Сбер, в рамках ежегодной премии HR-бренд, организованной рекрутинговой компанией HeadHunter, второй год подряд вручает награду в собственной номинации «HR-коллаборация». В этом году победителем стала крупнейшая дальневосточная крабопромысловая компания «Русский Краб» с проектом «Море возможностей», направленным на решение проблемы дефицита кадров для экипажей судов.
Программа объединила вузы, колледжи, профильные министерства Приморского края и сам бизнес «Русского Краба». В течение 2023 года компания с партнерами провела более 20 мероприятий для школьников, учителей, студентов, курсантов, преподавателей вузов и ссузов. Среди активностей были профориентационные игры, смены для школьников, участие в Дне абитуриента и в федеральном проекте «Профессионалитет», а также работа с амбассадорами. В результате проекта компании удалось привлечь на работу молодых специалистов в возрасте до 25 лет, повысить узнаваемость HR-бренда и число участников стажировок.
Для Сбера, как одного из крупнейших работодателей России, поддержка подобных инициатив — это возможность стимулировать рынок на поиск новых путей сотрудничества и развитие профессионального сообщества. Коллаборации давно стали основой взаимовыгодного сотрудничества Сбера с партнёрами, и сейчас компания стремится показать силу подобных проектов другим работодателям.
Анна Овчинникова, управляющая директором Управления привлечения талантов Сбербанка, выразила свою точку зрения на актуальную проблему дефицита кадров. Она подчеркнула, что привлечение молодых специалистов на флот — задача, требующая особого внимания. Победитель номинации «HR-коллаборация», компания «Русский Краб», успешно решает эту проблему с помощью проекта «Море возможностей». Программа объединила вузы, колледжи, профильные министерства и сам бизнес компании. В результате были привлечены молодые специалисты, узнаваемость HR-бренда увеличилась, а число участников стажировок выросло.
Наталья Савченко, директор по управлению персоналом ГК «Русский Краб», подчеркнула важность оценки профессионального сообщества. Она выразила уверенность в правильности выбранных инструментов для решения задач бизнеса и региона. Проект «Море возможностей» продолжает развиваться, и компания намерена масштабировать его дальше.
Премия HR-бренд — это масштабный конкурс, который выявляет и задает основные тренды и практики в HR. В 2023 году премия присуждалась в семи основных и семи специальных номинациях, подтверждая важность сотрудничества и инноваций в управлении персоналом.
В рамках IX Восточного экономического форума состоялась сессия «“Муравьев-Амурский 2030”: кадры для стратегического развития Дальнего Востока», где глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, представители правительств регионов ДФО и выпускники программы обсудили ее результаты и перспективы.
Время сильных
«Муравьев-Амурский 2030» – программа подготовки управленцев нового поколения, которые готовы посвятить себя госслужбе на Дальнем Востоке. Программа стартовала только в 2022 году, а результаты уже впечатляют: выпускники первых двух потоков работают на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, достигая реальных результатов. Конкурс для поступления на программу стремительно растет с каждым годом.
Цель у программы достаточно амбициозная – к 2030 году подготовить 300 сильных управленцев для улучшения качества жизни на Дальнем Востоке. Чтобы ее реализовать, нужен уникальный подход к обучению. И этот подход был найден: подготовка курсантов сочетает работу над реальными проектами развития регионов с полным погружением в их специфику, наставничество опытных управленцев из высших эшелонов власти, персональное развитие, изучение истории и культуры Дальнего Востока и международное сотрудничество. Выпускников ждет трудоустройство на госслужбу и в институты развития Дальнего Востока, где они должны отработать минимум два года.
Новые горизонты
В ходе пленарной сессии ВЭФ-2024 Владимир Путин отметил важность и востребованность программы.
«С 2022 года в регионе работает программа "Муравьев-Амурский" для подготовки кадров на государственную службу. Ее действие расширено и на Арктику. Программа востребована, конкурс высокий – до 80 человек на место… И мы обязательно продлим программу "Муравьев-Амурский" как минимум до 2030 года», – заявил президент.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в рамках сессии обратил внимание участников, что продление программы и расширение ее действия на Арктику – это не только успех, но и новый вызов. Поэтому важно проанализировать, что получается в процессе подготовки курсантов, а какие моменты требуют доработки.
От первого лица
В ходе сессии представители правительств Приморского и Камчатского края, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, а также выпускники программы, которые уже трудятся в этих регионах, поделились опытом взаимодействия друг с другом , адаптации молодых управленцев на госслужбе и первыми успехами, призвав талантливых квалифицированных молодых людей пробовать свои силы и поступать на программу, а затем приезжать работать на Дальний Восток.
Обращаясь к курсантам и выпускникам программы, Алексей Чекунков подчеркнул, что они выбрали путь служения людям, и крайне важно не забывать об этом.
«Очень не хотелось бы, чтобы хоть кто-то из присутствующих в этой аудитории считал себя элитой. Вообще плохое слово. Быть лидером в любой группе, быть руководителем по-настоящему можно только если вас такими признают люди: коллеги, люди, которым вы служите… Вы выбрали этот путь для того чтобы сделать жизнь людей лучше».
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.
Не без сложностей, но поступательно реализуется Программа модернизации первичного звена здравоохранения в Хабаровском крае. Местному минздраву удаётся постепенно «гасить долги», накопившиеся за время пандемии и экономических потрясений, вызванных санкциями. Идут закупки оборудования, автотранспорта, строятся новые и ремонтируются старые фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), но кто будет там работать?
О том, как идет материально-техническая модернизация первичного звена здравоохранения депутатам Законодательной думы Хабаровского края, сообщили представители регионального минздрава и минстроя. Как рассказала замминистра здравоохранения Хабаровского края Елена Белозерова, на реализацию Программы модернизации с 2021 по 2025 гг. заложено 8,1 млрд рублей. Это деньги, которые можно расходовать по четырём направлениям:
– строительство и реконструкция объектов здравоохранения;
– капитальный ремонт зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и центральных районных больниц;
– приобретение автомобильного транспорта (кроме автомобилей скорой медицинской помощи) для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
– приобретение медицинского оборудования в рамках реализации программы.
В 2022 году сразу несколько пунктов намеченного плана оказались сорваны, и Хабаровский край был оштрафован за «недостижение результатов проекта по результатам строительства объектов». Региону пришлось уплатить в федеральный бюджет взыскание в размере 39,6 млн рублей за то что из 10 запланированных, в эксплуатацию были введены всего два объекта.
В 2023 году удалось немного наверстать – ФАПы в Марусино, Фёдоровке и Восходе уже работают, плюс три ФАПа – в сёлах Пушкино, Шереметьево и Быстринск, а также лаборатория в Нелькане – должны открыться до конца года. В дальнейших планах – возведение 12 объектов, семь из них рассчитывают ввести в эксплуатацию в 2024 году, остальные будут строиться с переходом на 2025 год.
В списке незавершённых дел 2021-2022 годов – капитальный ремонт ЦРБ Тугуро-Чумиканского района и закупка 100 единиц медицинского оборудования. Как пояснила Елена Белозерова, причиной тому стало удорожание намеченных к закупке агрегатов. Программа версталась по ценам 2019 года, а пандемия и скачки цен, вызванные волатильностью рубля, заметно повлияли на стоимость необходимой аппаратуры. На ремонт больницы охотников не нашлось из-за сложностей в логистике – на аукционы правительства края не вышел ни один подрядчик. Впрочем, ситуация должна разрешиться – краевой бюджет выделил 345 млн рублей, которых не хватало на покупку оборудования, также было принято решение о корректировке проектно- сметной документации по реконструкции больницы – этот вопрос будет стоить дополнительные 115 млн рублей.
Финансирование 2023 года в объёме 1 млрд 354 млн рублей осваивается своим чередом – на 18 млн рублей куплено 17 автомобилей, на 401,92 млн рублей (при плане 421,1 млн) – приобретено оборудование, на капремонт 16-ти зданий и объектов потрачено 391,2 млн рублей, восемь из них вводятся в эксплуатацию. Ещё 524,2 млн рублей направлены на строительство и реконструкцию 9 объектов.
С новым строительством далеко не всё гладко и не только потому, что всё дорожает. Как рассказал и.о. министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов, иногда умеют удивить местные администрации, выделяющие участки под строительство ФАПов.
– В Ванинском районе в посёлке Уська-Орочская столкнулись с тем, что земельный участок вообще находится в зоне подтопления, и по сути, в процессе исполнения государственного контракта пришлось менять земельный участок, хорошо, что нашли выход, чтобы не расторгать контракт, – отметил и.о. министра. – В посёлке Харпичан земельный участок предоставлен на склоне горы, скальный грунт. По сути, скала сплошная. Как следствие очень сложные земляные работы, бесконечно там работает гидромолот под подготовку основания под здание ФАПа и под устройство внутриплощадочных коммуникаций.
Не допустить срыва сроков ФАПов в эксплуатацию поможет модульная технология их возведения. Одно из хабаровских предприятий поставило на поток изготовление таких конструкций, так что готовый ФАП нужно только доставить по нужному адресу и подключить к инженерным сетям – хотя и это в условиях поселений непросто, но по сравнению с капитальным строительством модульные здания значительно удешевляют и ускоряют процесс.
Но, как оказалось, в модульности ФАПов кроется подвох - движимое имущество не может быть жильём. Даже поставленные на подготовленную площадку, подключенные к водопроводу и электричеству такие здания не могут использоваться как жилые помещения. Почему это критично? Потому что ставит крест на практике, когда ФАП проектировался и строился как капитальное строение «два в одном»: в одной половине здания шёл приём пациентов, а другая половина становилась квартирой для медработника.
«Жилье предполагает все-таки возведение капитальных объектов строительства, это другая сфера правоотношений, – отметила Ирина Зикунова, спикер Законодательной думы Хабаровского края. – Есть предложения, связанные с тем, чтобы все-таки в работу на уровне региона был вовлечён тот жилой фонд, который сейчас находится в распоряжении у муниципалитетов. Такие предложения поступили в Законодательную думу Хабаровского края, в частности, от Амурского муниципального района: о передаче для распоряжения данными объектами строительства. Где-то есть оставленные объекты жилья, где-то есть те, которые находятся в собственности муниципалитетов. Вопрос состоит в том, чтобы действительно передать полномочия по распоряжению объектами жилья от муниципального уровня краевому уровню».
В 2023 году нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 463 медицинских работника. При этом здравоохранение края получило всего пять служебных квартир, две квартиры предоставлены по договорам коммерческого найма, плюс из муниципального жилищного фонда предоставлено 16 квартир.
На предыдущих обсуждениях Программы модернизации первичного здравоохранения в Думе неоднократно обсуждались причины кадрового дефицита медработников в удалённых территориях. Причём их не хватает не только на селе но и в городах: в Николаевске-на-Амуре, Амурске, Советской Гавани.
По информации краевого минздрава специалистов здравоохранения как высшего, так и среднего звена не хватает в Ванинском, Вяземском, Комсомольском, Николаевском, Ульчском муниципальных районах края. В нескольких сёлах Нанайского района медпомощь оказывается только в определённые дни – сюда приезжают медики из районного центра.
По состоянию на начало 2023 года медицинскую помощь жителям края оказывали 4 982 врача и 9 904 медработника. Хотя бы частично решить проблему кадрового дефицита призваны программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Их суть в том, что тем медикам, кто согласится отработать на селе пять лет, государство выплачивает определенную сумму. На Дальнем Востоке выплаты составляют 2 млн рублей для врачей и 1 млн - для среднего медперсонала (фельдшера скорой медицинской помощи, медицинские сестры, акушерки и фельдшера ФАПов). Это выше, чем в других российских регионах, но все же недостаточно для привлечения кадров в труднодоступные районы. Из 17 районов, в которых действует программа, 12 относятся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что делает их не привлекательными для трудоустройства с учетом имеющегося размера выплат.
Программы действуют с 2012 года и уже помогли за этот время закрепить в районах края 435 врачей и 98 медработников. Однако только за 2019 - 2022 годы численность врачей снизилась на 333 человека, средних медицинских работников - на 1 018 человек.
По информации краевого же минздрава, озвученной в июле на Совете председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной думе Хабаровского края, 125 человек – практически треть (29%) от числа привлеченных по «земским программам» – уволились, не отработав пяти лет.
В 2023 году по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» планируется привлечь 78 специалистов, в том числе 55 врачей и 23 средних медицинских работника. По информации федерального кадрового портала hh.ru, в Хабаровском крае открыто 2 900 вакансий в сфере медицины и фармацевтики (в это количество входят вакансии и частного сектора). Это самый высокий показатель среди регионов ДФО.
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.
— Как вам в Якутске? Почему решили переехать именно сюда?
— В первые дни было тяжело в плане адаптации — здесь очень холодно. К климату привыкаю до сих пор, хотя сейчас, конечно, уже гораздо проще переносить такие контрастные смены температур.
До Якутска я жила в Челябинске. Там как раз был выпускной год обучения на бакалавриате, и к нам приехала делегация из Якутска. Они пригласили переехать в республику, чтобы поступить сюда на магистратуру. Я согласилась, приехала с мужем. Сейчас он здесь работает системным администратором.
— И в чём же состоит ваша работа здесь в Якутске?
— Мой основной род деятельности – это педагогическое образование. Я работаю на кафедре «Фольклор и культура» ассистентом и преподаю методику преподавания, музыкальное народное искусство, организацию мероприятия народного художественного творчества и культурно-массовых мероприятий, также веду творческий факультатив по классу гитары.
— Что в городе вам показалось необычным и удивило больше всего?
— Меня, наверное, удивил менталитет людей. Здесь все очень дружелюбны. Если надо, то указывают путь, помогают. Также, как упомянула ранее, климат тут достаточно суровый. Помню, однажды даже потерялась в городе зимой, на улице тогда стоял густой туман. В итоге ко мне приехал муж и забрал.
Но вообще, нам в Якутске хорошо, все устраивает. Планируем еще остаться тут на продолжительное время.
— Чем для вас является Якутск?
— Для меня Якутск — это, прежде всего, чистый воздух, природа, красота местного населения.
В профессиональном плане тоже чувствую себя комфортно и хорошо. Мы с коллегами отлично понимаем друг друга – это самое главное. Я русскоязычная, поэтому со мной разговаривают на русском языке. Однако существует барьер. Я стараюсь учить якутский, хотя и есть некоторые сложности с изучением языка, ведь он достаточно сложен. В ходе общения с якутами на интуитивном уровне порой понимаю, о чем идет речь.
— Были на Ысыахе? Каковы ваши впечатления?
— Да, была в Оймяконе. Там было много комаров, днем жарко, ночью холодно, но в общем остались положительные впечатления. Тогда на празднике я почувствовала себя счастливым человеком, который насладился природой и бытом местных жителей.
Всего на конкурс, цель которого — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация Камчатки как региона, комфортного для жизни и работы, зарегистрировались 102 человека из 19 городов страны.
Участники конкурса — студенты, обучающиеся в вузах по специальностям «Гостиничное дело», «Ресторанный бизнес» и «Туризм» высших и средних учебных заведений России Первым них стало профильное тестирование — 15 вопросов на знание профессии. Прошедшие этот фильтр решали задания от специалистов туристической отрасли
«Те 36 студентов, кто набрал проходной балл, получили по две индивидуальные кейс-задачи. Например, первая, стандартная для их направления задача: пришел пьяный турист в автобус — что делать? Сработала система пожарной безопасности в отеле — что делать? Слетели брони — что делать? Вторая кейс-задача — уже с региональным флером: участники должны были ответить на вопросы – началось цунами, землетрясение, турист отбился от группы — что делать? Были и практические задания: приготовить блюдо из предоставленных продуктов», — рассказала Анастасия Король, директор проектов по туризму коммуникационного агентства PressPass, секретарь экспертной комиссии конкурса.
И только каждый десятый из стартовавших получил возможность блеснуть своими знаниями и эрудицией перед жюри на стенде Камчатского края в рамках Международной выставки-форума «Россия» 24 января. В «судейскую коллегию» вошли представители АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Ассоциации рестораторов и отельеров «Федерация Рестораторов и Отельеров», ведущих туристических операторов России, а также доктора и кандидаты наук, доценты, преподаватели высших учебных заведений страны. Долго ждать стажировки счастливчикам не придётся — она начнётся уже 11 февраля. Бонусом к практике в красивейшем регионе Дальнего Востока для них станет участие в Форуме устойчивого развития туризма в Петропавловске-Камчатском.
«Я никогда не летал на самолете, так уж получилось, — рассказывает Борис Волколовский, студент РГУТИС. — Это будет мой первый полет. Конкурс дал мне возможность не только повысить свой уровень профессионализма, но и исполнить мечту детства. Мой дедушка служил на Камчатке и очень много рассказывал про ее красоту и невероятную природу. Совсем скоро я увижу вулканы и океан, а самое главное смогу понаблюдать за сивучами»
«Камчатка – такая далекая, совсем скоро станет для меня близкой. Еще немного и я смогу изучить ее гастрономические специалитеты и возможно создать рецепт своего собственного камчатского блюда», — делится ожиданиями от грядущей стажировки Роман Ефимов, Колледж кулинарного искусства из Санкт-Петербурга.
Сидеть сложа руки победители вряд ли будут — по предварительным оценкам поток туристов в Камчатский край по итогам 2023 года вырос примерно на четверть по сравнению с прошлым 2022-м и составил ориентировочно 350 000 человек. В целом по Дальнему Востоку рост ещё выше: министр экономического развития РФ Максим Решетников на совещании Президента России с членами правительства рассказал, что турпоток на Дальний Восток и Арктику по итогам прошлого года вырос на 40%. За 11 месяцев 2023 года в гостиницах остановились на 1,8 млн человек больше, чем в предыдущий год. Максим Орешкин уточнил также, что доля туристических поездок в эти регионы в общем числе путешествий по России составила 8,6% (в 2022 году — 7,4%).
В ДФО повсеместно идет реализация новых проектов и развитие инфраструктуры, в том числе гостиничной, а также расширение предложения туристических маршрутов. По оценкам Росстата, туристический поток за 2022 год на Дальнем Востоке достиг 4,83 млн человек, что на 25% больше, чем в 2021 году. Лидерами по объему турпотока стали Приморский край, Бурятия, Камчатка и Хабаровский край.
Туризм на Дальнем Востоке развивается активно, но кадров в индустрии пока не хватает. Такие конкурсы, подразумевающие профориентацию на ранних стадиях обучения, вносят весомый вклад в уничтожение кадрового голода в сфере туризма.
Об этом говорит и руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анна Степанина: «Такие конкурсы — это прекрасный шанс для тех специалистов, которые выбрали делом своей жизни туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, получить хороший старт. Студенты, которые только начинают получать первые практические знания, имеют возможность благодаря конкурсу побывать на Камчатке и узнать нечто новое о своей родине, и реализовать себя».
Дополнительный стимул переехать на Камчатку — меры федеральной и региональной поддержки, среди которых северная надбавка и районный коэффициент, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготные программы «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», программа повышения трудовой мобильности, в рамках которой предоставляется жилье, оплачивается переезд, обустройство на новом месте и многое другое.
Анна Степанина также рассказала о пока не очень развитом, но потенциально интересном направлении на Камчатке — промышленном туризме, который с 2021 года АСИ активно продвигает совместно с Минпромтогром РФ. В настоящее время по России в этой программе участвуют более 70 регионов, а в начале проекта их было около 30.
«Сейчас на Камчатке пять предприятий запускают туристов на свое производство. Бывают такие ситуации, когда такой тур необходим — например, если погода помешала вылететь на какой-то туробъект — что бывает часто — тогда мы предлагаем альтернативные виды туристических нестандартных программ. Например, есть стеклодувная мастерская, где сотрудник может выдуть любую форму из стекла, показывает, как это сделать, и дает попробовать самому. Есть завод по производству минеральной воды ЗАО “Малкинское”, где покажут весь технологический процесс — от добывания воды до упаковки в бутылку. «Мильковский» мармелад ЮНЕТ демонстрирует производственный процесс, как и сыроварня “Аристель”… В планах — подключить к этой программе Русгидро и рыбоперерабатывающую промышленность Камчатки», — рассказала руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО АСИ Анна Степанина.
Десять финалистов из городов Москва, Санкт-Петербург, Новочеркасск, Красноярск и Иркутск:
1. Анна Карпова – SPA-отель «Лагуна»
2. Роман Ефимов – SPA-отель «Лагуна»
3. Артем Докин – SPA-отель «Лагуна»
4. Надежда Курочкина SPA-отель «Лагуна»
5. Полина Логинова – SPA-отель «Лагуна»
6. Виктория Гордеева – гостиница «Авача»
7. Артем Смирнов – гостиница «Авача»
8. Алевтина Яковлева – гостиница «Авача»
9. Борис Волколовский – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
10. Анастасия Харизоминова – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»