Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Евразийская колея

Будут ли в России поезда так же быстры, как в Китае

Евразийская колея
Фото: shutterstock.com

Андрей Крайний

Экс-руководитель Росрыболовства, статс-секретарь Евразийского банка развития
Никогда не забуду своего впечатления, полученного в Шанхае от полёта … из аэропорта до центра города. 30 километров за, внимание, 7 минут! Только жене успел сообщение кинуть, что долетел. Поезд летит 450 км/час. Было такое впечатление, что из одного самолёта пересел в другой. Собственно, 30 км, язык не поворачивается назвать его железнодорожным составом, он набирает скорость, летит и тормозит. При 250 км/час, надо заметить, тормозной путь составляет 2 км.

Это Китай. По высокоскоростным магистралям – это первая страна в мире. Прирастает на 2000 км в год.

А вы знаете, сколько километров высокоскоростных магистралей у нас в России, самой большой территории в мире?

Ни одного!

Даже движение Сапсана между Москвой и Санкт-Петербургом нельзя назвать высокоскоростным в полном смысле этого слова. Потому что современные высокоскоростные поезда в штатной эксплуатации развивают скорости до 350—400 км/ч. Мировой рекорд, кстати, 603 км/час. То есть до Питера, в принципе, мы могли бы «долетать» часа за полтора.

А теперь о деньгах.

По европейским стандартам в среднем строительство 1 км высокоскоростной магистрали стоит 20-25 млн евро, её годовое обслуживание - 80 тыс евро. Стоимость одного поезда для ВСМ с 350 сидениями колеблется от 20 до 25 млн евро, его годовое содержание обходится в 1 млн евро.

Скучные, согласитесь, цифры. Про скорость – живее!

Рассказывать о деятельности нашего международного финансового учреждения невозможно без привязки к конкретным проектам инвестирования. Иначе получится скучно и неинтересно. Но что может быть увлекательнее реальных планов и реальной работы по разрешению одной из двух извечных российских бед?

Да и не только нам. Странам ЕАЭС в целом и в особенности России и Казахстану, следует отдать приоритет развитию железнодорожных перевозок. На этом сходятся практически все эксперты. Именно поэтому наши инфраструктурные усилия сосредоточены прежде всего на железнодорожном транспорте.

В конце мая в подписанных документах зафиксированы несколько потенциальных объекта инвестирования. В том числе, о первой в России высокоскоростной магистрали «Москва-Казань».
И это только участок! В последствии ВСМ «Москва-Казань» станет частью высокоскоростной магистрали «Евразия». Так мы её называем. Китайцы предпочитают называть эту дорогу Шёлковый путь и, кстати, свою часть пути от Пекина до Берлина они уже построили.

Перед ними теперь бескрайняя Россия и гигантский Казахстан.

Однако, и мы взялись за дело! На пути от Москвы до Казани – Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары… Далее Екатеринбург!

Протяженность маршрута магистрали Москва — Казань составит 770 километров, максимальная скорость движения — до 400 километров в час. Дорога пройдет по территории семи субъектов России. Общая стоимость проекта составляет по оценкам РЖД около 1,5 триллиона рублей. Планируемый срок ввода в эксплуатацию  - 2023 год. Мы готовы софинансировать проект, в том числе, путем участия в акционерном капитале специальной проектной компании - концессионера. Банк планирует предоставлять долговое финансирование, готов участвовать в привлечении финансирования от международных инвесторов, выступать в роли финансового консультанта и расчетного банка.

Так что, уверен, скоро мы и у себя получим незабываемые впечатления от полётов по земле!