Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Правительству рекомендовали провести масштабный финансовый эксперимент

Правительству рекомендовали провести масштабный финансовый эксперимент
Фото: Shutterstock.com
Общественная палата Российской Федерации рекомендовала Правительству, Центробанку и Федеральному Собранию провести эксперимент по применению целевой проектной эмиссии как нового источника для финансирования крупных инвестиционных проектов в стране. Для этого предлагается разработать и принять соответствующий федеральный закон, а также отобрать ряд пилотных проектов из области диверсификации ОПК, развития Арктики и Дальнего Востока, реализации проектов ГЧП в социальной сфере. 

Механизм целевой проектной эмиссии с использованием эксроу-счетов – это финансовая новация, предложенная двумя экс-руководителями Минвостокразвития России – Александром Галушкой и Артуром Ниязметовым. О сути инструмента агентство EastRussia подробно писало ранее в материале “Эскроу-благополучие от экс-министра”. Вкратце, речь идет о формировании инструмента денежных эмиссий ЦБ под реализацию конкретных инвестиционных проектов. Новые деньги будут эмитироваться под специальные инвестиционные контракты, которые заключаются тремя сторонами – инвестором, коммерческим банком и уполномоченным государственным органом. При этом инвестор обязуется достичь показателей добавленной стоимости, коммерческий банк – предоставить инвестору требуемое финансирование, а уполномоченный государственный орган – акцептовать предоставление со стороны Банка России коммерческому банку необходимого источника для финансирования конкретного инвестиционного проекта.

После заключения специнвестконтракта Банк России осуществляет эмиссию денег для проектного финансирования инвестиций и депонирует их в предусмотренном объеме на счете эскроу в коммерческом банке. После реализации проекта (а именно – после достижения проектом определенных финансовых показателей, закрепленных специнвестконтрактом) “сделка” закрывается, а именно – эмитированные деньги передаются банку в счет погашения основного долга инвестора перед коммерческим банком. Банк получает свое вознаграждение в объеме платы за риск, инвестор премируется через списание основного долга, а государство получает устойчивого налогоплательщика в лице действующего предприятия, вышедшего на плановые показатели хозяйственной деятельности.

Свои рекомендации Общественная палата Российской Федерации сформировала по результатам слушаний, состоявшихся накануне. В поддержку идеи высказался глава Общественной палаты Российской Федерации Валерий Фадеев, особо отметив, что механизм позволит государству обеспечить промышленность доступными деньгами без увеличения инфляции. Аналогичное мнение высказал и заместитель председателя комиссии Общественной палаты по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин. “Инициатива внедрения целевой проектной эмиссии как раз способна насытить промышленность доступными деньгами без инфляционных рисков”, – отметил он.

Напомним, хеджирование инфляционных рисков авторы идеи – Александр Галушка и Артур Ниязметов – обосновывают тем, что использование счетов эскроу позволяет юридически оставить право собственности на эмиссионные деньги за Банком России, предоставляя при этом возможность коммерческим банкам осуществлять инвестиционное кредитование в пределах сумм на счетах эскроу. Средства окончательно уходят в денежный оборот только после создания добавленной стоимости и строго в ее размере путем списания основного долга инвестора перед коммерческим банком. Кроме того, на участников специнвестконтракта налагаются ограничения: например, эмиссионное проектное финансирование не предоставляется в части фонда оплаты труда и импорта. "Такие затраты финансируются инвестором самостоятельно, за счет собственных средств и заимствований. Это ориентирует инвесторов на развитие отечественных кооперационных цепочек”, – утверждают Александр Галушка и Артур Ниязметов.

Как отмечается в сообщении Общественной палаты Российской Федерации, отличие предложенного механизма от действующих в настоящее время программ льготного кредитования состоит в отсутствии необходимости увеличения расходов федерального бюджета. Таким образом, механизм может быть особенно востребован в рамках тех масштабных программ развития, которые сегодня обсуждаются, но пока не обеспечены бюджетными лимитами. Например, такой инициативой может являться Национальная программа развития Дальнего Востока, проект которой, по стечению обстоятельств, обсуждался в Общественной палате примерно в то же время, что и механизм целевых проектных эмиссий, но в другом зале.

О том, что механизм целевой проектной эмиссии с использованием эксроу-счетов может быть востребован на Дальнем Востоке, ранее говорил глава Забайкалья Александр Осипов. "Мы испытываем нехватку длинных и дешевых денег, – объяснял господин Осипов корреспонденту ТАСС. – Бюджет Забайкальского края на 2019 год больше, чем в предыдущие годы, но его тем не менее нельзя назвать бюджетом развития. Для решения этой проблемы мы готовы стать пилотным регионом в использовании целевых проектных эмиссий при реализации инвестпроектов. Понимание того, как это осуществить, у нас есть".