Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

American turbines drive down Yakutsk

Yakutskaya GRES-2 "RusHydro" was introduced late, but now it is permanently shut down

Rostekhnadzor and the prosecutor's office took control of the situation with too frequent disconnections of the Yakutsk SDPP-2. As it turns out, the station, handed in just four months ago to improve the reliability of power supply in Yakutia, has already experienced at least eight failures during the winter, one of which cut off the consumers of 110 MW of electricity at the end of March - Yakutsk and its suburbs. The government of Yakutia says that failures are associated with project decisions, "which need to be changed." In 2014, the equipment of the Yakutsk SDPP-2 has already become the focus of attention of the FAS: then the antimonopoly body suspected RusHydro and General Electic in collusion when supplying gas turbines for the station, but then the claims were dropped. EastRussia understood the details.

American turbines drive down Yakutsk
Photo: Press service of RusHydro
Yury Gulyagin, Deputy Prosecutor General of the Russian Federation for the Far Eastern Federal District, asked the first deputy governor of Yakutia Aleksey Kolodeznikov at an interregional coordination meeting when the situation with periodic disruptions at the Yakutsk SDPP-2 was resolved - the station was commissioned in November of last year and since then more than once, emergency shutdown, leaving without light, thousands of consumers of the central energy district of Yakutia. "Yes, this problem has not been resolved, because there are design solutions that affected the heating season." I prepared the appeal to Nikolai Shulginov (CEO, PJSC RusHydro, EastRussia) about the fact that we have four month of 8 technological violations Last week I met with Deputy Minister of Energy of Russia Vyacheslav Kravchenko and he will indicate that it is necessary to take measures in the summer period and those decisions that have been adopted will be changed, "the representative of the Yakutia government said.

"It's right: for the summer the station needs to be brought into the normative state." People constantly complain that the temperature was minus 50-60 degrees this year, and when the GRES-2 went out of operation, we literally had to survive. summer to summarize the half year, I will check the situation of the station and emergency housing, "- said the deputy prosecutor general.

The head of the Far Eastern department of Rostekhnadzor Alexander Kopareikin also noted that at the Yakutsk SDPP-2 "electrical outages have recently been disrupted." "This was 25, 29 March, 3 April The most large-scale shutdown occurred 25 March, when consumers were disconnected with a total capacity of about 110 MW - Yakutsk and the suburbs." All the accidents were conducted or conducted investigations. "Rostechnadzor's bodies are determined and taken to control the execution of the event specified in the acts of investigation, "he noted, but did not go into details, since the investigation into the last accident by the commission at the GRNP-2 continues. "The station has almost been put into operation, and the reasons for such frequent accidents should be identified, an assessment is made, a list of organizational and technical measures is developed to ensure the station's operation in normal mode," said Alexander Kopareikin.

Yakutskaya GRES-2, we recall - one of the four priority objects of RusHydro in the Far East. The electric power of the GRES-2 is 193,48 MW, the thermal power is 469,6 Gcal / hour. The station, the construction of which cost 31,2 billion rubles, was put into operation in November 2017 year. Now GRES-2 provides 30-60% of electricity and heat to the central power district of Yakutia. Previously, an isolated power district, which covers about 400 thousand consumers, provided only GRES-1 (about 90% of electricity consumption in nine districts of Yakutia and more than 50% of Yakutsk heat consumption accounted for it), but its equipment is worn out.

According to the data of Yakutskenergo, in aggregate 12 gas turbine plants of Yakutsk SDPP-1 and four GRES-2 plants provide 100-percent power reserve, that is, theoretically problems due to outages of separate power plants at two stations should not be at all. Yakutsk SDPP-2, according to the Ministry of Energywas built just to "create the necessary capacity reserve by creating a new source of generation, ensuring the growth of electrical and thermal loads of the central energy district of the Yakutsk energy system in the future up to 2020, improving the reliability of power supply to consumers in the isolated central energy district and Yakutsk."



However, the problems with GRES-2 began even before its official commissioning: 17 October 2017 at the station, complex tests were conducted and the energy began to flow into the network, and after only three weeks the first failure left without light about 100 thousand consumers. Gas turbine plants at the GRNP-2 LM 6000 PF are produced by General Electric and feed on fuel from the Srednevilyuiskoye gas condensate field. LM6000 turbines are produced on the basis of aircraft engines and are used on ships, floating oil production, storage and unloading systems, tankers, hospitals, airports, factories. The second phase of GRES-2 involves the installation of three more turbines with an increase in design capacity for electricity and heat to 305 MW and 272 Gcal / hour, respectively, but the timing of the project is not yet clear.

Interestingly, in 2014, the Federal Antimonopoly Service filed a case against PJSC RusHydro and GE on the tender for supply of turbines for the Yakutsk SDPP-2, suspecting the customer and the supplier in collusion: the German company Siemens wanted to participate in the contest, but as said the company, could not. However, later Siemens refused the claims, and in the FAS in the summer of 2015 stated that "despite the presence of formal signs of violation of the antimonopoly legislation, the FAS Russia commission did not find confirmation of the restriction of competition during the bidding." GE eventually put four turbines for 5,6 billion rubles.

Как earlier wrote EastRussia, Yakutsk SDPP-2 was to be commissioned in 2015, but the timing of its launch was twice postponed. RusHydro was explained by delays in the introduction of GRNP-2, including "difficulties associated with the supply of the main equipment (replacement of equipment within the import substitution, delay in the import of unique unique equipment)." In October 2017, the Accounting Chamber, which controls all the Far Eastern construction projects of RusHydro, celebrated, that "the introduction of changes to the design documentation of the Yakutsk SDPP-2 (1-th stage) led to an increase in the cost of construction, which amounted to 5,1 billion rubles." and "the increase in cost is due, inter alia, to the specification of the physical volumes of work and the quantitative composition of the auxiliary equipment, as well as a partial change in the design decisions at the stage of development of working documentation. "

The director of the Yakutsk SDPP-2 Ruslan Iskhakov the other day told News.Ykt.ru, that "the occurred cases are connected with revealing of lacks in the first years of operation, from this we will not go anywhere". "The power plant is new, in the process of operation, in any case, it is necessary to fine-tune all the units, mechanisms." There are moments that can not be taken into account in the commissioning process. "The main contractor, the equipment supplier is ready to work with us and work," he said, adding that debugging will take "two to three years".
August 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Американские турбины подводят Якутск

Якутская ГРЭС-2 "РусГидро" вводилась с опозданиями, а теперь постоянно отключается

Ростехнадзор и органы прокуратуры взяли на контроль ситуацию со слишком частыми отключениями Якутской ГРЭС-2. Как выясняется, станция, сданная всего четыре месяца назад для повышения надежности энергоснабжения Якутии, уже пережила за зиму как минимум восемь сбоев, один из которых отключил в конце марта потребителей 110 МВт электроэнергии - это Якутск и его пригороды. В правительстве Якутии говорят, что сбои связаны с проектными решениями, "которые нужно менять". В 2014 году оборудование Якутской ГРЭС-2 уже становилось объектом внимания ФАС: тогда антимонопольный орган заподозрил "РусГидро" и General Electic в сговоре при поставке газовых турбин для станции, но затем претензии были сняты. EastRussia разбиралось в подробностях.

Американские турбины подводят Якутск
Фото: Пресс-служба "РусГидро"
В среду на межрегиональном координационном совещании заместитель генпрокурора РФ по Дальневосточному федеральному округу Юрий Гулягин поинтересовался у первого зампреда правительства Якутии Алексея Колодезникова, когда разрешится ситуация с периодическими сбоями на Якутской ГРЭС-2 - станция была сдана в эксплуатацию в ноябре прошлого года и с тех пор уже не раз аварийно отключалась, оставляя без света тысячи потребителей центрального энергорайона Якутии. "Да, это проблема не решена - в силу того, что там есть проектные решения, которые сказались на прохождении отопительного сезона. Я подготовил обращение Николаю Шульгинову (предправления - гендиректор ПАО "РусГидро". - EastRussia) о том, что у нас за четыре месяца 8 технологических нарушений. На прошлой неделе я встречался с заместителем министра энергетики России Вячеславом Кравченко, и ему обозначит, что нужно все-таки принимать меры в летний период, и те решения, которые были приняты, изменить", - ответил представитель правительства Якутии. 

"Это правильно. За лето станцию необходимо привести в нормативное состояние. Люди постоянно жалуются - температуры в этом году были минус 50-60 градусов, и когда выходила из строя ГРЭС-2, приходилось буквально выживать. Эту тему выделите отдельной строкой. А я приеду летом на подведение итогов полугодия, проверю ситуацию по станции и аварийному жилью", - пообещал заместитель генпрокурора. 

Руководитель Дальневосточного управления Ростехнадзора Александр Копарейкин также отметил, что на Якутской ГРЭС-2 "в последнее время происходят отключения электрооборудования". "Это было 25, 29 марта, 3 апреля. Наиболее масштабное отключение произошло 25 марта, когда были отключены потребители общей мощностью около 110 МВт - это Якутск и пригороды. По всем авариям проведены или проводятся расследования. Органами Ростехнадзора определены и взяты на контроль исполнения мероприятия, указанные в актах расследований", - отметил он, но в подробности вдаваться не стал, поскольку расследование по последней аварии комиссией на ГРЭС-2 продолжается. "Станция практически только запущено в эксплуатацию. По итогам расследования должны быть выявлены причины столь частых аварий, дана оценка, разработан перечень организационных и технических мероприятий для обеспечения работы станции в нормальном режиме", - сказал Александр Копарейкин.

Якутская ГРЭС-2, напомним - один из четырех приоритетных объектов "РусГидро" на Дальнем Востоке. Электрическая мощность ГРЭС-2 - 193,48 МВт, тепловая - 469,6 Гкал/час. Станция, строительство которой обошлось в 31,2 млрд руб., была введена в эксплуатацию в ноябре 2017 года. Сейчас ГРЭС-2 обеспечивает 30-60% электроэнергии и тепла центрального энергорайона Якутии. Ранее изолированный энергорайон, который охватывает порядка 400 тыс. потребителей, обеспечивала только ГРЭС-1 (около 90% потребления электроэнергии девяти районов Якутии и более 50% теплопотребления Якутска приходилось именно на нее), но ее оборудование изношено. 

По данным "Якутскэнерго", в совокупности 12 газотурбинных установок Якутской ГРЭС-1 и четыре установки ГРЭС-2 обеспечивают 100-процентный резерв мощности, то есть чисто теоретически проблем из-за отключений отдельных энергоустановок на двух станциях быть вообще не должно. Якутская ГРЭС-2, по данным Минэнерго, строилась как раз с целью "создания необходимого резерва мощности путем создания нового источника генерации, обеспечения роста электрических и тепловых нагрузок центрального энергорайона Якутской энергосистемы в перспективе до 2020 года, повышения надежности энергоснабжения потребителей изолированного центрального энергорайона и г. Якутска". 

Однако проблемы с ГРЭС-2 начались еще до ее официального ввода в эксплуатацию: 17 октября 2017 года на станции были проведены комплексные испытания и энергия начала подаваться в сети, а спустя всего три недели первый сбой оставил без света около 100 тыс. потребителей. Газотурбинные установки на ГРЭС-2 LM 6000 PF произведены General Electric и питаются топливом со Средневилюйского газоконденсатного месторождения. Турбины LM6000 производятся на базе авиадвигателей и применяются на кораблях, плавучих системах нефтедобычи, хранения и выгрузки, танкерах, в больницах, аэропортах, на заводах. Вторая очередь ГРЭС-2 предполагает установку еще трех турбин с наращиванием проектной мощности по электрической и тепловой энергии до 305 МВт и 272 Гкал/час соответственно, но сроки реализации проекта пока не ясны.  

Интересно, что в 2014 году Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ПАО "РусГидро" и GE как раз по поводу конкурса поставки турбин для Якутской ГРЭС-2, заподозрив заказчика и поставщика в сговоре: в конкурсе хотела поучаствовать немецкая компания Siemens, но, как заявила компания, не смогла. Однако позже Siemens отказалась от претензий, а в ФАС летом 2015 года заявили, что "несмотря на наличие формальных признаков нарушения антимонопольного законодательства, комиссия ФАС России не нашла подтверждений ограничения конкуренции при проведении торгов". GE в итоге поставило четыре турбины за 5,6 млрд руб. 

Как ранее писало EastRussia, Якутская ГРЭС-2 должна была быть сдана еще в 2015 году, но сроки ее запуска дважды переносились. В "РусГидро" объясняли задержки с вводом ГРЭС-2 в том числе и "затруднениями, связанными с поставками основного оборудования (замена оборудования в рамках импортозамещения, задержка сроков ввоза импортного уникального оборудования)". В октябре 2017 года Счетная палата, которая контролирует все дальневосточные стройки "РусГидро", отмечала, что "внесение изменений в проектную документацию Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь) привело к увеличению стоимости строительства, которое составило 5,1 млрд руб.", а "увеличение стоимости обусловлено в том числе уточнением физических объемов работ и количественного состава вспомогательного оборудования, а также частичным изменением проектных решений на этапе разработки рабочей документации".

Директор Якутской ГРЭС-2 Руслан Исхаков на днях заявил News.Ykt.ru, что "произошедшие случаи связаны с выявлением недостатков в первые годы эксплуатации, от этого мы никуда не уйдем". "Энергообъект новый, в процессе эксплуатации в любом случае необходима точечная доработка всех узлов, механизмов. Есть моменты, которые в процессе пусконаладочных работ невозможно учесть. Генподрядчик, поставщик оборудования готовы работать с нами и работают", - сказал он, добавив, что на полную отладку потребуется "два-три года".