Школьники, студенты и специалисты в ИТ-сфере из Хабаровского края могут получить приз в три млн рублей, приняв участие во всероссийской олимпиаде по программированию True Tech Champ. Организатор мероприятия – цифровая экосистема МТС.
True Tech Champ включает масштабную образовательную и развлекательную программу, фестиваль программирования, который поможет создать новое ИТ-комьюнити в России. В первый трек олимпиады приглашаются учащиеся старших классов от 14 лет и студенты профильных технических вузов. Они будут решать олимпиадные задания и продемонстрировать знание алгоритмического программирования. Победители младшей группы получат за первое место – 1 млн рублей, за второе — 500 тыс. рублей, за третье — 250 тыс. рублей.
В старшей категории будут соревноваться ИТ-специалисты разного уровня и стека. Участникам предстоит решить технические задания и пройти испытания по программированию на скорость на пяти наиболее популярных языках в МТС: Java, Go, Python, С++, C#. Приз за 1 место составит три млн рублей, за втрое – 1,5 млн рублей и по 500 тыс. рублей двум обладателям третьего места.
Как рассказала директор МТС в Хабаровском крае Наталья Экшенгер, эксперты МТС проведут несколько митапов, выступлений и мастер-классов для участников.
«Во время онлайн-этапа участники попадут в закрытый Telegram-канал, где будут публиковаться обучающие и развлекательные материалы. Для действующих ИТ-специалистов и студентов-программистов важно принимать участие в таких событиях для обмена опытом и формирования ИТ-комьюнити», — добавила она.
Прием заявок на участие в олимпиаде продлится до 5 октября, регистрация доступна по ссылке: https://truetechchamp.ru/
В начале апреля в раннем доступе в Steam появилась демоверсия игры Cake Up («Подними тортик»). Игру разработала якутская геймдев-студия Cryolite Games, основанная известным ИТ-предпринимателем Николаем Потаповым.
Николай Потапов — участник СВО и кавалер ордена Мужества, после ранения и возвращения из зоны боевых действий создал геймдев-студию Cryolite Games, которая готовится к запуску новой игры Cake Up. Также он основал школу программирования ExpoSkills, обучающую детей в Якутии и ДНР.
Cryolite Games является резидентом ИТ-Парка. Команда состоит из восьми человек, Cake Up их первый проект, запускаемый в Steam. Подробнее о концепции игры и планах ее продвижения Николай Потапов рассказал East Russia.
— Николай, как появилась идея создать игру Cake Up? Что вас вдохновило?
— Идея родилась спонтанно — в начале ноября прошлого года мы участвовали в федеральном конкурсе Game Jam. Там была интересная тема: нужно было сделать игру, где главный герой — это не супергерой, а персонаж второго плана.
Мы вспомнили, как в студенчестве подрабатывали кто где — кто курьером, кто официантом, кто таксистом. Почти каждый проходил через это. И в какой-то момент пришла мысль: а что если сделать игру, где игрок — обычный доставщик торта… только в фэнтезийном мире, во время магической войны?
Cake Up — это трехмерная семейная казуальная игра в стиле фэнтези. Игрок управляет курьером, которому нужно доставить торт королю, пока в городе идет магическая война между двумя могущественными магами — светлым и темным.
На первый взгляд, всё просто: есть миссия, есть маршрут. Но по пути игрок сталкивается с множеством препятствий — от магических атак до логических задач. Придется уклоняться, думать, быстро реагировать. В игре много юмора, загадок и неожиданных поворотов.
— Почему вы решили выпустить игру в раннем доступе именно на платформе Steam?
— Потому что Steam — это одна из крупнейших площадок для инди-разработчиков. Более 120 миллионов активных пользователей, ежедневная аудитория — до 45 миллионов человек. Платформа международная, с огромной вовлеченностью. И самое главное — она дает возможность собрать обратную связь от игроков.
Ранний доступ и демоверсия — это отличный способ понять, насколько проект «зашел», какие элементы требуют доработки. Кроме того, пользователи могут добавить игру в вишлист, поддержать нас, и мы сразу видим интерес аудитории.
— Кто работает над игрой? Расскажите немного о вашей команде.
— Наша команда — это восемь человек. Все — из Якутска. Мы делимся на две части: техническая команда и организационная.
В разработке задействованы два программиста, 3D-моделист, художник и гейм-дизайнер. Вторая часть — это я и два моих партнёра, мы отвечаем за ресурсы, продвижение, связь с инвесторами. У всех ребят есть опыт в IT и геймдеве. Мы собрались, потому что верим в то, что делаем, и готовы вкладываться по максимуму.
— Какую роль в развитии вашей студии сыграл ИТ-Парк Якутска?
— Очень большую. Мы являемся резидентами ИТ-Парка, и это даёт серьёзные преимущества. Во-первых, нам предоставили льготное помещение — мы работаем в самом центре города. Во-вторых, здесь создаётся сильная экосистема: можно обмениваться опытом с другими IT-компаниями, подключаться к образовательным и инвестиционным программам.
ИТ-Парк — это не просто офис, это среда, в которой ты чувствуешь себя частью чего-то большего. И это действительно помогает развиваться.
— Какие советы вы могли бы дать начинающим разработчикам игр?
— Самый главный совет — относитесь к разработке серьезно. Очень много людей бросают всё ещё до стадии прототипа. Нужно заранее понимать, что это не хобби, а полноценный проект. И он потребует и времени, и денег.
Например, базовый бюджет на разработку — от миллиона рублей. Плюс минимум год активной работы. Продумайте финансовую модель, найдите единомышленников, заложите время на тестирование. И не бойтесь ошибок — они будут. Главное — не сдаваться.
— Каковы ближайшие цели Cryolite Games? Чем планируете заниматься дальше?
— У нас два направления. Первое — это собственные игры. Мы сами пишем сценарии, делаем музыку, рисуем, моделируем и программируем. Cake Up — только начало.
Второе направление — это издательство. У нас есть вторая компания, зарегистрированная в дружественной стране, и она помогает нам и другим российским студиям выходить в Steam. Мы хотим стать мостом между российским геймдевом и глобальным рынком.
— Когда ждать релиз полной версии Cake Up?
— Платный релиз полной версии выйдет в раннем доступе в июне 2025 года. Наше издательство 2 апреля уже заключило ряд соглашений с шестью инди-студиями Якутии для выпуска игр на Steam, готовим проекты для запуска.
Мишань — небольшой китайский город недалеко от российско-китайской границы. Здесь нет толп туристов и суеты мегаполисов, зато есть уютные улицы, ароматная уличная еда, бодрящие спа, вежливые продавцы и местное вино, которое не покидает пределы провинции. Город живет своим размеренным ритмом и предлагает редкий для приграничного Китая опыт — путешествие с акцентом на атмосферу, а не на суету.
Мишань маленький. Различные источники дают настолько непохожие данные о численности его населения (от десяти тысяч человек в 2010 году до почти 340 тысяч в позапрошлом), что остается вывести некое среднеарифметическое, забыть о цифрах и просто получать удовольствие. Мишань милый. По всем критериям это идеальный город для приграничного туризма – с национальным колоритом, вкусной едой, приятными покупками, отличными спа и очень гостеприимными местными жителями.
Для групповых туров из России Мишань открылся в 2017 году. Он избежал наплыва тех наших соотечественников, что ехали в ближний Китай, который для дальневосточников «не заграница», накачаться спиртным как не в себя, и начинали пить еще в пути. Мимо него прошло и время высокой покупательной способности рубля, когда все те же одиозные персонажи вели себя в приграничье словно интервенты. Такие застрявшие в начале 2000-ых типы встречаются и сейчас, но практически всегда получают окорот от своих же в группе. Времена изменились.
Такого понятия, как «кирпичи» (или, в другом варианте дальневосточного сленга, «помогаи») в Мишане тоже не существует. Вообще. Нет ни спроса, ни предложения. Путевки недороги, а рынки и магазины ориентированы сугубо на местного покупателя. Нет зазывал, приставал, вывески на русском идут дубляжом. Причем по большей части как для своих, информативные – про то, какие есть акции и скидки, про гололед и часы работы. Мишаньцы относятся к приезжим из РФ по-добрососедски, и число туристических групп постоянно растет, особенно в последние месяцы. В 2024-м пассажиропоток через погранпереход превысил 100 тысяч человек — рекорд.
Сейчас Мишань стабильно каждую неделю принимает как минимум три-четыре туристических группы из Владивостока, Уссурийска и приморского села Камень-Рыболов. Выезд по субботам – на три дня, по вторникам и пятницам – на четыре. Две владивостокские турфирмы – «Уссури-Трэвел» и «ВДКтур» подхватывают на ж-д вокзале Уссурийска хабаровчан и комсомольчан. Впрочем, ехать на три дня – это, как говорится, ни о чем – в дни приезда и отъезда львиная доля времени уйдет на дорогу. Бывает, что, выезжая на рассвете, в Мишань приезжают днем, а бывало, и вечером.
— Давайте считать. В 7 утра выезд из Владивостока, далее Уссурийск и прямая дорога до Турьего Рога — это четыре с половиной часа, ну, плюс-минус, это зависит от мастерства водителя и состояния дороги, — пишет в одной из интернет-групп, посвященных Мишаню, пользователь под ником Кот Кеша. - На границе вы будете в 11-11.30 по российскому времени, по китайскому это 9-9.30 — начало работы их пункта пропуска. На нашей границе автобусы начинают запускать в 11.
Туристические автобусы проходят границу в порядке живой очереди, пропуская перемещающиеся строго по расписанию рейсовые, большей частью примавтодоровские, или транспорт с детскими танцевальными коллективами. Каждый проходит границу примерно час. В идеале. В реальности – как повезет. Всегда может возникнуть что-нибудь непредвиденное типа засунутого не туда паспорта (ищет один, ждет вся группа, а ее – все остальные), а там и обеденный перерыв на таможне. Совет один – накачать фильмов, запастись вкусным и терпеть.
И это стоит того! В Мишане особая атмосфера. Лучше всего ее отражает информационный стенд на трех языках на одной из центральных улиц: «Мишань – город китайского очарования». Провинциальный, северный, сравнительно молодой. Здесь нет достопримечательностей с тысячелетней историей, зато есть уникальный объект индустриального туризма — винный завод. В Мишане выращивают самый северный в Китае виноград и делают уникальный местный айсвайн — десертное вино из подмороженного винограда. Ничуть не хуже, чем в Германии или Канаде.
— Наша компания занимается производством не только десертного и сухого вина, но еще водки, настойки, коньяка, чая, – рассказывает руководитель ООО «Сенхай» Ван Вэнь Хуэй, выбравший для общения с российскими туристами имя Петя. – Наш завод – полного цикла. Мы сами выращиваем и виноград, и травы, которые добавляем в настойку, сами собираем, сами перерабатываем, сами выдерживаем, перерабатываем и сами продаем. Ледяное вино делаем белое, красное и с травами, виноград для него снимаем в конце ноября – начале декабря, в первое достаточно холодное утро.
Такого вина в мире мало – сбор винограда, говорят знатоки, возможен только в течение нескольких часов. Мишаньское (очень достойное) вообще не продается за пределами Китая, причем разбирается по предварительным заказам еще собственно в провинции Хэйлунцзян. Роста объемов айсвайна тут не планируют – делают только для своих. На заводе после дегустации с пустыми руками не уходит никто. Бутылка белого айсвайна в подарочной упаковке там стоит 100 юаней, в одном из городских магазинов – столько же, в остальных чуть дороже, и дальше наценки только растут.
Монетизация экскурсий – дело святое. Турист по определению человек, готовый покупать. Но только в том случае, если не чувствует себя обманутым в ожиданиях и получает такие впечатления, о которых хочется сохранить память. В приграничном Китае с этим, как говорится, не очень. И дело даже не в том, что объекты показа нехороши, тут как раз все в порядке. Беда в экскурсоводах, вернее, в переводчиках. Российские руководители групп китайского практически не знают, и экскурсий не ведут.
Мишаньские же представители принимающей стороны хотя и упорно трудятся над великим и могучим, пока не так владеют им так, чтобы экскурсии можно было назвать полноценными.
Посещение винзавода же не оставляет россиян равнодушными благодаря знаниям и харизме Ван Вэнь Хуэя. Петя превосходно говорит по-русски и высокопрофессионален. Он улыбчив, приветлив, увлечен виноделием и откровенно гордится своим предприятием. Кстати, до пандемии винные туры были еще интереснее. Многие дальневосточники, оценившие и полюбившие Мишань, хотели бы повторения программы.
— Раньше экскурсии была продолжительной, почти на весь день, потому что кроме завода мы выезжали и на виноградники, и на плантации по выращиванию лекарственных трав, которые добавляются в вино и настойки, — вспоминает 26-летняя путешественница из Владивостока Оксана. – Иногда удавалось попасть на сбор винограда и даже в нем поучаствовать. Получали тогда огромное удовольствие. Петя говорит, он рад будет возобновить эти поездки, если туркомпании обратятся к нему с такой просьбой.
Пока же экскурсионный пакет Мишаня, как бы это помягче сказать, своеобразен. Китайская сторона, естественно, хочет заработать. И прикладывает для этого множество усилий.
— Мишаньские туры короткие. Для трехдневных поездок, особенно если путевка куплена летом как подарок ребенку, можно потратить день на выезд в аквапарк, — советует перворазникам опытная Оксана. — Обзорную экскурсию по городу лучше устроить себе самостоятельно, и лучше не в первый вечер, и, может быть, даже не в первый приезд. В маленьком Мишане легко ориентироваться, поездка в городских автобусах стоит всего юань (наменяйте заранее, сдачи не дают), такси по городу - шесть.
Потеряться невозможно. Для вящей гарантии хорошо взять в гостинице визитку и показать ее таксисту или просто прохожему. Помогут. Мишаньцы до сих пор фотографируются на улицах с россиянами, в супермаркетах подсказывают, какой товар лучше, вовлекают в танцы и тренировки. А у продавцов и большинства молодежи в телефонах установлены русско-китайские программы-переводчики. Но время экскурсий наступает у туристов только после главного.
Еда в Мишане вкусная. И ее много. Разной. И дорогая она только в паре туристических точек питания, которые, взяв на вооружение опыт Суйфэньхэ, готовят нечто псевдокитайское под российские пищевые привычки. Ну и русские блюда тоже. Многим, кстати, удобно, особенно если нужно накормить детей. Но самое лучшее – поступить, как советуют все путеводители, и ходить в заведения для местных. Они повсюду. А в центре параллельно главной торговой улице идет так называемая «улица еды».
— Вариантов просто бесчисленное количество. Местная кухня отличается от традиционной северной, привычные нам блюда имеют душевный домашний оттенок, - продолжает Оксана. – В мишаньском списке «must eat» с народными ценами – малатан и пельмени, здесь популярна сетка «Танцующий пельмень». Стоит поесть в мусульманской лапшичной. А десерты изумительны практически в любой кондитерской. В последние годы здесь торты и пирожные стали не только шикарны на вид, но и прекрасны на наш европейский вкус.
Для отдыха наиболее популярны два варианта — демократичная сауна «19 юаней» (это начальная цена за вход, остальные расходы пишутся на браслет) и новенький водный дворец в гостинице «Ханка». И, наконец, покупки. В городе китайского очарования есть какое-то количество брендовых точек (дорого, бывают скидки), однако основная торговля идет за счет государственных (тут их называют социальные) магазинов с низкими ценами, скидками и лотереями. Частники везут вещи в основном из Кореи, причем в единичных экземплярах, что гарантирует покупателям неповторимый аутфит.
Те, кто бывает в Мишане часто, говорят в один голос – вот ничего не планировали приобретать, только отдохнуть, а набрали всякого нужного столько, что пришлось покупать сумки и всерьез опасаться перевеса. Как выбрать это самое нужное в мире иероглифов? Нужно знать, куда пойти и что купить. В этом очень помогает чат «Мишань в моем сердце», в вольном переводе «Мишань, во ай ни – я тебя люблю». Его в ноябре 2023 года создала 28-летняя Марина Котова из Владивостока.
— Назвала я его «Мишань в моем сердце». Об этом городе очень мало информации, а я ей обладаю, потому что очень давно и очень часто туда езжу, решила поделиться с другими людьми. Подписчиков на тот момент было немного, 50 или 100 человек, — вспоминает Марина. — Сейчас уже более шести тысяч. Так получилось, что канал стал очень живым — благодаря подписчикам. То есть они очень хорошие люди, очень деятельные люди. Они часто помогают друг другу, даже без помощи модератора.
Этот канал и связанные с ним («Цзиси в моем сердце», «Марина в Мишане») отвечают на вопросы новичков, отчитываются о проверенных местах, дают обзоры товаров, рассказывают об удачных и неудачных покупках. Там даже есть игра, помогающая лучше узнать город и наладить общение с горожанами. Марина Котова говорит, много думала, как сделать так, чтобы китайцы и русские друг с другом взаимодействовали. И в первый раз оставила для подписчиков10 юаней в фудкорте в подземной галерее у Ли Син, одной из поваров-продавщиц.
Чтобы их получить, нужно было по видеоинструкции первым прийти к Ли Син и сказать: «Мишань, во ай ни». Потом оставляла 10 юаней в других кафе, прятала в парках, у памятников, в храме. Сейчас готовит подписчикам новый сюрприз, какой — пока секрет.
Места, которые вам понравятся
От Марины Котовой - любознательным путешественникам
Прогулка по городу
Если именно ходить пешком, можно много чего увидеть. Практически шаговой доступности от центра есть площадь «12 арок». Мишань тоже очень интересен, можно погулять, зайти в любые проулки, архитектура очень разная, даже некоторые рядом стоящие дома друг на друга не похожи.
Медовая гора
Она находится в пригороде Мишаня, ехать примерно минут 30-40. Подниматься вверх два часа, и на вершине ты ощущаешь очень большой прилив эмоций и видишь просто нереальные красоты. Открывается вид на озеро Ханка вдали. Рядом ветряки, которые всегда видно, когда мы едем на автобусе в сторону Мишаня. Гора прямо над ними. Пагода, ради вида на которую, кстати, все туда и идут.
Парк лотосов
По-китайски называется парк Хэся. Интересная архитектура у него. Его можно посетить и летом, и зимой. Летом можно увидеть озеро, различные скульптуры по периметру парка. Там можно посидеть на лавочках, подышать свежим воздухом, покататься на катамаранах. Зимой — прокат коньков, тюбинговая трасса – место, где хорошо провести время и отдохнуть.
Парк каллиграфии
В основном здесь стоит побывать в летнее время и в начале осени. При входе — озеро с лотосами. Есть очень красивые прогулочные площадки, этническая атмосфера. Галереи с каменными досками, с каллиграфией — более 2000 работ известных мастеров Китая. Есть галерея, которая похожа на лабиринт. там очень живописно, можно даже просто приехать устроить фотосессию.
Буддийский храм Хунфа
Это место посещают все туристы. Храм на самом деле не очень большой, по сравнению с теми, что в других приграничных городах, но в нем чувствуется умиротворение и спокойствие.
Рядом с храмом находится музей Северо-Восточной авиационной школы. На улице находятся самолеты разных моделей и военная российская техника. Внутри (вход свободный) находятся различные артефакты, относящиеся к обучению военных летчиков.
Там рассказывается об их достижениях, об их наградах, о том, как они воевали.
Ну и вообще много полезной исторической информации.
Озеро Ханка
Многие китайцы приезжают в Мишань для того, чтобы увидеть Ханку. И я считаю, что русским туристам тоже стоит сделать это именно с китайской стороны. Там расположена большая видовая площадка, ее можно посетить только в летнее время. Но вид открывается очень хороший, атмосферный. Очень красивые фотографии получаются.
Плюс практически рядом располагается Музей озера Синкай (это китайское название озера Ханка). В этом музее очень много информации о быте людей, которые населяли этот район, о растительности, которая там была раньше и теперь, птицах, рыбах, животных. Все наглядно, есть интерактивные элементы.
Еще советую посетить аквакультурную ферму. Тоже очень классно сделаны площадка, парк, прогулочные зоны.
На европейском рынке котировки энергетического угля поднялись выше 104 долл./т. Поддержку ценам оказало восстановление котировок газа и нефти после отсрочки введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также увеличение потребления угля в Германии. Кроме того, за прошедшую неделю сократились экспортные отгрузки со стороны США и Колумбии.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 415.62 долл./1000 м3 (+34.64 долл./1000 м3 к 09.04.2025 г.), скорректировавшись вверх после достижения 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ увеличился незначительно до 35%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.54 млн. т. (+0.03 млн. т. к 09.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подрос выше 89 долл./т., вслед за европейским рынком, благодаря улучшению спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки.
Южноафриканские трейдеры столкнулись со сложностями в закупках средне- и низкокалорийного материала, поскольку производители не стремятся снижать цены, несмотря на падение экспортных котировок и перенаправляют поставки на внутренний рынок.
Компания Exxaro сообщила о падении добычи по итогам 2024 г. на 7% до 39.5 млн. т. из-за снижения потребностей внутренних потребителей. Тем не менее, экспорт увеличился на 37% до 7 млн. т. благодаря спросу в Индии и странах Азии.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остаются без изменений на уровне 93-94 долл./т. на фоне рекордных портовых запасов, высоких темпов добычи и окончания периода отопления в дальних северных регионах, в связи с чем возможно возникновение переизбытка предложения. При этом рост ВВП Китая по итогам 1 квартала оказался выше ожиданий и составил 5.4% против прогнозируемых 5%, что обусловлено увеличением промышленного производства, включая цементную и сталелитейную отрасль.
Из-за геополитической неопределенности многие потребители в промышленном секторе занимают выжидательную позицию. Однако в связи с торговой войной некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Запасы в 9 крупнейших портах подскочили до исторического максимума на отметке 32.58 млн. т. (+2.86 млн. т. к 09.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.78 млн. т. (+0.27 млн. т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 82 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на традиционных рынках сбыта.
Добыча угля в стране с января по 16 апреля 2025 г. упала на 7.5% до 183.7 млн. т., что обусловлено неблагоприятными фундаментальными факторами и погодными условиями. Ожидается, что компании не будут стремиться наращивать добычу с целью снизить расходы ввиду невысоких цен на международном рынке.
Власти Индонезии вводят новые правила налога на добычу полезных ископаемых (роялти) с 26 апреля, в рамках которых налог для некоторых самых крупных угольных компаний снизится (включая Adaro Andalan Indonesia, Arutmin Indonesia) и одновременно увеличится для многих менее крупных (Bhumi Rantau Energi, Bukit Asam) примерно на 1% для экспортных поставок. При этом ставка налога также будет привязана к индексу HBA и может увеличиваться вместе с котировками.
Котировки австралийского угля двигались разнонаправленно. Высококалорийный австралийский уголь 6000 остался в нисходящем тренде, опустившись до 92 долл./т. из-за сокращения спроса со стороны Японии, при этом среднекалорийный уголь 5500 укрепился выше 71 долл./т. за счет увеличения спроса со стороны Индии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC вырос выше 187 долл./т. на опасениях сокращения предложения по причине нескольких аварий на шахте Appin (South32) и Moranbah North (Anglo American). Кроме того, в Китае 15 апреля произошло повышение цен на кокс. При этом индийские потребители занимают выжидательную позицию, поскольку считают текущий уровень цен высоким.
Доля убыточных угледобывающих предприятий в Кузбассе в феврале 2025 г. увеличилась до 57% против 45% в феврале 2024 г. Таким образом, в 2025 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке, резким увеличением себестоимости, а также укреплением курса рубля. В связи с этим некоторые предприятий вынуждены сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, которые достигают 50% от стоимости реализации, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
По некоторым прогнозам, совокупные убытки угольной промышленности в 2025 г. могут составить более 250 млрд. руб., подскочив в 2 раза по сравнению со 113 млрд. рублей убытка в 2024 г. В текущее время уже 29 предприятий, добывавших 40 млн. т., обанкротились. По оценке Минэкономразвития, в красной зоне находятся предприятия, добывающие 160 млн. т. и имеющие убытки более высокие, чем в среднем по отрасли.
Кроме того, санкции США охватывают уже более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2025 г. упала до 51.0 млн. т. (-1.9 млн. т. или -3.6% к январю-марту 2024 г.).
Экономическая устойчивость угольной отрасли Хакасии находится под угрозой. Снижение объемов добычи, ограниченные экспортные возможности и рост издержек ставят под вопрос дальнейшую работу ключевых предприятий региона, часть которых уже работает на треть от проектной мощности, а отдельные угольные разрезы полностью остановлены с марта.
Убыточность угольных компаний связана с падением мировых цен на уголь, логистическими ограничениями и высокой стоимостью железнодорожных перевозок.
По итогам 1 квартала 2025 г. объем вывоза угля из Хакасии в восточном направлении упал на 54% до 665 тыс. т. (к аналогичному периоду прошлого года). Основной причиной стало отсутствие продления квот РЖД на транспортировку в восточном направлении.
Угольная промышленность остается системообразующей для экономики республики. Налоговые поступления от угледобывающих компаний составляют значительную долю доходов бюджета. Более того, ряд предприятий является градообразующими для населённых пунктов региона. Любые сбои в их работе напрямую отражаются на социальной стабильности.
По прогнозам, в апреле–мае 2025 г. ожидается новая волна увольнений. Общий объем потерь рабочих мест к концу года может достигнуть 3 тыс. человек.
В связи с этим председатель Верховного Совета Хакасии Сергей Сокол направил обращения к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, в Совет Федерации, РЖД и профильные министерства. В числе предложений:
• увеличение экспортных квот;
• снижение ж/д тарифов;
• субсидирование логистических затрат.
Отсутствие оперативных федеральных мер может привести к остановке ключевых производств, росту безработицы в моногородах и дефициту регионального бюджета. Власти Хакасии настаивают на включении вопроса поддержки отрасли в повестку Совета Федерации и Правительства РФ, подчеркивая, что без пересмотра тарифной политики РЖД и восстановления квот социально-экономическая стабильность региона окажется под угрозой уже в краткосрочной перспективе.
С ноября 2024 года по Тихоокеанской железной дороге (ТЖД) с Эльгинского угольного месторождения в адрес строящегося экспортного терминала было перевезено 2 млн. т. угля. В настоящее время дорога протяженностью 531 км функционирует в тестовом режиме и в конце прошлого года во время поставки первой партии угля произошел сход локомотива и 4 вагонов.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией ТЖД, в ноябре уже прибывало первое балкерное судно. Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн. т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-марта 2025 г. совокупная добыча Эльги составила 8.8 млн. т. (+2.5 млн. т. или 33% к январю-марту 2024 г.).
На европейском рынке угля цены скорректировались ниже 103-104 долл./т. Давление на индексы оказывает резкое падение котировок газа и нефти в результате введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также окончание отопительного сезона в ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 380.98 долл./1000 м3 (-78.93 долл./1000 м3 к 02.04.2025 г.), достигнув 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.51 млн т. (-0.11 млн т. к 02.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000, после роста неделей ранее, опустился ниже 89 долл./т. вниз вслед за европейским рынком. Цены на среднекалорийный материал укрепились на фоне улучшения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки и на контракты апреля-мая.
Компания Minergy из Ботсваны в своем отчете отметила, что в результате снижения цен на экспортном рынке некоторые небольшие компании и производители с высокой себестоимостью добычи сокращают отгрузки на экспорт и перенаправляют поставки на внутренний рынок. Из-за негативной динамики Minergy нарастила долговые обязательства.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao удерживались на уровне 93-94 долл./т., несмотря на негативный внешний фон после эскалации торговой войны между Китаем и США (объявление взаимных пошлин со стороны КНР на всю продукцию из США в размере 34% и дополнительного повышения тарифов Трампом до 104% на продукцию из Китая).
Поддержку рыночным настроениям оказало сокращение запасов на складах и инициатива государственного инвестиционного фонда Central Huijin Investment, который направил средства на покупку китайских акций и пообещал поддерживать рыночную стабильность. Кроме того, некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Большинство конечных потребителей отказываются оплачивать отгрузки от негосударственных компаний по месячным контрактам по фиксированной цене
770 RMB/т. (105.36 долл./т.) FOB Qinhuangdao 5500 ккал/кг. Таким образом, между генерирующими компаниями КНР и внутренними поставщиками угля продолжается спор в отношении долгосрочных контрактов, что привлекло внимание Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC).
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.72 млн т. (-1.04 млн т. к 02.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.51 млн т. (+0.01 млн т.), потребление – 760 тыс. т./сутки против 750 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48 долл./т., продолжив двигаться вниз на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до
8 апреля. Также отмечается низкий спрос со стороны Индии и Китая, где сохраняются темпы добычи и складские запасы остаются на высоком уровне. Продолжающиеся дожди на Суматре, негативно влияющие на транспортировку угля, не сумели оказать ощутимой поддержки рынку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 просел ниже 95 долл./т., тогда как среднекалорийный уголь немного подорожал. Волатильность в ценах обусловлена геополитической неопределенностью и невысоким спросом в странах АТР.
Власти штата Квинсленд планируют пересмотреть цели предыдущего правительства по снижению выбросов парниковых газов, в результате чего срок эксплуатации угольных электростанций может продлиться, что должно положительно повлиять на энергетическую безопасность Австралии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил до 177 долл./т. на опасениях сокращения предложения в связи с несколькими авариями на шахтах в конце марта и начале апреля. Кроме того, 9 апреля Трамп заморозил на 90 дней введение высоких пошлин против торговых партнеров.
Поддержку котировкам оказывает приостановка эксплуатации шахты Appin (South32) в штате Новый Южный Уэльс 6 апреля после взрыва, от которого пострадало 4 человека, и шахты Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где 31 марта была остановлена добыча из-за превышения нормы концентрации окиси углерода. Несмотря на ожидания, компания Anglo American не смогла в оперативном порядке возобновить добычу. В настоящее время возможные потери объемов не озвучиваются.
Ж/д перевозки угля на экспорт в адрес терминала ОТЭКО в порту Тамань в 2024 г. упали вдвое до 11.6 млн т. (-14.0 млн т. или -54.75% к 2023 г). Несмотря на формальное улучшение показателей в 1 квартале 2025 г. до 4.4 млн т. (+3.0 или +211.6% к 1 кв. 2024 г.), реальные объемы остаются существенно ниже значений 2022-2023 гг.
Даже после существенного снижения ставок перевалки, которые по словам коммерческого директора терминала, сократились для отдельных грузоотправителей вдвое до 10.12 долл./т., отставание объемов ж/д отгрузок, в сравнении с первыми кварталами 2023 и 2022 годов (7.1 млн т. и 6.5 млн т. соответственно) по-прежнему критическое.
Основной причиной падения перевалки в 2024 г. стал отказ грузоотправителей от экспорта угля через терминал на фоне завышенных ставок перевалки, достигавших 42 долл./т. В течение нескольких месяцев отправки угля на терминал практически не осуществлялись. Поставки начали восстанавливаться после вмешательства Федеральной антимонопольной службы, которая обязала операторов порта снизить тарифы.
Однако даже после снижения ставок перевалки восстановление грузопотока оказалось ограниченным. По официальным заявлениям РЖД, в 2024 г. компания не вывезла почти 19 млн т. угля в порты Азово-Черноморского бассейна, объяснив это дисбалансом между заявками и возможностями инфраструктуры. Представители терминала ОТЭКО в марте 2025 г. подтвердили, что логистические ограничения РЖД остаются ключевым фактором недозагрузки мощностей порта. В 1 квартале 2025 г. терминал получил подтверждение лишь на 65-70% заявленных объемов. Проблемы с перевозками по сети РЖД, а также рост ж/д тарифов остаются системным фактором сдерживания российского экспорта угля.
Ситуация осложняется общим кризисом в угольной отрасли. На фоне санкций и падения мировых цен экспорт угля из РФ стал убыточным из-за высоких логистических издержек. Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 г. вырос почти на 100%, в четыре раза превысив накопленную инфляцию за этот период. С 1 декабря
2024 г. тарифы дополнительно увеличены на 13.8%, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка 2%. Кроме того, понижающие коэффициенты для угля на дальность перевозки и на энергетический уголь, отмененные РЖД в 2022 г. как временная мера, до сих пор не восстановлены. За 2023–2024 гг. угольные компании переплатили по тарифам сверх инфляции более 200 млрд рублей.
Увеличение ж/д перевозок угля на экспорт в адрес Тамани в 1 квартале 2025 г. обусловлено исключительно эффектом низкой базы в 2024 г., тогда как по отношению к 2022-2023 гг. объемы продолжают оставаться в зоне критического недозавоза. Несмотря на официальные заявления о стабилизации отгрузок, текущий рост отражает лишь частичное возвращение грузопотока после кризисного 2024 г. При этом докризисные уровни, без снятия инфраструктурных ограничений и без корректировки тарифной политики, в текущих условиях остаются недостижимыми.
Восточная горнорудная компания (ВГК) планирует запуск магистрального угольного конвейера, который предназначен для транспортировки угля с Солнцевского разреза до порта Шахтерск (Сахалин). Ввод в эксплуатацию конвейера закрытого типа, состоящего из трех участков, запланирован на 2025 г.
Строительство угольного конвейера ведется с 2018 г., объем инвестиций оценивается более, чем в 22 млрд рублей. Угольный конвейер протяженностью 23 км (самый крупный в России) позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт до 20 млн т. в год и отказаться от перевозки грузовым автотранспортом.
По итогам 2024 г. объемы добычи угля на Солнцевском разрезе составили 15.1 млн т. Это самый высокий результат предприятия с начала его работы.
Таким образом, негативная динамика добычи и экспорта в остальных регионах России частично нивелируется за счет роста показателей ВГК, поскольку добыча на Сахалине и транспортировка угля в порт не привязана к ограниченным мощностям железных дорог РЖД на Дальнем Востоке. Однако основной объем добычи и экспорта ВГК приходится на бурый уголь.
На прошлой неделе цены на европейском рынке энергетического угля подскочили выше 106 долл./т., скорректировавшись к концу недели до 100 долл./т. Поддержку индексам оказывает сокращение предложения угля со стороны Колумбии, США и Казахстана. За неделю экспортные отгрузки энергетического материала из Колумбии сократились на 25%. Кроме того, в Германии наблюдался рост стоимости электроэнергии на фоне увеличения угольной генерации на 16%, а также падения солнечной и ветряной генерации на 38% и 42% соответственно.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 459.91 долл./1000 м3 (+6.12 долл./1000 м3 к 26.03.2025 г.). Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%, и многие участники рынка считают маловероятным возобновление поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 3.62 млн т. (без изменений к 26.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 89 долл./т. вслед за укреплением европейского рынка. Тем не менее, снижение цен среднекалорийного материала продолжилось из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы находятся на высоком уровне. При этом спрос со стороны индийских производителей губчатого железа улучшился благодаря росту цен на сталь.
Ж/д оператор Transnet достиг соглашения с профсоюзом South African Transport and Allied Workers Union (Satawu) по вопросу повышения заработных плат, однако вероятность забастовки сохраняется, поскольку спор с основным профсоюзом (United National Transport Union) продолжается.
На внутреннем рынке Китая цены стабилизировались на уровне 94 долл./т., хотя негативная динамика сохраняется из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Кроме того, конечные потребители сформировали достаточные объемы в преддверии продолжительных выходных дней в связи с праздником Цинмин (4 апреля).
Запасы в 9 крупнейших портах вновь сократились и составили 30.76 млн т. (-0.42 млн т. к 26.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.50 млн т. (-0.04 млн т.), потребление снизилось до 750 тыс. т./сутки против 777-780 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83.50 долл./т. долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48.95 долл./т. на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до 8 апреля. Давление также оказывает ограниченный спрос в Индии и Китае. Кроме того, Колумбия усиливает конкуренцию за счет предлагаемых дисконтов.
В связи с недовольством участников рынка в отношении использования внутренних индонезийских индексов в экспортных контрактах правительство ослабило требования и временно позволило заключать сделки по фиксированным ценам или прибегать к котировкам независимых агентств.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 оставался стабильным на уровне 98 долл./т. Тем не менее, среднекалорийный материал продолжает демонстрировать слабость в связи с сокращением импорта со стороны стран АТР, несмотря на некоторое преимущество, полученное за счет неопределенности с поставками индонезийского угля в результате инициативы властей по использованию внутренних индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC незначительно снизился до 169 долл./т. на фоне выжидательной позиции потребителей в преддверии объявления новых пошлин в США.
Некоторую поддержку котировкам может оказывать приостановка добычи 31 марта в шахте Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где было зафиксировано превышение нормы концентрации окиси углерода, что послужило основанием для эвакуации рабочих. Компания не объявляла форс-мажорные обстоятельства и производство может возобновиться в ближайшее время.
Компания Whitehaven Coal подтвердила продажу 30% пакета акций в шахте Blackwater, которая расположена в Квинсленде и где добывается металлургический уголь, в пользу японских компаний Nippon Steel (20%) и JFE Steel Corporation (10%).
Без господдержки добыча и экспорт угля в РФ продолжат падать, кризис в отрасли усилится
Согласно оценкам Минэнерго, без оперативного вмешательства и при отсутствии господдержки добыча угля в стране в 2025 г. может обвалиться до 399.6 (-43.8 млн т. или -9.9% к 2024 г.), а экспорт просесть до 166.5 млн т. (-29.4 млн т. или -15% к 2024 г.).
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил о необходимости принятия срочных мер государственной поддержки угольной промышленности. Заявление прозвучало
1 апреля 2025 г., на стратегической сессии правительства по нефтяной и угольной отрасли, где Министерству энергетики было поручено в течение двух месяцев разработать предложения по стабилизации ситуации в угольной промышленности. Цивилев сообщил, что ведомство рассчитывает завершить подготовку мер в более сжатые сроки. На сессии премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул необходимость решения задач, касающихся логистики и снижения расходов компаний на перевозку угля.
Кризис в отрасли вызван падением экспортных цен на уголь и международными санкциями при одновременном росте расходов компаний на транспортировку.
Доля убыточных угольных компаний по итогам 2024 г. превысила 50%. Из-за кризисной ситуации в угольной отрасли в предбанкротном состоянии находится
27 российских угольных предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. в год. Еще у 62 компаний с общей добычей
126 млн т. в год, убыток выше среднеотраслевого. В Кузбассе и Хакасии многие предприятия вынуждены снижать производственные планы и консервировать отдельные участки добычи.
Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 гг. уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. С 1 декабря 2024 г. грузовые ж/д тарифы повышены еще на 13.8% в рамках плановой индексации на 2025 г. Дополнительно, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%.
Кроме того, в 2022 г. ОАО РЖД отменило понижающие коэффициенты к действующим тарифам для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких угольных котировок на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023–2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб.
РЖД мотивировало настолько существенное повышение тарифа необходимостью обеспечить инвестиции на развитие ж/д инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы ж/д поставок на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
Основной задачей поддержки отрасли министерство видит сохранение экспортных объемов и вывоз в восточном направлении не ниже прошлогоднего уровня. Также предлагается принять ряд мер для улучшения экономики поставок за рубеж, включая: мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г., отмена ж/д монополией 10% индексации тарифа за порожний пробег вагонов, скидка 12.8% при перевозках на запад и субсидирование этого направления.
Угольный терминал Лавна введен в эксплуатацию на фоне профицита мощностей
В Мурманской области при участии Владимира Путина был запущен угольный терминал Лавна и осуществлена первая погрузка на судно.
Открытие терминала станет хорошим вкладом в повышение пропускной способности российских арктических портов и в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности.
Однако новый терминал увеличивает и без того профицитные мощности перевалки угля на фоне ограниченных провозных возможностей РЖД, несмотря на усиливающийся кризис в угольной отрасли, вызванный падением котировок на международном рынке и западными санкциями.
По итогам прошлого года экспорт через Усть-Лугу упал на 5.7% до 41.5 млн т. (-2.5 млн т.) и через Мурманск – на 19.3% до 12 млн т. (-2.9 млн т. к 2023 г.). В январе-феврале 2025 г. экспортные отгрузки продолжили сокращаться: через Усть-Лугу объем упал на 7.6% до 6.1 млн т. (-0.5 млн т.) и через Мурманск – на 29.3% до 1.7 млн т. (-0.7 млн т.) к январю-февралю 2024 г.
На начальном этапе мощность порта Лавна составит 18 млн т. угля в год, а в перспективе может вырасти до 24 млн т. в год.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
На европейском рынке угля индексы поднялись выше 100 долл./т. на новостях о возможном сокращении компанией Glencore добычи на шахте Cerrejon в Колумбии на 5-10 млн т. в 2025 г. Тем не менее, давление на цены продолжает оказывать падение газовых котировок, а также стабильный уровень запасов на складах ARA на фоне окончания отопительного сезона и увеличения доли возобновляемой генерации.
Еврокомиссия согласовала план стоимостью 5 млрд евро, направленный на декарбонизацию производства стали с помощью водорода. При этом на прошлой неделе компания Thyssenkrupp отметила, что ее собственный проект производству стали с данной технологией, остается экономически нецелесообразным. Компания RWE заявила о сокращении капитальных расходов на 25% в течение 5 лет ввиду политический и экономической неопределенности. К 2030 г. RWE планирует закрыть все свои буроугольные электростанции.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 453.79 долл./1000 м3 (-39.46 долл./1000 м3 к 19.03.2025 г.) после договоренности США и России о прекращении огня в Черном море и по объектам энергетической инфраструктуры. Запасы угля на терминалах ARA незначительно снизились до 3.62 млн т. (-0.02 млн т. к 19.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх от 4-летнего минимума до 88 долл./т., что также обусловлено сокращением предложения ввиду низких цен. Среднекалорийный материал подешевел ниже 74 долл./т. из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы увеличиваются благодаря росту внутреннего предложения и ж/д перевозок. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) остаются без изменений на уровне 3.79 млн т.
По итогам марта ожидается рост экспорта через RBCT на 27% до 4.80 млн т. (+1.03 млн т. к февралю 2025 г.). Однако в апреле прогнозируется снижение перевалки до 4.5 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 94 долл./т. На китайском внутреннем рынке сохраняется негативная динамика из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Некоторые трейдеры отмечают, что загрузка электростанций в провинции Jiangsu (где температура достигла 34°C, на 19°C превысив норму) упала до 30% и может послужить причиной для их остановки, что приведет к сокращению спроса на уголь.
При этом некоторые участники рынка прогнозируют укрепление цен в ожидании сокращения объемов импорта до мая. Кроме того, некоторые потребители планируют увеличить запасы в преддверии начала обслуживания на ж/д линии Daqin.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.18 млн т. (-0.22 млн т. к 19.03.2025 г.), отступив от исторического максимума. Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.54 млн т. (+0.10 млн т.), потребление стабилизи-ровалось в диапазоне 777-780 тыс. т./ сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.3 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49.3 долл./т. после того, как правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта. Кроме того, участники рынка отмечают сокращение спроса на среднекалорийный индонезийский материал ввиду наличия более дешевой альтернативы из ЮАР. Спрос со стороны Индии ограничен, поскольку на индийских ТЭС запасы превышают средний показатель за последние 5 лет.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался почти до 95 долл./т. после резкого падения неделей ранее. Среднекалорийный уголь продолжает дешеветь в связи с сокращения импорта со стороны Китая, который снизил совокупный импорт австралийского материала в феврале на 43% до 4.4 млн т. по сравнению с январем 2025 г. JERA и J-Power рассматривают планы о сокращении угольной генерации в апреле, мае, сентябре и октябре в связи с укреплением доллара и увеличением атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 170 долл./т. на фоне улучшения ситуации со спросом со стороны стран АТР, включая Индию, где наблюдается некоторый рост цен на сталь в результате введения импортных пошлин. Поддержку также оказывает стабилизация цен на внутреннем рынке КНР. При этом профицит предложения на спотовом рынке все еще сохраняется.
В 2024-2025 гг. российская угольная отрасль столкнулась с беспрецедентным кризисом. 27 предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. находятся в зоне риска, при этом 126 млн т. угля добывается убыточными компаниями. В Кузбассе доля убыточных компаний выросла с 34.8% в 2023 г. до 57.3% в 2024 г. В Хакасии убыточными стали 50% предприятий (в 2023 г. убытков не было). Налоговые поступления от угледобывающих компаний в Кузбассе сократились на 53% (на 47.4 млрд руб.). В Хакасии налоговые поступления снизились в три раза (до 2.2 млрд руб.).
По состояния на март 2025 г. задолженность по зарплате в угольной отрасли Кузбасса составила 347.1 млн руб. Девять предприятий приостановили деятельность, еще 20 находятся в зоне риска. В условиях падения мировых цен на уголь рентабельность добычи остается ниже себестоимости. Дальневосточные маршруты перегружены, а западные и южные направления требуют масштабных инвестиций в логистику.
Резкое ухудшение финансовых показателей отрасли, остановка предприятий и рост социальной напряженности в угледобывающих регионах потребовало незамедлительного реагирования как со стороны бизнеса, так и государства.
• снижение рентабельности экспорта из-за логистических издержек, санкций и низких мировых цен;
• логистический коллапс (высокая доля транспортных расходов до 50% в цене угля, дефицит ж/д мощностей и несбалансированность тарифной политики РЖД);
• укрепление курса рубля на фоне падения мировых цен, увеличивающее долю себестоимости и ж/д тарифа;
• финансовые ограничения (высокая ключевая ставка и дефицит оборотных средств);
• налоговая нагрузка (НДПИ, страховые взносы);
• сокращение экспортных рынков и сложности с международными платежами.
Для спасения отрасли Минэнерго России разработала антикризисную программу для угольщиков с мерами поддержки, включающую следующие направления:
Поддержка экспорта (ж/д тарифы)
• мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г.;
• скидка 12.8% на перевозки в западном направлении;
• отмена индексации тарифа за порожний пробег (-10%);
• долгосрочное тарифное регулирование («инфляция минус 0.1%» до 2035 г.).
• отсрочки по кредитам (на 6–24 месяца), субсидирование процентных ставок (компенсация 2/3 ключевой ставки), пополнение оборотных средств под 10% годовых, а также специальные меры поддержки от ВЭБ.РФ.
• отсрочка уплаты налогов и страховых взносов на 12 месяцев, корректировка налогового вычета по НДПИ.
• взаимодействие с Китаем и Индией на правительственном уровне для отмены импортных пошлин на российский уголь, упрощения расчетов между банками этих стран и России.
Поддержка моногородов
• введение льготного заемного финансирования и софинансирование социальных и инфраструктурных проектов.
По мнению Минэнерго, потери от снижения добычи могут превысить объем субсидий на поддержку экспорта более чем в два раза. Реализация предложенных мер может помочь стабилизировать отрасль, сохранить рабочие места и доходы регионов. Для сохранения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний критически важно внедрение долгосрочных тарифных механизмов, налоговых льгот и субсидий на логистику.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе 2025 г. составил 6.2 млрд руб. против прибыли 9.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 47.6% за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-февраля 2025 г. упала до 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). Совокупный экспорт российского угля за этот период сократился до 29.8 млн т. (-0.2 млн т. или -0.5% к январю-февралю 2024 г.).