В России выросли цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95, а также на летнее дизельное топливо. Дизтопливо подорожало сразу почти на 6%, превысив на торгах отметку в 57 тыс. рублей за тонну.
Как сообщает РИА Новости, Аи-92 подорожал на 1,2%, превысив 56 тыс. рублей за тонну, Аи-95 – на 1,65% (58,6 тыс. рублей за тонну). Стоимость зимнего дизельного топлива выросла за день на 0,16%, превысив 73 тыс. рублей за тонну. Межсезонное дизтопливо выросло в цене на 0,34%, до 64,2 тыс. рублей за тонну.
С 21 сентября в РФ введен запрет на экспорт бензина и дизтоплива. В Минэнерго уверены, что это позволит пресечь «серый» экспорт моторного топлива и насытить внутренний рынок.
Постепенное закрытие рынков западных стран для российских нефтяников повысило ставки на генеральных покупателей - Индию и Китай. Однако, если на сырую нефть из России там существует широкий спрос, то с нефтепродуктами не все так очевидно. Особенно, отмечают эксперты, будет сложно заместить объем дизтоплива, активно экспортировавшегося в Европу. И этим проблемные тренды «нефтянки» не исчерпываются.
Азиатский маневр
Отказ западных государств покупать российскую нефть и нефтепродукты, наряду с инициативой G7 об установке потолка цен в $60 за баррель для сырья из России, заставил нефтяные компании форсировать план переориентации экспорта на другие страны. В частности, отечественные нефтяники на фоне сокращения поставок в Европу вернулись на рынки, с которых ушли несколько лет назад (партии Urals, к примеру, поставлялись в Египет, ОАЭ, Кубу, Шри-Ланку), плюс продолжалось наращивание экспорта в Индию и Китай.
Например, НК «Роснефть» за 9 месяцев увеличила продажи сырья в Азию к прошлогоднему уровню примерно на треть, до 52,4 млн т. В третьем квартале доля азиатского направления в структуре реализации нефти в странах дальнего зарубежья у нее достигла рекордных 77%. В компании заявляют, что полностью смогли компенсировать снижение экспорта в адрес европейских покупателей.
Если говорить об отрасли в целом, то всем экспортерам перенаправить поставки сырья сложно. Как прогнозирует аналитик «Финама» Сергей Кауфман, по итогам года добыча нефти в России сократится на 5-10% (в 2021 году было добыто 524 млн т). По мнению эксперта, вероятно, будет наблюдаться частичный обмен рынками сбыта со странами Персидского залива: РФ продолжит увеличивать экспорт в Азию, а арабские страны - в Европу.
Переработка же нефти в годовом выражении может уменьшиться почти на 4%. Как сообщил на состоявшемся 21 декабря XIV Международном энергетическом форуме генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Иванов, по итогам 2022 года в России будет переработано примерно 270 млн т сырья против 280,7 млн т в 2021-м.
Справка:
Возможности России сегодня позволяют перерабатывать 310 млн т нефти в год. В стране насчитывается 34 НПЗ ежегодной мощностью более 1 млн т, в том числе 27 в составе нефтяных компаний и 7 – независимых, а также 42 мини-НПЗ. На Дальнем Востоке два главных нефтеперерабатывающих завода – Комсомольский и Хабаровский. В 2021 году, по данным РЖД, отправки продукции с этих предприятий превысили 10 млн т.
Согласно данным за первый-третий квартал, переработка нефти в стране составила 201,2 млн т, со снижением к прошлому году на 3,4%. При этом увеличен выпуск на 5,8% автомобильного бензина (произведено 31,8 млн т) и на 5,9% - дизельного топлива (62,8 млн т). В то же время на 7,5% сократилось производство топочного мазута (до 30 млн т). Снижение выпуска мазутов наблюдается не первый год и связывается с общим повышением глубины переработки нефти (сегодня она составляет 83-84%, тогда как пять лет назад – 81,3%), с ужесточением требований к судовому топливу и переходом флота на продукт с низким содержанием серы.
В целом нефтеперерабатывающая отрасль достаточно неплохо пережила этот год, считает Александр Иванов, однако в следующем ситуация может оказаться намного тяжелее. «Переработка на сегодня держится в своих объемах. Хотя все многочисленные санкционные пакеты в следующем году вряд ли нам позволят привычно реализовывать нефтепродукты», - сказал он.
Как известно, в Евросоюзе с февраля вводится эмбарго на ввоз российских нефтепродуктов. Наибольшая проблема может возникнуть со сбытом дизтоплива, поскольку ежегодно в Европу его поставлялось до 40 млн т. «Если по нефти сырье покупают Китай, Индия и другие страны взамен отказавшихся, то с продажей нефтепродуктов ситуация будет гораздо сложнее», - полагает глава Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.
Заграница не поможет
Другой вызов, с которыми столкнулись многие отрасли экономики, и нефтяная отрасль не стала исключением, - серьезная зависимость от импорта. Предприятия нефтепереработки активно вкладывались в модернизацию мощностей, которая осуществлялась и за счет партнерства с зарубежными поставщиками. Согласно планам до 2027 года, обновление оборудования затронет 16 нефтеперерабатывающих заводов (кстати, в их числе Комсомольский НПЗ, где строится комплекс гидрокрекинга с интегрированной гидроочисткой дизтоплива).
«Это хорошо, что вкладывали деньги в модернизацию. С другой стороны, очень часто использовали западные технологии, вместе с этим получали западное оборудование. И сейчас у нас есть сложные моменты - железо есть железо, периодически выходит из строя – с заменой отдельных комплектующих или целых блоков. Даже проблема не в том, что это больших денег стоит, а то что их теперь невозможно купить у компаний, у которых покупали раньше из года в год», - рассказал Александр Иванов.
Речь идет не только о технологическом оборудовании, но и о продуктах нефтехимии, которые используются при производстве конечного товара. Это, например, присадки к топливам и маслам, которые улучшают процессы сгорания, способствуют сохранению начальных свойств при хранении, транспортировке, облегчают применение при низких температурах и т.д. До недавнего их закупали преимущественно в западных странах.
«Российские компании быстро ориентируются на Восток, но при всем уважении к нашим коллегам из Китая качество у них не всегда стабильно. Поэтому серьезная задача – развивать средне- и малотоннажную химию», - подчеркнул гендиректор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.
О проблемах свидетельствуют представители нефтесервисного бизнеса. Как рассказал Давид Гаджимирзаев, президент компании «Технологии ОФС» (она, в частности, участвует в нефтегазовых проектах в Западной Сибири и на Сахалине), наиболее остро проявила себя зависимость от зарубежных поставщиков ряда марок немагнитной нержавеющей стали. «Также имеется проблема с цифровыми станками, которые используются для строительства корпусных изделий. На данный момент станки с ЧПУ (с числовым программным управлением – прим. ред.) почти невозможно завезти на территорию РФ, потому что в основном они изготовлены в Европе, США», - посетовал менеджер.
Вместе с тем, добавил он, Россия по локализации комплектующих идет «семимильными шагами». Совместно с Минпромторгом разработаны меры по снижению зависимости от импорта для предприятий ТЭК, подтвердил директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов.
К примеру, по большинству каталитических процессов достаточно перейти на катализаторы, которые уже производятся в РФ, рассказывает глава Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков. Существуют примеры перехода на российское оборудование без серьезных реконструкций. Сложнее с запчастями для импортного оборудования, но и здесь есть варианты изготовления отдельных деталей, узлов на предприятиях отечественного машиностроения. По словам Александра Иванова, отрасли все же нужна четкая программа, при этом целесообразно разделить задачи между всеми участниками процесса. «Безусловно, «Роснефть», «Газпромнефть» с гигантским количеством квалифицированных сотрудников завтра-послезавтра все решат. Но это будет долго, а если распределим усилия, кто-то будет заниматься одной темой, кто-то – другой, сделаем это в три-четыре раза быстрее», - заключил он.
Геология и экология
Масштаб задач перед нефтяниками не исчерпывается решением проблем, которые принес уходящий год, часть из них имеет глубокие причины. Стране нужна новая парадигма развития нефтяной промышленности, убежден президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. РФ серьезно отстала в современных технологиях добычи нефти, а из-за снижения геологических работ в будущем она может столкнуться с истощением сырьевой базы.
«Мы в прошлом году отметили 300 лет российской нефти. Из них 270 лет геология была одним из самых перспективных направлений в деятельности всего нашего хозяйства, а последние 30 лет мы занимались тем, что гробили. И угробили нашу российскую геологию», - заявил Геннадий Шмаль.
По его словам, раньше открывались крупнейшие месторождения углеводородов. «Отсюда и вопрос, где же новые запасы. Говорить сегодня о новом Самотлорском, Федоровском, Холмогорском [нефтяных месторождениях] не приходится. На сегодня среднее открываемое месторождение в Западной Сибири – около 2 млн т извлекаемых запасов, а в остальных районах – меньше 1 млн», - сообщил президент Союза нефтегазопромышленников.
В советский период объем разведочного бурения только в РСФСР был 7,5 млн м, в последнее время в России больше 1 млн в год не бурится, пояснил он. Все это влияет на позиции страны в мире. По нефти РФ некогда занимала 13-15% мировых запасов, теперь - 6%, уточнил эксперт.
Впрочем, есть технологии, позволяющие обеспечить прорыв в данном направлении, проинформировал профессор Института проблем нефти и газа РАН Николай Еремин. Это авиационная геологоразведка, когда воздушное судно оснащается радиоимпульсными пушками, способными просвечивать земную кору до глубины 15-20 км. «Мы можем обеспечить прирост запасов, показать конкретные точки бурения для нефтегазовых компаний. И в этом случае у нас будет быстрое подключение открытых объектов к добыче», - рассказал ученый.
Есть ноу-хау и по отслеживанию работы объектов инфраструктуры. Одна из компаний разработала робота для мониторинга трубопроводных систем под водой. Как сообщил Николай Еремин, на настоящий момент проверены подводные участки общей протяженностью 2 тыс. км, в том числе успешно завершено обследование состояния нефтепровода «Роснефти» в проливе Невельского между Сахалином и Хабаровским краем, где сложные условия эксплуатации.
Вместе с тем внедрение прогрессивных разработок требует вложений, однако инвестиционная активность пошла на убыль. Инвестиции только в нефтеперерабатывающий комплекс, согласно планам на 2022 год, оцениваются в 122 млрд руб. В 2021-м их размер составил 136 млрд руб. Это вызывает тревогу у представителей экологического сообщества.
«Мы понимаем, модернизация очистных сооружений не будет проводиться. В том числе, есть проблемы по фильтрам, электрофильтрам, рукавным фильтрам. Соответственно, будет рост парниковых газов и выбросов», - приходит к выводу эколог Наталья Соколова.
Снижение расходов на данные цели может оказаться тупиковым путем. По словам эколога, несмотря на внешнеполитические события, Россия не отказывается от международной климатической повестки, включая анонсированные обязательства в решении задач по декарбонизации экономики. Кроме того, Евросоюз с 2026-2027 года вводит трансграничное углеродное регулирование (ТУР), которое предполагает введение пошлин на импортируемые в Европу товары, при производстве которых произошла значительная эмиссия углекислого газа и других соединений углерода. Считается, что в наибольшей степени новый порядок затронет сектора, производящие продукты нефтепереработки и кокс, а также горнодобывающую промышленность.
Как отметила Наталья Соколова, сейчас можно услышать, что ТУР Россию не коснется, поскольку Евросоюз ограничил выход отечественных экспортеров на европейский рынок. В то же время Европарламент принял решение отслеживать не только прямой импорт в ЕС из санкционных стран, но и то, что продает те же Китай и Индия, в том числе, изготовленное из российского сырья. «Сквозное отслеживание товаров через интернет вещей происходит элементарно», - пояснила эколог.
Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.
Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?
Все началось пять лет назад с «Литра» — именно так называется фестиваль «Литература Тихоокеанской России», который проводится во Владивостоке. На его, как принято говорить, «полях» родилась идея об учреждении литературной премии им. В.К. Арсеньева, поддержанная полномочным представителем Президента РФ в ДФО, зампредом председателя Правительства РФ Юрием Трутневым.
Рассказывает Вячеслав Коновалов:
— Тогда, в первый же сезон, стала приходить мощная литература дальневосточная, и мы уже тогда подумали: вот мы сейчас этих людей отметим, мы сейчас будем их чествовать, литература получили, о них рассказали. А вот что дальше? И уже тогда зародилась такая «многоходовочка»: фестиваль — премия — что-то еще из собранной литературы.
— Какие были варианты?
— Было два возможных направления: создать альманах или сборник, который бы выходил каждый год, но тут возникают серьезные проблемы с авторскими правами, потому что мы принимаем на конкурс только уже напечатанные произведения. Соответственно, автор уже передал права и это достаточно сложный с юридической точки зрения вопрос.
Вторая идея была каким-то образом воплотить это все в изобразительное искусство - кино, в первую очередь, или театр, то есть сценарий. Так появилось «Дальневосточное кино».
— В чем его суть?
— Вот смотрите: за пять лет накоплено огромное количество литературы: каждый год у нас три номинации – «Длинная проза», «Короткая проза» и «Литература для детей». Получается у нас 30 произведений, вычитанных профессиональным литературным советом, появляется каждый год. Всего пять премий уже прошло. Соответственно, 150 произведений. Как их превратить во что-то визуальное?
Разумеется, первый и наиболее логичный шаг — эти произведения дать на вычитку каким-то людям, которые понимают — возможно ли произведение трансформировать в визуальный ряд? Ведь не факт, что хорошая литература сразу становится хорошим кино или хорошим спектаклем.
Механика очень простая: смотрим, какие из этих произведений можно превратить в сценарии. После этого вместе с авторами люди, которые неоднократно множество сценариев написали, начинают превращать произведение в сценарную заявку. Заодно сценаристы еще и обучают сценарному искусству автора произведения.
— Зачем?
— Автора произведения, переработанного в сценарный план, необходимо подготовить к тому, чтобы он выступал, чтобы он мог защитить свою заявку, то есть подготовить его к питчингу сценарных заявок. Затем эти люди выходят перед авторитетным жюри, в которое входят профессиональные сценаристы, известные режиссеры, продюсеры. И жюри будет оценивать каждую из представленных сценарных заявок. Голосование будет проходить примерно также, как на премии им. Арсеньева, когда дается листок, на котором необходимо поставить галочки в каждом конкретном месте и оценить от одного до десяти - что понравилось, что не понравилось, где можно было лучше и так далее.
Проект «Дальневосточное кино» в цифрах:
Что есть: 150 произведений — участников литературной премии им. В.К. Арсеньева за последние пять лет
Что будет: из их числа отбирается 25 произведений, которые переработают в сценарные заявки
Кто оценивает: жюри из 10 человек
Сколько оценивают: 2 дня во время «Креативной недели»
Кто в финале: 5 сценарных заявок
Страничка проекта: https://vk.com/dalnevostochnoe_kino
— А дальше?
— На выходе мы получаем финальный лист из пяти произведений, которые мы уже будем рекомендовать Фонду кино, Фонду развития регионального кино, Министерству культуры. Мы будем приходить и говорить, что у нас есть профессионально отобранные, профессионально написанные и профессионально оцененные кинематографическим сообществом сценарные заявки, которые уже можно воплощать в сценарии и начинать снимать.
— Кто за сценарием к вам придет?
— Не к нам, а мы с ними пойдем! Хотя и к нам тоже можно. А вообще это рассчитано на тех, кто захочет снимать кино о Дальнем Востоке. Мы придем в Фонд развития регионального кино, в Минкульт и скажем: «У нас есть профессиональные отобранный сценарий — вам интересно такое снимать?» В руках будет пакет, который можно дальше «двигать».
Если к нам придет человек и скажет: я хочу снимать о Дальнем Востоке, мы ему скажем — прекрасно! Сморите, выбирайте: есть и про пограничников, и про освоение территории, и про оборону Камчатки, и про исход белогвардейцев из Приморья. У нас будет 25 сценарных планов, которые были на питчинге — выбирайте.
P.S. Получится ли из этих пяти работ кино — покажет время. Кстати, самый любимый фильм у Вячеслава Коновалова про Дальний Восток — «оскароносная» работа «императора» японского кинематографа Акиры Куросавы «Дерсу Узала» - про того самого Арсеньева.
По оценкам АККОР, в 2022 году на Дальнем Востоке собрано более 2,2 млн тонн сои, в том числе 1,6 млн тонн в Амурской области. При этом не менее 800 тысяч тонн урожая 2022 года находятся на складах. Образовавшийся избыток масличных негативно влияет на отрасль и затрудняет подготовку к предстоящему сезону 2023 года. Выход из ситуации искали на полях 34 съезда АККОР, проходившего 9-10 февраля в Москве. К каким выводам пришли участники съезда, и можно ли реализовать запасы сои в текущих реалиях, выясняло EastRussia.
Цены не устраивают аграриев
В 2022 году по ДФО собрано более 2.2 млн тонн, в том числе по Амурской области свыше 1,6 млн тонн. Об этом сообщает Амурский АККОР (региональное отделение Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России).
Вместе с тем негативная ценовая ситуация привела к существенному снижению сбытовой активности.
«Цены не устраивают аграриев, урожай ещё в больших объемах хранится на складах. По нашим оценкам, на хранении находится не менее 800 тысяч тонн урожая 2022 года. Конечно же, это негативно влияет на ситуацию в отрасли, не дает нормально готовиться к предстоящему сезону 2023 года», - рассказал исполнительный директор Амурского АККОР Владимир Юсупов.
По словам отраслевиков, реализации мешают высокие экспортные пошлины, которые затрудняют сбыт урожая на внешнем рынке. Экспортная пошлина на сою была введена в конце декабря 2020 года в целях развития внутренней переработки и составила 30% от таможенной стоимости. С 1 июля 2021 года ставку снизили до 20%. В сентябре 2022 года действие пошлины продлили до конца 2024 года, а в январе 2023 года Минсельхоз предложил повысить её до 50%. Учитывая, что порядка 80% собранного в ДФО урожая сои отправляется на экспорт, заградительные меры серьёзно осложнили жизнь сельхозпроизводителям.
«В настоящее время пошлина составляет 20%, но не менее 100 долларов за тонну. Сейчас она выглядит запретительной. Кроме того, международная логистика не в полной мере оправилась от ковидных ограничений», - комментирует Владимир Юсупов.
В то же время поставки на внутренний рынок затрудняет логистическая составляющая - загруженность железнодорожных путей и отсутствие свободных вагонов.
фото: ООО «АгроЭкспорт»
Министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц сообщил, что в крае ещё не реализовали урожай прошлого года, и увеличивать посевные площади под сою не планируется.
«Пока на полный объём урожая нет потребителя. Поставки на запад сдерживает загруженность железной дороги, и у нас нет покупателя, который готов так долго ждать товар. Экспортные пошлины несколько притормозили покупку сои китайскими компаниями, а региональный рынок достаточно обеспечен продукцией, включая «Уссурийский масложиркомбинат» и предприятия животноводства», - рассказал он.
Сложившаяся ситуация способствовала снижению закупочных цен. Если в 2021 году приморские аграрии продавали сою по цене 55 тысяч рублей за тонну, сегодня её стоимость упала до 28 тысяч рублей.
«В Приморье выращивают примерно 450-470 тысяч тонн сои, а внутреннее потребление составляет всего 110-150 тысяч тонн. Таким образом, 200-300 тысяч тонн – это избыток, который можно и нужно отправлять на экспорт. Не на запад страны, а в Китай и другие страны АТР, которые с удовольствием возьмут эти объёмы, учитывая, что наша соя – не ГМО», - говорит глава Ассоциации «Примагроэкспорт» Сергей Дудник.
В Амурском АККОР обращают внимание на показательную статистику - практически вся переработка сои в стране приходится на центральные регионы. Собственная переработка в ДФО составляет 450 – 500 тысяч тонн. Таким образом, собранный урожай в 2,2 млн тонны в 4 раза превышает перерабатывающие мощности региона.
Аграрная арифметика
«При невозможности собственного рынка переработки принять всю сою, а также фактически закрытом экспортном рынке соя уходит на запад, к центрам переработки», - поясняет Владимир Юсупов.
Но для гармоничного сотрудничества и проведения безубыточных операций для дальневосточных сельхозпроизводителей необходимо решить проблему транспортного тарифа в центральные регионы России, акцентирует он. Разница в цене с центральной частью страны по приёму сои составляет: в центре - 40 – 42 тысячи рублей за тонну, на Дальнем Востоке - 28 – 30 тысяч рублей за тонну. «То есть дальневосточники заранее поставлены в неблагоприятную ситуацию. Это неприемлемая для дальневосточников арифметика, на ней нельзя эффективно развиваться», - заключает Юсупов.
По его словам, решить данную проблему при фактическом закрытии экспорта можно через субсидирование транспортного тарифа. Сегодня он составляет 10 – 12 тысяч рублей. При выделении финансирования на компенсацию транспортных издержек возможно снятие проблемы реализации дальневосточной сои.
На полях 34 съезда АККОР, который в текущем году проходил 9-10 февраля в Москве, заместитель министра по финансам Минсельхоза Елена Фастова говорила о принятии решения по субсидированию тарифа на доставку сои в центр страны в сумме 2 млрд рублей, и еще один миллиард может быть выделен в перспективе.
«Хотелось бы, чтобы это было реализовано. Но в настоящее время происходит в экстренном режиме субсидирование затрат на перевозку удобрений. Есть опасность, что выделенные на сою субсидии будут «заткнуты» на перевозку удобрений. Ситуация не ясная», - отмечает Владимир Юсупов.
Стимул к развитию
Пока от текущей ситуации выигрывают крупные производители, которые могут покупать сою по низким закупочным ценам.
«Как объявил Минсельхоз России, в весеннюю посевную площади под соей будут увеличены на 2,6%, - сообщили агентству в «Масложировом Союзе России». - Учитывая, что в последние годы сельхозпроизводители благодаря современным агротехнологиям постоянно наращивают урожайность масличной, то мы ожидаем сбор сои в зачётном весе более 6 млн тонн. Соответственно, вырастет и производство масла и шрота примерно на 40-45%».
В отраслевой организации также отметили, что традиционными экспортёрами российской масложировой продукции много лет являются страны Ближнего и Дальнего Востока. В прошлом году значительно нарастили объёмы вывоза Китай (+58% к 2021 году) и Индия (более чем в 2 раза). А вот 30% от объема экспорта соевого масла приходится на Алжир.
Профильные инвесторы готовы наращивать объёмы переработки сои в ДФО. Российско-китайская группа «Легендагро» заявила о намерении инвестировать более 5 млрд рублей в создание российско-китайского агропарка и планирует построить в Приморье к 2025 году терминал по перевалке зерновых, масличных культур и других навалочных грузов мощностью 1 млн тонн в год, а также завод по глубокой переработке сои мощностью до 220 тысяч тонн продукции в год.
На слуху проект строительства крупнейшего завода по глубокой переработке сои в Амурской области, который реализует агропромышленный холдинг «Содружество». В настоящий момент группа компаний определилась с земельным участком для будущего завода и объявила о планах в 2024 году начать строительные работы, а к сезону сбора урожая 2025 года запустить предприятие, способное переработать около 40 % амурского урожая сои.
фото: ООО «АгроЭкспорт»
«Мы заинтересованы в том, чтобы соя не вывозилась из региона в необработанном виде, а максимально перерабатывалась на территории области. Предприятие создаст новые рабочие места, даст стимул к развитию растениеводческих хозяйств, а вместе с ними и сёл, в которых они расположены», - цитирует пресс-служба Амурской области губернатора Василия Орлова.
Сергей Дудник соглашается, что будущее – за продуктом с добавленной стоимостью. «Нужно экспортировать масло и шрот, которые ценятся на мировом рынке. Сегодня в Приморском крае шесть предприятий, которые производят масла, включая крупнейшее «Русагро» и сельскохозяйственный производственный Кооператив «Новолитовский». Мы должны развивать переработку, а не гнать сырьевой продукт. Другой вопрос, что ко всему нужно подходить разумно, соблюдая баланс интересов», - говорит он.
Представители отрасли в Амурской области отмечают, что холдинг «Содружество» приступит к строительству завода в 2024 году. Строительные работы займут ещё год – два. Какая ситуация с покрытием спроса на произведенную дальневосточниками сою сложится за этот период, становится неясно. «И здесь необходимы комплексные меры, общими усилиями», - считает Владимир Юсупов.
Отметим, что по данным Масложирового Союза России, при текущей мировой конъектуре масличные в целом сохраняют лидерство по маржинальности среди других культур в растениеводстве. «В частности, по сое маржинальность в этом сезоне составит не менее 45%. В прошлые сезоны она была выше, но за последний год значительно возросли затраты на технику, запчасти, ГСМ, удобрения и другие материальные расходы», - сообщили в организации.
По официальной отчетности, которую сдают сельхозпроизводители, рентабельность сои на Дальнем Востоке составляет около 20 %. Однако эта цифра формируется без учёта капитальных затрат и инвестиций, которые производители ежегодно осуществляют для технической модернизации. Согласно правилам бухучёта, крупные фактические затраты проходят по линии капитальных вложений и не учитываются в текущей себестоимости, поясняют участники рынка. Вместе с тем реализация продолжается до сих пор, и поэтому нельзя говорить о конечной рентабельности.
Добавим, что согласно Росстату, из года в год концентрация производства сои увеличивается в европейской части России. В 2021 году впервые площади выращивания сои в Центральном ФО превысили площади на Дальнем Востоке.