Амурская область входит в число регионов, лидирующих по промышленному туризму. Каждый пятый турист, приезжающий в область, посещает крупные промышленные объекты. С начала 2024 года рост по промышленному туризму в регионе составил 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вопросы отрасли обсудили на сессии «Международный туризм на Дальнем Востоке – бренд территорий и развитие инфраструктуры», которая прошла на полях российско-китайского экономического форума «АмурЭкспо».
Как сообщает пресс-служба Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, один из факторов, способствующий развитию отрасли, о котором говорили на сессии – запуск новых объектов.
Областное правительство большие надежды возлагает на автомобильный мост через Амур, который будет открыт для туристов к концу этого года. Заместитель председателя правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что сейчас с китайской стороной прорабатывается вопрос организации движения – чтобы российские и китайские туристы могли заезжать в приграничные города на своем автотранспорте.
По информации, озвученной зампредом областного правительства, до пандемии Амурская область занимала 4 место в России по приему китайских туристов. Показатель был достигнут и благодаря Российско-китайскому межправительственному соглашению.
Павел Пузанов добавил, что с августа 2023 года китайские туристы посещают Амурскую область еще и по электронной визе. В этом году после запуска летней навигации пункт пропуска может принимать до 2 тыс. туристов в день.
Форум «АмурЭкспо» проходил с 24 по 26 мая в городах Благовещенск и Хэйхэ. В эти дни на главной площади Благовещенска открылся павильон Туристско-информационного центра Амурской области, где презентованы все туристические маршруты региона.
Напомним, туризм на Дальнем Востоке является одной из самых динамично развивающихся отраслей. Каждый десятый проект резидентов преференциальных режимов в регионе реализуется в сфере туризма.
Агентство стратегических инициатив (АСИ), совместно с Минпромторгом России и РАНХиГС запустили II всероссийский акселератор по промышленному туризму «Открытая промышленность». С помощью экскурсионных туров на предприятия страны планируют убить сразу несколько зайцев: посещение фабрик и заводов будет способствовать популяризации кадрового и технологического потенциала местных производителей, такие экскурсии привлекут внимание к бренду и повысят интерес у молодёжи к работе в сфере промышленности. В Хабаровском крае в развитие промышленного туризма включилось уже 10 предприятий. Одно из них – хабаровский судостроительный завод (ХСЗ).
Прийти на режимный ХСЗ на экскурсию может любой желающий, но не в одиночку. Желательно организованной группой, но не больше 25 человек. А уж студент ты, пенсионер или турист из… да хоть откуда – роли не играет. А вот спонтанность - с этим проблематичнее. Для посещения предприятия нужно заранее связаться с экскурсоводом – Ларисой Геннадьевной Воробьёвой (8-962-222-01-41).
Лариса Воробьева - инженер по подготовке кадров и по совместительству экскурсовод - знает о заводе всё! На предприятии она уже 38 лет.
фото: Инга Трошина
Тур на хабаровский судостроительный длится 2 часа. Перед экскурсией – инструктаж по технике безопасности. Его суть – «руками в станки не лезем, под грузом не стоим, держимся за экскурсоводом». После раздачи касок и знакомство с историей завода на примере макетов самых знаковых для предприятия судов. Всего за 70 лет работы их выпустили больше 350. Первую баржу на ХСЗ спустили на воду 29 июня 1953 года. С этого момента и начинается летопись хабаровского завода.
— Первую пятилетку, с 1953 по 1958 завод занимался выпуском гражданских и вспомогательных судов, — рассказывает Лариса Геннадьевна. — Это были баржи, драги, разборные понтоны, плавучие краны. И только в 58-ом мы заложили первый военный корабль. Потом с 63 года до развала Советского Союза мы производили только военные корабли. В 90-х, после конверсии, завод, в отличие от других предприятий, не прекратил работу. Мы вновь стали делать корабли вспомогательного флота. Самые значимые для завода модели судов можно увидеть в музее ХСЗ. Вот, например, большой десантный корабль «Мурена». Помните сказку о Кощее Бессмертном? Его смерть была в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и так далее. А про нашу «Мурену» можно сказать так: смерть врага – в наших десантниках, десантники находятся в БТРах, БТРы – в «Мурене», а «Мурена» на большом десантном корабле.
модель десантного катера на воздушной подушке «Мурена»
фото: Инга Прошина
Десантный катер на воздушной подушке «Мурена» выпускали на заводе с 1985 по 2007. Судно могло причалить на мелководье, выскочить на торосы и любой другой необорудованный для причаливания берег. Вместе с 3 единицами, которые произвели специально для Южной Кореи, всего на заводе выпустили 11 «Мурен». На базе КАФ, рассказывает экскурсовод, на Заячьем острове была целая флотилия таких десантных катеров на воздушной подушке. Из них после развала СССР и лихих 90-х уцелело только 2 таких корабля. Спасенные «Мурены» стоят в отстое на базе предприятия, их используют для демонстрации возможностей завода потенциальным заказчикам, а также обучают экипажи.
десантный катер «Мурена»
фото: Хабаровский судостроительный завод
— Граница проходит и по земле, и по воде, — продолжает Лариса Воробьёва. — У нас Амур граничит с Китаем, и катера нашего производства несут там боевое дежурство. Скорость у пограничных кораблей, правда, не очень большая – «Горностай», например, это скоростной патрульный катер – его скорость порядка 96 км/ч. Патрульные катера, как правило, хорошо вооружены. «Меркурий» мы создали по заказу таможенников в 90-е, это небольшой корабль, больше катер, служит для борьбы с браконьерами. Нам заказали 3 таких катера, их скорость – 90 км/ч, насколько я знаю, они до сих пор несут вахту на острове Сахалин.
Дальше по плану – знакомство с цехами. Экскурсанты узнают, что производят в энерго-монтажном и инструментально-механическом, видят за работой сварщиков, токарей, и фрезеровщиков.
фото: Хабаровский судостроительный завод
Прогулка по цехам как путешествие по времени – вроде и 21-ый век на дворе, и социализм давно приказал долго жить, а посетителей окружают лозунги времен СССР и краска на стенах тех же годов. Впрочем, в помещениях механического цеха тепло, и это уже плюс. Везде чисто, инструменты аккуратно разложены – видно, что на заводе внедрили систему бережливого производства.
фото: Инга Прошина
Из тепла – в холод, экскурсовод выводит группу на улицу, и мы отправляемся в цех, где собирают корабли. Здесь огромные помещения, которые невозможно обогреть, персонал одет по-зимнему, и туристам стоит это учитывать – летом такая экскурсия, возможно, будет гораздо приятней. Лариса Воробьёва рассказывает, какие заказы сейчас в работе, а что отложено до лучших времен. В 2020 году завод получил заказ на 2 краболова. Опыт строительства таких кораблей на предприятии был, но очень давно. Сейчас краболовы «Омолон» и «Кедон» уже спущены на воду и находятся на базе, в Приморье, где пройдут окончательные ходовые испытания и ревизию.
корпус земснаряда «Амурский 203»
фото: Инга Прошина
А в сборочном цехе завода, на стапелях сейчас стоит первый из 4-х несамоходных землесосов. Земснаряд «Амурский 203» будет занят на дноуглубительных работах в реках Тунгуска и Уссури. Его осадка – меньше метра, и он пройдет там, где сядут на мель другие корабли.
коллаж из фотографий Хабаровского судостроительного завода: сверху недостроенное судно проекта А45-2, нижнее фото - действующий экземпляр
— А это 2 незавершенных корпуса печально известного катера «70 лет Победы», – с заметной грустинкой рассказывает Лариса Геннадьевна. – Когда был саммит во Владивостоке, президент Владимир Путин посетил этот пассажирский корабль. Он скоростной, развивает скорость 60-70 километров в час, салон комфортабельный, кресла как в самолётах, помещается 70 человек. Сначала планировали использовать такие корабли на Амуре, чтобы ходили между Николаевском-на-Амуре, Комсомольском и Хабаровском. Но этот катер сходил 2 навигации в Китай, в Фуюань, и всё, больше не использовался, потому что не нашлось эксплуатанта. Теперь он стоит у нас на хранении.
Посетителям могут рассказать очень многое – но производственные секреты не выдают. «Фишка» экскурсии на судостроительном - возможность сделать фотографии в цехах. При необходимости можно посетить заводские туалеты, а вот перекуса не предусмотрено. Сувенирки на память тоже нет.
Пробежавшись по цехам и посмотрев корабли на верфи вновь заходим в помещение – под занавес посетителям показывают музей завода. Здесь тоже интересно – можно посмотреть на модели парусников и узнать, что кроме кораблей ХСЗ когда-то производил и так называемые товары народного потребления.
фото: Инга Прошина
— Мы делали тот самый диван-кровать «Наташа», а также алюминиевые гарнитуры, — говорит Лариса Воробьёва. — На ХСЗ выпускали лодки «Крым», но не каждый хабаровчанин мог себе ее позволить – стоила плоскодонка почти 800 рублей, при средней зарплате в 120.
фото: Инга Прошина
Экскурсии на предприятия – это не только интересно, но и очень полезно, причем как тем, кто посещает предприятие, так и тем, кто показывает свое закулисье, считают в министерстве туризма края. Акселератор «Открытая промышленность» помогает внедрить на производстве промышленный туризм. Агентство стратегических инициатив (АСИ) организует для заводов обучающие лекции, которые учат, как преподнести свои достоинства в наиболее выгодном свете, не выдав при этом ни одного производственного секрета.
— Ценность поддержки АСИ еще и в том, что они берут лучшие практики, которые уже наработаны в части экскурсий на крупные предприятия России, и внедряют их на наших местных заводах, — говорит Олег Лучин, первый заместитель министра туризма Хабаровского края. — Но внедряют не просто так, огульно, а адаптируют к нашим реалиям. Если есть, допустим, предприятие оборонной промышленности, или предприятия, которые занимаются опасными производствами, то они говорят о том, что нам очень сложно, что сделать с допусками, что делать с безопасностью - мы не понимаем, как всё устроить. И вот главным образом агентство помогает, как сделать экскурсию на наше предприятие безопасной, легкой и интересной. Обратите внимание - мы находимся на производственном предприятии, которое производит военную продукцию. Однако ничего секретного нам не рассказывают, коммерческих тайн не раскрывают, но показывают интересное, показывают само производство. Главная выгода от таких посещений – приток новых рабочих кадров, профориентация школьников и студентов, а также работа на повышение узнаваемости предприятия.
Резка металла для судна
фото: Хабаровский судостроительный завод
В России экскурсии на производство были популярны еще в советское время. Но прогулка по заводу – это еще не промышленный туризм. По мнению специалистов Агентства стратегических инициатив посещение индустриальных объектов должно включать и некоторые развлекательные мероприятия. Например, в Хабаровске на фабрике по производству мягкого мороженого «Зайца» посетители могут не только попробовать сладкое лакомство, но и попытаться выпечь вафельный рожок. Промышленный туризм – это также возможность погрузиться в профессию и жизнь самых разных специалистов – от директора до разнорабочего, сборщика судов, сварщика, фермера, винодела. И в этом смысле ХСЗ есть куда стремится.
После посещения хабаровского судостроительного остаётся странное послевкусие: с одной стороны отличный гид – Лариса Геннадьевна, кстати, 38 лет уже работает на заводе – и интересная история одного из старейших предприятий Хабаровска, и в то же время дикий холод на улице и в сборочном цехе – не подготовленному человеку в кроссовках зимой будет тяжело сосредоточиться на информации, когда ноги превращаются в сосульки. А летом если не взять с собой воду придется 2 часа ходить по жаре – автоматов по продаже снеков и напитков мы не заметили, а чаем на предприятии, увы, не угощают.
Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.
В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма отметил важность обеспечения доступности путешествий для жителей страны с любым видом доходов. Глава государства подчеркнул, что в этой сфере, как и в других, нужно в первую очередь руководствоваться интересами граждан.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал на пленарном заседании форума о своих впечатлениях после общения с молодежью-победителями всероссийского студенческого конкурса по развитию индустрии туризма и гостеприимства «Хочу работать в туризме на Камчатке»: на его вопрос о том, что же производит туризм, они сразу ответили – впечатления.
«Могучая экономика России производит все, что нужно миру: от минеральных удобрений, нефти и газа, золота, других ценных металлов, до рыбы и леса. Но что производит туризм? Я был очень впечатлен и обрадован тем, что ребята ответили моментально – туризм производит впечатления. Значит, их неплохо учат. Продукты туристической отрасли – это самые человечные, самые человеческие продукты – впечатления, яркая память, эмоции. В современной экономике это становится самым важным продуктом», – добавил министр.
По итогам конкурса десять студентов из пяти российских городов приехали на стажировку на Камчатку для работы в туристической отрасли. Финалистов отобрали на Международной выставке-форума «Россия» 24 января. Цель конкурса — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация полуострова как региона, комфортного для жизни и работы.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что у Камчатки значительно больший туристический потенциал, чем у Исландии, которая зарабатывает на туризме три млрд евро в год и до пандемии имела турпоток в два млн человек.
«Камчатка, безусловно, более красивая, но самой отрасли есть еще куда развиваться. Работа по выработке новых мер поддержки больших и малых проектов, направленных на развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, будет продолжена. Дальний Восток – это концентрат всего лучшего, что есть в России. Цели по достижению приема Камчаткой одного млн туристов к 2030 году, удвоению авиаперелетов на Дальнем Востоке до четырех млн человек достижимы. Но не в цифрах счастье. Важен искренний созидательный вклад каждого из нас», – сказал Чекунков.
Десять лет назад на полуостров приезжало 50 тыс. туристов в год и для них было доступно 1,5 тыс. мест в гостиницах, в 2023 году турпоток составил 370 тыс. человек, для размещения были готовы уже 8,5 тыс. номеров.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов напомнил, что развитие туризма в России является одним из приоритетов, а возможность россиян путешествовать определена президентом страны Владимиром Путиным, как базовая возможность, которая должна быть создана для граждан. Также глава региона напомнил о вызовах, с которыми сталкивалась отрасль в последние годы, и рассказал о том, как их удалось преодолеть.
«Туризм сталкивается со своими вызовами. Безусловно, в последние годы главным вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции, и за время пандемии мы научились особенно ценить места для отдыха, которые характеризуются своей уединенностью, возможностью побыть вместе с природой, включиться в нее. И Камчатка, конечно, яркий пример такого места, которое все более привлекательным становится, и уверен, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Безусловно, новым вызовом стала геополитическая обстановка, санкции недружественных государств. И снова мы показываем, что наша туристическая отрасль с этим справляется, и снова Камчатка является ярким примером того, как и какой ответ нужно давать санкциям. Наш туристический поток растет с каждым годом. Мы видим растущий интерес жителей нашей страны к путешествию на Камчатку. И более того, я убежден, что именно эти вызовы сыграли нам на руку, позволили нам всем открыть для себя нашу страну Россию, такие уникальные уголки, как Дальний Восток, Север, Арктика, ну и, конечно, Камчатский край», — подчеркнул Владимир Солодов.
В прошлом году значительный вклад в увеличение въездного турпотока на Дальний Восток и, в частности, на Камчатку, внес Китай. С 2023 года возобновились безвизовые групповые поездки.
Как отметила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, Китай занимает первое место среди зарубежных стран по числу въездных туристов в Россию.
«Все больше китайцев – особенно молодежи – проявляют интерес к природе, истории и культуре России, в частности на Дальнем Востоке китайцы любят путешествовать в Приморье и на Камчатку. Развиваем проекты культурного, экотуризма, морского и спортивного туризма», – уточнила она.
Из Казахстана в Россию также приезжает много туристов – их количество выросло за год на 27% – свыше трех млн туристов по итогам 2023 года. Примерно столько же в прошлом году приехало в Казахстан россиян. Больше – только в Абхазию и Турцию. Об этом участникам пленарного заседания рассказал посол Казахстана в Москве Ерлан Шамишев.
Большой ценностью для туристов из других стран, из других регионов и для самих дальневосточников являются бальнеологические ресурсы. Если рассмотреть Камчатку в разрезе медицинского туризма с применением, например, термальных источников, то эта тема раскрыта слабо – для имеющегося огромного потенциала. На это, в том числе, обратили внимание участники дискуссии, говоря не только о камчатских бальнеологических возможностях, но и в целом ДФО.
Зампред Госдумы Ирина Яровая отметила важность развития детского туризма в контексте обновления существующей базы. Она предложила создать самые емкие преференции для тех инвесторов, которые приходят под программы детского туризма и детского круглогодичного отдыха.
Для удобства инвесторов, которые планируют проекты и выбирают конкретный земельный участок под него, существует совместный проект Росреестра и властей субъектов РФ. Росреестр ищет свободную землю и включает в оборот. Уже найдено в России 154 тыс. гектара, из которых 12 тыс. – в ДФО. Вся информация содержится в публичной кадастровой карте. Существуют проекты «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Как рассказала замруководителя Росреестра Татьяна Громова, Камчатка – в числе первых семи пилотных регионов по участию в проекте «Земля для туризма». Позже подключатся еще около 40 регионов РФ.
«Любой заинтересованный это может увидеть и подать заявку. На точках притяжения туристов найдено большое количество земельных участков, которые можно вовлекать в оборот для туристических целей. В Камчатском крае определено десять объектов туристического интереса, среди которых – санаторий “Жемчужина Камчатки”, природный парк “Ключевской”. Надо об этом информировать инвесторов», – рассказала Громова.
На пленарном заседании было отмечено, что хороший потенциал для развития неиспользованных земель имеет обустройство национальных пешеходных, велосипедных и комбинированных туристических троп. Они могут иметь разные категории – локальные, межрегиональные и национальные. Этот вид туризма имеет все шансы стать самым массовым и популярным. По поручению президента России готовится законопроект о создании национальной системы туристических троп.
Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» состоялся по инициативе правительства Камчатского края при поддержке Минвостокразвития и Фонда Росконгресс, а также ТПП Камчатского края. Партнерами форума выступил Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия – ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».
«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Ольга Степченко привела в пример ставшую международной волонтерскую акцию «Сад памяти», которую поддерживают Сбер, РЖД, Росатом, Норникель и другие крупные компании, со стороны правительства РФ проект поддерживают Минпросвещения и Минприроды. Это возможность сделать личный вклад в экологию – каждый может посадить дерево, которое является главным поглотителем углеродного следа человека.
«Каждую весну высаживаем более 27 млн деревьев в честь героев Великой Отечественной войны, в честь героев настоящего времени и в целом сады памяти – это такой символизм, который пронизывает историю всего мира. Акция расширила сильно свой смысл: деревья сажают в честь ученых, актеров, музыкантов – тех, кто помог сделать нашу страну великой. Помимо того, что мы даем возможность каждому снизить свой углеродный след и озеленить свой город, мы даем возможность еще и возвести живой памятник-дерево и посвятить его важному для себя человеку», – отметила Ольга Степченко.
Она добавила, что у каждого есть также возможность присоединиться к акции «Сохраним лес». Ее цель – высадить пять млрд деревьев к 2030 году. Все регионы России в ней участвуют. И без помощи волонтеров здесь не обходится.
По данным ВЦИОМ, в 2022 году акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» стали самыми популярными экопроектами в России.
Стать волонтером очень просто – не нужно писать заявлений, достаточно просто прийти и начать действовать. Аудитория гражданских активистов, которые предлагают свое видение решения экопроблем государству, постоянно растет и особенно среди молодежи.
Тренд последних двух лет показывает, что при выборе работы молодежь отдает предпочтение социально ответственным и более экологичным компаниям. А сейчас большинство бизнесов стремятся стать «зелеными». Одним из первых такой подход в России стал развивать Сбер. Здесь есть собственный сервис для вовлечения волонтеров в ESG-повестку – «Сберегаем вместе». Существует и проект по созданию совместного мерча с АНО «Сад памяти» – из переработанных материалов создаются вещи, одежда, обувь.
Представители экологического направления ГК Росатом напомнили, что нельзя говорить об экологической безопасности, пока не разобрались с коммунальными и промышленными отходами, которые генерирует человек. Росатом активно использует отработанное ядерное топливо как сырье, в ход идет и вторсырье, получаемое из отходов 1 и 2 класса. Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной ответственности ГК Росатом Анна Жигульская отметила, что госкорпорация имеет четкую цель по развитию экологичности собственных производств и инфраструктуры в рамках своей ответственности.
«Мы развиваем экокультуру в наших 28 городах – там, где Росатом является градообразующим предприятием. Мы хотим, что они стали самыми зелеными, самыми экологичными. У нас есть компетенция по ликвидации последствий накопленного вреда. И нам нужны профессионалы в сфере экологии – до 2030 года мы хотим нанять три тысячи профессионалов в сфере экологии. Нужно соединить наши возможности и ваше движение “Экосистема“. Компания поддерживает экологичные стартапы – мы готовы к вашим предложениям», – добавила она.
В ОАО «РЖД», штат которой насчитывает более миллиона сотрудников тоже активно работает волонтерское движение – в нем задействованы более 135 тыс. работников магистрали. Важнейшими направлениями корпоративного волонтерства в компании называют «Экозащиту» и «Помощь окружающей среде».
Кроме того в России с 2014 года активно развивается детский экологический проект «Эколята – молодые защитники природы». Сейчас он охватывает все регионы страны. Экологическое мышление у детей начинают развивать вместе с речью – уже с детского сада. Причем, воспитанники детсадов и школ участвуют в составе волонтерских движений в практических действиях по сохранению природы.
Молодые экоактивисты – участники форума смогут получить реальные деньги на развитие своих проектов по экологии. Росмолодежь распределит четыре млн рублей в качестве грантов.
На форум «Экосистема. Заповедный край» приехали 450 молодых людей от 14 до 35 лет со всей России, которым важно сохранение окружающей среды. Впервые мероприятие провели на Камчатке в 2022 году. По поручению президента РФ Владимира Путина форум будет проходить на полуострове ежегодно.
Информация о преимуществах территориального общественного самоуправления не проистекает разве что из утюга, однако ещё далеко не все хабаровчане смогли их «пощупать». Для тех, кто лишь смутно представляет, что стоит за тремя буквами, а также для тех, кто уже вовсю пользуется открывшимися возможностями, в пятницу 30 сентября на форуме Гражданском форуме запланирована площадка «А что, так можно?».
Примеры успешных ТОС продемонстрируют, следуя принципу «от общего к частному»: федеральный опыт, краевой, городской ― пока не доберутся до конкретных хабаровских дворов.
― Мы пригласили спикера из Москвы, ― говорит Елена Примаченко, заведующая сектором управления по связям с общественностью и работе с молодежью администрации Хабаровска. ― На нашей площадке выступит Александр Точенов, ответственный секретарь совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Общественного совета Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, президент НКО «Центр прикладных исследований и программ». Он расскажет о деятельности ТОСов на федеральном уровне, о практике, которая существует в других регионах. Об особенностях ТОСов в зависимости от района края ― Ольга Приходько, начальник отдела развития ТОС комитета по внутренней политике Хабаровского края. Модератор площадки ― заместитель мэра Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов разъяснит, какие меры поддержки ТОСов использует мэрия: семинары, совещания, помощь гражданам с оформлением документации.
И жителям, и коммунальщикам будет интересно и полезно узнать о возможности получить гранты на благоустройство территории как многоквартирных домов, так и частного сектора. А уж раздел «Миллион для депутата» точно никого не оставит равнодушным. Спойлер ― на самом деле городские парламентарии миллионерами не станут. По крайней мере не в рамках этой программы. Такую сумму каждому думцу выделил мэр, чтобы слуги народа могли оперативно и качественно решать проблемы и удовлетворять чаяния своих избирателей. Надо, скажем, дорожку во дворе подлатать или свет провести ― добро пожаловать к депутату. На площадке форума объяснят механизм, как горожане могут претендовать на депутатский миллион.
― Не надо пугаться, что потребуется заполнять бумаги для ТОС, а проявлять инициативу и объединяться с соседями, чтобы улучшить свой двор, сделать его комфортным и безопасным, ― уверяет Елена Примаченко. ― Ждем новичков и опытных участников ТОС, чтобы могли поделиться своими историями с другими, на площадке № 3 в конференц-зале Городского дворца культуры 30 сентября в 11.00. Зарегистрироваться можно заранее на сайте форума (12+) либо сразу в ГДК.
Почему администрация заинтересована в создании ТОС и готова помочь активным горожанам, объяснить легко. В первую очередь тем, что это перемены, которые точно будут соответствовать желаниям жителей.
― Замечательно, что неравнодушные хабаровчане принимают решения об улучшении своего двора, придомовой территории, ― подчеркнул мэр Хабаровска Сергей Кравчук во время объезда территории города. ― Они точно знают, что им надо сделать в первую очередь и в каком направлении идти дальше. И для реализации их идей сегодня есть много возможностей, в том числе программа по развитию территориального общественного самоуправления.
Активное развитие ТОСов в Хабаровске началось с конца 2019 года. За 2,5 года город по количеству ТОСов с последнего места вышел на третье.
Сегодня в Хабаровске процедуру оформления проходят десять новых ТОСов и уже действуют двести. Они претендуют на гранты для воплощения задуманного в краевых и городских конкурсах.
Кстати, решением губернатора Михаила Дегтярева финансирование краевых грантов в этом году увеличено до 250 млн руб. В Хабаровске на реализацию 93 проектов из краевого и городского бюджета, а также из собственных средств граждан уже привлечено около 80 млн руб. Средства вложены в строительство детских площадок, благоустройство придомовых территорий, установку спортивных объектов, видеонаблюдения и другие работы с личным участием жителей.
Шельфовые проекты по добыче углеводородов, которые реализуют дочерние компании «Газпрома» на территории Сахалинской области, останутся ключевыми в долгосрочной стратегии развития нефтегазовой отрасли России. Более того, островной регион может стать опорой в переориентации энергетического рынка на страны АТР, что происходит прямо сейчас, в условиях сложившейся внешнеполитической обстановки. Существующие возможности и перспективы обсудили в рамках форума «Нефть и газ Сахалина 2022». Eastrussia.ru публикует основные тезисы дискуссии.
Перспективы участия Сахалинской области в переформатировании работы отраслей энергетики и добычи нефти и газа стали основным вопросом первой сессии на Дальневосточном международном энергетическом форуме «Нефть и газ Сахалина 2022». Диалог эксперты посвятили развитию углеводородного рынка в сложившихся новых условиях — как антироссийские санкции и внешнеполитическое давление, так и мировой энергетический кризис диктуют крупнейшим российским корпорациям необходимость пересматривать направления сотрудничества, искать новые рынки сбыта и перестраивать главные схемы работы в отрасли. Об этом, в частности, заявил один из спикеров, и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев. В своем докладе он отметил: перемены уже начались и требуют оперативной реакции бизнеса.
Сергей Лихачев, и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф»
фото: Олег Леккер
«Внешнеэкономическая среда на сегодняшний день сформировала достаточно требовательный фоновый контекст к реализации нефтегазовых проектов. Мы все ощущаем возможные геополитические риски нестабильности и, соответственно, эскалацию санкционных ограничений. У правительства России есть определенный спектр задач по поддержанию стабильности функционирования — шельф в этом смысле является точкой будущего роста, который нацелен в первую очередь на долгосрочное развитие, а не на решение оперативных проблем в текущей ситуации. И, что важно отметить, помимо нестабильности энергетических и финансовых рынков, которая в конечном итоге влияет на работу добывающих компаний, мы видим важный тренд. Раньше нефтяники добывали углеводороды и не особенно задумывались, куда их поставлять — рынок был гибкий, спрос позволять поставлять нефть всем. А сейчас, в современных условиях, ключевым является вопрос маркирования продукции. Отрасль для нас существенно изменилась. Второй важный тренд в геополитике — разворот на восток. Это уже происходит, прямо сейчас. Эти факторы влияют и на нашу деятельность в целом, и на деятельность по добыче нефти и газа на востоке России», — отметил и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев.
По мнению эксперта, одним из наиболее перспективных проектов для долгосрочного развития добычи углеводородов является геологическая разведка и организация работы на Аяшском месторождении. Это шельфовый участок на Сахалине и, как отметил представитель «Газпром нефть шельф», с точки зрения вложений на длительную перспективу он является приоритетным. Во многом это связано с географическим положением островного региона — Сахалинская область является промежуточной точкой на наиболее безопасном и коротком маршруте возможной транспортировки углеводородов.
«С учетом геополитического влияния на организацию логистики, мы видим три потенциальных маршрута транспортировки углеводородов, которые добываем на шельфе. Напомню: традиционный европейский рынок был очень удобен в связи с тем, что находится вблизи точки перевалки нефти в Мурманске. Таким образом, транспортное плечо к нашим импортерам составляло максимум 5-7 дней до сложившегося ранее рынка сбыта. Сейчас ситуация иная, мы говорим уже о каналах поставки в Азию. И таких потенциально приемлемых маршрута мы видим три. Один из них — через Суэцкий канал, второй — через Африку. Третий, потенциально наименее рискованный — через Сахалин», — подчеркнул Сергей Лихачев.
Одна из главных гаваней Сахалина — морской торговый порт Корсаков — уже сейчас готовится к масштабному расширению. На базе объекта планируют создать крупный логистический хаб Северного морского транспортного коридора. Корсаков станет одной из дальних восточных точек Северного морского пути, и уже в конце 2024 года здесь ожидается прибытие первых партий контейнерных грузов. Что касается общего объема перевалки, к 2030 году он должен вырасти до 30 млн тонн. В сентябре 2021 года проект масштабной модернизации Корсаковского порта одобрил президент РФ Владимир Путин. Потенциал объекта отмечал и вице-премьер Юрий Трутнев, говоря о том, что Корсаков за счет своего географического положения находится в статусе одного из наиболее вероятных кандидатов на расширение до опорной точки Севморпути. Общий номинал инвестиций должен составить порядка 90 млрд рублей.
Как считают в «Газпром нефть шельф», даже с учетом особенностей природы и климата и связанных с этим сложностей Сахалин имеет реальные шансы на включение в новый маршрут доставки углеводородов на рынки АТР. Благодаря активному развитию уже существующих шельфовых проектов в островном регионе развита нефтегазовая инфраструктура — ее не нужно строить с нуля, опорные мощности уже есть. Представитель «Газпрома» рассчитывает, что у инвестиционного проекта появятся и другие бенефициары, которые заинтересованы в долгосрочной выгоде.
Также Лихачев назвал расположение участков добычи углеводородов на Сахалине конкурентным преимуществом в случае прокладки нового логистического маршрута. Параллельно с развитием транспортной схемы, уверен эксперт, будет продолжаться комплекс геологоразведочных работ на Аяшском месторождении. А в связи с тем, что оно является перспективным участком работы для ресурсодобывающей корпорации, в дальнейшем Сахалин может стать еще одной полноценной базой для перевалки добытой нефти и газового конденсата.
Расширение рынка добычи углеводородов перспективно и в части развития производства топлива в Сахалинской области. Ранее в рамках ВЭФ-2022 представители ПАО «Газпром» подписали с правительством островного региона соглашение о разработке инвестиционного обоснования проекта топливного завода. Предполагается, что современный комплекс переработки появится в Поронайском районе или на территории Ноглик — из нефти и газового конденсата, добытых на шельфовых проектах Сахалина, там будут производить бензин, дизельное топливо и авиационный керосин.
К слову, вторая локация более предпочтительна в условиях дальнейшей разработки Аяшского инвестиционного участка — эта площадка находится недалеко от Ногликского района, у северо-восточного побережья острова Сахалин. И, если «Газпром нефть шельф» начнет, как изначально планировалось, добывать углеводороды на этом месторождении в 2025-2026 годах, это событие может совпасть с запуском производства топлива. При этом, если сроки реализации инвестиционных соглашений будут соблюдать и участники проекта модернизации порта Корсакова, к освоению Аяшского плато новый логистический хаб будет запущен. А это значит, что у амбициозной цели — развернуть энергетическую отрасль России на восток — появится реальное опорное плечо в Сахалинской области.
Федеральные и региональные власти предпринимают меры, направленные на улучшение демографической ситуации на Дальнем Востоке, рост социально-экономических показателей и повышение уровня жизни. Создание новых рабочих мест, программы льготного жилищного кредитования помогли частично преодолеть негативные тенденции в демографии некоторых дальневосточных регионов, тем не менее эффект может носить временный характер. Кроме того, в большинстве регионов округа сохраняется отток населения. Региональные власти для улучшения транспортной доступности внутри ДФО предлагают увеличить субсидирование межрегиональных перелетов. Вводятся новые меры по организации и контролю над осуществлением северного завоза на отдаленные северные территории.
Социальные показатели регионов Дальнего Востока все еще уступают средним по стране, а в демографических показателях не преодолены негативные тенденции, присущие макрорегиону. Только в семи дальневосточных регионах в первом квартале 2024 г. выросли реальные денежные доходы населения (Таблица 1), при том, что динамика роста уступала среднероссийской (105,9%). Лучшие показатели в ДФО отмечались в Якутии (+4,7%), Чукотском АО (+4,4%) и Сахалинской области (+3%). Сокращение уровня доходов продемонстрировали Камчатский край (93,8%), Еврейская АО (95,7%), Иркутская область (96,8%), Магаданская область (97,6%) и Бурятия (97,7%).
При этом потребительские цены на товары и услуги (Таблица 2) продолжают расти. В апреле текущего года они более всего выросли относительно декабря 2023 г. в Камчатском крае (+3,2%), Бурятии (+2,9%) и Якутии (+2,6%). Рост в этих регионах несколько превысил средний по РФ (+2,5%). Рост менее чем на 1% отмечался лишь в Магаданской области (+0,7%).
Что касается среднемесячной заработной платы в ДФО, то в марте текущего года (Таблица 3, к марту 2023 г.) рост был зафиксирован во всех субъектах. При среднем показателе роста в стране в 21,6% более чем на 21% увеличилась заработная плата в Иркутской области (+23,5%), Чукотском АО (+21,7%) и Забайкальском крае (+21,3%). Наиболее низкими темпами роста в отчетном месяце отличались Магаданская область (+11,6%) и Камчатский край (+13,6%).
Самым высоким уровнем безработицы в ДФО (Таблица 4) по-прежнему отличаются Забайкальский край (5,7%), Якутия (5,2%) и Бурятия (4,9%). Еще в трех регионах уровень безработицы превышает средний по стране (2,7%) – в Еврейской АО (3,3%), Магаданской области (3,2%) и Сахалинской области (2,9%). Наиболее низкая безработица отмечается в Амурской области (1,3%) и Хабаровском крае (1,6%).
В первом квартале текущего года в ряде дальневосточных регионов было зафиксировано положительное сальдо миграции (Таблица 5) – в их числе Хабаровский край, Якутия, а также Магаданская область и Чукотский АО. Отрицательное сальдо сохранялось в Сахалинской области и Еврейской АО. Тем не менее сокращение численности населения остается серьезной проблемой дальневосточных территорий. По данным Росстата, численность населения Дальневосточного ФО в 2023 г. сократилась на 30 800 человек, до 7,8 млн человек. Миграционный отток населения за год составил 14 200 человек. Коэффициент естественной убыли населения оценен в 2,9%.
В том числе в Приморском крае население за минувший год уменьшилось на 12,5 тыс. человек – до 1,807 млн. В Забайкальском крае снижение составило 8 тыс. человек – до 984,3 тыс. человек. В Хабаровском крае жителей стало меньше на 4,8 тыс. человек – до 1,281 млн. Население Амурской области уменьшилось на 4,6 тыс. человек – до 751,5 тыс. человек, Бурятии – на 1,3 тыс. человек (до 971,8 тыс. человек), Сахалинской области – на 1,2 тыс. человек (до 458 тыс.), Еврейской АО – на 1,6 человек (до 146,6 тыс. чел.). На 996 человек стало меньше жителей Магаданской области (до 133,3 тыс.).
Демографический рост в 2023 г. был зафиксирован в трех дальневосточных регионах – Якутии, Камчатском крае и Чукотском АО. Население Якутии увеличилось за год на 6,4 тыс. человек – до 1,004 млн. На Камчатке прирост составил 421 человек (до 289,1 тыс.). Население Чукотки увеличилось на 176 человек – до 48,19 тыс. человек.
В Минвостокразвития все же отмечают, что за последние 11 лет отток населения в ДФО хотя бы сократился – по данным ведомства, в 2013-16 гг. миграционный отток из ДФО составлял 138 тыс. человек, в 2017-20 гг. – 92 тыс. человек, а в 2021-24 гг. – 45 тыс. человек.
При этом прогнозируется сохранение риска оттока населения из дальневосточных регионов. Согласно прогнозу ФАНУ «Востокгосплан», численность населения на Дальнем Востоке к 2030 г. может снизиться с 7,866 млн до 7,65 млн человек (на 216 тыс. человек). При этом в «Востокгосплане» подчеркивают, что предотвратить такое сокращение можно только с помощью миграции, поскольку снижение смертности и рост рождаемости смогут сократить отток из макрорегиона только на 84 тыс. человек.
Тем не менее из всех дальневосточных регионов только Магаданская область получит в текущем году дополнительное финансирование на реализацию мер поддержки рождаемости. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ А.Котяков. Наиболее низкий коэффициент рождаемости в ДФО в 2022 г. был зафиксирован в Магаданской области и Приморском крае – 1,43. При этом в Приморье рождаемость снижается пять лет подряд – с 2016 г. по 2023 г. она снизилась на 4 тыс. новорожденных (за пять лет). В 2023 г. в крае родилось 16 тыс. детей, что стало самым низким показателем с 1990 г.
Кроме того, в Минздраве РФ отмечают более низкий, чем в среднем по стране, показатель ожидаемой продолжительности жизни на Дальнем Востоке – 69,8 лет против 73,4 года. Из всех дальневосточных регионов более высоким показателем ожидаемой продолжительности жизни, чем в среднем в РФ, отличается только Якутия (73,55 лет). Наиболее низкая ожидаемая продолжительность жизни – в Чукотском АО (66,56 лет) и Забайкальском крае (67,17 лет).
Жилищная поддержка и поддержка рождаемости
На этом фоне региональные власти вводят дополнительные меры поддержки рождаемости. Программа «Миллион на третьего ребенка», инициированная Минвостокразвития и КРДВ, была расширена на восемь субъектов ДФО. Напомним, что пилотный проект стартовал с 1 января 2023 г. в Приморском крае. Он предполагает выплату 1 млн рублей многодетным семьям (три и более ребенка) на погашение ипотечного кредита на приобретенное в регионе жилье.
В соответствии с поручением президента РФ о предоставлении многодетным семьям прав на погашение ипотечного кредитования[1] с 1 июля текущего года такая мера поддержки начнет действовать в Чукотском АО, Амурской области, Камчатском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской АО.
Сумму целевой выплаты составляют средства регионального и федерального бюджетов - 550 тыс. рублей и 450 тыс. рублей соответственно. Выплату смогут получить семьи, в которых третий ребенок или последующие дети родились с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. Между тем в Якутии с 1 сентября текущего года многодетные семьи получат право на льготу при оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30% от установленного размера оплаты.
Расширение программы дальневосточной ипотеки, не превышающей 2% годовых, рассчитанное на упрощение приобретения жилья в макрорегионе, также направлено на снижение оттока населения. Напомним, что в последнее время мера была расширена – на льготное кредитование могут претендовать работники оборонно-промышленных предприятий, военнослужащие-участники СВО, также максимальный размер кредита увеличен с 6 млн до 9 млн рублей. По данным Минвостокразвития на июнь 2024 г., с начала действия программы в декабре 2019 г. кредит получили 112 тыс. семей.
За первый квартал текущего года количество участников программы дальневосточной ипотеки увеличилось на 7,3 тыс. человек (количество оформленных кредитов выросло на 24%, их сумма составила 37 млрд рублей) относительно аналогичного периода прошлого года. Общая сумма выданных кредитов с начала действия программы к концу первого квартала текущего года превысила 470 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край, Якутия и Хабаровский край. По данным на начало апреля 2024 г., в Приморье было оформлено 27,4 тыс. кредитов на 127 млрд рублей. В Якутии за данный период было выдано 22,3 тыс. кредитов на 110 млрд рублей, а в Хабаровском крае – 13,7 тыс. кредитов на 62 млрд рублей. Для индивидуального жилищного строительства в рамках программы выдано 16 тыс. займов на общую сумму 85 млрд рублей. Лидером по количеству кредитов на ИЖС является Якутия (свыше 7 тыс. кредитов).
Стоит отметить, что весной в Минфине РФ обсуждали возможность повышения ставки дальневосточной ипотеки. Заместитель министра финансов И.Чебесков заявил, что 2% является очень низкой минимальной ставкой, и отметил, что основные задачи по стимулированию строительства жилья на Дальнем Востоке программа выполнила. Минфин предлагает поднимать ставку поэтапно – на 1% в год, начиная с 2025 г. (до 8% в 2030 г.). Тем не менее вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев исключил такую возможность, заявив о необходимости сохранения ставки в 2%. С 1 июля в РФ запланировано изменение условий ипотечных программ, но по дальневосточной ипотеке пока не принято конкретных решений.
Также на Дальнем Востоке началось строительство арендного жилья для предоставления в льготную долгосрочную аренду в рамках федеральной программы (стоимость аренды составит порядка четверти от среднерыночного уровня[2]). Арендная плата будет софинансироваться из федерального и регионального бюджетов. Доля средств федерального бюджета в субсидировании ставки аренды в первые пять лет составит 33%. Столько же составит доля средств из регионального бюджета. На строительство в регионах ДФО 6,5 тыс. арендных квартир из федерального бюджета направлено около 44 млрд рублей. В целом в рамках программы предполагается построить 10 тыс. арендных квартир (на 87 млрд рублей).
Такие квартиры строятся в Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Забайкальском, Камчатском, Хабаровском краях, Якутии, Бурятии и в Чукотском АО. Их общая площадь должна составить 277 тыс. кв. м. В частности, власти Хабаровского края заключили 11 соглашений с застройщиками на приобретение 1 648 квартир (в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре). Первое жилье должно быть предоставлено арендаторам во втором квартале 2025 г. Проект реализуется совместно с АО «ДОМ.РФ». В целом в девяти регионах «ДОМ.РФ» подписал договоры на строительство 5 884 квартир.
Стоит напомнить, что в Приморском крае, Якутии и Чукотском АО первые арендные квартиры переданы гражданам. В Приморском крае построены 42 квартиры в ЖК «Айвазовский»[3] во Владивостоке, в Чукотском АО – 40 квартир в ЖК «Ягодный»[4] в Анадыре, в Якутии – 24 квартиры в ЖК «Микрорайон Марха»[5] в Якутске.
При этом в части регионов увеличен лимит на строительство арендных квартир по программе. Так, в Сахалинской области он вырос на 169 квартир, и всего в рамках программы должна быть построена 1321 квартира. В Амурской области увеличение составило 168 арендных квартир – всего в рамках программы будет построено 2 240 квартир. В Бурятии лимит вырос на 168 квартир – до 468 квартир.
Напомним, что в Приморском крае с 2019 г. действует собственная региональная программа «Арендное жилье», в рамках которой снять квартиры по льготным ставкам смогли более 2 тыс. человек, возведено около 130 тыс. кв. м арендного жилья во Владивостоке, Находке, Большом Камне, Уссурийске, а также в селах Камень-Рыболов и Хороль. Краевая программа предусматривает возможность приобретения арендных квартир в ипотеку. При этом Ю.Трутнев в апреле также поручил Минвостокразвития и АО «ДОМ.РФ» проработать возможность выкупа льготного арендного жилья, воспользовавшись программой дальневосточной ипотеки.
Тем временем власти Хабаровского края совместно с «ДОМ.РФ» и ВТБ запустили в апреле региональную льготную ипотечную программу, направленную на индивидуальное жилищное строительство. Заемщики могут получить средства в сумме до 6 млн рублей с дисконтом 4 процентных пункта к ставке за счет субсидии из регионального бюджета. Итоговая ставка составит 1-4% годовых на весь срок кредита. В приоритетном порядке для участия в программе рассматриваются военнослужащие и сотрудники оборонных предприятий, молодые специалисты, работники краевых и муниципальных учреждений в сфере образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры и спорта. Мера поддержки доступна гражданам, постоянно зарегистрированным на территории Хабаровского края и ранее не оформлявшим льготный ипотечный кредит.
Что касается процесса расселения ветхого и аварийного жилья на Дальнем Востоке, то для Приморского и Хабаровского краев, Бурятии и Амурской области увеличен лимит финансирования на переселение граждан из аварийного жилья. В частности, в Амурской области лимит распоряжением правительства увеличен на 1,1 млрд рублей, в Бурятии – на 505,6 млн рублей, в Приморском крае – на 317,9 млн рублей, в Хабаровском крае – на 193,9 млн рублей. Средства должны быть израсходованы до конца текущего года.
Так, в Приамурье продолжится расселение из аварийного жилья в зоне БАМа (запланировано переселение 1 400 человек в текущем году). Новые дома для граждан, расселяемых из поселков в зоне БАМа, возводятся в Благовещенске, Свободном и Сковородино. В Бурятии должна продолжиться ликвидация ветхого и аварийного жилья в Улан-Удэ и в зоне БАМа. В Приморском крае в текущем году планируется завершить мероприятия по расселению аварийного фонда во Владивостокском и Уссурийском городских округах, а в Хабаровском крае предполагается расселить 907 человек – в Хабаровске, Бикине, селах Селихино и Пивань Комсомольского района и поселке Токи Ванинского района.
В сфере газификации регионов совместную с «Газпромом» программу газификации на Сахалине планируется продлить на два-три года, завершив ее в 2027-28 гг. На сегодняшний день уровень газификации региона составляет более 61% (газифицировано 37 населенных пунктов). Ранее завершение газификации было намечено на 2025 г. Общий объем инвестиций в программу превышает 100 млрд рублей. На текущий год запланирована газификация 25 населенных пунктов, порядка 3,2 тыс. домовладений и 18 котельных. Газификация региона осуществляется за счет магистрального газопровода «Сахалин-2». Для удаленных районов предусмотрена автономная газификация с помощью СПГ. На текущий год в регионе намечено строительство свыше 30 газовых котельных – в Корсаковском, Долинском, Анивском, Макаровском, Тымовском, Александровск-Сахалинском районах, Поронайском городском округе.
Тем временем в Минэнерго опасаются дефицита газа для газификации Хабаровского края после 2025 г. и призвали ПАО «Газпром» определить возможность поставки газа, учитывая ожидаемый рост потребления в регионе (с текущих 3 млрд куб. м до 8,2 млрд куб. м в 2029 г.). В частности, Минэнерго указывает на необходимость ускорить строительство газопровода, соединяющего магистральный газопровод «Сила Сибири» и газотранспортную систему «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». «Газпром» приступил к соединению газопроводов в конце марта.
На сегодняшний день газ поставляется в Хабаровский край по газопроводу «Сахалин-1». Газ Киринского месторождения в рамках проекта «Сахалин-3» пока поставляется только потребителям в Приморском крае. Южно-Киринское месторождение пока не введено в эксплуатацию, начало разработки планируется в 2026 г., однако из-за санкционных ограничений на поставки оборудования сроки могут сдвинуться.
Власти дальневосточных регионов рассчитывают на дополнительную поддержку авиаперелетов между субъектами федерального округа. Так, власти Хабаровского края в апреле обратились к федеральному правительству с предложением дополнить перечень субсидируемых маршрутов для Дальнего Востока перелетами из Хабаровска в крупные города ДФО, включая Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан. Цены для перелетов между дальневосточными городами для льготных категорий предлагается установить в пределах от 1 тыс. до 4 тыс. рублей в одну сторону. Из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский предложено установить тариф в 2,5 тыс. рублей, в Магадан – 4 тыс. рублей, во Владивосток – 1,8 тыс. рублей, в Южно-Сахалинск – 1 тыс. рублей. С аналогичным предложением в июне выступил губернатор Камчатского края В.Солодов. Он предложил распространить механизм субсидируемых тарифов на авиарейсы, связывающие Петропавловск-Камчатский с Хабаровском и Владивостоком.
В рамках поддержки северных территорий с 1 апреля вступил в силу закон о северном завозе, определяющий механизмы завоза в отдаленные северные районы медикаментов, топлива, продуктов и товаров первой необходимости. Закон в том числе предполагает создание системы мониторинга ФГИС «Северный завоз», направленной на своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках.
Координатором северного завоза на федеральном уровне выступит Минвостокразвития. При этом пилотным проектом для начала работы единого морского оператора, которым должен стать «Росатом», выбран Чукотский АО. Проект предполагается реализовать в регионе в 2025 г. Единый оператор будет осуществлять регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами по льготным тарифам через Северный Ледовитый и Тихий океаны, возьмет на себя функции управления и координации транспортных потоков, разработку маршрутов и графиков движения судов в навигационный период с учетом различных типов грузов. Маршрут рейсов будет утверждаться Минвостокразвития на основании предложений оператора.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов, первый квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
105,9 |
Сибирский федеральный округ |
106,1 |
Иркутская область |
96,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,3 |
Республика Саха (Якутия) |
104,7 |
Чукотский авт. округ |
104,4 |
Сахалинская область |
103,0 |
Приморский край |
102,6 |
Амурская область |
102,4 |
Забайкальский край |
101,8 |
Хабаровский край |
100,6 |
Республика Бурятия |
97,7 |
Магаданская область |
97,6 |
Еврейская авт. область |
95,7 |
Камчатский край |
93,8 |
Таблица 2. Потребительские цены на товары и услуги, апрель 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,5 |
Сибирский федеральный округ |
102,4 |
Иркутская область |
102,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,1 |
Камчатский край |
103,2 |
Республика Бурятия |
102,9 |
Республика Саха (Якутия) |
102,6 |
Еврейская авт. область |
102,5 |
Приморский край |
102,1 |
Хабаровский край |
101,9 |
Забайкальский край |
101,8 |
Амурская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,6 |
Чукотский авт. округ |
101,5 |
Магаданская область |
100,7 |
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, март 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
121,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
120,7 |
|
Иркутская область |
123,5 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
117,4 |
|
Чукотский авт. округ |
121,7 |
|
Забайкальский край |
121,3 |
|
Приморский край |
120,5 |
|
Сахалинская область |
119,1 |
|
Республика Бурятия |
117,5 |
|
Амурская область |
117,4 |
|
Хабаровский край |
116,7 |
|
Еврейская авт. область |
115,7 |
|
Республика Саха (Якутия) |
114,6 |
|
Камчатский край |
113,6 |
|
Магаданская область |
111,6 |
|
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,7 |
75 573,5 |
Сибирский федеральный округ |
2,9 |
8 218,3 |
Иркутская область |
3,3 |
1 142,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,1 |
4 122,6 |
Забайкальский край |
5,7 |
463,6 |
Республика Саха (Якутия) |
5,2 |
515,6 |
Республика Бурятия |
4,9 |
430,0 |
Еврейская авт. область |
3,3 |
75,7 |
Магаданская область |
3,2 |
80,4 |
Сахалинская область |
2,9 |
268,4 |
Камчатский край |
2,2 |
165,5 |
Чукотский авт. округ |
1,9 |
29,8 |
Приморский край |
1,9 |
982,7 |
Хабаровский край |
1,6 |
704,4 |
Амурская область |
1,3 |
406,6 |
Таблица 5. Миграционный отток населения, январь-март 2024 г.
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
10 034 |
9 115 |
919 |
Магаданская область |
1 630 |
1 431 |
199 |
Чукотский АО |
1 082 |
1 029 |
53 |
Еврейская АО |
501 |
734 |
-233 |
Сахалинская область |
3 973 |
4 824 |
-222 |
Республика Саха (Якутия) |
12 727 |
11 207 |
1 520 |
[1] 12 июня текущего года был подписан федеральный закон, продлевающий программу помощи многодетным семьям в погашении ипотеки до 2030 г. Закон продлевает до 31 декабря 2030 г. предоставление многодетным семьям выплаты в размере 450 000 рублей на погашение ипотечных кредитов. Мера была подготовлена в целях реализации перечня поручений президента в послании Федеральному собранию в феврале 2024 г.
[2] Предполагается, что первые пять лет аренды арендаторы будут платить только треть от стоимости найма, с последующим постепенным увеличением суммы к десятому году проживания. На аренду по льготной ставке могут претендовать студенты, молодые специалисты, профессионалы востребованных специальностей и участники СВО.
[3] Застройщик – краснодарская ГК «Девелопмент-Юг» С.Иванова (ее дочернее ООО СЗ «Патрокл Один»).
[4] Застройщик – чукотское ООО ПКП «ТЕМП», учредитель – В.Корецкий.
[5] Застройщик – якутское ООО «Нордсервисстрой», учредитель – А.Саакян.