Вице-премьер Юрий Трутнев прибыл с рабочим визитом в Якутию. В республике он пробудет до 24 февраля.
Рабочая программа началась сразу по прилету, в аэропорту Якутска, где установлена зоны приветствия участников и гостей первого всероссийского турнира по стрельбе на дальние дистанции памяти Героя СССР Федора Охлопкова, который стартовал в Якутии.
Также в программе совещание по реализации мастер-плана Якутска и Нерюнгри, посещение креативного кластера «Квартал Труда», ряда социальных объектов, в том числе Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия).
Обывателям двухдневный визит Юрия Трутнева в Читу запомнился чистыми улицами по маршруту проезда кортежа, инвесторы увидели вектор развития.
Визит полпреда в Забайкалье в заголовках местных СМИ отразился большей частью претензиями к мастер-плану Читы, впрочем вдумчивый читатель озаботился не только тематикой изменением облика и роли краевого центра. Прицел на юго-восток, в сторону границы с Китаем не требовал «вооруженного взгляда». Как получить от соседства максимум пользы? Чем чревата логистика, замкнутая на Азию? Чем мотивировать компании вкладывать деньги в развитие забайкальских территорий?
Сейчас пограничные с Китаем регионы уже не воспринимаются просто как субъекты, которые в равной по всей стране степени нужно курировать, контролировать и развивать на равных с остальными регионами.
фото: ОАО «РЖД»
Переворот в оценке роли этих регионов начался не «вчера», но он получил ускорение после 24 февраля, когда стало понятно, что европейская граница почти целиком оказалась на вполне реальном для России замке и экономику страны сейчас нужно будет кардинально разворачивать в сторону азиатов. Для Забайкалья точка буквального соприкосновения экономик двух стран - посёлок Забайкальск с его пограничным переходом, международным автомобильным пунктом пропуска и железнодорожным транзитом.
Логистика и импортозамещение
«Забайкалью переориентироваться на другие рынки вряд ли есть необходимость, у вас рядышком огромный рынок. И вообще для всех субъектов Дальнего Востока большой переориентации с точки зрения товаров не происходит. Мы как работали в большей части с Азиатско-Тихоокеанским регионом, так и продолжаем эту работу, плюс естественно внутренний рынок Российской Федерации», - сказал Юрий Трутнев в первый день работы в Чите.
В стране перестраивается вся логистика, прежние бизнес-связи порвались, и конструировать новые нужно сейчас, не откладывая. Делать это необходимо максимально быстро, от результата и скорости зависит бизнес и повседневная жизнь миллионов людей. Они привыкли поутру выпивать чашку пахнущего травами чая или качественного кофе, покупать пачки молока по определённой цене, привыкли знать, что, приходя в магазин бытовой химии, будет большой выбор стиральных порошков. Стоит нарушиться этому укладу - дискомфорт от изменения мелкой привычки превратится в огромный стресс.
«Сложность в логистике, потому что сегодня мы старались разобраться с тем, что происходит на потребительском рынке с ценами, и есть ощущение, что логистика дорожает, что те меры, которые предпринимаются по расширению БАМа, Транссиба недостаточны, их надо ускорять, потому что вся страна развернулась на Дальний Восток. Мы-то и были на Азиатско-Тихоокеанский регион сориентированы, а вот те предприятия, которые были сориентированы на Запад, они сейчас поворачиваются на Восток. Поэтому есть логистические сложности, которые нужно решить», - заявил Юрий Трутнев.
Вторым после логистики по частоте упоминания в последние месяцы стало импортозамещение, ставка на отечественного производителя. Отразилось это и на программе визита полпреда – он посетил завод погрузчиков, руководитель которого рассказал, что особых проблем с деталями нет, но избыточные таможенные платежи откровенно мешают.
фото: пресс-служба полпреда Президента в ДФО
Позже на совещании Юрий Трутнев заявил, что примерно знает, как помочь предприятию увеличить объёмы продаж и решить текущие вопросы.
Плюс диверсификация
Полпред отметил появление в регионе около 50 новых проектов, при том, что объём инвестиций по всем существующим превысил 100 миллиардов рублей, а ещё 200 миллиардов экономика получит во время их реализации.
«Можно ли работать быстрее? Я считаю, что можно и нужно. Мы сейчас работаем над новым пакетом предложений по преференциям. Инвестиции – это такая очень гибкая субстанция. Они идут туда, где выгоднее режим, где можно быстрее всё построить, быстрее окупить инвестиции, больше получить прибыль», - сказал полпред.
Подчеркнув важность геологоразведки как традиционной для Забайкалья отрасли, которая привлекает внимание инвесторов, он отметил, что сейчас время не сосредоточиваться на одной отрасли, а вкладывать усилия в прокачку нескольких. Тех, что помогут улучшить условия для жизни с в крае, и за его пределами.
«Разрабатываются месторождения свинца, цинка, олова, меди, месторождения урана. Это всё известно. И я тут больших сложностей не вижу, мы будем помогать, механизм уже налажен, но вот то, что начинаются проекты в части оздоровления, что много проектов логистических, терминалов – мне кажется, это важным. Должна быть такая диверсификация. Нельзя развиваться в одном направлении только».
А теперь подробнее о том, какие проекты Трутнев имел в виду, вполне вероятно, что в случае их реализации их результатами будет пользоваться весь Дальневосточный федеральный округ и далеко за его пределами.
Санаторий «Кука»
Несколько лет назад здесь, как и во многих санаториях советской эпохи, царила затхлость и разруха. Во времена СССР это был хороший по тем меркам санаторий, первую скважину которого пробурили ещё в 1936 году, но его модернизация в последние десятилетия являлась быть может только в мечтах самых смелых местных визионеров.
Санаторий удобно расположен - совсем рядом с Читой, но его ценность в минеральных источниках, о целебных свойствах которых веками знали местные жители, эвенки и буряты. В XX веке после строительства основных баз здесь, как и в последующие годы, за основу лечения брали грязи озера Угдан и помогали избавляться от гастритов, язв, болезней печени, лечить сахарный диабет, болезни мочевыводящих путей и многое другое.
Несколько лет назад санаторием занялся бизнесмен, бывший министр здравоохранения Забайкальского края Сергей Давыдов, заявивший, что сделает из него маленькую Швейцарию.
Зерновой терминал
Активная проработка проекта зернового терминала началась в 2019 году. Дело в том, что и непосредственно из Забайкалья, и из других регионов России через границу в посёлке Забайкальск на экспорт шли тысячи тонн зерна. Была необходимость и в обратном его движении – из-за границы в Россию. Мощности международного пункта пропуска с этой задачей не справлялись.
изображение: Забайкальского зернового терминала (входит в Группу компаний «Новый Сухопутный Зерновой Коридор»)
В декабре 2019 года Корпорация развития Забайкальского края включила инвестпроект международного зернового терминала в число резидентов территории опережающего развития «Забайкалье». Проект предусматривает создание 207 рабочих мест, перевалку зерновых из российских вагонов в китайские в объёме восьми миллионов тонн, инвестиции оценивались в 8,9 млрд. рублей. Новый комплекс должен закрыть вопрос экспорта сибирского зерна в Китай.
Дальневосточная концессия
Вместе с Юрием Трутневым в Читу прилетел министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Он говорил о первом опыте реализации дальневосточной концессии в Забайкалье - действие этого механизма проверили на Первомайской ТЭЦ.
«Старый и сложный проект, который должен являться модельным для обновления энергетики, теплоэнергетики в большом количестве малых и средних населённых пунктов Дальнего Востока, которые при обычных механизмах не «летали», что называется», - рассказал Чекунков.
Особенностью проекта переоборудования ТЭЦ стало то, что в нём для нуждающегося в помощи предприятия сочетались сразу несколько механизмов: средства Фонда развития территорий, низкая процентная ставка, льготное финансирование и непосредственно дальневосточная концессия.
«Благодаря совмещению становится возможным дать людям надёжное тепло и сэкономить большой объём субсидий из федерального бюджета на примере Первомайской ТЭЦ», - добавил глава Фонда развития ДВ и Арктики.
Обещание инвесторам
«По-прежнему довольно много претензий у инвесторов с точки зрения проверок. Я практический каждый день что-то такое получаю, - отметил Юрий Трутнев. - Например, большая часть проверок связана с инвестиционным циклом. То есть предприятие ещё не построено, но проверяющие туда уже пришли, они уже чего-то ищут, а чего – не всегда понятно. Я понимаю, что должны быть меры контроля, связанные с безопасностью людей при строительстве, но это совсем отдельный институт. Но когда туда приходят другие институты, возникает вопрос: «больше нечем заняться?»
Он пообещал внести на рассмотрение правительства России отмену всех проверок находящихся на инвестиционном цикле дальневосточных предприятий, кроме тех, от которых зависят жизни и здоровье людей.
Не про экономику
Помимо совещаний и работы с инвесторами, Юрий Трутнев увиделся с забайкальским тренером по тайскому боксу Рустамом Байраковым, который работает с детьми из детских домов и трудными подростками.
фото: пресс-служба полпреда Президента в ДФО
«Мне вообще слова «трудные подростки» как-то не очень нравятся. Простых ведь подростков и не бывает. Просто у них много энергии, её, конечно, можно оставить внутри, и тогда она уже выплеснется в той форме, в которой получится. А можно её использовать в спортивных достижениях. Поэтому ребята в спорте обычно упорные, целеустремленные, сильные. Я думаю, что таких граждан нам в стране и надо много», - подчеркнул Юрий Трутнев.
Но воспитание детей - уже совсем другая история.
На пленарной дискуссии «PROДФО-Владивосток» lX Дальневосточного медиасаммита представители федеральной власти – вице-премьер российского правительства и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, а также губернатор Приморья Олег Кожемяко, рассказали, как на их взгляд, изменилась жизнь дальневосточников за последние годы.
PROбизнес
В условиях санкций
Восемь лет назад на Дальнем Востоке заработала система преференциальных режимов для бизнеса, которая дала толчок развитию экономики. Сейчас ей пользуются почти 3000 инвесторов. Однако, с введением санкций, здесь, как и в других регионах России, естественно, возникли сложности и многочисленные вопросы.
Тем не менее, Юрий Трутнев утверждает, что к настоящему моменту нет ни одного инвестиционного проекта, который бы остановился.
«Есть проекты, у которых уже подписаны контракты, но задерживается оборудование, проекты с проблемами финансирования, потому что их финансировали синдикаты с участием, в том числе, иностранных компаний. Задержки иногда по полгода и год, но остановок проектов нет», - подчеркнул он.
По его словам, власти готовы подстраиваться по меняющиеся условия. Так, когда под удар попало кредитное финансирование – кредиты стали дороже, а экономика проектов начала разрушаться, решение нашли быстро.
«…Значительную часть средств государственной программы по развитию Дальнего Востока направили на субсидирование процентной ставки по кредитам. 29 млрд – на Дальний Восток. Сейчас ставка рефинансирования начала снижаться, и мы уже видим, какой объем средств действительно потребуется. Часть денег мы будем переносить обратно на строительство инфраструктуры», - пообещал полпред, добавив, что будут сделаны и другие шаги по поддержке бизнеса.
За последние месяцы появились и другие новые вызовы, и значительная часть их них связана с развитием транспортных коридоров – России нужно как можно быстрее увеличивать пропускную способность БАМа и Транссиба, развивать Северный морской путь.
По суше и морю
Как заметил Алексей Чекунков, 6 лет назад по СМП провозили всего 6 млн тонн грузов, но показатель растет на 30-50% в год. Так, в прошлом году он достиг 35 млн тонн, а к 2024 году должен достичь 80 млн., затем еще больше. По СМП будет идти дорогой экспортный товар.
«В первую очередь - это сжиженный природный газ с проекта «Новатэка» и нефть с проекта «Восток Ойл». Уже через пять лет они будут давать 100 млн тонн груза в год – 50 млн тонн это СПГ, а это на секундочку 50 млрд $, и 50 млн тонн нефти - это еще 50 млрд $. Сейчас главная задача для нас, для правительства Российской Федерации, обеспечить Северный морской путь такой инфраструктурой, чтобы все эти грузы были вывезены. В этой связи есть свежий перечень поручений президента России», - отметил глава Минвостокразвития.
Инфраструктура, о которой говорил министр, - это ледоколы, портовые мощности, спасительная инфраструктура и инфраструктура связи.
«Таким образом мы получаем новый большой коридор, который будет генерировать большие экспортные потоки для России на десятилетия вперед. Создание флота части ледоколов, это, пожалуй, самое главный компонент. Более 90% российского производства локализовано, в этой части мы полностью защищены. В части создания газовозов ледового класса – они строятся в кооперации с корейскими компаниями. Я предположу, что поскольку это вопрос энергетического будущего всей Азии, программа будет выполнена», - заметил он.
Упомянутые Алексеем Чекунковым танкеры-газовозы строятся на судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.
Как заявил Олег Кожемяко, предприятие загружено полностью, а также обеспечивает работой Славянский СРЗ, завод в Находке, в скором времени доки появятся в Дунае. Получается такая большая кооперация.
Локализацию начали делать заранее – стали собирать винторулевые колонки по лицензии, стали строить корпуса газовозов класса Arc7. В ближайшие пять лет завод не ощутит каких-то падений. К тому же, по мнению губернатора, военно-промышленный комплекс теперь будет размещать больше заказов, в том числе и на дальневосточных заводах.
Что касается приморских портов, их в крае 7, то они, по словам Кожемяко, испытывают «некоторую недозагруженность мощностей».
«Да, сейчас у нас падение по портам порядка 10%, но не повсеместно. Некоторые упали на 30-40%, а некоторые не просели вообще. Ушли крупные компании, вроде Maersk и MSC, но на их место приходят небольшие китайские перевозчики. Ощущается недостаток судов, особенно балкеров. Все семь действующих портов имеют дополнительные мощности. Например, порт Восточный имеет плюсом возможности по перевалке 30 млн тонн угля. Строится порт Суходол, который в декабре выйдет на первые мощности, 7 млн тонн, порт «Вера» выходит, «Коулстар». Сегодня нам нужно еще порядка 100 млн тонн для их полной загрузки. Необходимо расширять Транссиб от Волочаевки до Находки. Это такая большая задача», - считает он.
PROлюдей
Ищут крылья
Еще одна большая задача – не допустить того, чтобы дальневосточники снова вспомнили об «островном синдроме». Раньше в силу отдаленности и дороговизны билетов, поездки в центральные регионы могли позволить себе далеко не все, но, когда в продаже появились льготные билеты, путешественников стало намного больше. Теперь же, снова из-за санкций, проблема может возникнуть с самолетами.
По словам Алексея Чекункова, вопрос полетов в условиях ограничений за последние месяцы он несколько раз обсуждал с руководством авиакомпании «Аврора». Единая дальневосточная авиакомпания в начале мая уже столкнулась с дефицитом авиационной техники, но, как сказал Чекунков, она делает все для обслуживания своих рейсов.
«Единая компания подписала с Минпромторгом и ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) соглашение на поставку 45 воздушных судов российского производства до 2025 года, в чем и была цель создания этой компании. В этом году должны поступить первые Суперджеты. Мы разворачиваем на территории опережающего развития в Комсомольске-на-Амуре производство легкомоторных самолетов «Байкал», причем сами создаем производство за счет госпрограммы развития Дальнего Востока, которую администрирует Минвостокразвития», - пояснил он.
Также большое внимание уделяется вертолетной технике, которая производится ан заводах в приморском Арсеньеве и столице Бурятии Улан-Удэ. Возобновили в России и производство ИЛ-114.
Самолеты будут комплектоваться отечественными двигателями. При этом, сказал Чекунков, «минпромторг оптимистично смотрит на перспективу оснащения всей линейки техники отечественными двигателями».
Будет продолжена и программа льготных перелетов. В этом году на три программы льготных перелетов правительство выделило беспрецедентные 16 млрд рублей.
«Мы работаем с авиакомпаниями, чтобы форма продаж стала удобной. Помните, что когда-то Аэрофлот вообще не продавал через электронную систему льготные билеты, человеку нужно было идти в кассу и доказывать, что человек он входит в льготную категорию. Люди на морозе часами стояли, ожидая очереди. Сейчас, по заверениям руководства Аэрофлота, это проблема решена, билеты можно приобретать через электронную систему бронирования», - заверил глава Минвостокразвития.
Жизнь на гектаре
В этом году исполняется 5 лет одной из самых спорных программ развития макрорегиона – «Дальневосточный гектар». Сейчас в ней больше 100 тыс. участников, и как говорит Алексей Чекунков, есть «очень яркие истории»: «Люди, которые изменили свою судьбу. Группы людей, которые создают потрясающие проекты. Наши соотечественники, староверы, которые вернулись из Латинской Америки».
Сейчас на «гектарах» развернулось индивидуальное жилищное строительство, на это выдан почти миллиард рублей ипотечных кредитов.
«Но все равно мы считаем, что это только начало. Этот инструмент нужно постоянно совершенствовать, и мы готовим пакет поправок, которые снимут любые деформации, проявившиеся на пятый год работы проекта. Сейчас, когда начинается оформление гектаров в собственность, мы плотно работаем с муниципалитетами, уполномоченными органами, Росреестром, для того чтобы сделать сервис как можно более удобным для людей не только на этапе выбора и получения участка, но на этапе оформления его в собственность», - подчеркнул Чекунков.
В начале года стало известно о большом количество обращений людей, недовольных тем, что не могут по разным причинам перевести землю в собственность. Юрий Трутнев тогда попенял нерадивым чиновникам и пообещал контролировать процесс. С того момента количество обращений снизилось в четыре раза. А поправки в законодательство, пообещал Алексей Чекунков, помогут исправить ошибки.
Чаще всего землю берут в Приморье. Всего подано 75 тыс. заявлений, 24 тысячи человек уже оформили землю.
«Считаю, что с каждым годом эта программа будет более востребована и мы увидим больше людей, приезжающих в край. Работает программа и по переселению староверов, уже в нескольких муниципалитетах они разместились. Мы помогаем им, в частности, в приобретении техники», – прокомментировал глава Приморья.
Об этом, если в общих чертах, говорили высокопоставленные чиновники. Однако, как заметил, предваряя дискуссию Юрий Трутнев, истину о том, как изменилась жизнь на Дальнем Востоке, не стоит искать у него: «Здесь живет много людей, у каждого свое мнение и своя оценка. Я могу только сказать, что мы делаем все возможное, чтобы жизнь менялась к лучшему».
Мастер-планы разрабатываются для 25 дальневосточных городов – это 11 региональных центров, девять городов с численностью населения свыше 50 тыс. жителей, три города – менее 50 тыс. жителей, две столицы БАМа. На сегодня все мастер-планы готовы к воплощению.
Работы пройдут в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Чита, Краснокаменск, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Корсаков, Тында, Северобайкальск, Магадан, Анадырь, Якутск, Нерюнгри, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный, Белогорск, Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск, Арсеньев, Биробиджан. Новые стройки начнут запускать уже в 2024 году и должны завершиться до 2030 года. В декабре 2023 года завершено первое мероприятие в столице Камчатки: благоустроена смотровая площадка на сопке Петровской. Первый мастер-план утвердили в сентябре 2022 года для Петропавловска-Камчатского.
Мастер-план – это не только развитие территории, это – инструмент, который предполагает комплексный подход и включает в себя архитектурные решения, социальные, экономические, экологические и культурные аспекты. Кроме того, он помогает найти баланс между интересами жителей, властей и бизнеса.
Общий объем финансирования проектов мастер-планов составляет 4,4 трлн рублей, из которых 2,2 трлн будут выделены из федерального бюджета, остальное – из внебюджетных источников. В общей сложности запланировано 835 мероприятий – это более двух тыс. проектов.
В ходе сессии глава Якутии Айсен Николаев представил опыт развития городов республики на основе мастер-планов. В Якутии уже разработано и утверждено 11 мастер-планов городов и поселков, включая арктические населенные пункты, еще десять находятся в разработке. Самые значимые из них – мастер-планы Якутска и Нерюнгри. Они утверждены на уровне правительства РФ на общую сумму 562 млрд рублей, основная часть которых – это федеральные деньги и внебюджетные средства.
«Огромный объем работы предстоит. В Якутске одной из главных задач стоит полная ликвидация аварийного жилья, признанного таким до сентября 2023 года, строительство нового инновационного центра нашей столицы, появление Ленского моста, Арктического центра эпоса, кинопавильона полного цикла. В Нерюнгри главная задача – наряду с созданием новых общественных пространств, внедрением энергоэффективных технологий – создание новой системы здравоохранения. С этого года начнется строительство школ в Якутске, а в Нерюнгри уже идет реконструкция объектов здравоохранения», – рассказал Айсен Николаев.
Начавшаяся реализация мероприятий всестороннего развития территорий привела власти к выводу: без четкого контроля и руководства не обойтись. Глава Якутии отметил, что в республике сформированы необходимые условия для решения этих задач: в марте прошлого года открыт проектный офис для реализации ключевых мероприятий в рамках мастер-планов, создан оперативный штаб по строительству и реконструкции объектов, которые включены в мастер-планы Якутска и Нерюнгри, работает ситуационный центр главы республики. Это нивелирует бюрократические проволочки, синхронизирует решения органов власти и подрядчиков.
Подобные рычаги управления создаются и в других дальневосточных регионах. Глава Якутии предложил создать оперативный штат на уровне полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, который будет контролировать реализацию мастер-планов. Он добавил, что необходима цифровая управленческая платформа для мониторинга реализации мастер-планов с учетом лучших практик и проблем.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов рассказал, что в регионе разработаны два мастер-плана: для Улан-Удэ и Северобайкальска.
«Они появились не с нуля, реализация мастер-планов – это большой, комплексный проект, требующий включения множества ответственных институтов. Это и транспорт, и экономика, и система образования, и бизнес. Уже сегодня в Улан-Удэ реализуется флагманский проект мастер-плана – преобразование центра города, куда вложено четыре млрд рублей только на городскую инфраструктуру ЖКХ. Подписано концессионное соглашение о строительстве театра «Байкал», национального музея республики – сумма 10 млрд рублей. Принципиально важно для успешной реализации проекта создавать единый центр управления, и у нас в республике такая структура уже есть», – рассказал Алексей Цыденов.
С тем, что необходимо создать курирующие мастер-планы органы, согласился и представитель девелоперов – управляющий партнер по сегменту «Регионы» ФСК Алексей Алмазов. Также он указал на проблему нехватки кадров.
«Госрегулирование мастер-планов необходимо. Это – открытый живой документ, который будет развиваться и изменяться во времени. Должна быть возможность внесения изменений без бюрократических проволочек. При реализации мастер-планов группа компаний “ФСК” столкнулась с большой проблемой нехватки кадров. Все хотят запускать комплексные программы развития, но специалистов на весь ДФО не хватает – соответственно, растут расходы на персонал, что влечет удорожание проектов», – добавил он.
Участники совещания согласились, что проектное управление помогает в реализации намеченных задач. Важно, чтобы и бизнес, и жители принимали участие в реализации мастер-плана после его принятия. Также необходимо сформировать систему подготовки экспертных кадров, которые могли бы транслировать опыт управления городскими проектами.Строительная отрасль – одна из немногих, где результаты видны обывателю невооруженным глазом: строительные краны либо есть, либо нет, дома или строятся или нет. Даже, если судить по этим признакам, то строительство в Хабаровском крае на подъеме – по крайней мере, в городах.
О том, чего удалось добиться и с какими проблемами приходится сталкиваться, на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края рассказал исполняющий обязанности министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов.
Строительная отрасль дает Хабаровскому краю 6% валового регионального продукта, объем подрядных работ вырос в этом году в 1,7 раза и составил 123 млрд рублей, только налоговых отчислений получилось на 10 млрд рублей. В крае работает около 70 застройщиков, в том числе федеральных. «Зашли» девелоперы из соседних регионов – Якутии и Сахалина.
«По темпам строительства Хабаровский край входит в тройку лидеров среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Для расширения отрасли на территории края создан строительно-промышленный кластер, Минпромторгом он был включен в федеральный реестр, его участниками на сегодня являются 26 предприятий», – доложил Алексей Дубов народным избранникам Хабаровского края.
При том, что Хабаровский край второй по количеству жителей субъект ДФО (по данным Росстата на 1 января 2023 его население составило 1 284 090 человек), регион уступает по вводу жилья Якутии, в которой проживает 997 565 человек – там к 1 ноября построили 483 тыс. кв. метров и Приморью – там за этот же срок возвели 945 тыс. кв. метров (население Приморского края 1 820 076 человек). Хабаровский край едва-едва – на 6 тыс. кв. метров обогнал Бурятию, в которой живет 974628 человек.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» объем жилищного строительства должен к 2030 году увеличиться и составлять не менее чем 120 млн кв. м в год. Это означает, что на каждого россиянина в год должно вводиться по 0,82 кв. метра жилья. В Хабаровском крае пока что получается лишь по 0,41. В этом году планируется ввести 500 тыс. квадратных метров, на первое ноября фактически было построено 389,3 тыс. кв. метров. Причём бОльшая часть – это квадратные метры, появившиеся в рамках индивидуального жилищного строительства. Лишь 176,8 тыс. кв. метров приходятся на многоквартирные дома.
«Рост объемов жилищного строительства обусловлен работой как местных, так и привлеченных в край федеральных застройщиков, а также использование новых федеральных инструментов развития жилищного строительства. В работе сейчас около миллиона квадратных метров жилья строится только по многоквартирным домам, это на 15,5 % больше, чем годом ранее», – рассказал Алексей Дубов.
Ежегодного ввода миллиона «квадратов» можно добиться путем комплексной застройки микрорайонов. Сейчас их в Хабаровске несколько: Ореховая сопка, 6 и 7 микрорайоны, ДОСААФ, село Мирное – вкупе здесь построят четыре млн кв. м жилья. А еще дорогу, подстанцию, детские сады.
Совместно с Минвостокразвития в крае выбрали площадки под «дальневосточный гектар» – 128 гектаров, где хотят построить 700 тыс. кв. метров жилья. Строить будут в два этапа: сначала застроят 45 гектаров, введя 250 тыс. кв. м жилья, при этом первые 50 т. кв. м – уже к концу 2026 года.
На втором этапе в Хабаровске хотят «подвинуть» из городской черты ДОСААФ с его аэродромом, а на освобожденных 83-х гектарах построить еще 450 тыс. кв. метров жилья.
Аварийное и ветхое
Почти каждый, кто был в Хабаровске или проезжал сквозь него, обращал внимание на «бараки» на проспекте 60-летия Октября. Стоят они здесь давно и казалось, переживут еще многих. Но в последние годы дело сдвинулось: пусть с помпой и не все сразу, но их стали сносить.
Для строительства жилья под переселенцев из аварийного и ветхого жилья в крае определено 39 площадок комплексной застройки, всего 700 гектаров.
«Дом дальневосточника»
«Дом дальневосточника» – еще один «уникальный» проект, который пытаются реализовать и в макрорегионе, и в регионе. Смысл его, если вкратце, таков: берем «дешевый» кредит, выбираем один из предлагаемых готовых проектов, покупаем домокомплект у аккредитованного застройщика и через короткое время въезжаем в собственный дом. Вопрос, конечно, пока больше, чем ответов, к тому же опрос показал, что дальневосточники в деревянном «доме дальневосточника» жить не очень-то и хотят.
Но тут, конечно, подкупают условия: льготный кредит по сниженной ставке до 12 млн рублей и заявка через электронный сервис.
Арендные квартиры
Еще один федеральный проект, реализуемый в макрорегионе, арендные квартиры, которые будут предоставлять на период работы нужным в каждом конкретном регионе специалистам, в том числе учителям, врачам. При этом специалист будет платить около 30% от арендной платы, остальное в равных долях добавят федеральный центр и регион.
Всего таких квартир решено построить в ДФО около 10 тысяч. Хабаровскому краю отвели квоту в 1640 квартир, их уже распределили: 89 – в Комсомольске-на-Амуре, остальное – в Хабаровске. 965 уже начали строить, чтобы в 2025 году построят.
Что делать с другими городами и поселками, где не меньше (а, может быть, даже и больше) нужны врачи и учителя – не понятно. Еще сложнее – с северными территориями, где нет ни застройщиков, ни производственных мощностей, а транспортная составляющая может убить любой проект на корню.
Социалка
Темпы и объемы строительства социальных объектов, если верить г-ну Дубову, в Хабаровском крае тоже растут: если в 2022 году было введено 12 таких объектов, то в этом году – 10, и еще 10, как говорится, «на подходе», то есть в высокой степени готовности.
Сложнее всего с Комсомольском-на-Амуре. Здесь до сих пор не могут построить ни дамбу, ни набережную, ни больницу, ни онкологический диспансер. Чтобы разрубить этот «Гордиев узел», было принято решение завести на объекты Военно-строительную компанию, которая и с объемами должна справиться, и не обманет.
Мастер-планы
У Хабаровского края их три: по самому Хабаровску, Комсомольску-на-Амуре и Советской Гавани. Первые два уже утверждены, «приморская столица» края пока еще в разработке.
Планы по Хабаровску глобальные: построить новое здание для Дальневосточного художественно музея – тут уже заключено инвестиционное соглашение, идет уточнение параметров на проектирование.
Другой глобальный проект – межвузовский кампус. По нему готова концепция застройки, разработана проектно-сметная документация первой очереди, которая скоро уйдет на государственную экспертизу.
По набережной в Хабаровске, разговоры про которую идет уже больше 10 лет, разработана документация на планировку территории, она включает в себя участок от Уссурийского бульвара до улицы Запарина (то есть лишь часть от всей набережной).
Набережную и кампус обещают начать строить уже в следующем году.
Немного о проблемах
Они есть: коммерсанты не хотят идти в северные районы, где маленькие объемы строительства, хотя потребности – в пересчете на душу населения – еще больше, чем в городе.
Еще мало своих материалов. К примеру, отделочные материалы, стекло, плитку проще закупать в Китае, чем пытаться наладить свое производство. По этой же причине федеральные застройщики, пришедшие в регион, до сих пор раздумывают над локализацией производства стройматериалов: ну, перетащим в Хабаровский край пару заводов, а когда закончится объем строительства, что с ними делать?
Самая острая проблема отрасли – кадровая. Стройкам региона не хватает как минимум трех тысяч человек.
Для населения восточных регионов России авиация традиционно играет стратегическую роль, и было бы странно, если этот вид транспорта не нашел отражения в стратегиях пространственного развития городов. Мастер-планом Северобайкальска предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Нижнеангарск, Тынды – ремонт местного аэровокзала и привокзальной площади. Решается вопрос о восстановлении полноценной работы авиаузла в Советской Гавани (Май-Гатка). Кроме того, по программе специальных казначейских кредитов более 700 млн руб. пойдет на новую взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием в аэропорту Южно-Сахалинск. Развитие аэродрома повысит регулярность и безопасность полетов, а также обеспечит рост пассажиропотока, ожидаемый после открытия нового терминала на 5 млн пассажиров в год.
Не останется без внимания и прибрежно-портовая инфраструктура. В Северобайкальске намечен капитальный ремонт двух причалов. Стоит сказать, Восточно-Сибирское речное пароходство с поступлением нового флота намерено возродить маршрут, связывающий этот город с Иркутском.
В Находке запланирована реконструкция пассажирского причала №19 в морском порту с проведением дноуглубительных работ. Это может привлечь дополнительный турпоток, создав предпосылки для развития круизного туризма. В настоящее время износ причальной стенки, к которой могут пришвартовываться пассажирские суда, превышает 70%.
Большой проект в области портового хозяйства запланирован в рамках мастер-плана Южно-Сахалинской агломерации, точнее в Корсакове. В местном торговом порту должен появиться новый контейнерный терминал, будут также реконструированы гидротехнические сооружения.
Наземное метро выйдет к храму
Если говорить о железнодорожном транспорте, то наиболее амбициозным выглядит проект городской электрички или легкого метро во Владивостоке. В столице Приморья планируется расширить движение пригородных электропоездов за счет создания новых посадочных платформ: например, в районе стадиона «Динамо», мыса Кунгасный, остановочного пункта Третья Рабочая. Совместно с местной администрацией решается вопрос о продлении маршрутной сети от станции Владивосток до остановочного пункта «Казанский храм» (район Эгершельда). С РЖД и компанией «Экспресс Приморья» сформирована рабочая группа.
«Достигли договоренности по разработке профильным железнодорожным институтом вариантов размещения пассажирских платформ и дополнительных путей для запуска, а также возможного включения части работ в инвестиционную программу компании», – сообщил мэр Владивосток Константин Шестаков.
Городская электричка призвана стать системообразующим проектом в области общественного транспорта города. Это разгрузит автомобильные дороги в сторону центра города, сделает маршруты более удобными для пассажиров. Во Владивостоке необходим такой вид транспорта, который гарантированно доставит вас из точки А в точку Б вне зависимости от ситуации с дорожным трафиком, чрезвычайными ситуациями погодного характера, и по доступной цене, подчеркивает мэр.
Трамвай желаний
Практически ни один из мастер-планов не обходится без намерений по реконструкции и расширению улично-дорожной сети. Например, к 2025 году в Хабаровске будет приведено к нормативному состоянию 85 дорог. Что касается общественного транспорта, мастер-план краевого центра предполагает к 2030 году замену 550 автобусов, троллейбусов и трамваев. Проект обновления муниципального парка сегодня оценивается в 9,7 млрд руб.
Ряд городов в первую очередь делает ставку на развитие электротранспорта. В Чите появится троллейбусная линия между центром города и районом КСК, в Улан-Удэ запланирован серьезный объем ремонта инфраструктуры для работы трамваев и приобретения нового подвижного состава. Во Владивостоке запланирована реновация трамвайной линии от улицы Сахалинской до Баляева, а также запуск троллейбусов с автономным ходом в районе Снеговой Пади. Впервые запустить движение трамваев предполагается в Благовещенске. Этот маршрут свяжет Северный микрорайон, Лазурный берег и Золотую милю.
Стимулом для развития городского электротранспорта сегодня служит реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги», проекта «Чистый воздух», льготной лизинговой программы ГТЛК. К этому направлению подключены ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, которые предоставляют финансирование на возвратной основе по льготной процентной ставке.
Для решения транспортных задач в городах целесообразно задействовать механизм инфраструктурных облигаций, говорит вице-президент ООО «Центр экономики и инфраструктуры» Евгений Алексеев. Данный инструмент, как правило, применяется в целях привлечения финансирования в развитие ЖКХ и жилищного строительства.
Есть несколько вариантов участия в проектах с использованием инфраструктурных облигаций. Это может быть концессионное соглашение, причем концессионером вправе выступить как государственная, так и частная компания, уточнил эксперт.
Привлечение новых источников финансирования вполне оправдано, когда развитие транспортной сети планируется в привязке к расширению жилфонда, убежден эксперт. «То есть надо обосновать это улучшение качеством проживания жителей, которые получат эту инфраструктуру», – пояснил Евгений Алексеев.
Городу и бизнесу
По мнению члена совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде Дениса Гусева, градостроительные решения в городах ДФО необходимо гармонично сочетать с планами по выстраиванию новых логистических связей с соседними регионами и странами, c развитием транспортно-логистических коммуникаций. Это, по мнению сенатора, должно придать импульс появлению новых производств.
Некоторые города уже взяли данный подход на вооружение. В частности, уникальное географическое положение, как одно из преимуществ Благовещенска, отражено в мастер-плане областного центра. От этого будут зависеть перспективы динамичного развития российско-китайских торгово-экономических отношений, убеждены в правительстве региона. Планируется, что столица Амурской области к 2030 году станет экспортно-импортным хабом, туристическим и образовательным центром, располагающим к тому же удобными транспортными коммуникациями.
Развитие логистики позволит решать и внутренние задачи. К примеру, создание логистического центра со строительством новых складских помещений в пригороде Южно-Сахалинска отчасти продиктовано намерениями перенести за город промышленные объекты и склады, а на их месте построить жилые микрорайоны и соцобъекты. С другой стороны, это можно рассматривать как решение в свете потребностей местной экономики и населения. Так, одна из площадок отводится под логистический центр для продовольственных товаров и сельхозпродукции, что должно нивелировать негативные колебания в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на региональном рынке продовольствия.
О необходимости развития складской логистики на Дальнем Востоке свидетельствуют представители бизнеса, но это положение при содействии местных властей они готовы исправить сами, и градостроительные решения, закрепленные мастер-планом, в этой связи будут подспорьем.
«Если говорить про наши текущие потребности, видим, что в Хабаровске очень сложно со складскими помещениями, на данный момент пока не можем найти ничего толкового. Рынка [складской логистики] как такового здесь нет», – рассказал начальник управления по взаимодействию с региональными органами власти X5 Group (в группу, в частности, входят торговые сети «Пятерочка», «Перекресток») Павел Шумов.
Тем не менее в третьем квартале 2025 года ритейлер намерен открыть в Хабаровске первый распределительный центр для работы по ДФО. Сейчас компания находится в процессе подбора площадки.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.