Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Decent to live and work: what awaits Chukotka

Interview with the Governor of the Chukotka Autonomous Okrug Roman Kopin

Chukotka is a region where you want to live, develop your business and raise children. This is how Roman Kopin, the governor of the Chukotka Autonomous Okrug, sees the region fifteen years later. In a conversation with the correspondent of the Arctic-Russia portal, he touched upon, among other things, the issues of digitalization, infrastructure modernization, improving the standard of living and developing the region's tourism potential.

Decent to live and work: what awaits Chukotka

- Roman Valentinovich, now, in connection with the implementation of the new Development Strategy for the Arctic zone of the Russian Federation, this territory is receiving a new impetus. How will this affect Chukotka? Which industries will receive support in the region? 

- Chukotka is a northeastern outpost of Russia with a unique mineral and raw material potential and experience of working with large investors.

The driver of dynamic development is the creation of mining clusters in two priority development zones: Chaun-Bilibinskaya and Anadyr.

The success of the Kinross Gold Corporation and Polymetal, which set up production facilities at Kupol and Mayskoye from scratch, became a catalyst for investor interest in Chukotka. The experience of the projects has proved that, despite the harsh climate, it is possible to build an effective business here. Now we are expanding the geography of mining. In addition to gold, we rely on the development of the richest reserves of copper, tin, coal, oil and gas.

First of all, we expect support in terms of the creation of transport and energy infrastructure, both for specific projects of investors, and in the general system for the development of the Arctic as a single business space. Among them: modernization of the Chaun-Bilibino power center, the "heart" of which was the world's first floating nuclear power plant in Pevek; use of the transit potential of the Northern Sea Route; construction of the Kolyma trans-highway across the whole of Chukotka with access to Magadan and Yakutia; development of airport infrastructure, aircraft fleet, small aircraft.

Such projects will undoubtedly affect the prestige of the region, including on the market of tourist services, activate the development of small and medium-sized businesses, service industries, traditional spheres of employment of the indigenous peoples of the Far North.

The development of production is not an end in itself; the end result should be an increase in the standard of living and the creation of a comfortable environment for the residents of the district.

Already, in terms of GRP (gross regional product) per one resident, Chukotka is in second place among the subjects of the Far Eastern Federal District, in fifth place in Russia, the district is traditionally in first places in terms of the average salary. We have a low unemployment rate (first in the Far Eastern Federal District and sixth in Russia). More than 20 years in the district - natural population growth.

Thus, an incentive is created for the inflow of new personnel in the developing industrial and infrastructure sectors and the social sphere. Young people willingly come to Chukotka - as a rule, first to work for several years, then stay here for a long time, creating families.

As part of the Arctic Development Strategy, we will be able to consolidate this trend by increasing the prestige of Chukotka, where you can realize your professional and personal potential at the most modern level.

- One of the designated areas of development of the Arctic zone is its digitalization. How can this be used for the region - to improve the quality of mobile communications, the Internet? Will this help to reduce tariffs for communication in Chukotka? 

- Of all the subjects of Russia, only Chukotka is not connected to fiber-optic communication lines. We use an expensive satellite resource - the speed of the Internet connection is significantly lower, and the cost is several times higher than the average values ​​for the Far Eastern Federal District.

The only way to improve the quality of communication for our region is to lay the main FOCL and create an internal FOCL network.

As part of the digitalization of the Arctic zone, it is envisaged to build an underwater fiber-optic communication line (FOCL) on the section of Petropavlovsk-Kamchatsky - Anadyr. The cable route has been agreed, engineering, geological and deep-sea surveys are underway. Thanks to this project, we plan to provide modern communication services to about 20 thousand people in the Anadyr urban district and the village of Ugolny Kopi. This is 40% of the population of Chukotka.

Another promising option for connecting the regions of the region to a high-speed network is the project for laying an underwater FOCL "Frankfurt-Tokyo", which is proposed by PJSC "Megafon". The cable will run along the Northern Sea Route along the entire coast of Chukotka and provide for the organization of locks to the cities of Anadyr and Pevek. We are working on the possibility of creating additional branches to coastal settlements. We hope that this project will additionally provide high-speed Internet access for about 7,6 thousand people, which is 15% of the population of Chukotka.

For a wider coverage of the population, options are being considered for laying an additional fiber-optic cable using the existing high-voltage power lines to Egvekinot and Beringovsky.

The implementation of the above-mentioned FOCL projects will provide high-speed access to about 80% of the population.

- Do you expect an inflow of investments and new projects in connection with the new regime for residents in the Arctic zone? What projects does the region need most of all? 

- With the adoption in the summer of a package of laws to support entrepreneurial activity in the Arctic, Chukotka acquired the status of a unique entity - there are three preferential regimes in the region at the same time: ASEZ Chukotka, which includes the territories of three municipalities, the free port of Vladivostok in the Pevek urban district, and the Arctic, which covers the entire territory of the region.

Today, 60 business entities are already residents of the Chukotka ASEZ and the free port of Vladivostok, whose projects provide for the creation of over 4 thousand new jobs, with an investment of over 38 billion rubles in fixed capital investments.

Of course, the inclusion of the entire Chukotka in the preferential regime of the Arctic will lead to an increase in the investment component. At the same time, taking into account the established comfortable "entry threshold", acceptable for small businesses, we expect a large number of new projects and a significant increase in investment activity in this particular business sector.

In Chukotka, there are objectively difficult conditions for conducting any entrepreneurial activity, high capital intensity of production, therefore, the launch of each new project, regardless of industry specifics, is certainly supported by the region.

Given the urgency of ensuring food security in the district, which is completely dependent on the "northern delivery", we consider the most important and priority projects in the areas of agriculture and food production.

At the same time, in the harsh conditions of the Arctic, we strive to create the most "warm" investment climate in the region. We develop the infrastructure to support business and investors, providing services in a "one" window.

- How much will road construction, modernization of ports and development of the Northern Sea Route contribute to the transport accessibility of Chukotka? Does the region have any suggestions on this? 

- In Chukotka, work continues on the creation of an internal transport frame of the district with access to neighboring regions of the Russian Federation, which will provide access to mineral deposits.

In particular, the construction of the Kolyma-Omsukchan-Omolon-Anadyr highway with entrances to Bilibino, Komsomolsky, Egvekinot is underway.

Last year, the design of sections of the road that provides access to the Peschanka fields began. As well as transport links with the largest settlements in the region and the connection of fields with the seaport of Pevek. In the future, we intend to combine it with the road network of the Magadan Region.

In addition, in accordance with the plan for the development of the infrastructure of the Northern Sea Route until 2035, a list of projects is provided, the implementation of which will also improve the transport accessibility of the region and the fields in the district.

The list of projects includes the construction of a new terminal in the port of Pevek and equipping it with a port fleet for year-round operation; transshipment of goods of the Baimsky GOK in the port of Provideniya from ice-class vessels to conventional vessels. This can significantly improve the economics of the project.

Reconstruction of federal property objects in the seaport of Pevek is also underway, which will allow mooring and handling simultaneously at two berths vessels up to 140 meters long with a draft of 10 meters, with a gross tonnage of 10 tons each. The territory and water area of ​​the seaport of Pevek is included in the boundaries of the free port of Vladivostok.

To improve the transport accessibility of the region and the Okrug's fields, the government of the Chukotka Autonomous Okrug proposes to consider the possibility of creating a sea transport and logistics hub in Provideniya within the framework of the international cooperation and export national project funded from the federal budget.

- One of the directions of the development of the Arctic zone is assistance to indigenous peoples. What can Chukotka offer in this area? Or maybe you intend to ask for new benefits for this category of citizens? 

- The Strategy for the Development of the Arctic Zone of Russia and Ensuring National Security until 2035 provides for specific measures to improve the living standards of indigenous peoples. This is the development of outbound forms of medical care on the routes of nomadic small peoples, and the creation and modernization of infrastructure facilities in places of traditional residence and traditional economic activity. Attention is paid to the provision of mobile power supply sources and communication facilities. Separately, it is said about the need to ensure the preservation and popularization of the cultural heritage, languages ​​of small peoples. These measures are really necessary and relevant for the population of Chukotka, as well as the need to build housing in rural areas, which is also indicated in the Strategy.

We realize that the age-old way of life of the indigenous peoples, their distinctive culture, is one of the main treasures of the region. Reindeer husbandry and marine hunting are priority areas in terms of support from the regional budget. So, in 2020, regional laws were amended, which significantly increased measures of social support for reindeer herders, marine hunters and their families.

- What areas can be developed in the tourism sector of the region? 

- The first direction is sea cruises. Among the most popular routes are the travel from Anadyr to Wrangel Island (about 14 days) and routes passing by the most beautiful fjords of Provideniya, Lavrentiya and Tkachen bays. The cruises are organized by the Kamchatka company Pacific Network Ltd and the New Zealand company Heritage Expeditions Ltd.

At the same time, despite the fact that cruises in the North Pacific Ocean with a call to the Arctic Ocean are very popular, only a small part make a landing in Chukotka. The total cruise flow arriving annually on the territory of the Chukotka Autonomous Okrug is about 1 people. Chukotka is the most popular among cruise tourists from the USA and Germany, because it costs much less than cruise tours in the Scandinavian countries.

Chukotka is the territory of the indigenous small-numbered peoples of the North, it is simply necessary to involve the population in the development of the tourist infrastructure. The indigenous peoples of the region live in authentic conditions as they did hundreds of years ago. In Chukotka, whaling has survived, the only analogue of which in the world is represented only in Alaska. There is a long-term bone carving school, and the work of local craftsmen is highly regarded in the international market. Those who want to learn more about the life, culture, traditions of the Chukchi and Eskimos cannot but be interested in installing a yaranga and rafting on a national kayak. In this regard, Chukotka has unique opportunities for the development of ethnographic tourism.

The Russian Arctic is a unique flora and fauna, unique landscapes that have been preserved intact. In this context, it is ecological tourism that carries an important social mission, since it allows not only to preserve natural objects, but also to popularize them for future generations.

On the territory of Chukotka there are unique objects of ecological tourism: the Beringia National Park with an area of ​​more than 1,8 million hectares, which is annually visited by 2,5 to 3,3 thousand people (mainly foreign tourists), and the Wrangel Island reserve - UNESCO World Natural Heritage Site. It is called the "maternity hospital" of polar bears.

At the same time, the potential for using specially protected natural areas remains unrealized due to the undeveloped tourist infrastructure. To eliminate this limitation, it is necessary to equip walking ecological paths, parking places, observation platforms, create conditions for the development of sightseeing tours by land and water, by analogy with the existing ecological paths in Russia. The profit received from ecological tourism can be directed to the development of infrastructure that limits the impact of tourists on the environment and ensures sustainable use of natural resources.

- How do you see your region in 15 years? 

- First of all, this is a region where you want to live, work, develop your business and raise children, having for this a decent level of material and creative needs.

I am confident that the vector of movement set by the Arctic Development Strategies will create a stable industrial cluster in Chukotka, ensuring that the region is not subsidized and positioning it as a supporting eastern base of the Northern Sea Route, a reliable geopolitical foothold in the North-East of Russia.


A source: Investment portal of the Arctic zone of Russia

April 10: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Достойно жить и работать: что ждет Чукотку

Интервью с губернатором Чукотского автономного округа Романом Копиным

Чукотка – регион, где хочется жить, развивать своё дело и растить детей. Именно так видит регион через пятнадцать лет Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа. В разговоре с корреспондентом портала Arctic-Russia он затронул, в том числе, вопросы цифровизации, модернизации инфраструктуры, повышения уровня жизни и развития туристического потенциала региона.

Достойно жить и работать: что ждет Чукотку

– Роман Валентинович, сейчас, в связи с реализацией новой Стратегии развития Арктической зоны РФ, эта территория получает новый импульс. Как это скажется на Чукотке? Какие отрасли получат поддержку в регионе? 

– Чукотка – северо-восточный форпост России с уникальным минерально-сырьевым потенциалом и опытом работы с крупными инвесторами.

Драйвер динамичного развития – создание горнодобывающих кластеров в двух зонах опережающего развития: Чаун-Билибинской и Анадырской.

Успехи компаний Kinross Gold Corporation и Полиметалл, создавших «с нуля» производства на Куполе и Майском, стали катализатором интереса инвесторов к Чукотке. Опыт проектов доказал, что, несмотря на суровый климат, здесь можно строить эффективный бизнес. Сейчас мы расширяем географию добычи полезных ископаемых. Помимо золота, делаем ставку на освоение богатейших запасов меди, олова, каменного угля, нефти и газа.

В первую очередь, ожидаем поддержки в части создания транспортной и энергетической инфраструктуры, как под конкретные проекты инвесторов, так и в общей системе освоения Арктики как единого бизнес-пространства. В их числе: модернизация Чаун-Билибинского энергоузла, «сердцем» которого стала первая в мире плавучая атомная станция в Певеке; использование транзитного потенциала Севморпути; строительство трансмагистрали «Колыма» через всю Чукотку с выходом на Магадан и Якутию; развитие инфраструктуры аэропортов, авиапарка, малой авиации.

Такие проекты, безусловно, повлияют на престиж региона, в том числе на рынке туристических услуг, активизируют развитие малого и среднего предпринимательства, сервисных отраслей, традиционных сфер занятости коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Развитие производств – не самоцель, конечным результатом должно стать повышение уровня жизни и создание комфортной среды для жителей округа.

Уже сейчас по объему ВРП (валового регионального продукта) на одного жителя Чукотка на втором месте среди субъектов ДФО, на пятом месте – по России, округ традиционно на первых местах по уровню средней зарплаты. У нас низкий уровень безработицы (первое место по ДФО и шестов место по России). Более 20 лет в округе – естественный прирост населения.

Таким образом, создается стимул для притока новых кадров в развивающихся производственных и инфраструктурных отраслях и социальной сфере. На Чукотку охотно приезжает молодежь – как правило, сначала поработать на несколько лет, затем остается здесь надолго, создавая семьи.

В рамках Стратегии развития Арктики мы сможем закрепить эту тенденцию, повысив престиж Чукотки, где можно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал на самом современном уровне.

– Одно из обозначенных направлений развития арктической зоны — ее цифровизация. Как это можно использовать для региона — для улучшения качества мобильной связи, Интернета? Поможет ли это снизить тарифы на связь на Чукотке? 

– Из всех субъектов России только Чукотка не подключена к волоконно-оптическим линиям связи. Используем дорогой спутниковый ресурс - скорость интернет - соединения существенно ниже, а стоимость в разы выше средних значений по ДФО.

Единственный способ улучшить качество связи для нашего региона – прокладка магистральной ВОЛС и создание внутренней сети ВОЛС.

В рамках цифровизации Арктической зоны предусмотрено строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) на участке г. Петропавловск-Камчатский – г. Анадырь. Трасса прохождения кабеля согласована, ведутся инженерные, геологический и глубоководные изыскания. Благодаря этому проекту планируем обеспечить современными услугами связи порядка 20 тыс. человек в городском округе Анадырь и посёлке Угольные Копи. Это 40% населения Чукотки.

Ещё одним перспективный вариант подключения территорий региона к высокоскоростной сети - проект по прокладке подводной ВОЛС «Франкфурт-Токио», который предлагает ПАО «Мегафон». Кабель пройдет по трассе Северного морского пути вдоль всего побережья Чукотки и предусматривает организацию шлюзов до городов Анадырь и Певек. Прорабатываем возможность создания дополнительных отводов до прибрежных населенных пунктов. Рассчитываем, что этот проект позволит дополнительно обеспечить высокоскоростным доступом в Интернет порядка 7,6 тыс. человек, что составляет 15% населения Чукотки.

Для более широкого охвата населения рассматриваются варианты по прокладке дополнительного кабеля ВОЛС с использованием существующих высоковольтных линий электропередач до Эгвекинота и Беринговского.

Реализация вышеуказанных проектов ВОЛС позволит обеспечить высокоскоростным доступом порядка 80% населения.

– Ждете ли вы притока инвестиции и новых проектов в связи с новым режимом для резидентов в Арктической зоне? Реализация каких проектов сейчас больше всего нужна региону? 

– С принятием летом пакета законов по поддержке предпринимательской деятельности в Арктике, Чукотка приобрела статус уникального субъекта – в регионе одновременно действуют три преференциальных режима: ТОР «Чукотка», включающая территории трех муниципальных образований, свободный порт Владивосток в городском округе Певек и Арктика, охватывающая всю территорию региона.

Сегодня резидентами ТОР «Чукотка» и свободного порта Владивосток уже являются 60 субъектов предпринимательства, проекты которых предусматривают создание свыше 4 тыс. новых рабочих мест, с вложением более 38 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

Безусловно, включение всей Чукотки в преференциальный режим Арктики приведет к росту инвестиционной составляющей. При этом, учитывая установленный комфортный «порог вхождения», приемлемый и для субъектов малого бизнеса, ожидаем большого числа новых проектов и значительный рост инвестиционной активности именно в данном секторе предпринимательства.

На Чукотке объективно сложные условия для ведения любой предпринимательской деятельности, высокая капиталоемкость производств, поэтому запуск каждого нового проекта, независимо от отраслевой специфики, безусловно, поддерживается регионом.

Учитывая актуальность обеспечения продовольственной безопасности округа, полностью зависящего от «северного завоза», наиболее важными и приоритетными считаем проекты в сферах сельского хозяйства и производства пищевой продукции.

При этом в суровых условиях Арктики мы стремимся создать максимально «теплый» инвестиционный климат в регионе. Развиваем инфраструктуру поддержки бизнеса и инвесторов, обеспечивая услуги в режиме «одного» окна.

– Насколько строительство дорог, модернизация портов и развитие Севморпути поспособствует транспортной доступности Чукотки? Есть ли у региона какие-то предложения по этому поводу? 

– На Чукотке продолжается работа над созданием внутреннего транспортного каркаса округа с выходом в соседние субъекты Российской Федерации, который обеспечит доступ к месторождениям полезных ископаемых.

В частности, ведется строительство автомобильной дороги «Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь» с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота.

В прошлом году началось проектирование участков автодороги, обеспечивающей подъезд до месторождений «Песчанка». А также транспортного сообщения с крупнейшими населенными пунктами региона и соединения месторождений с морским портом Певек. В перспективе мы намерены объединить её с дорожной сетью Магаданской области.

Кроме того, в соответствии с планом развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, предусмотрен перечень проектов, реализация которых также позволит улучшить транспортную доступность региона и месторождений округа.

В перечень проектов входит строительство нового терминала порта Певек и оснащение его портовым флотом для круглогодичной работы; перевалка грузов Баимского ГОКа в порту Провидения с судов ледового класса на конвенционные суда. Это может существенно улучшить экономику проекта.

Так же проводится реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек, что позволит швартовать и обрабатывать одновременно на двух причалах суда длиной до 140 метров с осадкой 10 метров, валовой вместимостью 10 000 тонн каждое. Территория и акватория морского порта Певек включены в границы свободного порта Владивосток.

Для улучшения транспортной доступности региона и месторождений округа правительство Чукотского автономного округа предлагает рассмотреть возможность создания морского транспортно-логистического узла в п. Провидения в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с финансированием из федерального бюджета.

– Одно из направлений развития Арктической зоны — помощь коренным народам. Что Чукотка может предложить в этой сфере? Или может вы намерены просить о новых льготах для этой категории граждан? 

– В Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года предусмотрены конкретные меры повышения уровня жизни коренных народов. Это и развитие выездных форм оказания медицинской помощи на маршрутах кочевий малочисленных народов, и создание и модернизация объектов инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Уделено внимание обеспечению мобильными источниками энергоснабжения и средствами связи. Отдельно говорится о необходимости обеспечения сохранения и популяризации культурного наследия, языков малочисленных народов. Эти меры действительно нужны и актуальны для населения Чукотки, как и необходимость строительства жилого фонда в сельской местности, которое также обозначено в Стратегии.

Мы осознаём, что вековой уклад жизни коренных народов, их самобытная культура, – одно из главных богатств региона. Оленеводство и морской зверобойный промысел являются приоритетными направлениями в части оказания поддержки из регионального бюджета. Так, в 2020 году были внесены изменения региональные законы, которые значительно увеличили меры социальной поддержки оленеводов, морзверобоев и их семей.

– Какие направления могут получить развитие в туристической сфере региона? 

– Первое направление - это морские круизы. Среди наиболее популярных маршрутов можно выделить путешествие из Анадыря на остров Врангеля (около 14 дней) и маршруты, проходящие у красивейших фьорд бухт Провидения, Лаврентия и Ткачен. Круизы организуются камчатской компанией «Pacific Network Ltd», новозеландской компанией «Heritage Expeditions Ltd».

Вместе с тем, несмотря на то, что круизы по северной части Тихого океана с заходом в Северный Ледовитый океан имеют значительную популярность, лишь малая часть совершает высадку на Чукотке. Общий круизный поток, прибывающий ежегодно на территорию Чукотского АО, составляет около 1 500 человек. Наиболее популярна Чукотка у круизных туристов из США и Германии, потому что обходится это гораздо дешевле, нежели круизные туры Скандинавских стран.

Чукотка — территория коренных малочисленных народов Севера, вовлекать население в развитие туристической инфраструктуры просто необходимо. Представители коренных народов региона живут в аутентичных условиях, как и сотни лет назад. На Чукотке сохранился китобойный промысел, единственный аналог которого в мире представлен только на Аляске. Существует многолетняя косторезная школа, работы местных мастеров высоко ценятся на международном рынке. Тем, кто хочет больше узнать о быте, культуре, традициях чукчей и эскимосов, не может быть не интересно и ярангу установить, и на национальной байдарке сплавиться. Чукотка в этом плане обладает уникальными возможностями по развитию этнографического туризма.

Российская Арктика представляет собой уникальные флору и фауну, неповторимые пейзажи, сохранившиеся в нетронутом виде. В данном контексте именно экологический туризм несет важную социальную миссию, поскольку позволяет не только сохранить природные объекты, но и популяризировать их для будущих поколений.

На территории Чукотки расположены уникальные объекты экологического туризма: национальный парк «Берингия» площадью более 1,8 млн га, который ежегодно посещают от 2,5 до 3,3 тыс. человек (в основном иностранные туристы), и заповедник «Остров Врангеля» – объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Его называют «родильным домом» белых медведей.

Вместе с тем сохраняется нереализованный потенциал использования особо охраняемых природных территорий из-за неразвитой туристской инфраструктуры. Для устранения этого ограничения необходимо обустраивать пешеходные экологические тропы, места стоянок, смотровые площадки, создавать условия для развития обзорных туров по суше и воде по аналогии с существующими экологическими тропами в России. Получаемая от экологического туризма прибыль может быть направлена на развитие инфраструктуры, ограничивающей воздействие туристов на окружающую среду и обеспечение устойчивого природопользования.

– Каким Вы видите свой регион через 15 лет? 

– В первую очередь, это регион, где хочется жить, работать, развивать своё дело и растить детей, имея для этого достойный уровень обеспеченности материальных и творческих потребностей.

Уверен, что вектор движения, заданный Стратегий развития Арктики, позволит создать на Чукотке стабильный промышленный кластер, обеспечив бездотационность региона и позиционируя его как опорную восточную базу Севморпути, надежный геополитический плацдарм на Северо-Востоке России.


Источник: Инвестиционный портал Арктической зоны России

26 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика