Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дмитрий Медведев: «Надо двигаться дальше»

В правительстве высоко оценили эффективность новых механизмов ТОР и СПВ для Дальнего Востока

Три года интенсивных усилий со стороны правительства РФ по созданию на Дальнем Востоке благоприятных условий для инвестиций и развития экономики не прошли даром. Законы о ТОСЭР и свободном порте Владивосток на деле доказали свою состоятельность, сумев привлечь с момента своего принятия в 2015 году более двухсот компаний, готовых вложить в свои проекты на дальневосточной земле более двух триллионов рублей и создать здесь около 40 тысяч рабочих мест. Но не обходится и без проблем, в частности, связанных с транспортной доступностью внутри макрорегиона и относительно низким уровнем жизни.

Дмитрий Медведев: «Надо двигаться дальше»
Фото: government.ru
МИЛЛИАРДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Своеобразным парадом успехов вице-премьера — полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева и курируемого им Минвостокразвития стало последнее заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, состоявшееся 28 ноября. Вел заседание лично глава правительства Дмитрий Медведев, а участниками стали большинство российских министров, руководители профильных ведомств, главы дальневосточных субъектов РФ и представители бизнеса.

Собравшиеся обсуждали ход выполнения поручений Президента и Правительства по ускоренному развитию Дальнего Востока. Согласно информации, представленной Юрием Трутневым и министром развития Дальнего Востока Александром Галушкой, принятые в 2015 году законы «О территориях опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР) и «Свободном порте Владивосток» (СПВ) принесли — уже на начальном этапе своей реализации - обильные плоды в виде миллиардных инвестиций и тысяч рабочих мест от сотен инвесторов.

Так, по словам Александра Галушки, соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности на территориях опережающего развития заключены с 205 компаниями (получившими, соответственно, статус резидентов ТОСЭР или СПВ) на сумму более 2,1 трлн рублей и созданием около 40 тысяч рабочих мест. По факту уже осуществлено более 45 млрд частных инвестиций и создано 6,5 тысяч рабочих мест, заработало 73 новых предприятия.
 
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Согласно статистике Минвостокразвития, только за уходящий год на треть увеличилось количество проектов в ТОСЭР и СПВ с участием китайского капитала и сегодня в разной степени реализации находятся 28 проектов стоимостью четыре миллиарда долларов США от компаний из Поднебесной. Второе место по объему накопленных инвестиций в ДФО занимает Япония – 24% от общего объема иностранных инвестиций, или миллиард долларов. На третьем месте инвесторы из Южной Кореи -  $434 млн долларов.

В перспективе же до 2025 года на российском Дальнем Востоке предполагается реализовать более 950 инвестиционных проектов, создающих 115 тысяч новых рабочих мест. Напомним, в пределах макрорегиона учреждено уже 18 ТОСЭР. Этим режимом инвесторы могут воспользоваться в восьми дальневосточных регионах из девяти. Режим свободного порта действует в пяти регионах Дальнего Востока: Приморье, Хабаровском крае, Сахалинской области, на Камчатке и Чукотке. Минвостокразвития России также рассматривает возможность распространения режима СПВ в Амурской области.

Кроме ТОСЭР и СПВ государственную инфраструктурную поддержку получают 14 инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. В 2015-2016 гг. объем предоставляемой субсидии на эти цели составил около 12 млрд рублей.

Активный интерес отечественного и иностранного бизнеса к преференционным режимам дальневосточных ТОСЭР, СПВ и инвестпроектов (строительство инфраструктуры за счет государства, льготы по налогам на прибыль, на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых, земельному налогу, облегченные таможенные и въездные процедуры) привел к тому, что в первом полугодии 2017 года рост инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке составил 19,8%, что выше общероссийского уровня в четыре раза (!). На долю ДФО пришлось 26% процентов всех прямых иностранных инвестиций, которые поступили в Российскую Федерацию. В макрорегионе уже успешно работают инвесторы из Китая, Японии, Южной Кореи, США, Сингапура, Австралии, Европейского союза, Индии. Объемы строительства за 10 месяцев текущего года выросли на Дальнем Востоке на 11% (на фоне снижения по России в целом), промышленное производство – на 3%, сельское хозяйство – почти на 5%.
 
РЕАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Возглавлявший заседание правительственной комиссии Дмитрий Медведев от себя заметил, что государственные вложения в Дальний Восток окупились многократно: «На один рубль государственных вложений в инфраструктуру приходится десять фактически вложенных рублей частных инвестиций».

Однако премьер призвал присутствующих не почивать на лаврах, а активно закреплять успех и стремиться наращивать темпы инвестирования в Дальний Восток: «Здесь важно не останавливаться на достигнутом, двигаться дальше... Тем более, что наши соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону очень активно развиваются. Нам нужно стараться с ними держаться как минимум наравне».

На заседании комиссии были озвучены реальные достижения новой экономической политики в отношении Дальнего Востока. Среди них: ввод в эксплуатацию Якутской ГРЭС-2, строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Еврейской автономной области, ГОКа на базе Наталкинского золотоносного месторождения в Магаданской области, завода по производству тепло- и звукоизоляционных материалов и деревоперерабатывающего комплекса в Хабаровском крае,  газоперерабатывающего завода в Амурской области,  крупнейшего в России нефтехимического комплекса и судостроительного производства в Приморском крае, аквапарка и животноводческого комплекса на Камчатке,  модернизация БАМа и Транссиба,  создание трансграничной инфраструктуры с Китаем (мосты Нижнеленинское – Тунцзян и Благовещенск – Хэйхэ).
 
ЛОЖКА ДЕГТЯ

Впрочем, как водится, поводом для заседания правительственной комиссии стала не только бочка меда из успешно стартовавших проектов, но и ложка дегтя из проваленных планов. В частности, наболевшая и до сих пор не решенная проблема отсутствия эффективного  авиа-сообщения внутри крупнейшего макрорегиона России (36% площади страны). О ней и способах ее предполагаемой ликвидации (а для этого нужно построить, как минимум, 40 аэропортов на территории Дальнего Востока) рассказал на брифинге вице-премьер правительства-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев:

- Из 470 аэропортов и посадочных площадок, которые существовали в 1991 году, осталась, по сути дела, одна шестая часть. При этом Министерство транспорта сегодня докладывало о том, что они делают всё возможное в рамках сегодняшнего финансирования. Но это не так, потому что в 2013 году в рамках государственных федеральных целевых программ было выделено на развитие аэропортового хозяйства 106,1 млрд, из них более 64 млрд просто пропало. Пропало в силу того, что были плохо подготовлены проекты, несвоевременно проведена государственная экспертиза, а сейчас госэкспертиза просто не приняла эти проекты. В результате деньги перераспределились, а аэропорты не были построены или не были реконструированы. Соответственно, у людей нет возможности доехать до больницы, до роддома, то есть это прямая угроза жизни людей на Дальнем Востоке. Около 70% территории не обладает достаточной авиационной доступностью. Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение изучить этот вопрос отдельно и представить ему доклад о том, как это произошло, кто виноват, с предложениями о наказании виновных.

Примечательно, что руководство Министерства транспорта РФ на эту проблему имеет свое мнение, которое не преминуло отразить на своем ведомственном сайте сразу же после проведения заседания правительственной комиссии. Оно сводится к тому, что федеральная целевая программа (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», разработанная Минвостокразвития, изначально отводила на реконструкцию и строительство дальневосточных аэропортов свыше 73 млрд рублей, но затем - после редактирования на период 2014-2017гг. - сократила эти расходы до 25 млрд рублей. В результате видимо улучшить авиасообщение на Дальнем Востоке не удалось.
 
ПОЛПРЕД ПРЕДУПРЕДИЛ

В целом, вписывание дальневосточной проблематики в контекст федеральных госпрограмм, проходящих по линии разных министерств — одна большая проблема, пробуксовки в решении которой также обсуждались на заседании правительственной комиссии 28 ноября.
 
Дело в том, что кроме ускоренного развития экономики правительство нацелено на  значительное повышение жизненного уровня дальневосточников.  Это означает: в планах и программах всех министерств не только экономического, но и социального блока (Минздрава, Минкульта, Минобразования) должны быть свои дальневосточные разделы. Президент Владимир Путин поручил правительству сделать это еще в прошлом году, но «воз пока и ныне там». По этому поводу Юрий Трутнев также высказался на брифинге весьма определенно: «У нас есть такие крупные проекты, как газохимический, газоперерабатывающий, нефтеперерабатывающий заводы, судостроительный кластер. Очень большие проекты сейчас реализуются в сфере сельского хозяйства. Это требует того, чтобы создать условия для жизни людей, построить жильё, детские сады, больницы, спортивные сооружения. Это другая программа. С этим одно Министерство по развитию Дальнего Востока справиться, совершенно очевидно, не может, да и не должно. Дальний Восток – это 36% территории России, это большая её часть, и там точно так же, как и Министерство по развитию Дальнего Востока, должны энергично, выполняя поручения Президента, работать - Министерство здравоохранения, Министерства образования, Министерство культуры. Они должны заниматься точно так же развитием образования, культуры, спорта и так далее. Актуализация программ – это об этом. К сожалению, наши коллеги-министры часто занимают позицию: вот нам дополнительных денег дадут, тогда мы, конечно, начнём этим заниматься, а так вроде у нас всё распределено. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на совещании на Дальнем Востоке на открытии Бурейской станции достаточно жёстко прошёлся в этой части и сказал, что ответственность будет персональная. Мы будем продолжать работу с министерствами и добиваться того, чтобы они выполнили поручения президента».
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике