Как возводился переход Благовещенск – Хэйхэ и что теперь будет?
Трансграничный автомобильный мост, который свяжет российский берег в районе Благовещенска и китайский в районе города Хэйхэ состыкуют уже 31 мая. В преддверии этого события EastRussia вспоминает об истории возведения перехода и напоминает о перспективах, которые могут возникнуть с его появлением.
Мост начали строить в конце 2016 года. Его общая длина составляет больше одного километра. Пять опор расположились на российской стороне, пять — на китайской. С российской стороны затраты составили 13,6 млрд рублей, с китайской – в пересчете на наши деньги – 5,2 млрд рублей. Бюджетные деньги на переход не тратят – его возводит инвестор по концессионному соглашению. Предполагается, что пропускная способность перехода составит 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5,5 тыс. человек в сутки.
Россия и Китай строили части моста по своим нормам и правилам, из собственных стройматериалов. Поскольку нормативы в станах отличаются, стороны согласовывали их, чтобы избежать казусов и брали в итоге те нормы, которые оказывались выше. У моста короткие пилоны с вантовыми элементами, которые украшают переход и становятся силовой системой для несущих конструкций. С российской стороны их, кстати, делала та же фирма, что и для моста на остров Русский во Владивостоке.
Состыковать части моста китайские и российские строители планировали в марте этого года, однако процедуру пришлось отложить. Власти Амурской области заявили, что это вынужденная мера. Из-за подъема воды в июле прошлого года на строительной площадке возникла сложная ситуация, которая повлияла на сроки строительства русловых опор. Из-за большой воды работы пришлось приостанавливать, а весной этого года российской стороне помешал ранний ледоход. В итоге график сместился на конец мая.
Стыковка не означает, что мост сразу заработает. Желающим проехать по нему еще придется подождать. Полностью сдать объект строители должны в декабре 2019 года. Нужно доделать подъездные пути, создать необходимую дорожную инфраструктуру, а главное — пограничный переход. Полностью доделать мост строители должны в конце этого года, а ввести эксплуатацию весной 2020-го. До сих пор неизвестно, когда именно он заработает: понадобится три-четыре месяца на пусковые работы и оформление, а затем и на запуск пункта пропуска. В итоге начало эксплуатации могут отложить на осень 2020 года.
Летом 2018 года глава Минвостокразвития Александр Козлов заявлял, что мост и пункт пропуска могут ввести синхронно, однако этих мечтам не дано сбыться. На китайской стороне пункт пропуска начали делать в марте этого года, в него намерены вложить 44 млн долларов. На российской стороне сначала сделают временный пункт, чтобы можно пропускать грузовой транспорт. При его возведении используют опыт строителей при возведении Крымского моста. На временный пункт уже выдели больше 1,6 млрд рублей, под строительство определили площадку.
Поскольку российскую часть моста возводят без привлечения бюджетных средств (инвестор строит за счет долгосрочного кредита от банка провинции Хэйлунцзян) — компенсировать расходы будут за счет платного проезда. Тарифы еще устанавливают, однако, по предварительным расчетам, стоимость проезда составит 2 тысячи рублей для автомобилей физических лиц и десять тысяч рублей — для юридических. Срок окупаемости проекта составит 16 лет.
Власти Приамурья и Благовещенска возлагают большие надежды на трансграничный мост — надеются привлечь туристов, инвесторов, наладить тесные торговые связи с Китаем. Городские чиновники даже подготовили проект создания трансграничной агломерации Благовещенск —Хэйхэ, в рамках которого появятся общий транспортно-логистический и экономический центр на границе. Помимо этого, мост должен дать толчок другому трансграничному проекту — канатной дороге Благовещенск — Хэйхэ. Приступить к ее возведению обещают во второй половине этого года.
Ксения Мурзина