На фоне роста туристического потока в регионах Дальнего Востока планируется строительство новых объектов, как в сфере природного, так и городского туризма. Тем не менее возведение ряда крупных объектов пока находится на начальной стадии. Для развития новых проектов задействуют преференциальные экономические режимы
Отдельные регионы Дальнего Востока отчитались о росте туристического потока в минувшем году. В Бурятии за 11 месяцев прошлого года туристический поток увеличился на 46%, составив порядка 614 тыс. человек. В Хабаровском крае турпоток в январе-ноябре 2023 г. достиг 1,2 млн человек.
Возведение музейных пространств, новых концертных и выставочных площадок в регионах предусмотрено долгосрочными планами комплексного социально-экономического развития городов. Так, в Приморье на 2025 г. намечена сдача музейного и театрально-образовательного комплекса во Владивостоке (на сопке Орлиное гнездо), возводимых ООО «Стройтрансгаз-Восток». Комплекс будет включать 13 объектов общей площадью свыше 163,7 тыс. кв. м. – в том числе филиалы Мариинского театра, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока.
В 2024 г. в Южно-Сахалинске запланировано открытие центрального экспозиционного зала «Современник» в рамках проекта «Художники Сахалинской области». В рамках данного проекта уже открыты выставочные пространства в ТРК «Сити Молл», аэропорту Южно-Сахалинска, в зале арт-резиденции «Маяк». Также положительное заключение Главгосэкспертизы в начале текущего года получил проект четырехэтажного музейного комплекса – филиала Российского этнографического музея. Площадь музейного пространства на улице Есенина должна составить более 3,5 тыс. кв. м. Завершить строительство планируется в 2025 г.
В Улан-Удэ предполагается построить здание - постоянную концертную площадку для Национального музея и театра «Байкал» (в настоящее время лишен постоянной концертной площадки). Ввод театрально-культурного центра «Байкал» в Центральном районе города намечен на первый квартал 2026 г. Концессионером является УК «Инфратех Концессии» («Ростех»), соглашение с которым было заключено правительством Бурятии в октябре прошлого года.
В здании общей площадью 18,9 тыс. кв. м будут расположены театрально-концертный зал на 1 тыс. мест с амфитеатром, малый зал, четыре балетных зала, два репетиционных зала, вокальные классы и кабинеты, студии звукозаписи, видеозаписи, фотостудии. Рядом с театром планируется создать театральную площадь и летнюю фестивальную площадку. Объем инвестиций составит более 4,7 млрд рублей, в том числе 1,7 млрд рублей капитального гранта из федерального бюджета.
Также к 2026 г. в Улан-Удэ планируется построить Национальный музей республики Бурятия. Объем инвестиций в строительство оценивается в 3,7 млрд рублей. Площадь музейного комплекса составит 14,8 тыс. кв. м[1]. Он будет включать выставочное пространство, конференц-зал, визит-центр, экскурсионное бюро, галерею, кафе, хранилища, реставрационные мастерские, детский центр, летнюю террасу и библиотеку. Около здания должны быть размещены площадки для отдыха и открытых экспозиций. Строительство будет вестись в Советском районе города, на берегу реки Уда. Концессионное соглашение с компанией «Инфратех Концессии» («Ростех») также было заключено осенью прошлого года.
Между тем в Приморском крае у наиболее крупного казино в ИРК «Приморье» может смениться владелец. Гонконгская компания Oriental Regent Limited (основной акционер – Summit Regent) рассчитывает продать долю в G1 Entertainment (оператор казино Tigre de Cristal). Сумма сделки предварительно оценивается в 116 млн долларов США. В настоящее время Oriental Regent Limited приостановила работы в рамках второй очереди развития объекта на фоне пандемии и санкций. В качестве потенциального покупателя рассматривается российская компания ООО «Дальневосточный актив» (учредители в равных долях – ООО «Восток финанс»[2] и ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура» О.Дерипаски).
Следует отметить, что в Приморье планируется реализация новых проектов в сфере гостиничного бизнеса и торговли. Круглогодичный морской курортный комплекс в Хасанском районе намерено построить ООО «Курорты Приморья»[3]. Номерной фонд комплекса должен составить 3,5 тыс. номеров, он займет территорию в 150 га. Объем заявленных инвестиций превышает 30 млрд рублей. Завершить работы предполагается в 2030 г. (первые 750 номеров планируется сдать в 2027 г.). Напомним, что президент В.Путин в минувшем году поручил создать к 2030 г. круглогодичные морские курорты в рамках проекта «Пять морей»[4], рассчитанные на принятие до 10 млн человек ежегодно. Не уточняется, является ли проект «Курорты Приморья» частью данного плана, тем не менее он совпадает с ним по установленным срокам реализации.
Тем временем в Уссурийске (входящее в городской округ село Новоникольск, участок планируется включить в ТОР «Михайловский») предполагается создать кластер международной торговли на территории в 21 га. В феврале вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил проработать вопросы определения инвестора и механизмов для создания экспоцентра и туристической инфраструктуры кластера. Реализовать проект предполагается в течение трех лет – с 2025 г. по 2028 г.
В сфере строительства спортивно-туристических комплексов в Хабаровском крае в конце 2023 г. завершился первый этап строительства спортивно-туристического комплекса «Хехцир» (инвестор – ОАО «Центр инновационных технологий города Хабаровска»). Курорт расположен в 25 км от Хабаровска, на склоне горного хребта Большой Хехцир. На текущем этапе в строительство комплекса вложено около 1 млрд рублей (ведется с 2019 г.). На сегодняшний день на курорте действуют два снежных склона протяженностью 1,2 км и 1,3 км, канатная дорога, кресельный подъемник, прокат оборудования. Для курорта построена новая ЛЭП длиной 1,4 км.
В рамках сахалинского горнолыжного курорта «Горный воздух» запланировано строительство новых средств размещения. Резидент ТОР компания «Гамма» намерена инвестировать 2,3 млрд рублей в создание отеля на 235 номеров. Ввод гостиничного комплекса намечен на четвертый квартал 2027 г. Комплекс будет также включать ресторан и конференц-зал.
Между тем компания с китайским капиталом ООО «Стройдомкомфорт» рассчитывает инвестировать 250 млн рублей в строительство туристических объектов в рамках «Горного воздуха» - гостиницу (4 звезды), жилой квартал и гольф-поле. Подробности проекта не раскрываются инвестором, но известно, что ввод гостиницы намечен на четвертый квартал 2027 г.
В Забайкальском крае резидент ТОР ООО «Масма-Драйв» (холдинг «Масма»[5]) реализует проект по созданию картинг-центра в Чите. Объем инвестиций оценивается в 80 млн рублей. Открытие первой очереди комплекса намечено на первый квартал 2025 г. – она включает трассу протяженностью 1,22 км и автосервис. В четвертом квартале 2025 г. предполагается построить главный корпус с гостиницей на 16 номеров, трибуны и парковку, сервис-парк. Третий этап предусматривает возведение здания крытого картодрома и торгового центра. Прокат в крытом автодроме должен открыться в первом квартале 2027 г.
В целях развития круизного туризма на Дальнем Востоке Госдумой в декабре 2023 г. в третьем чтении был принят разработанный Минвостокразвития законопроект, отменяющий применение правил пограничного режима в отношении круизных судов под флагом РФ на территории Дальнего Востока и в Арктической зоне РФ. Он вносит изменения в закон «О государственной границе Российской Федерации».
Для российских круизных судов, перевозящих туристов, правила пограничного контроля не будут применяться, если они заходят в порты и пункты в районах внутренних морских вод и территориального моря РФ, входящих в Арктическую зону РФ или Дальневосточный ФО. Предполагается, что суда должны направлять уведомление в пограничные органы безопасности перед началом круиза. Ожидается, что упрощение процедуры позволит туроператорам, круизным компаниям формировать более привлекательные маршруты.
Напомним, что еще одним туристическим направлением, которое предполагается развивать на Дальнем Востоке, является промышленный туризм. Пока разработка готовых туристических предложений находится на начальном этапе. Власти Сахалинской области, Амурской области, Хабаровского и Забайкальского краев в ноябре заключили соглашение о создании межрегионального индустриального маршрута «Здесь начинается рабочий день». Предполагается, что маршрут будет включать не менее 15 объектов, в том числе космодром «Восточный», авиационные заводы, горнодобывающие предприятия. Следует отметить, что осенью минувшего года в рамках пакетных туров стало доступно посещение космодрома «Восточный» в Амурской области (со стоимостью от 15 тыс. рублей для туристов с дальневосточной пропиской).
Что касается развития туристических проектов на дальневосточных гектарах, то часть из них рассчитана на круглогодичный туризм. Так, в Хабаровском крае на берегу горной реки Хор (район им. Лазо) с конца 2022 г. работает круглогодичная база отдыха «Заимка Узалы». В селе Новое Корсаковского района Сахалинской области на четырех гектарах реализуется проект «Айна Тур». Он включает традиционные юрты, ремесленную мастерскую, музей сахалинских археологических артефактов, на территории комплекса проживают 112 ездовых собак, семь северных оленей, две ламы-альпаки. В 50 км от Улан-Удэ в Бурятии создан туристический этнокомплекс «Степной кочевник» (близ села Нарын Ацагат, Заиграевский район). На территории комплекса ежегодно проводится международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников». Также в течение года проводятся празднования, фестивали, этно-квесты. Наконец, в Якутии около села Бердигестях (Горный район) построена турбаза «Маатта», где в январе состоялось открытие нового объекта Maatta House, рассчитанного на размещение до 25 человек в дневное время, и 8 человек с возможностью остаться на ночь.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Заемное банковское финансирование, собственные средства компании-концессионера и средства федерального бюджета в виде капитального гранта в размере около 1,7 млрд рублей.
[2] Гендиректор – Д.Афиногенов, также являющийся руководителем Ассоциации игорных зон России.
[3] Учредитель – инвестиционный фонд «Северная эгида – региональный». Управляющей компанией фонда является ООО «Северная эгида», принадлежащее С.Ногинской, связанной с управлением активами А.Ротенберга. Входящая в «Мостотрест» А.Ротенберга компания «Трансстроймеханизация» строит в Приморском крае автотрассу «Владивосток – Артём – Находка – порт Восточный».
[4] Японское, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское моря.
[5] Принадлежит экс-главе администрации Читы (2014-16 гг.) В.Забелину.
Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина ШамсутдиноваОсобо охраняемые природные территории попали во все тренды современного туризма. Заповедники действуют теперь в стране под слоганом «Охранять природу не от людей, а вместе с людьми». Ведь путешественники все чаще выбирают вместо популярных и «понятных» направлений экстремальные. Но даже став игроками туристического рынка, ООПТ видят свои бонусы не в статье «Доходы», а в графе «Повышение природоохранного эффекта».
Мега-тренд последнего времени – интерес к местному колориту. Для отечественного туризма, который, несмотря на достаточно серьезные внешнеэкономические шоки, в целом развивается очень неплохо, это означает 72 миллиона «внутренних» туристов. Такова прогнозная оценка Российского союза туриндустрии на нынешний год. Эксперты выделяют развитие уже сформировавшегося приоритета близости к природе: эко-активностей, практик диджитал-детокса, внимания к физическому состоянию и ментальному здоровью.
– 30 процентов участников опроса сервисов онлайн-бронирования хотели бы пережить в путешествии совершенно новый для себя опыт в аутентичных условиях. В приоритете авторские туры, уникальные маршруты с тайными локациями, где можно почувствовать себя первооткрывателем, необычные впечатления и общение с местными жителями, – отмечается в материалах маркетингово-исследовательской компании IPSOS Russia. – Идет запрос на общение с природой и созвучное человеческое общение.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Для активных путешественников наиболее привлекательными оказываются особо охраняемые природные территории. Там гарантирована нетронутость и первозданность ландшафтов, высока вероятность увидеть животных в естественной среде обитания, обеспечено квалифицированное сопровождение. Заповедники региона сейчас активно сотрудничают с туристическими агентствами, оборудуют тропы, разрабатывают новые экскурсионные маршруты и готовят места размещения.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник – место, где на широте Крымского полуострова склоны хребта Сихотэ-Алинь четко делят территорию на природные зоны. На западе – суровая тайга (леса охотского типа), на востоке – ландшафты юго-восточной Азии (леса маньчжурского типа). Больше такого нигде в мире попросту нет. Склон западный – пихта, ель и лиственница, дикуша, лось и росомаха. Склон восточный – монгольский дуб, корейская сосна, остроконечный тис, белоплечий орлан, пятнистый олень и лесной кот.
– История заповедности и уникальности этого края началась задолго до появления САБЗ, самого большого среди тигриных заповедников России. В начале ХХ века здесь прошла экспедиция Владимира Клавдиевича Арсеньева, – рассказывает директор САБЗ Светлана Сутырина. – По одному из отрезков пути его отряда у нас, кстати, проходит экологический маршрут, названный «Тропа Арсеньева». У нас есть и 2900 гектаров акватории Японского моря. Таким образом, мы являемся и морским заповедником.
Великолепные по красоте пейзажей и роскошные по богатству флоры и фауны здешние территории труднодоступны. И заповедны почти девять десятков лет. Поэтому здесь легко увидеть своим глазами, как живут птицы и звери в дикой природе. Для этого достаточно просто пройти по любому из восьми маршрутов. Тюлени-ларги всегда на лежбище в акватории мыса Северный, птицы на озере Благодатном, пятнистые олени утром и вечером в лесу вдоль дороги, ведущей к бухте Удобная.
Пожалуй, «за кадром» останется только тигр. Но следы его присутствия можно увидеть – на природной песчаной дорожке (естественной контрольно-следовой полосе) в Удобной остаются отпечатки лап и копыт всех, кто там гуляет. На видеозаписях с фотоловушки, рядом с которой продуманно останавливаются гиды (кадрам от силы пара-тройка дней). А еще можно почувствовать тигриный запах у меточного дерева на «Тропе тигров». Характерный, мускусный. Такой не забудешь.
«Тропа Тигров» - уже пятая среди появившихся в заповеднике благодаря работе студенческого отряда «Тигр» при поддержке АНО «Центр «Амурский Тигр». Студотряд этот сводный, в него со всей страны приходит молодежь, которая получает профильное для заповедного дела образование – учатся на биолога, к примеру, эколога или лесника. Таким образом будущие молодые специалисты знакомятся с различными ООПТ, а на местах, в свою очередь, присматриваются к ним.
Получившая свое название сразу и в честь студенческого отряда, и в честь полосатого хозяина тайги, тропа проходит по берегам реки Ясная в одноименном урочище. Это центральная часть заповедника, и тигры здесь бывают чаще, чем на побережье. Протяженность маршрута – 4, 8 километра. Он оборудован указателями (на всех площадках Сихотэ-Алинского они сделаны в едином стиле), живописными подвесными мостиками, настилами. Они служат для того, чтобы не допустить эрозии почвы и сделать путешествие удобным для туристов.
– Тропы построены руками студентов – под контролем бригадиров от заповедника. Они учат, показывают, как работать с материалами, выполняют самую тяжелую сложную работу, – поясняет Светлана Сутырина. – И кроме троп благодаря студентам у нас есть замечательная инфраструктура, уютная небольшая гостиница, стильная кухня-столовая.
Полезно
Узнать, как попасть на экскурсию в Сихотэ-Алинском заповеднике, понять, что, где когда и почем, можно на его сайте https://sikhote-alin.ru
Подготовка троп к проходу путешественников – самая значительная статья расходов заповедника в части организации туризма. К примеру, затраты на подготовку «Тропы Арсеньева» в этом году составили более 270 тысяч рублей. Доход – 240. Это самый дорогой, сложный и интересный многодневный маршрут САБЗ, проходящий по диким местам, где бывают только госинспекторы и научные сотрудники во время учетов поголовья животных. Для этого тропу расчищают, однако деревья падают так часто, что к проходу тургруппы необходима дополнительная прочистка.
Максимальную сумму заповедник заработал на туристах в прошлом году - чуть больше четырех миллионов рублей. В ноль не вышли. Основные средства ушли на обустройство троп, немалую долю забрал налог на прибыль, плюс комиссия за банковские операции (люди оплачивают картами через терминал, а суммы немаленькие), плюс оплата экскурсоводам, оплата водителям за работу в выходной день, затраты на ГСМ. В случае с «Тропой Арсеньева» это еще и закупка продуктов (туристов полностью обеспечивают трехразовым горячим питанием в течение маршрута).
– Туризм в заповеднике – это вообще нисколько не про бизнес, нисколько не про зарабатывание денег, – убеждена Светлана Сутырина. – У нас на самом деле нет такого стремления. Мы гонимся не за количеством посетителей, а за качеством наших услуг, потому что смысл, не в этом. А в том, чтобы, пройдя по нашим тропам, люди получили информацию, зачем заповедник, зачем заповедная система, как устроена заповедная система, чем уникальна дальневосточная природа, почему она так хрупка, почему нужно сохранять.
Вообще цены на экскурсии заповедник ставит гуманные, хотя каждый год они все-таки растут из-за роста цен на бензин. ООПТ социально ориентировано: есть скидки детям, местным жителям, акции с бесплатными экскурсиями – для воспитанников детских домов, детей с ограниченными возможностями, день открытых дверей на тропах. Не удивительно, что многие гиды-внештатники работают по идейным соображениям. К примеру, военный пенсионер Дмитрий Куценко, который больше всего любит вести экскурсии для семей.
– О заработке я даже не задумываюсь, я пошел в Школу экскурсоводов (см. материал EastRussia «Здесь водятся урагусы») не ради заработка, хотя это и неплохая добавка к пенсии. Во-первых, это для здоровья полезно, ходить постоянно пешком на свежем воздухе, – дает расклад Дмитрий. – Во-вторых, это интересно. Приезжают люди, с которыми интересно беседовать. И рассказывать хорошо для неравнодушных людей. Таких все больше сейчас сюда приезжает.
Дословно
Светлана Сутырина, директор САБЗ:
– Можно рассказать про Сихотэ-Алинский заповедник, что это самый большой тигриный заповедник, показать фотографии Благодатного, снимки кедровников, а можно провести по тропе. Человек посмотрит на море, на тюленей, увидит тигриные следы, пройдя по «Тропе тигров», и вдохнет этот аромат кедровой хвои. И вот через это погружение, через свои собственные эмоции, через свои переживания, он будет знать, что есть такое место уникальное - Сихотэ-Алинский заповедник. И потом, может быть, даже через много лет, в случае каких-то угроз заповеднику, я уверена – он встанет на защиту. Потому что он здесь был, он пережил здесь классные моменты своей жизни, у него замечательные воспоминания. И это на самом деле гораздо ценнее, чем вот те миллионы, которые мы могли бы получить от вот этой вот вереницы нескончаемых туристов. Как-то так.
Осенью 2023 года в Сахалинской области заявили о планах на развитие яхтенного туризма недешевого, но весьма востребованного направления активного отдыха. На руку островному региону играют география, внимание федеральных властей и уже стартовавшие смежные инвестиционные проекты, а против — обстоятельства, туманность перспектив и, далеко не в последнюю очередь, рентабельность. Eastrussia.ru следит за историей, которая тянется около 6 лет.
Первый блин комом
Разговоры о яхтенном туризме на Сахалине не в новинку. Еще в 2017 году компания «Флагман» предлагала к реализации проект полноценного яхтенного порта с благоустройством участка и созданием сопутствующей коммерческой инфраструктуры. На площадке, которую местные власти предложили под бизнес-идею, в три этапа могли появиться стоянка катеров и эллинг (сооружение для ремонта судов. — Прим. Eastrussia.ru), магазин, кафе, а также яхтенная школа. В перспективе этот комплекс мог пополниться еще и развлекательными объектами — разработчики проекта предлагали несколько идей.
Кроме того, один из этапов реализации предполагал отсыпку искусственного острова и создание причальных сооружений с 50 местами под стоянку маломерных судов. Стоимость проекта уже тогда превышала 1 млрд рублей, и представители ООО «Флагман» сразу заявили о том, что нуждаются в поддержке инвесторов, которых еще предстояло найти. Предприятие даже стало резидентом свободного порта Владивосток и заявило концепцию яхтенного порта в качестве инвестиционного проекта.
«В рамках проекта планируется создать курортно-гостиничный комплекс, что создаст комфортные условия для туристов из регионов России и стран АТР. К первому шагу по проекту — проектно-изыскательским работам и затем строительству — приступим уже в августе 2017 года. Запуск проекта планируем осуществить в третьем квартале 2019 года. Проект станет визитной карточкой Корсакова и юга Сахалина, а территория яхтенного порта — деловой и культурной площадкой области», — говорил летом 2017 года генеральный директор ООО «Флагман» Александр Клетченко.
Концепцию развития яхтенного порта с опорой на туристическую привлекательность даже вынесли на общественные слушания, где она получила ряд замечаний и предложений. В частности, главный архитектор Корсаковского городского округа тогда напомнил, что необходимо соблюдать единый стиль проекта, а также обеспечить возможность свободного доступа местных жителей к воде. В связи с этим «Флагману» настоятельно рекомендовали доработать инициативу и включить туда полноценную набережную с работами по благоустройству. Однако получивший поддержку проект был свернут, а в сентябре 2020 года ООО «Флагман» расторгло договор об осуществлении деятельности на территории СПВ. Кроме того, у юрлица сменился руководитель, но компания существует и по сей день — правда, основным видом ее деятельности являются грузоперевозки.
На планах сделать юг Сахалина центром яхтенного туризма на Дальнем Востоке не ставили крест, однако в режим паузы их перевела в том числе смена губернатора в островном регионе. Олег Кожемяко, который изначально одобрял проект, возглавил Приморский край — и вскоре заявил о грядущем строительстве яхтенного порта уже там. А вскоре началась коронавирусная пандемия, которая отложила креативные инициативы по развитию туризма в Сахалинской области на неопределенный срок.
Новый шанс
Вторую серьезную попытку реализовать в островном регионе уже обсуждаемый ранее проект предприняли уже после того, как в 2021 году правительство РФ приняло концепцию развития яхтенного туризма до 2030 года. У истоков ее разработки стоял эксперт Федерального агентства по туризму «Ростуризм», заместитель руководителя секции по яхтенному туризму научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, советник РААСН Николай Гришин, который и призвал вернуться к рассмотрению инициативы. Осенью 2022 года на 30-м международном архитектурном фестивале «Зодчество» специалист выступил с докладом, посвященным перспективам развития инфраструктуры яхтенного туризма и водного транспорта на юге Сахалина.
«Территория обладает всеми необходимыми возможностями для создания района интенсивного яхтинга. Кроме того, на южном побережье Сахалина есть несколько природных и искусственных акваторий, которые могут предоставить возможность безопасной стоянки при неблагоприятных погодных условиях для маломерных, промысловых судов и даже крупных яхт. Общая протяженность морской береговой зоны южной части острова — около 600 км и на этом участке берега расположено много уникальных природных образований, доступных с моря, что способствует развитию яхтинга и водного туризма», — подчеркнул Николай Гришин.
Эксперт также согласился с тем, что именно портовый город Корсаков является оптимальной территорией для яхтенного проекта. Однако, по словам Гришина, это невозможно без возведения новых оградительных и причальных гидротехнических сооружений, или же без восстановления существующих. Об этом же ранее заявлял полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, настаивая на ускорении масштабной модернизации Корсаковского морского порта.
В сентябре 2022 года компания «Бау Микс», известная по разработке проекта Южно-Курильского рыбоперерабатывающего комбината на острове Кунашир, представила свой вариант яхт-клуба в Корсакове. По этому плану площадь потенциально реализуемого объекта составила около 10 тысяч квадратных метров, а вот концепцию серьезно скорректировали. У все еще виртуального клуба появилась зона рекреации с пляжем и прогулочной террасой, смотровая площадка-маяк, зона отдыха на 1600 мест с сервисными и коммерческими объектами, парковка на 70 машиномест и яхтенная стоянка на 46 мест. Проектировщики предусмотрели даже медицинский пункт, спасательный пост и прокат водного прогулочного транспорта.
Сами авторы, презентовав проект яхтенного клуба, отметили: сооружения, которые нужно было разработать, были не очень сложными, кроме гидротехнического. Для последнего необходимо применять особые строительные технологии. Кроме того, при реализации необходимо в обязательном порядке заручиться разрешением Росприроднадзора и других инстанций. Однако финальный результат разработки настолько впечатлил заказчиков, что ее даже отметили благодарственным письмом.
«В дополнение к разработке проектной документации в „Бау Микс“ нам помогли с оформлением документов для управления Росприроднадзора для оценки ущерба воздействия на флору и фауну. Также были реализованы компактное и надежное решение системы эллингового типа по подъему судов. И идея современного подвижного понтонного причала, вместо неподвижного железобетонного основания. Тем самым, специалисты „Бау Микс“ проявили компетентность и высокий уровень заинтересованности в реализации нашего объекта», — отметил генеральный директор ООО «Корсаковская гавань» Игорь Чугай.
Еще одна попытка
Детализированный на картинке проект, созданный материковыми специалистами, тем не менее, до сих пор не повлек за собой сколько-нибудь конкретных сроков реализации. В ушедшем 2023 году в Сахалинской области вновь заговорили о реализации идеи яхтенного порта, на этот раз — с еще более крупным масштабом. Министр туризма островного региона Артем Лазарев в публичном поле заявил о том, что юг Сахалина и Курильские острова может объединить единая концепция развития яхтенного туризмма, а для ее развития будут создавать необходимую инфраструктуру, в том числе — и здесь ничего нового — современные гидротехнические сооружения.
Значительная часть этих работ уже предусмотрена в плане модернизации порта Корсакова, однако он, по всей видимости, обрастает новыми идеями и предложениями. Так, одной из инициатив, о которой упомянул господин Лазарев, стал как раз запуск пилотного проекта по строительству яхтенных марин (гаваней. — Прим. Eastrussia.ru). Помимо этого, нужно запускать строительство маломерного флота и обслуживающей инфраструктуры. Все это, по мнению министра, не только окажет положительное влияние на мощности Корсаковского порта, но и даст еще один толчок развитию Сахалинской области — впрочем, как и любой другой инвестиционный проект с заявленной пользой в виде новых рабочих мест и налоговых поступлений в региональный бюджет.
«Важно сделать это комплексно со всей необходимой прибрежной инфраструктурой, которая впишется в культурный код наших городов и позволит создать дополнительные туристические локации», — подчеркнул Лазарев.
Вместе с министерством туризма за реализацию идей по развитию яхтенного порта взялось АО «Юматекс», которое строит верфь в Корсаковском районе. Именно там начнут выпускать морские суда малого класса, которые в дальнейшем задействуют при организации туристических поездок. А сама марина для яхт, как ожидается, появится на въезде в Корсаков. Проект хотят вписать в уже существующие архитектурные решения для местной набережной.
При этом о финансовой составляющей пока не говорят — но, даже по предварительным оценкам, стоимость идеи рискует стать немалой в сравнении с другими туристическими проектами Сахалинской области. В 2017 году разработчики обозначали сумму в 1 млрд рублей, уже тогда говоря о необходимости привлечения инвестиций из бизнеса. За шесть лет в экономике России и, разумеется, Сахалинской области, изменилось многое: пандемия, СВО и санкции обеспечили резкий рост цен буквально на все. И вряд ли спецкорреспондент EastRussia.ru фундаментально ошибется, если предположит, что новая стоимость яхтенного порта будет колебаться в пределах 6 млрд рублей.
Скептическая реальность
Представители мелких предприятий, которые работают в сфере туризма, к вопросу о перспективах реализации громкого проекта относятся скептически. По мнению коммерсантов, яхтенный порт даже в долгосрочном прогнозе не окупит себя и будет балластом на содержании либо у Корсаковского порта, либо у правительства Сахалинской области.
«Яхтенный туризм — это недешевое удовольствие, совсем недешевое в том виде, как его видят власти. Сахалин — это не условные Монако и Монте-Карло, и даже не Санкт-Петербург. Чтобы строить полноценную марину, даже если она будет вмещать 20-30 яхт, понадобятся сотни миллионов рублей, не считая затрат на обслуживание. Представляете, сколько должны будут стоить услуги этого причала, чтобы „отбить“ затраты на возведение хотя бы за 5-10 лет? И какой уровень дохода должен быть у туристов, чтобы они за это платили? И сразу следующий вопрос: что обеспеченным туристам делать в Корсакове? Нужна инфраструктура соответствующего уровня, нужен сервис, нужны развлекательные программы. Со всем этим не только в Корсакове, на всем Сахалине огромные проблемы. Значит, создавать эти коммерческие объекты тоже нужно с нуля. Но кому они будут нужны, кроме гипотетических богатых туристов? В целом проект выглядит как гигантский сферический конь в вакууме: масштаб огромный, хотелок много, но очень далеко от реальности», — поделился сахалинский предприниматель в сфере туризма Игорь Лебедев.
Еще один представитель сферы туристических услуг отметила, что яхт-клуб как таковой вблизи Корсакова уже есть. И, по мнению островитянки, было бы лучше направить ресурсы на его поддержку и развитие вместо того, чтобы пытаться реализовать многомиллиардные проекты с сомнительной и подчас заведомо отсутствующей окупаемостью.
«В Первой Пади, недалеко от Корсакова, работает спортивно-туристический яхтенный клуб „Сахалин Зюйд Марин“. Небольшое учреждение, маленькая гавань, неглубокая: с осадкой больше 2, 5 метра туда уже не рискуют заходить. И базовая инфраструктура там есть: вода, электросети, рядом есть заправочная станция, недалеко проходит железнодорожная линия до Южно-Сахалинска. Пассажирская станция тоже рядом. Спуск на воду очень удобный, сотрудники — профессионалы. Туда приезжают и туристы, которые просто хотят на яхте прокатиться, и те, кого привлекает сахалинская рыбалка. Но это общественная организация со всеми вытекающими. На мой взгляд, было бы лучше развивать именно этот клуб, потому что он уже существует, у него есть база и перспективы, есть опыт работы. Это логичнее, чем строить с нуля с непонятным прогнозом, а потом терпеть убытки», — считает частный гид Ольга Матвеева.
Приведет ли очередная попытка реализации к запуску на юге Сахалина полноценного яхтенного туризма — неизвестно. Но перспективы этой идеи, какими бы привлекательными они не выглядели на картинках, фактически выглядят весьма туманными. Проект модернизации морского порта в Корсакове ориентирован приоритетно на переработку рыбы — об этом неоднократно заявляли в правительстве Сахалинской области. Конечно, мощности этой гавани после завершения всех работ позволят содержать и туристическую зону, но целесообразность такого решения сомнительна. По итогам прошедшей осенью стратегической сессии, посвященной все тому же яхтенному туризму, заявлялось о разработке дорожной карты по реализации проекта, а дедлайном обозначили конец 2023 года. Помимо объединения всех идей в единую концепцию, «защитники» инициативы должны были предложить варианты модели финансирования — от государственных источников до привлечения инвестиций. Но к январю 2024 года разговоры об этом стихли.
Воздерживается от комментариев и министерство туризма Сахалинской области: на запрос EastRussia.ru в ведомстве сообщили, что высказываться по этому проекту будут не раньше, чем туда зайдет бизнес. Желающих, очевидно, пока нет.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».
Нашумевший истерн «Золото Умальты», который, казалось бы, должен был заставить тысячи туристов отправиться в верховья Буреи, на выбор маршрута никоим образом не повлиял: никто из участников сплава фильм так и не посмотрел. Пройти Бурею планировали еще летом 2022-го, но тогда не рискнули идти одним экипажем. Нынче добавилась еще одна лодка, да и народ достаточно опытный – за плечами сплав по Колыме и Северно-Ледовитому океану, переход на «Выдре» (надувная ПВХ-лодка) на Шантары, путешествия в «низовке» (от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре) и по Байкалу.
Бурея — левый приток Амура. Название происходит от эвенкийского бирая, что в переводе означает «большая река». Во время казачьих походов на Амур в XVII веке, была известна под названием реки Быстрой.. Протекает по территории Амурской области и Хабаровского края. Длина реки — 623 км, средний расход воды — 890 м³/с, во время паводков может вырасти до 18 000 кубометров в секунду.
Немного о логистике
До Чегдомына мы добрались без проблем: место в купе в поезде Хабаровск - Чегдомын стоит пять тысяч рублей (кстати, Чегдомын - единственный райцентр Хабаровского края, куда ходит «персональный» поезд). Несколько сложнее было с доставкой лодок, моторов и остального снаряжения: судя по всему, доставкой грузов в Чегдомын занимается лишь одна транспортная компания, и везет она всё этим же пассажирским поездом, в прицепленных почтово-багажных вагонах. Вся соль в том, чтобы очутиться в одном поезде с вашим грузом, ибо никто его в Чегдомыне, кроме вас, встречать и выгружать не будет.
Выгрузка, кстати, отдельная «песня»: поезд приходит в Чегдомын в районе 9 утра, но свой груз, заботливо упакованный в два огромных деревянных ящика, мы смогли получить в 14:00 и только после форсирования событий – наши ящики задвинули в дальний угол вагона и завалили ширпотребом: подгузниками, соками, пивом и прочим. Так что если всерьез размышлять о развитии туризма в Верхнебуреинском районе, то для начала необходимо решить транспортно-логистические вопросы: не думаю, что массовый турист будет заморачиваться тем, чтобы организовывать доставку «себя любимого» и груза в одном «флаконе».
Чтобы добраться до Буреи мы наняли два Mitsubishi: микроавтобус Delica и «воровайку» (грузовик с крановой установкой) Canter – по 10 тысяч за каждую машину. В Чегдомыне запаслись бензином для лодочных моторов – 210 литров. До Буреи чуть больше 70-ти километров, так что к пяти вечера были на переправе, где быстро собрали лодки и двинули вверх по течению – до Умальты буквально пять километров.
Что касается обратной дороги, то за несколько дней до похода мы пригнали в Талакан «Крузак» с прицепом, который оставили на стоянке, а в Хабаровск вернулись поездом. Соответственно, на финише взяли машину со стоянки, загрузили вещи и лодки в прицеп и на следующий день были дома.
Золото Умальты
Начальной точкой мы выбрали впадение реки Умальты в Бурею. Во-первых, находится она недалеко от переправы на Софийск (самый северный и самый труднодоступный поселок Верхнебуреинского района), до которой мы добрались из Чегдомына на машине. Во-вторых, выше с нашими лодками мы попросту бы не забрались: все-таки Бурея в верхнем своем течении - классическая горная река со множеством перекатов и, соответственно, маленькой глубиной. Последний километр нам и вовсе пришлось тащить лодки за веревки – эдакие бурлаки на Бурее.
Уже вечером был праздничный салют в ознаменование начала экспедиции, заодно медведей попугали. Утром выяснилось, что это не особо помогло: отправившийся на рыбалку Роман встретился с медвежьей семьей, которая форсировала речку. Забегая вперед, скажу, что медведи были практически каждую ночь – приходили на табор, несмотря на дым от костра, громкую музыку и людей. В качестве защиты от косолапых приобрели два газовых баллона, а также набрали автомобильных фальшфейеров (в японских машинах они идут по умолчанию) и шумовых пиропатронов.
На второй день решили дойти до заброшенного поселка Усть-Умальта. Судя по GPS, он находился в пяти километрах от табора. Как таковое поселение мы не нашли, либо от него попросту ничего не осталось: лишь по «проплешинам» в лесу угадывались участки, где раньше стояли дома, да вырисовывалась небольшая улица. Судя по следам от колес, до Усть-Умальты можно доехать и на машине.
Кстати, чтобы попасть на правый берег Буреи, необходимо воспользоваться переправой, о которой отдельно несколько слов: это несамоходная баржа (вернее, даже понтоны, соединенные между собой), которая движется за счет эдаких плавников – в них ударяет течение и несет паром к правому или левому берегу. Правда, на всю ширину реки инерции не хватает и под берегом паромщику приходится толкать сооружение шестами. Таким образом переправа занимает около 40 минут, низким легковым машинам она недоступна, потому что вплотную к берегу паром подойти не может и автомобилям приходится ехать по воде.
Содержит переправу старательская артель «Ниман», работает она с начала мая по конце октября, все эти полгода здесь трудится один паромщик. На плечах старателей и вся «социалка» в Софийске: коммунальное хозяйство, содержание дороги Шахтинский – Софийск.
Вниз! По перекатам!
После двух ночевок начинаем движение вниз. Весла при этом практически не выпускаем из рук: то и дело приходится отгребать от мели. Нередко пороги идут не прямо по курсу, а от берега к берегу, когда река скатывается, к примеру, от левого к правому. Смотрится весьма необычно. Примерно раз в час приходится выходить в воду (а она холодная!) и тащить лодки через перекаты волоком.
Тут, наверное, стоит рассказать про наши плавсредства: «Выдра» 550 см с 30-сильным мотором и «Гольфстрим» 390 см с 15-сильным мотором. Обе с ходовым тентом, дно «Гольфстрима» укатано в броню, что, как оказалось, крайне важно в условиях каменистой Буреи – уже дома при осмотре выяснилось, что был нехилый удар носом, если бы не броня – клеить нам и клеить… Еще не помешают запасные весла: экипаж на «Выдре» одно сломал.
Также у нас было четыре рации, АКБ на 50 А\ч и небольшой генератор, который мы запускали каждый вечер, благодаря чему у нас на таборе был свет и возможность подзарядить гаджеты.
Из-за частых перекатов в день удается проходить по 30-40 километров, даже когда в Бурею впадает немаленькая река Ниман, глубже не становится. Тут еще надо заранее угадывать, в какой рукав лучше уходить – их бывало по 3-4. Местные жители и рыбаки используют водометы, что позволяет им проходить большинство «засадных» мест практически без остановок.
Для ночевок выбирали галечные берега (песка на Бурее практически нет), подальше от леса, но и это не спасало от любопытных медведей.
Полноценно под мотором можно идти от Усть-Ургала, это примерно 115 километров от переправы, где мы стартовали. Тут вообще цивилизация: сотовая связь, которой не было от самого Чегдомына, автомобильный и железнодорожный мосты через Бурею, вдоль берега идет БАМ и его автодублер. Здесь мы делаем небольшую передышку на местной лодочной станции, где нам любезно предоставили баню – в ней помылись/попарились, там же заночевали.
Пока есть интернет – проверяем прогноз погоды и выясняем, что на Дальний Восток надвигается какой-то мощный циклон и грядут затяжные дожди, к тому же с ветром. А ветер на Бурейском водохранилище – это, прежде всего, волна. Понимаем, что можем «зависнуть» на несколько дней и принимаем решение: оставшиеся 240 километров по «зеркалу» водохранилища до Талакана проходим за день.
Амурское море
То и дело попадаются плавуны, а иногда – торчащие верхушки лиственниц, то есть под нами глубина метров 30 (максимальная глубина Бурейского водохранилища – 120 метров). Ближе к Талакану GPS показал, что… под нами поселок, таких – расселенных и затопленных – здесь несколько. Кстати, могло быть и больше – после того, как в конце 2018 года гигантский оползень перекрыл Бурею, возникла реальная угроза затопления села Чекунда в Хабаровском крае, расположенного выше по течению.
Оползень – еще одна «точка притяжения» на нашем маршруте. Все, что до этого видел на фото и видео не идет ни в какое сравнение с тем, что видишь своими глазами: все-таки один из самых масштабных сходов горных пород в России! Просто представьте, что огромную скалу срезало и она перекрыла большую реку. Произошло это в декабре 2018-го в 73 км от поселка Чекунда: сошедший оползень перекрыл русло реки. Высота обвала составляла около 80 м, длина — примерно 700 м, объем сошедшего грунта превысил 34 млн куб. м. Затор на реке при весеннем половодье грозил подтоплением трех населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных коммуникаций, а также инженерных сооружений БАМа. Водохранилище Бурейской ГЭС лишилось почти трети полезного объема. Чтобы расчистить русло сапёры Восточного военного округа провели серию взрывов, использовав более 100 тонн тротила.
Высадились. Гуляем по камням (это сложно назвать берегом), фотографируемся. В разговоре приходим к выводу, что это – прямое следствие вмешательства человека в природу.
Финальный спурт
От места схода селя до Талакана 130 километров. Идем полным ходом, иногда подбираясь ближе к интересным скалистым выступам, чем-то похожим на фьорды.
Километров за 15 до посёлка попадаются встречные лодки и катера: на Бурейское водохранилище приезжают за трофейной щукой не только из Благовещенска, но и из Хабаровска и Приморья, на следующий день на 80-километровом отрезке от поселка до «федералки» мы насчитали не меньше десятка машин с лодочными прицепами, которые ехали нам навстречу.
Трижды пережить
Каждое путешествие человек проживает трижды: когда готовится к нему, непосредственно само путешествие и когда вспоминает, как это было. Мы сейчас где-то между вторым и третьим этапами, но «зафиналить» хотим участием в конкурсе «Дальний Восток – Земля приключений»: вот закончится лето (а с ним походы, рыбалки, велосипеды, сапы и т.п.) и можно будет садиться за монтаж фильма. Название бы еще придумать…
Бурейское водохранилище
На Дальнем Востоке планируется реализовать проекты по созданию крупных всесезонных курортов. Тем не менее еще предстоит поиск инвесторов для строительства в рамках курортов новых объектов и развития необходимой инфраструктуры. Важным остается вопрос обеспечения безопасности туристов в условиях ожидаемого увеличения туристического потока. Средства господдержки из федерального бюджета направляются на создание новых объектов размещения.
В нескольких дальневосточных регионах должны быть построены крупные круглогодичные курортные зоны в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», входящего в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Курорты разместятся в Приморском крае, Бурятии и Иркутской области.
Курорт «Приморье» планируется разместить в Хасанском муниципальном округе[1] – в бухте Алеут (в 200 км к юго-западу от Владивостока). Территория в том числе будет охватывать Дальневосточный морской биосферный заповедник в заливе Петра Великого (единственный в России заповедник, площадь которого на 98% занимает акватория)[2], архипелаг Римского-Корсакова[3], остров Фуругельма (самый южный остров РФ, принадлежит Дальневосточному морскому заповеднику, остров является местом отдыха перелетных птиц, занесенных в Красную книгу России, также на нем гнездятся крупные колонии некоторых видов морских птиц[4]) и озеро Хасан.
На территории приморского курорта планируется построить аквапарк, банный и термальный комплексы, медицинский центр, парк развлечений, школу водных видов спорта, семь гостиниц и апартаменты (всего 3 800 номеров). Площадь курорта составит около 150 га, включая 1,5 км пляжной зоны. Ожидается, что курорт будут посещать порядка 500 тыс. туристов в год. Общий объем частных инвестиций оценивается в сумму порядка 37 млрд рублей. Затраты на электроснабжение (порядка 6 млрд рублей) планируется обеспечить за счет федерального бюджета. Краевой бюджет намерен взять на себя расходы на водоснабжение и дорожную инфраструктуру.
Возведение курорта поделено на три этапа. Первый этап намечен на 2024-27 гг., объем инвестиций составит около 7,7 млрд рублей, по его завершении должно быть сдано 750 номеров. На втором этапе, в 2026-29 гг. планируется сдать 1460 номеров и привлечь 11,7 млрд рублей инвестиций. Третий этап должен быть реализован в 2028-31 гг., объем инвестиций в него оценивается в 10,5 млрд рублей, должно быть построено 1590 номеров. Первых туристов курорт должен принять летом 2028 г. На текущем этапе ведутся работы по передаче земли под курорт, разрабатывается его мастер-план, градостроительная документация и финансовая модель.
Курорт «Волшебный Байкал» будет расположен на обоих берегах озера Байкал. В Иркутской области в него войдут город Байкальск (Слюдянский район) с ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и туристический кластер под Иркутском «Байкальская слобода» вблизи архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (на территории одноименного поселка в Иркутском районе). Общая площадь курортной зоны в Прибайкалье составит около 1,2 тыс. га с протяженностью береговой линии 7 км. Сумма бюджетных вложений оценивается в 25 млрд рублей, а частных инвестиций – в 54 млрд рублей. В целом на территории курорта планируется создать 5,4 тыс. номеров.
В том числе в Байкальске предполагается создать благоустроенную набережную, новые парки. В районе «Тальцов» запланировано открытие курорта на 3,5 тыс. номеров, всесезонного аквапарка, спа и термального комплекса, создание рыбацкой и ремесленной деревень, яхтенной марины полного цикла, лыжной трассы, велотрассы, экотропы, обустройство пляжной зоны и возведение конгресс-центра. В порту Байкал предстоит создать зимнюю стоянку для крупных судов и реконструировать причальные сооружения. Кроме того, предстоит реконструировать ведущие к Байкалу автотрассы – «Иркутск – Листвянка» и часть федеральной дороги Р-258 (от Иркутска до Байкальска). Объекты предполагается вводить в эксплуатацию поэтапно с 2027 г. по 2035 г. Стоит отметить, что пока власти не называли потенциальных инвесторов в реализацию проектов в рамках всесезонных курортов.
В целях улучшения условий для развития туризма губернатор Иркутской области И.Кобзев поручил областному правительству разработать комплексный план придорожного сервиса на востребованных у туристов территориях – с выделением санитарных зон и площадок для сбора мусора. Глава региона в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) также подписал соглашение о развитии в регионе автомобильного туризма с президентом общенациональной Ассоциации автомототуризма С.Лобаревым. Представители ассоциации намерены провести автоэкспедицию по Иркутской области для создания первого пилотного проекта «Национального автомобильного маршрута». Маршрут планируется сделать всесезонным.
В Бурятии курорт будет расположен на участках особой экономической зоны «Байкальская гавань» (Турка и Горячинск в Прибайкальском районе). Планируемые объекты включают термальные комплексы, клинику восточной медицины, бальнеологические и спа-центры.
На сегодняшний день ОЭЗ «Байкальская гавань» включает площадки «Турка», «Пески», «Горячинск», «Бухта Безымянная» и «Гора Бычья». На площадке «Бухта Безымянная» резидент «Космос Отель Байкал» (АФК «Система») намеревается построить пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс, включающий гостиницу, геотермальный спа, конгресс-холл, глэмпинг и банный комплекс. На участке «Пески» компания «Амар»[5] рассчитывает построить арт-парк с гостиницей, Центром эндемиков и юрточным городком, а компания «Молодость Байкал» - гостиничный и оздоровительный комплексы. Наконец, на участке «Турка» компания «Байкал Эрмитаж»[6] подготовила проект строительства пятизвездочного отеля с выставочным залом, медико-оздоровительным центром и яхт-клубом, а проект компании «Грин Флоу Байкал»[7] включает строительство отеля, оздоровительного комплекса и парковой зоны. Кроме того, компания «Путник Сибирь»[8] намерена возвести на участке отель с яхт-клубом и школой водных видов спорта.
В Приморском крае также предполагается увеличение номерного фонда отелей. Весной льготное кредитование на федеральном уровне было одобрено для четырех гостиничных проектов в Приморье – для реконструкции отеля «Арбат-Владивосток», строительства четырехзвездочного гостиничного комплекса в Некрасовском переулке, строительства гостиничного комплекса «Владивосток», а также строительства 28-этажного многофункционального комплекса с пятизвездочной гостиницей и офисно-деловым центром.
Между тем возведение первого этапа экспоцентра в Уссурийске (село Новоникольск) оценивается в 10 млрд рублей. Первый этап включает строительство выставочного комплекса, гостиницы на 300 номеров, физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 10 тыс. кв. м, международного научно-образовательного центра и бизнес-центра. При этом пока не уточняются инвесторы в проект.
Также продолжается создание инфраструктуры в рамках интегрированного развлекательного курорта «Приморье». АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в 2025 г. намерено закончить строительство газопровода от газовой распределительной станции (ГРС) «Артём» к курорту для обеспечения резидентов игорной зоны природным газом. Начало подачи газа намечено на 2026 г.
При этом в ИРК отменены планы по созданию гольф-клуба. Корпорации развития Приморского края (КРПК) в мае были возвращены пять земельных участков в бухте Муравьиная, где прежде компания «Владивосток Гольф и Резорт»[9] рассчитывала построить гольф-клуб. Договор субаренды инвестор заключил с КРПК в 2021 г. (до 2023 г.). За временное пользование землями компания недоплатила корпорации 8,4 млн рублей, также была начислена неустойка в размере 1,9 млн рублей. В указанный срок арендатор не подготовил проектно-сметную документацию, не получил разрешение на строительство и не приступил к возведению объекта.
Еще одним новым планируемым туристическим проектом Приморского края является создание сафари-парка с амурскими тиграми на острове Русский (на берегу бухты Новик). Под его территорию на острове отводится 13 га, на которых предполагается создать условия для наблюдения за хищниками в близкой к природной среде обитания. Ожидается, что сафари-парк «Амурский тигр» сможет принимать до 800 человек в день в летний период, а в зимний период – до 600 человек в день. Реализация первого этапа проекта оценивается в 400 млн рублей. На территории сафари-парка также предполагается построить ресторан и образовательный центр с лекторием и кинозалом. Управлять сафари-парком будет ООО «Уссурийский тигр» – дочерняя организация центра «Амурский тигр» (создан Русским географическим обществом), занимающегося изучением, сохранением и восстановлением популяции тигров в России.
Что касается реализации туристических проектов и создания необходимой инфраструктуры в северных регионах, то в Магадане запланировано строительство морского туристического центра на западном побережье бухты Нагаева в рамках инвестиционного проекта «Морской фасад бухты Нагаева» (застройщик – ООО «Порт Марина»[10]). В июне Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на документацию о его строительстве. Новое рекреационное пространство должно включать набережную, парковые зоны, туристическую инфраструктуру. В том числе проект предусматривает строительство причала для круизных судов, реконструкцию набережной. Ожидается, что пассажиропоток причала для круизных судов составит 11 680 человек в год.
В рамках дальневосточной субсидии Магаданская область получит финансирование для строительства подстанции и линии электропередачи, которая присоединит поселок Талая (Хасынский район, на склоне Колымского хребта), где расположен одноименный бальнеологический курорт, к централизованной системе энергоснабжения. В настоящее время проводятся работы по реновации курорта, после чего он должен принимать до 7 тыс. посетителей в год. Ранее работа санатория обеспечивалось при помощи дизель-генераторов.
В Якутии разрабатывается проект обустройства круглогодичной автодороги до туристической базы «Ленские столбы» (парк «Ленские столбы» является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО) - региональной автодороги «Умнас» в направлении «Тит-Ары – Тумул – Батамай» на территории Хангаласского района. В настоящее время до турбазы можно добраться только по автозимнику. Работы планируется завершить в 2027 г.
Тем временем в конце текущего года в Якутске планируется открыть Арктический центр эпоса и искусств на берегу озера Сайсары[11]. Площадь комплекса составит 33 тыс. кв. м. В нем разместятся Государственная филармония, Театр Олонхо и Академический театр Саха. Общая вместимость залов должна превысить 1,5 тыс. мест. В том числе на территории комплекса будут расположены выставочная зона, большой и малый репетиционные залы, студия звукозаписи, кафе и ресторан. Строительство ведет федеральная группа «ВИС» И.Снегурова, также занимающаяся проектом Ленского моста.
В Камчатском крае планируется обустроить Кеткинское месторождение в целях поставки термальной воды для бальнеологических нужд рекреационного комплекса «Зеленовские озерки» (Елизовский район). Работы будет вести компания «Тепло земли» (принадлежит Минимущества Камчатского края). В настоящее время власти Камчатки и инвестор ведут работу по подготовке договора. Кроме того, новый резидент ТОР «Камчатка» компания «Перекресток» намерена построить на территории комплекса «Зеленовские озерки» базу отдыха. Объем инвестиций в проект оценивается в 1 млрд рублей. Сдача объекта намечена на 2028 г. На территории в 12 га предполагается построить 59 гостевых домов с мини-бассейнами с термальной водой и четырехзвездочную гостиницу на 50 номеров, а также ресторан, аква-зону, детскую и спортивную площадки, парковую зону.
Осуществляется реконструкция исторических объектов, которые планируется включать в региональные туристические маршруты. Так, на Сахалине весной начались работы по восстановлению маяка Анива с сохранением первоначального облика (маяк не эксплуатируется с 2006 г.). Маяк выстой 31 м был построен в 1939 г., после чего ни разу не ремонтировался. Маяк должен стать туристическим объектом с экспозициями, расположенными во внутренних помещениях. Работы планируется завершить к концу текущего года. Ранее маяк был передан в региональную собственность Министерством обороны РФ.
Следует отметить, что актуальными остаются вопросы обеспечения безопасности туристов, в первую очередь, тех, кто приобретает туры с посещением природных достопримечательностей в отдаленных районах, экстремальные туры. В частности, в конце марта на Камчатке погибли двое туристов, находившихся в составе группы из 11 человек, которую накрыла лавина в районе Красноармейского перевала. У туристов отсутствовало при себе специализированное лавинное оборудование, облегчающее поиск. Губернатор Камчатского края В.Солодов предложил вводить меры финансовой ответственности для туристов, не предпринимающих необходимые меры предосторожности.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Граничит с КНР и КНДР.
[2] Место обитания более 5 тыс. видов растений и животных.
[3] Состоит из шести крупных островов и десятка мелких островков и скал. На архипелаге расположено самое крупное в заливе Петра Великого лежбище дальневосточных нерп.
[4] На острове расположены наиболее крупные из известных в мире колоний японского баклана и чернохвостой чайки.
[5] Учредители – ООО ИК «Верхняя Ангара» Н.Буйнова и сам бизнесмен Н.Буйнов.
[6] Учредитель – И.Бабаева.
[7] Владелец – А.Тертычный.
[8] Учредитель – К.Серебренников.
[9] 75% в компании принадлежит южнокорейскому предпринимателю Джонг Иль Су.
[10] Учредители – Корпорация развития Магаданской области и ООО «Маг-Си Интернешнл» известного магаданского бизнесмена М.Котова.
[11] Озеро расположено в южной части Якутска, считается сакральным местом народа саха.
Дальний Восток – регион с уникальной природой, культурой, историей. Уникальна и его туристическая отрасль. Местные турфирмы работают в условиях, когда гостей нужно привлекать в регион с суровым климатом, скромной туристической инфраструктурой, да и турист, который путешествует по Дальнему Востоку, как правило имеет особенные запросы. Тем не менее, регион становится все популярнее, туристический поток растет. О том, почему Дальний Восток все же «разглядели», как отрасль работает в современных реалиях и каким будет предстоящий летний сезон, East Russia рассказала руководитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
По данным исследования социологического агентства «Вебер», проведенного накануне летнего туристического сезона, активно путешествуют 63% россиян. При этом каждый третий опрошенный планирует посетить Дальний Восток. Об этом говорит и рост групповых поездок в регион, количество которых за прошедший год выросло на 40%.
– Регион стали более активно продвигать в разных направлениях – это и бизнес, и туризм, и промышленность, – говорит Ирина Кушнарева. – Дальний Восток в целом позиционируют и как перспективное направление для инвесторов. Поэтому его популярность растет, в том числе и в качестве туристического направления.
По словам Ирины Кушнаревой, одна из особенностей предстоящего сезона – 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Поток туристов в связи с этим событием должен увеличиться.
– Едут российские туристы, которые понимают значение БАМа для страны, понимают особенности еще одного важнейшего направления – Транссибирской магистрали, – продолжает она. – Это категория подготовленных туристов, которые разбираются в том, почему Хабаровск важен для обеих магистралей.
По данным министерства туризма Хабаровского края, только на майские праздники туристический поток в регион составил 26,5 тыс. человек. Это почти на 30% больше, чем в тот же период в прошлом году. Хабаровск интересен жителям глубинки, а также соседних регионов: Приморья, Еврейской автономной области, Амурской области и Сахалина.
При этом Хабаровск уступает Владивостоку по количеству иностранных туристов, а точнее гостей из Китая. В Приморье на майские праздники приехали около 11 тыс. гостей из зарубежья и большая часть из Поднебесной. Туристы прибывали в составе групп без виз в рамах действующего межправительственного соглашения.
– Если сравнивать Владивосток и Хабаровск как два направления для китайских туристов, то Владивосток, однозначно, более раскручен, – говорит Ирина Кушнарева. – В Китае разработаны льготные туры в Приморье, авиасообщение с Владивостоком более доступно. Например, билет из Харбина во Владивосток обходится вдвое дешевле, чем билет из Харбина в Хабаровск. Да и в целом полетные программы аэропортов Владивостока и Хабаровска не стоит сравнивать. В Приморье налажено сотрудничество с разными авиаперевозчиками, поэтому есть конкуренция, которая отражается и на ценовой политике. А в Хабаровске на популярных туристических направлениях – один перевозчик. Об этой ситуации представители турфирм неоднократно говорили и в правительстве края, и руководству хабаровского аэропорта. Мы надеемся, в следующем году ситуация изменится с заходом к нам нового перевозчика.
Но и с традиционным потоком из Китая в предстоящий летний сезон, по мнению, Ирины Кушнаревой не все однозначно. От китайских туристов, туристических компаний в адрес дальневосточных турфирм поступало много заявок.
– Но на этапе заявок многие и останавливаются, – отмечает она. – Надо, однако, понимать специфику туристов из КНР. Они могут долго думать и решать, сегодня они молчат, а уже завтра группа выезжает в Россию. Дальневосточные турфирмы готовы их встречать, главное, чтобы с наплывом справлялись отели и транспортные компании. Потому что нехватка транспорта для обслуживания туристов, у нас ощущается.
Вопрос дефицита туристического транспорта, к слову, актуален не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. На днях в ходе совещания с правительством президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о включении туристических автобусов в программу льготного лизинга, через которую в России закупается автотехника с поддержкой государства. Поручение было дано первому вице-премьеру Денису Мантурову.
Он отметил, что несколько российских производителей работают над развитием модельного ряда туристических автобусов. В их числе группы «Волгабас» и «ГАЗ», а также группа «Соллерс», которая в III квартале 2024 года должна запустить производство автобусов вместимостью 53-55 человек на бывшей площадке Mazda на Дальнем Востоке.
– Транспорта не хватает. Но и здесь все непросто, – продолжает Ирина Кушнарева. – У нас очень короткий летний туристический сезон. Транспортные компании попросту боятся приобретать технику в собственность. Транспорт необходимо содержать и обслуживать, оплачивать стоянку, страховку и многое другое. Для этого необходим постоянный наплыв туристов. Пока такой гарантии нет. До пандемии были частники, у которых было по 5 - 6 туристических автобусов. Сейчас таких единицы. Большинство оставили по одному, максимум два автобуса. При этом у них и сейчас нестабильная нагрузка.
В случае с инфраструктурой, а в частности с придорожной, также работает принцип – спрос рождает предложение. В качестве яркого примера, Ирина Кушнарева привела автодорогу в Хабаровском крае – Лидога – Ванино. О трассе, ее особенностях, уникальных видах знают по большей части местные жители. Дорогой пользуются в основном дальнобойщики и тех немного, а о каком-то туристическом потоке и говорить не приходится.
– Если трасса не раскручена, и не загружена, никто не будет там ничего строить, потому что это нерентабельно, – говорит эксперт. – Каждый предприниматель считает свои деньги. Внимание на такие объекты должно обращать все-таки государство.
Вопрос инфраструктуры первоочередной и в глобальных проектах, таких как развитие Большого Уссурийского острова, которым будут заниматься совместно Россия и Китай. Об этом стороны договорились во время официального визита президента РФ Владимира Путина в КНР. Предполагается создание нового пункта пропуска, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и рекреации.
– Нам не хватает погранперехода на Большом Уссурийском, чтобы сделать туристический поток с Китаем круглогодичным. Но для того, чтобы принять этот поток, нам нужна инфраструктура, – подчеркивает Ирина Кушнарева. – Вот и замкнутый круг.
Тренд на Дальний Восток набирает обороты. И дальневосточный туристический бизнес настроен на то, чтобы обороты не сбавлялись – находит новые ниши, разрабатывает новые предложения, старается угодить самому требовательному туристу, превращает недостатки региона в его уникальные особенности.
И главное чего сегодня не хватает туристическому бизнесу, по мнению руководителя Дальневосточной региональной ассоциации туризма, – это средства на обустройство объектов.
– Если у предпринимателей будут средства, то они смогут обустроить необходимую инфраструктуру и тем самым привлечь больше туристов. Для того, чтобы круг разомкнуть, необходимы большие деньги, - подчеркнула Ирина Кушнарева.