Поделиться
Перспективы Северного морского пути обсудили на ПМЭФ-2025
Поделиться

Тематическое фото. автор/источник: Koptyaev Igor/Shutterstock

На Петербургском международном экономическом форуме прошла тематическая сессия «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории». Участники дискуссии — представители федеральных и региональных властей, бизнеса и научного сообщества — обсудили развитие Северного морского пути (СМП), его экономическое значение и вызовы, стоящие перед арктической логистикой.

По словам директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, несмотря на наблюдаемое потепление, арктический лед сохраняется и, согласно прогнозам, его уровень останется относительно стабильным на протяжении следующих 50 лет. Ученый пояснил, что сокращение ледового покрова происходит лишь в течение летнего периода — обычно не более 10 недель, а случаи полного освобождения акватории от льда, как это было в 2020 году, пока единичны. Макаров добавил, что переход к круглогодичной навигации возможен только при условии наращивания ледокольного флота.

Специальный представитель ГК «Росатом» по развитию Арктики Владимир Панов сообщил, что грузопоток по Севморпути за последние десять лет вырос почти в десять раз: с 4 млн тонн в 2014 году до 39 млн в 2024-м. Он уточнил, что после ввода в эксплуатацию нового ледокола «Якутия» общее число ледоколов «Росатома» достигло восьми. По словам Панова, для устойчивого развития маршрута необходима системная инвестиционная политика, в том числе в геологоразведку, с горизонтом планирования за 2040 год.

Отдельное внимание было уделено восточному направлению. Панов сообщил, что в 2025 году через Севморпуть было отправлено 7 млн тонн грузов, из которых 3,1 млн — в режиме транзита. Количество контейнерных рейсов достигло 14, а судно из Петербурга до китайского порта прошло маршрут всего за 23 дня. Он добавил, что расширение сроков навигации, например, на Чукотке, где она сейчас длится от двух до четырех месяцев, является приоритетной задачей.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис сравнил развитие Севморпути с советской космической программой и назвал его «инфраструктурным прорывом». В качестве примера он привел строительство порта «Лавна» — первого в стране, реализованного в формате портовой концессии. В рамках проекта была также построена подъездная железнодорожная линия длиной 50 километров. По словам Чибиса, к 2050 году планируется обновить стратегические документы по Арктике и утвердить экономическую модель Трансарктического коридора.

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский отметил, что СМП — это ключевой экономический актив Арктики, без которого невозможно дальнейшее освоение ресурсов и развитие северных производств. Он сообщил, что в 2023 году перевалка грузов через поморские порты снизилась на 25%, однако уже в 2024-м объемы восстановились за счет контрактов с Китаем. С начала 2025 года объемы отгрузки выросли еще на 10%. В числе приоритетов — создание глубоководного района в порту Архангельск совместно с «Росатомом» и компанией «Евросиб». Регион уже подписал инвестиционную декларацию с участием китайского партнера — NewNew Shipping Line.

Представитель китайской компании Кэ Цзинь сообщил, что совместно с «Росатомом» была открыта транспортная линия, по которой перевезено около 20 000 TEU-контейнеров. Уже совершено 13 рейсов. Компания рассчитывает на развитие круглогодичной навигации и планирует доставку грузов через Мурманск. Он также призвал власти России и Китая усилить поддержку судостроительной отрасли, в том числе в виде налоговых льгот, чтобы ускорить строительство специализированных ледоколов.

Генеральный директор Safetrans Line Алексей Мавлютов рассказал, что компания зарегистрирована в Гонконге для работы в условиях санкций. Сейчас в ее распоряжении более 15 судов и свыше 75 000 TEU-контейнеров. В прошлом году судно компании прошло маршрут Санкт-Петербург — Циндао за 23 дня. Цель — сократить время в пути до 19 дней, что существенно снизит затраты.

Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов указал, что открытие морского коридора решает давние логистические проблемы и делает возможным реализацию крупных горнодобывающих и энергетических проектов, таких как «Баимская». В Певеке уже создается портовая инфраструктура, включая терминал для отгрузки продукции. Проект предусматривает размещение четырех энергоблоков на атомной тяге общей мощностью до 10 МВт, поскольку прокладка линий электропередачи на таких расстояниях экономически нецелесообразна.

Генеральный директор УК «Баимская» Георгий Фотин сообщил, что инвестиции в проект оцениваются в 1 трлн рублей. Компания активно внедряет автономную технику, включая более 70 беспилотных самосвалов. В регионе также развиваются образовательные программы, нацеленные на подготовку специалистов для работы с высокотехнологичным оборудованием.

Завершая сессию, почетный консул России в Индии Ратиш Наир подчеркнул, что Северный морской путь может стать важнейшим логистическим каналом между двумя странами, позволяя снизить издержки и риски. Однако для этого, по его мнению, необходимы устойчивые инвестиции и межгосударственная поддержка.

О том, что необходимо сделать для развития инфраструктуры безопасности на СМП— как технической, так и организационной см. материал EastRussia «Севморпуть взял курс на безопасность».

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Как сегодня развивается логистическая инфраструктура Дальнего Востока

Дальний Восток хоть и максимально отдален от центральной части России, но с точки зрения логистики является важным транспортным узлом. И дело не только в соседстве со странами Азии. Именно здесь встречаются морские, воздушные, железнодорожные и автомобильные потоки, в том числе внутрироссийские и импортно-экспортные. Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры в регионе отражается на всей отрасли. О том, какие изменения происходят на Дальнем Востоке сейчас рассказал Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии».

Читать полностью
Поделиться
Впереди России всей: беспилотные крылья Сахалина

Сахалинская область стала лидером РФ в рейтинге по внедрению гражданских авиационных беспилотников: об этом по итогам исследования заявили АО «ГЛОНАСС» и платформа «Национальная технологическая инициатива». Для высокой оценки у островного региона есть все основания: именно здесь полтора года назад запущен первый в нашей стране дронопорт «Аврора-БАС». В 2025 году дочернее предприятие объединенной дальневосточной авиакомпании «Аврора» прогремело на всю Россию: впервые беспилотный аппарат выполнил перелет с Сахалина в Хабаровский край. И это лишь один из успешных технических экспериментов команды профессиональных авиаторов. Об уникальном проекте и его успехах специальному корреспонденту EastRussia в Сахалинской области рассказал генеральный директор авиакомпании «Аврора-БАС» Дмитрий Третьяков.

Читать полностью
Поделиться
Дроны над Амуром

17 июня в Совете Федерации обсуждалась концепция логистического проекта с применением беспилотных летательных аппаратов между Россией и КНР. В качестве обкатки предложено начать полеты для доставки небольших партий грузов между Благовещенском и Хэйхэ. EastRussia выясняла, насколько данная идея имеет риск запутаться в административных препонах, и сулит ли она выгоду бизнесу.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистических проектов ДФО

Продолжается работа над обновлением аэропортов, в том числе строительство новых терминалов в международных воздушных гаванях. Предполагается увеличивать финансирование из внебюджетных источников, при этом требуется решить вопрос роста тарифов на обслуживание в аэропортах. Для вывоза угля в восточном направлении ведутся работы по созданию частной железнодорожной инфраструктуры. В регионах запланирована реализация ряда крупных проектов в сфере развития приграничной инфраструктуры, хотя часть из них сдвигается по срокам.

Читать полностью
Поделиться
Угольный рывок: Дальтрансуголь наращивает мощности до 32,8 млн тонн

Акт, разрешающий эксплуатацию 600-метровой железнодорожной ветки, ведущей от путей необщего пользования терминала Дальтрансуголь к сети РЖД, ставит знаковую запятую в развитии одного из самых масштабных и быстрорастущих проектов по перевалке угля на Дальнем Востоке и во всей России. Уже сейчас Дальтрансуголь может принимать и отправлять на экспорт 32,8 млн тонн угля — с вводом в строй нового присоединения мощность порта выросла почти в полтора раза.

Читать полностью
Поделиться
Севморпуть взял курс на безопасность

К 2030 году объем перевозок по Северному морскому пути может увеличиться в четыре раза, в первую очередь за счет роста внешнеторгового трафика. При этом у России амбициозные планы по привлечению на трансарктический транспортный коридор международного транзита. В то же время условия судоходства в Арктике достаточно жесткие, а целостной системы обеспечения комплексной безопасности мореплавания на СМП пока нет. У государства есть соответствующие планы развития, но его темпы сильно зависят от бюджетного финансирования.

Читать полностью
Поделиться
Вторая жизнь Амура: Россия и Китай делают ставку на водную логистику

Первый российско-китайский форум, прошедший в Хабаровске, обозначил ключевые направления трансграничного сотрудничества России и Китая в регионе. Основные инициативы связаны с развитием Большого Уссурийского острова и возрождением речного судоходства на Амуре. Перегруженность железной дороги закономерно поднимает вопрос о необходимости развития альтернативных транспортных маршрутов, и Амур вновь оказывается в центре стратегических планов.

Читать полностью
Поделиться
Камчатский космопорт

Аэропортовая инфраструктура Дальнего Востока преображается с каждым годом. Последние годы — это череда знаменательных открытий. В 2019 году открылся аэропорт Хабаровска, в 2023 — Южно-Сахалинска, в 2024 — сразу в двух городах, Улан-Удэ и Магадане. В 2025 году пришел черед Камчатского края: весной первые рейсы принял новый терминал аэропорта Елизово. Событие чрезвычайно примечательное, ведь он не только дал возможность людям получить долгожданные сервисы, но и сам по себе не похож ни на один другой аэропорт России и напоминает настоящий арт-объект. Корреспондент EastRussia побывал на Камчатке и готов поделиться впечатлениями от самого необычного аэропорта страны.

Читать полностью
Поделиться
Новый мост — старые мозоли: Россия и КНДР обходят стороной ожидания Пекина?

После более чем десяти лет переговоров Россия и КНДР приступили к строительству автомобильного моста через реку Туманная. Безусловно, проект несёт как экономические, так и политические выгоды для обеих сторон. Однако не станет ли он каплей дегтя в отношениях с Китаем, который уже более полтора века стремиться получить выход в Японское море по той самой реке Туманной?

Читать полностью
Поделиться
Через укрощение Лены в будущее Якутии

Строительство крупнейшего мостового перехода в Якутии подразумевает решение нескольких стратегических задач. Это повышение доступности пассажирских перевозок, создание крупного транспортного узла, за счет которого значительно снизятся издержки, связанные с логистикой товаров и сырья, оживление республиканской экономики. В перспективе мост сможет сыграть ключевую роль в сообщении между такими масштабными транспортными коридорами, как Транссиб и Северный морской путь.

Читать полностью
Больше материалов