Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Dmitry Volkov: "It is impossible to deny that things went wrong"

Deputy head of the Khabarovsk government on the development plan of Komsomolsk-on-Amur

Last Monday, the Deputy Chairman of the Government of the Khabarovsk Territory, Dmitry Volkov, on a live broadcast from Vostok Rossii radio station, told two co-hosts, including the EastRussia editor-in-chief, Dmitry Shcherbakov, what was happening in Komsomolsk-on-Amur. Below are excerpts from the interview - especially for our readers.

Dmitry Volkov: "It is impossible to deny that things went wrong"
Photo: Photo: D. Volkov's personal photo archive on Facebook
- Tell me, when were you in Komsomolsk-on-Amur the last time?
"The week before last."

- What did you do that you saw? Where were you?
- I have a standard absolutely route, which was formed in Komsomolsk-on-Amur. My task there is to visit as many construction projects as possible, this is in the first place. Secondly, it is contact with the administration to coordinate our activities. Well, if you can, take a walk along the embankment, meet people, talk. When it works out, it's great. Last time I did not succeed.

- Judging by your Facebook account, is it not easy to take a walk - run along the embankment?
- To run - yes, but, to my shame, I have never had a chance. I really plan to do it this week. Just tomorrow, I plan another trip to Komsomolsk-on-Amur, there will be a little more time for me. Therefore, I will definitely take with me a tracksuit and sneakers, and I will definitely run about.

- Have you somehow calculated for yourself, do you move there more in administrative buildings or along streets and construction sites and communicate with people directly?
- More all the same on the construction sites.

- And there, it turns out, simple Komsomol members remain outside your attention - only the builders?
- Yes, there is, unfortunately, a problem. But this is connected with my functional in the government as a project manager - it consists in realizing the long-term plan. And at it now the greatest urgency just at so-called section of the second: it 27 actions, 47 objects. Now these 27 events are pouring into objects. And each of them must be projected, passed the appropriate expertise, then start building. All this is a troublesome story and takes up most of the time.

As for the problems that the Komsomol members are expressing. For half a year I had enough time, in fact, to be immersed in this topic. More or less, I think that my idea has developed, there are even some variants of solutions, both strategic and very simple. It will take time and it must be done, probably, gradually, in parallel with the implementation of the activities of the long-term plan.

"After all, it's not quite for an average citizen, maybe, it's understandable." There is a government of the region, there is the mayor's office of Komsomolsk-on-Amur. Here appears in the government of the province of the people who are in charge of a separate city. Is this a necessity? In manual mode, a new project, they did not do it before - why?
- This is an interesting solution, in fact. I would not say that this is a very traditional solution. But it fits very well into the paradigm that is now beginning to imbue the state power. What is the logic here. See, when the long-term plan was adopted, the government issued a decree, which model was taken? At us all objects were divided between supervising deputies of the chairman of the government of Khabarovsk territory. And they all started to realize this. This model was tested in the flood of 2013 year, from there its origins, and it proved to be very effective. When you need to really storm something, the best thing is that there is a personal responsibility.

But what was the specific inhibition? It is necessary to ensure the interaction of the municipality, the government of the region, which is well coordinated, and other federal departments. It turns out 10 vice-presidents - one administration. A lot of duplication. The same, there are branch ministries of the sector - they interact in their line, the Ministry of Education of the region and similar to the Russian Federation. And there are such general economic ministries: the Ministry of Finance, the Ministry of Economics. And there too, the duplication gradually began to arise.

These small inconsistencies formed a noise, which slowed down the plan. Therefore, so that nothing slowed down, such a decision was made. In business, by the way, this is a standard solution. The project manager coordinates and interacts between all actors in the process. And there are a large number of them: the plan is handled by a dozen state corporations and a half dozen different ministries and departments. Quite a lot of work, believe me.

- 12 June Komsomolsk-on-Amur celebrates its 85 anniversary.
- Holiday greetings.

- Yes, people are waiting for this event. There was such a good tradition before some objects for the birthday to take, give gifts. What will happen?
- From what we tried to do together with the administration to the day of the city - this, of course, is expensive. Part of the roads that were in the plan in the first half of the year, asphalted. As for the large objects, and the long-term plan is still large objects, it is hardly advisable to even assign them to such a remarkable anniversary. It is better to do in the planned mode, it is supposed to be of a better quality. Therefore, we did not do anything extraordinary.

- What objects will be delivered first?
- This year there are five objects to be realized. This water pipeline, gas pipeline, the first section of the road Lidoga-Vanino 51-53 km. This is not yet an existing road that will connect Komshose on Dzemgah with Permskaya Street, which forms a ring in the Parus micro district and will provide such an access to the TACER site, which does not pass through the residential area. Sufficiently comfortable, good, beautiful street, the future development of this place.

- You just mentioned TOSER. The road to it will be brought, and, in fact, whether any work has begun on the site itself, the business there has come, whether investments have begun?
- Yes, the investments began, in spite of the fact that the "Sail" site only by the end of this year will be fully provided with communications. The integrator came, first, which now will give an additional impetus to the site - it's something like a vanguard "Avangard" here in Khabarovsk. And there are the first, I would say, five, but in fact a few more, very real companies that are ready to build cooperative chains with our aircraft builders.

The problem in fact was not so simple - for several reasons. Maybe, federal legislation is not completely ready. Then there are not so many companies that could work for such plants as KnAAZ and GSS. Nevertheless, the government of the region, it seems to me, has done everything that is possible, and such companies have appeared.

Is this a local business?
- No, this is not a local business.

- We talked in April with one local entrepreneur who deals with innovative topics, creates automation of production lines. Well, he with such little regret stated that to go out to small enterprises with turnover modest, in 10-50 million rubles, to cooperate with large state corporations - simply unrealistic. Therefore, for such entrepreneurs in Komsomolsk-on-Amur, this level of orders is the ceiling, and therefore it is then necessary to go to Khabarovsk or start another business. On this account, what do you think?
- Look, according to our estimates, aircraft builders purchase from local business up to 5% of the amount of projects. And this is due to the unwillingness, probably, of local business. Another example I have is "Rosstat". He, in order to create these cooperative chains, has invested a lot of energy and time in preparing a small business. This is a readjustment of processes, improvement of management skills, this is compliance with the standards that the company has. KnAAZ and GSS are very modern and established factories with good internal cooperation. Within the framework of the implementation of the industrial model of UAC, on which it is necessary to deduce all these low redistributions for outsourcing, it takes a lot of time and effort on both sides.

What is the logic of the government? We will do what has long been planned. By the end of the year, the site will be fully equipped with everything that is needed, with an unprecedented preferential regime. And there are a number of Russian companies that have experience of interaction with aircraft manufacturing, which we want to tighten here for localization, and they willingly come here, feeling the market.

This will create a model gradually, which can be quietly stringed and local business, to prepare it. This work has already begun, as far as I know, there were several meetings at the site of aircraft builders. From these wonderful discoveries that in Komsomolsk-on-Amur, it turns out, for example, clothes are sewn, before the transaction - some time. Both sides in this direction have gone, and these three companies that have taken up, and aircraft builders. It will be, as it seems to me, the beginning of a big and interesting affair.

- If we talk about the visible things, now on the Internet a lot of pictures with painted houses in Komsomolsk-on-Amur.
"An airplane and a tiger?"

- Yes. This, as we understand, is not part of a comprehensive plan, but it looks. Will this practice be continued?
- This is not less interesting part than the plan itself. It covers the gaps, it's a big story. And there are many more small cases. They, though small, but useful. And they are most of all Komsomol members and they react to them. These are yards, sidewalks, lawns, public spaces, shops. The place, finally, so that you can take a walk with the stroller, including children, just show yourself, Arbat is such - no it. It became clear to me, as soon as I arrived, I heard it all at once.

After consulting with the city administration, we decided that it would be right to develop this within the framework of such a program "City as the center of attraction". But this program is not from a series of "give us a budget, we will master" - it should gradually develop with the interaction of the administration and the townspeople. There's something just all the shops, yards and beautiful and interesting things that appear, we must immerse. And all this will be financed in different ways. Something - from the regional budget, and is already being funded, from the federal budget, and many other things.

Another very important story is the development of housing construction. This task was set by Governor Vyacheslav Shport at the last extended meeting of the government. For obvious reasons, it has not developed in recent years, at least as a private development business. This task has been set. This is another topic that will be included in this great program. The idea is to make the city enjoyable. I can not say that it will take five minutes of our work.

- Provocative question: look, or maybe it was necessary to use these 63 billion from all sources to paint the curbs and build people new housing, and it would have a much brighter and faster effect for the development of Komsomolsk-on-Amur?
- This is a difficult question, which I sometimes ask myself, theoretically, because practically we are working within the framework of the tasks set. As a citizen, I ask myself this question, and I have the answer to it: I think that everything was done right. So life and the economy are arranged, a business that great is drawn to a big, not to a small one. You can paint all the curbs, tomorrow they again get dirty - and closed the topic. What about us people will say that there, even though we are on the air: "They are doing this with money in this way?". There is no trace, and what is it you're attracted to, that people will go to the city better if the curbs are painted in it - only?

Therefore, we have some ideology. We are not just in Stakhanov implements several objects. It was conceived before me, but it is completely correct. There are actually two public centers of the city: the center and Dzemgi. All these years they were not built up. We have a unique opportunity to start shaping them. Moreover, the “core” should be budget investments, and private investments will be drawn to them. Absolutely correct model. But when we started it, it became clear that they were digging there, here the building, things went, and a big initiative appears.

It depends on people. Who should decide whether to draw a tiger or a lynx? Like this? I heard about this tiger, who personally has a pretty face for me, a lot of criticism: paws are wrong, it's not that. It's a process. Here painted the banal on Dzhemgah balconies in different colors. There were gray houses, they became more cheerful. The first reaction was, I read in social networks: that there, motley, there is no taste. This is the first reaction, some kind of rejection. These things we have to rub. And the story of the city as a center of attraction - this should be done without haste, gradually, wisely, reasonably. We do - they criticize us, we can roll back somewhere. That's the way to go. The administration is on their way.

- You say, they saw in social networks. Are there any other direct channels of feedback, not through meetings?
- I have appeared in Komsomolsk-on-Amur several friends-comrades who share their impressions with me. This is normal, I believe, history. Social networks give a lot, because the reaction there is live, immediate. What can and are ashamed to say in person. Secondly, there is a lot of official information, many studies are carried out by the government of the region and the administration. There is no shortage of information.

"But has people changed their rhetoric?" Have you begun to look at life differently?
- There are things that can not be denied. And you can not deny the fact that things have gone. You leave on the streets of Komsomolsk-on-Amur, and it is, people feel it. A certain skepticism is also there. And that for half a year of practical work with a shovel, we removed this skepticism, I did not even expect this. And it's not bad at all. First, the Komsomol character, it should always be. Secondly, we receive negative feedback, but only such systems are known to be effective. Something we still do not so, we are also people, and there are doubts and changes.

September 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дмитрий Волков: «Нельзя отрицать, что дело пошло»

Зампред хабаровского правительства о плане развития Комсомольска-на-Амуре

В минувший понедельник заместитель председателя правительства Хабаровского края Дмитрий Волков в прямом эфире радиостанции «Восток России» рассказал двум соведущим, в том числе главреду EastRussia Дмитрию Щербакову, что происходит в подведомственном Комсомольске-на-Амуре. Ниже приводим выдержки из интервью — специально для наших читателей.

Дмитрий Волков: «Нельзя отрицать, что дело пошло»
Фото: Фото: Личный фотоархив Д. Волкова на Facebook
— Скажите, когда крайний раз сами были в Комсомольске-на-Амуре?
— На позапрошлой неделе.

— Что делали, что видели? Где были?
— У меня стандартный совершенно маршрут, который образовался в Комсомольске-на-Амуре. Моя задача там — посетить как можно больше строек, это во-первых. Во-вторых, это контакт с администрацией по координации нашей деятельности. Ну и — если удается — погулять по набережной, встретиться с людьми, поговорить. Когда удается, это здорово. В прошлый раз вот не удалось.

— Судя по вашему аккаунту в Facebook, не просто прогуляться — пробежаться по набережной?
— Пробежаться — да, но, к стыду моему, мне еще ни разу не довелось. Я очень планирую сделать это на этой неделе. Как раз завтра планирую очередную поездку в Комсомольск-на-Амуре, там будет у меня немного побольше времени. Поэтому я обязательно возьму с собой спортивный костюм и кроссовки и непременнейшим образом пробегусь.

— А вы как-то для себя подсчитывали, вы больше передвигаетесь там по административным зданиям или по улицам и стройплощадкам и общаетесь с людьми непосредственно?
— Больше все-таки по стройкам.

— И там, получается, простые-то комсомольчане остаются за пределами вашего внимания — только строители?
— Да, есть такая, к сожалению, проблема. Но это связано и с моим функционалом в правительстве как проектного менеджера — он заключается в том, чтобы реализовывать именно долгосрочный план. А у него сейчас наибольшая актуальность как раз у так называемого раздела второго: это 27 мероприятий, 47 объектов. Сейчас эти 27 мероприятий выливаются в объекты. И каждый из них нужно запроектировать, пройти соответствующую экспертизу, потом начать строить. Все это хлопотная история и отнимает большую часть времени.

Что касается проблем, которые комсомольчане высказывают. За полгода у меня было достаточно времени, на самом деле, чтобы в эту тему погрузится. Более или менее представление у меня, как мне кажется, сложилось, даже есть некоторые варианты решений — как вещей стратегических, так и совсем простых. Это займет время и это надо делать, наверное, постепенно, параллельно с реализацией мероприятий долгосрочного плана.

— Все-таки для рядового обывателя не совсем, может быть, понятно. Есть правительство края, есть мэрия Комсомольска-на-Амуре. Тут появляется в правительстве края челвоек, который курирует отдельный город. Это что, необходимость какая-то? В ручном режиме, новый проект, раньше так не делали — почему?
— Это интересное решение, на самом деле. Я бы не сказал, что это очень традиционное решение. Но оно очень укладывается в парадигму, которая начинает сейчас пропитывать государственную власть. В чем тут логика. Смотрите, когда долгосрочный план приняли, вышло распоряжение правительства, какая модель была взята? У нас все объекты разделили между курирующими их заместителями председателя правительства Хабаровского края. И они все начали это все реализовывать. Эта модель была опробована в наводнение 2013 года, оттуда ее истоки, и она показали себя очень эффективной. Когда нужно что-то действительно штурмовать, лучше всего получается — есть персональная ответственность.

Но в чем было определенное торможение? Нужно обеспечить взаимодействие муниципалитета, правительства края, которое неплохо скоординировано, и еще федеральных ведомств. Получается 10 зампредов — одна администрация. Много дублирования. То же самое, есть отраслевые министерства отраслевые — они взаимодействуют по своей линии, министерство образования края и аналогичным РФ. А есть такие общеэкономические министерства: Минфин, Минэкономики. И там тоже дублирование постепенно начало возникать.

Вот эти мелкие нестыковочки образовывали шум, который и подтормаживал план. Поэтому чтобы ничего не подтормаживало, было принято такое решение. В бизнесе это, кстати, стандартное решение. Проектный менеджер осуществляет координацию и взаимодействие между всеми субъектами процесса. А их большое количество: планом занимается полтора десятка госкорпораций и полтора десятка различных министерств и ведомств. Вполне себе достаточно работы, поверьте.

— 12 июня Комсомольск-на-Амуре  празднует свое 85-летие.
— С наступающим.

— Да, ждут люди этого события. Была такая раньше хорошая традиция какие-то объекты к дню рождения сдавать, дарить подарки. Что-то будет?
— Из того, что мы постарались сделать совместно с администрацией к дню города — это, конечно, дороги. Часть дорог, которые были в плане в первой половине года, заасфальтирована. Что касается объектов больших, а долгосрочный план — это все-таки объекты большие, — то их приурочивать даже к такому замечательному юбилею вряд ли целесообразно. Лучше делать в плановом режиме, предположительно качественнее получится. Поэтому мы ничего такого экстраординарного делать не стали.

— Какие объекты будут сданы первыми?
— В этом году пять объектов, которые должны быть реализованы. Это водопровод, газопровод, первый участок дороги Лидога—Ванино 51-53 км. Это еще не существующая дорога, которая соединит Комшоссе на Дзёмгах с улицей Пермской, которая образует кольцо на микрорайоне «Парус» и обеспечит такой подъезд к площадке ТОСЭР, который не проходит через жилую зону. Достаточно будет комфортно, хорошая, красивая улица, будущее развитие этого места.

— Вы сейчас упомянули ТОСЭР. Дорога к ней будет подведена, а, собственно, начались ли какие-то работы на самой площадке, бизнес туда пришел, начались ли вложения?
—  Да, вложения начались, несмотря на то, что площадка «Парус» только к концу этого года будет полностью обеспечена коммуникациями. Пришел интегратор, во-первых, который сейчас дополнительный импульс даст площадке — это что-то подобное промпарку «Авангард» здесь, в Хабаровске. И есть первые, я бы сказал, пять, а на самом деле несколько больше, очень реальных компаний, которые готовы выстраивать кооперационные цепочки с нашими авиастроителями.

Задачка на самом деле оказалась не такая-то простая — по нескольким причинам. Может быть, не полностью готово федеральное законодательство. Потом и компаний таких не очень много, которые могли бы работать на такие заводы как КнААЗ и ГСС. Тем не менее, правительство края, мне кажется, сделало все, что только возможно, и такие компании появились.

— Это местный бизнес?
— Нет, это не местный бизнес.

— Разговаривали мы в апреле с одним местным предпринимателем, который занимается инновационной тематикой, создает автоматизацию линий производства. Ну и он с таким небольшим сожалением констатировал, что выйти малым предприятиям с оборотами скромными, в 10-50 млн рублей, на кооперацию с крупными госкорпорациями — просто нереально. И поэтому для таких предпринимателей в Комсомольске-на-Амуре этот уровень заказов — это потолок, и поэтому потом нужно выходить на Хабаровск или начинать другой бизнес. На этот счет что думаете?
— Смотрите, по нашим оценкам, авиастроители закупают у местного бизнеса до 5% от суммы проектов. И это связано с неготовностью, наверное, местного бизнеса. Другой у меня пример есть — «Росстатом». Он для того, чтобы создавать эти кооперационные цепочки, много очень сил и времени вложил в то, чтобы готовить малый бизнес. Это переналадка процессов, повышение квалификации менеджмента, это соответствие стандартам, которые есть у компании. КнААЗ и ГСС — это очень современные и сложившиеся заводы с хорошей внутренней кооперацией. В рамках реализации индустриальной модели ОАК, по которой и необходимо выводить все эти низкие переделы на аутсорсинг, требуется много времени и усилий с обеих сторон.

Какая логика у правительства? Мы будем делать то, что давно задумали. К концу года будет полностью снабжена площадка всем, чем нужно, с беспрецедентным преференциальным режимом. И есть некоторое количество российских компаний, которые имеют опыт взаимодействия с авиастроением, которые мы хотим сюда затянуть на локализацию, и они охотно сюда идут, чувствуя рынок.

Вот это создаст постепенно модель, на которую можно будет потихоньку нанизывать и местный бизнес, готовить его. Эта работа уже началась, насколько мне известно, было несколько встреч на площадке авиастроителей. От этих чудных открытий, что в Комсомольске-на-Амуре, оказывается, например, одежду шьют, до сделки — некоторое количество времени. Обе стороны в этом направлении пошли, и эти три компании, которые взялись, и авиастроители. Это будет, как мне кажется, начало большого и интересного дела.

— Если говорить о видимых вещах, сейчас в интернете много картинок с разрисованными домами в Комсомольске-на-Амуре.
— Самолет и тигр?

— Да. Это, как мы понимаем, не часть комплексного плана, но смотрится. Будет продолжена эта практика?
— Это совсем не менее интересная часть, чем сам план. Он закрывает бреши, это крупная история. А есть еще много мелких дел. Они хоть и мелкие, но полезные. И на них-то больше всего комсомольчане и реагируют. Это дворы, тротуары, газоны, общественные пространства, лавочки. Место, наконец, чтобы с коляской можно было погулять, в том числе детям, просто себя показать, Арбат такой — нет его. Это мне стало понятно, как только я приехал, я все это услышал сразу.

Посоветовавшись с администрацией города, мы решили, что правильно будет это развивать в рамках такой программы «Город как центр притяжения». Но это программа не из серии «дайте нам бюджет, будем осваивать», — она должна постепенно складываться при взаимодействии администрации и горожан. Туда-то как раз все лавочки, дворы и красивые и интересные вещи, которые появляются, мы и должны погружать. И финансироваться все это будет по-разному. Что-то — из краевого бюджета, и уже финансируется, из федерального, и многие другие вещи.

Еще очень важная история — это развитие жилищного строительства. Такую задачу на последнем расширенном заседании правительства поставил губернатор Вячеслав Шпорт. Оно по понятным причинам в последние годы практически не развивалось, по крайней мере, как частный девелоперский бизнес. Такая задача поставлена. Это еще одна тема, которая войдет в эту большую программу. Идея — сделать город приятным для жизни. Не могу сказать, что это займет пять минут нашей работы.

—  Провокационные вопрос: смотрите, а может быть, нужно было эти 63 миллиарда из всех источников пустить на то, чтобы покрасить бордюры и построить людям новое жилье, и это возымело бы гораздо более яркий и быстрый эффект для развития Комсомольска-на-Амуре?
— Это сложный вопрос, который я на самом деле себе иногда тоже задаю — теоретически, потому что практически мы работаем в рамках поставленных задач. Как гражданин я себе этот вопрос задаю, и ответ у меня на него: думаю, что все-таки все правильно было сделано. Так жизнь и экономика устроены, бизнес, что большое притягивается к большому, а не к маленькому. Можно покрасить все бордюры, завтра их снова испачкать — и закрыли тему. Что про нас люди скажут, что уж там, хоть мы и в прямом эфире: «Они таким образом что делают с деньгами?». Нет следа, и к чему это притянешь, что, люди поедут в город лучше, если в нем бордюры будут покрашены — только?

Поэтому идеология у нас какая. Мы же не просто по-стахановски реализует несколько объектов. Она до меня была задумана, но она правильная совершенно. Есть два фактически общественных центра города: центр и Дзёмги. Они все эти годы были не застроены. У нас есть уникальная возможность их начать формировать. Причем «ядром» должны быть бюджетные инвестиции, а к ним потянутся частные. Совершенно правильная модель. А вот когда мы это начали, стало видно, что там копают, здесь стройка, дело пошло, появляется и большая инициатива.

Это же от людей зависит. Кто должен определять, тигра рисовать или рысь? Как это? Я слышал про этого тигра, у которого лично по мне симпатичная морда, много критики: лапы неправильные, то не так и это. Это же процесс. Вот покрасили банально на Дзёмгах балконы в разные цвета. Были серые дома, стали повеселее. Первая реакция была, я же читаю в соцсетях: что там, пестро, нет вкуса. Это первая реакция, какое-то отторжение. Эти вещи мы должны притирать. И история с городом как центром притяжения — это нужно делать без спешки, постепенно, с умом, разумно. Мы делаем — нас критикуют, где-то можно откатиться назад. Таким путем нужно идти. Администрация им и идет.

— Вы говорите, в соцсетях увидели. Еще какие-то прямые каналы обратной связи есть, не через совещания?
— У меня появилось в Комсомольске-на-Амуре несколько друзей-товарищей, которые делятся со мной своими впечатлениями. Это нормальная, я считаю, история. Соцсети дают много, потому что реакция там живая, непосредственная. То, что может и постесняются сказать в лицо. Второе — много и официальной информации, много исследований проводят и правительство края, и администрация. Недостатка в информации нет.

— Но риторика-то у людей изменилась? Стали по-другому на жизнь смотреть?
— Есть вещи, которые нельзя отрицать. А нельзя отрицать то, что дело пошло. Выходишь на улицы Комсомольска-на-Амуре, и это есть, это люди чувствуют. Определенный скепсис тоже есть. И чтобы за полгода практической работы лопатой мы этот скепсис убрали, такого я даже и не ждал. Да и неплохо это. Во-первых, комсомольский характер, это всегда должно быть. Во-вторых, мы получаем отрицательную обратную связь, а только такие системы являются, как известно, эффективными. Что-то мы все равно делаем не так, мы тоже люди, и появляются и сомнения, и изменения.