Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Officials are categorically against the appearance of new reserves"

How Russians create on Sakhalin the first national natural park

Residents of Sakhalin and some Russian cities decided to unite and use their "Far Eastern hectare" to create the country's first national wildlife park. It will appear in the area of ​​the unique mountain range Zhdanko on the east coast of the island - in a place where rocky capes coexist with the cozy quiet bays of the Bay of Terpeniya. The task is to save a unique site of wild nature from private development and keep it accessible. Enthusiasts expect to get 29 ha north of Tikhaya Bay. At 22 ha contracts with the Ministry of Forestry have already been concluded.

"Officials are categorically against the appearance of new reserves"
Photo: courtesy of Roman Shatrov
NATURE DOES NOT TROUBE SUITES
 
In the last 20 years in Russia, the number and area of ​​specially protected natural areas is declining. Sakhalin was not an exception. As noted in the regional development program for protected areas, 21 of them has been eliminated over the past decade. Disappeared reserves, sanctuaries, nature monuments of regional importance. The total area occupied by PAs in the region decreased by 27%, which in quantitative terms amounted to almost 306 thousand hectares.
 
In this situation, it is not necessary to expect that local authorities will create new natural reserves. The distribution of land for the "Far Eastern hectare" program may lead to the disappearance of rare natural corners. One of them - on the capes Silent and Red - the locals decided to take under their protection.
 
At the end of last year, 15 people created an initiative group and invited people to join their project to organize a national park "Cape Tikhiy". The deputies and housewives, builders and scientists, musicians and businessmen, representatives of other professions joined forces. They are enthusiasts from Moscow and Vladivostok, cities of the Sakhalin region.
 
One of the initiators of the project, a resident of Yuzhno-Sakhalinsk, Roman Shatrov, explains the choice of a place for the creation of the park by its uniqueness.


 
"This is a tourist mecca of Sakhalin, a visiting card of the island," says the environmentalist. - The coast and bays are the most attractive sites. Everywhere on the island, they are built up by villas, villas and VIP-bases with concrete fences. Soon the businessmen will start to climb, but there will not be room for ordinary people. Such places must first of all be preserved. From Yuzhno-Sakhalinsk, the distance is about 130 km, which adds to the threat of bay construction.
 
Roman Shatrov believes that the creators of the park had time to submit applications, and they were lucky to take a place.
 
- We have a bureaucratic way of thinking on Sakhalin. They try to develop everything only around Yuzhno-Sakhalinsk. They do not want to invest in roads. Serious large tourist complexes also do not want. And the campgrounds we want to develop are not interesting to them - they do not represent themselves in tents. They are like that: by car to arrive, unload, immediately in the house on the base to sleep, in a steam bath, to have a shish kebab and tomorrow - home to work. A vacation to spend in Thailand, - said Shatrov.  

In private places, private traders will come when they build up the whole coast near the capital of the region. And the first neighbors of the initiative group have already appeared. The investment portal of the Sakhalin Oblast presented a project for the construction of a tourist eco-recreation center in the Tikhaya Bay. He has no relation to the "Far Eastern hectare" program, the site is in the reserve lands. According to Roman Shatrov, there are many such bases around Yuzhno-Sakhalinsk, but they do not pay for themselves. Their rich people mostly keep their friends for themselves.
 
"We do not intersect with them," says the public figure. - They are right in the Quiet Bay itself, and we are to the north behind the cape of this bay. From the very headland and further through the next bay north along the coast. To us while the road is not present and it is very good. There goes a trail and you have to climb a rope or go around the cape on low tide. This is for us a natural fencing, so that the "kebabs" do not climb with their garbage.
 
PARK WITH SEA VIEW
 
From private development managed to save the favorite vacation spot of the islanders. Zhdanko ridge is a basalt slab that has risen from the bottom of the Sea of ​​Okhotsk almost vertically. A small section on the eastern slope of the ridge has the status of a complex nature monument of regional importance. Foothills and capes are not under protection. Meanwhile, there are unique natural sites and popular tourist places, including the Pugachev mud volcano.
 
Initially, enthusiasts planned to take 40 ha. Those wishing to give their hectare in favor of the park enough. The last group of young people from Altai joined the project. The concept "Investment hectare" helped. It gives an opportunity for Russians to master their hectares remotely.
 
One problem - the documents are drawn up for a long time. The performers encountered errors in the papers, because of them everything was delayed.
 
- Errors were in writing the names of the applicants, the rooms SNILS, - recalls Roman Shatrov. - Sometimes they forgot to write the address of one of the applicants of the collective application. But it can be understood. With the advent of the state program "Far Eastern hectare", many new jobs appeared among the authorized bodies, and the staff remained the same.


 
The initiative group expects to receive all the papers on its plots by the summer. A concept for the development of the park and an agreement on the rules for the use of hectares are being prepared. The park will invite employees of the Botanical Garden of Vladivostok. They will have to explore the territory and identify places where plants from the Red Book grow. A map will appear. It will allow to combine recreational infrastructure with a rare ecosystem.
 
Unique capes, coves and foothills of Zhdanko ridge will retain their virgin beauty and will be accessible to all residents and guests of the island.
 
"In the summer we will collect and take out the garbage from the territory," says Roman Shatrov. - I think the first national park in Russia will be opened in August.
 
On the coast it is planned to create areas for camping, ecological trails and routes, stairs and gazebos. Castles and springs will be equipped. Volunteers will work. A summer camp will be arranged for them.

- We plan to create a public organization. This allows you to find money for the project, - says the environmentalist. "We are now obliged to cherish this land and invest in it." We have experience in writing applications for social and environmental projects. Have already received the first 110 thousand rubles to create a park. We think that we will continue to act this way.
 
In case there is a philanthropist or you can get into a good program, investment projects have been developed. There is a minimum - half a million rubles, there is a project for many millions.
 
- The officials always have more expenses at times, - Roman Shatrov is sure. - Any public organization with money only for travel, food for volunteers and building materials will make five times more and ten times cheaper.
 
On the absence of tourists can not speak. According to Shatrov, for a season these places are visited by thousands of people. This year, the initiative group will monitor to know the exact figures.
 
An example of enthusiasts was contagious. According to Shatrov, now he is helping another group of ten people apply for the creation of such a national park, but only in another part of Sakhalin.
 
"Officials are categorically against the creation of new reserves," explains the public figure. - The presence of any, even the smallest of them, requires Minles regular reporting, funding security raids and much more. However, we hope that by creating our park at the foot of the Zhdanko Range, in a few years we will be able to ask the authorities to increase the area of ​​its protected area.
September 25: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Чиновники категорически против появления новых заказников»

Как россияне создают на Сахалине первый народный природный парк

Жители Сахалина и некоторых городов России решили объединиться и использовать свой «дальневосточный гектар» для создания первого в стране народного природного парка. Он появится в районе неповторимого горного хребта Жданко на восточном побережье острова - в месте, где скалистые мысы соседствуют с уютными тихими бухтами залива Терпения. Задача – спасти от частной застройки уникальный участок дикой природы и сохранить его доступность. Энтузиасты рассчитывают получить 29 га севернее бухты Тихой. На 22 га договоры с министерством лесного хозяйства уже заключены.

«Чиновники категорически против появления новых заказников»
Фото: предоставлено Романом Шатровым
ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ
 
В последние 20 лет в России сокращается количество и площадь особо охраняемых природных территорий. Не стал исключением и Сахалин. Как отмечено в областной программе развития ООПТ, 21 из них была ликвидирована за последнее десятилетие. Исчезли заповедники, заказники, памятники природы регионального значения. Общая площадь, занятая ООПТ в области, уменьшилась на 27%, что в количественном отношении составило почти 306 тысяч гектаров.
 
В этой ситуации рассчитывать на то, что местные власти будут создавать новые природные заказники, не приходится. Раздача же земель под программу «Дальневосточный гектар» может привести к тому, что исчезнут редкие природные уголки. Один из них – на мысах Тихий и Красный – местные жители решили взять под свою защиту.
 
В конце прошлого года 15 человек создали инициативную группу и предложили желающим присоединиться к их проекту по организации народного природного парка «Мыс Тихий». Объединили усилия депутаты и домохозяйки, строители и ученые, музыканты и бизнесмены, представители других профессий. Это энтузиасты из Москвы и Владивостока, городов Сахалинской области.
 
Один из инициаторов проекта, житель Южно-Сахалинска Роман Шатров объясняет выбор места для создания парка его уникальностью.


 
– Это туристическая мекка Сахалина, визитная карточка острова, – говорит природозащитник. – Побережье и бухты – самые привлекательные участки. Повсеместно на острове они застраиваются виллами, дачами и VIP-базами с бетонными заборами. Вскоре и сюда дельцы начнут лезть, а простым людям места не останется. Такие места надо в первую очередь сохранять. От Южно-Сахалинска расстояние – около 130 км, что добавляет угрозу застройки бухты.
 
Роман Шатров считает, что создатели парка успели вовремя подать заявки, и им повезло занять место.
 
– У нас на Сахалине мышление у чиновников местечковое. Они стараются развивать все только вокруг Южно-Сахалинска. В дороги они вкладывать не хотят. Серьезные большие туристические комплексы тоже не хотят. А кемпинги, которые мы хотим развивать, им не интересны – они себя в палатках не представляют. Они так: на машине приехать, выгрузиться, тут же в доме на базе поспать, в бане попариться, шашлык съесть и завтра – домой на работу. А отпуск провести в Таиланде, – считает Шатров.  

В заповедные места частники придут, когда застроят все побережье около столицы региона. А первые соседи у инициативной группы уже появились. Инвестиционный портал Сахалинской области представил проект строительства туристической эко-базы отдыха в бухте Тихой. К программе «Дальневосточный гектар» он отношения не имеет, участок находится в землях запаса. По словам Романа Шатрова, таких баз много вокруг Южно-Сахалинска, но они себя не окупают. Их богатые люди в основном для себя держат и для друзей.
 
– Мы с ними не пересекаемся, – говорит общественник. – Они прямо в самой Тихой бухте, а мы на север за мысом этой бухты. С самого мыса и далее через следующую бухту на север вдоль побережья. К нам пока дороги нет и это очень хорошо. Туда идет тропа и надо лезть по веревке или обходить вокруг мыса по отливу. Это для нас естественное ограждение, чтобы «шашлычники» не лезли со своим мусором.
 
ПАРК С ВИДОМ НА МОРЕ
 
От частной застройки удалось уберечь любимое место отдыха островитян. Хребет Жданко – базальтовая плита, которая поднялась со дна Охотского моря почти вертикально. Небольшой участок на восточном склоне хребта имеет статус комплексного памятника природы регионального значения. Предгорья и мысы под охраной не состоят. А между тем, здесь находятся уникальные природные объекты и популярные туристические места, в том числе Пугачевский грязевой вулкан.
Читайте также:
 
Первоначально энтузиасты планировали взять себе 40 га. Желающих отдать свой гектар в пользу парка хватает. Последней присоединилась к проекту группа молодых людей с Алтая. Помогла концепция «Инвестиционный гектар». Она дает возможность россиянам осваивать свои гектары дистанционно.
 
Одна проблема – документы долго оформляются. У исполнителей встречались ошибки в бумагах, из-за них все затягивалось.
 
– Ошибки были в написании фамилий заявителей, номерах СНИЛС, – вспоминает Роман Шатров. – Иногда просто забывали написать адрес одного из заявителей коллективной заявки. Но это можно понять. С появлением госпрограммы «Дальневосточный гектар» у сотрудников уполномоченных органов появилось много новой работы, а штат остался прежним.


 
Инициативная группа рассчитывает получить все бумаги на свои участки к лету. Готовится концепция развития парка и договор о правилах использования гектаров. В парк пригласят сотрудников Ботанического сада Владивостока. Им предстоит обследовать территорию и выявить места, где растут растения из Красной книги. Появится карта. Она позволит сочетать рекреационную инфраструктуру с редкой экосистемой.
 
Уникальные мысы, бухты и предгорья хребта Жданко сохранят свою девственную красоту и будут доступны всем жителям и гостям острова.
 
– Летом соберем и вывезем мусор с территории, – говорит Роман Шатров. – Думаю, первый в России народный природный парк откроем в августе.
 
На побережье планируется создать площадки для кемпинга, экологические тропы и маршруты, лестницы и беседки. Будут обустроены костровища и родники. Работать станут добровольцы. Для них устроят летний лагерь.

– Планируем создать общественную организацию. Это позволяет находить деньги на проект, – говорит природозащитник. – Мы теперь обязаны эту землю пестовать и вкладывать в нее средства. У нас есть опыт написания заявок на социальные и экологические проекты. Уже получили первые 110 тысяч рублей на создание парка. Думаем, что и дальше будем так действовать.
 
На случай, если найдется какой-то филантроп или удастся попасть в хорошую программу, разработаны инвестиционные проекты. Есть минимальный – на полмиллиона рублей, есть и проект на многие миллионы.
 
– У чиновников всегда расходы больше в разы, – уверен Роман Шатров. – Любая общественная организация с деньгами только на проезд, питание волонтеров и стройматериалы сделает в пять раз больше и в десять раз дешевле.
 
Об отсутствии туристов говорить не приходится. По словам Шатрова, за сезон эти места посещают тысячи человек. В этом году инициативная группа проведет мониторинг, чтобы знать точные цифры.
 
Пример энтузиастов оказался заразительным. По словам Шатрова, сейчас он помогает еще одной группе из десяти человек подать заявку на создание подобного народного парка, но только в другой части Сахалина.
 
– Чиновники категорически против создания новых заказников, – объясняет общественник. – Наличие любого, даже самого маленького из них, требует от Минлеса регулярной отчетности, финансирования рейдов охраны и многое другое. Однако надеемся, что создав свой парк у подножия хребта Жданко, через несколько лет сможем просить власти об увеличении площади его охраняемой территории.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow