Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Благовещенская набережная утонула в амбициях

Что происходит с самым провокационным проектом на границе с Китаем

В 2012 году Амурская область запустила инвестиционную зону «Золотая миля». 12 млрд рублей планировалось вложить в туристско-рекреационное направление на границе Китая и России. На 40 гектарах намывной территории реки Амур хотели построить гостиницы, бутики, амфитеатр, ледовую арену и даже канатную дорогу. Подготовить площадку к «стройке века» обещали до 2018 года. Но на сегодня удалось лишь засыпать под постройки часть Амура. Корреспондент EastRussia узнал о причинах краха мегапроекта и его перспективах.

Благовещенская набережная утонула в амбициях
АХОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Шаговая близость КНР с приграничным населением почти 2 млн человек, безвизовая территория, бесконечный поток туристов – все это подавалось как несомненные слагаемые успеха «Золотой мили». Выйти на самоокупаемость намечалось менее чем через 8 лет. Реализовать задумку местных властей взялся тогда Ростуризм. Финансовые составляющие проекта: 2,1 млрд рублей федеральных средств, еще 1,1 млрд рублей из амурского бюджета, основные же 9 млрд рублей ждали от инвесторов.

Параллельно подготовительным работам искали инвесторов. Бюджетные средства частично освоили — засыпать 40 гектаров реки стоило 1,2 млрд рублей. С инвестициями оказалось сложнее. Вложиться в уникальную стройку за эти годы хотели многие. Но реального договора так и не последовало.
 
Между мечтами и реальностью встала другая масштабная стройка. Точнее случилась ее консервация. С 2008 года на Амуре шла реконструкция набережной по программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». На старте «Золотой мили» берегоукрепление почти окончили, оставалось менее 10%. Работы решили вести параллельно. Но планы нарушило наводнение в 2013 году, последовавшие за ним кризис и срыв федеральной программы, за счет которой велось строительство. Финансовые потоки прекратились, застройщик обанкротился и в 2015 году работы окончательно остановились.

На оставшиеся 4% берегоукрепления областные власти второй год ищут 2,8 млрд рублей. Без них к «Золотой миле» попросту невозможно подвести инженерные коммуникации. Водопровод, канализационный коллектор, подключение к ТЭЦ и энергосистемам этого участка остаются на бумаге.

«Без создания инженерной инфраструктуры невозможна реализация бизнес-проектов, — констатировал в ходе визита в Приамурье в декабре 2016 глава Ростуризма Олег Сафонов. — Мы должны подвести тепло, электричество, ливневые канализации. После этого инвесторы будут строить те объекты, о которых идет речь».

Последний футуристический проект «Золотой мили» разработали в 2016-м специально для Гонконгской компании. Иностранцы готовы были вложить до 1 млрд долларов. Но сделка в очередной раз сорвалась.

– Инвесторы каждый год интересуются этим участком. Но когда доходит до деталей, понимают что рано туда вкладываться, — на условиях анонимности поделился с EastRussia собеседник из правительства Амурской области. — Потому что для них важна скорейшая окупаемость, выход на прибыль. Проект успешен и состоятелен, когда есть четкое понимание по его сложной финансовой модели. Сегодня все стопорит вопрос финансирования инфраструктуры. Иначе «Золотую милю» давно бы начали воплощать в жизнь.


В ОБХОД СИСТЕМЫ
Несмотря на кажущуюся безысходность, благовещенская набережная постепенно приобретает новые очертания. На сентябрь запланировано открытие ее очередного участка. Ближайшую к «Золотой миле» территорию в полкилометра отремонтируют за счет федеральной программы благоустройства. Более двух тысяч деревьев и кустарников, почти 20 тысяч квадратных метров газонов, цветники расположатся на обновленной местности. Также появится 100-метровая площадка с горками и каруселями для детей разных возрастов. Предполагаются и гигантские архитектурные конструкции. Частично подведут коммуникации. Общая стоимость работ порядка 70 миллионов рублей.

– Здесь появятся летний водопровод и электрические коммуникации, — поделился подробностями директор фирмы-подрядчика работ ООО «Сервер» Александр Харченко. — Всего установим более 100 осветительных конструкций.

«Реконструкция набережной в этом году во многом стала возможной благодаря федеральной программе благоустройства городов, которую поддержал президент страны Владимир Путин. А в Благовещенске, мы учли мнение жителей, и решили благоустроить именно участок набережной реки Амур», — отметил губернатор Приамурья Александр Козлов, инспектируя 8 августа строительные работы на набережной.

Как акцентировал собеседник агентства из амурского правительства, именно точечные проекты проще всего воплотить на практике. Сегодня «в тренде» производственная и промышленная направленности, нежели социальная и рекреационная. Банально потому, что на этом проще заработать.

Вероятный исход событий на благовещенской набережной — раздельный подход к ее окончательной реконструкции. Разом найти несколько миллиардов в сегодняшних условиях практически нереально. Лишь после окончательного подвода инженерных коммуникаций и завершения берегоукрепления Амура стоит возвращаться к воплощению уникального мегапроекта «Золотая миля». Тогда вполне реально на пограничной реке могут появиться и ледовая арена, и канатная дорога.

Временно недострой набережной огородили шестикилометровым забором. А отсыпанный участок Амура в 40 гектаров активно используют для чемпионатов по авторалли и мотокроссу, в праздники с него запускают салюты, зимой устраивают международные хоккейные поединки.