Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Еще одни спецмеры

"Майский указ" президента на востоке страны будет выполнить крайне непросто

Удивительный диссонанс с оптимистичными заявлениями властей об улучшении условий ведения бизнеса на Дальнем Востоке создало последнее заседание правительственной комиссии по развитию макрорегиона под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, состоявшееся на Камчатке. Стоило только чиновникам заговорить о достижении целей нового "майского указа" Владимира Путина, поставившего, как известно, амбициозные цели перед всей Россией на ближайшую шестилетку, как Дальний Восток тут же вновь был зачислен в отстающие по массе показателей. Какие специальные меры для развития Дальнего Востока попросили в Минвостокразвитии у премьера, разбиралось EastRussia.

Еще одни спецмеры
Фото: government.ru
Августовское заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона премьер-министр Дмитрий Медведев провел на Камчатке. Для некоторых дальневосточных губернаторов, назначенных в этом году врио глав регионов, это была первая подобная встреча, для остальных - скорее последняя репетиция по "дальневосточной повестке" перед Восточным экономическим форумом, который пройдет в сентябре во Владивостоке. В повестке совещания значилось сразу несколько тем, но самую важную Дмитрий Медведев выделил уже во вступительном слове.

"На ближайшие шесть лет перед нами стоят весьма серьезные задачи развития. Они определены "майским указом" президента №204, другими программными документами. И все заданные национальные ориентиры в экономике, социальной сфере должны быть достигнуты в том числе и на Дальнем Востоке. Я прекрасно понимаю, что эта задача труднее, чем во многих других регионах нашей страны. Здесь нам придется приложить немалые усилия. Конечно, главная цель - ликвидировать отставание Дальнего Востока в уровне жизни, социальном развитии от среднероссийского. Если здесь будут нормальные больницы, школы, дороги, жилье, работа, конечно, условия для бизнеса, то и люди с большей охотой поедут в этот уникальный макрорегион", - сказал премьер.

Указ президента №204, напомним, поставил перед правительством России задачу достичь к 2024 году нескольких показателей. Среди них - обеспечение устойчивого естественного роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, снижение в два раза уровня бедности. Не менее 5 млн российских семей должны ежегодно "улучшать жилищные условия". Еще одна цель - ускорение технологического развития России, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа, и обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Россия должна войти в топ-5 крупнейших экономик мира, сохранив стабильность (инфляцию не более 4%) и создав сектора экспорта в базовых отраслях - в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе прежде всего. 

Сейчас на Дальнем Востоке созданы льготные условия для инвестирования - заработали режимы территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, уже принесшие 130 новых предприятий, снижены тарифы на электроэнергию для предприятий пяти субъектов. Есть некоторые льготы для простых граждан, в том числе возможность оформить в бесплатное пользование на 5 лет участок земли площадью не более 1 га, прописаны законодательные послабления для туристов, - например, возможность для иностранцев посещать макрорегион по электронным визам. В этом году стартовала программа строительства и модернизации социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке - до 2020 года на строительство и реконструкцию 32 школ и детских садов, 20 больниц, 26 спортивных объектов, 7 центров культуры федеральный и региональный бюджеты потратят более 50 млрд руб. Но в целом Дальний Восток остается территорией с продолжающимся оттоком населения (как уже подсчитывало EastRussia, за 2017 год население ДФО стало меньше на 20,2 тыс. человек), высокими ценами и тарифами и сложными условиями ведения бизнеса. 

Дмитрий Медведев на совещании признал, что сделанного на Дальнем Востоке пока "недостаточно". "Поэтому сейчас мы активно формируем национальные проекты, там должны быть учтены и отражены потребности территорий, которые находятся в поле нашего особого внимания, – это Дальний Восток, Байкальский регион. Причем достигнуть необходимых показателей - универсальных или обобщающих показателей, таких как продолжительность жизни, - можно, только если заниматься решением проблем в конкретном регионе. Это невозможно сделать в среднем по стране или в среднем даже по округу. Все знают свои проблемы, надо признаться, это действительно трудная задача на Дальнем Востоке", - сказал премьер. 

Впрочем, Минвостокразвития совместно с губернаторами дальневосточных регионов и профильными федеральными министерствами уже пытается найти пути решения этой "трудной задачи". Как доложил премьеру министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов, "по многим позициям Дальний Восток сильно отстает от среднероссийских показателей" и "это отставание невозможно ликвидировать без специальных мер". 

Так, например, сложную демографическую ситуацию на Дальнем Востоке, считает Александр Козлов, не переломить без государственной поддержки рождаемости. "Считаем, что они должны быть, и в качестве специальных мер поддержки семей с детьми предлагаем предусмотреть: единовременную выплату при рождении первого ребёнка в размере 150 тыс. рублей, доплату к материнскому капиталу в размере 30%, пониженную ставку ипотечного кредита при рождении ребенка", - сказал он. 

"Следующая наша задача - это снижение смертности. Это вторая важная составляющая естественного прироста. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни на Дальнем Востоке существенно ниже среднероссийского значения - на 2,6 года. По ДФО - 71, по России - 72,7. Национальная цель - 78 лет к 2024 году. Две ключевые проблемы: запредельная смертность населения в трудоспособном возрасте и высокая младенческая смертность. Мы считаем, что необходимо принять срочные меры по изменению ситуации. Требуется строительство более 300 ФАПов и врачебных амбулаторий в труднодоступных и сельских территориях. Это первичное звено медико-санитарной помощи, на формирование которого ориентирует нас Минздрав России", - сказал министр. 

Не удастся Дальнему Востоку в текущих условиях достичь и цели по улучшению жилищных условий граждан, отметил Александр Козлов. Для этого "принципиально важно ликвидировать на Дальнем Востоке аварийное жилье: 3,2 млн кв. м - из них 2,2 млн кв. м уже стоят на учете как аварийные, 1 млн кв. м - это прогноз прироста аварийного фонда с учетом его износа". "Это стоит 236 млрд рублей. В федеральном проекте Минстроя пока заложено, к сожалению, только 37. То есть уже сегодня понятно, что эта цель не будет достигнута", - сказал министр. Кроме того, фактическая стоимость 1 кв. м жилья в регионах Дальнего Востока, по данным Росстата, значительно превышает норматив, установленный Минстроем, и это "приводит к тому, что недофинансируются федеральные жилищные программы на территории Дальнего Востока". "По этой причине - отсутствие заявок на установленную цену квадратного метра, - сорвалась реализация программы "Жилье для российской семьи" в Комсомольске-на-Амуре", - объяснил министр. 

"Президент поставил задачу в полтора раза увеличить объем жилищного строительства. Когда мы вместе с коллегами из Минстроя оценили решение задачи на нашей встрече в Хабаровске, столкнулись с тем, что в регионах Дальнего Востока практически отсутствуют площадки с инфраструктурой для комплексной застройки. Если стоимость инфраструктуры войдёт в стоимость квадратного метра, он будет стоить еще дороже, чем я сейчас сказал. Считаем, что в этой связи Минстрою совместно с регионами необходимо будет предусмотреть эффективные механизмы финансирования инженерной инфраструктуры", - добавил он. 

"Ввиду низкой плотности населения округа и транспортной доступности вопрос обеспечения качественной связью дальневосточников стоит очень остро. На сегодня имеющаяся инфраструктура связи не позволяет в полной мере его решить. Это касается как магистральных каналов связи с выходом в единую сеть страны, так и телекоммуникационной инфраструктуры населенных пунктов. В результате 10% населения региона не имеет качественной устойчивой связи. В ее отсутствие вынуждены оплачивать высокую стоимость спутниковой связи. К примеру, стоимость услуг связи и доступа в интернет по спутниковой связи при скорости 1 Мбит на Курильских островах составляет 40 тыс. рублей в месяц. Дальнему Востоку достаточно сложно конкурировать в развитии высоких технологий с Центральной Россией, где базируется вся информационная инфраструктура, образовательные и исследовательские центры, где тарифы интернет-сетей в разы доступнее дальневосточных. Например, тариф для юридических лиц со скоростью доступа 100 Мбит в секунду в Якутии в 2 раза, а на Камчатке в 2,7 раза дороже, чем в Москве. Необходимо в первую очередь обеспечить качественной связью образовательные и медицинские учреждения, увеличить долю домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, до 97% к 2024 году", - доложил Александр Козлов. 

Приведя еще несколько примеров отставания Дальнего Востока от среднероссийской ситуации, министр предложил премьеру "дать соответствующие поручения профильным федеральным органам исполнительной власти, ответственным за разработку национальных проектов": "Первое. Федеральным органам исполнительной власти в срок до 15 августа представить в правительство предложения по включению в национальные и федеральные проекты перечня мероприятий, обеспечивающих выполнение стратегических задач указа и достижение значений показателей социально-экономического развития выше среднероссийского уровня по каждому региону, с указанием необходимых объемов финансирования по годам реализации. Второе. Определить источники их финансирования по каждому дальневосточному региону. Третье. При распределении субсидий и иных межбюджетных трансфертов учитывать отклонение показателей социально-экономического развития регионов от среднероссийского уровня, имея в виду необходимость увеличения финансирования отстающих регионов за счёт перераспределения средств с регионов, имеющих показатели выше среднероссийского уровня". 
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике