Бедная сирота ДФО?
Слабая основа
Неудивительно, что столь маленький регион обладает в ДФО самым небольшим бюджетом. Причем его доходы примерно в два раза меньше, чем у Чукотки, еще больше Еврейская АО отстает от Магаданской области. Также Еврейская АО входит в группу наиболее дотационных регионов ДФО и относится к числу самых дотационных регионов страны. По результатам января-октября 2014 года, ее собственные доходы составили 54,6% бюджетных доходов, остальное «добавил» федеральный центр. О слабом развитии экономики свидетельствует низкая доля налога на прибыль в собственных доходах – только 20,4%. Наиболее велики поступления от подоходного налога (42,8%). При этом неплохо выглядит значимость поступлений от налога на имущество организаций (12,3%) и налогов на совокупный доход (6,8%). Тем не менее, налоговая база Еврейской АО выглядит явно слабой.
Что касается финансовой зависимости региона от федерального центра, то она, в самом деле, велика. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составляют 24,3% бюджетных доходов автономной области. Кроме того, центр неплохо поддерживает ее субсидиями и субвенциями. По доле субсидий в бюджетных доходах Еврейская АО оказалась лидером ДФО (8,5%), по доле субвенций является одним из лидеров, вместе с Амурской областью (6,1%).
Динамика бюджета – одно из достижений
Как и некоторые другие регионы ДФО, Еврейская АО испытала спад бюджетных доходов, вызванный, главным образом, уменьшением федеральной помощи (за тот же период, т.е. январь-октябрь 2014 года). Особенно резким был спад субсидий (на 23,5%), что обусловлено снижением финансирования, связанного с ликвидаций последствий наводнения 2013 года. Но немного уменьшились и дотации (напротив, субвенции заметно выросли – почти на 20%).
Однако нехватка собственных доходов и недостаточная помощь из федерального бюджета делают финансовое положение Еврейской АО по-прежнему очень сложным. В частности, по итогам 2013 г. она занимала третье место в ДФО по уровню долговой нагрузки (58,7%). Дефицит бюджета на 1 октября 2014 года составил впечатляющие 22,6%. Несмотря на снижение доходов, Еврейская АО, как и многие другие субъекты федерации, не снижала расходы (они выросли на 11,4%), в т.ч. для того, чтобы выполнить требования того же федерального центра, хотя они не были обеспечены финансами. Она стала лидером в ДФО по росту расходов на здравоохранение (почти в 6,8 раз), и доля этих расходов (13,9%) оказалась среди наилучших в ДФО. Более того, Еврейская АО стала абсолютным лидером ДФО по доле расходов на социальную политику (самая большая статья – 33,1%), которые выросли более чем на 85%. Во многом это было обусловлено помощью, которая оказывалась пострадавшим от наводнения.
Но ситуация с другими расходными статьями выглядит, наоборот, тревожной. Еврейская АО нарастила расходы на образование, которые составили 22,6% бюджетных расходов. Но этих расходов явно недостаточно, и по их доле Еврейская АО является одним из аутсайдеров ДФО. Кроме того, регион тратит мало средств на культуру (2,4%), что тоже является одним из худших показателей по федеральному округу.
Куда пойти лечиться?
В образовательной сфере Еврейской АО ситуация, впрочем, тоже была неблагоприятной, и при этом средств на нее явно не хватало. В 2013 году регион отличался одними из самых низких по ДФО зарплат в сфере образования. При этом он характеризуется невысокой обеспеченностью учителями. В то же время власти прилагали усилия, чтобы улучшить эту ситуацию, несмотря на нехватку средств. В 2014 году зарплаты в сфере как образования, так и здравоохранения уже превысили среднюю по региону. В 2014 году одним из успехов региональных властей считается улучшение ситуации с обеспеченностью детскими садами.
Больше всего бросается в глаза фактический отказ Еврейской АО от бюджетного финансирования ЖКХ (всего 3,8% бюджетных расходов). Это резко контрастирует с другими, особенно – северными регионами ДФО. Повысить расходы на ЖКХ в 2014 году регион не смог. В регионе немного ветхого и аварийного жилья, что является безусловным плюсом в условиях нехватки средств. Но в то же время Еврейская АО – лидер ДФО по доле убыточных организаций ЖКХ. Немного средств остается у Еврейской АО на статьи национальной экономики (12,3% расходов). В частности, она является одним из аутсайдеров ДФО по доле расходов на дорожное хозяйство (6,3%). Расходы на экономику в целом и дороги в частности в 2014 году пришлось урезать.
При этом бюджет Еврейской АО расходует заметную часть средств (8,5%) на общегосударственные вопросы. Эти показатели выше средних по ДФО, но лидером Еврейская АО не является. Однако первое место в ДФО она занимает по доле расходов на содержание главы региона и глав муниципальных образований (1,1%). Как и многие небольшие регионы, Еврейская АО характеризуется повышенной долей чиновников в экономически активном населении (третье место в ДФО). Но при существенных расходах на первых лиц, зарплаты рядовых чиновников невелики. Что касается доли расходов на СМИ (0,23%), то она выглядит скорее средней.
Таким образом, заметное улучшение ситуации с собственными доходами регионального бюджета не решает пока социально-экономические проблемы Еврейской АО. В результате не удается обеспечить сбалансированность в расходной политике, когда многие статьи остаются явно недофинансированными.
Что тормозит прорыв
В то же время прошлый год не стал успешным с точки зрения привлечения инвестиций в регион. По данным за первое полугодие 2014 года, Еврейская АО испытала спад инвестиций. Регион отличается крайне малым объемом прямых иностранных инвестиций (они достигли пика в 2011 году и потом опять снизились).
В этих условиях региональные власти пытаются изменить инвестиционный климат к лучшему. В прошлом году ими был создан совет по улучшению инвестиционного климата. Законодательное собрание приняло закон о льготном налоговом режиме для инвесторов. Что касается международного сотрудничества, то неплохо продвигается работа китайских предприятий в АПК Еврейской АО. Региональные власти проводили переговоры с израильской компанией LR Group на предмет строительства молочного комплекса в Смидовичском районе. Сотрудничество в сельском хозяйстве обсуждалось также с представителями КНДР.
Но не исключено, что на реализацию инвестиционных проектов в данный момент стала негативно влиять неопределенность с судьбой региональной власти в связи с губернаторскими выборами 2015 года. Еврейская АО, как и другие регионы ДФО, находилась в центре пристального внимания федерального центра. Одним из крупных событий прошлого года стал визит Дмитрия Медведева, что было большим знаком внимания, учитывая, что область совсем не избалована посещениями первых лиц государства. Важнейшую роль в отношениях с федеральным центром играла ликвидация последствий наводнения 2013 года. Власти Еврейской АО, понимая свою ответственность перед федеральными властями (в частности, в регионе с инспекционными поездками бывал Юрий Трутнев), активно старались решать проблемы подтопленцев, расширяли меры их поддержки. Губернатор Александр Винников ввел ответственность своих заместителей за те или иные вопросы, связанные с наводнением.
Однако влияние региональной власти в центре, несмотря на ее старания, все равно не выглядело устойчивым. Губернатор стал постоянно подвергаться критике со стороны ОНФ, что явно было связано с приближением выборов и отсутствием однозначного решения о продлении полномочий Александра Винникова. Так, предметом критики были и ситуация вокруг обеспечения жильем подтопленцев, и высокие тарифы ЖКХ в регионе. Стоит добавить, что «масла в огонь» подливали местные строительные и коммунальные компании, представители которых выходили на акции протеста, обвиняя региональные власти в невыполнении свих обязательств и призывая к отставке губернатора.
Тем временем потребность в федеральной поддержке оставалась у Еврейской АО очень высокой, и власти использовали имеющиеся возможности для ее получения. Ключевой инвестиционный проект региона – Кимканское и Сутарское месторождения железной руды вошел в предварительный список приоритетных инвестиционных проектов, рассмотренный Минвостокразвития, но во второй группе, где потребовалось устранить замечания. Еврейская АО заинтересована и в продолжении федеральной поддержки строительства моста Нижнеленинское – Тунцзян. Свой проект территории опережающего развития она, как и следовало ожидать, предложила в АПК (на базе сел Волочаевка и Даниловка Смидовичского района). Однако этот проект находится явно не на первых позициях с точки зрения Минвостокразвития. Кроме того, областные власти хотят добиться федеральной поддержки для проведения мероприятий по защите от новых наводнений: средства необходимы для строительства защитных сооружений на Амуре.
Политическая неопределенность
Несколько более благоприятными выглядят перспективы инфраструктурных проектов, в которые вкладывается российское государство. Прежде всего, Российский фонд прямых инвестиций, являющийся дочерней структурой Внешэкономбанка, создал с китайской компанией CIC Российско-китайский инвестиционный фонд, который должен финансировать строительство моста через Амур. Ожидаются капиталовложения со стороны ОАО «РЖД», которое получило средства федерального бюджета и ФНБ на модернизацию Транссиба. В частности, начинается реконструкция старого Облученского тоннеля.
Политический фон происходящих событий оставался тем временем неблагоприятным. Ближе к истечению срока полномочий Александра Винникова в публичной сфере стала распространяться информация о том, что Кремль все-таки проведет замену руководителя Еврейской АО. В качестве возможных кандидатов на замену стали фигурировать спикер законодательного собрания Анатолий Тихомиров, мэр Биробиджана Андрей Пархоменко, первый вице-премьер правительства Хабаровского края Александр Левинталь. Все это, разумеется, создавало нервозную обстановку в региональных элитах.
Конфликтные ситуации возникали и на муниципальном уровне, тем более что в сразу четырех районах области в сентябре 2014 года прошли выборы глав. В частности, ушел в отставку глава Биробиджанского района Евгений Сухарев, который подвергался критике со стороны местной общественности и, как считается, не устраивал губернатора. Его 20-летнее правление закончилось скандалами и выходом Евгения Сухарева из «Единой России». В новых выборах участия он уже не принимал. Стоит заметить, что выборы нового главы «столичного» района Еврейской АО прошли относительно спокойно, и их выиграл заместитель Евгения Сухарева по сельскому хозяйству Евгений Кочмар, выдвинутый «Единой Россией». Кандидаты «партии власти» уверенно победили в Октябрьском и Смидовичском районах. Однако в Ленинском районе все-таки случился раскол элиты: действующий глава Сергей Лаврук выиграл выборы в качестве самовыдвиженца, опередив своего первого заместителя Виктора Князева, выдвинутого «Единой Россией».
В дальнейшем, однако, областными властями было принято решение об укреплении властной вертикали, и упомянутые выше выборы стал последними. Теперь в районах и городских поселениях введена модель сити-менеджера. Прямые выборы остались на перспективу в областном центре Биробиджане.
Таким образом, политическая неопределенность наложила большой отпечаток на ситуацию в Еврейской АО. Но в самое ближайшее время наступит ясность по вопросу о губернаторе региона и, соответственно, основном кандидате на предстоящих в сентябре выборах. Тем временем регион продолжает крайне нуждаться в прорывных инвестиционных проектах. С этой точки зрения ему очень нужно завершение реализации проекта Кимкано-Сутарского ГОКа, где, к сожалению, стали возникать заминки. Позитивную роль может сыграть также реализация инвестиционных проектов в АПК, где регион имеет шанс создать свою единственную территорию опережающего развития. Если по этим проектам будет происходить реальное продвижение, то область сможет увереннее развиваться и решать свои бюджетные проблемы, которые в своем нынешнем виде создают риски роста социальной напряженности.
Ранее на EastRussia.ru представлены итоги 2014 года Хабаровского края, Чукотки, Якутии, Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области.
Текст: Ростислав Туровский, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ. Фото: http://eaomedia.ru/