С 5 декабря ВТБ первым из банков запускает для клиентов Private Banking и «Привилегия» новый сервис Mir Pass, который позволит владельцам премиальных карт Mir Supreme бесплатно посещать бизнес-залы аэропортов и ж/д вокзалов России и за рубежом.
«В любой ситуации мы стремимся сохранять высокий уровень обслуживания, поэтому рады первыми представить совместную программу с платежной системой «Мир» – Mir Pass, единственную альтернативу ушедшему из России Priority Pass. Это более 100 бизнес-залов в аэропортах и ж/д вокзалах, доступных нашим клиентам, и мы планируем расширять географию, в том числе за счет зарубежных направлений. Уверен, услуга будет интересна и востребована, особенно накануне новогодних праздников», - прокомментировал Дмитрий Брейтенбихер, старший вице-президент, руководитель Private Banking и «Привилегии» ВТБ.
«В сегодняшней ситуации одной из самых актуальных задач платежной системы «Мир» остается создание и развитие технологичных сервисов, востребованных как у банков, так и у держателей карт. Наше новое решение, которое сегодня предлагает своим клиентам один из крупнейших эмитентов карт «Мир», будет доступно владельцам Mir Supreme в удобном цифровом формате и позволит посещать бизнес-залы без предъявления карты», - отметил Дмитрий Бувин, коммерческий директор платежной системы «Мир».
Сервис Mir Pass создан на основе международного оператора бизнес-залов ON PASS. После простой регистрации через сервисы ВТБ Онлайн и «Привет, Мир!» клиенту Private Banking и «Привилегия» станет доступен специальный QR-код, который нужно будет предъявлять администратору бизнес-зала, входящего в программу ON PASS, даже если карты Mir Supreme в этот момент нет под рукой. Доступ к Mir Pass для VIP-клиентов ВТБ будет безлимитным.
По общему количеству медалей, добытых в профильных олимпиадах за последние годы, подрастающие робототехники Приморья обходят своих сверстников из Москвы, из Санкт-Петербурга и Новосибирска. Чтобы выяснить, как так получается, корреспондент EastRussia посетил региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады во Владивостоке.
Цветы жизни на микросхемах
Гомон детских голосов в одном из корпусов кампуса ДВФУ – верный признак того, что здесь проходит битва юных интеллектов и их детищ: роботов. На кону – попадание в финал Всероссийской робототехнической олимпиады, который в этом году состоится в Челябинске. Отправятся туда девять лучших команд: по три из каждой возрастной категории – младшей, средней и старшей. Конкуренция высока – на старт вышли 82 команды, а это на минуточку – примерно 180 человек и родители в это число не входят.
Младшим из создателей интеллектуальных машин 8 лет, самым старшим – 19. Каждый этап олимпиады имеет свою «легенду» - так в позапрошлом году объединяющей темой стали «Энергоботы» и соответствующие задания из категорий «Энергия дома», «Парковка и зарядка», «Энергетический баланс». В 2022-м: «Роботы помощники» - от робота-спасателя до садовода. Нынешний этап проходит под глобальным девизом «Объединяя мир», а задания так или иначе связаны с морской стихией.
– Ребята должны придумать роботизированные решения, которые будут помогать людям, – рассказывает Юрий Орлов, главный судья этапа олимпиады, директор методического отдела ООО «Центр развития робототехники» (постоянного организатора робототехнических соревнований в Приморье – прим. ред.). – Это задания на экологию, на работу в порту. У младших более «сказочное»: они должны собрать пробы воды, а затем найти «золотой ключик» на дне океана, который поможет кораблю выпустить мальков рыбы ценных пород. У них – в силу возраста и того, того, что они делают первые шаги телеуправляемые роботы – с планшета. Роботы, подготовленные ребятами из старших групп должны выполнять задания автономно.
Задание для робота старшей группы – погрузо-разгрузочные работы в порту. Следуя заданным маршрутом, робот должен найти груз – блоки разного цвета – и погрузить на «большой корабль», затем переместить весь корабль на «рейд», затем проделать похожие манипуляции с «маленьким кораблём».
К выполнению задания подростки готовятся не день и не два – вместе с тренером они строят робота, оснащают его необходимыми механизмами и датчиками, пишут программный код. Казалось бы – в чём соревноваться, если все пришли готовыми? Однако на поведение робота влияет множество факторов – от освещения, до материала «поля» – стенда, по которому движется умная машина. Из-за разного коэффициента сцепления (тренировались на одном материале, а соревноваться приходится на другом) робот может недовернуть, или наоборот – провернуться на месте слишком сильно и манипуляторы уже не смогут захватить «груз» так как надо. К тому же организаторы дают дополнительные – неизвестные заранее вводные – по совершению манипуляций с грузом, перекоммутации проводки итп.
– Основное творчество на олимпиаде остаётся за кулисами, – продолжает Юрий Орлов, – в момент создания робота и написания программы. Здесь проверяется уже то, насколько глубоко ребята вникли в тему, насколько быстро и успешно они могут адаптировать своего робота. Тот, кто сможет лучше перекалибровать своего «питомца», чтобы тот справился с изменившейся обстановкой, и станет победителем. Плюс конечно – уже здесь они должны написать программу для дополнительного задания.
– Совокупность покрытия освещения порождает то, что иногда робот не считывает то, что считывал на нашем поле, и иногда он делает лишний проезд, докручивает колесо, из-за этого разбивается вся программа, - рассказывает Александр Яворский.
– И как оцениваешь шанс на успех?
– Первое место, думаю, не получится занять, потому что есть другой очень сильный участник, но вероятность пройти на Россию, я думаю, у нас есть.
Региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады (ВРО) проходит во Владивостоке уже восьмой раз. С самого начала идейным вдохновителем и организатором этого действа – как впрочем, практически всего «роботодвижения» в Приморье – был и остается Сергей Мун: выпускник ДВФУ, директор «Центра развития робототехники» (ЦРР) и сооснователь «Центра робототехники». «Центр развития робототехники» занимается обучением детей и считается самой крупной на Дальнем Востоке организацией дополнительного технического образования – с 15 филиалами по Приморью, Приамурью и ЕАО. Вторая компания разрабатывает образовательные наборы по подводной робототехнике. Занятия в ЦРР начались в 2014 году и примерно с той поры Приморью нет равных в юношеском роботостроении.
Большая часть команд – как раз воспитанники ЦРР. Индивидуалы – то есть участники, не занимающиеся в каком-либо центре – на таких соревнованиях редкость и не только потому, что робототехника дорогостоящее занятие: набор необходимых комплектующих с датчиками стоит порядка 80 тыс. рублей. Куда важнее наличие тренера – вряд ли кто-то из родителей может похвастаться продвинутыми познаниями в строительстве и программировании роботов.
– За всю историю этих ВРО по количеству медалей высокого достоинства мы находимся на 1 месте в стране, - очень спокойно, буднично рассказывает Сергей. – Приморский край опережает всю Москву, Питер, Новосибирск, Челябинск.
Это связано отчасти с тем, что мы крупные. У нас много филиалов, много детей занимается – порядка трёх тысяч, а чаще всего можно встретить «кружковую» модель, где по 100-200 человек занимается, максимум может быть 300 или 500. Но что ещё важнее – у нас много тренеров, и это сильные тренеры, потому что они тоже много соревнуются между собой. Дети – они все хорошие, но основное наше преимущество в тренерах.
Ещё одно отличие «приморской школы» в том, что ЦРР делает ставку на постоянную длительную работу с детьми – от этапа с простейшими заданиями, вплоть до начальной специализации – погружению в программирование, схемотехнику, участие в совместных больших проектах.
– И даже не в медалях цель, хотя так исторически сложилось, что мы любим разные соревнования и активно в них участвуем, – продолжает Сергей. – У детей должна быть возможность развиваться в том направлении, которое природой заложено или в котором им просто интересно.
У нас в стране система дополнительного технического образования как была в 90-х разрушена, так и не была толком восстановлена. Был сильный провал, из-за которого подготовка инженерных кадров сильно пострадала. Сейчас появились и другие модели технического образования – Кванториумы, IT-кубы. У них немного другая система – они стараются пропустить через себя как можно больше детей, чтобы как можно больше подростков попробовали, потрогали – что такое робототехника и смежные сферы.
Я не говорю, что у нашего Центра государственные какие-то задачи, прежде всего это ориентация на детей, на людей, которые хотят реализоваться, как будущие инженеры или просто даже хотят получить всестороннее развитие.
Советско-японская война, пожалуй, самая предсказуемая – с точки зрения ее начала и фронта боевых действий – и при этом самая малоизвестная кампания Второй мировой войны, в которой, кстати, поставила точку. Она как бы скрыта тенью Великой Отечественной, а еще очень скоротечная – длилась всего-то три недели, но в эти «всего-то» уместилось многое: кровь, гибель, подвиг. Причем, последние были часто повторением подвигов, совершенных ранее на западном фронте. Один из них - подвиг Николая Голубкова, который закрыл собой амбразуру японского дзота, тем самым повторив подвиг Александра Матросова, широко растиражированного советской пропагандой, литературой и кинематографом.
КАФ
Стояла в Хабаровске в свое время Краснознаменная Амурская флотилия, базировалась она на Амуре, в Осиповском затоне, что на северной окраине города. Прилегающий район, соответственно, прозвали База КАФ, хотя сегодня уже никакой базы нет, но в народе по-прежнему проскальзывает шуточное название «База Кайф». Изначально База КАФ была отдельным пригородным поселком и присоединили его к Хабаровску лишь в 1945 году. И вплоть до конца ХХ века - район оставался вотчиной военных моряков: с патрулями, Домом офицеров и парком.
Корабли Краснознаменной Амурской флотилии - гроза браконьеров и нарушителей на всем протяжении российско-китайской границы по рекам Амур и Уссури. Ее бойцы принимали участие не только в пограничных конфликтах, но и в боевых операциях советско-японской войны 1945 года. Именно тогда свой подвиг и совершил Николай Николаевич Голубков.
Из Башкирии на Дальний Восток
Родился будущий Герой Советского Союза 25 апреля 1920 года в башкирской деревне Дмитриевка (сегодня ее не существует). Его отец умер от тифа, когда мальчику было всего два года. Матери с детьми пришлось переехать в соседнюю деревню к своему отцу, где она вновь вышла замуж. Отчим оказался человеком грубым, да к тому же пьяницей – отношения с ним не сложились. Когда Коле исполнилось 15 лет, он сбежал в соседнюю деревню, где начал работать в конторе «Заготзерно».
Когда юноше исполнилось 20 лет, его призвали в армию и отправили на флот. После обучения на дальномерщика, в 1940 году Голубков по распределению попадает на Дальний Восток, в Амурскую флотилию, где становится командиром отделения радистов 67-го отдельного артиллерийского дивизиона, а затем командиром отделения комендоров-зенитчиков (комендор – матрос-артиллерист – прим. автора) плавучей зенитной батареи «ПВО-1232». «Морская» служба пришлась по душе «сухопутному» юноше, к тому же в Хабаровске он женился.
На Фуюань!
В советско-японской войне, которая началась 9 августа 1945 года, старшина Николай Голубков участвовал меньше суток: на рассвете четверга отряд кораблей Кразнознаменной Амурской флотилии, снявшись с якорей, двинулся вверх по Амуру к китайскому городку Фуюань. Приказ «фуюаньскому десанту» был предельно краткий: захватить город.
Сопротивление японцев советские воины встретили еще на подступах к Фуюаню. Особенно досаждал огонь из дзотов. Тем не менее, под шквальным огнем матросы высадили десант, поддерживая пехоту артиллерийским огнем из корабельных орудий. В определенный момент с борта флагманского корабля подали сигнал «Усильте десант». Пришлось отобрать из числа моряков 15 человек. В их числе был и старшина 1-й статьи Николай Голубков, он возглавил одну из двух сформированных групп.
Моряки-амурцы выдвинулись в центр Фуюаня, по пути зачищая чердаки и подвалы. На одной из окраин продвижение задерживал японский дзот, который Голубков решил окружить и закидать гранатами, но план не сработал – моряки гибли и получали ранения. В ногу был ранен и командир подразделения Николай Голубков. Несмотря на это, он пошел на штурм дзота, во время которого получил смертельное ранение, но и сопротивление японцев было сломлено.
Сами воины вспоминают, что жители Фуюаня толпами шли на берег Амура, где стояли советские корабли, и благодарили советских солдат и матросов за освобождение от японских милитаристов.
Вид на современный Фуюань. thethecooper.livejournal.com
За свой подвиг Николай Голубков 14 сентября 1945 года получил звание Героя Советского Союза, орден Ленина и орден Отечественной войны I степени. Его также навсегда зачислили в списки экипажа корабля, которого, правда, физически уже давно не существует. Кстати, за освобождение Фуюаня звание Героя СССР, помимо Голубкова, получили еще старший лейтенант Игорь Сорнев и командир стрелкового взвода лейтенант Семен Шахматов.
Голубкова, а также Тюрина и Патрушева, погибших во время наступательной операции, похоронили в Хабаровске, возле памятника морякам-амурцам, отдавшим свою жизнь в Гражданскую войну. Он находится на главной улице Базы КАФ – Руднева - и лишь недавно был отремонтирован после долгих лет забвения.
Позже именем Голубкова в Хабаровске назвали небольшую улицу, которая ведет к амурскому берегу, а также соседний переулок и проезд. Это частный сектор в классическом его понимании: с гравийной дорогой, немного хаотичной застройкой и отсутствием каких-либо благ цивилизации в виде пешеходных дорожек, урн или скамеек.
В Фуюане, за освобождение которого отдал свою жизнь 25-летний моряк, на месте боя китайцами установлен памятник, на котором написано «Навеки останутся в сердцах китайского народа советские воины — освободители».
Памятник морякам-амурцам в Фуюане. Wikipedia
Сейчас это парк Наньшань, который известен многим хабаровчанам 110-метровой телевизионной вышкой – это один из самых узнаваемых символов приграничного городка, который в ясную погоду видно с российской территории (как китайцам виден Спасо-Преображенский кафедральный собор, высящийся в самом центре Хабаровска). Недавно вышку демонтировали. Дело в том, что во времена COVID-19 и всеобщей изоляции в Фуюань хлынул поток внутренних туристов, в основном, из южных провинций КНР и местные власти оперативно решили, что башня не вписывается в концепцию развития внутреннего туризма, да и сам парк Наньшань нуждается в реконструкции. Остается надеяться, что в погоне за «длинным юанем» памятник морякам-амурцам останется на своем месте.
Сахалинская операция
Фуюаньский десант – лишь одна из операций советско-японской войны. В эти три недели освобождали Маньчжурию (северо-восток Китая), север Корейского полуострова, а также Курильские острова и южный Сахалин.
Смирныховский район, Сахалинская область. Фото Алексей Елаша
Кстати, на Сахалине, пожалуй, самое трепетное отношение к этому периоду второй мировой – здесь провели большую исследовательскую работу, описали места боев и составили карту, с помощью которой можно пройти по «боевым» местам. А еще каждый год в районе 50-й параллели проводят реконструкцию боев.