Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Достойно жить и работать: что ждет Чукотку

Интервью с губернатором Чукотского автономного округа Романом Копиным

Чукотка – регион, где хочется жить, развивать своё дело и растить детей. Именно так видит регион через пятнадцать лет Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа. В разговоре с корреспондентом портала Arctic-Russia он затронул, в том числе, вопросы цифровизации, модернизации инфраструктуры, повышения уровня жизни и развития туристического потенциала региона.

Достойно жить и работать: что ждет Чукотку

– Роман Валентинович, сейчас, в связи с реализацией новой Стратегии развития Арктической зоны РФ, эта территория получает новый импульс. Как это скажется на Чукотке? Какие отрасли получат поддержку в регионе? 

– Чукотка – северо-восточный форпост России с уникальным минерально-сырьевым потенциалом и опытом работы с крупными инвесторами.

Драйвер динамичного развития – создание горнодобывающих кластеров в двух зонах опережающего развития: Чаун-Билибинской и Анадырской.

Успехи компаний Kinross Gold Corporation и Полиметалл, создавших «с нуля» производства на Куполе и Майском, стали катализатором интереса инвесторов к Чукотке. Опыт проектов доказал, что, несмотря на суровый климат, здесь можно строить эффективный бизнес. Сейчас мы расширяем географию добычи полезных ископаемых. Помимо золота, делаем ставку на освоение богатейших запасов меди, олова, каменного угля, нефти и газа.

В первую очередь, ожидаем поддержки в части создания транспортной и энергетической инфраструктуры, как под конкретные проекты инвесторов, так и в общей системе освоения Арктики как единого бизнес-пространства. В их числе: модернизация Чаун-Билибинского энергоузла, «сердцем» которого стала первая в мире плавучая атомная станция в Певеке; использование транзитного потенциала Севморпути; строительство трансмагистрали «Колыма» через всю Чукотку с выходом на Магадан и Якутию; развитие инфраструктуры аэропортов, авиапарка, малой авиации.

Такие проекты, безусловно, повлияют на престиж региона, в том числе на рынке туристических услуг, активизируют развитие малого и среднего предпринимательства, сервисных отраслей, традиционных сфер занятости коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Развитие производств – не самоцель, конечным результатом должно стать повышение уровня жизни и создание комфортной среды для жителей округа.

Уже сейчас по объему ВРП (валового регионального продукта) на одного жителя Чукотка на втором месте среди субъектов ДФО, на пятом месте – по России, округ традиционно на первых местах по уровню средней зарплаты. У нас низкий уровень безработицы (первое место по ДФО и шестов место по России). Более 20 лет в округе – естественный прирост населения.

Таким образом, создается стимул для притока новых кадров в развивающихся производственных и инфраструктурных отраслях и социальной сфере. На Чукотку охотно приезжает молодежь – как правило, сначала поработать на несколько лет, затем остается здесь надолго, создавая семьи.

В рамках Стратегии развития Арктики мы сможем закрепить эту тенденцию, повысив престиж Чукотки, где можно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал на самом современном уровне.

– Одно из обозначенных направлений развития арктической зоны — ее цифровизация. Как это можно использовать для региона — для улучшения качества мобильной связи, Интернета? Поможет ли это снизить тарифы на связь на Чукотке? 

– Из всех субъектов России только Чукотка не подключена к волоконно-оптическим линиям связи. Используем дорогой спутниковый ресурс - скорость интернет - соединения существенно ниже, а стоимость в разы выше средних значений по ДФО.

Единственный способ улучшить качество связи для нашего региона – прокладка магистральной ВОЛС и создание внутренней сети ВОЛС.

В рамках цифровизации Арктической зоны предусмотрено строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) на участке г. Петропавловск-Камчатский – г. Анадырь. Трасса прохождения кабеля согласована, ведутся инженерные, геологический и глубоководные изыскания. Благодаря этому проекту планируем обеспечить современными услугами связи порядка 20 тыс. человек в городском округе Анадырь и посёлке Угольные Копи. Это 40% населения Чукотки.

Ещё одним перспективный вариант подключения территорий региона к высокоскоростной сети - проект по прокладке подводной ВОЛС «Франкфурт-Токио», который предлагает ПАО «Мегафон». Кабель пройдет по трассе Северного морского пути вдоль всего побережья Чукотки и предусматривает организацию шлюзов до городов Анадырь и Певек. Прорабатываем возможность создания дополнительных отводов до прибрежных населенных пунктов. Рассчитываем, что этот проект позволит дополнительно обеспечить высокоскоростным доступом в Интернет порядка 7,6 тыс. человек, что составляет 15% населения Чукотки.

Для более широкого охвата населения рассматриваются варианты по прокладке дополнительного кабеля ВОЛС с использованием существующих высоковольтных линий электропередач до Эгвекинота и Беринговского.

Реализация вышеуказанных проектов ВОЛС позволит обеспечить высокоскоростным доступом порядка 80% населения.

– Ждете ли вы притока инвестиции и новых проектов в связи с новым режимом для резидентов в Арктической зоне? Реализация каких проектов сейчас больше всего нужна региону? 

– С принятием летом пакета законов по поддержке предпринимательской деятельности в Арктике, Чукотка приобрела статус уникального субъекта – в регионе одновременно действуют три преференциальных режима: ТОР «Чукотка», включающая территории трех муниципальных образований, свободный порт Владивосток в городском округе Певек и Арктика, охватывающая всю территорию региона.

Сегодня резидентами ТОР «Чукотка» и свободного порта Владивосток уже являются 60 субъектов предпринимательства, проекты которых предусматривают создание свыше 4 тыс. новых рабочих мест, с вложением более 38 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

Безусловно, включение всей Чукотки в преференциальный режим Арктики приведет к росту инвестиционной составляющей. При этом, учитывая установленный комфортный «порог вхождения», приемлемый и для субъектов малого бизнеса, ожидаем большого числа новых проектов и значительный рост инвестиционной активности именно в данном секторе предпринимательства.

На Чукотке объективно сложные условия для ведения любой предпринимательской деятельности, высокая капиталоемкость производств, поэтому запуск каждого нового проекта, независимо от отраслевой специфики, безусловно, поддерживается регионом.

Учитывая актуальность обеспечения продовольственной безопасности округа, полностью зависящего от «северного завоза», наиболее важными и приоритетными считаем проекты в сферах сельского хозяйства и производства пищевой продукции.

При этом в суровых условиях Арктики мы стремимся создать максимально «теплый» инвестиционный климат в регионе. Развиваем инфраструктуру поддержки бизнеса и инвесторов, обеспечивая услуги в режиме «одного» окна.

– Насколько строительство дорог, модернизация портов и развитие Севморпути поспособствует транспортной доступности Чукотки? Есть ли у региона какие-то предложения по этому поводу? 

– На Чукотке продолжается работа над созданием внутреннего транспортного каркаса округа с выходом в соседние субъекты Российской Федерации, который обеспечит доступ к месторождениям полезных ископаемых.

В частности, ведется строительство автомобильной дороги «Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь» с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота.

В прошлом году началось проектирование участков автодороги, обеспечивающей подъезд до месторождений «Песчанка». А также транспортного сообщения с крупнейшими населенными пунктами региона и соединения месторождений с морским портом Певек. В перспективе мы намерены объединить её с дорожной сетью Магаданской области.

Кроме того, в соответствии с планом развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, предусмотрен перечень проектов, реализация которых также позволит улучшить транспортную доступность региона и месторождений округа.

В перечень проектов входит строительство нового терминала порта Певек и оснащение его портовым флотом для круглогодичной работы; перевалка грузов Баимского ГОКа в порту Провидения с судов ледового класса на конвенционные суда. Это может существенно улучшить экономику проекта.

Так же проводится реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек, что позволит швартовать и обрабатывать одновременно на двух причалах суда длиной до 140 метров с осадкой 10 метров, валовой вместимостью 10 000 тонн каждое. Территория и акватория морского порта Певек включены в границы свободного порта Владивосток.

Для улучшения транспортной доступности региона и месторождений округа правительство Чукотского автономного округа предлагает рассмотреть возможность создания морского транспортно-логистического узла в п. Провидения в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с финансированием из федерального бюджета.

– Одно из направлений развития Арктической зоны — помощь коренным народам. Что Чукотка может предложить в этой сфере? Или может вы намерены просить о новых льготах для этой категории граждан? 

– В Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года предусмотрены конкретные меры повышения уровня жизни коренных народов. Это и развитие выездных форм оказания медицинской помощи на маршрутах кочевий малочисленных народов, и создание и модернизация объектов инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Уделено внимание обеспечению мобильными источниками энергоснабжения и средствами связи. Отдельно говорится о необходимости обеспечения сохранения и популяризации культурного наследия, языков малочисленных народов. Эти меры действительно нужны и актуальны для населения Чукотки, как и необходимость строительства жилого фонда в сельской местности, которое также обозначено в Стратегии.

Мы осознаём, что вековой уклад жизни коренных народов, их самобытная культура, – одно из главных богатств региона. Оленеводство и морской зверобойный промысел являются приоритетными направлениями в части оказания поддержки из регионального бюджета. Так, в 2020 году были внесены изменения региональные законы, которые значительно увеличили меры социальной поддержки оленеводов, морзверобоев и их семей.

– Какие направления могут получить развитие в туристической сфере региона? 

– Первое направление - это морские круизы. Среди наиболее популярных маршрутов можно выделить путешествие из Анадыря на остров Врангеля (около 14 дней) и маршруты, проходящие у красивейших фьорд бухт Провидения, Лаврентия и Ткачен. Круизы организуются камчатской компанией «Pacific Network Ltd», новозеландской компанией «Heritage Expeditions Ltd».

Вместе с тем, несмотря на то, что круизы по северной части Тихого океана с заходом в Северный Ледовитый океан имеют значительную популярность, лишь малая часть совершает высадку на Чукотке. Общий круизный поток, прибывающий ежегодно на территорию Чукотского АО, составляет около 1 500 человек. Наиболее популярна Чукотка у круизных туристов из США и Германии, потому что обходится это гораздо дешевле, нежели круизные туры Скандинавских стран.

Чукотка — территория коренных малочисленных народов Севера, вовлекать население в развитие туристической инфраструктуры просто необходимо. Представители коренных народов региона живут в аутентичных условиях, как и сотни лет назад. На Чукотке сохранился китобойный промысел, единственный аналог которого в мире представлен только на Аляске. Существует многолетняя косторезная школа, работы местных мастеров высоко ценятся на международном рынке. Тем, кто хочет больше узнать о быте, культуре, традициях чукчей и эскимосов, не может быть не интересно и ярангу установить, и на национальной байдарке сплавиться. Чукотка в этом плане обладает уникальными возможностями по развитию этнографического туризма.

Российская Арктика представляет собой уникальные флору и фауну, неповторимые пейзажи, сохранившиеся в нетронутом виде. В данном контексте именно экологический туризм несет важную социальную миссию, поскольку позволяет не только сохранить природные объекты, но и популяризировать их для будущих поколений.

На территории Чукотки расположены уникальные объекты экологического туризма: национальный парк «Берингия» площадью более 1,8 млн га, который ежегодно посещают от 2,5 до 3,3 тыс. человек (в основном иностранные туристы), и заповедник «Остров Врангеля» – объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Его называют «родильным домом» белых медведей.

Вместе с тем сохраняется нереализованный потенциал использования особо охраняемых природных территорий из-за неразвитой туристской инфраструктуры. Для устранения этого ограничения необходимо обустраивать пешеходные экологические тропы, места стоянок, смотровые площадки, создавать условия для развития обзорных туров по суше и воде по аналогии с существующими экологическими тропами в России. Получаемая от экологического туризма прибыль может быть направлена на развитие инфраструктуры, ограничивающей воздействие туристов на окружающую среду и обеспечение устойчивого природопользования.

– Каким Вы видите свой регион через 15 лет? 

– В первую очередь, это регион, где хочется жить, работать, развивать своё дело и растить детей, имея для этого достойный уровень обеспеченности материальных и творческих потребностей.

Уверен, что вектор движения, заданный Стратегий развития Арктики, позволит создать на Чукотке стабильный промышленный кластер, обеспечив бездотационность региона и позиционируя его как опорную восточную базу Севморпути, надежный геополитический плацдарм на Северо-Востоке России.


Источник: Инвестиционный портал Арктической зоны России

26 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика