«Соллерс» планирует возобновить производство автомобилей на заводе во Владивостоке к августу, об этом заявил губернатор Приморья Олег Кожемяко. Судя по всему, это будут автомобили не марки Mazda, а других брендов.
Напомним, «Мазда Соллерс» остановил
конвейер на неопределенный срок в мае прошлого года. Затем компания выкупила долю Mazda Motor в совместном предприятии, после чего было объявлено, что планируется перезапустить автомобильный завод в 2023 году. При этом говорилось, что на заводе будут выпускать, в том числе, электромобили
– грузовики грузоподъемностью свыше тонны под маркой «Арго».
Автомобили марки Mazda во Владивостоке выпускали с 2012 года.
Неделю назад EastRussia выпустило материал «6 вопросов о метаноле», который стал очень популярен среди читателей нашего портала. Как выяснилось, не на все вопросы удалось найти ответы. Чего больше в производстве метанола – «плюсов» или рисков, что даст высокотехнологичное производство Дальнему Востоку и Арктике – жителям и экономике? С учетом новых вопросов редакция снова обратилась к экспертам.
Производство метанола – химическая реакция, и как говорят специалисты, это так называемая «голубая химия», то есть наиболее безопасный вид химического производства. Предприятия по производству метанола относятся к 1 классу опасности по санитарной классификации, это означает, что к ним применимы самые строгие экологические нормы: широкая санитарная зона, постоянный контроль качества воздуха и почвы. В эту же классификацию попадает большое количество промышленных предприятий. От городских очистных сооружений до сельскохозяйственных производств.
Поэтому при строительстве завода по производству метанола «с нуля», когда в проекте используются наилучшие доступные технологии, такое производство будет не более опасно, чем обычные и привычные нам очистные сооружения.
Соответственно, размещать метанольное производство в городе можно, соблюдая при этом те требования, которые накладываются природоохранным законодательством (а оно у нас в стране одно из самых суровых в мире). Другое дело, что такие предприятия очень требовательны к логистике, соответственно, каждый раз для нового предприятия выбирается площадка, которая имеет удобную логистику (для отгрузки готовой продукции морем или железной дорогой); магистральное газоснабжение; социальную инфраструктуру для будущих работников. Как правило, такие площадки находятся в пригородах населенных пунктов.
Трагедия в Бейруте 4 августа 2020 года – это взрыв 2,7 тыс. тонн аммиачной селитры, которая складировалась в порту без обеспечения должных мер безопасности и сдетонировала после пожара на соседнем складе пиротехники. Сразу отвечаем на вопрос: с метанолом такого не может произойти.
Метанол — это спирт, а спирт, как знает любой школьник, горит. Это свойство используется в производстве «сухого горючего», а также когда метанол используется в качестве топлива. Будучи в жидком состоянии, взорваться метанол не может. Но взрывоопасной может быть смесь паров метанола с воздухом в определенных пропорциях в замкнутом помещении.
С учетом этого все технологическое оборудование (насосное, емкостное, трубопроводы), где находится метанол, в современном производстве располагают на открытой площадке то есть вне замкнутого пространства. Инженеры ещё на стадии проектирования минимизируют риски для возникновения опасных ситуаций. Эти меры позволяют свести к нулю вероятность взрыва при производстве.
«Если произойдет воспламенение метанола, то произойдет его возгорание, либо пожар или взрыв. Развитие ситуации после возгорания зависит от температуры окружающей среды, энергии источника воспламенения, состояния метанола, степени его взаимодействия с воздухом. Если температура окружающей среды выше температуры вспышки, и если большое количество парового пространства в контейнере, резервуаре, помещении, здании, или корпусе, то вероятность детонации высока. Если окружающая среда температура ниже точки воспламенения, если потенциальный источник воспламенения имеет низкий энергетический потенциал, и если пар может легко рассеиваться в атмосферу, тогда взрыв менее вероятен», – говорится в «Руководстве по безопасному обращению с метанолом».#1
Китай и производит. КНР - крупнейший производитель метанола в мире. В доле рынка это больше 50%. А вот газ для его производства Китай покупает в основном у России. И такая ситуация не может быть для России выгодной. Зачем отдавать добавленную стоимость соседям, если мы можем произвести ее самостоятельно?
Производить метанол в России выгодно в первую очередь для самой России. Главное преимущество том, что природный газ, из которого его получают, у нас один из самых дешёвых в мире. Аналитическое агентство Vygon Consulting просчитало стоимость сырья для производства одной тонны метанола и оказалось, что выгоды России очевидны (данные на 2019 г.). Даже тем странам-производителям, в которых метанол востребован, будет выгодно покупать его у России.
Стоимость сырья для производства одной тонны метанола:
США — 113 $
Иран — 97 $
Тринидад-и-Тобаго — 93 $
Россия — 65 $.
Согласно исследованию Research Dive[2], размер мирового рынка метанола в 2020 году составил 24 мрлд долларов США, и, по прогнозам, он будет расти со среднегодовым темпом роста 6,4%, а к 2028 году вплотную приблизится к 40 млрд долларов США.
С отсылкой к этому исследованию в агентстве Bloomberg считают, что причиной роста станет повышение спроса на автомобили на метанольных топливных элементах[3]. Потребителей по всему миру пересаживаются на авто, использующие экологичные двигатели с низким уровнем выбросов, и это глобальный тренд.
Есть еще одна важная особенность: благодаря производству метанола, снизится зависимость российской экономики от нефти. Для развития экономики страны – это важный шаг вперёд. Метанол — продукт переработки. Это уже не сырье, которое отправляем за границу, а стабильное производство, а значит налоги, рабочие места и уход от нефтяной зависимости. Курс на метанол позволит уже сегодня «смягчить удар» нефтяных кризисов для экономики и постепенно уйти от экспорта сырья.
Из метанола так же делают сырьё для деревообработки и производства мебели – карбамидоформальдегидный концентрат. Он необходим для производства Фанеры и ДСП.
Чтобы бетон и цемент зимой замерзали медленней, также нужен метанол, с его помощью производят специальную присадку – формиат натрия. Незамерзающие свойства используют также в противогололедных реагентах и в средствах против коррозии.
Уксусную кислоту также синтезируют из метанола. А с её помощью производят краски, клей и растворитель. Она также незаменима при производстве лекарств и в пищевой промышленности.
Без метанола не синтезировать протеин (белково-витаминный концентрат), и формалин, который используют как антисептик и как консервант.
Создатели дезодорантов, лаков для волос и другой косметики используют в производстве диметиловый эфир, а его не получить без метанола.
Производство уротропина так же основано на метаноле. Это знакомые всем таблетки для розжига - сухое горючее. Используется метанол и для производства минеральных удобрений. Так что сельское хозяйство тоже вряд ли сможет обойтись без него.
Так что «обойтись без метанола» – значит обойтись без производства всей этой продукции в нашей стране. Ответ на вопрос, согласитесь, скорее отрицательный.
Метанол имеет немного меньшую плотность энергии, чем бензин или дизельное топливо. Из-за этого он менее опасен, чем бензин. Для сравнения: в гонке Indianapolis 500 гоночные автомобили традиционно ездили на бензине, и при заправке нередко происходили взрывы. И они были довольно разрушительными. После того, как перешли на метанол, частота взрывов сократилась, и он уже не имели такой силы, как при использовании бензина.
Инженер Роланд Гумперт[4], автор разработки спорткара Nathaliе, который получает энергию за счёт метанольного топливного элемента, рассказывает: «В Америке подсчитали, что в то время как в 100 гоночных авариях с разорванным бензобаком погибнет 97 водителей, а в авариях с поврежденным метанольным баком погибнет три-четыре водителя. Таким образом, метанол значительно менее опасен, чем бензин».
Не менее важный фактор – экологическая безопасность. Метанол очень быстро разлагается, не нанося вреда почве. В атмосферу попадают только воздух и углекислый газ.
Одними из первых оценили превосходство метанола судовладельцы. Паром Stena Germanica, двигатель которого работает на метаноле, соединяет немецкий город Киль и шведский Гетеборг. У компании Waterfront Shipping Company Ltd, мирового лидера по использованию метанола в качестве морского топлива, ещё в 2016 появилось семь судов, работающих на нём. К 2023 году компания планирует 60 % флота заменить судами с двухтопливными двигателями.
Во время VI Восточного экономического форума прошедшего в 2021 году, Минвостокразвития России, ВТБ, корпорация ВЭБ.РФ и группа компаний ЕСН подписали Соглашение о намерениях по созданию судов, работающих на метаноле, на верфях России.
Президент программы «Арктический диалог» Московской школы управления «Сколково» Никита Доброславский[5] на форуме «Председательство России в Арктическом совете – экологическая повестка для России и мира», организованном ТАСС в Москве отметил, что не только перспективные требования, но и уже действующие регламенты по качеству топлива вынуждают судовладельцев к переходу на альтернативные виды топлива, среди которых одним из перспективных является метанол, который будет преобладать на рынке вместе с СПГ и водородом. Разные компании делают разнящиеся в деталях прогнозы (предполагаемая доля метанола на рынке колеблется от 6% до 20%), однако все они сходятся в преобладании альтернативных видов, которые вытеснят традиционные мазут и другие.
«Несмотря на то, что переход на новые виды топлива сопряжен с финансовыми затратами, судовладельцы вынуждены идти на это, иначе в 2030 году мы рискуем остаться без флота», - считает эксперт.
Мировые корпорации работают над созданием двигателей и генераторов, которые смогут работать на метаноле, ведь стоимость этого топлива конкурентоспособна, а производить его можно с минимальным воздействием на окружающую среду.
Метанол выигрывает у традиционного топлива сразу по нескольким направлениям:
– в выхлопе двигателя, работающего на метаноле нет серы и практически отсутствуют токсичные вещества;
– метанол сгорает, не оставляя в атмосфере вредных выхлопов;
– метанол быстро теряет токсичность и полностью смешивается с водой, рассеивается в воздухе и не оставляет опасных пленок;
– двигатель, работающий на метаноле, служит в несколько раз дольше того, что работает на обычном топливе, а мощность повышается на 20%
В сентябре 2020 года компания Element 1 Corp, ведущий разработчик технологии производства водорода, в сотрудничестве с Co-Win Hydrogen Power объявила о проведении дорожных испытаний первого в мире топливного элемента средней мощности. Запатентованный генератор водорода серии M на основе метанола компании e1 был встроен в грузовик средней грузоподъемности на топливных элементах, произведенный одной из крупнейших в мире компаний-производителей грузовиков.
«Внедряемая технология производства водорода уникальна и меняет правила игры для экологически чистого транспорта, – говорит Дэйв Эдлунд[6], – генеральный директор e1. Во всем мире выбросы твердых частиц от двигателей внутреннего сгорания, работающих на ископаемом топливе, ежегодно вызывают миллионы преждевременных смертей. Эти опасные выбросы не производятся транспортными средствами, работающими на топливных элементах, поскольку единственным выбросом является водяной пар. Серия M не производит твердых частиц при производстве водорода, а при использовании метанола, полученного из потоков отработанных газов, таких как свалочный газ или биогаз, решение e1 для производства водорода является углеродно-нейтральным».
https://www.methanol.org/wp-content/uploads/2020/03/Safe-Handling-Manual_5th-Edition_Final.pdf - «Руководство по безопасному обращению с метанолом, 5-е издание», издатель – «Институт метанола» (MI) – международная торговая ассоциация производителей метанола, представляющая ведущих мировых производителей метанола, дистрибьюторов и технологических компаний.
Research Dive — исследовательская и консальтингова фирма, базирующаяся в Пуне, Индия, предоставляющая аналитические услуги, которые основаны исключительно на ее эксклюзивной модели данных, выстроенной на методологии исследования которая гарантирует всесторонний и точный анализ.
https://www.bloomberg.com/press-releases/2021-10-14/global-methanol-market-anticipated-to-garner-a-revenue-of-39-283-4-million-at-a-cagr-of-6-4-during-the-forecast-period-2021
https://www.auto-motor-und-sport.de/tech-zukunft/alternative-antriebe/nathalie-erfinder-roland-gumpert-interview-2020/
https://www.youtube.com/watch?v=gXoFuF5l_aU
https://energyindustryreview.com/analysis/fighting-against-air-pollution-methanol-fuel-cells-to-provide-higher-efficiency/
Проекты по созданию производств метанола регулярно звучат в связи с развитием экономики регионов Дальнего Востока и Арктики. На фоне других инвестпроектов, которые заявляются в ТОРах, Свободном порту и Арктической зоне Российской Федерации, эти, как правило, анонсированы как высокотехнологичные предприятия, имеют хорошие экономические показатели, ориентированы на экспорт. Однако эти проекты регулярно сталкиваются с негативом со стороны жителей регионов, в которых предполагается создание таких предприятий. EastRussia собирает воедино вопросы и ответы о метаноле.
Что известно о метаноле? Это жидкость без цвета со спиртовым запахом. Именно это вещество сегодня называют топливом будущего и альтернативой нефти. Его ещё называют древесным спиртом, получить его можно из угля, природного газа, из всего, что когда-то было растением. Он встречается в природе, а в небольших количествах вырабатывается даже в организме человека. Метанол не накапливается в биологических объектах. Ядовит только в том случае, если его выпить, но не имеет такого токсичного воздействия при вдыхании.
Это так, метиловый спирт и метанол – это одно и тоже. Химическая формула метанола – CH3OH, это простейший одноатомный спирт. Но правильнее его всё-таки называть метанол.
Метанол действительно похож на этиловый спирт (C2H5OH) по внешнему виду, вкусу и запаху. Но этиловый спирт считается пищевым, а метиловый – техническим. Этиловый спирт получают в результате процессов брожения из зерновых, или из патоки. А метиловый раньше получали из древесины путём сухой перегонки.
«Минздрав предупреждает» и «чрезмерное употребление» – это как раз про этиловый спирт. Хоть этиловый спирт и считается пищевым, отравиться им можно, а при сильном отравлении, если вовремя не подоспеет медицинская помощь, может случиться и летальный исход.
Что касается метанола, то если его пить, то для человека это чистый яд. Всего лишь 10 мл метанола приводят к сильнейшему отравлению (одно из последствий – слепота); смертельной дозой является 50 мл и более.
Без метанола современная промышленность была бы невозможна. Краски, лаки, фанера, ДСП, пластмассы, пенопласт, реагенты для дорог, сухое горючее, антисептики, автомобильные шины. Это только основной список. Потому что следом нужно написать ещё более длинный список и перечислить в нём производства, в которых все эти компоненты задействованы. А это практически все направления промышленности. Этиловый спирт существенно дороже в производстве, чем технический спирт. Поэтому нужен метанол.
Стремительно завоевывает рынки новая технология MtO (Methanol to olefins) – позволяющая получать олефины (в первую очередь этилен и пропилен) напрямую из метанола. Согласно отчету «Рынок метанола: текущая ситуация и перспективы», который опубликовал исследовательский центр E&Y в октябре 2020 года, MtO-пластики – самое динамично растущее потребление метанола в мире (прирост доли рынка на 45% к 2025 году), на втором месте по динамике – использование метанола в качестве и в составе топлива (прирост доли рынка на 20% к 2025 году).
Производство топлива евро стандарта, его ещё часто обозначают приставкой – эко, стало возможно только благодаря метанолу. Почему «эко»? - метанол чище сгорает, полностью растворяется в воде, при этом КПД двигателей внутреннего сгорания при его применении повышается. Его называют альтернативой нефти.
Как отмечает Валерий Петухов, доктор технических наук, профессор, руководитель департамента природно-технических систем и техносферной безопасности ДВФУ, «когда мы говорим о метаноле, важно помнить, что речь идет о чистой энергии, производство которой экономически выгодно. Это новая энергетика, которая совмещает в себе два важных качества: относительно дешёвое производство, и безопасность для окружающей среды».
Уже существуют суда, работающие только на метаноле. Кстати, крупнейший в мире производитель метанола – канадская Methanex Corporation – доставляет клиентам метанол с помощью 29 морских танкеров, из которых почти половина использует метанол же в качестве топлива.
Если не хотим отстать от жизни, безусловно. Согласно отчету «Рынок метанола: текущая ситуация и перспективы», который опубликовал исследовательский центр E&Y в октябре 2020 года, мировой рынок метанола составляет около 84 миллионов тонн продукции в год. Рынок растет, и по прогнозам к 2025 году вырастет до 110-120 миллионов тонн продукции.
В 2019 году Россия занимала 5,4% рынка производства метанола. По прогнозу E&Y, к 2025 году эта доля вырастет до 8,6%. Это благоприятная тенденция, ведь метанол, будучи продуктом переработки газа, ценнее с точки зрения экономики, чем природный газ. У российских производителей очень выгодные стартовые позиции, поскольку по стоимости сырья для производства метанола с нами может конкурировать разве что Саудовская Аравия. Это позволяет формировать и реализовывать эффективные и коммерчески привлекательные инвестпроекты, располагая их в локациях, которые соответствуют всего лишь нескольким критериям: во-первых, должен быть газ, а во-вторых, должна быть логистика для отгрузки готовой продукции (в идеале – морская).
Кто сегодня в России производит метанол? Первая пятерка – это компании «Метафракс» (производство в Пермском крае), «Томет» (Самарская область), «Щекино азот» (Тульская область), «Сибметахим» (Томская область), НАК «Азот» (Тульская область). Совокупно действующие в России заводы обладают производственной мощностью чуть более 5 млн тонн (на 2020 год), при этом планы по новым проектам, которые были озвучены в 2018-2020 годах – это более 20 проектов суммарной мощностью свыше 30 млн тонн. Территориально это Приморский край, Амурская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Ненецкий АО, Краснодарский край и другие регионы.
Производство метанола не является «грязным». По технологии, для производства используются два натуральных компонента: природный газ и вода. Никаких химических отходов у производства нет, за исключением углекислого газа: продукты горения выбрасываются в атмосферу ровно также, как это происходит у обычной электростанции. При этом на тысячу тонн готовой продукции выбросов в эквиваленте CO2 приходится немногим больше, чем от самолета, дважды слетавшего из Москвы во Владивосток и обратно[1].
Страна, которая производит и потребляет больше всего в мире метанола – Китай, в 2017 году страна обеспечила более половины (41 миллионов тонн) мирового потребления и активно строит собственные мощности (+26 миллионов тонн)[2]. У Methanex Corporation – канадской компании, крупнейшего в мире производителя метанола – 11 заводов, которые расположены в 6 странах: Канаде, Чили, Египте, Новой Зеландии, США и Тринидаде и Тобаго. Крупные заводы по производству метанола расположены в Саудовской Аравии, в Брунее, Малайзии. 2,8% метанола производится в Европе, 5,4% в России.
Для окружающего мира метанол не так опасен, как бензин или дизельное топливо. Он быстро разлагается как при участии воздуха, так и без него, в пресной и солёной воде, в почве. Как и другие спирты, он легко смешивается с водой и большинством органических растворителей, теряя свою концентрацию.
Михаил Винокуров, директор НИИ «Экотоксикологии» Уральского государственного лесотехнического университета, принимал участие в оценке воздействия на окружающую среду одного из проектируемых предприятий по производству метанола. По словам ученого, благодаря свойству метанола быстро разлагаться, в случае аварийного разлива уровень загрязнений даже в близи завода не будет превышать ПДК, а все риски можно минимизировать благодаря применению современных технологий. «Мы с группой учёных проводили расчёты, которые подтвердили наши предположения. Конечно, это не отменяет необходимости ежедневного мониторинга окружающей среды с помощью высокочувствительных датчиков, биомониторинга, строительства системы безопасности в виде дополнительных внешних резервуаров. Но есть уверенность, что при современном производстве метанола экологических рисков гораздо меньше, чем при переработке нефтепродуктов», – отмечает Михаил Винокуров.
Метанол легко смешивается с водой. В «большой воде» он активно рассеивается, теряя концентрацию и токсичность. Согласно расчетам ученых, если в открытое море попадет, условно, 10 тысяч тонн метанола, то уже через час его концентрация не превысит 0,36%. А через сутки его будет невозможно обнаружить. После разлива метанола (если такое вдруг произойдет) не будет необходимости в длительной очистке воды, берегов, «отмывке» животных и птиц, как это происходит при нефтеразливах. Утечки метанола менее опасны, чем утечки бензина, еще и потому, что бензин содержит много токсичных и канцерогенных веществ (например, бензола), которые разлагаются медленно и более длительное время сохраняются в окружающей среде. Нет никаких научных данных о том, что метанол накапливается в биологических объектах.
Аварии с разливом метанола и попаданием его в почву и воду в мире, конечно же случаются. И самое интересное здесь – технологии очистки, которые разработаны и успешно применяются на практике. «Эффективная очистка сточных вод и грунтов от метанола достигается при использовании источников ультрафиолетового излучения и метилотрофных бактерий», – пишут в статье «CH3OH - Экологически риски и методы их предотвращения»[3] ученые Института фундаментальных проблем биологиии РАН Владимир Башкин, Рауф Галиулин, Роза Галиулина, и Александр Грунвальд. Метилотрофные бактерии – это микроорганизмы, использующие метанол в качестве источника углерода и энергии. Они успешно выполняют очистку воды и почвы
Что интересно, метанол уже сегодня занимает центральное место в различных концепциях энергоперехода и «зеленого» поворота. Всё чаще в различных концепциях перехода к углеродной нейтральности звучит словосочетание «зелёный метанол». Получать синтетический спирт планируют из водорода, при помощи электролиза из возобновляемых источников энергии: ветра и солнца. Углекислый газ улавливается из растительной биомассы или из неизбежных источников выбросов. При повторном использовании переработанных молекул диоксида углерода выбросы сократятся на 50 %. Оба компонента затем преобразуются в метанол уже понятным способом синтеза спирта с использованием катализаторов. При такой технологии производства метанол становится уникальным «зеленым» топливом, которое производится с нулевым углеродным следом.
Безусловно, до практической реализации таких глобальных планов ещё далеко, хотя переход на метанол как топливо, уже сейчас становится все более популярным и интегрированным в технологические процессы.
[1] Объем выбросов в атмосферы при производстве 1 тонны метанола равен 0,6 тонн эквивалента СО2. Источник – отчет об устойчивом развитии компании Methanex за 2020 год (https://www.methanex.com/sites/default/files/2020-Sustainability-Report.pdf)
[2] Исследование Vygon Consulting, цитируется по публикации в газете «Ведомости» https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/03/06/795731-metanola
[3] https://neftegaz.ru/science/ecology/331712-ch3oh-ekologicheski-riski-i-metody-ikh-predotvrashcheniya...
12 июля в Павлодаре прошла официальная церемония открытия завода ТОО «KazCenosphere’s» по производству алюмосиликатной микросферы. Сырьем для производства являются ценосферы, легкие фракции зол уноса ТЭЦ и ГРЭС. Это компонент золошлаковых смесей гидроудаления, представляющих собой отходы угольной энергетики. Для переработки сырьевого концентрата ценосфер в высококачественный инженерный продукт требуется тщательная селекция, перечистка и многостадийное обогащение. Освоенная предприятием безотходная технология позволяет получать из неоднородного вторичного сырья алюмосиликатные микросферы с уникальными преимуществами перед существующими аналогами.
Микросферы широко используют в качестве облегчающей добавки в тампонажные сухие смеси при нефтесервисных работах, а также в качестве составного элемента различных композитных материалов для снижения веса изделий, повышения износостойкости, прочности, улучшения теплопроводности. Продукты с применением микросфер используют при производстве плавательных средств, изготовлении облегченных конструкционных материалов, применяют при строительстве теплотрасс и других ресурсосберегающих решений.
Проект «KazCenosphere’s» стартовал в 2018 году, а в середине лета 2021 его вывели на проектную мощность работы. Предприятие может перерабатывать до 21 тыс. тонн сырьевого концентрата с выходом до 12 тыс. тонн готовой высококачественной продукции, ориентированной на глобальные рынки Европы, Северной Америки и другие регионы. В период реализации первого этапа и пусконаладочных работ основной технологической линии компания совершенствовала технологии извлечения и сепарации легких фракций золошлаковых смесей (ЛФЗУ) в специфических условиях золоотвала АКСУСКОЙ ГРЭС.
За 2019-2020 гг. оборот по реализации сырья первого передела составил более 2 млрд. тенге, был сформирован штат из 35 квалифицированных специалистов. ТОО «KazCenosphere’s» заключила эксклюзивный контракт с АО ЕЭК (ERG), предоставляющий уникальное право на сбор ЛФЗУ на золоотвале ГРЭС в г. Аксу. Совместно с ООО «Гранула» (РФ) были проведены исследования по интенсификации заготовки сырья и отработаны методики, позволившие увеличить выработку концентрата ценосфер в два раза. До начала работы «KazCenosphere’s» в Аксу объем заготовки не превышал в среднем 2,8 тыс. тонн в год (данные за период с 2013 по 2018 гг.), а сегодня он составляет до 5,8 - 5,9 тыс. тонн в год.
ТОО «KazCenosphere’s» является совместным проектом группы компаний «Kusto Group» и ООО «Гранула». На церемонии открытия завода присутствовали партнеры из Германии и Польши – Карстен Меервинк из CAMEX GmbH и Яцык Педрич из Zumir, а также представители акимата. Благодаря поддержке местной администрации и личному участию заместителя акима Шаяхметова Сакена Беимбетовича, было обеспечено содействие в решении всех возникающих сложностей связанных с оформлением документов и разрешений, подключением коммуникаций, ввозом иностранных специалистов, участвовавших в монтаже и пусконаладке оборудования.
Совокупные усилия всех участников и инвесторов проекта позволили реализовать его в короткие сроки, не смотря на сложности, связанные с ограничениями, вызванными пандемией коронавируса COVID-19 – строительство производства заняло менее 1 года. За этот короткий срок совместно с ООО «Гранула» удалось построить 4000 м2 производственных помещений, завезти высококлассное оборудование из России, Словении и Германии. Более того, в наладке производственного цикла приняли участие ученые из единственного исследовательского института на территории стран СНГ, занимающегося золошлаковыми отходами – АО «НИИПРОЕКТАСБЕСТ». Именно благодаря сочетанию высоких технологий и инновационного подхода, реализуемого во всех проектах «Kusto Group», на сегодняшний день завод является одним из лидеров Казахстана по объему перерабатываемой продукции и самым современным по применяемым методам.
«KazCenosphere’s» является не только успешным коммерческим проектом, но и важной частью экологической стратегии региона. Своевременное и полное извлечение ЛФЗУ не позволяет ветру раздувать частицы с поверхности золошлаконакопителя, что снижает техногенную нагрузку на экологию региона. Также проект помогает электростанции очистить поверхность зеркала воды от ЛФЗУ, что облегчает возврат оборотной воды и снижает износ насосного оборудования.
ТОО «KazCenosphere’s» осуществляет комплекс работ, который существенно снижает объемы загрязнения атмосферы, а дальнейшая реализация проекта должна положительно сказаться на социально-экономическом развитии региона. Первоначально планировалось строить завод только по сбору и улавливанию ценосферы, но затем родилась идея создать более сложное и высокодоходное производство. Сегодня предприятие включает в себя линию по глубокой многопередельной переработке сырьевого концентрата ценосфер, а в планах дальнейшее развитие производства - с 2022 года начнется строительство второй очереди «KazCenosphere’s».
«За два года мы прошли большой путь от проработки идеи до активно развивающегося предприятия. Современное, высокотехнологичное предприятие производит экологически чистый инженерный продукт из отходов. Это пример рационального использования ресурсов, приносящий пользу людям» - отметил член совета директоров Kusto GroupКанат Копбаев.
«Мы работаем с переработкой золошлаковых материалов более 20 лет. Почувствовав благоприятный инвестиционный и партнерский климат, мы готовы продолжать развитие этого проекта и совместную реализацию новых идей. Группа компаний «Гранула» за последние годы вышла в число лидеров в области переработки золошлаковых отходов. Мы готовы предложить и наш опыт и новые разработки. Отдельно я хотел бы отметить благоприятный деловой климат, созданный особыми условиями специальной экономической зоны. В других странах такая поддержка и оперативность в решении любых задач, была бы невозможна» - рассказал автор технологии и глава компании «Гранула» Евгений Цыпкин.
Важным условием быстрого старта проекта «KazCenosphere’s» стало нахождение в специальной экономической зоне, предоставляющей набор существенных преференций для иностранных инвесторов. Компания, которая построит производство, получает бесплатную землю, освобождение от земельного налога, освобождение от КПН до 2036 года, нулевой НДС и право на беспошлинный ввоз оборудования и товаров из-за границы. Казахстан наращивает темпы развития экономики семимильными шагами, приглашая всех желающих инвестировать в новые производства, технологии и предприятия.
Проект «KazCenosphere’s» является частью большого производственного комплекса «Kusto Group», реализованного как в Казахстане, так и за рубежом. Группа компаний занимается девелопментом, сельским хозяйством, добычей полезных ископаемых, производством лакокрасочных материалов и другими проектами. В Казахстане, к примеру, она активно вкладывает средства в агропромышленный комплекс – производит семена, выращивает животных, воскресила завод по переработке шкур и пригласила крупных партнеров, предложивших казахстанским фермерам самые современные оросительные системы и устойчивый рынок сбыта для своей продукции. «Kusto Group» не просто создает прибыльные компании, но выстраивает глубокие экономические связи, внедряет самые современные технологии и процессы для качественного повышения эффективности работы предприятий, а, следовательно, и роста благосостояния региона присутствия.
В районе имени Лазо Хабаровского края зарегистрировано и работает около тысячи различных предприятий. Одни осваивают многомиллионные инвестиции и получают от государства налоговые льготы, другие еле сводят концы с концами.
Автомобильный рынок в России переживает ситуацию «затянувшегося шторма». Одни автопроизводители уходят, другие — открывают производства и собираются выпускать ранее незнакомые потребителю модели. Параллельно растет «серый импорт», вносящий все больше разнообразия на дороги и трепет перед зарубежным «инженерным гением» в сердца работников сервисов. Также остается открытым вопрос запчастей. «В России выгодно производить расходники — щётки, колодки, фильтры, тяги. Что касается автомобилей, то на отечественном оборудовании мы сможем собрать только «копейку», да и то, если оно осталось», — отметил в интервью РБК основатель и владелец ООО «БИГ Фильтр» Борис Бейлин. По его словам, около 50–70% рынка автозапчастей было иностранным, так что с уходом многих компаний появились значимые пробелы. Правда, эту ситуацию можно трактовать и обратно — на освободившееся место могут расширить свое производство те, кто раньше отставал в конкурентной гонке. Сейчас мы рассмотрим кейс производства хризотиловых накладок на тормозные колодки в России.
На данный момент хризотиловые накладки на тормозные колодки в легковом и грузовом транспорте применяются в основном на территории Российской Федерации и стран ОДКБ, а также встречаются в государствах Юго-Восточной Азии. Причина такой географии кроется в недавней истории автомобильной промышленности. До 1980-х годов большинство накладок на тормозные колодки производилось из асбеста. Это коммерческое название группы волокнистых минералов, отличающихся высокой стойкостью к температурным нагрузкам, трению и механическим повреждениям. Существует два вида асбеста — амфиболовый и хризотиловый, существенно различающихся по своему воздействию на организм человека. Для накладок на тормозные колодки, которые, собственно, входят в непосредственное соприкосновение с тормозным диском, лучше материала, чем асбестовое волокно, было не придумать, и потому его применяли почти в каждом автомобиле. Правда, всего за несколько лет крупнейшие автомобильные концерны на Западе отказались от асбеста. Почему?
Как уже отмечено, существует два вида асбеста. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с содержанием железа, который обеспечивает его устойчивость к кислоте. Именно из-за этого амфиболовый асбест, попадая в легкие человека, остается там навсегда — клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить. Это провоцирует тяжелые заболевания. А вот хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния и устойчивостью к кислоте не обладает. Он выводится из организма человека за короткий срок. В последней четверти XX века в Европе началась массовая информационная кампания против применения асбеста, который связывали с заболеваемостью у людей.
Главный подвох крылся в деталях — люди болели именно из-за амфиболового асбеста, широко применявшегося в Европе, а вот хризотил, традиционно добывавшийся в Канаде и СССР, такую статистику не показал. На эту тему есть исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», опубликованное в 2006 году. В России хризотил разрешено применять в промышленности в рамках норм контролируемого использования, и на его основе выпускают более 300 видов промышленной продукции.
Причина запрета асбеста в Европе довольно тривиальна — к борьбе против использования амфиболов сразу же подключились политики и производители синтетических волокон, что в результате дало полный запрет всех видов асбеста (не импортировать же хризотил из России!), и суровые нормы в отношении автопроизводителей. С тех пор согласно евро-нормам накладки на тормозные колодки производят из того или иного вида синтетического волокна, что кратно увеличивает их стоимость. При этом кампания против асбеста (уже только хризотилового) в тормозных системах не остановилась — было оказано давление на крупных японских и корейских производителей, вынужденных придерживаться «мировых» стандартов.
Тормозной путь длиной в 30 лет
В результате «антиасбестового» шторма Россия устояла. Страны Таможенного союза продолжили использование хризотиловых накладок на тормозные колодки: многочисленные отечественные и международные исследования доказали безопасность хризотилового волокна при контролируемом использовании. Тут можно упомянуть работу «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок» профессора Дэниса Паустенбаха, который на большом статистическом массиве исследования здоровья механиков, работавших с хризотиловыми накладками, не выявил никаких следов негативного влияния. Более того, он отметил, что при высоких температурных нагрузках хризотиловое волокно в фрикционных изделиях превращается в форстерит, отличающийся по своим свойствам от минеральных волокон.
Поскольку устанавливать хризотиловые накладки на новые автомобили было нельзя, они ушли на рынок «аналогов» брендированных запчастей, где и просуществовали до сегодняшнего дня. С уходом западных товаров с российского рынка, вакуум на рынке накладок на тормозные колодки стал быстро заполняться отечественными производствами. Неожиданный, но приятный факт — хризотиловые накладки на тормозные колодки обладают лучшими дискосберегающими свойствами по сравнению со своими стальными и синтетическими аналогами, а также более долгим сроком службы. Благодаря развитой хризотиловой промышленности в России, фрикционные материалы на основе «горного льна» обладают куда большей доступностью, чем их синтетические аналоги, а при учете общего роста цен на комплектующие, и вовсе становятся одним из немногих бюджетных вариантов.
Постепенное возвращение к хризотиловым накладкам на тормозные колодки можно рассматривать как позитивное явление. Отдельно стоит подчеркнуть, что отставание на рынке было обусловлено не более низкими эксплуатационными свойствами отечественных тормозных колодок, а внешнеэкономическим давлением со стороны Европы. Пока у нас существовали официальные сервисы с жесткими условиями гарантии, контролируемые зарубежными нормами производства и т.п., более выгодный для потребителя хризотил искусственно сдерживался данными факторами. Теперь же, когда отечественный рынок освободился от внешнего диктата, потребитель сам обратится в сторону доступных, экономичных и эффективных решений.
Агентство стратегических инициатив (АСИ), совместно с Минпромторгом России и РАНХиГС запустили II всероссийский акселератор по промышленному туризму «Открытая промышленность». С помощью экскурсионных туров на предприятия страны планируют убить сразу несколько зайцев: посещение фабрик и заводов будет способствовать популяризации кадрового и технологического потенциала местных производителей, такие экскурсии привлекут внимание к бренду и повысят интерес у молодёжи к работе в сфере промышленности. В Хабаровском крае в развитие промышленного туризма включилось уже 10 предприятий. Одно из них – хабаровский судостроительный завод (ХСЗ).
Прийти на режимный ХСЗ на экскурсию может любой желающий, но не в одиночку. Желательно организованной группой, но не больше 25 человек. А уж студент ты, пенсионер или турист из… да хоть откуда – роли не играет. А вот спонтанность - с этим проблематичнее. Для посещения предприятия нужно заранее связаться с экскурсоводом – Ларисой Геннадьевной Воробьёвой (8-962-222-01-41).
Лариса Воробьева - инженер по подготовке кадров и по совместительству экскурсовод - знает о заводе всё! На предприятии она уже 38 лет.
фото: Инга Трошина
Тур на хабаровский судостроительный длится 2 часа. Перед экскурсией – инструктаж по технике безопасности. Его суть – «руками в станки не лезем, под грузом не стоим, держимся за экскурсоводом». После раздачи касок и знакомство с историей завода на примере макетов самых знаковых для предприятия судов. Всего за 70 лет работы их выпустили больше 350. Первую баржу на ХСЗ спустили на воду 29 июня 1953 года. С этого момента и начинается летопись хабаровского завода.
— Первую пятилетку, с 1953 по 1958 завод занимался выпуском гражданских и вспомогательных судов, — рассказывает Лариса Геннадьевна. — Это были баржи, драги, разборные понтоны, плавучие краны. И только в 58-ом мы заложили первый военный корабль. Потом с 63 года до развала Советского Союза мы производили только военные корабли. В 90-х, после конверсии, завод, в отличие от других предприятий, не прекратил работу. Мы вновь стали делать корабли вспомогательного флота. Самые значимые для завода модели судов можно увидеть в музее ХСЗ. Вот, например, большой десантный корабль «Мурена». Помните сказку о Кощее Бессмертном? Его смерть была в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и так далее. А про нашу «Мурену» можно сказать так: смерть врага – в наших десантниках, десантники находятся в БТРах, БТРы – в «Мурене», а «Мурена» на большом десантном корабле.
модель десантного катера на воздушной подушке «Мурена»
фото: Инга Прошина
Десантный катер на воздушной подушке «Мурена» выпускали на заводе с 1985 по 2007. Судно могло причалить на мелководье, выскочить на торосы и любой другой необорудованный для причаливания берег. Вместе с 3 единицами, которые произвели специально для Южной Кореи, всего на заводе выпустили 11 «Мурен». На базе КАФ, рассказывает экскурсовод, на Заячьем острове была целая флотилия таких десантных катеров на воздушной подушке. Из них после развала СССР и лихих 90-х уцелело только 2 таких корабля. Спасенные «Мурены» стоят в отстое на базе предприятия, их используют для демонстрации возможностей завода потенциальным заказчикам, а также обучают экипажи.
десантный катер «Мурена»
фото: Хабаровский судостроительный завод
— Граница проходит и по земле, и по воде, — продолжает Лариса Воробьёва. — У нас Амур граничит с Китаем, и катера нашего производства несут там боевое дежурство. Скорость у пограничных кораблей, правда, не очень большая – «Горностай», например, это скоростной патрульный катер – его скорость порядка 96 км/ч. Патрульные катера, как правило, хорошо вооружены. «Меркурий» мы создали по заказу таможенников в 90-е, это небольшой корабль, больше катер, служит для борьбы с браконьерами. Нам заказали 3 таких катера, их скорость – 90 км/ч, насколько я знаю, они до сих пор несут вахту на острове Сахалин.
Дальше по плану – знакомство с цехами. Экскурсанты узнают, что производят в энерго-монтажном и инструментально-механическом, видят за работой сварщиков, токарей, и фрезеровщиков.
фото: Хабаровский судостроительный завод
Прогулка по цехам как путешествие по времени – вроде и 21-ый век на дворе, и социализм давно приказал долго жить, а посетителей окружают лозунги времен СССР и краска на стенах тех же годов. Впрочем, в помещениях механического цеха тепло, и это уже плюс. Везде чисто, инструменты аккуратно разложены – видно, что на заводе внедрили систему бережливого производства.
фото: Инга Прошина
Из тепла – в холод, экскурсовод выводит группу на улицу, и мы отправляемся в цех, где собирают корабли. Здесь огромные помещения, которые невозможно обогреть, персонал одет по-зимнему, и туристам стоит это учитывать – летом такая экскурсия, возможно, будет гораздо приятней. Лариса Воробьёва рассказывает, какие заказы сейчас в работе, а что отложено до лучших времен. В 2020 году завод получил заказ на 2 краболова. Опыт строительства таких кораблей на предприятии был, но очень давно. Сейчас краболовы «Омолон» и «Кедон» уже спущены на воду и находятся на базе, в Приморье, где пройдут окончательные ходовые испытания и ревизию.
корпус земснаряда «Амурский 203»
фото: Инга Прошина
А в сборочном цехе завода, на стапелях сейчас стоит первый из 4-х несамоходных землесосов. Земснаряд «Амурский 203» будет занят на дноуглубительных работах в реках Тунгуска и Уссури. Его осадка – меньше метра, и он пройдет там, где сядут на мель другие корабли.
коллаж из фотографий Хабаровского судостроительного завода: сверху недостроенное судно проекта А45-2, нижнее фото - действующий экземпляр
— А это 2 незавершенных корпуса печально известного катера «70 лет Победы», – с заметной грустинкой рассказывает Лариса Геннадьевна. – Когда был саммит во Владивостоке, президент Владимир Путин посетил этот пассажирский корабль. Он скоростной, развивает скорость 60-70 километров в час, салон комфортабельный, кресла как в самолётах, помещается 70 человек. Сначала планировали использовать такие корабли на Амуре, чтобы ходили между Николаевском-на-Амуре, Комсомольском и Хабаровском. Но этот катер сходил 2 навигации в Китай, в Фуюань, и всё, больше не использовался, потому что не нашлось эксплуатанта. Теперь он стоит у нас на хранении.
Посетителям могут рассказать очень многое – но производственные секреты не выдают. «Фишка» экскурсии на судостроительном - возможность сделать фотографии в цехах. При необходимости можно посетить заводские туалеты, а вот перекуса не предусмотрено. Сувенирки на память тоже нет.
Пробежавшись по цехам и посмотрев корабли на верфи вновь заходим в помещение – под занавес посетителям показывают музей завода. Здесь тоже интересно – можно посмотреть на модели парусников и узнать, что кроме кораблей ХСЗ когда-то производил и так называемые товары народного потребления.
фото: Инга Прошина
— Мы делали тот самый диван-кровать «Наташа», а также алюминиевые гарнитуры, — говорит Лариса Воробьёва. — На ХСЗ выпускали лодки «Крым», но не каждый хабаровчанин мог себе ее позволить – стоила плоскодонка почти 800 рублей, при средней зарплате в 120.
фото: Инга Прошина
Экскурсии на предприятия – это не только интересно, но и очень полезно, причем как тем, кто посещает предприятие, так и тем, кто показывает свое закулисье, считают в министерстве туризма края. Акселератор «Открытая промышленность» помогает внедрить на производстве промышленный туризм. Агентство стратегических инициатив (АСИ) организует для заводов обучающие лекции, которые учат, как преподнести свои достоинства в наиболее выгодном свете, не выдав при этом ни одного производственного секрета.
— Ценность поддержки АСИ еще и в том, что они берут лучшие практики, которые уже наработаны в части экскурсий на крупные предприятия России, и внедряют их на наших местных заводах, — говорит Олег Лучин, первый заместитель министра туризма Хабаровского края. — Но внедряют не просто так, огульно, а адаптируют к нашим реалиям. Если есть, допустим, предприятие оборонной промышленности, или предприятия, которые занимаются опасными производствами, то они говорят о том, что нам очень сложно, что сделать с допусками, что делать с безопасностью - мы не понимаем, как всё устроить. И вот главным образом агентство помогает, как сделать экскурсию на наше предприятие безопасной, легкой и интересной. Обратите внимание - мы находимся на производственном предприятии, которое производит военную продукцию. Однако ничего секретного нам не рассказывают, коммерческих тайн не раскрывают, но показывают интересное, показывают само производство. Главная выгода от таких посещений – приток новых рабочих кадров, профориентация школьников и студентов, а также работа на повышение узнаваемости предприятия.
Резка металла для судна
фото: Хабаровский судостроительный завод
В России экскурсии на производство были популярны еще в советское время. Но прогулка по заводу – это еще не промышленный туризм. По мнению специалистов Агентства стратегических инициатив посещение индустриальных объектов должно включать и некоторые развлекательные мероприятия. Например, в Хабаровске на фабрике по производству мягкого мороженого «Зайца» посетители могут не только попробовать сладкое лакомство, но и попытаться выпечь вафельный рожок. Промышленный туризм – это также возможность погрузиться в профессию и жизнь самых разных специалистов – от директора до разнорабочего, сборщика судов, сварщика, фермера, винодела. И в этом смысле ХСЗ есть куда стремится.
После посещения хабаровского судостроительного остаётся странное послевкусие: с одной стороны отличный гид – Лариса Геннадьевна, кстати, 38 лет уже работает на заводе – и интересная история одного из старейших предприятий Хабаровска, и в то же время дикий холод на улице и в сборочном цехе – не подготовленному человеку в кроссовках зимой будет тяжело сосредоточиться на информации, когда ноги превращаются в сосульки. А летом если не взять с собой воду придется 2 часа ходить по жаре – автоматов по продаже снеков и напитков мы не заметили, а чаем на предприятии, увы, не угощают.