Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Dmitry Medvedev: "We must move on"

The government highly appreciated the effectiveness of the new mechanisms of TOP and SPV for the Far East

Three years of intensive efforts on the part of the Russian government to create favorable conditions for investment and economic development in the Far East were not in vain. The laws on TACER and the free port of Vladivostok have in fact proved their worth, having managed to attract more than two hundred companies since its adoption in 2015, ready to invest more than two trillion rubles in their projects in the Far East and create about 40 thousand jobs there. But it can not do without problems, in particular, related to transport accessibility within the macroregion and a relatively low standard of living.

Dmitry Medvedev: "We must move on"
Photo: government.ru
Special project TORA and Free Port
BILLION INVESTMENT

The last meeting of the government commission on the socio-economic development of the Far East and the Baikal region, which was held on November XNUM, was a peculiar parade of the success of the vice-premier - presidential plenipotentiary to the Far Eastern Federal District Yury Trutnev and the Ministry of Eastern Development supervised by him. The meeting was led in person by the head of government, Dmitry Medvedev, and the majority of Russian ministers, heads of relevant departments, heads of Far Eastern constituent entities of the Russian Federation, and business representatives attended.

The participants discussed the progress in fulfilling the instructions of the President and the Government for the accelerated development of the Far East. According to the information provided by Yuri Trutnev and the Minister of Development of the Far East Alexander Galushka, the laws "On territories of advanced socio-economic development" (PSED) and "Free Port of Vladivostok" (FPV) adopted in 2015 brought - already at the initial stage of their implementation - abundant fruits in the form of billions of dollars in investment and thousands of jobs from hundreds of investors.

So, according to Alexander Galushka, agreements on the implementation of investment activities in the territories of advanced development are concluded with 205 companies (which received, respectively, the status of residents of TOSER or SPV) for an amount of more than 2,1 trillion rubles and the creation of about 40 thousand jobs. In fact, more than 45 billion of private investments have been implemented and 6,5 thousand new jobs have been created, 73 new enterprises have been established.
 
POSITIVE DYNAMICS

According to the statistics of the Ministry for the Development of the Russian Far East, the number of projects in PSEDA and FPV with the participation of Chinese capital has increased by a third in the past year alone, and today 28 projects worth $ 24 billion from companies from the Middle Kingdom are in varying degrees of implementation. The second place in the volume of accumulated investments in the Far Eastern Federal District is occupied by Japan - 434% of the total volume of foreign investments, or a billion dollars. In third place are investors from South Korea - $ XNUMX million.

In the long term, up to 2025 in the Russian Far East, it is planned to implement more than 950 investment projects that create 115 thousand new jobs. Recall, within the macroregion established 18 TOSER. This regime can be used by investors in eight Far Eastern regions out of nine. The free port regime operates in five regions of the Far East: Primorye, Khabarovsk Krai, Sakhalin Oblast, Kamchatka and Chukotka. Minvostokrazvitiya Russia is also considering the possibility of extending the regime of PTS in the Amur region.

In addition to TOSED and SPV, 14 investment projects in the Far East receive state infrastructure support. In 2015-2016 the amount of subsidies provided for these purposes amounted to about 12 billion rubles.

The active interest of domestic and foreign businesses in preferential regimes of the Far East TSEIR, SPV and investment projects (construction of infrastructure at the expense of the state, benefits from profits taxes, property of organizations, mining, land tax, simplified customs and entry procedures) that in the first half of the year 2017, the growth of investments in fixed assets in the Far East amounted to 19,8%, which is four times higher than the all-Russian level (!). The share of the Far Eastern Federal District accounted for 26% of all foreign direct investment that was received by the Russian Federation. In the macroregion, investors from China, Japan, South Korea, the United States, Singapore, Australia, the European Union, India are already successfully working. The volume of construction for 10 months of the current year increased in the Far East by 11% (against the background of the decline in Russia as a whole), industrial production by 3%, agriculture - by almost 5%.
 
REAL ACHIEVEMENTS

Dmitry Medvedev, who chaired the meeting of the government commission, noted from himself that state investments in the Far East had paid off many times: “For one ruble of state investments in infrastructure, there are ten actual rubles invested in private investments.”

However, the prime minister urged those present not to rest on their laurels, but actively consolidate their success and strive to increase the pace of investment in the Far East: "It is important not to dwell on what has been achieved, to move on ... Especially as our neighbors in the Asia-Pacific region are developing very actively. We need to try to stay with them at least on a par. "

At the meeting of the commission, the real achievements of the new economic policy in relation to the Far East were announced. Among them: the commissioning of the Yakutskaya GRES-2, the construction of the Kimkano-Sutarsky mining and processing plant (GOK) in the Jewish Autonomous Region, the GOK on the basis of the Natalka gold deposit in the Magadan region, a plant for the production of heat and sound insulation materials and a wood processing complex in Khabarovsk region, a gas processing plant in the Amur Region, Russia's largest petrochemical complex and shipbuilding in the Primorsky Territory, a water park and a livestock complex in Kamchatka, modernization of the BAM and Trans-Siberian Railway, the creation of cross-border infrastructure with China (the Nizhneleninskoe - Tongjiang and Blagoveshchensk - Heihe bridges)
 
A SPOON OF TAR

However, as usual, the reason for the meeting of the government commission was not only a barrel of honey from successfully launched projects, but also a fly in the ointment from failed plans. In particular, the sore and still unresolved problem of the lack of effective air communication within the largest macro-region of Russia (36% of the country's area). Yuri Trutnev, Deputy Prime Minister and Presidential Plenipotentiary Envoy to the Far Eastern Federal District, spoke about it and the methods of its supposed liquidation (and for this it is necessary to build at least 40 airports in the Far East) at a briefing:

- Of the 470 airports and landing sites that existed in 1991, one sixth of the total remained. At the same time, the Ministry of Transport today reported that they are doing everything possible within the framework of today's financing. But this is not so, because in the year 2013, within the framework of state federal targeted programs, 106,1 billion were allocated for airport development, of which more than 64 billion was simply lost. It disappeared due to the fact that the projects were poorly prepared, the state examination was not carried out in time, and now the state examination simply did not accept these projects. As a result, the money was redistributed, and airports were not built or were not reconstructed. Accordingly, people do not have the opportunity to get to the hospital, to the maternity hospital, that is, it is a direct threat to the lives of people in the Far East. About 70% of the territory does not have sufficient aviation accessibility. Dmitry Anatolyevich Medvedev instructed to study this issue separately and to provide him with a report on how this happened, who was to blame, with proposals for punishing the guilty.

It is noteworthy that the leadership of the Ministry of Transport of the Russian Federation has its own opinion on this problem, which did not fail to reflect on its departmental website immediately after the meeting of the government commission. It boils down to the fact that the Federal Target Program (FTP) "Economic and Social Development of the Far East and Transbaikalia", developed by the Ministry for the Development of the Russian Far East, initially allocated over 73 billion rubles for the reconstruction and construction of Far Eastern airports, but then after editing for the period 2014-2017. - reduced these expenses to 25 billion rubles. As a result, apparently, it was not possible to improve air traffic in the Far East.
 
POLPEDED WARNED

In general, the inclusion of Far Eastern issues in the context of federal state programs passing through various ministries is one big problem, the slips in the solution of which were also discussed at the meeting of the government commission 28 November.
 
The fact is that in addition to the accelerated development of the economy, the government is aimed at a significant increase in the living standards of the Far East. This means that the plans and programs of all ministries of not only the economic, but also the social block (the Ministry of Health, the Ministry of Culture, the Ministry of Education) should have their own Far Eastern sections. President Vladimir Putin instructed the government to do this last year, but "things are still there." On this occasion, Yuri Trutnev also spoke very definitely at the briefing: “We have such large projects as a gas chemical, gas processing, oil refinery, and a shipbuilding cluster. Very large projects are now being implemented in the field of agriculture. This requires creating conditions for the life of people, building housing, kindergartens, hospitals, sports facilities. This is a different program. Obviously, the Ministry for the Development of the Far East alone cannot cope with this and should not. The Far East is 36% of the territory of Russia, this is a large part of it, and just like the Ministry for the Development of the Far East, the Ministry of Health, the Ministry of Education, the Ministry of Culture must work energetically, fulfilling the instructions of the President. They must do the same with the development of education, culture, sports, and so on. Updating programs is about that. Unfortunately, our fellow ministers often take the position: they will give us additional money, then, of course, we will start doing this, but it seems that everything is distributed here. At a meeting in the Far East at the opening of the Bureyskaya station, the President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin went through this part rather hard and said that the responsibility would be personal. We will continue to work with the ministries and strive to ensure that they fulfill the President's instructions. "
November 28: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дмитрий Медведев: «Надо двигаться дальше»

В правительстве высоко оценили эффективность новых механизмов ТОР и СПВ для Дальнего Востока

Три года интенсивных усилий со стороны правительства РФ по созданию на Дальнем Востоке благоприятных условий для инвестиций и развития экономики не прошли даром. Законы о ТОСЭР и свободном порте Владивосток на деле доказали свою состоятельность, сумев привлечь с момента своего принятия в 2015 году более двухсот компаний, готовых вложить в свои проекты на дальневосточной земле более двух триллионов рублей и создать здесь около 40 тысяч рабочих мест. Но не обходится и без проблем, в частности, связанных с транспортной доступностью внутри макрорегиона и относительно низким уровнем жизни.

Дмитрий Медведев: «Надо двигаться дальше»
Фото: government.ru
МИЛЛИАРДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Своеобразным парадом успехов вице-премьера — полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева и курируемого им Минвостокразвития стало последнее заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, состоявшееся 28 ноября. Вел заседание лично глава правительства Дмитрий Медведев, а участниками стали большинство российских министров, руководители профильных ведомств, главы дальневосточных субъектов РФ и представители бизнеса.

Собравшиеся обсуждали ход выполнения поручений Президента и Правительства по ускоренному развитию Дальнего Востока. Согласно информации, представленной Юрием Трутневым и министром развития Дальнего Востока Александром Галушкой, принятые в 2015 году законы «О территориях опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР) и «Свободном порте Владивосток» (СПВ) принесли — уже на начальном этапе своей реализации - обильные плоды в виде миллиардных инвестиций и тысяч рабочих мест от сотен инвесторов.

Так, по словам Александра Галушки, соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности на территориях опережающего развития заключены с 205 компаниями (получившими, соответственно, статус резидентов ТОСЭР или СПВ) на сумму более 2,1 трлн рублей и созданием около 40 тысяч рабочих мест. По факту уже осуществлено более 45 млрд частных инвестиций и создано 6,5 тысяч рабочих мест, заработало 73 новых предприятия.
 
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Согласно статистике Минвостокразвития, только за уходящий год на треть увеличилось количество проектов в ТОСЭР и СПВ с участием китайского капитала и сегодня в разной степени реализации находятся 28 проектов стоимостью четыре миллиарда долларов США от компаний из Поднебесной. Второе место по объему накопленных инвестиций в ДФО занимает Япония – 24% от общего объема иностранных инвестиций, или миллиард долларов. На третьем месте инвесторы из Южной Кореи -  $434 млн долларов.

В перспективе же до 2025 года на российском Дальнем Востоке предполагается реализовать более 950 инвестиционных проектов, создающих 115 тысяч новых рабочих мест. Напомним, в пределах макрорегиона учреждено уже 18 ТОСЭР. Этим режимом инвесторы могут воспользоваться в восьми дальневосточных регионах из девяти. Режим свободного порта действует в пяти регионах Дальнего Востока: Приморье, Хабаровском крае, Сахалинской области, на Камчатке и Чукотке. Минвостокразвития России также рассматривает возможность распространения режима СПВ в Амурской области.

Кроме ТОСЭР и СПВ государственную инфраструктурную поддержку получают 14 инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. В 2015-2016 гг. объем предоставляемой субсидии на эти цели составил около 12 млрд рублей.

Активный интерес отечественного и иностранного бизнеса к преференционным режимам дальневосточных ТОСЭР, СПВ и инвестпроектов (строительство инфраструктуры за счет государства, льготы по налогам на прибыль, на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых, земельному налогу, облегченные таможенные и въездные процедуры) привел к тому, что в первом полугодии 2017 года рост инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке составил 19,8%, что выше общероссийского уровня в четыре раза (!). На долю ДФО пришлось 26% процентов всех прямых иностранных инвестиций, которые поступили в Российскую Федерацию. В макрорегионе уже успешно работают инвесторы из Китая, Японии, Южной Кореи, США, Сингапура, Австралии, Европейского союза, Индии. Объемы строительства за 10 месяцев текущего года выросли на Дальнем Востоке на 11% (на фоне снижения по России в целом), промышленное производство – на 3%, сельское хозяйство – почти на 5%.
 
РЕАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Возглавлявший заседание правительственной комиссии Дмитрий Медведев от себя заметил, что государственные вложения в Дальний Восток окупились многократно: «На один рубль государственных вложений в инфраструктуру приходится десять фактически вложенных рублей частных инвестиций».

Однако премьер призвал присутствующих не почивать на лаврах, а активно закреплять успех и стремиться наращивать темпы инвестирования в Дальний Восток: «Здесь важно не останавливаться на достигнутом, двигаться дальше... Тем более, что наши соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону очень активно развиваются. Нам нужно стараться с ними держаться как минимум наравне».

На заседании комиссии были озвучены реальные достижения новой экономической политики в отношении Дальнего Востока. Среди них: ввод в эксплуатацию Якутской ГРЭС-2, строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Еврейской автономной области, ГОКа на базе Наталкинского золотоносного месторождения в Магаданской области, завода по производству тепло- и звукоизоляционных материалов и деревоперерабатывающего комплекса в Хабаровском крае,  газоперерабатывающего завода в Амурской области,  крупнейшего в России нефтехимического комплекса и судостроительного производства в Приморском крае, аквапарка и животноводческого комплекса на Камчатке,  модернизация БАМа и Транссиба,  создание трансграничной инфраструктуры с Китаем (мосты Нижнеленинское – Тунцзян и Благовещенск – Хэйхэ).
 
ЛОЖКА ДЕГТЯ

Впрочем, как водится, поводом для заседания правительственной комиссии стала не только бочка меда из успешно стартовавших проектов, но и ложка дегтя из проваленных планов. В частности, наболевшая и до сих пор не решенная проблема отсутствия эффективного  авиа-сообщения внутри крупнейшего макрорегиона России (36% площади страны). О ней и способах ее предполагаемой ликвидации (а для этого нужно построить, как минимум, 40 аэропортов на территории Дальнего Востока) рассказал на брифинге вице-премьер правительства-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев:

- Из 470 аэропортов и посадочных площадок, которые существовали в 1991 году, осталась, по сути дела, одна шестая часть. При этом Министерство транспорта сегодня докладывало о том, что они делают всё возможное в рамках сегодняшнего финансирования. Но это не так, потому что в 2013 году в рамках государственных федеральных целевых программ было выделено на развитие аэропортового хозяйства 106,1 млрд, из них более 64 млрд просто пропало. Пропало в силу того, что были плохо подготовлены проекты, несвоевременно проведена государственная экспертиза, а сейчас госэкспертиза просто не приняла эти проекты. В результате деньги перераспределились, а аэропорты не были построены или не были реконструированы. Соответственно, у людей нет возможности доехать до больницы, до роддома, то есть это прямая угроза жизни людей на Дальнем Востоке. Около 70% территории не обладает достаточной авиационной доступностью. Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение изучить этот вопрос отдельно и представить ему доклад о том, как это произошло, кто виноват, с предложениями о наказании виновных.

Примечательно, что руководство Министерства транспорта РФ на эту проблему имеет свое мнение, которое не преминуло отразить на своем ведомственном сайте сразу же после проведения заседания правительственной комиссии. Оно сводится к тому, что федеральная целевая программа (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», разработанная Минвостокразвития, изначально отводила на реконструкцию и строительство дальневосточных аэропортов свыше 73 млрд рублей, но затем - после редактирования на период 2014-2017гг. - сократила эти расходы до 25 млрд рублей. В результате видимо улучшить авиасообщение на Дальнем Востоке не удалось.
 
ПОЛПРЕД ПРЕДУПРЕДИЛ

В целом, вписывание дальневосточной проблематики в контекст федеральных госпрограмм, проходящих по линии разных министерств — одна большая проблема, пробуксовки в решении которой также обсуждались на заседании правительственной комиссии 28 ноября.
 
Дело в том, что кроме ускоренного развития экономики правительство нацелено на  значительное повышение жизненного уровня дальневосточников.  Это означает: в планах и программах всех министерств не только экономического, но и социального блока (Минздрава, Минкульта, Минобразования) должны быть свои дальневосточные разделы. Президент Владимир Путин поручил правительству сделать это еще в прошлом году, но «воз пока и ныне там». По этому поводу Юрий Трутнев также высказался на брифинге весьма определенно: «У нас есть такие крупные проекты, как газохимический, газоперерабатывающий, нефтеперерабатывающий заводы, судостроительный кластер. Очень большие проекты сейчас реализуются в сфере сельского хозяйства. Это требует того, чтобы создать условия для жизни людей, построить жильё, детские сады, больницы, спортивные сооружения. Это другая программа. С этим одно Министерство по развитию Дальнего Востока справиться, совершенно очевидно, не может, да и не должно. Дальний Восток – это 36% территории России, это большая её часть, и там точно так же, как и Министерство по развитию Дальнего Востока, должны энергично, выполняя поручения Президента, работать - Министерство здравоохранения, Министерства образования, Министерство культуры. Они должны заниматься точно так же развитием образования, культуры, спорта и так далее. Актуализация программ – это об этом. К сожалению, наши коллеги-министры часто занимают позицию: вот нам дополнительных денег дадут, тогда мы, конечно, начнём этим заниматься, а так вроде у нас всё распределено. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на совещании на Дальнем Востоке на открытии Бурейской станции достаточно жёстко прошёлся в этой части и сказал, что ответственность будет персональная. Мы будем продолжать работу с министерствами и добиваться того, чтобы они выполнили поручения президента».
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике