Минтранс и Минэнерго предварительно готовы предоставить компании «Эльгауголь» право на провоз ежегодно 20 млн тонн угля по БАМу. Сама компания просила о 30 млн тонн, пообещав уйти с БАМа, построив свою железную дорогу за 97 млрд рублей за пять лет.
Как сообщает «Коммерсант», для этого в 2022–2023 годах придется снизить вывоз угля по БАМу из других регионов на 18 млн тонн. Это затронет угольную отрасль в Хакасии и Бурятии, где работают СУЭК, «Коулстар» и «Русский уголь». Представители этих компаний считают, что это ударит по стабильности работы и снизит налоговую базу.
В настоящее время министерства также обсуждают меры воздействия на «Эльгауголь» в случае, если по истечении пятилетнего срока компания продолжит использование БАМа для транспортировки угля. В числе возможных вариантов — обязать недропользователя оплачивать не только транспортный тариф, но и штраф в размере пять тыс. рублей за тонну.
Основная продукция Хакасии и Бурятии — это качественный бурый уголь и угли марок Д и ДГ. По мнению экспертов, востребованность этой продукции на мировых рынках будет снижаться из-за большого количества выбросов вредных веществ при их сжигании и меньшей теплотворной способности.