марте в ходе заседания комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Ассоциация добытчиков минтая (президент – А.Буглак) предложила обнулить экспортные курсовые пошлины в отношении всех видов экспортной продукции из минтая (филе, фарш, сурими). По мнению РСПП, этого требует сложившаяся ситуация на рынке. Так, в прошлом году наблюдалось снижение цены на российское филе минтая, в конце года она сократилась по отношению к декабрю 2022 г. на 36%. На рынке ЕС импорт филе минтая российского производства (и филе, произведенного в третьих странах из российского сырья) попадает под импортную пошлину в 13,7%, что несет дополнительные издержки для экспортеров [3].
По расчетам РСПП, потери экспортеров с учетом снижения цены на филе, курсовой пошлины, импортной и экспортной пошлин составляют 2,5 тыс. долларов с одной тонны (не учитывается рост стоимости топлива и фрахта)[4]. Ситуация с поставками на европейский рынок влияет на цену российского мороженого минтая, поставляемого в КНР. В феврале текущего года цена на минтай в Китае снизилась до 900 долларов за тонну, что на 35% меньше, чем в феврале 2023 г.
Позицию РСПП поддержали в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев). Там полагают, что из-под действия курсовых экспортных пошлин следует вывести не только филе минтая, но также филе трески, другие виды переработанной рыбной продукции из тихоокеанских лососей, филе судака, сельди. Напомним, что курсовые экспортные пошлины были введены постановлением правительства №1538 от 21 сентября 2023 г., пошлина составляет от 4% до 7% таможенной стоимости в зависимости от курса национальной валюты (взимается при курсе 80 рублей за 1 доллар США и выше). В марте ставка составила 5,5% против 4,5% в феврале (в октябре и ноябре прошлого года ставка составляла 7%, в декабре – 5,5%).
Юридические распри
В отрасли происходит ряд крупных судебных разбирательств, инициируемых как самими рыбопромышленниками, так и их контрагентами и контрольно-надзорными органами. Арбитражный суд Приморского края в конце марта удовлетворил в полном объеме крупный иск, поданный Генпрокуратурой РФ к сахалинскому рыбопромышленнику О.Кану, членам его семьи и сахалинскому благотворительному фонду «Родные острова», учредителями которого являются подконтрольные родственникам О.Кана компании[5]. По мнению истца, группа лиц вела добычу краба и других водных биоресурсов по квотам, а затем продавала улов в другие страны, выводя прибыль на счета в иностранных банках. Сам О.Кан имеет вид на жительство в Республике Корея. Договоры признаны судом ничтожными, доли в компаниях взысканы в пользу государства. В ходе судебного заседания ответчики сообщили о смерти О.Кана в феврале 2023 г. в Великобритании, однако Генпрокуратура сочла предполагаемую смерть предпринимателя инсценировкой.
Рассмотрение второго крупного иска Генпрокуратуры[6] – на 17,4 млрд рублей, к рыбопромышленнику Д.Дремлюге, его семье и связанным с ним компаниям суд отложил на 17 апреля[7]. Известно, что Д.Дремлюга имеет гражданство Украины и на данный момент проживает за пределами РФ. В надзорном ведомстве настаивают на том, что Д.Дремлюга и О.Кан, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство, являются иностранными инвесторами, и не могут добывать стратегически важные биоресурсы в отсутствие специального согласования с правительством.
Стоит отметить, что одно из предприятий, входящих в число активов Д.Дремлюги, ООО «Зарубинская база флота» (ЗБФ) в феврале сообщило о невозможности выплаты выходных пособий и зарплаты сотрудникам, а также обязательных платежей в установленный срок. В связи с этим компания намеревается подать иск в Арбитражный суд Приморского края о признании себя банкротом. Предприятие также подавало заявление о банкротстве в январе, но суд его отклонил (истец не приложил документы, подтверждающие наличие задолженности, списка кредиторов, отчет о стоимости имущества). В конце 2023 г. суд во Владивостоке удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ о взыскании с ЗБФ, связанных с ней физических и юридических лиц 4,3 млрд рублей в рамках дела о незаконной добыче водных биоресурсов.
Тем временем ГК «Антей»[8] И.Михнова и А.Пинчевского в марте подала в Арбитражный суд Москвы иск к Росрыболовству о расторжении договора о закреплении доли квоты и взыскании 1,01 млрд рублей неосновательного обогащения. Предварительное судебное заседание по данному иску назначено на 18 апреля. Входящее в группу компаний ООО «Антей» требует расторгнуть договор от августа 2018 г., по которому за компанией было закреплено 15,522% приобретенной на аукционе квоты на камчатского краба в подзоне «Приморье». В 2017 г. компания выиграла торги на лот с долей квоты на камчатского краба в данной локации, предложив 1,2 млрд рублей. На конец 2021 г. остаточная стоимость квоты была оценена компанией в 820,3 млн рублей. Подача иска связана с запретом на вылов камчатского краба в подзоне «Приморье», который был введен Минсельхозом РФ в июне 2021 г. для восстановления популяции ресурса. Затем запрет был продлен до конца 2024 г.
К подаче иска компанию «Антей» мог подтолкнуть рост кредиторской задолженности группы, характерный в настоящее время в целом для добытчиков крабов. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), общие обязательства всех добытчиков крабов в стране могут превышать 600 млрд рублей. В конце 2023 г. в рамках второго этапа крабовых аукционов «Антей» выиграл торги на четыре лота стоимостью более 34 млрд рублей (на вылов в Западно-Беринговоморской, Карагинской, Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской подзонах).
Тем не менее для досрочного расторжения договора через суд необходимо доказать, что введение ограничений на вылов краба нельзя было предвидеть, а также, что истец не может повлиять на отмену запрета, и при продолжении действия договора потерпит убытки, сопоставимые (или превышающие) выгоды от заключения контракта. Изменение законодательства может не быть признано существенным обстоятельством.
Что касается перспектив отмены запрета на вылов, то по данным Тихоокеанского филиала ФГНБУ «ВНИРО»[9] (ТИНРО), по состоянию на конец марта текущего года не наблюдается признаков восстановления запасов синего и камчатского крабов в Приморье в Японском море (южная часть подзоны «Приморье»). Данные виды крабов относятся к долгоживущим, и для восстановления их запасов требуется длительный период.
В Приморье арест по решению краевого Арбитражного суда наложен на движимое и недвижимое имущество ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР, главный актив экс-губернатора Приморского края С.Дарькина[10]) стоимостью в пределах 39,9 млн рублей. Иск к компании подало УФНС Сахалинской области. Налоговая служба обратилась в суд в феврале текущего года, с требованием взыскать с предприятия долг как с поручителя в рамках процедуры банкротства ООО «Песчанское».
ООО «Песчанское» осуществляет переработку и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков на Сахалине (подконтрольно ООО «Рускор» С.Дарькина). После того как летом 2022 г. у компании возникли финансовые проблемы, НБАМР выступила поручителем по долгам «Песчанского». В октябре 2022 г. суд ввел в отношении «Песчанского» процедуру наблюдения.
Кроме того, в феврале стало известно о намерениях производителя рыбной муки из Вологды – АО «Агентство «Сельхозкорма» (АСК), подать заявление о банкротстве НБАМР. Основанием стали два судебных решения о взыскании с НБАМР долга в 22,6 млн рублей. Предприятие должно было поставить сельхозпроизводителю рыбу по договору от декабря 2022 г. НБМАР получила предварительную оплату в размере 95 млн рублей, но обязательства были исполнены только частично, на 34,33 млн рублей. НБАМР решила вернуть часть денег вместо рыбы, остаток долга в АСК оценили в 22,66 млн рублей. Представители АСК обратились в суд для возвращения всех средств, дополнительно истец хотел добиться выплаты процентов, начисленных на сумму предоплаты (в размере 1,23 млн рублей). В итоге Арбитражный суд (а также апелляционная инстанция) встали на сторону АСК и постановили вернуть требуемые истцом средства. В конце февраля АСК уведомило о намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании должника ПАО «Находкинская БАМР» банкротом.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ожидается, что первая партия дикого минтая начнет продаваться в мае 2024 г. под новой собственной торговой маркой торговой сети – «Люди любят» (марка зарегистрирована в 2023 г.).
[2] В 2023 г. импорт живых крабов в Китай увеличился на 26% и составил 1,63 млрд долларов. РФ при этом была крупнейшим поставщиком, на ее долю пришлось 60% объема поставок.
[3] В 2023 г. на рынок ЕС было поставлено порядка 90 тыс. тонн минтая из РФ.
[4] В ноябре 2023 г. стоимость мороженого филе российского минтая на европейском рынке составляла 3,3 тыс. долларов за тонну.
[5] ООО «Приморская рыболовная компания» (Южно-Сахалинск), ООО «Монерон» (Южно-Сахалинск), ООО «Севрыбфлот» (Южно-Сахалинск), ООО «Курильский универсальный комплекс» (Южно-Сахалинск), ООО «Аквамарин» (Южно-Сахалинск), ООО «Прибой-Т» (Невельск).
[6] Общие претензии по двум искам составляют 376 млрд рублей.
[7] Компании «Краб Марин» (Владивосток), «Реал Девелопмент» (Владивосток), «Рыбный остров» (Южно-Сахалинск), «Мерлион» (Красногорск, Московская область), «Прибрежный лов» (Владивосток), «Краб ДМП» (Владивосток).
[8] В целом «Антей» владеет квотами на вылов более 39% крабов в Северном бассейне (Белое и Баренцево моря) и 12,5% на Дальнем Востоке, объем добычи в 2022 г. составил 18,4 тыс. тонн.
[9] Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.
[10] Директором предприятия является его брат О.Дарькин. 86,71% акций ПАО принадлежит АО «Дальинвестгрупп», его контролирует Л.Белоброва – супруга С.Дарькина
Промысловые рекорды
В минувшем году отмечался рост экспорта рыбной продукции с Дальнего Востока. В 2023 г. Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора оформило на экспорт 24 139 партий рыбы и морепродуктов общим весом 1 926 927,2 тонн, что на 72% превышает показатель 2022 г.
Основным импортером рыбы и морепродуктов является КНР – в прошлом году туда было поставлено 1 305 137,3 тонн, что в 3,3 раза больше, чем в 2022 г. Крупными импортерами рыбы и морепродуктов из Приморья и с Сахалина также являются Республика Корея (557 300,6 тонн в 2023 г.), Япония (26 239,3 тонн), Нигерия (15 742,5 тонн) и Таиланд (11 099,8 тонн). Также продукция экспортировалась в ОАЭ, Кипр, Чили, Того, Грузию. Наиболее востребованной продукцией являются минтай, треска, живой краб.
Напомним, что по итогам лососевой путины 2023 г. РФ вышла на первое место в мире по объемам добычи лососевых. Объем добычи составил 609 тыс. тонн. Это второй результат после рекордного 2018 г., когда было добыто 676 тыс. тонн лососевых. Традиционно лидером по объемам добычи является Камчатский край, где в прошлом году было добыто около 491 тыс. тонн лососевых. В Сахалинской области во время путины 2023 г. улов составил 68,7 тыс. тонн. Рыболовы Хабаровского края обеспечили в прошлом году 28,4 тыс. тонн. Результат Магаданской области составил 14,5 тыс. тонн, Приморского края – 1,7 тыс. тонн, Чукотского АО – 1,3 тыс. тонн.
При этом на Камчатке в минувшем году в целом были достигнуты рекордные показатели вылова в объеме 1,8 млн тонн водных биоресурсов. Данный результат стал лучшим за всю историю рыбохозяйственной деятельности в Камчатском крае[1]. Основными драйверами роста стали лососевая путина и высокий уровень освоения сардины иваси (180 тыс. тонн).
В начале текущего года на Дальнем Востоке наблюдается рост вылова минтая. За январь он превысил 248 тыс. тонн, что на 17% больше, чем за аналогичный период в 2023 г. Промысел трески в январе вырос на 25%, до 12,4 тыс. тонн. Вылов сельди в начале года на Дальнем Востоке к середине февраля достиг 107 тыс. тонн, что на 73% превысило показатель за аналогичный период прошлого года. В целом вылов рыбных ресурсов в Дальневосточном бассейне в январе отличался позитивной динамикой – рост составил 28% относительно января 2023 г., до 367 тыс. тонн.
Противоречия среди рыбопромышленников и чиновников сохраняются в вопросе программы распределения квот на добычу водных биоресурсов на аукционах. В частности, небольшие предприятия, ведущие промысел краба, заявляют об утрате квот, закрепленных за ними прежде по историческому принципу, после распределения основного объема крабовых квот (98% от общего допустимого улова краба) на аукционах.[2] О сокращении объемов вылова и нерентабельном ведении промысла заявило ООО «Восточно-промысловая компания»[3]. В январе эта компания направляла обращения президенту РФ В.Путину, в Совет Федерации, Госдуму, Минсельхоз, Росрыболовство с просьбой вмешаться в ситуацию, защитив интересы малого и среднего рыбопромышленного бизнеса.
Изначально при доработке изменений в закон ко второму этапу аукционов было принято решение, в соответствии с которым для защиты интересов малых и средних предприятий предполагалось не выставлять на аукционы 2% крабовых квот, а распределить их между малыми и средними предприятиями, не аффилированными с крупными холдингами, с которыми были заключены договоры о закреплении квоты добычи по историческому принципу.
В «Восточно-промысловой компании» указали, что в ходе подготовки подзаконных актов для принятых в конце 2022 г. изменений в закон «О рыболовстве» органы исполнительной власти не учли, что данные изменения были приняты в первом чтении «при условии исключения из-под действия его положений субъектов малого и среднего предпринимательства». Такая формулировка предполагает сохранение объемов добычи и метода их расчета, существовавших до введения новых инвестиционных квот.
«Восточно-промысловая компания», исходя из изданного в конце декабря 2023 г. приказа Росрыболовства, распределяющего между компаниями объемы квот добычи водных биоресурсов (на 2024 г.), утратила от 54% до 85% объемов добычи (в зависимости от ресурса). За ней закреплена по договору доля квоты на добычу синего краба в Северо-Охотоморской подзоне в размере 2,38%. Общий допустимый улов данного вида краба с промысловыми целями на 2024 г. установлен в размере 603,75 тонн. При расчете до введения инвестквот первого и второго этапов компания в рамках своей квоты могла получить от общего объема допустимого улова 14,39 тонн. В результате принятых изменений в законодательстве на 2024 г. предприятие получило только 6,48 тонн. В компании настаивают на необходимости изменить правила расчета при определении доли квот для мелких и средних предпринимателей и не выставлять на инвестиционные аукционы квоты на добычу крабов в подзоне «Приморье»[4], открыв в ней добычу синего и камчатского крабов.
Проблемы возникали у других предприятий. У ООО «Примрыбфлот»[5] (за компанией по договору закреплено 12,27% доли квоты на вылов краба-стригуна опилио в Западно-Камчатской подзоне) ресурс сократился с 10,9 тонн до 3,5 тонн (на 67%). У компании ООО «Аквариус»[6] (доля квоты в 5,07% на добычу камчатского краба в Северо-Охотоморской подзоне) отмечено снижение ресурса на 76% - с 21,2 тонн до 6,3 тонн.
Опасения представителей МСП разделяют во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), где подтверждают сокращение объема их добычи. По данным ВАРПЭ, за малыми и средними компаниями осталось 446 тонн краба для добычи. При этом самые существенные потери понесли предприятия, добывающие краба-стригуна опилио в Западно-Сахалинской подзоне (с 15,86 тонн до 5,74 тонн, на 64%), краба-стригуна опилио в Западно-Камчатской подзоне (с 10,88 тонн до 3,55 тонн, на 67%), камчатского краба в Северо-Охотоморской подзоне (с 69,96 тонн до 16,73 тонн, на 76%).
По мнению Росрыболовства, к сокращению объемов добычи могло привести снижение общего допустимого улова по некоторым видам краба. Также в ведомстве заявляли, что показатель более всего снижается в подзонах в Приморье в связи с неконтролируемым браконьерским промыслом.
Тем временем в конце прошлого года компания, подконтрольная Н.Кожемяко (сын губернатора Приморского края О.Кожемяко), ООО «Восход», участвовавшая в первых аукционах по продаже квот на вылов крабов в 2019 г., столкнулась с угрозой лишения ранее таким образом приобретенных квот. Росрыболовство сообщило о намерении расторгнуть заключенный в октябре 2019 г. договор, закрепляющий за «Восходом» право на добычу равношипного краба в Северо-Охотоморской подзоне, в связи с тем, что компания в течение двух лет подряд (в 2020-21 гг.) осваивала менее 70% квоты. Росрыболовство обратилось в Арбитражный суд г. Москвы. «Восход» в 2019 г. получил по 5,263% квот на крабов за 3,56 млрд рублей (квоты закреплены на 15 лет).
Действующее законодательство предполагает, что освоение менее 70% квот создает основание для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов. На 2020-21 гг. «Восходу» были предоставлены права на вылов более 93 тонн равношипных крабов, а на 2022-23 гг. – на вылов по 42,4 тонн в год. Средняя стоимость равношипного краба оценивается в 540,26 тыс. рублей за тонну (текущая цена соответствует цене 2019 г.). Данный вид краба относится к одному из дорогих, уступая только синему крабу (1,5 млн рублей за тонну), камчатскому крабу (1,18 млн рублей за тонну) и крабу-стригуну опилио (717,57 тыс. рублей за тонну).
При этом промысел равношипного краба является сложным и высокозатратным, поскольку он относится к глубоководным видам, а его запасы нестабильны, в сутки добывается небольшой объем. Квоты на добычу равношипного краба в Северо-Охотоморской подзоне также принадлежат структурам ГК «Русский краб» и ГК «Антей». «Восход» может сохранить квоты, сумев в судебном порядке доказать наличие объективных препятствующих промыслу обстоятельств, к которым, в частности, относятся резкий спад популяции, поломка судна, штормовая погода в течение сезона промысла и резкое снижение цены на ресурс. В случае изъятия квота компании будет повторно выставлена на продажу, хотя квоты на глубоководных крабов пользуются меньшим спросом в отрасли.
На прошедших в октябре минувшего года аукционах по распределению крабовых квот (в рамках второго этапа программы) квоты получило также подконтрольное Н.Кожемяко ООО «Восток» (учредители – Н.Кожемяко и компания «Восход»). Суммарно компания приобрела по 11,11% квот на краба опилио в Северо-Охотоморской подзоне, камчатского краба в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах и синего краба в Северо-Охотоморской подзоне, приняв обязательства по постройке двух краболовов. Цена за каждый комплект долей квот превысила 7,9 млрд рублей.
Между тем Генпрокуратура РФ в январе подала два исковых заявления в Арбитражный суд Приморского края. Первый иск о взыскании 358,7 млрд рублей подан к группе ответчиков, в число которых входит О.Кан – крупный сахалинский рыбопромышленник, который покинул РФ, а также члены его семьи, связанный с ним сахалинский региональный фонд «Родные острова» (О.Кан является председателем попечительского совета фонда, его сын А.Кан – президентом фонда), часть учредителей данного фонда (связанные с О.Каном компании – сахалинское ООО «Приморская рыболовная компания», ООО «Монерон», ООО «Севрыбфлот», ООО «Курильский универсальный комплекс», ООО «Аквамарин»), владелец компании «Монерон», деловой партнер О.Кана Д.Пашов (приговорен в 2022 г. к 4,5 годам заключения в колонии строгого режима за контрабанду живых крабов рыночной стоимостью более 2,6 млрд рублей). В число ответчиков по данному иску входят также Росрыболовство, владелец «Дальморепродукта» и «Хасанрыбы» Д.Дремлюга, который в 2010 г. также стал фигурантом уголовных дел и покинул страну, сахалинское ООО «Городское эко такси» и его учредитель С.Довидович, сахалинское ООО «Прибой-Т» и его владелец Т.Батина.
Второй иск, на 17,4 млрд рублей, подан к Росрыболовству, приморским рыбопромышленным компаниям, подконтрольным Д.Дремлюге, – «Реал девелопмент»[7], «Мерлион»[8], «Рыбный остров»[9], «Краб марин»[10] и их владельцам, а также приморскому агентству по управлению недвижимостью «Апелла»[11]. В исках отмечается, что Д.Дремлюга является гражданином Украины, а О.Кан имеет вид на жительство в Республике Корея, не являясь налоговым резидентом РФ.
В Генпрокуратуре указывают на то, что компании на протяжении длительного времени создают ложную видимость осуществления экономической деятельности, на основании фиктивных сделок неправомерно добывают водные биоресурсы, нанося ущерб государству. С высокой вероятностью результатом судебных разбирательств может стать обращение в доход государства квот на вылов, имущества, судов и предприятий структур О.Кана и Д.Дремлюги. Суд пока что отложил рассмотрение первого из двух крупных исков на 12 марта.
Исходя из приказов Росрыболовства на 2023 г., структуры, связанные с Д.Дремлюгой, имели права на вылов около 1 тыс. тонн крабов различных видов, а компании, считающиеся подконтрольными О.Кану, – на вылов более 8 тыс. тонн.
Еще в 2020 г. Хабаровский краевой суд удовлетворил ходатайство следствия о заочном аресте находящегося за границей О.Кана[12]. Также в отношении О.Кана заведено еще одно уголовное дело – он обвиняется в организации преступного сообщества, контрабанде в Японию, Китай и Южную Корею более 3 тыс. тонн живого краба на 2,6 млрд рублей и уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов на сумму свыше 3,69 млрд рублей. Обвинительное заключение утверждено летом 2023 г.
Логистика и переработка
В отрасли продолжается обсуждение субсидирования поставок дальневосточной рыбы в европейскую часть страны. В настоящее время субсидируются перевозки с Дальнего Востока только минтая, относящегося к наиболее массовой рыбе. В январе текущего года сообщалось о планах проработать совместно с Минфином вопрос расширения меры поддержки на лососевые и сардину иваси. При этом предстоит решить проблему ограниченности финансирования. Соответствующее поручение в феврале дал президент РФ В.Путин, доклад правительства должен быть представлен до 15 апреля. На льготную транспортировку рыбы в 2024 г. выделено 6,3 млрд рублей, тем не менее, в Росрыболовстве еще не определились, для какого вида рыбы требуется дополнительное финансирование.
Следует отметить, что в 2023 г. рыбопромышленники достигли рекордных показателей добычи сардины иваси – объем добычи составил 544 тыс. тонн, что на 90% превысило показатель 2022 г. Промысел проходил с января по декабрь в Южно-Курильской и Северо-Курильской рыболовных зонах, а также по квотам в водах Японии (в рамках двусторонних соглашений). Значительное увеличение объема вылова иваси с 2020 г. было вызвано в том числе экспансией данного вида рыбы до акватории Камчатки и южной части Берингова моря.
В сфере рыбопереработки в городе Корсаков Сахалинской области компания «Гавань» (ГК «Гидрострой» А.Верховского) рассчитывает построить рыбоперерабатывающий комплекс мощностью до 500 тонн продукции в сутки в рамках ТОР «Южная». Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 5,2 млрд рублей. Строительно-монтажные работы должны начаться в текущем году. На проектную мощность комплекс может выйти в 2026 г.
В состав комплекса площадью 10 тыс. кв. м войдут автоматизированный комплекс по переработке рыбы, оборудование для выпуска филе и фарша, жиромучная установка, лаборатория, холодильник мощностью 5 тыс. тонн. На предприятии будет производиться продукция из минтая, трески, горбуши, кеты и сельди, включая икру, рыбную муку и рыбий жир.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Предыдущий рекордный улов был достигнут в 2021 г., он составил 1,65 млн тонн.
[2] На первом этапе крабовых аукционов в 2019 г. было реализовано 50% квот. В ходе второго этапа инвестквот должно быть распределено 48% крабовых квот в разных подзонах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Большая часть (квоты на вылов в Дальневосточном бассейне) распределена в октябре 2023 г. Предстоят аукционы на крабовые квоты в Баренцевом море (2024 г.), квоты на краба-стригуна опилио в Восточно-Сахалинской подзоне и Баренцевом море (2026 г.), на крабов подзоны «Приморье» - камчатского, синего, стригуна опилио, волосатого четырехугольного и на краба стригуна бэрди в Петропавловско-Командорской подзоне (2027 г.).
[3] Учредители – Д.Фукалова, М.Ступакова.
[4] Торги на вылов в Приморье запланированы на 2027 г.
[5] г. Владивосток, учредители – А.Цепилов, В.Ободов.
[6] г. Владивосток, учредитель – В.Латынцев.
[7] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[8] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[9] Учредитель – Э.Каптур.
[10] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[11] Учредитель – А.Ковальский.
[12] СКР обвинил его в организации убийства в 2010 г. предпринимателя-рыбопромышленника В.Пхиденко. В декабре 2022 г. в Приморском краевом суде начался заочный процесс по обвинению О.Кана в организации заказного убийства.
Рыба судовой заморозки дойдет до покупателя с Дальнего Востока в максимально короткие сроки. Транспортировка этой ценной продукции без опасности размораживания, а значит, без снижения качества, стала возможной благодаря так называемой НХЦ – непрерывной холодильной цепи. Накануне в Московской области в городе Электроугли ее замкнул ввод в эксплуатацию первой очереди холодильно-складного комплекса. Эксперты признают – продовольственная безопасность государства вышла на новый уровень.
Технологии холода
Дальневосточные минтай, сельдь, лемонема поступят на столы жителей столичного региона из мультитемпературного холодильного терминала, который возвела в Богородском городском округе «РРК Логистик» (входит в группу компаний «ТИГР»). Комплекс с собственной транспортной инфраструктурой, рассчитанный на 15 тыс. тонн единовременного хранения, стал первым для группы компаний логистическим хабом за пределами ДФО.
«Логистическо-складской комплекс предназначен для приемки, хранения, комплектации и отгрузки замороженных рыбных продуктов. Ожидаемые инвестиции для завершения всего проекта составят приблизительно 1,7 млрд рублей, а количество рабочих мест превысит 100», — подчеркнул заместитель председателя правительства Московской области — министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Владислав Мурашов.
Реализация проекта заняла два года. В производство уже вложено 1,2 млрд рублей. Три морозильные камеры нового комплекса оборудованы системами стеллажного хранения на пять ярусов с инновационной системой загрузки-выгрузки «Шаттл» и поддерживают температуру до -25 градусов. Среднетемпературная камера предназначена для грузов, которым требуется охлаждение до -5 градусов.
Все технические решения направлены на поддержание непрерывной холодильной цепи — терминал создан как часть единого мультимодального сервиса транспортировки грузов с Дальнего Востока. Уровень технологий, как отметил в ходе церемонии открытия комплекса президент ПАО «ТИГР» Сергей Дарькин, «позволяет достаточно успешно конкурировать не только с самыми лучшими холодильными системами нашей страны, но и всего мира».
Новая логистика
О необходимости создать в России замкнутую холодильную цепь доставки рыбопродукции говорилось не одно десятилетие. В 2022 году был даже создан проект Федерального закона об НХЦ. Но задача была непроста: требовалось не только использовать несколько видов транспорта, но и поддерживать нужную температуру груза на всех этапах пути. Решение сумела найти группа компаний «ТИГР».
ГК «ТИГР» дала старт новым логистическим возможностям, новым транспортным схемам, новой географии поставок с Дальнего Востока по всей России
Впервые в стране она в качестве единого оператора объединила все звенья цепи: рефрижераторный флот, портовые мощности, холодильные склады с собственными железнодорожными путями и поездами, а также парк контейнеровозов, обеспечивающих поставки до двери конечного получателя. Для реализации финишного этапа даже разработан отдельный проект под названием «Последняя миля».
При этом поставки рыбы из зон вылова в Охотском и Беринговом морях организованы не только на восток и запад России (Владивосток, Москва, Московская область), но и в порты Китая (Далянь и Циндао) и Африки. Причем в единое логистическое время и по единому тарифу. Он включает в себя все затраты на всем пути груза: и логистику, и хранение, и оформление документов. Так рыба придет на прилавки с минимальной стоимостью.
«Это окончание большой, длинной цепочки, которую мы долгие годы выстраивали для того, чтобы конкурировать не просто в нашей стране, но и на мировых рынках, — заявил Сергей Дарькин. — Очень многие про это говорили, мы впервые это сделали. Мы соединили места добычи рыбы с местами потребления. Это не просто холодильная цепочка, это, в первую очередь, продовольственная безопасность нашей страны. И мне очень приятно, что мы это смогли осуществить».
Восток-запад-восток
Холодильный кластер ГК «ТИГР» обеспечивает единовременное хранение свыше 60 тыс. тонн рыбопродукции: 33 тыс. тонн хранятся во Владморрыбпорте, 12 тыс. — в Находке, свыше 15 тыс. тонн — в Электроуглях. Благодаря возможности применения различных температурных режимов подмосковный комплекс может оказывать услуги холодного хранения любой охлажденной и замороженной продукции.
«К терминалу, где могут храниться не только рыба и морепродукты, проявляют интерес многие компании: производители заморженного хлеба, например, или мороженого, — сообщил директор «РРК Логистик» Ильдус Халиков. – Комплекс наш сейчас самый современный в России, у него усиленные стены с высокой изоляцией, качественное инновационное оборудование энергоэффективные компрессоры. И главное, мы предоставляем полный сервис интермодальных перевозок».
Для того, чтобы удешевить стоимость доставки холодильных грузов с востока на запад, ГК «ТИГР» намерен строить подобные комплексы и в других российских регионах. Следующий проект складского холодного терминала намечен к реализации в Тульской области. Предполагается также и обратная загрузка контейнеров: из центральной части России на Дальний Восток поедет другая продукция.
«Кроме того, мы планируем здесь, в Подмосковье, строить в дальнейшем завод по переработке рыбопродукции и завод по подготовке продуктов поступления в розничные сети, — раскрыл перспективы развития Сергей Дарькин. — Это будет большой проект для центральной части России. Ни в коем случае мы, конечно, не забываем про Дальний Восток — для ДФО также разработано много инновационных проектов, которые связаны с логистикой, в первую очередь с холодильной цепочкой».
Цифры
более 60 тыс. тонн грузов позволяют хранить одновременно холодильные мощности ГК «ТИГР»
более 100 млн долларов вложила ГК «ТИГР» в развитие рыбопромышленной отрасли
Дословно
Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС)
«Уже четыре года мы плотно работаем со СМИ, проводим конференции и круглые столы, выступаем в рабочих группах Торгово-промышленной палаты, Государственной Думы и Совета Федерации. Чтобы понять, как эффективно внедрить НХЦ в РФ, мы изучили опыт других стран в этом направлении. Среди них Великобритания, Индии, Франция и т.д. Итогом этого исследования стало написание проекта Федерального закона о Непрерывной цепи в Российской Федерации. Сейчас продолжается активная работа по внедрению НХЦ, так как создание этой системы будет способствовать сохранению питательных свойств продуктов, улучшению их срока годности и в целом обеспечит нашей стране продовольственную безопасность».
Элементы
Транспортный флот ГК «ТИГР» способен перевозить до 500 тыс. тонн рыбопродукции ежегодно.
Перегрузочные мощности Владивостокского морского рыбного порта – ключевого звена мультимодального сервиса по доставке рыбной продукции — составляют 7,5 млн тонн грузов различных номенклатур в год. Уже на протяжении трех лет группа компаний Владморрыбпорта остается лидером по перевалке рыбопродукции в России. Контейнерный терминал Владморрыбпорта входит в пятерку крупнейших контейнерных терминалов страны, его вместимость — более 12 тыс. ТЭУ (Twenty-foot Equivalent Unit, двадцатифутовых контейнеров). В этом году контейнерооборот достигнет 500 тыс. ТЭУ.
Открытая база бункеровки рыболовного флота в Находке (общая площадь свыше 34 тыс. кубометров) обеспечивает перевалку 160 тыс. тонн рыбной продукции.
В инфраструктуру ГК «ТИГР», помимо причальных сооружений и собственных холодильных складов, входят также три тыловых железнодорожных терминала: «ПИК» и «Фреш терминал» в Артеме, а также «Терминал Хлебная база» недалеко от Уссурийска (Приморский край). Они специализируются на перевалке грузов, требующих сохранения температурного режима. Площадь терминалов — 88,4 тыс. кв. метров. Они ежесуточно отправляют два ускоренных холодных контейнерных поезда со станций примыкания Угольная и Уссурийск. Основными направлениями поставок являются Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.
ПАО «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ГК «Тигр») — группа компаний, реализующая на территории ДФО высокодоходные проекты, которые способствуют привлечению инвестиций в региональную экономику. Рыбопромышленная отрасль — одна из сфер бизнес-интересов ГК «Тигр». В нее входят рыбодобывающие компании, рефрижераторный флот, два собственных порта во Владивостоке и Находке, холодильные мощности во Владивостоке, Находке и Московской области, «холодная» транспортная инфраструктура железнодорожные пути, собственный парк контейнеровозов.
В среднем россияне едят гораздо меньше морепродуктов, чем рекомендованные Минздравом 28 кг. Если потребление мяса в последние годы обновляет рекорды, то рыбная категория в лучшем случае остается примерно на одном уровне – 20-22 кг на человека ежегодно. Популяризация дальневосточной рыбы с целью насыщения внутреннего рынка стала одной из тем Дня сельского хозяйства на выставке «Россия», проходящей в Москве на ВДНХ. Лейтмотив – участникам всей цепи поставок рыбной продукции нужно консолидировать усилия по продвижению морепродуктов, а государству поддержать отрасль, которую не обошли стороной финансовые проблемы.
У молодежи рыба не в почете
По оперативным данным Росстата, за 2023 год производство рыбной продукции достигло 4,4 млн т, что на 6% больше результата за предыдущий год.
Между тем, рассказала заместитель руководителя Роскачества Ольга Шанаева, по отдельным социально-возрастным группам фиксируется снижение частоты покупок рыбы. Сегодня едят рыбопродукцию один раз в неделю и чаще 42% россиян. Это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году – 68%). Потребление рыбы один раз в месяц и реже характерно почти для трети населения.
Чаще других включают рыбопродукцию в свой рацион люди старше 45 лет. В то же время уровень еженедельного потребления рыбы среди молодежи не только ниже, но и быстрее снижается. За пять лет этот показатель сократился 2,5 раза: в 2018 году он составлял 55%, в 2023-м – 31%.
«Здесь как мы видим прежде всего нужно ориентироваться на молодое поколение, именно оно является драйвером потребления как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Складывающееся отношение молодежи к рыбе (более частый отказ от потребления, отсутствие культуры приготовления, осведомленности о разнообразии рыбы) создает риски для отрасли», – заявила Ольга Шанаева.
Вместе с тем молодое поколение не столь далеко от морепродуктов: считается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет являются главными любителями суши. Сегодня молодежь не хочет заниматься чисткой, разделкой рыбы, сложным ее приготовлением, соглашается руководитель отдела продаж Рыбное производство сети «Гипер-Глобус» Олег Рябов, и этот факт следует учитывать производителям и ритейлу.
«У той же курицы продаются отдельно ноги, крылья, филе. По рыбе это тоже есть, но в меньших объемах. Мы заметили, что чем больше даем покупателю готового продукта, тем он интереснее воспринимается», – уточнил он.
Распробовать минтай на вкус
В среднем россияне потребляют пять видов рыбы, сообщают в Роскачестве. В топ-5 входит скумбрия (46%), сельдь (46%), горбуша (44%), минтай (40%), форель (37%).
Стоит сказать, что в 2022 году на Дальнем Востоке добыто 1,9 млн тонн минтая, при этом на внутренний рынок поставлено всего лишь 183 тыс. тонн (по предварительным итогам 2023 года – 200 тыс. тонн). Сейчас годовое потребление этой рыбы в России составляет без малого 1,3 кг на человека.
«Это немало, но мы видим, что есть куда расти», – признает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
Согласно опросу, из тех, кто говорил о недостатках минтаевой продукции, в 30% ответах указали на то, что им предпочтителен вид другой рыбы. Еще 19% отметили, что не нравится вкус минтая, а 15% – запах.
Исследование барьеров потребления показало, свидетельствуют в АДМ, что основные из них обусловлены эмоциональными факторами, связанными с восприятием минтая потребителем, например, как рыбы для кошек.
«Возможно влияет негативное воспоминание из детства: в детских садах готовили не вкусно, – не исключил Олег Рябов. – В школах это тоже не особо популяризировалось».
Изменить потребительскую картину в лучшую сторону – одна из ключевых целей программы «Дальневосточный минтай», пояснил Алексей Буглак. Речь, в частности, идет об информировании потребителей о современных технологиях промысла и переработки, в том числе особенностях морской заморозки рыбы, благодаря которой сохраняются полезные свойства и вкусовые качества. Например, с участием известного шеф-повара на Камчатке был снят документальный сериал о промысле и переработке минтая. Его посмотрели около двух млн человек. Кроме того, реализованы коллаборации с блогерами различного уровня.
Как проинформировал Алексей Буглак, в этом году особое внимание планируется уделить событийному маркетингу и совместным проектам с участниками цепочки поставок, в том числе переработчиками и ритейлом.
«Мы видим потенциал расширения воронки спроса, что может дать ощутимый прирост потребления минтая. Во-первых, за счет увеличения доли регулярных потребителей рыбы. Во-вторых, за счет увеличения в этой доли потребителей минтая. В-третьих, за счет частоты покупки», – обозначил направления президент АДМ.
Морепродуктам пропишут дорожную карту
Зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова сообщила, что в настоящий момент ведется разработка дорожной карты по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года.
«Сейчас требуется предусмотреть мероприятия по увеличению доступности рыбной продукции для конечного потребителя в различных регионах страны», – подчеркнула она, добавив, что важно выработать эффективный механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление улова из отдаленных районов промысла на перерабатывающие предприятия и в торговую сеть.
Основной объем перевозки морепродуктов с Дальнего Востока, где добывается 2/3 рыбы, в центральные регионы страны осуществляется железнодорожным транспортом. В то же время, отметила сенатор, в пик сезона, связанного с путиной, повышается цена услуги предоставления вагона под доставку морепродуктов. Это сказывается на конечной стоимости рыбы.
«Нужно проанализировать, как можно повлиять на ситуацию, и достаточно ли специализированного подвижного состава для снижения пиковых нагрузок», – подчеркнула Татьяна Сахарова.
Хотя тариф РЖД фиксированный, он индексируется на основе распоряжения правительства, стоимость услуги предоставления оператором вагона под перевозку груза формируется на рыночных условиях. Что касается подвижного состава, то все больше рыбы на станциях ДВЖД грузится в специализированные контейнеры, в то время как погрузка морепродуктов в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах сокращается вследствие старения парка.
В 2000-м на сети железных дорог насчитывалось порядка десяти тыс. исправных рефвагонов, к 2022 году их осталось примерно три тыс. единиц. Хотя рефсекции для определенных грузоотправителей выгоднее – они вмещают больше рыбы, чем 20-футовый контейнер – их выпуск не осуществлялся более 30 лет.
В настоящее время есть несколько новых разработок вагонов для перевозок скоропортящихся грузов, требующих защиты (охлаждения, отопления) от воздействия высоких или низких температур наружного воздуха. Но какое место они займут на рынке, сказать сложно, да и сами производители пока не знают, насколько готов российский рынок к приобретению такого подвижного состава, рассказал представитель одной из вагоностроительных компаний.
Сдерживающим фактором может оказаться высокая цена такого парка. Так, ориентировочная стоимость автономного рефрижераторного вагона модели 16-2155 называлась в районе 16 млн рублей. На себестоимость производства особенно влияет наличие импортного комплектующего, в частности холодильно-обогревательной установки.
В качестве меры господдержки сейчас продолжается субсидирование железнодорожных перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока, отметил замглавы Росрыболовства Василий Соколов. Пока дотации действуют при отправках минтая, в то же время рассматривается вопрос расширения субсидий на доставку других видов рыб (сельди, лососевых, сардин иваси), проинформировал он.
Чтобы улов не прошел мимо сетей
Согласно расчетам аналитического центра Рыбного союза, логистика от Дальнего Востока до Москвы занимает 6-14% в стоимости рыбы на магазинной полке. На ее доставку до распределительного центра приходится еще 3-4%. Фасовка рыбопродукции – это 11-17% конечной цены, наценка же торговых сетей варьируется от 15 до 26%. Собственно, выручка рыбака – это 45-55% стоимости в рознице.
При этом рыба в магазинах стоит недешево, отмечает Татьяна Сахарова. В декабре в столичном регионе кета продавалась в среднем по 609 рублей за один кг, а неразделанная горбуша – по 339 рублей. По мнению сенатора, необходимо разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование, но не административно-командными, а экономически мотивационными методами.
Несмотря на существенную торговую наценку, работать с рыбой непросто, утверждают представители ритейла. Морепродукты – это та категория товаров, с которыми связаны наибольшие затраты, свидетельствует директор по категорийному менеджменту «Свежая продукция и Ультра фреш» ОАО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»; входит в Х5 Group) Наталья Богданова.
«Мы понимаем, что рыбная промышленность на сегодняшний день – отрасль, где инвестиции быстро не отбиваются. Понимаем себестоимость продукции, что в стоимости заложены высокие расходы при производстве товаров», – рассказала Наталья Богданова.
Еще до выхода торговой сети в ДФО ритейлер приобретал рыбу у одной из дальневосточных компаний, которая затем разорилась, добавила она. К финансовым проблемам приводит ряд факторов, в том числе негативно сказывается удорожание заемных средств. Рыбная отрасль сильно отличается от своих конкурентов по белковой корзине, обращает внимание председатель Рыбного союза Александр Панин, в том числе отсутствием доступа к целому комплексу мер господдержки, которыми как минимум 15 лет пользуются производители мяса и птицы.
«Все-таки мясо, курица, индейка, кролик, во-первых, производятся в местах массового потребления или близко к этим местам. Это не как в случае с Дальним Востоком, [где ведется промысел], а в центре проживает основное население. И даже Мурманск – не самое близкое место. И второе, это структура продаж. Все же мясное производство в первую очередь направлено на внутренний рынок, и превентивные меры [господдержки] были приняты в отношении импорта, как раз в этой части они сработали, в то время как рыбная продукция, которая добывается в отдаленных районах…это предмет международного спроса», – сказал Александр Панин.
По словам Натальи Богдановой, на днях на Дальнем Востоке открылся сотый магазин «Пятерочки». Однако приобрести рыбу в регионе для сети до сих пор затруднительно, хотя компания намерена выстраивать отношения с рыбаками.
«Мы готовы не просто заключать договоры на поставку, а брать на себя обязательства с точки зрения долгосрочного планирования и объемов, ваших производств, вместе развивать и культуру потребления, и категорию», – заявила менеджер.
Рыба – сложный для продвижения продукт, требующий вовлечения всех сторон: и того, кто добывает, и кто перевозит, и кто продает, рассуждает Василий Соколов. В качестве примера он привел прошлогоднюю лососевую путину. Одной из столичных компаний через месяц после завершения промыслового сезона нужно было срочно приобрести небольшую партию кижуча.
«Но на Дальнем Востоке мы уже его не найдем, вся рыба разошлась. Два месяца промысел, и дальше нужно искать ее в холодильниках. Это сложный вопрос», – объяснил замглавы Росрыболовства.
С другой стороны, приближается мойвенная путина. Выделяется существенный объем квот – порядка 80 тыс. тонн против 25 тыс. в прошлом году.
«До сих пор мойву не смогли продать с прошлого года, а сейчас ее будет больше в три раза. От активности торговых сетей очень многое зависит», – резюмировал Василий Соколов.
Говоря об увеличении потребления рыбной продукции, Ольга Шанаева выделила несколько действий. Это повышение осведомленности россиян о пользе морепродуктов, критериях качества и потребительских свойствах; долгосрочные совместные маркетинговые и коммуникационные кампании; популяризация недооцененных видов рыбы, продвижение тех видов биоресурсов, которые имеет перспективы увеличения вылова.
При этом разумно, чтобы все это осуществлялось на фоне наличия в торговых сетях продукта, соответствующего покупательной способности населения, убеждена замруководителя Роскачества. Рыбакам и ритейлу надо сотрудничать в данном направлении, здесь обоюдный интерес.
В рыбопромышленных регионах Дальневосточного ФО фиксируется рост добычи водных биоресурсов. По итогам лососевой путины 2023 г. объем вылова к концу октября на Дальнем Востоке составил 608 тыс. тонн, что в 2,2 раза превысило показатель прошлого года и на 13% больше, чем в нечетном 2021 г. В том числе Камчатский край обеспечил 491 тыс. тонн лососевых (около 84% дальневосточного вылова), в Сахалинской области вылов превысил 69 тыс. тонн, в Хабаровском крае было добыто свыше 28 тыс. тонн лососевых (рекордный показатель за последние 20 лет), в Магаданской области – около 15 тыс. тонн, в Приморском крае – более 1,7 тыс. тонн.
Следует также отметить, что дальневосточные филиалы ФГБУ «Главрыбвод» в январе-сентябре на 13% перевыполнили план по выпуску лососевых – за отчетный период для воспроизведения в водоемы было выпущено свыше 201,7 млн экземпляров лососевых видов рыб (план – 177,97 млн). Больше всего лососевых выпущено в Сахалинской области – свыше 110 млн штук. Сотрудники Амурского филиала выпустили более 46,4 млн мальков (на 23% больше плана). Приморский филиал завершил выпуски лососевых в объеме 8 млн экземпляров. Сотрудники Охотского филиала (Магаданская область) перевыполнили план на 27%, направив в водные объекты более 12,6 млн мальков лососевых. Значительный объем в общем выпуске составляет кета и горбуша.
В дальневосточных регионах растет объем вылова пелагических видов рыб. По данным на начало ноября, вылов сардины иваси превысил показатель аналогичного периода 2022 г. на 92%, составив 354 тыс. тонн. При этом в связи с активным промыслом в Южно-Курильской зоне был скорректирован рекомендованный объем иваси – на 400 тыс. тонн (до 884 тыс. тонн). Вылов скумбрии в Дальневосточном бассейне составил 8,7 тыс. тонн.
В текущем году о росте экспорта рыбной продукции отчитались Хабаровский край, Еврейская АО и Магаданская область. В январе-октябре данные регионы направили на экспорт 6,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в КНР было направлено 3,5 тыс. тонн, в Республику Корея – 1,7 тыс. тонн, в Японию – 1,4 тыс. тонн. За январь-август экспорт рыбы и рыбопродукции Камчатского края и Чукотского АО вырос на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г., на экспорт было оформлено 2 104 партии рыбы и морепродуктов общим весом 84 270,1 тонн.
Стартовал второй этап распределения инвестиционных квот. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в октябре продало права на добычу краба на 214,27 млрд рублей на аукционах, прошедших в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот (16-18 октября). На участие в аукционах было подано 160 заявок, реализовано 27 лотов, победителями стали 13 компаний. Ни одна из компаний после получения новых квот не превысила установленный антимонопольным законодательством порог доминирования в 35%. Доля квоты закрепляется за компаниями на 15 лет. В зависимости от лота победители должны построить в РФ краболовные суда длиной более 50 м или логистические комплексы.
Самым крупным добытчиком краба на Дальнем Востоке остается ГК «Русский краб» (в аукционах участвовала дочерняя компания «Владкраб»), ей с учетом новых квот будет принадлежать 24,1% (18,3 тыс. тонн) от общей квоты на добычу краба в Дальневосточном бассейне. Прежде доля группы в общем объеме крабовых квот составляла 15,6% (11,8 тыс. тонн). Компания приобрела семь лотов стоимостью 57,1 млрд рублей. Годовой объем добычи крабов по данным лотам может превысить 6,3 тыс. тонн.
ООО «Островной краб» (подконтрольно УК «ДВ Рыбак» (Владивосток), в числе акционеров – А.Байгужин, А.Галкин, О.Симчук, ООО «Сбербанк инвестиции») приобрело четыре лота стоимостью 33,55 млрд рублей с объемом добычи в 3,66 тыс. тонн крабов в год. Также в число победителей аукционов вошли ООО «Восток» (принадлежит Н.Кожемяко, сыну губернатора Приморского края О.Кожемяко), структуры ГК «Антей» И.Михнова, ООО «Север» (Хабаровский край, подконтрольно М.Петрушину – владельцу «Сигма Марин Технолоджи»), «Феникс» (Камчатский край, подконтролен владельцам «Океанрыбфлота» В.Пономарёву и И.Евтушку), «Тихрыбком» М.Котова (Магадан), «Амуррыбпром» (подконтролен хабаровскому предпринимателю А.Ро).
С учетом новоприобретенных квот лидерами крабового рынка, помимо ГК «Русский краб», являются «Сигма Марин Технолоджи» (11,8%, 8,9 тыс. тонн) и «Антей» (10,8%, 8,2 тыс. тонн). Итоговая цена продажи квот в рамках второго этапа крабовых аукционов превысила доходы от аукционов первого этапа распределения инвестиционных квот в полтора раза – в 2019 г. объем поступлений в бюджет от реализации квот составил свыше 142 млрд рублей.
Тем временем Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк предлагают Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов, в связи с тем, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, пока остаются на стадии реализации и могут не завершиться в отведенный 8-летний срок (максимальные временные рамки) в связи с необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования и дефицитом финансовых средств для достройки. Сбербанк и ВАРПЭ выступают за разработку механизма увеличения срока пользования инвестиционными квотами для инвесторов, готовых к значительному пересмотру условий судостроительных контрактов в части стоимости.
Стоит отметить, что Минпромторг доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В него вошли более 360 наименований продукции (оборудование разной степени сложности, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции). Это позволяет доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, где установлены баллы локализации для различного оборудования, в том числе необходимые для участия в госзакупках или получения субсидий) в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники.
Важным требованием к судам является их соответствие уровню локализации строительства, но прежде оно распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются со сложностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Доработка постановления №719 также предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В частности, в действующей версии до 30 июня 2023 г. требовалось не менее 2300 баллов локализации, с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов.
Проект изменений в постановление предполагает возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Сходное смещение предусмотрено и для рефрижераторных судов – требование к достижению 3200 и 3750 баллов предлагается сдвинуть с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно на два года, сохранив действующий норматив в 2500 баллов. Данные изменения направлены на избежание риска расторжения договоров на инвестквоты в связи с неисполнением требования по локализации.
Рыбопромышленники обеспокоены ростом экспортных пошлин. ВАРПЭ в октябре попросила Минсельхоз инициировать изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин. Изменения предлагается внести в постановление правительства № 1637 от 5 октября, которым был скорректирован подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. На вывоз судового топлива из РФ должен применяться повышающий коэффициент – 50 тыс. рублей за тонну.
Рыбопромышленники опасаются, что введение пошлины приведет к удорожанию промысла и увеличению себестоимости производства российской рыбной продукции. Причина заключается в том, что при ведении промысла в удаленных от морских портов районах (в Охотском, Беринговом, Баренцевом морях и др.) суда обычно не возвращаются в порт до окончания рейса, который может длиться до полугода. Так происходит в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, когда добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Судовые запасы доставляются в районы промысла, и в море же производится заправка судов топливом. Воды исключительной экономической зоны РФ не относятся к таможенной территории страны. Прежде вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, а постановление распространило на данную категорию действие экспортной пошлины.
В связи с этим в ВАРПЭ ожидают повышения стоимости бункеровки российскими танкерами на 50 тыс. рублей за тонну. При этом на долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции. Сильнее всего увеличение затрат угрожает промыслу социально значимых и доступных видов рыбы (минтай, сельдь, сардина иваси, путассу, мойва). С позицией ВАРПЭ согласны в Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак), где полагают, что рост стоимости топлива отразится на финансовом состоянии предприятий.
До введения пошлины стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла 565-600 долларов США за тонну. Бункеровку рыбопромысловых судов на Дальнем Востоке также осуществляют южнокорейские, японские и китайские компании. Ранее цена на такую бункеровку была более высокой – 622-685 долларов за тонну. После введения пошлины с 5 октября цена на российское судовое топливо выросла не менее чем на 515 долларов, и российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, японской и китайской.
Кроме того, вступление в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL) предполагает запрет на использование судового топлива, массовая доля серы в котором превышает 0,5%. В случае отсутствия решения о продлении отсрочки данного требования, с 1 января 2024 г. рыболовные судна на Дальнем Востоке должны будут переходить на низкосернистое топливо, стоимость которого выше на 15-20%.
Между тем в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев, нередко лоббирует интересы «Русской рыбопромышленной компании») не разделяют опасений по поводу негативных последствий от введения пошлины. В Ассоциации указывают, что большинство судов бункеруются в режиме открытой границы[1]. На этом фоне в Росрыболовстве признают наличие рисков дополнительной финансовой нагрузки на промысловые компании из-за пошлины, предлагая более детально изучить возможности нивелировать возможное негативное влияние.
Что касается развития инфраструктуры для рыбной торговли, то в Приморском крае приморская рыбодобывающая компания «Тройка»[2] запустила цифровую платформу для оптовой продажи рыбы Fishplace. На платформе зарегистрировались 150 предприятий – рыбные компании и холодильные склады Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области. Платформа позволяет работать со складами, вести учет продукции и размещать рыбу на продажу.
Резидент СПВ, компания «Дельта-сервис» (принадлежит совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку), в приморском Артёме построила склад-холодильник для хранения пищевой продукции мощностью 95 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей. Тем временем в камчатском поселке Авача (в составе Петропавловска-Камчатского) после капитальной реконструкции в конце октября были введены в эксплуатацию два причала на побережье бухты Моховая (ФГУП «Нацрыбресурс») в рамках развития портовой рыбохозяйственной инфраструктуры в порту Петропавловск-Камчатский. Объем капитальных вложений составил около 1 млрд рублей. Глубина причалов позволяет принимать все типы рыбопромысловых судов. В целом перевалка рыбной продукции в порту Петропавловск-Камчатский по итогам трех кварталов текущего года выросла на 3,5% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года, составив порядка 91 тыс. тонн.
Наконец, сахалинская ТОР «Южная» в октябре была расширена в целях реализации в Корсакове проекта строительства рыбоперерабатывающего комплекса крупной сахалинской компании «Гидрострой» мощностью до 500 тонн в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тыс. тонн продукции. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2024 г. Объем инвестиций оценивается в более чем 5,4 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Постановлением правительства России от 5 сентября 2007 г. № 560 утвержден порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами выдается пограничным органом в порту, где зарегистрировано судно. Для его получения владельцу судна необходимо представить в пограничный орган письменное заявление о выдаче разрешения с приложением пакета необходимых документов.
[2] Учредители – П.Маркин, Ю.Беликова, В.Каханова.