Вице-премьер, полпред президента по Дальнему Востоку Юрий Трутнев в интервью «Коммерсанту» ответил на наиболее актуальные вопросы, касающиеся развития Дальневосточного региона.
Так, полпред заявил, что заявленное ранее сокращение государственных инвестпрограмм на 2016 год не коснется Дальнего Востока. «У нас есть поручение президента РФ и правительства не сокращать федеральную целевую программу (ФЦП) развития Дальнего Востока. Я буду делать все от меня зависящее, чтобы это поручение было выполнено», — заявил Трутнев. Он отметил, что средства, которые попросили на финансирование Дальнего Востока, не очень большие, учитывая территорию региона. Полпред также отметил, что на каждый рубль бюджетных средств планируется привлечь 11,6 рублей от инвесторов.
Трутнев отметил, что решение пойти по пути очагового развития было правильным, т.к. инвесторы идут туда, где ожидается наибольшая отдача. Сейчас акцент в финансировании Дальнего Востока сделан на поддержку инвестпроектов и развитие территорий опережающего развития (ТОР), а не на создание плотной инфраструктуры. «На неосвоенных пространствах в лесу и не нужна такая плотность инфраструктуры, как в европейской части», — отметил Трутнев.
По словам полпреда, объем финансирования территорий опережающего развития и инвестиционных проектов на три года составит 42 млрд рублей. Благодаря этим государственным инвестициям удастся привлечь частные вложения на сумму 383 млрд рублей. «Если брать проекты высокой степени готовности, которые готовятся к рассмотрению, получается практически полтриллиона», — считает Трутнев.
Говоря о результатах, которых удалось достигнуть за те полтора года, что Юрий Трутнев курирует Дальневосточный регион, полпред отметил, что есть утвержденный план из 9 ТОР и шесть запущенных инвестпроектов. Этот список в ближайшее время расширится. «Но основной результат — удается потихонечку конструировать то, что мы считаем матрицей развития», — полагает Трутнев.
Говоря о программе бесплатного выделения 1 га земли жителям Дальнего Востока и россиянам, планирующим туда переехать, Трутнев отметил, что речь идет о земле без инфраструктуры. Причина тому проста. «Хотим исключить спекуляцию. Если мы дадим возможность чиновникам распределять одновременно землю с инфраструктурой и без нее, они обязательно придумают, как заработать. Поэтому речь идет о земле без инфраструктуры. Давайте попробуем, мы ничем не рискуем. Даже если каждый житель региона получит по гектару — это 1,7% территории Дальнего Востока», — заявил полпред.
Трутнев также отметил, что из объема субсидий, выделенных на авиационные перевозки в России, около 70% приходится на Дальний Восток. Однако пока этого недостаточно. «Пока не удается этими деньгами компенсировать гигантское расстояние, но этим надо заниматься, снижать цену билетов», — сказал Трутнев.
Касаясь вопроса оттока населения Юрий Трутнев отметил, что это — основная тенденция последний лет и главная угроза. Однако за последние полтора года отток населения сократился вдвое. «Это неплохо. Мы должны развернуть поток, сделать так, чтобы люди ехали на Восток. Один проект, будь то ТОР, свободный порт Владивосток, остров Русский, Уссурийск или этот бесплатный гектар, ничего не изменит. Но все действия вместе должны сделать Дальний Восток удобным местом для бизнеса и жизни», — считает Юрий Трутнев.
Трутнев отметил, что на момент первого обсуждения ТОР у председателя правительства РФ 14 из 16 присутствующих членов правительства были против. Однако полпред уверен, что с этой задачей удастся справиться, потому что работа над концепцией ТОР проходит «искренне, креативно и компетентно».
Говоря о коррупции, Трутнев отметил, что борьба с ней осуществляется «абсолютно хирургическим методом». «Я стараюсь делать так, чтобы никто из наших замечательных чиновников, которые вместе со мной занимаются работой на Дальнем Востоке, никакие деньги и блага не распределял», — добавил полпред.
Говоря о привлекательности и продуманности инвестпроектов на Дальнем Востоке, Трутнев отметил, что развенчивается миф о том, будто бы на Дальнем Востоке нет подготовленных проектов, куда инвесторы могли бы вложить средства. «Вообще развенчиваются многие мифы. Первый — что у нас нет подготовленных проектов. Неправда. Когда мы на Дальнем Востоке начали организовывать полевую работу, к нам в сети попало 400 проектов. Не случайных идей вроде «а не открыть ли мне фабрику валяной обуви», а нормальных проектов для рассмотрения», — заявил полпред.