В Министерстве регионального развития представлен доклад об организации поставки и перевозки продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, сообщает пресс-служба ведомства.
В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 9 мая 2014 г. функция по рассмотрению вопросов организации северного завоза возложена на Межведомственную рабочую группу по координации деятельности по контролю за реализацией Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Рабочую группу возглавляет Министр регионального развития Игорь Слюняев. Такое решение было принято после произошедшего срыва северного завоза в ряд районов Якутии из-за обмеления рек в 2013 году.
В соответствии с постановлением Правительства от 23 мая 2000 г. № 402 в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов включены 25 субъектов РФ.
Завоз производится воздушным, автомобильным, речным и морским транспортом, в том числе с использованием Северного морского пути. Завоз речным и морским транспортом, который по себестоимости дешевле автомобильного, производится только в навигацию, которая длится порядка пяти месяцев.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации северного завоза органы исполнительной власти субъектов РФ определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов РФ, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В перечень могут быть включены топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками.
Закупки иных товаров, услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований.
В соответствии с Бюджетным кодексом до 1 января 2015 года бюджетные кредиты юридическим лицам для целей закупки и доставки топлива могут предоставляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Минрегион России поддержал инициативу Государственной Думы РФ о пролонгировании до 1 января 2021 года действия указанной нормы.
На федеральном уровне также предусмотрены инструменты государственной поддержки, в частности, в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусматриваются строительство судов для промерных и изыскательских работ для обеспечения северного завоза; строительство земснарядов; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока.
Перечень продукции, подлежащей централизованному завозу, определяется решением субъекта Российской Федерации. Как правило, в указанный перечень включаются горюче смазочные материалы.
В трех субъектах Российской Федерации Республика Саха (Якутия), Мурманская область и Чукотский автономный округ в перечень включены продовольственные товары.
В соответствии с решением Межведомственной рабочей группы по координации деятельности по контролю за реализацией Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года принято решение о формировании подгруппы по вопросам «северного завоза» в рамках Межведомственной рабочей группы.
Вопрос северного завоза будет включен в повестку следующего заседания Межведомственной рабочей группы, которое запланировано на сентябрь текущего года.