Поделиться
Петропавловск-Камчатский может стать опорным портом-хабом Национальной арктической транспортной линии (НАТЛ)
Поделиться
На пленарном заседании конференции, посвященном международному сотрудничеству в целях реализации экономического потенциала Арктической зоны, и на четырех панельных секциях удалось проанализировать практически весь спектр проблем, касающихся освоения и развития приполярных территорий РФ. В рассмотрении вынесенных на обсуждение вопросов принимали участие представители федеральных органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы, главы российских регионов, дипломаты, ученые, эксперты и предприниматели из РФ, Финляндии и Швейцарии.

Одной из центральных тем конференции стал комплекс проблем, связанных с Северным морским путем, как с транспортным коридором глобального мирового значения и основополагающей транспортной структурой региона, оказывающей доминирующее воздействие на весь спектр вопросов освоения и развития российской Арктики, сообщает пресс-служба «Корпорации развития Камчатки».

В рамках специальной панельной сессии, модератором которой выступил руководитель АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ» Константин Носков, подчеркивалось, что формирование единой логистической структуры и обеспечение транспортными средствами полярной зоны Российской Федерации является одной из приоритетных государственных задач. Северный морской путь должен стать составной частью евро-азиатских транспортных коридоров.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Глава российской судоходной компании «Совкомфлот» Сергей Франк обозначил происходящие изменения: «С транспортной точки зрения возможности Северного морского пути будут нарастать, и они нарастают каждый день... В 2017 году все исторические максимумы перевозок по этому маршруту будут превышены, а к 2020 году они будут превышены втрое — это только на той грузовой базе, которую мы видим, знаем, которая уже законтрактирована».

Но при всех положительных сдвигах проблема конкурентоспособности Северного морского пути на международных логистических рынках остается открытой. Один из путей решения этой проблемы значительная часть российского научного и экспертного сообществ видит в превращении морского порта Петропавловска-Камчатского в опорный порт Национальной арктической транспортной линии. С обоснованием этого проекта в рамках панельной сессии, посвященной Северному морскому пути, как спикер сессии выступил Николай Пегин.
По оценкам многих специалистов, его выступление по числу выдвинутых инновационных идей, уровню их проработки и обоснования, оказалось в ряду наиболее интересных сообщений конференции.

Генеральный директор «Корпорации развития Камчатки» подчеркнул, что раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути, превратить его в транспортный коридор глобального значения возможно за счет формирования Национальной арктической транспортной линии (НАТЛ). Она, представляет собой расширенное определение в отличие от традиционного представления об СМП. НАТЛ предполагает организацию морского транспортного коридора под управлением единого оператора с точками входа и выхода: на западе — в Мурманске и на востоке — в Петропавловске-Камчатском.

«Её создание, — полагает Николай Пегин, даст толчок комплексному развитию прилегающих полярных территорий, усилит российское присутствие в Арктике, откроет доступ к её ресурсному потенциалу». Дальнейшее поэтапное развитие позволит интегрировать НАТЛ в систему международных грузовых потоков между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, западным побережьем Америки и Северной Европой.

Потенциальный объём перевозок, который может принять на себя Национальная арктическая транспортная линия, как уточнил Н. Пегин, эксперты оценивают в 60 миллионов тонн — для международного транзитного потока и не менее 51 миллиона тонн — для российских экспортных и каботажных грузов. Но такие объёмы перевозок возможны в том числе и при использовании Мурманска и Петропавловска-Камчатского в качестве опорных портов-хабов. Они позволят работать по магистрально-фидерной схеме с грузами, как российских портов, так и транспортных узлов стран АТР и Европы — Роттердама, Гамбурга, Шанхая, Йокогамы, Ульсана, Пусана и других.

Петропавловск-Камчатский, являясь на Тихом океане самым северным незамерзающим российским портом, и находясь на международных магистралях, связывающих Азию и Северную Америку, своим географическим положением предопределен для того, чтобы взять на себя роль перевалочного и бункеровочного центра на трассе НАТЛ. Он обеспечит перевалку контейнеров с судов российских каботажных и международных линий на фидерные суда, или суда других магистральных направлений, курсирующих между портами Азии, Европы и Америки.

Далее генеральный директор «Корпорации развития Камчатки» сделал необходимое уточнение. Естественно, что реализация предложенной концепции потребует расширения существующих портово-логистических мощностей. Такие работы в рамках создания территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» уже начинаются в порту Петропавловска-Камчатского. Предполагается, что после реконструкции его пропускная возможность возрастет до 8 миллионов тонн. Этого объёма вполне достаточно для обеспечения устойчивого грузопотока на первоначальном этапе формирования и развития НАТЛ.

В перспективе потребуется создание в Петропавловске-Камчатском глубоководного контейнерного терминала мощностью до 2,7 млн. TEU. Он позволит принимать суда любого класса и дедвейта. Еще одним преимуществом, расширяющим зону притяжения порта-хаба Петропавловска-Камчатского, полагает Николай Пегин, может стать низкая стоимость, в сравнении с портами АТР и Северной Америки, бункеровки судов топливом.
Завершая выступление, генеральный директор «Корпорации развития Камчатки» сделал особый упор на том, что эффективная работа Национальной арктической транспортной линии, обусловленная выполнением всех озвученных требований, позволит России стать одним из ключевых участников перераспределения глобальных транспортных потоков. Она даст возможность усилить геополитическое влияние нашей страны не только в арктическом регионе, но и во всём мире.

И выступление Николая Пегина, и доклады других участников конференции позволяют говорить о серьезности намерений Российской Федерации по развитию Арктической зоны. Так например, в ближайшее время состоится приемка третьего, завершающего, этапа научно-исследовательской работы, рассматривающей пути повышения конкурентоспособности Северного морского пути. Эту работу выполняет АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ». Сотрудники аналитического центра при разработке некоторых положений НИР обращались за консультациями и в «Корпорацию развития Камчатки», а генеральный директор акционерного общества входит в состав приемной комиссии, которой предстоит оценить результаты научно-исследовательской работы. Заказчиком выполнения работы по разработке концептуальных основ конкурентной модели развития Северного морского пути выступает Минвостокразвития РФ.
Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Больше материалов