Проект мастер-плана Биробиджана будет готов и представлен в мае. При его разработке будет учитываться пожелания горожан. Предложения принимают на специально разработанной платформе.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе КРДВ, в Биробиджане состоялись общественные слушания по будущему благоустройству столицы ЕАО. В них приняли участие эксперты ДОМ.РФ, КРДВ, местные жители, бизнес, специалисты в области урбанистики и архитектуры.
Ведущий архитектор ДОМ.РФ Илья Чуркин отметил, что будущий мастер-план Биробиджана определит общие принципы и направления развития города до 2030 года.
«Общественные слушания – это в некотором роде публичный договор, который позволит нам учесть различные мнения групп населения при развитии города. Мы считаем, что есть хорошие предпосылки для трансформации Биробиджана в место комфортного проживания и объект интереса для потенциальных застройщиков и инвесторов при сохранении его особенностей», – сказал Илья Чуркин.
Первый проект, который утвержден правительством РФ, – мастер-план Петропавловска-Камчатского. Мастер-планы городов Чита и Улан-Удэ, Южно-Сахалинской агломерации, а также Тынды и Северобайкальска отобраны для доклада президенту России. В высокой степени готовности находятся планы развития Магадана, Благовещенска, Находки, Нерюнгри, Владивостокской агломерации, Хабаровска. Разработаны концептуальные мастер-планы городов Краснокаменск, Якутск, Анадырь, Уссурийск. Идет работа по созданию планов развития городов Свободный, Белогорск, Биробиджан.
Мастер-планы разрабатываются для 25 дальневосточных городов – это 11 региональных центров, девять городов с численностью населения свыше 50 тыс. жителей, три города – менее 50 тыс. жителей, две столицы БАМа. На сегодня все мастер-планы готовы к воплощению.
Работы пройдут в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Чита, Краснокаменск, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Корсаков, Тында, Северобайкальск, Магадан, Анадырь, Якутск, Нерюнгри, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный, Белогорск, Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск, Арсеньев, Биробиджан. Новые стройки начнут запускать уже в 2024 году и должны завершиться до 2030 года. В декабре 2023 года завершено первое мероприятие в столице Камчатки: благоустроена смотровая площадка на сопке Петровской. Первый мастер-план утвердили в сентябре 2022 года для Петропавловска-Камчатского.
Мастер-план – это не только развитие территории, это – инструмент, который предполагает комплексный подход и включает в себя архитектурные решения, социальные, экономические, экологические и культурные аспекты. Кроме того, он помогает найти баланс между интересами жителей, властей и бизнеса.
Общий объем финансирования проектов мастер-планов составляет 4,4 трлн рублей, из которых 2,2 трлн будут выделены из федерального бюджета, остальное – из внебюджетных источников. В общей сложности запланировано 835 мероприятий – это более двух тыс. проектов.
В ходе сессии глава Якутии Айсен Николаев представил опыт развития городов республики на основе мастер-планов. В Якутии уже разработано и утверждено 11 мастер-планов городов и поселков, включая арктические населенные пункты, еще десять находятся в разработке. Самые значимые из них – мастер-планы Якутска и Нерюнгри. Они утверждены на уровне правительства РФ на общую сумму 562 млрд рублей, основная часть которых – это федеральные деньги и внебюджетные средства.
«Огромный объем работы предстоит. В Якутске одной из главных задач стоит полная ликвидация аварийного жилья, признанного таким до сентября 2023 года, строительство нового инновационного центра нашей столицы, появление Ленского моста, Арктического центра эпоса, кинопавильона полного цикла. В Нерюнгри главная задача – наряду с созданием новых общественных пространств, внедрением энергоэффективных технологий – создание новой системы здравоохранения. С этого года начнется строительство школ в Якутске, а в Нерюнгри уже идет реконструкция объектов здравоохранения», – рассказал Айсен Николаев.
Начавшаяся реализация мероприятий всестороннего развития территорий привела власти к выводу: без четкого контроля и руководства не обойтись. Глава Якутии отметил, что в республике сформированы необходимые условия для решения этих задач: в марте прошлого года открыт проектный офис для реализации ключевых мероприятий в рамках мастер-планов, создан оперативный штаб по строительству и реконструкции объектов, которые включены в мастер-планы Якутска и Нерюнгри, работает ситуационный центр главы республики. Это нивелирует бюрократические проволочки, синхронизирует решения органов власти и подрядчиков.
Подобные рычаги управления создаются и в других дальневосточных регионах. Глава Якутии предложил создать оперативный штат на уровне полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, который будет контролировать реализацию мастер-планов. Он добавил, что необходима цифровая управленческая платформа для мониторинга реализации мастер-планов с учетом лучших практик и проблем.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов рассказал, что в регионе разработаны два мастер-плана: для Улан-Удэ и Северобайкальска.
«Они появились не с нуля, реализация мастер-планов – это большой, комплексный проект, требующий включения множества ответственных институтов. Это и транспорт, и экономика, и система образования, и бизнес. Уже сегодня в Улан-Удэ реализуется флагманский проект мастер-плана – преобразование центра города, куда вложено четыре млрд рублей только на городскую инфраструктуру ЖКХ. Подписано концессионное соглашение о строительстве театра «Байкал», национального музея республики – сумма 10 млрд рублей. Принципиально важно для успешной реализации проекта создавать единый центр управления, и у нас в республике такая структура уже есть», – рассказал Алексей Цыденов.
С тем, что необходимо создать курирующие мастер-планы органы, согласился и представитель девелоперов – управляющий партнер по сегменту «Регионы» ФСК Алексей Алмазов. Также он указал на проблему нехватки кадров.
«Госрегулирование мастер-планов необходимо. Это – открытый живой документ, который будет развиваться и изменяться во времени. Должна быть возможность внесения изменений без бюрократических проволочек. При реализации мастер-планов группа компаний “ФСК” столкнулась с большой проблемой нехватки кадров. Все хотят запускать комплексные программы развития, но специалистов на весь ДФО не хватает – соответственно, растут расходы на персонал, что влечет удорожание проектов», – добавил он.
Участники совещания согласились, что проектное управление помогает в реализации намеченных задач. Важно, чтобы и бизнес, и жители принимали участие в реализации мастер-плана после его принятия. Также необходимо сформировать систему подготовки экспертных кадров, которые могли бы транслировать опыт управления городскими проектами.Строительная отрасль – одна из немногих, где результаты видны обывателю невооруженным глазом: строительные краны либо есть, либо нет, дома или строятся или нет. Даже, если судить по этим признакам, то строительство в Хабаровском крае на подъеме – по крайней мере, в городах.
О том, чего удалось добиться и с какими проблемами приходится сталкиваться, на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края рассказал исполняющий обязанности министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов.
Строительная отрасль дает Хабаровскому краю 6% валового регионального продукта, объем подрядных работ вырос в этом году в 1,7 раза и составил 123 млрд рублей, только налоговых отчислений получилось на 10 млрд рублей. В крае работает около 70 застройщиков, в том числе федеральных. «Зашли» девелоперы из соседних регионов – Якутии и Сахалина.
«По темпам строительства Хабаровский край входит в тройку лидеров среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Для расширения отрасли на территории края создан строительно-промышленный кластер, Минпромторгом он был включен в федеральный реестр, его участниками на сегодня являются 26 предприятий», – доложил Алексей Дубов народным избранникам Хабаровского края.
При том, что Хабаровский край второй по количеству жителей субъект ДФО (по данным Росстата на 1 января 2023 его население составило 1 284 090 человек), регион уступает по вводу жилья Якутии, в которой проживает 997 565 человек – там к 1 ноября построили 483 тыс. кв. метров и Приморью – там за этот же срок возвели 945 тыс. кв. метров (население Приморского края 1 820 076 человек). Хабаровский край едва-едва – на 6 тыс. кв. метров обогнал Бурятию, в которой живет 974628 человек.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» объем жилищного строительства должен к 2030 году увеличиться и составлять не менее чем 120 млн кв. м в год. Это означает, что на каждого россиянина в год должно вводиться по 0,82 кв. метра жилья. В Хабаровском крае пока что получается лишь по 0,41. В этом году планируется ввести 500 тыс. квадратных метров, на первое ноября фактически было построено 389,3 тыс. кв. метров. Причём бОльшая часть – это квадратные метры, появившиеся в рамках индивидуального жилищного строительства. Лишь 176,8 тыс. кв. метров приходятся на многоквартирные дома.
«Рост объемов жилищного строительства обусловлен работой как местных, так и привлеченных в край федеральных застройщиков, а также использование новых федеральных инструментов развития жилищного строительства. В работе сейчас около миллиона квадратных метров жилья строится только по многоквартирным домам, это на 15,5 % больше, чем годом ранее», – рассказал Алексей Дубов.
Ежегодного ввода миллиона «квадратов» можно добиться путем комплексной застройки микрорайонов. Сейчас их в Хабаровске несколько: Ореховая сопка, 6 и 7 микрорайоны, ДОСААФ, село Мирное – вкупе здесь построят четыре млн кв. м жилья. А еще дорогу, подстанцию, детские сады.
Совместно с Минвостокразвития в крае выбрали площадки под «дальневосточный гектар» – 128 гектаров, где хотят построить 700 тыс. кв. метров жилья. Строить будут в два этапа: сначала застроят 45 гектаров, введя 250 тыс. кв. м жилья, при этом первые 50 т. кв. м – уже к концу 2026 года.
На втором этапе в Хабаровске хотят «подвинуть» из городской черты ДОСААФ с его аэродромом, а на освобожденных 83-х гектарах построить еще 450 тыс. кв. метров жилья.
Аварийное и ветхое
Почти каждый, кто был в Хабаровске или проезжал сквозь него, обращал внимание на «бараки» на проспекте 60-летия Октября. Стоят они здесь давно и казалось, переживут еще многих. Но в последние годы дело сдвинулось: пусть с помпой и не все сразу, но их стали сносить.
Для строительства жилья под переселенцев из аварийного и ветхого жилья в крае определено 39 площадок комплексной застройки, всего 700 гектаров.
«Дом дальневосточника»
«Дом дальневосточника» – еще один «уникальный» проект, который пытаются реализовать и в макрорегионе, и в регионе. Смысл его, если вкратце, таков: берем «дешевый» кредит, выбираем один из предлагаемых готовых проектов, покупаем домокомплект у аккредитованного застройщика и через короткое время въезжаем в собственный дом. Вопрос, конечно, пока больше, чем ответов, к тому же опрос показал, что дальневосточники в деревянном «доме дальневосточника» жить не очень-то и хотят.
Но тут, конечно, подкупают условия: льготный кредит по сниженной ставке до 12 млн рублей и заявка через электронный сервис.
Арендные квартиры
Еще один федеральный проект, реализуемый в макрорегионе, арендные квартиры, которые будут предоставлять на период работы нужным в каждом конкретном регионе специалистам, в том числе учителям, врачам. При этом специалист будет платить около 30% от арендной платы, остальное в равных долях добавят федеральный центр и регион.
Всего таких квартир решено построить в ДФО около 10 тысяч. Хабаровскому краю отвели квоту в 1640 квартир, их уже распределили: 89 – в Комсомольске-на-Амуре, остальное – в Хабаровске. 965 уже начали строить, чтобы в 2025 году построят.
Что делать с другими городами и поселками, где не меньше (а, может быть, даже и больше) нужны врачи и учителя – не понятно. Еще сложнее – с северными территориями, где нет ни застройщиков, ни производственных мощностей, а транспортная составляющая может убить любой проект на корню.
Социалка
Темпы и объемы строительства социальных объектов, если верить г-ну Дубову, в Хабаровском крае тоже растут: если в 2022 году было введено 12 таких объектов, то в этом году – 10, и еще 10, как говорится, «на подходе», то есть в высокой степени готовности.
Сложнее всего с Комсомольском-на-Амуре. Здесь до сих пор не могут построить ни дамбу, ни набережную, ни больницу, ни онкологический диспансер. Чтобы разрубить этот «Гордиев узел», было принято решение завести на объекты Военно-строительную компанию, которая и с объемами должна справиться, и не обманет.
Мастер-планы
У Хабаровского края их три: по самому Хабаровску, Комсомольску-на-Амуре и Советской Гавани. Первые два уже утверждены, «приморская столица» края пока еще в разработке.
Планы по Хабаровску глобальные: построить новое здание для Дальневосточного художественно музея – тут уже заключено инвестиционное соглашение, идет уточнение параметров на проектирование.
Другой глобальный проект – межвузовский кампус. По нему готова концепция застройки, разработана проектно-сметная документация первой очереди, которая скоро уйдет на государственную экспертизу.
По набережной в Хабаровске, разговоры про которую идет уже больше 10 лет, разработана документация на планировку территории, она включает в себя участок от Уссурийского бульвара до улицы Запарина (то есть лишь часть от всей набережной).
Набережную и кампус обещают начать строить уже в следующем году.
Немного о проблемах
Они есть: коммерсанты не хотят идти в северные районы, где маленькие объемы строительства, хотя потребности – в пересчете на душу населения – еще больше, чем в городе.
Еще мало своих материалов. К примеру, отделочные материалы, стекло, плитку проще закупать в Китае, чем пытаться наладить свое производство. По этой же причине федеральные застройщики, пришедшие в регион, до сих пор раздумывают над локализацией производства стройматериалов: ну, перетащим в Хабаровский край пару заводов, а когда закончится объем строительства, что с ними делать?
Самая острая проблема отрасли – кадровая. Стройкам региона не хватает как минимум трех тысяч человек.
Для населения восточных регионов России авиация традиционно играет стратегическую роль, и было бы странно, если этот вид транспорта не нашел отражения в стратегиях пространственного развития городов. Мастер-планом Северобайкальска предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Нижнеангарск, Тынды – ремонт местного аэровокзала и привокзальной площади. Решается вопрос о восстановлении полноценной работы авиаузла в Советской Гавани (Май-Гатка). Кроме того, по программе специальных казначейских кредитов более 700 млн руб. пойдет на новую взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием в аэропорту Южно-Сахалинск. Развитие аэродрома повысит регулярность и безопасность полетов, а также обеспечит рост пассажиропотока, ожидаемый после открытия нового терминала на 5 млн пассажиров в год.
Не останется без внимания и прибрежно-портовая инфраструктура. В Северобайкальске намечен капитальный ремонт двух причалов. Стоит сказать, Восточно-Сибирское речное пароходство с поступлением нового флота намерено возродить маршрут, связывающий этот город с Иркутском.
В Находке запланирована реконструкция пассажирского причала №19 в морском порту с проведением дноуглубительных работ. Это может привлечь дополнительный турпоток, создав предпосылки для развития круизного туризма. В настоящее время износ причальной стенки, к которой могут пришвартовываться пассажирские суда, превышает 70%.
Большой проект в области портового хозяйства запланирован в рамках мастер-плана Южно-Сахалинской агломерации, точнее в Корсакове. В местном торговом порту должен появиться новый контейнерный терминал, будут также реконструированы гидротехнические сооружения.
Наземное метро выйдет к храму
Если говорить о железнодорожном транспорте, то наиболее амбициозным выглядит проект городской электрички или легкого метро во Владивостоке. В столице Приморья планируется расширить движение пригородных электропоездов за счет создания новых посадочных платформ: например, в районе стадиона «Динамо», мыса Кунгасный, остановочного пункта Третья Рабочая. Совместно с местной администрацией решается вопрос о продлении маршрутной сети от станции Владивосток до остановочного пункта «Казанский храм» (район Эгершельда). С РЖД и компанией «Экспресс Приморья» сформирована рабочая группа.
«Достигли договоренности по разработке профильным железнодорожным институтом вариантов размещения пассажирских платформ и дополнительных путей для запуска, а также возможного включения части работ в инвестиционную программу компании», – сообщил мэр Владивосток Константин Шестаков.
Городская электричка призвана стать системообразующим проектом в области общественного транспорта города. Это разгрузит автомобильные дороги в сторону центра города, сделает маршруты более удобными для пассажиров. Во Владивостоке необходим такой вид транспорта, который гарантированно доставит вас из точки А в точку Б вне зависимости от ситуации с дорожным трафиком, чрезвычайными ситуациями погодного характера, и по доступной цене, подчеркивает мэр.
Трамвай желаний
Практически ни один из мастер-планов не обходится без намерений по реконструкции и расширению улично-дорожной сети. Например, к 2025 году в Хабаровске будет приведено к нормативному состоянию 85 дорог. Что касается общественного транспорта, мастер-план краевого центра предполагает к 2030 году замену 550 автобусов, троллейбусов и трамваев. Проект обновления муниципального парка сегодня оценивается в 9,7 млрд руб.
Ряд городов в первую очередь делает ставку на развитие электротранспорта. В Чите появится троллейбусная линия между центром города и районом КСК, в Улан-Удэ запланирован серьезный объем ремонта инфраструктуры для работы трамваев и приобретения нового подвижного состава. Во Владивостоке запланирована реновация трамвайной линии от улицы Сахалинской до Баляева, а также запуск троллейбусов с автономным ходом в районе Снеговой Пади. Впервые запустить движение трамваев предполагается в Благовещенске. Этот маршрут свяжет Северный микрорайон, Лазурный берег и Золотую милю.
Стимулом для развития городского электротранспорта сегодня служит реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги», проекта «Чистый воздух», льготной лизинговой программы ГТЛК. К этому направлению подключены ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, которые предоставляют финансирование на возвратной основе по льготной процентной ставке.
Для решения транспортных задач в городах целесообразно задействовать механизм инфраструктурных облигаций, говорит вице-президент ООО «Центр экономики и инфраструктуры» Евгений Алексеев. Данный инструмент, как правило, применяется в целях привлечения финансирования в развитие ЖКХ и жилищного строительства.
Есть несколько вариантов участия в проектах с использованием инфраструктурных облигаций. Это может быть концессионное соглашение, причем концессионером вправе выступить как государственная, так и частная компания, уточнил эксперт.
Привлечение новых источников финансирования вполне оправдано, когда развитие транспортной сети планируется в привязке к расширению жилфонда, убежден эксперт. «То есть надо обосновать это улучшение качеством проживания жителей, которые получат эту инфраструктуру», – пояснил Евгений Алексеев.
Городу и бизнесу
По мнению члена совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде Дениса Гусева, градостроительные решения в городах ДФО необходимо гармонично сочетать с планами по выстраиванию новых логистических связей с соседними регионами и странами, c развитием транспортно-логистических коммуникаций. Это, по мнению сенатора, должно придать импульс появлению новых производств.
Некоторые города уже взяли данный подход на вооружение. В частности, уникальное географическое положение, как одно из преимуществ Благовещенска, отражено в мастер-плане областного центра. От этого будут зависеть перспективы динамичного развития российско-китайских торгово-экономических отношений, убеждены в правительстве региона. Планируется, что столица Амурской области к 2030 году станет экспортно-импортным хабом, туристическим и образовательным центром, располагающим к тому же удобными транспортными коммуникациями.
Развитие логистики позволит решать и внутренние задачи. К примеру, создание логистического центра со строительством новых складских помещений в пригороде Южно-Сахалинска отчасти продиктовано намерениями перенести за город промышленные объекты и склады, а на их месте построить жилые микрорайоны и соцобъекты. С другой стороны, это можно рассматривать как решение в свете потребностей местной экономики и населения. Так, одна из площадок отводится под логистический центр для продовольственных товаров и сельхозпродукции, что должно нивелировать негативные колебания в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на региональном рынке продовольствия.
О необходимости развития складской логистики на Дальнем Востоке свидетельствуют представители бизнеса, но это положение при содействии местных властей они готовы исправить сами, и градостроительные решения, закрепленные мастер-планом, в этой связи будут подспорьем.
«Если говорить про наши текущие потребности, видим, что в Хабаровске очень сложно со складскими помещениями, на данный момент пока не можем найти ничего толкового. Рынка [складской логистики] как такового здесь нет», – рассказал начальник управления по взаимодействию с региональными органами власти X5 Group (в группу, в частности, входят торговые сети «Пятерочка», «Перекресток») Павел Шумов.
Тем не менее в третьем квартале 2025 года ритейлер намерен открыть в Хабаровске первый распределительный центр для работы по ДФО. Сейчас компания находится в процессе подбора площадки.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Эксперты говорят о том, что системная разработка сценариев по формированию нового облика городской среды в регионе – давно назревшая и необходимая задача. Местные власти рассчитывают на то, что реализация данных стратегий поправит демографическую ситуацию, в том числе за счет создания условий для притока постоянного населения.
В мае этого года были выпущены поручения главы государства и правительства РФ по реализации мастер-планов Южно-Сахалинска (включая Корсаков), Улан-Удэ, Читы (подробнее см. «Градоустройство на марше»), Северобайкальска и Тынды. На их финансирование предполагается выделить 741,8 млрд руб., в том числе 422,7 млрд из госбюджета и 264,7 млрд из внебюджетных источников. Федеральным центром на реализацию планов развития данных городов уже предусмотрено 168,4 млрд руб.
Стратегии пространственного развития на стадии формирования еще у почти 20 городов ДФО. Это Владивосток, Артем, Большой Камень, Арсеньев, Уссурийск, Находка, Хабаровск, Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Биробиджан, Благовещенск, Свободный, Белогорск, Нерюнгри, Якутск, Анадырь, Краснокаменск. Часть мастер-планов была представлена на ВЭФ-2023.
Об окончательной сумме финансирования градостроительных решений говорить пока рано, но только по Хабаровску, согласно предварительным данным, суммарная стоимость ключевых проектов до 2030 года может превысить триллион руб. Их реализация должна стимулировать вложения частных инвесторов в сферу жилой и коммерческой недвижимости, объекты гостеприимства и т.п. в объеме 765 млрд руб.
Реновация городов Дальнего Востока необходима для преодоления сложившегося отставания региона в качестве городской среды. «Это не достаточное, но необходимое условие для повышения привлекательности проживания на Дальнем Востоке как для сегодняшних жителей, так и для потенциальных мигрантов. Опережающее развитие городов ДФО как в целом в части качества городской среды, так и отдельных ее параметров (например, уровень жилищной обеспеченности) должно компенсировать объективно сложные природно-климатические и транспортно-географические условия проживания в этом регионе», – говорит генеральный директор Фонда «Институт экономики города», директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Александр Пузанов.
По данным ряда исследований качества жизни и состояния городской инфраструктуры, города Дальнего Востока все еще существенно уступают городам из европейской части России по целому ряду показателей. Во многом это обусловлено низкой удовлетворенностью местными жителями состоянием ЖКХ, уровнем развития объектов здравоохранения и образования, нехваткой культурных учреждений и т.д. «Подобное отставание в развитии городской инфраструктуры регионов ДФО только усиливает западный дрейф и диспропорции в размещении населения», – подчеркивает замдиректора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН по стратегическому развитию и кадровой политике, старший научный сотрудник Центра территориальных изменений и городского развития Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Безвербный.
Среднее значение индекса качества городской среды (ИКГС), рассчитываемого Минстроем России, за 2022 год составило 192 балла. Во всех дальневосточных регионах этот показатель существенно ниже и варьируется от 190 (Чукотка) до 154 (Забайкальский край). Доля городов с благоприятной городской средой (выше условного порога в 180 баллов) в среднем по России составила 54%, а в ДФО – около 30%.
При этом задача преодоления отставания не выглядит неразрешимой: если в 2018 году медианное значение ИГКС городов Дальневосточного федерального округа отставало от среднероссийского значения на 21 пункт, то в 2022 году – только на 12 пунктов, уточнил Александр Пузанов.
«Вероятно, это влияет и на миграционную ситуацию: если в первой половине 2022 года во всех регионах ДФО, кроме Чукотки, был зафиксирован миграционный отток, то в первой половине 2023 года уже в 6 из 11 регионов фиксируется миграционный прирост, правда, пока весьма незначительный, и в целом по региону миграционный отток сохраняется», – комментирует эксперт.
Конвергенция городов и регионов в уровне и качестве жизни населения – единственный возможный путь по сокращению миграционного оттока человеческого капитала из ДФО и преодоления существующих разрывов в социально-экономическом развитии западной и восточной частей России, считает Вадим Безвербный. Насколько эта задача масштабна и амбициозна, настолько и актуальна для региональной политики, добавляет он.
Мастер-планы подразумевают две основные функции. Первое – формирование общей концепции развития территории, на основе которой должны впоследствии разрабатываться предусмотренные законодательством документа социально-экономического и территориального планирования (сами мастер-планы правового статуса в системе документов стратегического планирования пока не имеют). Второе – приоритизация проектов инфраструктурного развития, которые могут получить поддержку из средств федерального бюджета.
Как отметил Александр Пузанов, в рамках этого направления правительство РФ постановлением №525 от 31 марта 2023 года установило новый механизм поддержки регионов – специальные казначейские кредиты с весьма льготными условиями предоставления. В качестве одного из направлений использования таких кредитов прямо указано проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной, транспортной, социальной, туристской инфраструктур, приобретение транспортных средств и подвижного состава городского транспорта общего пользования, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение работ по благоустройству территорий – в том числе для городов, расположенных на территории ДФО, и иных населенных пунктов, включенных в мастер-планы агломераций.
Проработанный мастер-план позволяет качественно спланировать и даже визуализировать пространственное и экономическое содержание территорий. Причем в контексте улучшения городской среды важно соблюсти баланс между экономическими интересами девелоперов и социальными потребностями горожан, так как именно недостаточное количество и качество объектов социальной инфраструктуры, как правило, больше всего беспокоит жителей большинства городов ДФО, свидетельствует Вадим Безвербный.
Практически каждый мастер-план предполагает создание благоприятных условий для долгосрочного закрепления жителей, формирование точек притяжения для приезжих специалистов и их семей. Можно ли здесь говорить об ужесточении конкурентной борьбы за трудовые ресурсы в регионе, что уже наблюдалось в предыдущие годы по ряду отраслей, не обернется ли это новыми вызовами?
Конкуренция городов и регионов за человеческий капитал является общемировой практикой и обеспечение равной конкуренции за человеческие ресурсы между городами одного региона является практически нереализуемой задачей, рассуждает заместитель директора Института демографических исследований. В то же время для Дальнего Востока ключевым на ближайшие десятилетия, как минимум, является достижение основной частью т.н. первых и вторых городов ДФО хотя бы среднероссийских показателей в развитии городской среды. Как максимум, следует говорить о стратегиях достижения ключевыми агломерациями региона (Владивосток, Хабаровск, Чита, Благовещенск и др.) равной конкуренции за человеческий капитал с лучшими городами страны (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар).
«Поэтому опережающий рост городов-локомотивов и точек роста ДФО – скорее не вызов, а необходимое условие для развития. Только в этом случае мы сможем переломить существующий миграционный тренд и рассчитывать на демографический рост стратегического для нас региона», – резюмирует Вадим Безвербный.
В рамках VIII Восточного экономического форума, который прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября, участники и приглашенные эксперты обсудили новый формат презентаций инвестиционного потенциала дальневосточных городов — с помощью детальных мастер-планов. На платформе «Росконгресс Урбан Хаб» состоялась дискуссия, в рамках которой разобрали уже разработанные карты развития трех административных центров — Читы, Якутска и Южно-Сахалинска. На какие тренды и запросы предстоит ориентироваться региональным властям в разработке мастер-планов, и при чем тут диалог с инвесторами, разбиралась редакция EastRussia.
Мастер-план — это возможность властям, бизнесу и населению договориться о том куда движется город и в каком направлении он будет развиваться. Эта работа учитывает интересы предпринимателей и обычных жителей, которым важно, где будут учиться их дети, как будут работать и отдыхать они сами. А региональные и муниципальные органы власти, в свою очередь, даже в условиях ограниченных бюджетов с помощью мастер-планов могут расставить приоритеты в модернизации городской среды. Обычно первый этап предполагает создание инфраструктуры для экономического старта, и уже она затем влечет за собой системное удовлетворение социальных потребностей, которые касаются комфортной жизни.
Практическая работа по мастер-планам стартовала два года назад – в 2021 году удалось выделить первый пакет финансирования на эти цели, а к 2023 году дальневосточные города один за другим представляют собственные мастер-планы и защищают их как перед комиссией федерального правительства, так и перед президентом РФ. Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева отметила:
«Сегодня на площадке ВЭФ мы подводим итоги мастер-планирования 25 городов Дальнего Востока, и 13 из них отобрали для обсуждения на пленарном заседании, которое провел президент Владимир Путин. Работа идет очень быстро: Петропавловск-Камчатский защитил свой план на прошлом ВЭФ, по нему принят правительственный акт, и уже можно говорить о первых результатах. Подготовлены десятки инициатив и проектно-сметных документаций. Уже в конце 2023 года жители города увидят первые результаты — проекты благоустройства. Мне нравится, что этот процесс очень последовательный: от мечты к картинкам мастер-плана, а затем к физической реализации», — поделилась Эльвира Нургалиева.
Сейчас в России изменяется градостроительное законодательство в части упрощения понятий и процедур, одновременно с этим начинается самый сложный этап работы — это практическая реализация мастер-планов и претворение проектов в жизнь. Как уточнила Эльвира Нургалиева, по мастер-плану нет ограничений в получении федерального финансирования — это стратегический региональный документ. Объем финансирования зависит только от того, как регион проведет презентацию, защитит свой мастер-план и обоснует его составляющие.
Главная проблема Якутска
В рамках дискуссии эксперты рассмотрели мастер-план столицы Республики Саха — Якутска, его представил первый заместитель мэра Георгий Гаврильев. По словам спикера, главная проблема, решение для которой разрабатывали при создании карты развития города — расселение аварийного и ветхого жилья.
«Якутск — один из самых быстрорастущих городов ДФО. За 10 лет прирост населения у нас составил 25 %, сейчас численность жителей — 368 тысяч человек, из них 154 тысячи заняты в экономике. Работая над мастер-планом, мы проводили социологический вопрос, и горожане одной из ключевых проблем Якутска назвали аварийное жилье. Это действительно так: город был основан в 1632 году, у него большая история, но и большой объем старого жилья. С 2012 года по программам переселения мы расселили всего 441 дом — осталось ликвидировать еще 1178 с 42 тысячами горожан. Очень большой объем: целые кварталы, построенные в XX веке, требуют сноса, расселения и строительства новых домов, социальной инфраструктуры», — обозначил Георгий Гаврильев опорный вектор мастер-плана Якутска.
Решить проблему администрация Якутска собирается с помощью механизма комплексного развития территорий (КРТ). Для расселения микрорайонов Спортивного и Звездного используют специальные казначейские кредиты. Ранее по программе КРТ мэрия получила 3,7 млрд рублей на эти цели, а в текущем году дополнительно удалось добиться выделения еще 25 млрд рублей — их потратят на расселение так называемого «гетто Якутска» — микрорайона Спортивного, где самая высокая концентрация аварийного жилья.
«У нас есть инвесторы — операторы КРТ. В микрорайоне Спортивном это «Республиканское ипотечное агентство». Средства казначейского кредита направляются на создание инфраструктуры для новых жилмассивов. Инвестор в счет будущих продаж квартир окупает строительство жилья, а социальную инфраструктуру — школы и детские сады — заказываем мы как муниципалитет. Таким образом, в проекте участвует и региональный, и муниципальный, и федеральный бюджеты, а также частные средства», — объяснил первый вице-мэр Якутска.
Еще один важный вопрос, отраженный в мастер-плане города — привлечение и удержание молодежи. Для этого властям муниципалитета потребовалось проанализировать всю экономическую составляющую Якутска, чтобы определить приоритетные отрасли, требующие развития в соответствии с запросами молодого поколения.
«Средний возраст жителя Якутска — 36 лет. На уровне города мы начали с того, что создали систему обучения молодежи с формированием интереса к профессии. 2 года назад открыли «IT-куб» для школьников и студентов. Более 10 лет работает «IT-парк», где уже реализуются проекты цифровой индустрии. Есть «Квартал труда» — при поддержке Минвостокразвития в 2022 году мы его открыли. Площадка готова принять до 1000 резидентов. В целом же отмечу, что у молодежи сегодня запрос на общественные пространства, красивый облик города, хорошие дороги, рабочие места с хорошим доходом и комфортное жилье. Кроме этого, есть запрос на конкурентный уровень образования. Был проведен глубокий анализ структуры экономики города, и мы выявили те отрасли, на которые будем опираться для развития и дальнейшего привлечения молодежи. Основной акцент сделаем на креативную экономику. Также развиваем в Якутске региональный транспортный хаб и планируем вкладываться в развитие туристического потенциала», — рассказал Георгий Гаврильев.
Замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева отметила, что не стоит забывать и о культурном феномене Якутии — развитии кинематографической индустрии с уникальным стилем и особым колоритом сюжетов. Первый вице-мэр Якутска отметил, что здесь город сотрудничает с федеральным центром.
«Сегодня у нас есть даже номинант на премию «Оскар» — фильм братьев Арбугаевых «Выход». Чтобы системно развивать киноиндустрию, мы обращались к президенту Владимиру Путину, и он поддержал строительство в Якутске круглогодичного павильона. В связи с тем, что у нас очень суровый климат с 9 месяцами зимы, павильон поможет нарастить выпуск фильмов и увеличить обороты по кинопроизводству в разы. А предпосылкой к такому творческому расцвету стала образовательная компетенция: в 90-х годах много талантливых ребят от нас ехали в Москву, чтобы учиться во ВГИКе, в Щепкинском училище. Сегодня это состоявшиеся бизнесмены 40-45 лет, которые работают над выпуском якутских фильмов. А результат вы все видите — этому феномену уже 30 лет», — резюмировал Гаврильев.
Чита идет за газом
Что касается мастер-плана Читы, он, по словам руководителя Корпорации развития Забайкальского края Антона Тутова, стал схемой перезагрузки экономического развития города. Она назревала давно, и этому способствовали прежде всего события, связанные с переформированием подразделений Минобороны.
«Долгое время, вплоть до конца 90-х — начала 2000-х, Чита была «белым пятном» из-за сворачивания штаба Сибирского военного округа. Регион был сильно военизирован, и в то же время славился рудной добычей. Мы долго не могли сформулировать, что такое Чита и как ее развивать. Мы столкнулись с проблемой миграции, в том числе с релокацией молодежи. И, когда разрабатывали мастер-план, мы искали ответы на три вопроса: где жить, куда ходить, где работать», — рассказал генеральный директор КРЗК Антон Тутов.
Социологический опрос показал: 68 % жителей Читы некуда сходить после работы, чтобы развеяться, приятно провести время и отдохнуть. Многим не хватает секций для развития и дополнительного образования детей. В связи с этим требовалось полностью переосмыслить градостроительный подход, найти баланс между развитием экономики и социальной сферы. И благодаря мастер-плану власти Читы добились финансирования на строительство «Музея России» по «Дальневосточной концессии». По этой же схеме построят центр единоборств и центр стрельбы из лука. Общая стоимость объектов — 8 млрд рублей, при этом Забайкальский край должен будет вложить лишь 2 % от суммы: остальное покроют за счет федеральной субсидии. Соглашение о строительстве лукодрома на ВЭФ-2022 подписали губернатор Забайкальского края Александр Осипов и генеральный директор «ДОМ.РФ» Виталий Мутко, а в поддержку появления центра единоборств высказались глава правительства РФ Михаил Мишустин и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.
«Это уникальная для нас история, за 2-3 года мы ее реализуем», — подчеркнул Тутов.
Географическое положение Читы – на Транссибирской железнодорожной магистрали – делает ее потенциальным транспортным хабом материковой части ДФО. Огромный грузопоток, который идет по этой линии с запада России, обеспечит загрузкой логистические комплексы, в том числе в зоне приграничья, рядом с КНР и Монголией. А развитие транспортной инфраструктуры, в свою очередь, простимулирует выход промышленных производств на новый уровень. Ряд шагов в этом направлении уже сделали.
«Мы впервые за 10 лет заложили основу для новых предприятий промышленности, строим крупнейший в ДФО промышленный парк стройматериалов. В 2024-2025 году появится индустриальный парк «СтройПром» на 1 500 рабочих мест. При поддержке Минвостокразвития мы строим промышленный парк «Кадалинский», а в ближайшие недели даем старт строительству крупнейшего логистического хаба — это еще около 6 тысяч рабочих мест. И здесь нам не обойтись без привлечения молодежи. Мы реорганизовали работу в вузах и строим единый кампус, который станет центром притяжения студентов не только из районов Забайкалья, но и из соседних регионов. Хотим, чтобы ребята приезжали и оставались у нас. Поскольку огромную долю экономики нашего края составляет горная промышленность, в мастер-плане мы учли запуск проекта «Горный кампус» — вуза, выпускающего кадры для предприятий Читы, всей Сибири и Дальнего Востока», — рассказал руководитель Корпорации развития Забайкальского края.
Приток молодежи ставит перед региональными властями задачу по обеспечению прибывающих жильем. В рамках программы «Жилье и городская среда» в Забайкалье планируют построить 2,6 млн кв.м. квартир. В том числе 11 тысяч человек нужно переселить из ветхого и аварийного жилья — для этой категории населения требуется возвести 563 тысячи кв.м. Но есть ряд проблемных вопросов, связанных с выделением земли, и их нужно решать.
«Банк земли Читы позволяет нам планировать строительство 4,7 млн кв.м. жилья на площади около 1 500 гектаров. Один лишь налог на имущество принесет в бюджет города порядка 1 млрд рублей. Но нам не хватает больших участков под комплексную застройку — на территории города очень много земель, принадлежащих Минобороны. Передача их в муниципальную собственность — долгий и сложный процесс, и нам здесь не обойтись без федеральной поддержки», — озвучил Антон Тутов.
Также генеральный директор КРЗК отметил, что в мастер-плане Читы предусмотрели и решение экологической проблемы — не самого лучшего качества воздуха, что по итогам социологического опроса отметили около 61 % жителей города. Власти Забайкалья видят выход в газификации.
«Принято решение о магистральной газифицации Читы и создании газовой инфраструктуры. Исследования показали, что большая часть выбросов в атмосферу — не от рудной добычи, а от печного и мазутного отопления. В мастер-плане предусмотрена магистральная модернизация коммунальной инфраструктуры с переводом на газовое топливо, а потом — аналогичная работа на промышленных предприятиях. Благодаря поддержке Минвостокразвития и Минэкономразвития РФ нам удалось все скомпоновать и подготовить обоснование для поэтапной федеральной поддержки», — резюмировал Тутов.
Единственные в России
Об уникальных факторах, которые требовалось учесть при создании мастер-плана Южно-Сахалинска, рассказал министр архитектуры и градостроительства островного региона Алексей Ракитский. В связи с тем, что агломерация островного региона является единственной такого рода в России, предложенная разработчиками схема развития базируется прежде всего на решении транспортных вопросов. За основу взяли не территорию конкретного города, а целый участок на юге острова Сахалин — самый густонаселенный (246,7 тысячи человек) и активный, окруженный с трех сторон морскими водами.
«Один из ключей к развитию Сахалина — Корсаковский морской торговый порт. Он соприкасается с точкой разворота Северного морского пути, и наши решения базируются на этом транспортном каркасе. Основные отрасли нашей экономики — нефтегазовый комплекс, рыбопромышленный комплекс, транспорт и логистика, а также туризм и сервис. И я хочу выделить именно транспорт: мы создаем авиационный хаб, глубоководный порт и логистический центр. Ряд конкретных решений есть по Корсаковскому порту — дноуглубление и модернизация. В августе мы запустили новый аэровокзальный комплекс, где уже инвестиционные лоты для развития авиаперевозок — мы приветствуем бизнес, который зайдет сюда с проектами логистических сервисов, гостиничных и торговых площадей. Одновременно мы работаем с ОАО «РЖД», развиваем сеть железнодорожных перевозок в формате наземного метро — наши скоростные поезда уже ходят из Южно-Сахалинска в Корсаков и обратно, в планах расширение ветки на север», — объяснил главный архитектор Сахалинской области Алексей Ракитский.
Кроме того, в контексте особенностей экономики Сахалина все решения мастер-плана учитывают развитие нефтегазохимического комплекса. Это шельфовые проекты Сахалина, вокруг которых постепенно создается сеть нефтесервисов, сопутствующей инфраструктуры и, как следствие, дополнительного строительства социальных объектов — от жилья до учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.
«Мы декларируем к 2030 году 520 млрд рублей инвестиций и 15 тысяч рабочих мест. Сейчас на юге Сахалина около половины жителей — это экономически активное население. И за счет стратегических проектов мы будем создавать рабочие места для них», — подчеркнул Ракитский.
Важную часть мастер-плана посвятили строительству жилья. К 2030 году на Сахалине возведут 2 млн кв.м., и это минимальный порог при том, что уже 3 года подряд в островном регионе сдают по 500 тысяч кв.м. новых квартир в год. Опорные вехи в этом направлении — микрорайон Уюн, «Северный городок» и «Южная долина» в островной столице, где уже застраиваются гектары земли. Кроме того, масштабную работу ведут в центре Южно-Сахалинска.
«Если у нас не будет полноценного исторического центра с архитектурой, мы не сможем работать дальше — вести реновацию, расселять аварийное жилье. Первый этап, который мы видим необходимым в ближайшее время, — вынос складских зданий на объездную дорогу Южно-Сахалинска — она уже строится. Мы выносим промышленные объекты за пределы центра, для этого создан отдельный мастер-план. Около 1 млн кв.м. земли хотим задействовать — это больше 200 гектаров. Бизнесу, который зайдет на эти территории, мы предлагаем преференции для запуска проектов, а землю предоставим бесплатно. Если крупный бизнес станет здесь оператором, к нему подтянется малое и среднее предпринимательство. Так завяжется новая коммерческая инфраструктура», — объяснил министр архитектуры.
Обсуждая мастер-план Южно-Сахалинска, участники дискуссии рассмотрели и задачу, для которой сложно найти решение в условиях развития островной агломерации, — комплексное развитие территорий и реновацию. Главный архитектор Сахалинской области отметил, что пока не решен вопрос с исторической частью островной столицы.
«Я не знаю, у кого из наших коллег какой опыт уже сложился, но мы можем много рассуждать о том, что это великое благо — и не знать, что делать. Нам сложно понять, как вовлекать в проекты КРТ пятиэтажные дома, что делать со старым фондом, который пока нельзя признать аварийным. Сложно собрать финансовую составляющую для работы в этом направлении. Если с ветхим жильем нам на помощь приходят адресные программы с эффективным бюджетированием, то КРТ — это коммерческий проект. И это сложно», — резюмировал Алексей Ракитский.
Значительным шагом вперед в развитии социальной инфраструктуры Южно-Сахалинска министр архитектуры назвал старт строительства кампуса «СахалинTech» — он станет не только точкой притяжения молодежи в качестве образовательной базы, но и плацдармом для развития научно-технического кластера в связке с нефтегазохимическими проектами. А вот проект нового населенного пункта — экополиса вблизи Корсакова — отошел на второй план. По словам Алексея Ракитского, сейчас это не самая приоритетная задача, хотя решение о формировании «дальневосточного квартала» с 350 тысячами кв.м. жилья оформлено. Предполагается, что новый город станет местом проживания для специалистов, которые займут 15 тысяч рабочих мест на площадках газохимического и нефтетехнического сервисов, а также новых проектов в сфере туризма. Одним из таких, как предполагается, станет гостевой комплекс на базе маяка Анива.
«Маяк Анива — визитная карточка Сахалина, и мы хотим вплотную заняться его реконструкцией с последующим расширением территории. Одно из поручений, предусмотренных в мастер-плане — передать маяк из реестра Минобороны в собственность правительства Сахалинской области. Это уникальный объект, и он заслуживает особого внимания», — заявил Ракитский.
С максимальной поддержкой
Реализация всех идей и решений мастер-планов, какими бы спланированными они ни были, невозможна без государственной поддержки. Об этом напомнил заместитель председателя правления АО «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. Комментируя представленные «дорожные карты» развития Читы, Южно-Сахалинска и Якутска, он отметил: в претворении проектов в жизнь участвуют и госкорпорации, и федеральные министерства, и это необходимость, без которой ничего не получится.
«Не надо забывать, что мастер-планы появились как ответ на проблематику городского развития в России и в ДФО. Для любых крупных государственных инвестиций должны быть и план, и видение города, и команда. Мы создали фактически новый рынок услуг, улучшили компетенции тех, кто занимается разработкой мастер-планов и позволили собирать команды для внедрения изменений —на уровне Минвостокразвития, Корпорации по развитию Дальнего Востока и так далее. Но любые решения госкорпораций, связанные с поддержкой мастер-планов, увязаны с решениями федеральных министерств. Только так можно создать действительно качественный продукт, который быстро принесет результат», — высказался Антон Финогенов.
Ярким примером подобной работы, по мнению представителя «ДОМ.РФ», является программа строительства арендного жилья для специалистов. В урезанной форме она уже существует в ряде регионов, в том числе на Дальнем Востоке, но раньше это были частные инициативы властей, а теперь господдержка выведет их на федеральный уровень. При этом первые серьезные результаты можно увидеть уже в течение 2-3 лет, со сдачей первых жилых комплексов с большим объемом арендных квартир: доступное жилье обеспечит приток населения, и в первую очередь квалифицированных специалистов в тех отраслях, развитие которых требуется городам.
«Мастер-планы позволяют получить недостающую часть грамотных экономических обоснований инноваций регионов. Комплексные эффекты, которые нужно оценивать при выборе тех или иных проектов для финансирования по механизму инфраструктурных облигаций – мастер-планы позволяют их увидеть. Взять Читу, Южно-Сахалинск и Якутск: от аукционов на земельные участки они переходят к проектам КРТ, увязывая их с развитием инфраструктуры. Но реализовать это можно только совместными усилиями власти, госкорпораций и бизнеса, и однозначно с кредитными деньгами. То же самое с развитием туристического потенциала. Да, это необходимо: юг России сейчас банально перегружен туристами. Дальний Восток открывает для запада страны океан, море, уникальную культуру и природу. Но этот потенциал требует серьезных вложений для того, чтобы мы могли говорить о развитии туризма в той же Якутии или Забайкальском крае», — резюмировал представитель АО «ДОМ.РФ».
Завершая дискуссию, участники единогласно согласились с тем, что мастер-планы городов — это мощный шаг в комплексном развитии Дальнего Востока, с прогнозируемым успехом на десятки лет вперед. Однако каждая инициатива, заложенная в ту или иную проектную карту, требует тщательной проработки и обоснования. Только так можно заявлять на федеральном уровне необходимость в финансировании будущих объектов и быть уверенными, что эта поддержка принесет плоды. И главная цель, которой должен отвечать любой мастер-план, — повышение качества жизни на Дальнем Востоке и рост населения в этом уникальном макрорегионе. Даже за самыми впечатляющими экономическими прогнозами нельзя об этом забывать.