Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дороги тормозят развитие туризма

Что мешает развитию индустрии гостеприимства на Камчатке

Комфортный трансфер – одна из главных составляющих сферы туризма. С автобуса и дороги к отелю или достопримечательности начинается путешествие. На Камчатке новых комфортабельных автобусов не так много. Лидером на этом рынке является индивидуальный предприниматель Олег Пушаев. Он рассказал о состоянии транспортной инфраструктуры на полуострове, а также об особенностях и трудностях работы в сфере туристических перевозок.

Дороги тормозят развитие туризма
– Почему вы решили заниматься логистикой в сфере туризма?

– Лет 18 назад одна из турфирм Камчатки, у которой не было своего автотранспорта, начала привлекать меня как перевозчика. Я возил туристов на микроавтобусе Hiace. Меня привлекали, потому что машина была новее, обладала лучшей проходимостью, чем у других. Постепенно бизнес рос и развивался параллельно с пассажирскими городскими и пригородными перевозками. Продолжаю работать на них и сейчас, потому что перевозка туристов – это только часть бизнеса. Туристический поток большой только в августе и начале сентября, в остальное время приходят только единичные заявки.
 
– Как увеличился ваш автопарк с тех времен?

– Сейчас у меня достаточно единиц туристических автобусов. Лет пять назад я первым приобрел несколько Mercedes туристического класса. Они работают только для путешественников, на городские маршруты мы их не привлекаем. Сейчас у меня четыре таких автобуса. Есть автобусы на 33, 41 и 44 места, но они работают на городских и пригородных маршрутах. Самая большая проблема Камчатки в том, что практически нет больших туристических автобусов, которые используют только для гостей полуострова. В основном в сезон и когда прибывают круизные лайнеры, подключаются обычные перевозчики.
 
– Что за годы работы считаете своим достижением?

– В этом году я приобрел большой 51-местный автобус китайского производства. Он новый, 2018 года выпуска. Это автобус туристического класса, такие работают только в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких крупных городах. На Камчатке такой автобус один. Конечно, заказов на него немного, но я купил его, потому что решил, что нужно что-то менять в сфере, привлекать больше туристических фирм к сотрудничеству. Решил быть впереди всех в этой части. В этом сезоне многие фирмы делали на этот автобус заказы. Это уже совсем другой уровень обслуживания. С покупкой автомобиля мне помогло Агентство инвестиций и поддержки предпринимательства Камчатского края. С учетом доставки на полуостров, установки ГЛОНАСС автобус обошелся мне почти в 10 млн рублей. Агентство оплатило первый лизинговый платеж – 3 млн рублей. Это существенная поддержка. Конечно, для развития транспортной инфраструктуры этого недостаточно. Пока я один воспользовался этой мерой поддержки, остальные перевозчики не готовы на такие покупки: окупаемость техники составляет больше семи лет. Если правительство края примет какую-то программу для развития туристического транспорта, то это станет большим подспорьем для многих перевозчиков.
 
– Какими успехами можете похвастать не в сфере покупки транспорта?

– Большинство турфирм работают со мной, они ценят новую технику, которая не работает на городских маршрутах. В основном все трансферы «по асфальту» сходятся на меня. Если 18 лет назад я сотрудничал только с одной фирмой, то сейчас их порядка 15. Не нужно забывать и о кадровом вопросе – приходится инструктировать водителей, следить за их дресс-кодом, поведением. У меня есть водители, которые работают по 5–10 лет, они знают маршруты и гидов. Это отношения, которые складываются годами, и я это ценю.

– С какими проблемами и трудностями приходится сталкиваться в работе?

– Одна из проблем – короткий туристический сезон. Спрос на такой транспорт, как у нас, есть только месяц или полтора в году. Но главная проблема – плохие подъездные пути к популярным объектам, к точкам притяжения туристов. Даже аэропорт не приспособлен для больших автобусов. Туристам приходится ждать всю группу; только после того, как все соберутся возле аэропорта, автобус пробивается среди большого количества личных автомобилей. Другой момент: ко всем туристическим местам, например к океану, нет дорог. Там низко свисают ветки деревьев, много ям и ухабов. Новые, более низкие машины проехать туда не могут. Дорогу грейдировали один раз в этом году – к приезду Дмитрия Медведева. Буквально за двое суток проезд привели в такое состояние, в котором он не был никогда: дорогу расширили, подсыпали, а после того как премьер-министр уехал, вновь о ней забыли. В стойбищах должным образом не сделаны площадки для парковки и разворота автобусов. Огромная просьба к людям, которые отвечают за дороги, чтобы они сделали подъездные пути к туристическим объектам – в этом заинтересованы все. Пока же турфирмам приходится нанимать джипы и вахтовки, но ведь это не тот уровень сервиса.
 
– Какие приоритетные задачи вы ставите перед собой для развития вашего бизнеса?

– Самая приоритетная задача – обновление техники. Это связано не только с комфортом для туристов, но и с безопасностью: чем свежее машина, тем современнее в ней система безопасности. Новые автобусы удобнее в управлении, они надежнее. Конечно, это потребует немалых вложений, но нужно смотреть именно в эту сторону. Все-таки мы создаем имидж Камчатки, транспортная и логисти­ческая составляющая очень важны, ведь мы первыми встречаем туристов, возим их по интересным местам. Еще одна задача для меня – привлечение к сотрудничеству других туристических фирм. Конкуренцию никто не отменял, нужно понимать, что необходимо быть впереди других перевозчиков.
 
– Как, по вашему мнению, развиваются логистическая и транспортная инфраструктура на Камчатке? Есть ли улучшения, каковы перспективы?

– Еще лет десять назад дороги были намного хуже. Мы работали на маршрутах, и из-за ям у нас периодически на автобусах рессоры ломались. Сейчас дороги стали лучше, но в части  подъезда к туристическим объектам ничего не изменилось: если появляются новые объекты, то хороших подъездных путей к ним нет (нет съездов к рекам, разворотных площадок). Даже к пирсу в районе Богородского озера на большом автобусе не подъехать. Не знаю, чья задача – делать эти подъездные пути, но считаю, что развивать такую инфраструктуру необходимо турфирмам и краевым властям, потому что самостоятельно компании этого сделать не смогут. Не могу сказать, что инфраструктура активно развивается, но очень надеюсь, что ситуация изменится.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике