Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Добавить Дальнему Востоку капитала

Чем предлагают дополнить режимы ТОР, СПВ и "дальневосточного гектара" ученые-экономисты

Недавно Минвостокразвития с подачи хабаровского губернатора Вячеслава Шпорта поддержало идею об увеличении субсидий для переселяющихся на Дальний Восток на конкретные рабочие места с 250 тыс. руб. до 1 млн руб. Но мало кто вспоминает, что уже несколько лет года группа ученых-экономистов Российской академии наук предлагает дополнить меры ускоренного развития Дальнего Востока выплатой всем приезжающим трудиться в приоритетных инвестпроектах "дальневосточного капитала" размером не менее 500 тыс. рублей. EastRussia публикует одноименный доклад академиков, вышедший в свет в конце 2017 года, чтобы разобраться, какой ожидаемый эффект может принести подобная мера господдержки. 

Добавить Дальнему Востоку капитала
Фото: mymood.ru
Дальний Восток всегда был очень важен для России как источник ценнейших ресурсов, как главный выход на рынки Азии и Тихого океана, как важнейшее пространство для развития национальной экономики и как ключевой оборонительный рубеж.

В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) сосредоточено 81% общероссийских запасов алмазов и почти 100% их добычи; треть национальных запасов золота и почти половина его добычи; 30% запасов и свыше 50% добычи серебра. ДФО обеспечивает 100% общероссийской добычи олова и сурьмы, 63% добычи свинца и 87% производства вольфрамового концентрата. На округ приходится 36% лесопокрытой площади страны и 25% национальных ресурсов древесины. Кроме того, в округе сосредоточено более 20% прогнозных ресурсов российских углеводородов. Доля ДФО в общероссийском вылове и производстве рыбной продукции превышает 65%.

Необходимость приоритетного развития Дальнего Востока России предопределена также тем фактом, что он непосредственно граничит с сегодняшними лидерами мировой экономики – странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В этих обстоятельствах Россия может и должна самым активным образом сотрудничать со странами АТР, но полномасштабный эффект от такого сотрудничества возможен только при наличии экономически сильного и конкурентоспособного Дальнего Востока.

В настоящее время ключевым инструментом государственной политики по отношению к восточным территориям России стала Государственная программа по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона (ДВиБР). Однако реализация этой Государственной программы происходит в непростых экономических условиях.

Одна из ключевых проблем, затрудняющих решение поставленных президентом и правительством России задач по долгосрочному развитию ДВиБР, - дефицит трудовых ресурсов в макрорегионе. В этой ситуации необходимо увеличивать численность населения макрорегиона, в том числе за счет привлечения на территорию ДВиБР квалифицированных работников из других частей России и закрепления коренного населения.

С этой целью группа ученых РАН разработала программу дополнительных мер, повышающих привлекательность трудовой карьеры на Дальнем Востоке. В основе программы лежит предложение по выплате работникам целевой единовременной субсидии - «дальневосточного капитала», который будет использоваться на приобретение жилья, создание и развитие собственного бизнеса, оплату образования и поддержку дополнительного пенсионного обеспечения. Начать реализацию этой программы предлагается с территорий, на которых
реализуются важнейшие для Дальнего Востока инвестиционные проекты (в первую очередь применительно к территориям опережающего развития – ТОРам – и особым экономическим зонам). По мере улучшения экономической ситуации в России возможно поэтапное распространение программы на всю территорию Дальнего Востока.

Главные цели программы дальневосточного капитала:

- Выполнение поручений президента РФ и решений правительства РФ по развитию Дальнего Востока, поддержка мероприятий Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и соответствующих федеральных целевых программ.

- Создание нового долгосрочного инструмента, способствующего решению социально-демографических и экономических проблем Дальнего Востока, и выполнению решений, нацеленных на усиление позиций России на рынках лидеров мировой экономики – стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основные задачи программы дальневосточного капитала:

- Привлечение квалифицированных работников на Дальний Восток в ареалы экономического роста на Дальнем Востоке – ТОРы, Свободный порт Владивосток и зоны реализации крупных инвестиционных проектов (прежде всего в машиностроении, на транспорте, в отраслях по переработке сырья и производству конечной продукции)
- Решение жилищных проблем населения Дальнего Востока, поддержка молодых семей, расширение возможностей граждан по созданию собственного бизнеса, оплате образования и формированию индивидуальных пенсионных счетов.
- Ускорение развития экономики Дальнего Востока за счет расширения масштабов внутреннего платежеспособного спроса и усиления мультипликативных эффектов, порождаемых жилищным строительством.

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Ключевая угроза, которая ставит под сомнение перспективы долгосрочного развития ДВиБР – это масштабное сокращение численности населения макрорегиона. Этот процесс продолжается более 25 лет, и его до сих пор нельзя считать прекратившимся. В частности, в период c 1989 г. по 2015 г. численность населения на территории Дальневосточного федерального округа сократилась почти на 22%. 



Примерно 85% указанных потерь населения пришлось на миграцию в другие регионы страны и за рубеж, а еще 15% - на превышение уровня смертности над уровнем рождаемости. При этом отток высококвалифицированных работников с Дальнего Востока происходил еще более высокими темпами. Сокращение численности населения в макрорегионе продолжается и сейчас.

В частности, по данным Росстата, миграционная убыль населения ДФО по итогам 2016 года составила 17 367 человек, тогда как естественный прирост населения ДФО за этот год составил всего 5 077 человек. Таким образом, численность населения ДФО в 2016г. сократилась на 12 290 человек.

Основной причиной, породившей крайне неблагоприятные демографические тенденции последних десятилетий, стало отставание реального уровня жизни населения ДВиБР от среднероссийских показателей (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Оценка уровня жизни населения с учетом разницы в ценах
Дата \ Параметр
Стоимость
фиксированного
набора
потребительских
товаров и услуг,
руб.
Среднедушевые
доходы
населения
(номинальные),
руб.
Число
фиксированных
наборов,
соответствующее
номинальным
среднедушевым
доходам, ед.
Среднедушевые
доходы
населения с
учетом разницы
в ценах, руб.
РФ, 2011 г.
9 175
20 780
2,26
20 780
ДФО, 2011 г.
11 818
22 870
1,94
17 837
РФ, 2014 г., декабрь
12 035
27 766
2,31
27 766
ДФО, 2014 г., декабрь
15 427
31 974
2,07
24 882
Источник: ФСГС России

Таблица 2. Оценка уровня жизни пенсионеров с учетом разницы в ценах
Дата \ Параметр
Стоимость
фиксированного
набора
потребительских
товаров и услуг,
руб.
Средний
размер пенсий
(номинальный),
руб.
Число фиксиро
ванных наборов,
соответствующее
номинальной
средней пенсии,
ед.
Средний
размер пенсии
с учетом
разницы в
ценах, руб.
РФ, 2011 г.
9 175
8 273
0,90
9 175
ДФО, 2011 г.
11 818
9 712
0,82
8 356
РФ, 2014 г., декабрь
12 035
10 889
0,90
12 035
ДФО, 2014 г., декабрь
15 427
12 875
0,83
11 099
Источник: ФСГС России

ИСТОРИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

На протяжении всего периода освоения восточных земель России важнейшей особенностью политики государства было широкое использование субсидий, льгот и преференций, предоставляемых как переселенцам, так и местным жителям. 

Например, закон от 1 июня 1882 года вводил целый ряд льгот для переселенцев в Южное Приморье, в том числе такие как: 1) освобождение от всех недоимок; 2) отвод земли – не менее 15 десятин (16,4 гектара) на человека (не более 100 десятин (109 га) на семью) – с правом выкупить в собственность по 3 рубля за десятину; 3) освобождение от государственных податей и повинностей на 5 лет; 4) даровой проезд от Одессы до Владивостока; 5) выделение по 60 фунтов муки и по 10 фунтов крупы на душу в месяц в течение полутора лет; 6) выдача 100 рублей на заготовку материалов для постройки жилья.

Еще более масштабной была поддержка казачьих станиц. Во второй половине XIX века рядовой казак имел право на получение 30 десятин (32,7 га) земли, казачьи офицеры могли получить земельный надел размером до 200-400 десятин (218-436 га).

«Правила о переселении на казенные земли» от 1906 г. фактически подтвердили эти льготы и ввели в действие ряд новых мер поддержки переселенцев: ссуды на путевые нужды и хозяйственное обустройство, разрешение на заготовку леса для строительных нужд, 3-летнюю отсрочку от призыва в армию для военнообязанных лиц и др. Следует отметить, что именно на Дальнем Востоке размер ссуд на хозяйственное обустройство переселенцев был самым большим в России – 200 рублей на семью. Эта сумма была примерно равна годовому заработку промышленного рабочего в европейских губерниях России в начале XX века. В это время в Сибири, где цены на скот были ниже, чем в остальной России, на сумму в 200 рублей можно было купить: 4-5 лошадей или 6-8 коров, 20-30 свиней или 40-45 овец. А в 1912 г. размер максимальной ссуды переселенцам в Приамурский край было решено увеличить до 400 рублей. Иными словами, любая крестьянская семья, переехавшая на Дальний Восток, сразу получала возможность вести полноценную хозяйственную деятельность и быстро решать свою жилищную проблему.

В советское время, особенно в послевоенные годы, для привлечения новых работников на территорию Дальнего Востока также очень активно применяли экономические стимулы в виде разного рода льгот и преференций. В частности, работникам выплачивались так называемые северные надбавки и районные коэффициенты, которые позволяли заметно увеличивать размер их заработной платы. Размер этих выплат, как правило, был таков, что он не только компенсировал повышенную стоимость жизни в макрорегионе, но и позволял населению большей части восточных территорий иметь более высокий уровень жизни, чем в среднем по стране. Например, в 1960-е годы и позже в северо-восточных районах ДВиБР – Чукотке, Камчатке, Сахалине, части Якутии и Хабаровского края – величина районного коэффициента составляла 1,6-2,0 (иначе говоря, законодательно утвержденная оплата единицы рабочего времени там была в 1,6-2,0 раза выше, чем оплата той же самой единицы в обычных регионах СССР). В центральных и южных районах ДВиБР величина районного коэффициента достигала 1,2-1,5.

Кроме того, многим категориям дальневосточных работников предоставлялись более длительные отпуска; им субсидировались расходы, связанные с поездками в другие регионы и с организацией отдыха, и т.д.

Лицам из других регионов СССР, заключившим трудовой договор о работе на Дальнем Востоке на 2 года и более, выдавалось единовременное денежное пособие (подъемные), обеспечивался бесплатный проезд всей семьи и провоз багажа до места следования, выплачивались суточные за дни поездки; предоставлялась возможность вне очереди покупать дефицитные в то время товары, в том числе особенно привлекательные для советских граждан автомобили.

Особое внимание уделялось обеспечению работников дальневосточных предприятий жильем. Именно решение жилищного вопроса было решающим фактором закрепления добровольных переселенцев на Дальнем Востоке. В 1930-е годы были случаи, когда до 75-80% завозимых по оргнабору на Дальний Восток рабочих, несмотря на наличие льгот и субсидий, уезжали обратно, потому что руководство не могло обеспечить их жильем.

Впоследствии, когда темпы жилищного строительства в СССР повысились, ситуация стала гораздо более благоприятной. Начиная примерно с середины 1950-х годов преобладающая часть работников дальневосточных предприятий имела реальную возможность бесплатно получить государственное жилье. Однако в большинстве случаев бесплатный доступ к наиболее комфортному виду жилья – отдельной квартире – был возможен только при соблюдении ряда условий: наличии у предприятия возможностей по предоставлению квартир своим сотрудникам, наличии определенного трудового стажа у работников и т. д. Все это влекло за собой возникновение многолетних очередей на получение бесплатных квартир. Чтобы уменьшить эти очереди, были приняты решения о развитии ведомственного и кооперативного жилищного строительства на коммерческих условиях. Иными словами, были применены те методы решения жилищной проблемы, которые хорошо работают и в рамках современной рыночной экономики. 

Например, постановление Совета Министров СССР от 1982 г. «О жилищно-строительной кооперации» разрешило предприятиям предоставлять безвозмездную материальную помощь членам ЖСК, проработавшим на предприятии не менее 5 лет. На Дальнем Востоке размер этой помощи составлял до 40% первоначального взноса для молодоженов и 30% для других категорий работников (что было в 2 раза больше, чем в других регионах СССР).

Возможность решать личный земельный и жилищный вопрос, а также предоставление других льгот и преференций были весьма действенными стимулами для добровольного переезда граждан на Дальний Восток как в императорской, так и в советской России.

Как следствие, всего за 20 лет – с 1897 г. по 1916 г. – население Дальнего Востока выросло с 372 тыс. чел. до 988 тыс. чел, или более чем в два с половиной раза. В советское время темпы демографической динамики на востоке страны также были очень высокими – численность населения Дальнего Востока и Байкальского региона в период с 1926 г. по 1991 г. выросла в пять с лишним раз.

Именно масштабный приток трудоспособного населения обеспечил успешную реализацию программ по развитию Дальнего Востока и предопределил укрепление геостратегических позиций России на восточном направлении. 

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ 

В современных условиях качестве ключевого инструмента долгосрочной государственной поддержки населения Дальнего Востока предлагается рассмотреть выплату дальневосточного капитала.

Суть этой меры заключается в следующем. 

Гражданам России, привлеченным для работы в рамках приоритетных для ДВиБР инвестиционных проектов (прежде всего в ТОРах), предлагается выплачивать единовременную целевую субсидию – дальневосточный капитал. При этом субсидию можно будет потратить только на долгосрочные инвестиционные нужды – покупку или строительство жилья, приобретение земли, на создание и развитие собственного бизнеса, оплату образования, а также на дополнительное пенсионное обеспечение, в том числе формирование индивидуальных пенсионных счетов.

Использование дальневосточного капитала будет допускаться только в пределах ДВиБР.

Источником финансирования дальневосточного капитала могут быть доходы федерального бюджета рентного характера (например, часть прироста НДПИ, собираемого на территории Дальнего Востока), а также дополнительные налоговые доходы от реализации новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, перераспределение финансирования в рамках уже существующих льгот и субсидий. Порядок получения указанной субсидии будет определяться правительством РФ.

Реализовывать программу дальневосточного капитала предлагается поэтапно. На пилотной стадии следует создать и апробировать все необходимые институты и механизмы. На последующих стадиях программу можно поэтапно распространить на всю территорию ДВиБР, включив в нее дополнительные категории работников.

Факторы, способствующие успеху программы дальневосточного капитала

- Россия уже обладает положительным опытом реализации аналогичных программ. История реализации программы материнского капитала - хороший аргумент "за". Граждане России благожелательно восприняли эту меру государственной поддержки и сразу же стали активно пользоваться возможностями, которые открыл материнский капитал. Причем в большинстве случаев действия простых людей по освоению материнского капитала очень разумны с экономической точки зрения и приносят реальную выгоду всему народному хозяйству России.

- Значительно усилятся экономические мотивы, побуждающие российских граждан жить и работать на Дальнем Востоке. Для граждан России, принимающих решение о переезде на восток России с целью работы на новых производствах, возможность получения дальневосточного капитала станет веским дополнительным аргументом. В первую очередь, дальневосточный капитал ускорит и упростит решение жилищной проблемы. В частности, он позволит справиться с наиболее трудной задачей, возникающей в процессе приобретения жилья, – поиском денег на уплату большого первоначального взноса за квартиру. Кроме того, способность уплатить большой первоначальный взнос дает возможность значительно снизить размер запрашиваемого ипотечного кредита, процентную ставку по нему, сроки его погашения и стоимость страховки.

Для части активных людей важным стимулом станет возможность использовать дальневосточный капитал как субсидию на открытие собственного бизнеса (в дополнение к возможностям, связанным с доступом к «дальневосточному гектару») или на получение образования по желаемому профилю.

Возможность получить дальневосточный капитал серьезно повлияет и на миграционные настроения постоянного населения. С точки зрения экономической логики будет неправильно покидать Дальний Восток, если, например, уже в ближайшие годы многие местные работники получат право на целевую субсидию, сопоставимую с величиной среднедушевой заработной платы за год.

Особая привлекательность этой субсидии для местных жителей будет заключаться в том, что ее инвестирование в рамках программы дополнительного пенсионного обеспечения в дальнейшем позволит получать повышенную пенсию.

Иными словами, благодаря программе дальневосточного капитала будет реализован принцип «работаешь на Дальнем Востоке – получаешь не только высокую зарплату, но и большую субсидию».

- Крупномасштабные инвестиции за счет дальневосточного капитала обеспечат значительный мультипликативный эффект, основой которого станет приток дополнительных средств, источником которого станут сбережения самих граждан и взятые ипотечные кредиты. Как показывает опыт предыдущих лет, рубль инвестиций, профинансированных государством на Дальнем Востоке, обеспечивал приток 5-7 рублей из других источников. Поэтому есть все основания ожидать, что финансирование программы дальневосточного капитала обеспечит экономике макрорегиона мощный инвестиционный импульс.

Кроме того, инвестиции в строительство жилья, прирост которых следует ожидать в первую очередь, резко увеличат спрос на целый ряд товаров и услуг. Быстро вырастут объемы строительства и закупок стройматериалов, затем покупки мебели и бытовой техники. Стимулируется также развитие всех смежных производств – транспорта, разработки строительного сырья, металлургии, лесопереработки, ремонта и обслуживания. Серьезный импульс получает развитие таких сфер как энергетика, связь, финансово-банковское дело, оптовая и розничная торговля, жилищно-коммунальное хозяйство. 

При этом в силу специфики жилищного строительства и ЖКХ (высокая выгодность использования именно местных ресурсов) очень существенная часть связанного с ним спроса будет удовлетворяться именно региональными производителями и поставщиками. Следствием роста производства станет значительное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (табл. 3).

- Программа дальневосточного капитала обеспечит запус очень мощных механизмов рыночного самодействия. Как показал опыт, связанный с материнским капиталом, а также опыт с жилищными сертификатами для военных и молодых ученых РАН, реализация подобных программ не требует создания многочисленной бюрократии. Существующие структуры государства и крупные банки, работая по относительно простым правилам и осуществляя перекрестный контроль, быстро и вполне нормально организуют процесс. А люди, желающие пустить свой капитал на инвестиции в жилье, довольно скоро начинают осваивать свои ресурсы.

Активное включение население в решение своих жилищных проблем будет стимулировать как привлечение гражданами средств из других источников (собственных сбережений, банковских кредитов), так и повышение трудовой активности работников, нацеленной на получение дополнительных доходов, необходимых для оплаты покупаемого жилья. При этом никаких особых дополнительных толчков со стороны государства уже не требуется – экономический процесс начнет идти самостоятельно.

ВОЗМОЖНЫЙ ФОРМАТ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО КАПИТАЛА

- Размер капитала. 

Этот размер должен быть достаточным для решения какой-либо крупной семейной задачи. Например, связанной с улучшением жилищных условий. В этой связи желательно, чтобы выплачиваемая субсидия составляла примерно 20-30% стоимости стандартной двухкомнатной квартиры (в расчете на семью, по средней для макрорегиона цене). Такая сумма, как правило, позволяет семье уплатить первоначальный взнос по ипотечному кредиту, взятому на покупку новой квартиры. 

На наш взгляд, в настоящее время указанным требованиям соответствует сумма примерно 500 тысяч рублей (в ценах 2016 г.). Окончательное решение по размерам дальневосточного капитала должно приниматься правительством РФ.

Основные условия выдачи дальневосточного капитала, на наш взгляд, должны быть следующими:

- Порядок выдачи дальневосточного капитала и размер ежегодной квоты на его выдачу определяются правительством России.

- Квоты на получение дальневосточного капитала должны в первую очередь выделяться для обеспечения квалифицированными работниками ТОРов и инвестиционных проектов, признанных приоритетными для макрорегиона.

- Получателями дальневосточного капитала должны быть исключительно российские граждане в трудоспособном возрасте, постоянно работающие в ТОРах и в рамках приоритетных инвестиционных проектов на территории ДФО.

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ

В период с 2017 г. по 2021 г. предлагается осуществить пилотную стадию программы, ориентированную на привлечение трудовых ресурсов в ТОРы и особо важные для макрорегиона инвестиционные проекты. Число выделяемых квот на дальневосточный капитал в этот период предлагается поэтапно увеличивать - с 2 500 человек в год до 12 500 человек в год. В период с 2022г. по 2035г. предлагается увеличить число участников программы за счет расширения числа поддерживаемых инвестиционных проектов и довести ежегодную квоту на выделение дальневосточного капитала до 35 000 человек.

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ФИНАНСИРОВАНИИ И ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ

При реализации базового сценария программы дальневосточного капитала потребность в финансировании вырастет с 1,25 млрд руб. в 2017 г. до 16,25 млрд руб. в 2028 г. Начиная с 2029 года ежегодные затраты на программу будут составлять 17,5 млрд руб. Суммарные затраты по проекту в период с 2017 г. по 2035 г. составят 228,8 млрд руб. (без учета индексации). Прогнозные расчеты показывают, что за счет реализации программы дальневосточного капитала будет получен масштабный социально-экономический и бюджетный эффект (см. табл. 3).

Таблица 3.  Прогнозные результаты реализации программы дальневосточного капитала

п/п
Показатель программы
Ожидаемый результат
Примечание
1.
Число высококвалифицированных работников,
привлекаемых на Дальний Восток в рамках
программы за период 2017-2035гг.
458
тыс. чел.

2.
Общее число жителей, переехавших на
Дальний Восток благодаря программе за
период 2017-2035гг.
620
тыс. чел.
При условии, что 50%
работников, привлечен
ных к реализации при
оритетных проектов,
приедут из других
регионов России
3.
Суммарные расходы
бюджета на реализацию программы за 2017-
2035гг.
228,8
млрд руб.

4.
Суммарный прирост доходов
государственного бюджета за 2017-2035гг.
237,8
млрд руб.

5.
Превышение доходов государственного
бюджета над расходами за период 2017-
2035гг.
9
млрд руб.

6.
Суммарный прирост ВВП России,
обусловленный реализацией программы
дальневосточного капитала, за период 2017-
2035гг.
785
млрд руб.


Первые значимые эффекты от реализации программы проявятся уже в краткосрочной перспективе. По экспертным оценкам, благодаря реализации программы дальневосточного капитала число новых работников со среднемесячной зарплатой 56 тыс. руб. в месяц и выше в 2021 г. составит 18,8 тысяч. В результате бюджетных эффектов, выраженных через прирост НДФЛ, социальных отчислений, НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и т.д., уже в 2021 году будет наблюдаться прирост бюджетных доходов на уровне 2 млрд руб., в 2030 году прирост составит 19,3 млрд руб., в 2035 году – 35 млрд руб.

Дополнительный прирост объемов промышленного производства, обусловленный реализацией программы дальневосточного капитала, оценивается примерно в 11,6 млрд руб. для 2021 г., в 111 млрд руб. для 2030г. и 200 млрд руб. для 2035 года (в ценах 2016 г.).



В более долгосрочной перспективе четко просматривается полная окупаемость программы дальневосточного капитала в части соотношения бюджетных расходов и дополнительных бюджетных поступлений – суммарные дополнительные доходы бюджета за период 2017-2035 гг. составят 237,8 млрд руб. Еще более значимыми будут макроэкономические эффекты, порожденные реализацией программы. К 2035 году программа обеспечит свыше 115 млрд руб. дополнительного прироста ВВП России в год. При этом, накопленный дополнительный прирост ВВП за период 2017-2035 гг. составит 785 млрд рублей. Эта сумма соответствует 24,5% годового валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа. Иными словами, программа дальневосточного капитала сама по себе даст приращение ВРП ДФО примерно на 1,0-1,5% в год, что позволяет говорить о том, что ее влияние будет иметь макроэкономические масштабы.

Таблица 4. Основные прогнозные показатели программы дальневосточного капитала
Год
Число привлеченных
высококвалифицированных
работников, тыс. чел.
Расходы
бюджета,
млрд руб.
Прирост
доходов
бюджета,
млрд руб.
Прирост ВВП России,
обусловленный
программой, млрд руб.
2017
2,5
1,3
0,1
0,3
2018
5,0
2,5
0,3
1,0
2019
7,5
3,8
0,7
2,3
2020
10,0
5,0
1,3
4,1
2021
12,5
6,3
2,0
6,5
2022
17,5
8,8
3,0
9,8
2023
20,0
10,0
4,2
13,9
2024
22,5
11,3
5,7
18,8
2025
25,0
12,5
7,4
24,4
2026
27,5
13,8
9,3
30,7
2027
30,0
15,0
11,5
37,7
2028
32,5
16,3
13,9
45,6
2029
35,0
17,5
16,5
54,4
2030
35,0
17,5
19,3
63,8
2031
35,0
17,5
22,3
73,6
2032
35,0
17,5
25,3
83,5
2033
35,0
17,5
28,4
93,9
2034
35,0
17,5
31,6
104,6
2035
35,0
17,5
35,0
115,8
Итого
458
228,8
237,8
785


Таблица 5. Соотношение между ценой стандартной квартиры (54 кв. м.) и предлагаемой величиной дальневосточного капитала
Субъект \ показатель
Цена квартиры, тыс.
рублей
                                            Доля ДВ капитала в цене
квартиры, %


Первичный
рынок
Вторичный
рынок
Первичный
рынок
Вторичный
рынок

Российская Федерация
2783
3039
18
16,5
Дальневосточной ФО
3498
3933
14,3
12,7
Республика Саха
(Якутия)
3867
4538
12,9
11
Камчатский край
3814
3278
13,1
15,3
Приморский край
3411
4624
14,7
10,8
Хабаровский край
3281
3235
15,2
15,5
Амурская область
3081
3031
16,2
16,5
Магаданская область
2970
2792
16,8
17,9
Сахалинская область
4824
4331
10,4
11,5
Еврейская автономная
область
2224
2303
22,5
21,7

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1) Исторический опыт показывает, что масштабный приток населения на Дальний Восток возможен только за счет предоставления значимых экономических льгот и преференций переселенцам и постоянному населению. При этом ключевым фактором, определявшим готовность людей остаться жить и работать на Дальнем Востоке, всегда была возможность решить личный жилищный и/или земельный вопрос.

2) В условиях рыночной экономики наиболее быстрым и эффективным способом решения жилищной проблемы следует считать покупку коммерческого жилья посредством ипотечного кредитования. Главная проблема, затрудняющая широкомасштабное внедрение ипотеки на Дальнем Востоке, - это необходимость уплачивать слишком высокий первоначальный взнос по жилищным кредитам.

3) Выплата дальневосточного капитала в большинстве случаев позволяет решить проблему первоначального взноса по ипотечным кредитам.

4) Привязка выплат дальневосточного капитала к работе в ТОРах и в рамках приоритетных инвестиционных проектов позволяет в первоочередном порядке обеспечивать квалифицированными трудовыми ресурсами наиболее перспективные направления экономического развития Дальнего Востока.

5) Реализация программы дальневосточного капитала обеспечивает значимый макроэкономический эффект, равный 22% годового ВРП Дальневосточного федерального округа, и полную окупаемость расходов государственного бюджета к 2035 году. При этом бюджетные доходы от реализации программы начнут превышать бюджетные расходы на программу уже в 2030 году. Финансирование программы может быть полностью обеспечено за счет части прироста НДПИ, который будет собран на территории Дальнего Востока в период до 2035 года.

Таким образом, программа дальневосточного капитала может стать одним из ключевых факторов, способным обеспечить решение демографических проблем и опережающее социально-экономическое развитие Дальнего Востока.

Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow