Резидент ТОР «Якутия» - компания «Соляная лавка» - откроет производство и фасовке поваренной соли. Соответствующее соглашение подписано с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе корпорации, резидент будет производить 400 тонне соли различного назначения: от пищевой до предназначенной для сельского хозяйства и промышленности. Сырье будут поставлять с Кемпендяйского месторождения (Западная Якутия).
Изначально производство будет открыто в одном из универсальных производственных зданий ТОР «Якутия». Здесь смонтируют технологическое оборудование и фасовочно-упаковочную линию общей стоимостью 11,4 млн рублей. Привезенное сырье будут сушить, дробить и расфасовывать, в том числе для розничной продажи в магазинах региона.
На сегодняшний день резиденты ТОР «Якутия» реализуют 32 проекта на сумму 12,97 млрд рублей, создано более 1800 рабочих мест.
Роуд-шоу для инвесторов-потенциальных резидентов ТОР провели в Хабаровском крае. Предпринимателям представили (скорее, напомнили о существовании) возможные площадки для размещения бизнеса на территориях опережающего развития, особый акцент сделав на презентации зданий, предоставляемых в льготную аренду. Причем потенциальный инвестор еще до окончания строительства может озвучить свои пожелания к техническим характеристикам помещения, которые будут удобны именно ему.
С 2024 года на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» резиденты смогут разместить свои производства в новом полностью оснащенном здании. Стоимость аренды составит 50% от рыночной стоимости аренды в городе. В эту сумму входит и содержание здания, и уборка территории, и охрана. Коммунальные платежи оплачивает арендатор. Электроэнергия обойдётся в 2,8 рубля за кВт/час. На территории возведут отдельную котельную на природном газе.
Строить производственно-административное здание площадью 4 200 кв. метров начали в этом году. Сдать его планируют в декабре 2024 года. Помещение оснастят всеми необходимыми инженерными мощностями – подведут водоснабжение и канализацию, тепло- и электроснабжение. Это позволит резидентам оперативно стартовать с реализацией своего проекта. В одном здании может поместиться несколько промышленных предприятий, там будет достаточно цехов и административных площадей. Но «заселять» здание будут с учетом того, что производство пищевой сельскохозяйственной продукции и промышленное должны быть разделены.
инфографика: КРДВ
И.о. директора КРДВ Хабаровск Алексей Разин отмечает, что корпорация учла свои ошибки, которые были ранее, при строительстве первых зданий в Комсомольске-на-Амуре на площадке «Парус» – тогда не было понимания, под какой вид деятельности они будут использоваться, и здания были построены максимально универсальными. Потому и пришлось вносить изменения в уже готовые строения, подстраиваясь под резидентов и неся дополнительные затраты.
«Вот теперь и пытаемся выяснить у будущих резидентов заранее, что бы они хотели видеть в этих зданиях. Индивидуализировать полностью проект мы, конечно, не сможем, но обобщим сведения и получим усредненные ориентиры, которые и учтем в проекте зданий. Сегодня объекты на площадке “Ракитное” разлетаются как горячие пирожки – если сейчас не успеть стать резидентом ТОР, то завтра придется ожидать более длительный период – пока мы запроектируем и построим следующие здания. Это роуд- шоу как раз и нацелено на то, чтобы инвестор уже сейчас задумался о перспективах своего бизнеса на ближайшие два-три года», – добавляет он.
инфографика: КРДВ
Проектом здания на площадке «Ракитное» предусмотрены два крана-балки грузоподъемностью по пять тонн, железобетонные полы с упрочненными и антипылевыми верхними слоями с допустимой нагрузкой до шести тонн на кв. метр. В числе преимуществ площадки – удобная логистика: в десяти минутах находится дорога «Обход Хабаровска», железнодорожная станция «Хабаровск-2», ведется строительство автодороги протяженностью 19 км.
По данным КРДВ, на площадке «Ракитное» реализуют проекты 29 резидентов ТОР «Хабаровск». Фактически вложено 5,5 млрд рублей частных инвестиций, трудоустроено более 500 человек, в будущем появятся рабочие места для 1,4 тыс. человек.
Директор департамента сопровождения реализации проектов КРДВ Виталий Пономарев сообщил, что на «Ракитном» планируется построить еще три административно-производственных здания. В настоящее время там остался свободным всего 21 гектар. Однако это не единственная перспективная площадка в Хабаровском крае.
инфографика: КРДВ
«Также есть перспективная площадка “Парус” на ТОР Комсомольск, которая находится в центральной части города между авиазаводом им. Гагарина и судостроительным заводом, в 15 минутах до железнодорожной станции. Инфраструктура вся подведена, аренда тоже по льготной ставке. Тут свободно 33 гектара, построены два административно-производственных здания. Специализация ТОР Комсомольск – добыча полезных ископаемых, авиа- и судостроение, промышленное и пищевое производство», – уточнил он.
инфографика: КРДВ
Первый заместитель министра экономического развития Хабаровского края Максим Тарасов на встрече с инвесторами подтвердил, что площадка «Ракитное» укомплектована более чем на 70%, на площадке «Комсомольск» свободных мест больше, а площадка «Аванград» уже заполнена. Но в планах – открытие новых площадок с префрежимом.
«На трех площадках Хабаровского края зарегистрировано 89 инвесторов, только в этом году дополнительно пришло 25. Хороший результат для развития территорий. В целом площадки региональных ТОР являются наиболее укомплектованными по инфраструктуре – построено 44 объекта на сумму около семи млрд рублей, на 2023 – 2024 годы планируем с КРДВ включиться в строительство зданий на 1,4 млрд рублей для передачи в аренду резидентам», – рассказал он.
Привлекательные для инвесторов условия префрежимов территорий опережающего развития могут спровоцировать ситуацию, когда на один и тот же участок или здание будут претендовать несколько резидентов. На этот случай у КРДВ есть методика проведения отбора кандидатов. Будет учитываться объем создания рабочих мест и объем планируемых инвестиций. После окончания десятилетнего префрежима инвестор не перестает быть резидентом ТОР, арендная льготная ставка для него сохраняется, однако налоговые льготы прекращают действовать.
Напомним, для резидентов ТОР установлен особый режим ведения деятельности, который наделяет налогоплательщиков правом на определенные льготы и преференции, в том числе по налогам.
1. Налог на прибыль:
– ставка 0% в течение первых пяти лет;
– пониженная ставка 10% в течение следующих пяти лет.
2. Налог на имущество организаций: 0% в течение первых пяти лет.
3. Земельный налог: 0% в течение первых 3 лет (подробнее о льготах по земельному налогу в конкретном муниципальном районе можно узнать на сайте ФНС России, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»)
4. НДПИ: резиденты ТОР при расчете НДПИ могут применять специальный понижающий коэффициент (от 0 до 1), который характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
Экономика Дальнего Востока не может развиваться без расширения сети логистических связей: удаленность от федерального центра требует особого внимания к транспортному вопросу. Перевозки грузов в ДФО — затратное мероприятие даже для крупных компаний. Поэтому на фоне роста инвестиционных вложений и создания новых производств бизнес в дальневосточных регионах особенно нуждается в местных транспортных предприятиях. Одним из таких выступает «Дальневосточная транспортно-экспедиторская компания».
ООО «ДВТГ-ТЭО» — один из резидентов ТОР «Хабаровск». Компания, созданная в 2010 году, предоставляет услуги по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом с предоставлением собственного подвижного состава. О намерении работать на территории опережающего развития компания заявила 9 ноября 2018 года, подписав соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока действием на 67 лет — до 25 июня 2085 года. Предприятие начало функционировать на площадке «Ракитное» в ТОР «Хабаровск», заявив в качестве основных направлений деятельности грузовые перевозки железнодорожным транспортом.
«Дальний Восток непрерывно развивается: ежегодно здесь появляются новые предприятия, открываются рабочие места. Крупный российский и международный бизнес заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в новые производства, развитие кадрового потенциала, расширение экспорта продукции и услуг на Дальнем Востоке, — отмечает Александр Владович, генеральный директор ДВТГ-ТЭО. — Логистика — одно из ключевых направлений современной экономики, но для полноценного развития дальневосточных регионов, в силу их удаленности от федеральных центров, необходимо наращивать и транспортно-экспедиторские мощности. ООО «ДВГТ-ТЭО» видит долгосрочные перспективы в работе на рынке комплексных логистических услуг. На наш взгляд, интермодальные перевозки — это услуга, на которую уже сформирован спрос современного бизнеса. Транспортировка грузов по Дальнему Востоку и за его пределами должна быть оперативной, многопрофильной и, что самое главное, удобной в оформлении для клиента. ООО «ДВГТ-ТЭО» развивает сеть перевозки грузов несколькими способами, в том числе по сложным многоэтапным маршрутам. И мы берем на себя полное сопровождение ценностей, которые доверяют нам наши партнеры».
Александр Владович генеральный директор ДВТГ-ТЭО
фото: ДВТГ
Компания представила на рынке Дальнего Востока комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Это организация перевозки груза «под ключ» — она включает в себя не только прием, отправку и транспортировку из точки «А» в точку «Б», но и полное документальное сопровождение на каждом этапе. Задача специалистов ООО «ДВТГ-ТЭО» — аккумулировать все услуги по перевозке в одной компании. При этом, если груз доставляется сложным маршрутом и несколькими видами транспорта, получателю услуги не нужно самостоятельно оформлять каждый этап перевозки — все промежуточные решения выполнят сотрудники одной компании и в рамках одного контракта.
В течение трех лет логистическая компания поступательно вкладывалась в строительство инфраструктуры для транспортных услуг, инвестировав свыше 150 млн рублей в создание полноценной сети перевозок. Сегодня ООО «ДВТГ-ТЭО» — это полный комплекс доставки грузов по Дальнему Востоку в формате так называемых интермодальных перевозок. Компания доставляет груз в точку назначения несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или на универсальной платформе. Клиенты предприятия оформляют документы на сопровождение только один раз, а отслеживать передвижение своей собственности могут от начала до конца маршрута. Таким образом, транспортный сервис сочетает высокую скорость доставки и удобство для клиента.
«ООО “ДВТГ-ТЭО” в полном объеме исполняет обязательства по реализации инвестиционного проекта «Расширение парка подвижного состава, изготовление европоддонов для размещения и крепления грузов в вагонах» в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенного в ноябре 2018 года с АО “Корпорация развития Дальнего Востока”. Капитальные вложения в проект превысили 150 млн рублей, за время реализации проекта компанией создано более 40 рабочих мест, что говорит о стабильном исполнении резидентом своих обязательств и заинтересованности в дальнейшей работе в рамках ТОР», — уточнили в министерстве экономического развития Хабаровского края.
По данным на июнь 2022 года предприятие опережает собственный инвестиционный план в рамках ТОР «Хабаровск» более чем на 30%. Созданы новые рабочие места, и вскоре компания откроет новые вакансии для местных специалистов. С кадровой и рекламной политикой компании помогает КРДВ.
«В ноябре 2018 года компания «ДВТГ ТЭО», заключив инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), получила статус резидента ТОР "Хабаровск" с проектом по расширению парка подвижного состава и изготовления европоддонов для размещения и крепления грузов в полувагонах. На сегодняшний день резидент вложил в экономику региона 157,3 млн рублей и создал 40 рабочих мест. Планируется увеличение количества рабочих мест до 42. Основной целью проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности грузоперевозок на Дальнем Востоке, а также расширение номенклатуры перевозимых грузов за счет приобретения новых и бывших в эксплуатации вагонов, расширения парка железнодорожного подвижного состава в оперативном управлении с 269 до 637 единиц. Статус резидента ТОР "Хабаровск" позволяет предприятию применять налоговые льготы по налогу на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, что приводит к аккумулированию свободных средств и возможности развития проекта. Резиденту также доступен широкий спектр сервисов КРДВ – мы помогаем в подборе сотрудников, оказываем информационную и маркетинговую поддержку, содействуем в привлечении финансирования в проект и развитии кооперационных связей между бизнесом», — сообщила EastRussia Ирина Серова, директор УК ТОР «Хабаровск» (дочернее общество КРДВ — Прим. ред.).
Транспортная компания не собирается останавливаться на достигнутом: в планах — дальнейшее развитие комплекса логистических услуг. ООО «ДВТГ-ТЭО» будет наращивать объем инвестиций и разрабатывать новые решения по перевозке грузов. В частности, предприятие готово расширить перечень видов деятельности в рамках ТОР «Хабаровск» — переговоры с Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики, и согласование нового пакета документации уже идут. Это необходимо для полноценной работы в формате интермодальных грузоперевозок. Логистическому бизнесу нужно создавать стационарные площадки для промежуточного перегруза на сложных маршрутов, обеспечить возможность фрахтовать суда для морских перевозок, наладить полноценное взаимодействие с авиационными предприятиями для максимально оперативной доставки грузов при запросе клиента.
«Полноценное развитие логистического рынка возможно только при равноправном участии заинтересованного бизнеса и корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики, — подчеркивает Александр Владович. — Как власти приглашают инвесторов развивать регионы Дальнего Востока и предлагают для этого особые преференции, так и инвесторы приглашают власти поддержать перспективные проекты, которые востребованы в текущей экономической ситуации в ДФО, в первую очередь у таких же представителей бизнеса. ООО «ДВГТ-ТЭО» заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве с управляющей компанией ТОР «Хабаровск» и надеется, что КРДВ, учитывая добросовестное исполнение нашей компанией своих обязательств по инвестиционному проекту, поддержит и расширение перечня услуг, которые мы хотим оказывать бизнесу в Хабаровском крае и на всем Дальнем Востоке. Вместе мы выведем рынок интермодальных грузоперевозок на беспрецедентно высокий качественный уровень не только в федеральном округе, но и на уровне всей России».
В случае согласования дальнейших планов ближайшие несколько лет инвестиционный проект ООО «ДВТГ-ТЭО» на площадке «Ракитное» превратится в полноценный логистический хаб, связывающий между собой все регионы ДФО. Транспортная компания готова и дальше инвестировать в развитие интермодальных перевозок, оптимизируя маршруты доставки груза для удобства клиентов.
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
В условиях новых геополитических реалий и поворота на Восток Россия активизирует свои экономические связи со странами Азии, прежде всего, с Китаем, нашим ближайшим соседом и одним из локомотивов мировой экономики. Всего 5 лет назад, в 2018 году, товарооборот России и Китая впервые достиг отметки в 100 миллиардов долларов, а уже в этом году этот показатель, скорее всего, превысит отметку в 200 миллиардов долларов.
Такая стремительная активизация экономических связей требует значительно более развитой сети транспортно-логистической инфраструктуры: 2022 год продемонстрировал, что железнодорожная сеть на Дальнем Востоке оказалась недостаточно готова к значительно выросшему объёму грузов. В этой связи в 2023 году идёт интенсивная модернизация, включающая широкомасштабную реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
Также нужно выделить и развитие т.н. «малого БАМа» - железнодорожного направления Нерюнгри-Тында-Штурм-Сковородино, который может быть продлён за счёт законсервированного направления Сковородино-Рейново (Джалинда) и запланированного международного железнодорожного моста через Амур Джалинда (Россия)-Мохэ (Китай).
Строительство мостов через Лену и Амур, которые дальновидно продвигает глава Якутии Айсен Николаев, вместе с развитием всего транспортного коридора малого БАМа имеет особое значение для Дальнего Востока и Республики Саха. Этот проект создаёт отдельную ветвь, связывающую крупнейший регион Дальнего Востока (с возможностью продления до Магадана) напрямую с Китаем с возможностью разгрузки основных мощностей БАМа и Транссиба за счёт своего перпендикулярного расположения.
Китайская сторона также заинтересована в развитии транспортного коридора, поскольку это упростит доступ к минеральным ресурсам, поставляемым со стороны России и, прежде всего, регионов Дальнего Востока, а также может стать дополнительным стимулом для экономического роста северо-восточной провинции Хэйлунцзян.
Учитывая те выгоды, которые может получить Китай и Россия, особый интерес со стороны региональных властей субъектов Дальнего Востока, необходимость срочной разгрузки основных направлений БАМа и Транссиба, а также личное упоминание транспортного коридора со стороны президента России В.В. Путина в рамках III Международного форума «Один пояс – один путь», можно сделать вывод, что проект коридора с мостом отличается особым приоритетом и его реализация – вопрос обозримой перспективы.
Как уже было отмечено, в случае успешной реализации железнодорожного сообщения по международному мосту Джалинда-Мохэ, появится прямая возможность транспортировки ресурсов отдельных видов товаров, а именно: угля с южных месторождений региона (особый интерес представляет коксующийся уголь), древесина и продукция деревообработки, продукты нефте- и газохимии, а также товары сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Для Китая данный маршрут станет ещё одним направлением растущих поставок импорта в Россию: электроники и бытовой техники, автозапчастей и автомобилей, промышленных товаров и т.д. Ожидается, что только Республика Саха сможет экспортировать от 20 до 40 миллионов тонн грузов в Китай (прежде всего, угля), однако на первых порах эта цифра может быть ниже ввиду проблем с пропускной способностью отдельных участков, например, Сковородино-Рейново (Джалинда). Тем не менее, запуск данного участка должен способствовать значительному увеличению товарооборота Республики Якутия с Китаем.
Транспортный коридор из Арктики через Ленский мост, малый БАМ и переход «Джалинда-Мохэ» является примером растущей инфраструктурной взаимосвязанности в Евразийском регионе наряду с развитием т.н. Северного морского пути, который также включает Якутию в качестве значимого транспортно-логистического звена. Китай, будучи заинтересованным в бесперебойных поставках своей продукции в Европу, а также в другие регионы мира, готов активно содействовать развитию инфраструктуры Северного морского коридора, частью чего и является реконструкция Жатайской судоверфи.
Готовность Китая обеспечить техническое оснащение и робототехнику для судоверфи можно рассматривать как позитивный сигнал: Китай является крупнейшим кораблестроителем в мире, охватывая широкий перечень производимых типов судов, а также их компонентов (например, производство высокооборотных двигателей, оптического оборудования для кораблей и т.д.). Следует обратить внимание на наработанные компетенции в данной индустрии, а также достижения в роботизации судостроения и судоремонта и даже в применении искусственного интеллекта.
Отдельным преимуществом является специфика собственности: компании, как правило, связаны с государственными отраслевыми структурами, что упрощает внедрение инноваций в отрасли. При этом можно также отметить, что Китай за счёт сотрудничества с западными компаниями смог приобрести технологии, обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом рынке, однако эти технологии в ряде случаев могут быть защищены лицензионными соглашениями, запрещающими поставки в Россию в рамках санкционного режима. С другой стороны, связь судостроителей с государством и использованием отдельных схем может значительно снизить риск противодействия со стороны лицензиаров из стран Запада.
Глава республики Айсен Николаев провел встречи с представителями властей и бизнеса пяти дружественных стран – Китая, Индии, Казахстана, Вьетнама и Лаоса. На переговорах лидер региона уделил значительное внимание развитию торгово-экономических и гуманитарных связей Якутии. В частности, на встречах с официальными лицами он приглашал спортивные делегации государств принять участие в готовящихся Международных играх «Дети Азии», а также рассмотреть возможности увеличения туристического потока и привлечения обучающихся. Важной темой для переговоров стал рост экспорта из республики и расширение логистических связей. Перспективы расширения трансграничного сотрудничества Якутии специально для Ленского клуба оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
«Расширение географии экономических связей Якутии, крупнейшей экономики ДФО, имеет особое значение в контексте поворота России на Восток. Среди стран, с которыми она активно развивает отношения, можно выделить такие быстрорастущие экономики Азии, как Китай и Вьетнам. Учитывая, что стремительный рост рынков этих стран требует увеличения объёмов поставок энергетических и минеральных ресурсов, Якутия выступает как один из поставщиков, способный стабильно удовлетворять эти растущие потребности. Кроме того, коксующийся уголь из Эльгинского месторождения отличается высокой калорийностью, и поэтому закупается Китаем как замена энергетическому углю – это снижает выбросы, что крайне важно для Китая в контексте политики «зелёного перехода».
Если касаться вопросов развития логистических связей с Азией, то можно отметить транспортное значение Якутии в рамках Северного морского пути, который постепенно становится более популярным маршрутом грузоперевозок из европейской части России, прежде всего, из-за меньшего расстояния. В этом аспекте стоит выделить перспективы роста судостроения и портовой инфраструктуры, что уже видно на примере порта Тикси.
Кроме того, интерес Китая на укрепление связей с Центральной Азией и с Казахстаном, в частности, может рассматриваться как один из дополнительных триггеров для экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Так, товарооборот между Якутией и Казахстаном уже отличается заметным увеличением за последние 3 года: с 4 миллионов долларов США в 2019 году он вырос до 80 миллионов в 2022-м и имеет большие возможности для дальнейшего роста.
В то же время активизация сотрудничества между Китаем и Казахстаном в секторе высоких технологий способна укрепить позиции IT-бизнеса из Казахстана и способствовать росту экспорта этих услуг из Казахстана в Россию, в том числе и в Республику Саха. Одновременно и якутские стартапы могут получить возможность для сотрудничества и обмена опытом с казахстанскими и китайско-казахстанскими стартапами в рамках технологических хабов, сеть которых активно расширяется по всей территории среднеазиатской республики.
Взаимодействие со странами Азии, особенно ее юго-восточной части, в контексте гуманитарного сотрудничества имеет особое значение в регионе, поскольку это способствует развитию двусторонних отношений на различных уровнях. В странах этого региона нередко можно встретить таблички, выражающие благодарность тому или иному государству за строительство какого-либо социально значимого объекта или за оказание гуманитарной помощи. Другими словами, нередко сотрудничество в гуманитарной сфере становится фундаментом для развития конатктов в торговле и в инвестициях, что видно на многочисленных примерах из внешнеполитической практики того же Китая. Почти такое же значение имеет и сотрудничество в спорте, поскольку спортивные проекты и мероприятия способствуют сближению народов. В этом ключе международные игры «Дети Азии», проведение которых в 2024 году инициировал Глава Якутии Айсен Николаев, помогают укреплять контакты России со странами Азии, создают более тесные связи между молодыми людьми, которые в будущем могут не только стать спортивной элитой, но также добиться выдающихся успехов в политике, в бизнесе или в культуре.
Якутия также привлекательна для путешественников из стран Азии, поскольку отличается крайней самобытностью даже в сравнении с другими азиатскими культурами. Так, республика поразит потенциального туриста своими природными красотами (например, Национальным парком «Ленские столбы»), якутской кухней (известным салатом «Индигирка»), национальными традициями и ритуалами, а также якутским театром, музыкой и кинематографом. Последний уже достаточно хорошо знаком международному зрителю благодаря таким фильмам, как «Пугало» или «Ага». В целом регион имеет значительный потенциал для развития в качестве нового туристического маршрута, и относительная близость к Азии здесь может рассматриваться как преимущество при сопоставлении с другими направлениями. Целенаправленная работа властей Якутии по развитию туризма имеет в этой связи большой международный потенциал.
Если говорить о развитии образовательных обменов, то главный вуз региона СВФУ имеет ряд программ, востребованных в странах Азии. К ним можно отнести программирование, математику, физику, геологию и медицину. Тем не менее, пока обучение возможно только на русском языке, что в определённой степени является ограничителем для студентов из стран Азии с позиции интернационализации высшего образования. С другой стороны, весьма интересна практика вуза по обучению китайских учащихся русскому языку в целях дальнейшего поступления в этот университет. Северо-восточные провинции Китая, где набирают ребят, представляет более конкурентное поле для России, так как в целом по стране уровень владения английским языком там ниже».