— Артем Андреевич, как бы вы в целом охарактеризовали текущую ситуацию на строительном рынке ДФО — он растет, падает, стагнирует? Чем вызван тот или иной процесс?
— В первом полугодии 2025 года, по сравнению с первым полугодием 2024-го, площадь строительства по Дальнему Востоку выросла на 15%, то есть почти на один млн кв. метров. Это связано с тем, что еще идет девелоперский цикл, в который заложено время от покупки земельного участка до приведения его в надлежащий правовой статус и получения разрешения на строительство. Сейчас фактически осваиваются и заходят в стройку те участки, которые приобретались еще в конце 2023 года. Поэтому в 2025 году рынок ДФО будет активно расти именно по объему строительства.
Из-за высокой ключевой ставки застройщики меньше заходят в новые проекты. По России объем сделок по финансированию покупки земельных участков (бридж-кредитам) снизился примерно в два раза. На Дальнем Востоке цифра меньше, но снижение тоже есть. Это, в первую очередь, связано с уровнем ставок, а также с наличием большого объема предложения на рынке.
— Некоторые застройщики уже объявили, что приостанавливают запуск новых проектов из-за высокой стоимости ипотечных кредитов. Достраивают запущенные проекты, а новые пока отложили. Становится ли такая осторожность тенденцией?
- Если взять в целом ситуацию на рынке, то застройщики сейчас относятся ко входу в земельные участки более осторожно: какие-то сделки либо откладываются совсем, либо растягиваются во времени. Безусловно, такие сделки есть, но их становится меньше. Это нормальная тенденция на рынке. Он так реагирует на макроэкономику, на объем ставок и на соотношение спроса и предложения. То есть, застройщики заходят только в проекты с гарантированным спросом, с высокой рентабельностью, которая позволяет работать с такой ставкой и получать прибыль.
— Есть ли отличия строительного рынка в ДФО от других федеральных округов? И есть ли отличия среди самих регионов Дальнего Востока?
— Да, есть. В первую очередь это, конечно, логистика. Дальний Восток вынужден работать в условиях сложной логистики и удаленности от заводов, производящих продукцию для строительства. Это касается продукции для отделки, фасадных систем и окон. На Дальнем Востоке их либо нет, либо не хватает. Мы вынуждены ориентироваться и под логистическое плечо, и под сезон.
Второе очевидное отличие — это наличие «Дальневосточной ипотеки». Это несомненное преимущество на рынке, благодаря которому многие федеральные застройщики считают Дальний Восток перспективной территорией.
Вид на Южно-Сахалинск. автор/источник фото: Irina Kononova/Shutterstock
Если говорить об отличиях дальневосточных регионов друг от друга, то существуют климатические и географические условия. Например, на Сахалине и Камчатке – повышенные требования к сейсмоустойчивости зданий, во Владивостоке нужно учитывать сильные ветра, в Хабаровске – влажность. На эти факторы обращают внимание при проектировании и строительстве. Это в свою очередь влияет на сроки строительства и цены.
Также в регионах разный строительный сезон. Например, на Сахалине строительный цикл в первую очередь завязан на сроке доставки стройматериалов на остров.
— На Дальнем Востоке больше строят в Приморье и в Хабаровском крае. Это тоже связано с логистикой и остальными перечисленными вами факторами, или есть другие причины?
— Больше влияет общая экономическая развитость регионов. Не секрет, что первые тренды в стране, нововведения, изменения рынка возникают в Москве. До Владивостока, Хабаровска они доходят примерно через полгода-год. Далее идет по регионам: Сахалин, Амурская область, а после уже регионы с малой численностью населения. Эти процессы наблюдаются не только в жилищном строительстве, но и в коммерческой недвижимости.
— Стоит ли ждать на Дальнем Востоке прихода новых застройщиков или рынок уже поделен?
— В любом случае миграция застройщиков будет. Есть местные застройщики, которые выходят на другие рынки, а есть девелоперы, которые приходят на Дальний Восток из других регионов. Просто изначально первыми пришли крупные федеральные застройщики – всем известные группы, условно входящие в первую десятку. Это федеральные компании, гиганты рынка.
Сейчас постепенно на рынок приходят компании, входящие в топ-100 застройщиков по объему строительства. Им тоже интересен рынок Дальнего Востока. И в первую очередь это связано с наличием «Дальневосточной ипотеки». После завершения льготной программы «Господдержка 2020», «Дальневосточная» и «Семейная» ипотеки стали двумя основными программами поддержки, которые расширяют объем спроса и привлекают застройщиков. Массового прихода новых игроков, по моему мнению, уже не будет, но постепенно компании все равно будут приходить.
— А как себя чувствуют небольшие застройщики? Не вытесняют ли их с рынка эти глобальные игроки?
- Я бы разделил понятия «небольшие» и «профессиональные» застройщики. Потому что есть небольшие застройщики, которые являются профессиональными девелоперами и вряд ли на них как-то повлияют крупные федеральные игроки. Крупным компаниям не всегда интересно брать мелкие точечные участки или, допустим, застройку в малых городах.
Тематическое фото. автор/источник: BigPixel Photo/Shutterstock
В целом региональные компании, которые работают со своим земельным банком, в своем сегменте, сейчас чувствуют себя хорошо. После прихода вышеназванных крупных компаний, никто не прекратил деятельность по этой причине.
Может сократиться количество застройщиков, которые заходили на подъеме рынка. То есть компаний, которые владели земельными участками, увидели, что есть потенциал, и решили строить. Для них это не профильный вид бизнеса, которым они занимаются многие годы, а всего лишь разовый проект.
А вот профессиональные застройщики останутся. Вряд ли будет существенная конкуренция небольших компаний с крупными застройщиками, потому что они работают в разных сегментах.
— Можно ли говорить о том, что Сбер поддерживает строительную отрасль Дальнего Востока? Если да, то как именно?
— Да, разумеется. Мы активно работаем со строительной отраслью в абсолютно разных проявлениях: от классических продуктов в виде кредитования, проектного финансирования застройщиков и классической ипотеки для покупателей недвижимости до продуктов, связанных с нефинансовыми сервисами – с поддержкой продаж, проектированием, установкой умных устройств.
Сейчас Дальневосточный Сбербанк в регионах обслуживания занимает в проектном финансировании долю в 57 %, на рынке ипотеки – около 60%. По статистике 60% площадей строится со Сбером в качестве финансового партнера – как в виде ипотеки, так и в виде проектного финансирования для застройщика. Это значительно больше, чем любой другой банк, работающий на рынке.
Если смотреть по регионам Дальнего Востока, то доля Сбербанка неравномерна. Допустим, мы стабильно имеем более высокую долю на рынке Приморского и Хабаровского краев, чуть меньше доля в Амурской области и на Сахалине. Но все равно эти цифры варьируются в районе 60%.
— Как банк оценивает риски при финансировании крупных строительных проектов, и какие меры принимаются для их минимизации?
- В первую очередь нужен качественный анализ на стадии входа. Почему возникли эскроу-счета? Чтобы не было обманутых дольщиков. Теперь дольщик до ввода объекта в эксплуатацию своими деньгами не рискует. А для банка главное, чтобы объект достроился. Потому что если он не будет введен, банк остается с незавершенным проектом, с застройщиком и кредитом. Поэтому очень важен качественный анализ на входе.
Если Сбербанк хоть на рубль профинансировал проект, то уже фактически является инвестором. Тем более, что много проектов реализуется с минимальным собственным участием. Риски минимизируются через наличие запасов финансовой устойчивости по модели. В любом случае мы понимаем, какое увеличение цены выдерживает проект, какое увеличение стоимости строительства, какое снижение темпов продаж. Нужно, чтобы у проекта была комфортная стрессоустойчивость. Это, в первую очередь, интересно даже не для нас, а для самих застройщиков. И они относятся к этому достаточно ответственно.
Еще один момент – работа с себестоимостью, что изначально закладывается в модели: возможные удорожания по проекту, появление непредвиденных затрат. Также мы проводим глубокий юридический анализ, чтобы проект получил всю надлежащую разрешительную документацию, чтобы не было проблем с земельным участком, чтобы он был оформлен и приобретен законным и надлежащим образом.
— Какие банковские продукты сегодня наиболее актуальны и востребованы среди участников рынка?
— В первую очередь это классическое проектное финансирование, когда мы финансируем застройщика при наличии разрешения на строительство. Также востребованы бридж-кредиты, кредиты на покупку земельного участка и подготовки его к строительству. Сейчас они дорогие из-за высокого уровня ставок, и спрос на них меньше, но по-прежнему это достаточно актуальный продукт.
Очень актуальный продукт – кредит под будущую прибыль, когда мы, зная рентабельность проекта, видя динамику строительства и продаж, выдаем застройщику кредит под его будущую прибыль для участия в новом проекте. Такой продукт позволяет взять кредит под относительно небольшую ставку по сравнению с бридж-кредитом и зайти в новый проект.
Также есть продукт, который сейчас набирает популярность — это кредит под залог готовых квартир. Учитывая, что образовался достаточно большой объем предложений, особенно на развитых рынках Приморья и Хабаровского края, у застройщиков остаются квартиры, непроданные на момент ввода дома в эксплуатацию. Он их продаст в течение двух-трех лет после ввода, но чтобы не прекращать свой девелоперский цикл, может под залог и потоки от продажи этих квартир взять кредит на участие в новом проекте.
Еще одно направление, имеющее, на наш взгляд, большие перспективы – это работа с комплексным развитием территорий (КРТ). У нас разработан продукт, который позволяет финансировать полный цикл КРТ – от заявки на участие в торгах в виде тендерной гарантии, до кредита на оплату обязательства по КРТ, расселения, бридж-кредита и дальнейшего проектного финансирования.
Когда рынок был растущим, девелоперам меньше нужна была аналитическая и консультационная поддержка банка. А сейчас мы чувствуем заинтересованность девелоперов в этом. Важным становится тот факт, что у нас есть подразделения на всех территориях Дальнего Востока, застройщику есть куда прийти и посоветоваться. Это нельзя назвать продуктом, но это очень важный элемент поддержки.
— Какие продукты вы предлагаете девелоперам, помимо традиционного финансирования?
— У нас есть достаточно много продуктов экосистемы Сбербанка, которые позволяют застройщику нарастить продажи. К примеру, это динамическое ценообразование. Искусственный интеллект анализирует заинтересованность, отклики, объявления, и по мере продаж в зависимости от целевой доходности рекомендует, как застройщику менять цену в моменте.
Есть в Сбербанке технологические продукты, например, устройства Умного дома Sber. Сервис Сбербанка «Домклик» помогает оптимально и комфортно решить любой вопрос с недвижимостью. Есть продукты, связанные непосредственно с продажей. Сбербанк сам находит покупателя, предлагает свои информационные мощности. И, конечно же, у нас есть аналитические продукты: разработка маркетинговой стратегии, целевого портрета потребителя. Если говорить о коммерческих проектах, то мы предлагаем комплексное бизнес-планирование, разработку и анализ рынка.