Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Abonomy on the march

The victory in the elections allows the Prime Minister of Japan to continue his economic course

Abonomy on the march
Photo: RIA Novosti

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
A convincing win in the early elections to the lower house of parliament 22 October (see this: https://www.eastrussia.ru/material/yaponiya-natselilas-na-referendum/) gave the Prime Minister of Japan Shinzo Abe the opportunity to continue to pursue his economic course, called Abenomika. His goal is to revive the Japanese economy, which has been undergoing a period of stagnation for over two decades. When he came to power five years ago, Abe tried to accelerate economic development with the help of the so-called “three arrows”: aggressive monetary policy, flexible budget approach and growth strategy focused on promoting private investment.

This economic course provides for the stimulation of consumption and investment through an active monetary easing policy. This should create jobs, and increase salaries. Higher salaries, in turn, should push prices up. One of the main tasks of Abenomics is to eliminate the deflation that has been suppressing prices during the last 20 years, and to the inflation rate of 2%. This policy began to be actively implemented from April 2013, when the new chairman of the Bank of Japan Haruhiko Kuroda sharply increased the scale of purchases by the Bank of government assets.

This gave some expected results. Japan's GDP in the period July-September 2017 continued to grow 7-th quarter in a row. This is the longest continuous growth for 16 in recent years. And the increase in nominal GDP, which does not take into account inflation, was even more impressive - in the third quarter of 2017, it was 11% higher than 5 years ago. This increase was the largest in the last 20 years.

During the years of Abenomics, due to the depreciation of the yen, exports have contributed greatly to the increase in GDP. After all, every dollar spent on the purchase of Japanese goods, brought an increased amount of yen. Private investment also rose 18% in nominal terms and 15% at constant prices.
Abenomics created even more jobs than its initiators had hoped. The number of employees for five years increased by 2,7 million people, although the number of working-age population decreased during the same period by 4 million. As a result, unemployment during 2017 was below 3%, and for each job seeker, there were 1,5 vacancies. But, despite these achievements, Abanomics is still very far from its most important goal - 2% inflation. Consumer prices by September 2017 increased by only 0,7%.

One of the reasons for the weak inflation is that salaries did not grow as quickly as expected. Another reason is that the labor force turned out to be more than expected. A large number of women and elderly people were involved in the labor market. In addition, in 2016, the number of foreign workers for the first time exceeded 1 million people. Ironically, however, the failure of attempts to raise inflation is positively perceived by Japanese consumers, who wonder why the government is so eager to make everything more expensive.

The victory in the parliamentary elections of the ruling coalition led by Shinzo Abe caused an increase in the value of shares of Japanese companies and a further depreciation of the yen. On Monday 23 October, that is, the day after the election, on the Tokyo Stock Exchange, the Nikkei 225 index continued its growth 15-th session in a row. It went up to 1,11% or 239.01 point and reached the level in 21 696, 65 yen - the best result from 15 July 1996 year. The Japanese currency traded at the level of 113,77-79 yen that day for one dollar compared to 113,32-32 on Friday, and in the morning it went down to 114 yen.

Abe's victory meant continuation of the policy of large budget expenditures and monetary easing, which the prime minister had been conducting since his re-coming to power in December of 2012. For five years, Abomonomics has led to a depreciation of the yen by more than 20%, and the Nikkei Index has almost doubled. As noted by Japanese analysts, the election results have become good news for industries ranging from nuclear power to weapons production. At the same time, they conceal calls for some other industries, such as retail.

The depreciation of the yen has become a "fair wind" for major Japanese manufacturing companies such as Toyota Motor and others. The profits of corporations soared through the revival of Japanese exports. The most benefited from the depreciation of the yen of the corporation, which basically sell their products in foreign markets.

Prime Minister Abe also considered early parliamentary elections as a chance to test public opinion on consumer tax increases. When he raised this tax in 2014, the economy slipped into recession. Since then, Abe has twice postponed the tax increase. However, according to Japanese experts, the current signs of economic growth make it difficult to justify further delaying it.

In the course of the campaign, Abe linked the increase in the consumer tax planned in 2019 from 8 to 10%, with an increase in spending on education and support for young families. This can benefit the companies involved in education. At the same time, companies associated with retail sales may suffer, as higher taxes reduce consumer spending.

The Japanese business community was pleased with the convincing victory of the ruling camp led by the LDP in the general election to the House of Representatives 22 October. Chairman of the Federation of Economic Organizations of Japan (Keidanren) Sadayuki Sakakibara said in a statement: "Business warmly welcomes the victory in the elections of the LDP and its ally Komeito." According to him, the election results strengthened the basis of Abe's government and will help him "pursue a policy without interruption and firmly." The head of the most authoritative business organization of Japan expressed readiness to cooperate fully with the Abe government in implementing its policy. Among the main challenges Sakakibara called the way out of deflation, the revival of the economy, the improvement of the social security system, energy problems and national security. The question now is how long the government will continue its policy of stimulating the economy in an environment where inflation is still weak and wage growth is insignificant.



In general, Abenomics is still far from its goals and objectives. As the speaker of the Japanese business circles, the Nikkei newspaper notes, under the Abe administration, the Central Bank was actively struggling with protracted deflation through massive purchases of state assets, pumping trillions of dollars into the economy in its efforts to raise prices. However, companies raised wages and prices less than expected, slowing the achievement of Abenomica's goals.

Household consumption in September 2017 fell by an average of 0,3% compared to September last year, despite an increase in their average income by 2,1%. In addition, investment in housing construction, which is the main source of consumer demand in Japan, is currently experiencing stagnation. As a consequence of these trends, the Bank of Japan decided to keep the monetary policy of quantitative easing, but reduced its inflation forecast, saying that growth is not yet stable enough to raise wages or sharply increase consumer demand.

In the 2017 fiscal year ending next March, the Bank expects the economy to grow by 1,9%, i.e., slightly more than it had foreseen in its July forecast. But in 2019 fin. The Bank predicts growth is already less than 1%. And the forecast for inflation in 2017 fin. he reduced to 0,8% compared to 1,1% of the previous forecast. These data indicate the difficulties that the Central Bank faces in trying to achieve targeted inflation in 2%. Evaluating the economic outlook, the Bank of Japan pointed out the reluctance of companies to raise wages, and consumers to spend money as the key reasons for the slow progress of the economy towards higher inflation.

In order to fulfill the pre-election promises of Prime Minister Shinzo Abe, the Cabinet of Ministers 8 December approved a package of measures worth 2 trillion yen to expand the scope of free education and childcare services. According to Abe, this should give an impetus to solving the problems of long-term development of the economy, caused by a decline in the birth rate in Japan and the aging of society. The government hopes that the package of measures, consisting of 1,7 trillion yen tax revenue and 300 billion corporate contributions, will help overcome Japan's aging and support the country's global competitiveness. However, as experts point out, directing the additional revenues received from the planned increase of the consumer tax to these purposes can only hinder the solution of the problem of Japan's huge public debt exceeding 200% of the country's GDP.

Soon after the elections, the fourth Cabinet of Ministers was formed under the leadership of Shinzo Abe. The leader of the country left in his posts all 19 ministers of his former government, which he called "Cabinet figures with political experience." Thus, as is obvious, he stressed the continuity of his policy. All the main functionaries of the ruling Liberal Democratic Party also remained in their seats.

Speaking at a press conference, Abe stressed: "Having received strong trust from the people, I will pursue a stronger economic policy." As Yomiuri Shimbun writes, it was about 5 years since the formation of his second cabinet in 2012. Now it is time for Abe to achieve results in the field of politics.

As the publication indicates, Abe constantly advocated "putting the economy in first place". Although business performance and the hiring situation have improved and there is a moderate economic recovery, the way out of deflation is still going on, and the majority of the population has not felt the fruits of economic progress. According to Yomiuri Simbuune, the Abe administration must comprehensively develop the growth strategy in such a way as to achieve this growth on the basis of domestic demand by means of increasing wages and other measures.

In June, 2017, the government adopted a new economic development program, which in fact became the second stage of Abenomics. This program focuses on increasing productivity, developing innovation and trading, as well as further activating Japanese companies. At this stage, in the words of Abe, Japan must make a "revolution in the sphere of labor productivity." The goal of this “revolution” is to eliminate the negative impact on the economy of the problem of population aging and low birth rates in Japan.

However, it is difficult to say how well Shinzo Abe will be able to implement his economic course. First, even with the expected prolongation of his stay in the prime minister's chair for a third term up to 2021, he does not have much time left to realize Abenomica's ambitious goals. Secondly, as the newspaper Nikkei writes, the victory in the election of the ruling bloc of Prime Minister Abe opened the way for him to further advance his economic policy. But growing fears that the focus of the Prime Minister on the revision of Japan's post-war constitution may impede the implementation of much-needed economic reforms.
August 7: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Абэномика на марше

Победа на выборах позволяет премьер-министру Японии продолжить свой экономический курс

Абэномика на марше
Фото: РИА Новости

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
Убедительный выигрыш на внеочередных выборах в нижнюю палату парламента  22 октября (об этом см.: https://www.eastrussia.ru/material/yaponiya-natselilas-na-referendum/) дал премьер-министру Японии Синдзо Абэ  возможность и далее проводить свой экономический курс, получивший название  Абэномика.  Его цель -  оживить японскую экономику, которая более двух десятилетий переживает период стагнации. Придя к власти пять лет тому назад, Абэ попытался ускорить экономическое развитие  с помощью так называемых «трех стрел»: агрессивной монетарной  политики, гибкого бюджетного подхода  и стратегии роста, сфокусированной  на содействии частным инвестициям.

 Указанный   экономический курс  предусматривает стимулирование потребления и инвестиций  с помощью активной политики денежного смягчения. Это должно создать рабочие места, и увеличить зарплаты. Более высокие зарплаты, в свою очередь, должны подтолкнуть цены вверх. Одна из главных задач Абэномики заключается в ликвидации дефляции, которая подавляла цены в течение последних 20 лет, и достижении инфляции в 2%. Эта политика начал активно реализовываться с апреля 2013 года, когда новый председатель Банка Японии Харухико Курода  резко нарастил масштабы покупок Банком правительственных активов.

Это дало некоторые ожидавшиеся результаты.  ВВП Японии в период июль-сентябрь 2017 г. продолжал расти 7-й  квартал подряд.  Это самый длительный непрерывный рост за 16 последних лет. А прирост номинального ВВП, который не учитывает инфляцию, был еще более впечатляющим - в третьем квартале 2017 г.  он оказался на 11% выше,  чем  5 лет назад. Этот прирост   явился   наибольшим  за последние 20 лет.

За годы Абэномики  благодаря снижению курса иены экспорт внес большой вклад в  увеличение ВВП. Ведь каждый доллар, истраченный на покупку японских товаров,  приносил возросшую сумму иен. Частные инвестиции также выросли на 18% в номинальном выражении и на 15% в постоянных ценах.
Абэномика  создала даже  больше рабочих мест, чем надеялись ее инициаторы. Число занятых за пять лет возросло на 2,7 млн человек, хотя численность трудоспособного населения сократилась за тот же период на 4 млн.  Как следствие безработица в течение 2017 г. была ниже 3%, и на каждого ищущего работу  приходилось 1,5 вакансий. Но, несмотря на эти достижения, Абэномика пока еще очень далека от своей самой главной цели - 2% инфляции. Потребительские цены  к сентябрю 2017 г. выросли лишь на 0,7%.

Одна из причин слабой инфляции заключается в том, что зарплаты не росли так быстро, как ожидалось. Другая причина  состоит в том, что рабочей силы оказалось больше, чем предполагалось. На рынок труда было привлечено большое количество женщин и пожилых людей. Кроме того, в 2016 г. число иностранных рабочих впервые превысило 1 млн человек. По иронии судьбы, однако, безуспешность попыток  поднять инфляцию позитивно воспринимается  японскими потребителями, которые  задаются вопросом,  почему правительство так стремится к тому, чтобы все подорожало.

Победа на парламентских выборах правящей коалиции  во главе с Синдзо Абэ вызвала повышение стоимости  акций японских компаний и дальнейшее понижение курса иены.  В понедельник 23 октября, то есть на следующий день после выборов,  на Токийской фондовой бирже индекс Nikkei 225 продолжил свой рост 15-ю сессию подряд. Он поднялся  на 1,11% или 239.01 пункта и  достиг уровня в 21 696, 65 иены – наилучшего результата с 15 июля 1996 года.  Японская валюта в тот день торговалась на уровне 113,77-79 иены за один доллар по сравнению со 113,32-32  в пятницу, а  утром  опускалась даже до 114 иен.

Победа Абэ означала продолжение политики крупных бюджетных расходов и денежного смягчения, которую проводил премьер-министр с момента своего повторного прихода к власти в декабре 2012 года.    За пять лет   Абэномика привела к снижению курса иены более чем на 20%, а Индекс Nikkei практически удвоился. Как отмечают японские аналитики, итоги выборов стали хорошей новостью для отраслей промышленности, начиная от ядерной энергетики и заканчивая производством вооружений. В то же время они таят вызовы некоторым другим отраслям,  таким как розничная торговля.

Снижения курса иены стало «попутным ветром» для крупных японских компаний-производителей, таких как «Тойота мотор» и другие.  Прибыли корпораций взлетели благодаря  возрождению японского экспорта. Больше всего выиграли от понижения курса иены корпорации, которые в основном сбывают свою продукцию на зарубежных рынках.

Премьер-министр Абэ также рассматривал досрочные парламентские  выборы как шанс протестировать общественное мнение по поводу повышения потребительского налога. Когда он поднял этот налог в 2014 году, экономика соскользнула в рецессию. С тех пор Абэ дважды откладывал повышение налога. Однако, считают японские эксперты,  нынешние признаки роста  экономики делают затруднительным оправдание дальнейшей его отсрочки. 

В ходе предвыборной кампании Абэ увязывал планируемое в 2019 г. повышение потребительского налога с 8 до 10%  с увеличением расходов на образование и поддержку молодых семей. Это может пойти на пользу  компаниям, занятым в сфере образования. В то же время компании, связанные с розничными продажами, могут пострадать, так как более высокие налоги  снижают потребительские расходы.

Японские деловые круги  с удовлетворением восприняли убедительную победу правящего лагеря во главе с ЛДП  на всеобщих выборах в палату представителей  22 октября.  Председатель Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн) Садаюки Сакакибара сказал в заявлении: «Бизнес горячо приветствует победу на выборах ЛДП и ее союзника Комэйто».  По его словам, результаты выборов усилили основу правительства Абэ и помогут ему «проводить политику без перерыва и твердо».  Глава самой авторитетной бизнес организации Японии  выразил готовность полностью сотрудничать с правительством Абэ в претворении его политики. Среди главных вызовов Сакакибара назвал выход из дефляции, оживление экономики, улучшение системы социального обеспечения, энергетические проблемы и национальную безопасность. Вопрос теперь  в том, как долго правительство будет продолжать свою  политику стимулирования экономики в условиях, когда инфляция все еще слаба, а рост зарплат незначителен.



В целом Абэномика пока еще далека от поставленных перед ней целей и задач. Как отмечает рупор японских деловых кругов, газета Nikkei ,  при администрации  Абэ Центральный банк активно боролся с затянувшейся дефляцией путем массированных покупок государственных активов, закачивая триллионы долларов в экономику в его усилиях добиться повышения цен. Однако компании повысили зарплаты и цены меньше, чем ожидалось, замедляя достижение целей Абэномики.

Потребление домохозяйств  в сентябре 2017 г. упало в среднем на 0,3% по сравнению с сентябрем прошлого года, несмотря на увеличение их средних доходов на 2,1%. К тому же инвестиции в строительство жилья, являющиеся  главным источником  потребительского спроса в Японии, в настоящее время  переживают застой. Как следствие этих тенденций  Банк Японии решил сохранить денежную политику количественного смягчения, но сократил свой прогноз по инфляции, заявив, что рост еще не достаточно устойчивый, чтобы повысить зарплату или резко увеличить потребительский спрос.

В 2017 финансовом году, заканчивающемся в марте  следующего  года, Банк ожидает роста экономики на 1,9%, т. е. несколько больше, чем он предвидел в своем июльском прогнозе. Но в 2019 фин. г. Банк прогнозирует рост уже менее 1%. А прогноз по инфляции в 2017 фин. г. он сократил до 0,8%  по сравнению с 1,1% предыдущего прогноза.  Эти данные свидетельствуют о тех трудностях, с которыми сталкивается Центральный банк  в попытках достичь целевой инфляции в 2%. Оценивая экономические перспективы, Банк Японии указал на нежелание компаний повышать зарплату, а  потребителей тратить деньги в качестве ключевых причин замедленного продвижения экономики  к более высокой инфляции.

С целью выполнения предвыборных обещаний  премьер-министра Синдзо Абэ кабинет министров  8 декабря одобрил пакет мер стоимостью 2 трлн иен, чтобы расширить сферу бесплатного образования и услуги по уходу за детьми. По мнению Абэ,  это должно дать толчок для решения проблем долгосрочного развития экономики, вызванных снижением рождаемости в Японии и старением общества. Правительство надеется, что пакет мер, состоящий из 1,7 трлн иен  налоговых поступлений и 300 млрд. корпоративных взносов, поможет преодолеть  старение Японии и поддерживать глобальную конкурентоспособность страны. Однако, как указывают эксперты, направление на указанные цели дополнительных доходов, полученных от запланированного  повышения потребительского налога, может лишь затруднить решение проблемы огромного государственного долга Японии, превышающего 200%   ВВП страны.

Вскоре после выборов был сформирован четвертый кабинет министров под руководством Синдзо Абэ. Лидер страны  оставил на своих постах  всех 19 министров его прежнего правительства, который он назвал «Кабинет фигур с политическим опытом». Тем самым, как очевидно, он подчеркнул преемственность своей политики. Все главные функционеры правящей Либерально-демократической партии также остались на своих местах. 

Выступая на пресс-конференции, Абэ подчеркнул: «Получив сильное доверие от народа, я буду проводить более сильную экономическую политику». Как пишет Ёмиури симбун, прошло около 5 лет с момента сформирования его второго кабинета в 2012 году. Сейчас наступило время, когда от Абэ требуется достичь результатов в сфере политики.

Как указывает издание, Абэ постоянно выступал за то, чтобы «поставить экономику на первое место». Хотя функционирование бизнеса и ситуация в сфере найма улучшились и происходит умеренное восстановление экономики, выход из дефляции все еще продолжается, а большинство населения не ощутило на себе плодов экономического прогресса. По мнению Ёмиури симбуне, администрация Абэ должна всесторонне развивать стратегию роста таким образом, чтобы достичь этого роста на основе внутреннего спроса с помощью увеличения заработной платы и других мер.

В июне 2017 г. правительство приняло новую программу экономического развития, которая стала фактически вторым этапом Абэномики. Эта программа  концентрируется на повышении производительности, развитии инноваций и торговали, а также дальнейшей  активизация японских компаний. На этом этапе, по выражению Абэ,  Япония должна совершить «революцию в сфере производительности труда». Цель указанной  «революции» элиминировать отрицательное влияние на экономику проблемы постарения населения и низкой рождаемости в Японии.

Однако трудно сказать, насколько успешно Синдзо Абэ удастся  осуществить свой экономический курс. Во-первых,  даже  с учетом  предполагаемого продления его пребывания в кресле премьер-министра на третий срок до 2021 г., у него остается не так много времени для реализации амбициозных целей Абэномики. Во-вторых, как пишет газета Nikkei, победа на  выборах правящего блока премьер-министра Абэ открыла для него дорогу для дальнейшего продвижения его экономической политики. Но растут опасения, что сфокусированность премьер-министра на пересмотре послевоенной конституции Японии может воспрепятствовать реализации крайне необходимых экономических реформ.