Во Владивостоке побит температурный рекорд столетней давности – минувшая ночь стала самой холодной за последний 101 год, столбик температуры опустился до 27,6 градусов. Так холодно в столице Приморья было в 1922 году, тогда температура воздуха составила 25,9 градусов.
Стоит отметить, что юг Приморья относительный теплый регион с мягкой зимой и если для других дальневосточных субъектов тридцатиградусные морозы – норма, не говоря уже про Якутию или Чукотку, то для Приморья -27 вкупе с сильным ветром – опасное явление.
Напомним, аномальные морозы сковали Дальний Восток. Из-за этого в школах Улан-Удэ отменили уроки, температура в столице Бурятии достигает отметки -40 градусов. В Хабаровске школьников перевели на свободное посещение.
Удивить дальневосточников морозами сложно, но все же можно. Особенно, если они начинаются чуть ли не в первый день календарной зимы, да еще и сопровождаются пронизывающим ветром. Декабрь запомнится жителям сразу нескольких дальневосточных регионов жутким холодом, коммунальными авариями и томительным ожиданием потепления.
Стою в очереди на кассу в одном из строительных супермаркетов Хабаровска, разглядываю покупки соседей: «скорлупа» для труб, согревающий кабель, тепловая пушка, конвектор – у каждого второго покупка, связанная с обогревом. Вернее, с борьбой с холодами и его последствиями. Да я и сам здесь по этой же причине: морозы с ветром выстудили трубу, ведущую от скважины в дом.
20 пишем, 35 в уме
Знаете, что такое «по ощущениям»? Это когда термометр показывает -20 (и это, на самом деле, немного, тепло даже для дальневосточной зимы), а прогноз погоды в смартфоне вам на это пишет, как вы себя будете ощущать на улице с учетом ветра и влажности. Я вам скажу, как: будто на улице все 35 мороза. Такое явление особенно характерно для дальневосточных «неморских» территорий: Приамурья, Забайкалья, той части Хабаровского края, что в долине Амура. Якутию в счет не берем – там такие морозы «ни о чём».
В числе первых от морозов пострадала Бурятия: в школах Улан-Удэ отменили занятия. Сначала для учеников начальных классов, затем планку «подняли» до 6 класса, а потом и вовсе всех перевели на «дистанционку». Оказывается, есть определенная температурная шкала, согласно которой принимается решение – отменять уроки или нет. Вот она:
-33...-34°С – уроки отменяются в 1-4 классах
-35°С – уроки отменяются в 1-5 классах
-36 °С – уроки отменяются в 1-6 классах
-37 °С - уроки отменяются в 1-8 классах
-38 °С – никто не идет в школу
Вслед за школами стали закрываться детские сады: в Чите, Улан-Удэ.
В Бурятии зарегистрированы первые кражи портативных гаражей – автомобильных тентов, которые защищают автомобили от морозов. Они были похищены в Улан-Удэ с припаркованных на ночь во дворах многоэтажных домов машин. Ущерб по каждому эпизоду составил девять тысяч рублей.
Три холодные буквы
В соседнем Забайкалье мороз ударил по самому больному – ЖКХ. В городе Борзя «давануло» под 45, в результате чего сразу около 40 многоквартирных домов превратились в «ледяную избушку»: от перепада температур стали лопаться батареи, люди попросту начали замерзать в своих квартирах.
Следком во время проверки выяснил, что виной всему не только и не столько морозы, а халатность ответственных лиц: в октябре, когда запускали городскую систему отопления, «прозевали», как она «завоздушилась». Чиновники признались: котельные работают в штатном режиме, просто тепло не доходит до квартир.
В той же Бурятии чиновники свою вину признавать не хотели, и когда в Улан-Удэ произошла массовая энергоавария, в результате которой 1,8 тыс. жителей, в том числе, частного сектора, где отапливаются электричеством, остались без света, энергетики во всем обвинили… самих жителей: мол, жители в условиях аномальных морозов стали массово включать электроотопительные приборы, что привело к перегрузке сети и аварии.
Не электричеством единым
Впрочем, частные дома, как правило, отапливают электричеством лишь в больших городах. В тех, что поменьше, и в поселках испокон веков используют дрова и уголь. Когда ударили морозы, в ряде населенных пунктов Забайкалья возник дефицит дров и угля, жители не могли купить топливо по несколько дней и даже недель.
Морозы «экзаменовапи» и качество угля, которое, как оказалось, «не очень». Так, в забайкальском поселке Вершино-Дарасунский из строя вышел котел, как поговаривают, из-за низкого качества угля. Затем «горячих» (вернее, холодных) точек на карте Забайкалья стало больше: добавились Дарасун и краевая столица, где от мороза замерз… газ в газопроводе, которым отапливаются дома.
А еще крайне низкие температуры сказались на работе такси. Читинцы стали массово жаловаться, что не могут воспользоваться этими услугами: стоимость поездки возросла, а водителей на линии стало меньше. При этом таксисты отказываются брать заказы за пределами центра города.
Разворот на Восток
Практически сразу после Бурятии и Забакайлья волна холода докатилась до восточных регионов – Амурской области, ЕАО и Хабаровского края. Пока на Камчатке и Сахалине шли дожди, люди в долине Амура мерзли. Сильно. По словам синоптиков, температура в этих районах на 7-10 градусов ниже климатической нормы.
В Амурской области замерзают жители Зеи, Буреи, Архары, Новорайчихинска, Сковородино и некоторых районах Благовещенска – температура в квартирах опускается до 12 градусов, из-за холодов закрыли детский сад, ситуацией заинтересовались в прокуратуре. Здесь, кстати, опять виноват некачественный уголь.
МЧС предупредило об аномальных морозах в Хабаровском крае, продлятся они до конца текущей недели. Готовятся к холодам и в Приморье, где всегда было теплее – по прогнозам в регион придут морозы до минус 43 градусов.
«На этой неделе под воздействием гребня антициклона в Приморье устанавливается период аномально холодной погоды, действует штормовое предупреждение. Минимальные температуры будут в пределах -24... -30°C, на северо-востоке до -43°C», – рассказали в Примгидромете.
В Дальневосточном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды корреспонденту EastRussia объяснили, что виной всему – высотная холодная ложбина, которая принесла на юг Дальнего Востока холодные массы из Арктики.
«Ложбина эта настолько глубокая, что больше всего досталось южным районам Хабаровского края и Приморью, где традиционно теплее. Холод буквально свалился с севера», – рассказала начальник отдела долгосрочных прогнозов Дальневосточного УГМС Галина Брынцева.
Похолодание на юге Дальнего Востока началось 17 декабря: сначала среднесуточные температуры были на 3-4 градуса ниже нормы, а с понедельника – на все 7. Дальше – больше: похолодание с каждым днем будет усиливаться и достигнет отклонения от нормы в 10 градусов. Ночью при этом в Хабаровске будет до -35, днем -26.
«Самые холодные дни в Хабаровске будут 22-23 декабря. Затем в выходные наступит перелом и начнется постепенное потепление», – «успокоила» Галина Брынцева.
Мороз заморозил
Между тем, от мороза умирают люди. В одной только Бурятии уже 12 погибших, еще семеро получили холодовые травмы и находятся в больнице, им грозит ампутация конечностей.
Кто-то уснул на улице в состоянии алкогольного опьянения, кто-то оказался вне населенных пунктов и не смог вовремя добраться до тепла, другие замерзли в городе, но не сразу поняли, что происходит.
А ведь на исходе только первый «белый конь» – декабрь…
В апреле завершилась охотоморская минтаевая путина. Объем вылова главного промыслового биоресурса России увеличился к прошлогоднему уровню на 1,5%. Более значительная динамика роста достигнута по производству продукции глубокой переработки. На Дальнем Востоке стали больше выпускать филе, фарша, сурими и меньше - мороженного минтая без головы, хотя последний остается основной позицией в номенклатуре выпускаемой продукции. Однако прогресса требует ситуация с качественной доставкой морепродуктов на внутренний рынок.
Минтаю добавили стоимости
Вылов минтая по трем подзонам Охотского моря (Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской) за сезон «А» составил 788,7 тыс. т, а с учетом Восточно-Сахалинской подзоны, где промысел ведется круглогодично, – около 880 тыс. т. ОДУ (общий допустимый улов) освоено на 82%, тогда как в прошлогоднюю путину – на 73%. По словам руководителя агентства по рыболовству Приморского края Валерия Корко, остаток квот будет полностью освоен в осенне-зимний период.
В этом сезоне рыбопромышленники сфокусировались на выпуске продукции с высокой добавочной стоимостью. По данным Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), производство филе минтая по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 50%, фарша – на 92%, а сурими – в 18 раз.
Рост объема переработки произошел благодаря увеличению специализированного флота. В частности, в нынешний сезон работало 39 судов, оборудованных линиями по производству филе, против 30 в 2021-м. Всего на путине было задействовано 125 единиц флота.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Продолжает расти доля сырца, направляемого на производство филе. В этом сезоне она достигла 36% в то время как в 2021 году была на уровне 24%, в 2020-м – 17%», - отметил президент АДМ Алексей Буглак. При этом суммарный выпуск минтая б/г по бассейну снизился на 17% до 280 тыс. т, неразделанного минтая – на 4% до 38,2 тыс. т.
В 2022 году общий объем производства продукции с высокой добавочной стоимостью в море, согласно прогнозам, может возрасти до 170–190 тыс. т (в 2021-м произведено 123 тыс. т). Дальнейший рост должны обеспечить дополнительные перерабатывающие мощности на берегу, которые планируется строить в рамках второго этапа программы инвестквот. В прошлом году на береговых предприятиях Дальнего Востока произведено более 26 тыс. т минтаевой продукции глубокой переработки.
Рыбное замещение
Увеличение выпуска продукции с высокой добавочной стоимостью расширит возможности для рыбаков на внутреннем рынке, говорит Алексей Буглак. «Одна из них – это импортозамещение продукции, которая по своим потребительским свойствам и цене близка с российской продукции. В качестве наиболее перспективного направления можно выделить сегмент мороженого рыбного филе и мороженой белой рыбы», – рассказал президент АДМ.
Он напомнил, что экономический кризис и продовольственное эмбарго 2014 года на продукцию стран Запада привело к снижению импорта рыбы в Россию почти в половину. Так, в 2015 году на российские прилавки было поставлено 472 тыс. т импортной рыбопродукции стоимостью $1,36 млрд - на 53% ниже по цене и на 47% меньше по объему, нежели в 2013-м. Тогда же произошли качественные изменения структуры импорта – замещение продукции премиум-класса более доступной рыбой.
Фото: Marco Verch Professional Photographer
Сегодня на российский рынок преимущественно импортируется сравнительно недорогая рыбопродукция. В частности, в 2021 году в Россию ввезено из-за границы 26,2 тыс. т мороженого филе белой рыбы (пангасиус, тилапия, мерлуза) и 34,5 тыс. т филе из других видов рыбы. По мнению президента АДМ, конкуренцию этим позициям мог бы составить отечественный продукт.
«Мы видим так же новые возможности для развития на внутреннем рынке. В частности, появилась перспектива замещения импорта филе пангасиуса и телапии, сурими из тропических рыб», – в свою очередь сообщила генеральный директор Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Ольга Наумова. В I квартале 2022 года РРПК увеличила выпуск филе, фарша и сурими из минтая в 1,5 раза к прошлогоднему уровню.
Перевозка и здоровое питание
По оценкам АДМ, при среднегодовой емкости российского рынка в 125–130 тыс. т минтаевой продукции в 2021 году поставки на внутренний рынок достигли рекордного уровня – 250 тыс. т. В пересчете на сырец потребление минтая в России выросло до 3,4 кг на человека. Конечно, на динамику роста повлияла ситуация, когда порты Китая ограничили прием российской рыбы. В то же время есть предпосылки для дальнейшего роста, и в I квартале железнодорожная перевозка тихоокеанских морепродуктов (различных видов рыб) из Приморья на запад страны увеличилась на четверть к прошлогоднему объему – до 169 тыс. т. Кроме того, активизировались автомобильные отправки рыбы.
Однако отраслевые экспорты свидетельствуют о проблемах, мешающих доставке качественного товара конечному потребителю. По мнению президента Ассоциации организаций продуктового сектора Михаила Синева, в стране отсутствует непрерывная холодильная цепь как особый вид цепи поставки продукции. Контроль за соблюдением температурного режима осуществляется лишь некоторыми розничными сетями. Как правило, это касается только прямых поставок продукции от производителя или от ближайшего транспортно-логистического центра (ТЛЦ) до розничного магазина.
Во-вторых, сказывается несовершенство нормативной базы. Так, различные виды транспорта, морозильные склады и ТЛЦ не имеют единых требований к соблюдению температурно-влажностных параметров.
Обеспечение оптимальных температурных условий затруднено из-за нехватки специализированной инфраструктуры и транспортных средств. Например, старый парк вагонов никогда не был освидетельствован по техническим параметрам с учетом старения. В итоге на пути следования через всю Россию рыба преодолевает множество температурных режимов, которые отрицательно влияют на ее сохранность, подчеркнул Михаил Синев.
Фото: ОАО «РЖД»
Действительно важно, чтобы подвижной состав соответствовал современным производственным стандартам и экологическим требованиям, соглашается глава Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. В России есть предприятия, которые готовы выпускать рефрижераторные вагоны и контейнеры. Но существуют трудности на рынке, которые пока не позволяют внедрит их массовое производство. Это ограниченность инвестиций и проблемы, связанные с формированием единой тарифной политикой. Пока грузоотправителям выгоднее пользоваться универсальным подвижным составом для транспортировки скоропорта, нельзя говорить о доставке качественной продукции на столы россиян, говорит эксперт.
Точки над i должен расставить готовящийся закон «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в Российской Федерации». Однако его реализация (сейчас над законопроектом работает экспертная группа) потребует серьезных финансовых вливаний.
«Чтобы обосновать эти расходы, необходимо показать за что мы боремся. Позже мы покажем миллионы тонн не еды, которая попадает на стол гражданина. Законопроект отвечает на долгосрочные национальные цели экономического развития РФ, которые просто и ясно гласят: необходимо обеспечить, сохранить здоровье нации. И как это сделать? Мы предлагаем реализовать наш закон. Я не говорю, что он все проблемы решит. Но 80% проблем, которые имеем, в том числе в сфере питания, мы будем закрывать», - убежден партнер GRT Consulting Алексей Барыкин.