Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We rest on the ceiling"

On the prospects of innovation in Komsomolsk-on-Amur

Since 2010-ies with Komsomolsk-on-Amur Technical University there are several small innovative companies engaged in a wide range of production - from composite materials to microcircuits. EastRussia asked the head of the RPE "Polyelectro" Alexander Lyubitsky, "whether there are prospects for the development of such a business in the" city of presidential attention. "

Photo: Dmitry Shcherbakov
- What exactly is your company doing?
- Due to the fact that the market is small, there is no specialization as such. Engaged in the automation of food production, mining. Automated even toilets.

- This is a popular service?
- We seldom deal with what can be bought in the store. We make the line of automation of production "turnkey" - completely in accordance with the needs of the customer. This is the first feature. Secondly, we can produce what is sold, but far, and it's too expensive to take to the Far East. For example, we were approached by a Khabarovsk company, which needs equipment for food production. This is sold in Russia, but the nearest one is in Yekaterinburg. And they tell us so: if you make the same at a price, then it's easier for us to work with you. It's one thing when the manufacturer is in 300 kilometers, and quite another - in 5000.

- Do you want to go to those markets?
- We will go to the region. On Russia - it is unlikely. We are good for local buyers, but if we collect the entire Far East, here and a third of Moscow will not be typed. Taking into account the fact that we need to carry the material here first, and then back - the products, this is all too expensive.

- And Southeast Asia?
- We are definitely not their competitors. For us, for example, the serial order for the supply of 2000 luminaires is a large volume. For Chinese companies - a small one-time order. When they learn about a Chinese company outside the PRC, it is, as a rule, one of the world's largest companies - at the expense of the domestic market. So it's too early for us with our capacities. On the other hand, this is our advantage. In Guangzhou, for example, are not prepared for a small amount of developing something individual.

EastRussia Help. LLC "Research and Production Enterprise" Polyelectro "is part of a group of small innovative enterprises established under the Komsomolsk-on-Amur Technical University. The educational institution owns 34% of the company's authorized capital, the remaining shares are held by individuals. The enterprise is engaged in designing and manufacturing of devices for monitoring and regulating technological processes, first of all - automation of various systems.

- What is the current turnover?
- Beginner's company - created in 2014 year. In the first year we made orders for 2,5 million rubles. In the past year - to 4,5 million rubles. In this we aim at 10-15 million rubles.

- Do you have enough operating activities?
- With a small revenue, we are saved by the fact that we are a company associated with the institute. There are no huge rental costs for the purchase of equipment.

- Are there large corporations among local customers?
- The state order - the topic is generally promising. Our lighting fixtures now, for example, are successfully put on the Komsomolsk-on-Amur aircraft factory, several workshops have been refitted.

- Do you have a chance to go to large volumes?
"What is required for enterprises of state corporations, and most importantly, what they can give us in the form of orders, so as not to risk their large orders - it's very little. For example, the branch of "Sukhoi Civil Aircraft" is, in fact, a "screwdriver assembly" of ready-made components. But giving something to us in a million, they risk flying hundreds of millions. So, small businesses get orders for 50-100 thousand, and larger parts can be taken in the Urals and Primorye. And they say to us: "When you have 10-15 machines, and dozens of people will work for them, we will order, and while one person works on two machines - for nothing".

- So, it's not for small businesses?
- And already tried and medium. Energia Group of Companies, as you remember, went into the Komsomolsk advanced development area, asking the United Aircraft Building Corporation: determine what you can outsource, what volumes. And the state corporation answered: we cannot promise anything. And who will put 100 machines for 30-50 million worth each, if the prospect of loading them is not clear? Therefore, for the time being, there is no point in relying on our corporations for the domestic market. It is only their desire to give orders to small and medium businesses, and even the governor will not force them.

- Well, let's say tomorrow will decide: 10% give. Is the local market digesting?
- In Komsomolsk-on-Amur - no. No frames. Part of the same factories, part - has already flown. In five years, of course, would have been brought up.

- Do you generally believe that Komsomolsk-on-Amur will develop at a faster pace?
- There is some kind of uplift in people - on the wave of all these conversations about the development of Komsomolsk-on-Amur. But to believe that he will develop - absolutely not. This is a dead-end city, and its development can go only with certain subsidies from the state. Anything here develop, "transport shoulder" eats everything. Even I understand that when they reach a certain level, it will be easier to transfer production to Khabarovsk.

- And this ceiling, it turns out, not raise?
- From the west of the country to us this ceiling, on the contrary, also reduces every year. Muscovites begin to enter the local market, they lower prices, that's all. At a local lifting equipment factory, for example, a company engaged in the automation of cranes worked. In my opinion, they were the only ones in the Far East who had a license for all types of work, expertise and repair. But now they have half of the state on administrative leave or are sitting on a piece of work, and the management manages from the Krasnodar Territory.

- Do you want to leave?
- Not yet. I always liked the city itself. But I don’t intend to live here until old age. There is an understanding that at some point it will become crowded. Either the business will remain at the level of 30 million per year, or it needs to be diverted. Sooner or later, the management of small local manufacturing companies understands this, and, growing to a certain level, starts a new business no longer here.
September 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"Мы упираемся в потолок"

О перспективах инноваций в Комсомольске-на-Амуре

С 2010-х годов при Комсомольском-на-Амуре техническом университете действует несколько малых инновационных компаний, занимающихся широким спектром производства — от композитных материалов до микросхем. EastRussia поинтересовалось у руководителя НПП "Полиэлектро" Александра Любицкого,, есть ли перспективы развития подобного бизнеса в "городе президентского внимания".

Фото: Дмитрий Щербаков
— Чем именно занимается ваша компания?
— В связи с тем, что рынок небольшой, специализации как таковой нет. Занимались автоматизацией пищевого производства, горнодобывающего. Автоматизировали даже биотуалеты.

— Это востребованные услуги?
— Мы редко занимаемся тем, что можно купить в магазине. Делаем линию автоматизации производства «под ключ» — полностью в соответствии с потребностями заказчика. Это первая особенность. Вторая — мы можем изготовить то, что продается, но далеко, и это слишком дорого везти на Дальний Восток. Например, к нам обратилась хабаровская компания, которой нужно оборудование для пищевого производства. Такое продается в России, но ближайшее — в Екатеринбурге. И они нам так и говорят: если вы изготовите такое же по цене, то нам проще работать с вами. Одно дело, когда производитель в 300 километрах, и совсем другое — в 5000.

— Сами на те рынки не хотите выходить?
— На регион мы выйдем. На Россию — вряд ли. Мы хороши для местных покупателей, но если весь Дальний Восток собрать, тут и трети Москвы не наберется. С учетом того, что нам нужно материал сначала везти сюда, а потом назад — продукцию, это все слишком затратно.

— А Юго-Восточная Азия?
— Мы им точно не конкуренты. Для нас, например, серийный заказ на поставку 2000 светильников — это крупный объем. Для китайских компаний — мелкий разовый заказ. Когда о китайской компании узнают за пределами КНР, это уже, как правило, одна из крупнейших мировых компаний — за счет внутреннего рынка. Так что нам туда со своими мощностями пока рано. С другой стороны, это и наше преимущество. В Гуанчжоу, например, не готовы под небольшой объем разрабатывать что-то индивидуальное.

Справка EastRussia. ООО "Научно-производственное предприятие „Полиэлектро“" входит в группу малых инновационных предприятий, учрежденных при Комсомольском-на-Амуре техническом университете. Образовательному учреждению принадлежит 34% уставного капитала компании, остальные доли — у физических лиц. Предприятие занимается проектированием и изготовлением приборов контроля и регулирования технологических процессов, в первую очередь — автоматизацией различных систем.

— Какой сейчас у производства оборот?
— Компания начинающая — создана в 2014 году. В первый год мы сделали заказов на 2,5 млн рублей. В прошлом году — на 4,5 млн рублей. В этом нацеливаемся на 10-15 млн рублей.

— На операционную деятельность хватает?
— Нас при небольшой выручке спасает то, что мы компания, связанная с институтом. Нет огромных затрат по аренде, по закупке оборудования.

— Среди местных заказчиков крупные корпорации есть?
— Госзаказ — тема вообще перспективная. Наши светильники сейчас, например, успешно ставятся на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе, переоборудовано несколько цехов.

— А есть шансы выйти на большие объемы?
— То, что требуется для предприятий госкорпораций, а главное, что они могут нам отдать в виде заказов, чтобы не рисковать своими крупными заказами — это очень мало. Например, филиал «Гражданских самолетов Сухого» — это, по сути, «отверточная сборка» из готовых комплектующих. Но отдавая что-то нам на миллион, они рискуют самолетом на сотни миллионов. Вот и достаются малому бизнесу заказы на 50-100 тысяч, а более крупные партии деталей могут брать и на Урале, и в Приморье. И нам так и говорят: «Когда у вас будет 10-15 станков, и на них будут работать десятки человек, будем заказывать, а пока работает один человек на двух станках — ни за что».

— Получается, это не для малых предприятий?
— А уже же пытались и средние. Группа компаний «Энергия», как вы помните, зашла в территорию опережающего развития "Комсомольск", попросив у "Объединенной авиастроительной корпорации": определите, что вы можете отдать на аутсорсинг, какие объемы. А госкорпорация ответила: обещать ничего не можем. А кто будет ставить 100 станков по 30-50 миллионов стоимостью каждый, если перспектива их загрузки не ясна? Поэтому пока для внутреннего рынка рассчитывать на наши корпорации никакого смысла. Это только их желание — отдавать заказы малому и среднему бизнесу, и даже губернатор их не заставит.

— Хорошо, допустим, завтра примут решение: 10% отдаем. Местный рынок это переварит?
— В Комсомольске-на-Амуре — нет. Кадров нет. Часть на тех же заводах, часть — уже улетела. Лет через пять, конечно, воспитали бы.

— Вы вообще верите, что Комсомольск-на-Амуре будет развиваться опережающими темпами?
— Какой-то подъем у людей есть — на волне всех этих разговоров о развитии Комсомольска-на-Амуре. Но верить в то, что он разовьется — абсолютно нет. Это тупиковый город, и его развитие может идти только при определенных дотациях от государства. Что угодно здесь развивай, «транспортное плечо» все съедает. Даже я понимаю, что когда выйдут на определенный уровень, проще будет перенести производство в Хабаровск.

— И этот потолок, выходит, не поднять?
— С запада страны нам этот потолок наоборот еще и снижают каждый год. Начинают заходить на местный рынок москвичи, опускают цены, и все. При местном заводе подъемного оборудования, например, работала компания, занимавшаяся автоматизацией кранов. У них у единственных, по-моему, на Дальнем Востоке была лицензия на все виды работ, экспертизы и ремонта. Но сейчас у них половина штата в административных отпусках или сидит на сдельщине, а руководство управляет из Краснодарского края.

— Желания уехать нет?
— Пока нет. Сам город мне всегда нравился. Но жить здесь до старости я не намерен. Есть понимание, что в определенный момент станет тесно. Либо бизнес останется на уровне 30 миллионов в год, либо его нужно уводить. Рано или поздно руководство небольших местных производственных компаний это понимает, и, дорастая до определенного уровня, начинает новый бизнес уже не здесь.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике